сармат античный культура искусство
Кто такие сарматы?
Сарматы (в переводе с древнегреческого «ящероглазые», лат.sarmatae) - общее название ираноязычных кочевых племен, населявших обширные территории между реками Тобол (Кустанайская область Казахстана, Курганская и Тюменская области РФ) и Дунай в III в. до н.э. - IV в. н.э.
Очевидно, сарматы, известные в более глубокой древности как савроматы, являлись родственными племенами ираноязычным языгам, роксоланам, сиракам, аорсам, аланам и др.
Основным занятием сарматов было кочевое скотоводство. По всей вероятности, земледелием занималась лишь небольшая часть сарматов, которые оседали в регионах с населением, занимавшимся земледелием ранее.
Многие античные историки (в том числе Геродот) единодушно отмечают особое положение сарматских женщин в послеродовом обществе, что подтверждают многочисленные археологические раскопки комплексов сарматских погребений, в которых центральное место отведено женским захоронениям. Помимо обычного погребального инвентаря в таких могилах найдены оружие, следы человеческих и конских жертвоприношений, каменные предметы явно культового предназначения, что дает современным историкам право предположить, что погребенные женщины являлись родоначальницами, воинами и жрицами. Все это указывает на явно выраженные черты матриархата, который сохранял свое значение у сарматов гораздо дольше, чем у любых других северочерноморских племен. В целом, очевидно, что материальная культура сарматов очень близка к скифской. Со временем, ко II в. до н.э., в сарматском обществе следы матриархата исчезли.
В поисках плодородных пастбищ сарматские племена смещались на юг Евразии - степи Поволжья, Южного Урала, Казахстана. Примерно со II в. до н.э. часть сарматских племен (сираки и аорсы) расселились в Предкавказской равнине (Кубань, Ставрополье), а другие племена (языги и роксоланы) перешли Дон и заселили степи Северного Причерноморья, вытеснив скифов. Они смешались с меотийскими и синдийскими племенами, обитавшими на Таманском полуострове.
Воинственные сарматские племена стали грозной силой в международных делах Древнего мира - они участвовали в династических междоусобицах боспорских правителей. В конце II в. до н.э. сарматы постепенно оседают в городах Боспора - античного рабовладельческого государства в Северном Причерноморье, образованного в результате объединения греческих городов-полисов на Керченском и Таманском полуостровах.
Около 179 до н.э. сарматский царь Гатал, совместно с малоазийскими царями Пергама, Вифинии и Каппадокии, вступает в союз с понтийским царем Фарнаком I. По утверждению античных источников, в конце II в. до н.э. сарматы вступают с союз со скифами в войне с Понтом, а в начале I в. до н.э. сарматы - союзники самого понтийского царя Митридата VI Эвпатора в войне против Рима. Римский полководец и политический деятель Марк Випсаний Агриппа на составленной им карте бывшей территории Скифии обозначил ее как Сарматия.
Во время перекочёвок сарматы перевозили своих детей, стариков, женщин и имущество в кибитках. Как сообщает греческий географ конца I в. до н.э. - начала I в. н.э. Страбон, - "кибитки номадов (кочевников) сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются."
Курганы сарматской знати (наиболее известный из них новочеркасский курган Хохлач) по богатству и роскоши не уступают скифским царским погребениям.
Среди находок - привозная стеклянная и краснолаковая посуда, сосуды из золота и серебра, дорогое оружие, украшения и принадлежности конской сбруи - фалары, украшенные драгоценными камнями, и множество других вещей.
В то же время рядовые пользовались обыкновенной лепной посудой, сделанной без гончарного круга, дешёвыми украшениями и обычным оружием.
По обычаям сарматских племен погибших хоронили в широких прямоугольных ямах либо в могилах с подбоями, над которыми сооружались земляные курганы. Сарматы, как и остальные древние народы, верили в загробную жизнь, вот почему совместно с погребенными в могилу помещали их личные вещи, а также дары и жертвоприношения родственников и соплеменников. При этом, чем богаче и знатнее был погибший, тем многочисленнее и разнообразнее были сопровождающие его вещи: расшитый золотыми бляшками костюм, дополненный золотыми украшениями - гривной, браслетами, поясными пряжками. В дамских же захоронениях обыденными были золотые ювелирные изделия - серьги, перстни, браслеты, колье из разноцветных стеклянных и золотых бус, а также предметы туалета - бронзовые зеркала, костяные гребни, туалетные сосудики для ароматических веществ, румян и белил. Наивысшего расцвета культура сарматов добивается на рубеже нашей эпохи и, в особенности, в I в. Н.Э., Когда на Нижнем Дону возникают племена аланов.
К этому времени относятся более известные погребальные комплексы, открытые археологами в этом регионе. Браслет II-I вв. До н.Э. Золото Нижнее Поволжье. Волгоградская область, Пролейский район, с. Верхнее Погромное Могильник. Курган 2, погребение 2 Последний шаг истории сарматов относится ко времени II-IV вв. н.э. В этот период происходят значительные конфигурации в культуре и искусстве сарматских племен, в частности, исчезают предметы звериного стиля. Сейчас в погребениях кочевнической знати в большей степени встречаются золотые изделия, исполненные в традициях греко-римского ювелирного искусства: декоративные подвески, серьги, колье, флаконы для ароматических веществ, увенчанные сердоликом, гранатом и цветным стеклом в напаянных гнездах.
История сарматов закончилась с нашествием в южнорусские степи воинственных племен тюркского и монгольского происхождения. Как докладывают письменные источники, в 370-е годы сарматы были разбиты гуннскими ордами, часть их присоединилась к гуннам и растворилась в их среде. Некие племена, как, к примеру, аланы были увлечены гуннами на Запад, где они вступили в соприкосновение с другими варварскими племенами. Так под ударами гуннского войска в конце IV века прекратилось тысячелетнее господство в Северном Причерноморье племен, относящихся к ираноязычным народам.
<#"justify">В изделиях художественного ремесла пришлых кочевников чаще всего, как и у скифов, встречаются воспроизведения зверей. Но манера передачи образов отличается своими особенностями, главными из которых являются стилизация и орнаментализация изображений, а также применение цветных вставок, эффектно выделяющих отдельные детали.
К сарматским памятникам этого периода (I в. до н. э.) принадлежит золотой массивный проволочный браслет, отделанный скульптурными рельефами. Здесь изображен хищник, вероятно барс, напавший сзади на лося. Чрезмерно удлиненные фигуры животных с вытянутыми вперед головами, запрокинутые на спину рога лося создают впечатление сильного движения и стремительности. Ритмичная композиция рельефов строго подчинена контуру браслетов и не мешает восприятию формы предмета в целом. Прекрасным образцом древней чеканки по золоту является небольшой флакончик для ароматических веществ, подвешивавшийся к поясу на тонкой изящной цепочке. Тулово полностью занимает сцена борьбы зверей - орел и барс терзают оленя. Причудливо переплетающиеся тела животных, так умело скомпонованные на шаровидной поверхности сосуда, образуют нарядный, но замысловатый звериный орнамент. Флакончик происходит из кургана Хохлач близ Новочеркасска - богатейшего сарматского захоронения I века н. э., известного под названием Новочеркасского клада. Помимо изделий «звериного» стиля, которые преобладают среди золотых вещей этого клада, здесь имеются также античные украшения, исполненные в технике цветной инкрустации.
Яркой многокрасочностью отличается роскошная золотая диадема <http://www.kulturamira.ru/txt/uv48b.shtml>, принадлежавшая знатной сарматке, погребенной в этом кургане. В центре золотой ленты помещена вырезанная из голубоватого кварца женская головка, по бокам - крупные вставки гранатов и цветного стекла. Своей формой диадема напоминает античный головной убор - калаф. Нижний край диадемы обрамляют подвески с розетками греческого типа. Однако венчающий ленту фриз с изображением козлов и оленей, стоящих между деревьями, выполнен в «зверином» стиле. Диадема была сделана, по-видимому, в одной из ювелирных мастерских Боспора, который являлся основным центром производства изделий полихромного стиля в римский период.