История развития художественной керамики

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Культурология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    38,3 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История развития художественной керамики

ВВЕДЕНИЕ

Свое название фаянс получил от названия итальянского города Фаэнца, где производились фаянсовые изделия. Иногда фаянс называют керамикой или майоликой, однако фаянс и майолика относятся к керамике как части к целому. Поэтому фаянс - это вид керамики, для изготовления которого используют огнеупорные беложгущиеся глины, кварц и различные добавки. В отличие от фарфора имеет непрозрачное пористое тело, температура утильного обжига превышает температуру политого, имеет мелкопористый белый излом.

Фаянс до открытия фарфора, а также и после пользовался большим спросом в различных странах. Он широко использовался как строительный материал - санитарно-технические изделия, облицовочные плитки, художественно-декоративные изделия. Большую популярность при сервировке стола завоевали майоликовые и фаянсовые чайные и кофейные сервизы, столовая посуда по-настоящему современная, простая и удобная.

Преимущества фаянса безусловны. Он значительно дешевле, чем фарфор. А широкое применение подглазурных декоров придает изделиям высокую прочность, теплоту и чистоту, что очень важно для посуды повседневного пользования. Высокое качество, доступные цены, разнообразный ассортимент позволяют этому материалу быть конкурентоспособным на мировом рынке.

Фаянс служит для производства как посуды для общественного питания (30- 40%), так и для массового потребителя (60-70%). Это всевозможные тарелки, блюда, салатники, сахарницы, вазы для фруктов, для конфет, масленки, сливочники, различные чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами которые декорируют более яркой и броской росписью и многое другое. Такая посуда является примером сочетания цены и качества. В отличие от фарфоровых изделий посуда из фаянса не просвечивает даже в самых тонких слоях.

Однако по своим качествам фаянсовая посуда уступает фарфоровой. И, тем не менее, в последнее время спрос на фаянсовую посуду растет. И теперь фаянс получил свое применение и в сантехнике (умывальники, унитазы), для производства облицовочных плиток, архитектурных деталей, так как внешне он почти не отличается от фарфора, а цена преимущественно ниже.

В Ростовской области широко известны предприятия по выпуску конкурентоспособной облицовочной плитки на ОАО «Стройфарфор» в городе Шахты, предприятие народных промыслов в Семикаракорске, выпускающего посуду и хозяйственно-декоративные изделия Донской тематики из глинистого фаянса.

. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КЕРАМИКИ

Искусство изготовления изделий из глины возникло еще в давние времена. Об этом свидетельствуют археологические находки и архитектурные памятники нашей страны и многих стран мира. Исторические этапы развития художественной керамики с учетом данных Захарова А.И. [1] приведены в таблице 1.1.

Таблица 1.1. Основные этапы в истории керамической технологии.

Вид художественной керамики

Время изготовления

Первые керамические изделия

Более 24 тыс. лет до н.э.

Изготовление гончарных изделий

10 тыс. лет до н.э.

Первые глазурованные

IX тыс. лет до н.э.

Первые люстрированные изделия

IX век н.э.

Майолика:


Итальянская

XV век н.э.

Майолика российская

XVII…XVIII век н.э

Фаянс:


Египетский

XV век до н.э.

Персидский

X век н.э.

Надглазурная и подглазурная роспись фаянса

XIIIвек н.э.

Мягкий европейский фаянс

XVI век н.э.

Фарфор:


первые изделия в Китае

I век до н.э.

Китайский

IV…VI век н.э.

Европейский

1710 г.

Российский

1744 г.


Керамическое производство относится к числу наиболее древних на земле. Ведь керамика известна и используется человечеством около 26000-летий. Наличие легкодоступного материала - глины - обусловило раннее и практически повсеместное развитие керамического ремесла.

Первоначально основным видом керамических изделий были толстостенные сосуды с пористым черепком, круглым или коническим дном, придававшим устойчивость при установке в землю. Лепились они от руки путём наращивания отдельных жгутов глин. А благодаря многочисленным отпечаткам пальцев ученые установили, что древнейшие керамические сосуды изготовлялись женщинами. В глину, чтобы она не трескалась при обжиге, добавлялись толчёные раковины и измельчённый гранит.

Изделия каменного века обжигались сначала на кострах (вероятная температура обжига 800-900°С), позднее появились специальные обжигательные печи.

В период позднего неолита и энеолита (медного века) формы сосудов становятся более разнообразными; появляются скульптуры людей и животных. Так как большинство сосудов уже имели плоское дно, можно было сделать вывод о наличие плоского стола и плоского печного пода, что говорило о преобладание оседлого образа жизни. Тогда же керамические изделия начинают украшать орнаментом от простейших, выдавленных штампиком и остриём узоров, покрывавших всю наружную поверхность сосудов, до более разнообразных и художественно выразительных росписей, состоявших из ритмически чередовавшихся завитков, концентрических кругов, волнообразных линий, сетчатых рисунков и т.д. Узоры часто были многоцветными, использовались сочетания красных, белых, чёрных и других красок.

Первобытные орнаменты наделялись магическим значением; в основе их лежали природные стихии, но со временем они и превращались в декоративные мотивы.

Важно отметить, что начальная стадия развития орнамента в мировом искусстве связана в первую очередь именно с керамикой. В узорах, покрывавших керамические сосуды нового каменного и медного веков, прослеживалось построение гармонической, ритмически упорядоченной композиции и вместе с тем возникала особая область художественной деятельности - прикладное искусство.

Следующий этап развития керамического производства относится к периоду сложения рабовладельческих государств на Древнем Востоке. В 4 тысячелетии до н. э. древние египтяне уже знали искусство изготовления глазурованных керамических изделий, а в конце того же тысячелетия шумеры научились создавать объёмные изделия из глины на гончарном круге. Его применение резко повысило производительность труда и улучшило качество изделий. Гончарным делом стали заниматься мужчины.

Керамическое искусство стран древнего Востока (Ассирия) было тесно связано с оформлением архитектуры. Для украшения дворцовых и религиозных построек применялся цветной глазурованный кирпич, а также облицовочные плитки. Основными сюжетами были военные и бытовые сцены. Однако также распространёнными были и изображения фантастических животных.

Для крито-микенской культуры (конец III - середина II тысячелетия до н.э.), которая предшествовала античной культуре, уже характерно высокое качество изделий художественной керамики. Ярким примером может служить «Ваза с осьминогом» из Гурнии.

В Древней Греции керамика становится одним из главных видов художественного ремесла. Своего расцвета она достигает в VI-V вв. до н.э. Керамическому искусству греческой классики свойственны ясность конструкции, устойчивость формы, жизненность сюжета, функциональность формы и назначения. Изделия греческих мастеров вывозились далеко за пределы Греции и оказывали всюду большое влияние на местную продукцию. Ведущее место среди греческой керамики занимало производство различных сосудов, которые при всей ограниченности применяемых материалов превращались в подлинные произведения искусства. В чёрнофигурных композициях роспись давалась чёрным лаком по незакрашенному фону, а в краснофигурных - тёмный лак, напротив, покрывал фон, оставляя изображение незакрашенным (его красноватый цвет - это естественный цвет глиняного черепка).

В зависимости от назначения были разработаны разные типы сосудов. Кратер имел широкое горло, он предназначался для смешивания вина с водой; килик - плоская чаша с двумя ручками, из него пили вино; лекиф - стройный, небольшой, вытянутый кверху, с одной ручкой предназначался для хранения масла при погребальных церемониях.

Наибольшую актуальность благодаря гармоничным и благородным пропорциями имела амфора - ваза с двумя высокими ручками, предназначавшаяся для хранения масла и вина. Каждый тип вазы отвечал её назначению, т.е. отражал жизненную потребность. При этом формы и орнамент были хорошо продуманы с учётом всех свойств глины. Масса для приготовления греческих ваз, поначалу грубая и бурая, впоследствии становится более тонкой, твёрдой и чистой, красного или желтоватого цветов. Техника формовки доходила порой до виртуозности. Неповторимо своеобразны и сами росписи. Ни в какой другой период не достигало прикладное искусство такого удивительного сочетания одухотворённой жизненности и декоративности.

Художники вазописцы с большой свободой и наблюдательностью воспроизводили самые различные сцены из реальной жизни и мифологии, с уважением показывали труд ремесленников и человеческие фигуры с целью показать значимость человека.

Высокого развития достигла керамика в Китае. Расписные изделия, своеобразные треножные сосуды делались ещё в III тыс. до н.э. в эпоху Яншао. Во II-I тыс. до н.э. встречается глазурованная посуда и отдельные изделия из белой высококачественной глины - каолина. Китайская керамика отличалась особенным разнообразием и изысканностью форм, богатством и самобытностью форм и художественных решений. Изготовлялись чаши, кувшины, вазы, фляги, блюда, коробочки для румян, курительницы, чайники и многие другие изделия, украшавшиеся различными поливами, рельефными и расписными узорами. Китайские мастера держали в тайне секрет своего производства, за его разглашение полагалось строгое наказание, вплоть до смертной казни.

В эпоху средних веков особенно значительным было развитие керамики в странах Арабского Халифата, Средней Азии, Персии. Наибольшей известности достигли изготовлявшиеся в этих районах вазы, кувшины, блюда и ряд других изделий, а также архитектурные плитки, покрытые многоцветными глазурями.

Мусульманская религия запрещала использовать в быту посуду из драгоценных металлов и тем самым невольно оказала положительное влияние на работу керамистов. После долгих поисков мастерам удалось изготовить специальные керамические покрытия - люстры. Они наносились на глазурованную поверхность изделия и придавали ей после обжига радужный своеобразный металлический блеск с перламутровым, золотистым отливом. Наибольшего расцвета производство этих изделий (так называемой испано-мавританской керамики) достигло в XIV-XV вв. в Испании.

В связи с ограничениями, установленными исламом в изображении живых существ и особенно человека, керамика украшалась главным образом орнаментальной росписью. Орнамент мусульманских стран, считавшийся «музыкой для глаз», отличался удивительным богатством художественных форм.

В Западной Европе, после упадка в период средних веков, когда из посуды преобладали печные горшки, а для строительства керамика практически не применялась, возрождение керамического производства начинается с XV в. в Италии. В эпоху итальянского Ренессанса, наряду с общим расцветом искусства, высокого подъёма достигает и художественная керамика. Произведения итальянских мастеров отличались композиционным совершенством и цветовой гармонией, точностью и ясностью рисунка.

В ряде Европейских стран получило развитие производство керамических изделий с плотным спекшимся черепком - «каменный товар». В Германии в конце XV-XVI вв. получило широкое распространение изготовление печных изразцов, кружек, ваз с рельефным узором, покрытых соляной глазурью. Особого совершенства этот вид керамики достиг в XVIII в. в Англии.

На территории нашей страны керамическое производство развивается с глубокой древности, о чем свидетельствуют раскопки в селе Триполье близ Киева (III тыс. до н.э.). Вблизи Керчи обнаружены остатки печей для обжига керамики, сооружение которых относится к IV в., но относительная сложность конструкций печей указывает на то, что керамическое производство возникло здесь значительно раньше.

Уже в период раннего средневековья, в X в., в Киевской Руси был хорошо известен гончарный круг. Изготовлялись разнообразные гончарные изделия: миски, блюда, ковши, светильники, фонари, кувшины. В результате тесных связей с Византией русские гончары в XI в. стали выделяться сосуды с двумя ручками, напоминающими по форме античные амфоры. В то же время совершенствовались обжигательные печи, температура обжига в которых была достаточно высокой - до 1200°С. В изображении преобладают зеленые и синие цвета, положенные на светло-желтоватый фон черепка.

С XIV в. начинается новое развитие керамического производства, которое достигло своего подъема в XVII в. В XVI-XVII вв. изделия становятся разнообразными, формы и пропорции достигают большой выразительности, техника исполнения получает высокую степень совершенства. Поражает красота и четкость узорного рисунка, а также удивительное композиционное мастерство, позволяющее ограничено вписать любое изображение в круглую форму вещи.

Наиболее значительным периодом в истории развития русской керамики был XVIII в. - век напряжённых технических и художественных исканий, интересных находок и изобретений. Роспись, наносимая по сырой эмали, отличалась большой чёткостью и лаконизмом. Особенно красивы изображения птиц, выполненные быстрым, свободным рисунком и раскрашенные синей, зелёной, жёлтой и фиолетовой красками.

В развитии русской керамики на рубеже веков особое место занимает деятельность художников, группировавшихся вокруг Абрамцевской и Талашкинской мастерских.

Несмотря на то, что керамика известна человечеству не одно тысячелетие, этот материал постоянно совершенствуется и находит применение в нашей повседневной жизни. Архитекторы и дизайнеры охотно используют ее как в интерьере, так и в экстерьере. И дело здесь, видимо, не только в пластических возможностях керамики, относительно невысокой стоимости самого материала и его долговечности. Рожденная землей и огнем, керамика органично сочетается как с живой природой, так и с большинством строительных материалов.

1.1 Гончарное искусство

В Ветхом Завете в нескольких местах упоминается о гончарах и их изделиях. Самые древние глиняные сосуды доисторической эпохи выделывались от руки и не имели правильной формы. Позднее встречаются уже сосуды правильной круглой формы, возможной только при употреблении гончарного стола с кругом. Время его изобретения определяют разно, во всяком случае, евреи уже знали употребление Гончарного стола, так как о нём говорит Иеремия (18, 3): «вступил в дом гончара, а он работал на кругу» (то есть на Гончарном столе). У евреев гончарное производство было настолько развито, что гончары составляли особый цех.

В изделиях Гончарного производства каждого народа можно до некоторой степени видеть уровень его промышленного развития. Например, некоторые племена Внутренней Африки ещё в начале 20-го века изготовляли свои горшки от руки, без правильной формы; суша их на солнце, затем обкладывая их внутри и снаружи соломою и ею до известной степени обжигая.

Совершенствуясь затем в течение веков, оно достигло того высокого развития, какое мы встречаем у китайцев, этрусков, греков и римлян, произведения которых заставляют нас теперь удивляться совершенству выделки и красоте форм: так, например, изделия новейших фабрик едва могут соперничать с этрусскими вазами.

Гончарное производство во время первых 7 столетий после Р.X. находилось в Европе в совершенном упадке и только в начале VIII столетия являются проблески его возрождения. Начало ему дают мавры в Испании, и тогда же появляются изделия, покрытые глазурью. Главным предметом фабрикации у них были глазурные плиты, служащие для облицовки стен, и такие же плиты синего или бурого цвета для выстилки полов, ещё теперь существующих в Гренаде, Алказаре и др.

Но самая высокая степень развития приходится между XIII и XV столетиями. В это же время получает большое развитие Гончарное производство в Италии, а в особенности после изобретения там непрозрачной глазури (майолики). Особенною славою пользовался художник Лука дела Робиа, произведения которого по высокой художественности ценятся весьма дорого и по настоящее время и составляют гордость Флоренции. Масса, из которой он делал свои произведения, называемая terra invetriola, состоит из очищенной гончарной глины, смешанной с песком и мергелем, известка которого увеличивала способность плавления. Глазурь содержала окиси олова, подкрашивалась в синий цвет кобальтом, зелёный - медью, фиолетовый - марганцем. Все его изделия подвергались двойному обжигу: перед глазурованием и после покрытия их глазурью.

Тосканские фабрики, узнав секрет оловянной глазури, дают начало новой отрасли Гончарного производства, а именно выделке фаянса. Все подобные Гончарные изделия сначала обжигались слабым огнем, потом покрывались белою поливою, на ней делались живописные рисунки и изделия подвергались вторично обжигу, но уже очень сильному. Из майолики выделывались не только архитектурные украшения, но и разного рода домашняя утварь, вазы, статуэтки и пр.

Во Франции Гончарное производство начало развиваться после упадка его в Италии. Екатерина Медичи в особенности покровительствовала развитию этого производства во Франции, и ее стремления в этом направлении увенчались успехом. Бернар Палисси открывает собою новую эпоху Гончарного производства во Франции. Этот неутомимый труженик, несмотря на все неудачи в первое время своих опытов, достиг, наконец, до получения в изобретенной им обжигательной печи эмалированной глиняной посуды, ни в чём не уступающей итальянской. Специальностью его была посуда плоская, с изображением на ней растений, раковин, насекомых, рыб и т.д. Не менее замечательными мастерами этого дела были Кустод, Яков де Санлис и др.

В Голландии и Германии гончарное производство ограничивалось выделкою архитектурных украшений; в этом отношении отличались произведения из Нюрнберга в смешанном готически-итальянском стиле. Немецкие и фламандские Гончарные изделия XVI и XVII века, известные под названием Gris, пользовались большою славою как произведения художественные, но уступали изделиям итальянским и французским.

Гончарное производство в Англии в средние века было очень малоразвито, но в конце XIX века достигло высшей степени своего развития. Во время царствования Елизаветы фламандские гончары, вследствие религиозных преследований изгнанные из своего отечества, дают начало гончарному производству Англии. В начале XVIII столетия уже совершенствуется выделка изделий; но главною эпохой должно считать время появления Веджвуда, который был тем, же для Англии, кем Лука дела Робиа для Италии и де Палисси для Франции. Веджвуд в 1730 г. изобрел способ подражания яшме, базальту и усовершенствовал изделия каменные и фаянсовые. Изделия его выделывались по образцам форм древних. Способов состава глиняной массы было очень много, а потому и разнообразию в выделываемых предметах не было конца.

У славянских народов гончарное производство тоже берет свое начало со времен доисторических, обнаруживаясь в изделиях, находимых в гробницах и раскопках различной древности. Между найденными предметами встречаются:

урны, или пеплохранилища, высотою от 1 до 2 фт. (от 30 до 60 см);

горшки и жбаны с ушами и без них, а также миски в форме чашек;

блюда и подставки, нередко до 2 фт. (60 см) в диаметре;

сосуды дырчатые, вероятно, кадила;

игрушки детские, в форме птиц, груш и пр.

Масса, употребляемая для их выделки, обыкновенно состоит из глины, находящейся на месте, смешанной с мелко истертым гранитом, от примеси которого всегда на поверхности видны блестки слюды. Способ выделки бывает различный, от самой простой, с шероховатой поверхностью, выделанной, видимо, в руках, до очень гладкой поверхности и правильной формы, которая возможна при употреблении гончарного круга.

Изображения на поверхности их встречаются очень редко, в особенности изображения человеческого лица; цвет имеют чёрный, а некоторые как бы были чем-то покрыты и походят на изделия из чёрного мрамора. Надписей не встречено нигде. Урны с пеплом, в которых попадаются бронзовые и железные предметы, следует отнести ко времени первого десятка столетий: те же урны, в которых попадаются монеты арабские, относятся к IX или X ст., то есть упадку язычества. Гончарные изделия, находимые в гробах, высеченных в камнях, старше последних, по крайней мере, на тысячу лет. Казалось бы, поэтому, что техника гончарного производства конца X ст. должна была быть несравненно выше техники каменной эпохи; но в действительности разницы этой не найдено; напротив, изделия из эпохи каменной очень часто, гораздо лучше, старательнее и изящнее изделий X ст.

В средние века, когда глиняная посуда заменена была оловянной, серебряной или золотой, гончарное производство ограничивалось выделкою самого простого сорта её для беднейшего класса населения. К этому времени относится начало выделки изразцов, - которые выделывались в особых формах с выпуклым изображением монограмм, гербов, окрашенных в разные цвета и т. п.

.2 Художественный фаянс и фарфор

Культура керамики стояла в Китае очень высоко еще на заре нашей эры. Постепенно отыскивая и применяя все более светлые глины, смешивая их с различными добавками, китайцы примерно в IV-V вв. получили материал, очень близкий по составу к фарфору, из которого в мастерских делали селадоны - бледно-зеленые, слегка просвечивающие чаши и пиалы. К VI в. в Китае появились уже фарфоровые изделия в современном понимании - твердая полупрозрачная посуда со спекшимся черепком, получаемая в результате обжига особой массы, состоящей из каолина, полевого шпата и кварца.

В Европе секрет выделки фарфора долгое время был неизвестен. Лишь к 1710 г. в Саксонии заработал первый в Европе Мейсенский фарфоровый завод. Секрет изготовления фарфора после долголетних, многочисленных проб открыл алхимик Иоганн Бётгер, работавший под руководством известного математика Вальтера фон Чирнхауза. Бётгер совершенно случайно наткнулся на каолин, так называемую «шноровскую землю», которой в Саксонии пудрили парики. И только десятилетия спустя после его смерти продукция Мейсенского завода достигла подлинного совершенства. Сервизы, вазы, скульптурные группы в 1730-1760-х гг. в стиле рококо поражали современников пластичностью форм, тонкостью исполнения и изысканной росписью. Формам и изяществу мейсенского фарфора старались подражать другие европейские заводы.

Фактически случайно набрел на нужные глины и купец Афанасий Гребенщиков, первооткрыватель русского фаянса. Его сын Иван был своего рода учеником-самородком, обладавшим исключительным природным чутьем в области керамического производства. Но когда Гребенщиковы получили первые удовлетворительные образцы фарфора, их фабрика в Москве внезапно сгорела. В это же время - в 40-х гг. XVIII в. над открытием секрета фарфора работал ученый-химик, друг М. В. Ломоносова Дмитрий Виноградов. Виноградов работал как истинный ученый, настойчиво, целеустремленно, ставя опыт за опытом, и наконец, нашел требуемые составы, температуру (около 1300°), выяснил режим обжига и медленного остывания горнов, после чего из каолина, кварцевого песка и шпата получались изделия с тонким, белым, полупрозрачным, насквозь спекшимся звонким черепком - фарфор.

В 1744 г. в Петербурге был основан первый в России фарфоровый завод «Невская порцелиновая мануфактура», здесь Виноградов в 1747 г. получил первые удовлетворительные образцы фарфора. Но открытие «порцелинового секрета» не принесло ему, ни славы, ни чинов, ни денег. Черкасов хотел, чтобы налаживание фарфорового производства в России считалось только его заслугой. Виноградова отставили от любимого дела, подвергали арестам, унижениям и оскорблениям. Один из лучших его живописцев по фарфору - Иван Черный работал в сыром подвале, закованный в цепи. Виноградов умер в 1758 г., и никто не знает, где его могила. Трагическая судьба была и у Бётгера - он сошел с ума и умер в тюрьме. Везде первые шаги фарфорового производства были связаны с людскими трагедиями.

Зато, когда эти шаги были сделаны, производство фарфора стало быстро развиваться. В России вслед за Императорским возникли фарфоровые фабрики Ф. Гарднера, А. Попова, С. Батенина, Н. Юсупова, М. Корнилова и многих других. Всего в каталогах приводится до 700 марок русского фарфора, но многие из заводов действовали очень недолго, не выдерживая конкуренции. К концу XIX в. большинство заводов перешло во владение к крупному капиталисту-промышленнику М. С. Кузнецову, создавшему своего рода «фарфоровую империю». Кузнецов делал посуду на самые разнообразные вкусы и поставлял ее всюду, от царского двора до ямских придорожных трактиров. Для подготовки художников по фарфору он учредил специальные стипендии в Строгановском художественном училище.

В настоящее время в СССР работают как давно возникшие заводы - Ломоносовский, Дулевский, Дмитровский, Рижский, Песоченский, так и вновь построенные - Ташкентский, Дружковский, Владивостокский, Самаркандский и др. Они выпускают более 1 млрд. штук изделий в год. Фарфоровая посуда давно перестала быть роскошью, превратившись в обыденные бытовые изделия. Но вместе с тем фарфор остался высоким искусством. Многие художники по фарфору удостоены почетных званий, награждены орденами, являются лауреатами Государственной премии, а двое из них - В. Городецкий и П. Леонов были избраны членами-корреспондентами Академии художеств СССР.

Фаянс производят из тех же белых глин - каолинов, что и фарфор, но обжигают при более низкой температуре (около 1000°). Поэтому фаянсовый черепок не спекшийся, а мелкозернистый, легче бьющийся. Он непрозрачен и не может быть таким тонким, как фарфор.

Если роспись по фарфору обычно бывает тонкой, четкой, напоминающей графику, то роспись фаянса выполняется крупными, кистевыми мазками.

В XV-XVI вв. фаянс мало отличался от майолики - керамических изделий, политых глазурью или эмалью. Он выделывался из более светлых серо-белых глин, покрывался белой эмалью, обжигался при сравнительно низкой температуре и расписывался яркими, чистыми красками. Производство фаянсовых тарелок было особенно развито в небольших итальянских городах Урбино, Деруте, Кастель-Дуранте, Фаэнце. Имя последнего города и дало собирательное название всей этой продукции - фаянс.

В ленинградском Эрмитаже есть довольно большая коллекция старых итальянских фаянсов. На большинстве тарелок изображены молодые женщины, причем часто с маленькой собачкой. В то время существовал обычай: жених дарил невесте тарелку с ее портретом и каким-либо изображением, символизирующим те добродетели, которые он хотел бы видеть в своей будущей супруге. Так вот, собачка олицетворяла собой верность. Некоторые фаянсовые тарелки украшены копиями с картин или портретов великих итальянских художников, в частности Рафаэля.

В Советском Союзе основной центр производства художественного фаянса - Конаковский завод имени М. И. Калинина в Калининской области. Здесь вырабатывают посуду, скульптуру малых форм по моделям художников.

1.3 Майолика

Современная керамическая плитка существенно отличается от той, что продавалась 5-10 лет назад. Видов и вариантов подобной продукции стало так много, что потенциальный покупатель, придя в строительный магазин, просто теряется. Среди всего изразцового великолепия выделяется эмалированная плитка - майолика, которая является наиболее прочной керамической плиткой.

Майолика по-итальянски

Обжигать плитку и использовать ее для облицовки стен и пола начали более 5000 лет назад в Древнем Египте и Вавилоне. Изначально торговавшая с Египтом мавританская Испания позаимствовала технологию по производству плитки и сама стала продавать ее другим государствам Европы, в частности, Италии.

В XI веке флорентийский мастер Лукка делла Робиа и его преемники стали покрывать свои изделия молочно-белой непрозрачной глазурью, получившей имя - майолика. Это слово произошло от названия балеарского острова Майорка, или Мальорка, откуда были отправлены первые партии изделий. Глазурь содержала окись олова, подкрашивалась она в синий цвет кобальтом, в зеленый - медью, в фиолетовый - марганцем. Все изделия мастера обжигали дважды: перед глазурованием на слабом огне и после покрытия их глазурью - на сильном.

В середине XVI века выдвигаются новые итальянские центры по производству майолики: Урбино, Губбио, Пезаро. В конце XVII -первой половине XVIII веков майоликовое производство возникает на юге Италии, в маленьком городке Неаполитанского королевства - Кастелли. Неудивительно, что гончарные изделия итальянских мастеров приобрели наибольшую известность в мире.

Майолика по-голландски

Сама природа повелела голландцам быть не только мореходами и садовниками, но и гончарами: бери податливую глину прямо за порогом дома. К XV веку это ремесло считалось потомственным в голландских городах.

Но самую широкую всемирную известность приобрел прославленный красотой каналов и отраженных в их зеркале старинных домов город Делфт. В этом городе также трудилось немало гончаров. Но местная глина была чересчур жирной. Поэтому вначале делали из нее большей частью утварь для кухни, нехитрую, тяжелую, основательную - горшки, кувшины для молока и сливок, пивные кружки. Но это продолжалось недолго, до тех пор, когда в XVI веке в Делфт приехали многие итальянские мастера и стали выпускать керамическую плитку. Как только дело начало процветать, они приняли голландские имена и основали школу этого удивительного ремесла.

Поэтому Делфт вполне заслуженно называют "голландской Фаэнцой", по названию того самого итальянского города, который дал миру слово "фаянс". Знаменитый "синий Делфт" производился в виде плиток для облицовки стен и кафельных печей, а также столовой и декоративной посуды. Пик расцвета пришелся на XVIII век - в Голландии работало, по меньшей мере, около 30 заводов.

Некоторые фабрики, возникшие в то время, продолжают производить плитку и по сей день, и поэтому заслуженно являются одними из старейших не только в Голландии, но и во всем мире. Голландской плиткой отделывались интерьеры во многих странах, ее покупали в Нидерландах в огромных количествах, ее пытались копировать. В том числе и в Российской империи.

Майолика по-русски

В самом начале XVIII века первый губернатор Санкт-Петербурга князь Меньшиков построил в Стрельне фабрику по образцу голландских заводов, где русские мастера стали делать плитку не хуже заграничной.

Подобно любому произведению настоящего искусства, русские изразцы очень точно выразили эстетические и философские воззрения своего времени. Своим нарядным многоцветьем они свидетельствовали о богатстве и, тем самым, о могуществе - сначала удельных князей, а затем и первых московских царей молодого русского государства. Отсюда щедрое украшательство изразцами фасадов многочисленных храмов и дворцов вплоть до конца XVII века.

Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы. Здесь выпускались в большом количестве наличники для окон, порталы, фризы, плитки для изразцовых печей. С наступлением бурного XVIII столетия, когда Россия вышла на международную арену, и доказывать могущество русского государства пришлось, в первую очередь, силой армии, флота и развитием торговли, изразцы "перебрались" с улицы во внутренние покои особняков и в трапезные церквей. Теперь они свидетельствовали о благосостоянии хозяина дома и процветании церковного прихода.

В XVIII веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной - мастерские Гжели.

В декоративной майолике на рубеже XIX-XX веков работали такие русские художники, как М. А. Врубель, В. М. Васнецов, А. Я. Головин, С. В. Малютин и другие. Не стал исключением и XX век. В 1930-х годах с майоликой работали советские скульпторы И. Г. Фрих-Хар, И. С. Ефимов. С 1950-х к майолике обращаются не только советские, но и зарубежные художники-керамисты, в том числе Ф. Леже и П. Пикассо.

Технология изготовления майоликовых изразцов требует высокой культуры производства, точности и аккуратности в работе. Для изготовления изразцов используется красная глина, которая впоследствии покрывается эмалью и глазурью. Перед вторым обжигом поверх белой эмали наносится декоративный рисунок.

Макет будущих форм изготавливают из мягкого материала, по которому в дальнейшем делается гипсовая форма. После этого в готовые формы вручную укладывается с запасом глиняная масса, заполненные формы на несколько дней оставляют для естественной сушки. Готовые и подогнанные друг к другу образцы покрываются тонким слоем белой глины.

Чтобы придать изделиям характерный красно-коричневый цвет и завидную прочность, их отправляют на первоначальный обжиг. Обжиг производится в специальных печах с распределенным теплом, чтобы усадка изразцов происходила равномерно. Наконец, художники могут, вручную, нанести рисунок.

Но это не так просто, как кажется на первый взгляд: при повторном обжиге используемые краски могут поменять свой цвет, неправильно нанесенный рисунок практически невозможно исправить. Расписные образцы отправляются на повторный обжиг, который происходит под тщательным контролем мастеров, следящих за неизменностью параметров обжига. Иногда готовые образцы дополнительно глазируют специальными красками.

Сегодня многоцветные изразцы переживают свое второе рождение. Десятки фирм на территории России предлагают облицовку печей и каминов изразцами, многие специализируются исключительно на изразцовых печах. И это не случайно. Человек всегда стремится к изящному, художественному, красивому. Один из путей удовлетворения этого стремления - многоцветный, теплый, живой изразец.

. ТЕХНОЛОГИЯ КЕРАМИКИ

2.1 Керамика и её классификация

.1.1 Определение керамики

Керамика (греч. keramike - гончарное искусство, от keramos - глина), изделия и материалы, полученные спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также оксидов металлов и других неорганических соединений (карбидов, боридов, нитридов, силицидов и др.). Наиболее точное определение керамики дано в Энциклопедии « Неорганические материалы» [2], а также в учебных пособиях А.П. Зубехина [3] с соавторами [4]: «Керамические материалы, керамика - поликристаллические материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральным добавками, а также оксидов и других тугоплавких соединений». Под термином «поликристаллические» понимается то, что керамика - многофазный материал, т.е. в ней присутствует кристаллическая, стекловидная и газовая фазы. Кристаллическая фаза представляет собой определенные химические соединения или твердые растворы. Эта фаза составляет основу керамики и определяет значения механической прочности, термостойкости и других ее основных свойств. Стекловидная фаза находится в керамике в виде прослоек стекла, связывающих кристаллическую фазу. Обычно керамика содержит 1 - 10% стекло фазы, которая снижает механическую прочность и ухудшает тепловые показатели. Однако стеклообразующие компоненты облегчают технологию изготовления изделий. Газовая фаза представляет собой газы, находящиеся в порах керамики; по этой фазе керамику подразделяют на плотную, без открытых пор и пористую. Наличие даже закрытых пор нежелательно, так как снижается механическая прочность материала.

Важнейшим признаком в технологии является спекание - обжиг при высокой температуре, в процессе которого формируется фазовый состав и структура керамики. Только после обжига глина превращается в новое, искусственное вещество - керамику. Для обжига хорошо просушенное изделие помещали в костер, русскую печь. Сегодня для этого используют электрические муфельные печи.

2.1.2 Классификация керамики

Керамика классифицируются в зависимости от структуры черепка, наличия глазури, условий изготовления и области применения.

По структуре черепка с учетом пористости, газо - и водопроницаемости керамика образует следующую классификацию:

плотная керамика, со спекшимся, плотным черепком (с водопоглощением меньше 5 %), имеющим блестящий раковистый излом и не пропускающим воду; сюда относится: фарфор, плитка, многие виды технической керамики;

пористая керамика, с непросвечивающим черепком (с водопоглощением больше 5 %), имеющим тусклый землистый излом, и при отсутствии глазури пропускающим газ и воду; сюда относится: фаянсовые изделия, кирпич, керамические блоки, облицовочная плитка и др.

В зависимости от зернистости черепка керамика делятся на:

тонкую керамику - это фаянс, майолика, фарфор, техническая керамика и др.

грубую керамику - это кирпич, канализационные трубы и др.

Эти виды керамики также могут быть глазурованные и неглазурованные.

По производственно-отраслевому признаку и областям применения выделяют следующие виды керамики:

строительная керамика - предназначенная для кладки зданий, сооружений; которая в свою очередь делится на: стеновую (кирпич, блоки, керамические камни); облицовочную - плитка для наружной и внутренней облицовке стен и полов; санитарно-техническую (раковины, унитазы, канализационные трубы);

огнеупорные материалы, огнеупоры (t≥1580 °C) - изделия, применяемые для кладки промышленных печей, топок, аппаратов, работающих при высоких температурах, в том числе фарфоровой и фаянсовой посуды;

химически стойкая керамика - предназначенная для применения в агрессивных средах, стойкая к кислотам, щелочам, расплавам;

тонкая керамика - хозяйственная и лабораторная фарфоровая и фаянсовая посуда, художественная, декоративная и другие разновидности изделий;

По практическому предназначению техническая керамика делится на:

конструкционную; сюда относят материалы для самолето-, ракетостроения, для двигателей внутреннего сгорания и др. целей;

функциональную - это сверхпроводящая керамика; полупроводниковая, лазерная, керамическое ядерное горючее (U2O3) и др.

.2 Сырьевые материалы для производства керамики

Сырьевые материалы, которые применяются в технологии керамики, в зависимости от своей роли в керамической массе делятся на пластичные, отощители и плавни.

2.2.1 Пластичные материалы. Глины

Пластичные материалы - глины, которые согласно ГОСТу 9169-75 делятся на собственно глины и каолины.

Глина - это тонкодисперсные породы, имеющие осадочное происхождение и состоящие из глинистого вещества и примесей. Глины при смешивании с водой и набухании образуют пластичное тесто, которое обеспечивает возможность получения различной формы изделий.

Глины классифицируются по разным признакам:

.По происхождению; Глины образовались в природе в результате выветривания (разрушения) горных пород (гранитов, полевых шпатов и алюмосиликатных пород). Так, из гранитов и полевого шпата ортоклаза K2O•Al2O3•6SiO2 в процессе выветривания, под действием воды и углекислого газа образуется каолинит:

K2O•Al2O3•6SiO2 + 2H2O + CO2= Al2O3•2SiO2•2H2O + K2CO3 + 4SiO2

полевой шпат каолинит поташ кремнезем

.В зависимости от места положения глины делятся на:

первичные (перенесенные);

вторичные (вторично отложенные - перенесенные водой, ветром);

метаморфизованные (измененные подавлением и температурой).

.Важнейшим свойством глин является пластичность, определяемая числом пластичности (ЧП) и зависящая от состава и главным образом от структуры глинистого минерала. По пластичности глины можно разделить на 5 групп:

высокопластичные - ЧП>25;

среднепластичные - ЧП≤25…15;

умеренно пластичные - ЧП≤15…7;

малопластичные - ЧП<7;

непластичные - ЧП=0.

.Важнейшей характеристикой глин является огнеупорность, которая обусловлена содержанием Al2O3+TiO2 (tпл.=2050°С). По огнеупорности глины можно разделить на:

огнеупорные (tпл.=1580°С); Каолины являются огнеупорными;

тугоплавкие (tпл.=1580 - 1350°С);

легкоплавкие (tпл.<1350°С).

.По содержанию Al2O3+TiO2 глины классифицируются на, % по массе:

высокоосновные (Во) ≥40;

основные (О) - 40…30

полукислые (Пк) - 30…15;

кислые (К)≤15.

. По температуре спекания глины делятся на:

неспекающиеся (t до 1100°С);

высокотемпературного спекания (t>1100°С).

.Степень спекания глин определяют по величине водопоглощения В спекшегося образца и различают на:

сильноспекающиеся (В≤2%);

среднеспекающиеся (2%≤В≤5%);

неспекающиеся (В>5%)

Важнейшим качеством глин является дисперсность, определяемая содержанием тонких частиц (ТЧ) размером менее 1мкм.

.По дисперсности глины можно разделить на:

тонкодисперсные (ТЧ>60% по массе);

дисперсные (ТЧ=60…20% по массе);

грубодисперсные (ТЧ<20% по массе).

Для ТХОМ исключительно важным свойством является наличие в глинах окрашивающих соединений (Fe2O3, α- Fe2O3 - гематит, предопределяет красный, розовый и т.д.).

Все свойства глин, особенно пластичность, зависят от наличия глинистого вещества, т.е. от содержания глинистых минералов.

Глинистое вещество - это глинистые минералы. По структуре они представляют собой mAl2O3•nSiO2•pH2O гидроалюмосиликаты разных составов. Большинство глинистых минералов относятся к слоистым гидроалюмосиликатам. Основным структурным элементом являются пакеты, которые состоят из 2 или 3 слоев, представленных тетраэдрами [SiO4] и октаэдрами [Al(O,OH)6]. Глинистые минералы делят на три основные группы:

каолинитовую группу; К этой группе относится дикит, накрит, галлуазит. Однако основным является минерал каолинит Al2O3•2SiO2•2H2O.В нем содержание глинозема Al2O3 составляет 39,5%. Каолинит, как и все глинистые минералы, имеет кристаллическую решетку, состоящую из двухслойных пакетов. Каждый пакет имеет толщину 0,7нм. Между отдельными пакетами существует водородная связь, имеющая высокую прочность, которая обуславливает слабую набухаемость и тем самым наименьшую пластичность этих глин.

монтмориллонитовую группу; Сюда относят монтмориллонит, бейделит, нонтронит, бентонит - самый ценный минерал, обладающий самой высокой пластичностью, и др. Монтмориллонит Al2O3•4SiO2•H2O•pH2O имеет также кристаллическую решетку, но состоящую из трехслойных пакетов. Пакеты между собой связываются через ион кислорода. Эта связь более слабая, чем водородная, поэтому сюда легче проникает вода. При набухании глин водой расстояние между пакетами может увеличиваться от 96 до 214 нм. Высокая прочность этой глины обусловлена повышенным содержанием тонких и тонкодисперсных частиц.

гидрослюдистую группу; К этой группе относится иллит, хлорит, глауконит, вермикулит и др. Иллит K2O•MgO•4Al2O3•7SiO2•2H2O имеет также трехслойную структуру. Эти глины легкоплавкие и применяются в производстве кирпича. По пластичности занимают место между каолинитовой и монтмориллонитовой глиной.

Глины могут содержать один или несколько глинистых минералов и соответственно бывают моно- и полиминеральными.

Примесями в глинах являются кварц, полевые шпаты, слюды, карбонаты, рутил, пирит, органические соединения и уголь. Эти примеси снижают пластичность глины, но, в общем, положительно влияют как на процесс обжига, так и на свойства глины.

2.2.2 Отощители и плавни

При использовании высокопластичных глин, для уменьшения усадки в процессе сушки вводят отощающие материалы - отощители. Они уменьшают пластичность, облегчают сушку и повышают прочность. В качестве отощителей применяют как естественные - кварц, кварцевый песок, кремень, так и искусственные, такие как шамот, бой, брак керамических изделий и шлаки.

Плавни. Для образования легкоплавкой жидкой фазы при обжиге керамики в нее вводят добавки - плавни. Плавни бывают двух видов:

плавни первого рода - это материалы, которые сами плавятся при относительно низких температурах;

плавни второго рода - это материалы, которые сами по себе не являются плавнями, т.е. не плавятся, но при обжиге, взаимодействуя с керамической массой, образуют легкоплавкие соединения - эвтектики.

В ряде случаев в керамическую массу вводят различные добавки. Так, для получения высокопористых керамических изделий в состав массы вводят выгорающие добавки - уголь, древесные опилки и др. Также в керамическую массу добавляют минерализующие добавки - минерализаторы, ускоряющие процесс обжига.

.3 Приготовление керамической массы и формование керамики

Любое производство керамики складывается из следующих технологических стадий: - подготовка сырьевых материалов (дробление);

приготовление керамической массы;

формование изделий;

сушка;

обжиг;

декорирование.

Керамическая технология предъявляет жесткие требования к однородности керамической массы, ее влажности, тонкости измельчения сырьевых компонентов, к зерновому составу материалов.

2.3.1 Способы приготовления керамической массы

Керамическая масса должна представлять собой технически однородную смесь, соответствующую данному рецепты. Она должна быть хорошо перемешана, равномерно увлажена и обеспечивает формование из нее полуфабриката изделий, соответствующей формы.

Существуют четыре способа приготовления керамических масс:

сухой - приготовление сухих порошков;

пластический;

комбинированный.

Выбор способа приготовления керамической массы определяется свойствами исходного сырья. Составом шихты, размерами и формой изготавливаемых изделий и требованиями к готовой продукции.

Сухой способ применяется тогда, когда глина малопластична, трудно перерабатываема и имеет высокую чувствительности к сушке.

Пластический способ, самый древний, используется для глины, которая легко набухает, имеет высокие пластические свойства и хорошо перемешивается с каменистыми отощителями и плавнями. Такую массу можно получить двумя способами:

из предварительно полученных сухих порошков с последующим увлажнением до 16…25% влажности;

обезвоживанием шликера с влажностью около 40% до 16…25% (комбинированный способ).

Шликерный способ используют для получения литейного шликера.

2.3.2 Способы формования изделий

Способы формования керамических изделий определяют в основном свойствами керамической массы, видом, формой и требованием готовых изделий, назначение любого способа формования - предать плотность, размер и необходимую прочность полуфабрикату. Существует три принципиально различающихся способа формования:

полусухое прессование из сухих пресс-порошков с влажностью массы 4-11%;

пластическое формование изделий с влажностью массы 16-25%;

литье изделий из литейных шликеров.

Полусухое прессование применяют, когда необходимо получать изделия с точными размерами и правильной формы. Это обеспечивает получение изделий с высокой прочностью и низкой влажностью, что позволяет исключить стадию сушки, совместив его с обжигом. Этот способ применяют в технологии кирпича, огнеупорных изделий, облицовочной и половой плитки, декоративных изделий.

Пластичный способ формования является самым древним и самым распространенным. Его широко применяют в производстве различных видов керамики - фарфора, фаянса.

Для пластичного формования в промышленном производстве применяют машинные способы формования:

выдавливание массы через мундштук пресса;

штемпельное прессование;

раскатка в теле вращения;

формование вращающимися роликами.

Для получений декоративно-художественных изделий применяются лепка, набивка, раскатка и выдавливание.

Литье изделий из литейных шликеров имеет три разновидности:

литье из водных шликеров;

горячее литье с использованием термопластического связующего (парафина);

литье тонких пленок из шликера на полимерных связующих.

Наиболее распространен и широко применим способ шликерного литья из водных суспензий. Его применяют при формовании тонкой, декоративной и художественной керамики, в том числе тонкостенных изделий и изделий сложной формы.

2.4 Сушка керамики

.4.1 Физико-химические процессы

Сушка материалов и изделий (полуфабрикатов) производится с целью изменения их технологических и физико-технических свойств: для снижения влажности до минимума и повышения механической прочности.

Влага в керамической массе и полуфабрикатах содержится в следующих видах:

физическая влага (H2O);

химическая влага;

При сушке керамика и керамических материалов удаляется только физическая влага, но не химическая.

Процесс сушки, т.е. удаление физической влаги, осуществляется в результате переноса теплоты и массы, градиента температур и массопроводности.

В первый период сушки материал или изделие омываются горячими газами или горячим воздухом (теплоносителями). При этом с поверхности удаляется влага, т.е. имеет место внешняя диффузия. Затем возникает из-за разности концентрации влаги на поверхности и внутри изделия внутренняя диффузия. Сушка в результате удаления влаги сопровождается усадкой, т.е. уменьшением размеров изделия. Движущей силой усадки при сушке является изменение энергии поверхностного натяжения.

 - поверхностное натяжение

Процесс сушки керамики в зависимости от времени сушке можно представить диаграммой (рисунок 2.1.)

Первый период сушки характеризуется тем, что кривая влагосодержания и усадки практически совпадают и имеют максимальные значения. Это обусловливает возникновение значительных внутренних механических напряжений, приводящих к образованию трещин. Для предотвращения этих нежелательных явлений необходимо регулировать режим сушки таким образом, чтобы он был оптимален. Здесь в основном удаляется внешняя влага.

Во втором периоде сушки значительно уменьшается удаление влаги, при этом уменьшается и усадка, причем она происходит за счет внутренней диффузии. Этот период менее опасен с точки зрения образования внутреннего напряжения и появления брака.

В третьем периоде, когда удалена вся усадочная влага, напряжения в изделии не возрастают и процесс сушки можно ускорять.

гончарный керамика плитка майолика

2.4.2 Способы сушки

Сушка может осуществляться как в естественных условиях, так и в принудительных условиях (специальных сушилах). Промышленная сушка осуществляется в промышленных агрегатах-сушилах.

Скорость сушки, т.е. скорость удаления влаги, зависит от: качества отформованного полуфабриката и наличия тощающих добавок, их дисперсности, чувствительности глин к сушке, вида изделий, их формы.

Форма изделий существенно влияет на скорость сушки. Изделия шарообразной формы высыхают равномерно по всей поверхности, а изделия с острыми углами высыхают быстрее вдоль ребер, по углам, там, где тонкие стенки.

Наряду с традиционными, весьма эффективными способами сушки являются радиационные и электрические: сушка инфракрасными лучами, электрическим током высокой частоты.

В заводских условиях сушку ведут при температурах до 300°С в сушилах различного типа: камерных, туннельных, конвейерных, барабанных, шахтных, пневматических, распылительных и др.

Окончательная влажность изделий после сушки не должна превышать 5%, а для крупногабаритных - не более 2%.

Усадка изделия при сушке называется воздушной и является важнейшим условием получения бездефектного изделия.

2.5 Обжиг керамических изделий (фаянса)

.5.1 Виды обжига

Обжиг керамики является важнейшей стадией технологического процесса изготовления изделий, на которой приобретаются основные технические и эстетико-потребительские свойства. В процессе обжига формируется конечный фазовый состав и структура керамического черепка, предопределяющего его свойства, и происходит образование глазурного покрытия, если изделие глазуруется.

Максимальная температура обжига зависит от состава керамической массы, вида изделий и требований, от чего колеблется в пределах от 900-1000 до 2000°Ϲ и выше. Длительность обжига определяется процессами, протекающими на различных стадиях, размерами изделий, толщиной их стенок, типа печи и её емкости.

Обжиг изделий проводят в печах различной конструкции: в муфелях с рабочим пространством, защищенным от нагревателей огнеупорным коробом; в горнах - печах с рабочим пространством в виде шахты. Также применяются высокопроизводительные печи: камерные - с круглыми горнами или камерами, прямоугольной формы, с периодической загрузкой и выгрузкой; туннельные - с прямыми, кольцевыми и П-образными каналами, через которые изделия перемещаются на вагонетках, или с кольцевым вращающимся поддоном; конвейерные - с одним или несколькими каналами малого сечения, по которым изделия перемещаются ленточными, роликовыми, шагающими или полочными конвейерами.

Печи также различаются по виду топлива. Широко распространены электрические печи со спиральными нагревателями электросопротивления из металлических сплавов или нагревателями из керамических стержней различной формы, а также печи с газовыми горелками.

Изделия, помещаемые в печь, ставят на особые подставки - лещадки, плиты, которые изготавливают из огнеупорных и термостойких материалов - огнеупорных глин с шамотом.

Большое значение при обжиге керамических изделий имеет среда обжига. Чаще всего обжиг проводят в окислительной среде, которую создают избытком воздуха при сжигании топлива или, обеспечивая его свободный доступ в печь. Среда обжига оказывает большое влияние на химические процессы, происходящие в обжигаемом изделии.

При обжиге художественно-декоративных изделий необходимо учитывать, что в зависимости от среды обжига меняется цвет изделий.

2.5.2 Физико-химические процессы при обжиге фаянсовых изделий

При обжиге керамики протекают сложные физические, физико-химические и химические процессы. Обжиг керамики можно разделить на три периода (стадии):

подогрев;

спекание;

охлаждение.

Стадия подогрева от 200 до 800-1000°Ϲ. Основная задача этой стадии - нагревание обжигаемых изделий до заданной температуры и протекание ряда физико-химических процессов с предотвращением при этом разрушения или появления трещин.

При нагревании обжигаемых изделий до 150-200°Ϲ происходит испарение остаточной после сушки влаги. В интервале температур 200-700°Ϲ выгорают органические примеси.

Спекание - физико-химический процесс образования из отдельных дисперсных частиц, связанных в отформованном изделии прослойками технологической связки, монолитного плотного кристаллического тела.

Спекание протекает при максимальной температуре обжига и сопровождается огневой усадкой керамического черепка. Движущей силой огневой усадкой керамики при спекании, как и воздушной усадки, при сушке, является уменьшение свободной поверхностной энергии.

Наиболее характерное для технологии тонкой и художественной керамики является жидкофазное спекание.

В период охлаждения завершаются физико-химические процессы формирования фаз структуры черепка.

Обжиг фаянсовых изделий осуществляется таким образом: на первом утильном обжиге происходит завершение фазо- и структурообразования черепка фаянса. На втором - политом обжиге при более низкой температуре 1020-1080°Ϲ осуществляется процесс закрепления глазури на черепке. Поэтому для глазурования фаянса применяются, легкоплавки фриттованные глазури.

. КОМПОЗИЦИЯ В ДИЗАЙНЕ ФАЯНСА


Еще на заре цивилизации первобытный человек создавал различные изделия из глин, камня, кости, исходя из своих потребительских и эстетических целей.

Необходимо подчеркнуть, что художественной обработке подвергаются не только изделия художественной керамике, но и широкий круг керамических изделий бытового назначения: посуда, санитарно-техническая и строительная керамика, облицовочная плитка, кафель, мойки и др.

В современных условиях выпуск продукции высокого качества является сложной задачей, решение которой связанно не только с улучшением технико-экономических показателей, но и с повышением их эстетических свойств. Это возможно при сочетании дизайна и совершенной технологии. Как указывает профессор Ю.Т. Коженцев [5]: «Дизайн и связанный с ним особый метод проектирования - художественное конструирование, возникнув на базе современного производства, превратились в настоящее время в самостоятельную специфическую область профессиональной деятельности».

Так что же такое «дизайн»? В Советском энциклопедическом словаре [6] приводится следующее определение: «Дизайн (от англ. design - замысел, проект, чертеж, рисунок) - термин, обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование».

Практической целью дизайна является создание новых видов и типов изделий, отвечающих требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Характерной тенденцией современного дизайна является проектирование не только отдельных вещей, предметов и изделий, а целых комплексов, гармонирующих в предметной среде вокруг нас.

3.2 Композиция как главное средство гармонизации художественных изделий

Композиция (лат. composition) - сочинение, построение, структура, т.е. взаимосвязь важнейших элементов художественного произведения, раскрывающая его идейный замысел.

В каждом виде художественного творчества композиция имеет свои особенности, связанные с его задачами и содержанием. В дизайне композиция - это построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимосвязи и гармоничном единстве.

Теория композиции - научная дисциплина, изучающая закономерности построения формы и формирования структуры изделия в зависимости от его назначения.

Теория композиции располагает определенными категориями и средствами. К категориям относятся объемно-пространственная структура и тектоника, а средствами гармонизации являются пропорции, масштаб, контраст и нюанс, метрический повтор и ритм, симметрии и асимметрия и др. Эти понятия отражают различные стороны проявления гармонии как категории прекрасного.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: целью работы над композицией - это выявление главного и второстепенных элементов, достижения согласованного единства частей и целого, гармоничности и соразмерности, предопределяющих выразительности керамического изделия (вазы, сервизы и т.д.). Оптимальные параметры, выразительная компоновка элементов и внешний облик изделия рождаются только при совместном творчестве инженера-технолога и дизайнера, которое невозможно, если инженерам не известны, хотя бы основные принципы и методы художественного конструирования.

3.3 Композиционное формообразование и цветокомпозиция фаянсовых изделий

Дизайн определяет особую область искусства конструирования предметного мира и предполагает комплексный системный подход к отдельному предмету, вещи или изделию. Особая роль при проектировании керамических изделий декоративно-прикладного характера принадлежит композиционному формообразованию и декорированию.

Суть композиционного формообразования состоит в построении выразительной формы в соответствии с определенным замыслом, который будет развиваться с помощью различных композиционных средств. Одним из главных принципов формообразования является гармоничная соразмерность формы, возникающая в результате соподчинения элементов. Активным дополнительным средством достижения соподчиненности в керамических изделиях является цветовой оформление изделия или цветовая композиция.

Цвет является средством для оптимального решения цветокомпозиции изделия с учетом особенностей его формы, ведь цвет выявляет особенности и назначение изделия, при этом облегчает его зрительное восприятие. Поэтому его нужно выбирать с учетом:

назначения изделия и условий его эксплуатации;

особенностей композиции формы, фактуры материала, возможностей палитры пигментов и глазурей, техники росписи, способа нанесения декора на изделие;

условий среды, в которой изделие будет использоваться;

психофизиологических особенностей воздействия цвета на человека.

Декорирование - важная операция завершающая весь технологический цикл. Техника нанесения красок на керамический материал очень сложная. Она требует от исполнителя высоко мастерства и знаний основ технологии и химии.

Таким образом, отмечая роль дизайна в технологии художественной обработки керамики, необходимо учитывать следующее: инженер-технолог по характеру своего мышления, методу работы приходит к учету формы через конструкцию, но в дизайне важно понять значение формы как таковой, чему и помогает изучение основ композиции в технике.

3.4 Глазурование и декорирование керамических изделий

Глазурование и декорирование является важными стадиями технологического процесса, повышающими технические и эстетико-потребительские свойства изделий.

3.4.1 Глазурование

Хозяйственную и лабораторную посуду, санитарно-технические изделия, художественно-декоративную керамику покрывают глазурью, которая при обжиге образуют на поверхности керамики тонкий стекловидный слой, повышающий прочность и декоративные свойства изделий. Глазурь - стекловидное покрытие толщиной 0,1-0,3 мм, хорошо связанное с керамическим черепком. Химические составы глазурей различны. Главным глазуреобразующим оксидом (стеклообразователем) является кремнезем - SiO2. Он увеличивает тугоплавкость и вязкость, химическую и термическую стойкость. Кремнезем вводится глазурь в виде кварцевого песка, пегматита, каолина, полевых шпатов.

Глинозем Al2O3 - повышает тугоплавкость, вязкость расплава, улучшает упругость и химическую стойкость, препятствует кристаллизации и хорошему разливу глазури.2O3 - является стеклообразователем и действует как плавень, снижает вязкость и поверхностное натяжение, увеличивает термостойкость.

Плавнями в глазурях являются следующие оксиды: Li2O, Na2O, K2O, PbO, CuO, MgO, BaO, ZnO и F. Эти компоненты вводятся в глазурь в виде соды, поташа, сурика, глета, мела, мрамор, доломита, барита, оксида цинка и различных фторидов.

Глазури делят на тугоплавкие (сырые) и легкоплавкие - фриттованные.

Тугоплавкие глазури характеризуются температуры полного обжига выше 1250°Ϲ. Эти глазури применяются для глазурования изделий из фарфора и твердого фаянса.

Легкоплавкие фриттованные глазури обжигаются ниже 1200°Ϲ, а чаще всего при температурах 1000-1100°Ϲ. Их основой является фритта, которую получают сплавлением (фриттованием) до стеклообразного состояния шихты, состоящей из следующих сырьевых компонентов: кварца, полевых шпатов, мела, известняка, мрамора и соды. Эти глазури характеризуются повышенным содержанием щелочных и щелочноземельных оксидов, снижающих их температуры плавления. Однако для многих керамических изделий (посуда) стали использовать безсвинцовые глазури. Сплавление глазури необходимо для перевода растворимых в воде сырьевых компонентов в нерастворимое состояние.

При глазурование керамики в процессе обжига глазурь размягчается на изделии, приобретает определенную вязкость и растекается равномерным слоем на поверхности. При этом она не должна глубоко проникать в поры черепка или стекать с его поверхности.

Использование той или иной глазури для различных керамических масс зависит от целого ряда факторов: температура плавления глазури должна соответствовать температуре обжига материала, ТКЛР глазури и керамического черепка должны быть приблизительно равны.

Технология глазурования. Для глазурования изделий предварительно приготавливают глазурный шликер, затем его наносят на предварительно обожженные или хорошо высушенные изделия. Технология глазурования изделий состоит из: очистки сжатым воздухом после утельного обжига; глазурования; зачистки ножек и краев глазурованных изделий; спаривания изделий; повторного обжига.

Способы нанесения глазури могут быть следующими:

окунание;

полив;

пульверизация.

Окунание проводят вручную погружением изделия в емкость с тщательно перемешиваемой глазурью. Этот способ применяется при сплошном нанесении глазури на небольшое изделие и частичном покрытии поверхности изделия.

Пульверизация применяется при глазуровании внутренней поверхности изделий, не прошедших обжиг.

3.4.2 Декорирование изделий

Приемы художественной обработки керамических изделий в большой мере обусловлены особенностями материала, свойством глины. Таковыми являются роспись ручным способом, гравировка, сграффито, фляндровка, “мрамор”, лепка, лощение, резерваж и другие.

Роспись - наиболее широко применяемый способ художественной обработки. Расписывают ангобом - тонкорастертой жидкой глиной, белой или с примесью красителей. Рисунок ангобом наносят только на сырой черепок (19-20% влажности). Пересушенное изделие расписывать нельзя, так как ангоб при сушке и обжиге опадает. При нанесении ангоба на очень влажное изделие (с влагосодержанием 27-34 %) вводится большое количество воды и в результате изделие может утратить форму. Залитое ангобом изделие расписывают с помощью пипетки. Рисунок обычно выполняют по схематичному контуру, нанесенному пальцем или карандашом, но линии должны быть четкими. По ним пипеткой наносят ангоб. Этот способ, хотя и кропотливый, требует навыка, внимания, зато позволяет получить уникальные изделия. При гравировке сграффито изделие заливают ангобом контрастного с черепком цвета и подсушивают до 14-15 % влагосодержания. Контур рисунка слегка наносят карандашом, затем специальной деревянной или металлической палочкой процарапывают ангоб до черепка. При этом способе получается четкий рисунок. Как и в графике, способом сграффито делают штриховку, которая под глазурью создает чудесные переливы двух цветов.

При фляндровке свежезалитое ангобом изделие ставят на турнетку. В местах, где должен быть рисунок, пипеткой с контрастным ангобом наносят спираль, а на нее - кружочки или 3-5 волнистых линий разных цветов. В глубине этих линий ангобом делают черточки или кружочки в том же порядке, как делались волнистые линии. Затем движением снизу вверх или наоборот (перпендикулярно к волнистым линиям) проводят черточки, которые создают своеобразный рисунок. Фляндровка - древняя техника росписи. Рисунок фляндровки получить другим способом нельзя, но его можно быстро освоить.

Декорируя изделие способом "мрамор", вначале обливают цветным ангобом и ставят на турнетку. Ангобом других цветов по вертикали наносят линии и, приведя турнетку в движение, пипеткой снизу вверх проводят спираль, изделие встряхивают.

“Мрамор” можно получить также путем нанесения бесформенных пятен на залитое ангобом изделие, затем его встряхнуть. При удачно подобранном ангобе под глазурью образуются неожиданные сочетания цветов.

При лепке на изделие вручную наносится рельеф из глиняной массы, цвет которой чаще всего совпадает с цветом черепка. Иногда рельефные места окрашивают в другой цвет.

Резерваж - способ, основанный на нанесении воскового или жирового слоя по намеченному на изделии рисунку перед его глазированием. Рисунок имеет цвет керамической массы, остальная поверхность покрывается цветным ангобом (промасленных местах ангоб не пристает). Одним из способов декора является также молетаж: на изделие наносят специальным колесиком вдавленный рисунок, после чего его красят ангобом резных цветов. Это очень эффектный способ оформления декоративны бытовых предметов.

Древним способом является также лощение, которое производят путем заглаживания камешком непросохшей поверхности изделия. Иногда же камешком наносится и простой орнамент в виде полосок, зубчиков, кругов и т. д.

В практике изделия часто оформляют, комбинируя приемы - роспись с гравировкой или фляндровка с “мрамором”. При росписи с гравировкой вначале делают гравировку, а затем заливают нужные места ангобом. При комбинировании фляндровки и "мрамора", сначала идет “мрамор”, а потом фляндровка. Для декорирования используют ряд инструментов: турнетку, пипетку, металлические и деревянные палочки, стеки и прочее. Турнетки бывают настольные и на специальных подставках - станинах. Верхний круг турнетки, куда ставят изделие, легко приводится в движение левой рукой. Основным инструментом для нанесения ангоба является пипетка, в отверстие которой вставляют ровно обрезанную соломинку. Диаметр соломинки определяет струю ангоба. При фляндровке применяют палочку, на конце которой под прямым углом вставлено металлическое или деревянное острие, а гравировку и сграффито выполняют деревянными и металлическими палочками, похожими на карандаш. Для лепки необходимы обычные скульптурные стеки - металлические и деревянные. Кроме этого, при работе необходима грецкая губка (мягкая тряпка, резиновая губка) для удаления ангоба.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Несмотря на то, что изделия из фаянса сначала выполняли утилитарную роль в самых различных условиях применения, им старались придать цвет, красивую форму, украшали их различными орнаментами и рисунками.

Одним из основных преимуществ фаянса, обеспечивающий ему высокую конкурентоспособность является дешевизна изделий. Фаянсовые изделия почти в половину дешевле фарфоровых изделий. Поэтому сейчас много магазинов фаянсовой посуды, а также заводов выпускающих фаянсовые изделия.

Таким образом, с развитием рыночной экономики, большой восстребованостью декоративных керамических изделий культурно-бытового и декоративно-прикладного характера, изделий национальной тематики и традиций постоянно возрастает численность предприятий народных художественных промыслов, к которым относится Семикаракорское предприятие народных промыслов, выпускающее фаянсовые декоративно-художественные изделия Донской тематики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Захаров А.И. Основы технологии керамики: Учеб. пособие.-М.:РХТУ им. Д.И. Менделеева, 1999.-80с.

. Энциклопедия неорганических материалов: в 2т.-К.:Изд-во. УСЭ, 1977, т. I - 840с., т. II - 816 c.

3,4. Технология изготовления и обработки художественной керамики. Введение в специальность: Учеб. Пособие / Зубехин А.П., Голованова С.П., Яценко Н.Д., Левицкая Н.А. - Новочеркасск ЮРГТУ, 2002.-88 с.

. Коженцев Ю.Т. Основы теории композиции. - Новочеркасск: НГТУ, 1998.-158с.

. Советский энциклопедический словарь: 1984 (3-е издание). - 1600 с.

Похожие работы на - История развития художественной керамики

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!