Перевозка грузов железнодорожным транспортом
Введение
Основные задачи транспорта - бесперебойное
обеспечение возникающих у грузовладельцев потребностей, а так же всего
населения.
Важная роль отведена железным дорогам и
примыкающим подъездным путям, так как они обеспечивают доставку грузов от
производителя, грузоотправителя, к потребителю, грузополучателю.
Прогресс в этой сфере не должен стоять на месте.
В настоящее время появляются все более новые технологии, обеспечивающие
наиболее оптимальный способ доставки грузов до адресата.
Роль железной дороги определена сравнительно
низкой себестоимостью, универсальностью, массовостью, надежностью,
регулярностью и надежностью перевозок.
Актуальность работы заключается в постоянном
совершенствовании железнодорожных перевозок, в огромной роли железных дорог в
грузообороте страны.
Цель работы - всесторонне исследовать
организацию перевозок железнодорожным транспортом.
Задачи - охарактеризовать все стороны
организации перевозок железнодорожным транспортом, охарактеризовать требования
к грузу и составу, исследовать основные стороны договора на перевозку грузов.
1. Договор перевозки грузов
Права и обязанности сторон
Исполнение заказов на перевозку грузов
железнодорожным транспортом осуществляется путем заключения и последующего
исполнения договора между отправителем (-лями) и перевозчиком.
В договоре о перевозке груза в обязанности
перевозчика входит доставка груза до пункта назначения, и выдача его
принимающему/получающему лицу; а отправляющее лицо обязано уплатить
определенную ставку платы за перевозку, которая установлена в Гражданском
Кодексе Российской Федерации.
Само заключение договора делят на две части:
· Первая - непосредственное заключение
договора между перевозчиком и отправителем, по которому отправитель переедет
груз в надлежащем порядке, а перевозчик, при приеме обязуется доставить груз до
пункта назначения
· Вторая - вступления грузополучателя
в договор о железнодорожных грузоперевозках
Исходя из этого можно сделать вывод, что данный
договор является трехсторонним, участники которого имеют свои права и
обязанности.
Субъектами данного договора являются получатель
груза, отправитель груза и сам перевозчик.
Являться перевозчиками грузов могут только
коммерческие организации либо ИП, которые вправе осуществлять подобную
деятельность (по перевозке грузов) в соответствии с законодательством РФ,
Отправителями грузов могут и получателями грузов
могут быть как юридические, так и физические лица.
Объект договора - перевозимые грузы.
Для целей выполнения своих обязанностей,
перевозчик обязан содержать средства перевозки в надлежащем состоянии, а перед
погрузкой грузов проверить, пригодно ли данное транспортное средство к
перевозке конкретного груза.
Сроки доставки грузов
Срок доставки груза - чрезвычайно важный фактор,
который оказывает непосредственное влияние на исполнение договорных
обязательств. Своевременная доставка - одна из главнейших обязанностей
перевозчика, при нарушении которой он обязан понести имущественную
ответственность.
Срок начинает исчисляться с 00:00 часов
следующего за документальным оформлением приема груза к перевозке днем, который
указывается в дорожной ведомости и в накладной.
Если груз доставлен до истечения даты,
установленной в договоре - то груз считается доставленным вовремя.
В ст. 16 УЖТ (Устав железнодорожного транспорта)
говорится о том, что отправители грузов могут накладывать на них определенную
ценность. Стоит подчеркнуть то, что перевозка грузов с наложенной ценностью
осуществляется по правилам перевозки грузов ж/д транспортом.
В Правилах устанавливается критерии груза, на
которые можно наложить ценность, к ним относятся:
· Драгоценные металлы
· Драгоценные камни и изделия их них
· Предметы антиквариата
· Объекты художества и искусства
· Грузы для личных целей людей, не
осуществляющих предпринимательскую деятельность.
Статья 16 УЖТ так же отмечает, что за перевозку
подобных грузов берется определенный сбор, ставка которого устанавливается
руководством (тарифным).
В правилах так же установлено, что в случае,
когда переводчик сможет доказать превышение объявленной ценности над действительной
ценой. То в случае нанесения грузу ущерба, перевозчик оплачивает лишь
действительную цену груза.
Для целей обеспечения сохранности отправляемых
грузов в процессе перевозки, двери контейнеров и вагонов должны содержать на
себе пломбу, которая устанавливается перевозчиком или отправителем груза,
который указан в перевозочных документах.
Снятие пломбы при досмотре груза на таможне,
осуществляется таможенными органами, при составлении акта досмотра, который
впоследствии прикладывается к перевозочным документам.
2. Организация процесса перевозок
железнодорожный
транспорт ответственность
Организация отправления, погрузки и приема
грузов.
Коммерческие и грузовые операции, которые
связанны с приемкой груза для последующего отправления, выполняются непосредственно
на станции, отправителями груза, и непосредственными работниками станции, в
части обработки документов и непосредственной механизированной погрузки в
контейнеры или вагоны.
Данный этап включают в себя операции по
подготовке документов и груза отправителем, проверке товарной конторой
накладной на товар, непосредственного заключения договора на перевозку груза,
оформлению документов для перевозки, подготовке состава для погрузки,
определению веса груза, погрузке и конечный расчет.
Подготовка груза к перевозке.
К процессу перевозки груз необходимо тщательно
подготовить, чтобы обеспечить его сохранность и обезопасить перевозку.
Комплекс мероприятий, связанный с подготовкой
груза к отправке состоит из:
· Надлежащая упаковка товара
(материалами, предохраняющими груз от высыпания, от попадания пыли и влаги,
которые обеспечивают более плотный контакт товаров, с целью защиты от
повреждений в пути)
· Обязательная маркировка
· Взвешивание перед отправлением
· Осмотр груза надзорными и
контрольными органами
Требования к продукции, её маркировке и
упаковке, отражаются в стандартах продукции.
Пломбирование вагонов и контейнеров
Пломба - это особый охранный знак, который по
факту прибытия груза в конечную точку подтверждает, что ни у кого не было
доступа к грузу.
Исправность пломбы свидетельствует груз внутри
ровно в таком же количестве, что и при отправке. Поэтому пломба - это средство
сохранности груза в пути.
Порядок наложение пломбы на груз определен в
правилах перевозки.
Если погрузка вагонов производится за счет дороги,
то они и накладывают пломбы, если на средства отправителя груза - то пломбой
отправителя.
На пломбах, которые крепятся на вагон,
обязательно наличие следующих знаков:
· При пломбировании за счет средств
дороги (название станции, номер тиска, название дороги сокращенно, контрольный
знак пломбы)
· При пломбировании за счет средств
отправителя (наименование отправителя груза, наименование станции, название
дороги сокращенно, контрольный знак пломбы)
Контрольный знак пломбы - это код, состоящий из
трех цифр, которые соответствуют трем последним цифрам номера опломбированного
контейнера или вагона.
Информация о подходе поездов и грузов
Правильная и своевременная информация о прибытии
поезда с грузом - исключительно важная часть для организации грузовой работы.
Каждая железнодорожная (грузовая) станция
получает точную и предварительную информацию о прибытии поездов.
Предварительная информация содержит данные о
поездах и вагонах, которые следуют на выгрузку либо погрузку в ближайшие 12
часов.
Каждые 4-6 часов информация корректируется,
которая содержит подробные данные о каждом поезде, его времени прибытии и
количестве вагонов в составе.
Прием груженых вагонов и перевозочных документов
После прибытия поезда на станцию, происходят
следующие операции:
· Приемка перевозочных документов от
бригады локомотива, их проверка
· Проверка натурного листа и
соответствие ему состава поезда
· Коммерческий и технический осмотр
состава
· Подготовка к выгрузке
После натурной проверки, оператор вносит в
натурный лист время и дату прибытия, номер поезда.
Уведомление получателей о прибытии грузов
Станция-получатель груза, обязана уведомить о
пришедшем составе получателя, в день прибытия.
В уведомлении указывается количество груза и его
наименование число и род вагонов.
Получатель груза должен обеспечить получение
уведомлений круглосуточно, за что с него взимаются определенные сборы, которые
предусмотрены в тарифе.
Если получатель груза самостоятельно выгружает
вагон (своими средствами), то станция должны уведомить получателя груза не
позднее, чем за 2 часа до прибытия состава. Вагоны, выгрузка которых произошла
в нарушением сроков или без предварительного уведомления, принимается
получателем с момента фактического прибытия.
Хранение и выдача грузов.
Грузы, которые выгружаются в местах общего
пользования, хранятся на закрытых/открытых складах, либо на открытой площадке.
Важно соблюдать высоту и порядок укладки, чтобы
обеспечить максимальную устойчивость, сохранность и целостность грузов.
Высота штабеля для грузов в мешках, кулях,
ящиках не более 6 м при применении механизмов или не более 3 м при укладке
вручную. Между штабелями грузов на площади склада нужно оставлять проходы,
ширина которых зависит от применяемых на складе средств механизации.
. Маркировка грузов
Согласно правилам приемки и перевозки грузов,
штучные и тарные грузы необходимо маркировать. Содержание маркировки, способ и
место нанесения должны обязательно соответствовать ГОСТу 14192-96 «О маркировке
грузов».
Маркировка состоит из информационных,
дополнительных и основных надписей, а так же манипуляционных знаков.
В основных надписях должно содержаться:
· Наименование получателя груза
· Наименование станции получения
· Число мест и порядковый номер
отправки (учитываются в случаях перевозки разнородных грузов в однотипной таре;
либо в разнотипной таре, но с недопущением смешивания грузов; указывают так же
при транспортировке оборудования)
В дополнительных надписях указывается:
· Пункт отправления (с указанием
перевозчика и станции отправления)
· Железнодорожная маркировка, которая
представляет собой
Если транспортируются наливные или насыпные
грузы, то на них маркировка не наносится.
Маркировка наносится отправляющим лицом, она же
указывается в перевозочных документах.
Наличие подобной маркировки поможет ускорить
процесс поиска груза в экстренных ситуациях.
Манипуляционные знаки - это знаки, которые
указывают на способ обращения с грузом. Обязательность нанесения этих знаков
устанавливают стандарты и тех. условия продукции.
На перевозочный контейнер наносится один из
следующих знаков, соответствующий конкретному грузу:
· 1-Очень хрупкое
· 2-Опасаться нагрева
· 3-Опасаться сырости
· 4-Опасаться излучения
· 5-Следить за интервалами температуры
· 6-Груз, со скоропортящимися
свойствами
· 7-Упаковка герметична, не вскрывать
· 8-Непосредственно крюками не брать
· 9- Место строповки
· 10-Место для подъема тележкой
· 11-Не кантовать вверх
· 12-Центр массы
· 13-Упаковка тропическая
· 14-Запрещено штабелирование
· 15-Поднимать исключительно за груз
· Открывать здесь
Одной из обязанностей железной дороги является
уведомление грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12
часов дня, следующего за днем прибытия грузов.
Обязанностью грузополучателя является
окончательный расчет с перевозчиком за оказанные ему транспортные услуги.
4. Лицензирование перевозки грузов
железнодорожным транспортом
Перевозку грузов железнодорожным транспортом
можно осуществлять на основании лицензии, полученной в соответствии с
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2006 г. N 134
"О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном
транспорте".
Постановлением были утверждены Положение о
лицензировании перевозок железнодорожным транспортом грузов; Положение о
лицензировании транспортировки грузов (перемещение грузов без заключения
договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением
уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на
железнодорожные выставочные пути; Положение о лицензировании
погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на
железнодорожном транспорте.
В соответствии с указанным Постановлением
лицензия предоставляется на 5 лет. Срок действия лицензии может быть продлен по
заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности Федеральной
службой по надзору в сфере транспорта. Статья 8 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности" допускает, что положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено
бессрочное действие лицензии.
Для получения лицензии заявитель представляет в
лицензионный орган: заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и
организационно-правовой формы юридического адреса, номера расчетного счета и
названия соответствующего банка (для юридических лиц); для физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, - фамилию, имя, отчество,
место жительства в соответствии с паспортными данными; сведения о виде
деятельности, которой намерены заниматься юридическое лицо либо индивидуальный
предприниматель; копии учредительных документов и свидетельство о
государственной регистрации предприятия, заверенные нотариусом; копию
свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя; погрузочно-разгрузочного оборудования,
причалов и других средств, необходимых для выполнения соответствующего вида
деятельности. В случае аренды основных средств представляются копии документов,
подтверждающих право их использования для лицензированного вида деятельности.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении лицензии в срок, не
превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении
лицензии со всеми необходимыми документами. Установление указанного срока
осуществляется в соответствии со ст. 9 Федерального закона "О
лицензировании отдельных видов деятельности".
На основании этой же статьи соискатель лицензии
имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его
бездействие.
5. Основания прекращения договора
перевозки
Исполнение обязательства по перевозке груза
заканчивается в момент доставки и выдачи груза получателю.
В зависимости от соответствия исполнения
обязательства заявленным требованиям, договор либо прекращает свое действие,
либо подлежит изменению его содержания. В этот момент у перевозчика возникает
обязанность по возмещению ущерба.
Ответственность перевозчика заканчивается в
момент выдачи груза получателю.
Важен момент завершения выдачи груза, который
определяется в зависимости от места исполнения операции и лицом, осуществляющим
выгрузку.
Если груз перевозится в контейнере, на отдельном
виде транспорта, при обслуживании транспортным экспедитором (на основании
договора автотранспортного предприятия и получателя груза, выдача контейнера
завершается в тот момент, когда сам груз передан шоферу предприятия
автотранспорта).
Если груз поступил в вагоне к подъездному пути,
то выдача груза завершается в момент когда вагон передан приемосдатчиком
получателю груза, и наличии росписи в транспортных документа.
Получатель груза обязан принять груз, который
поступил на его адрес (имя), исключая случаи изменения груза в следствии порчи
или повреждения, от которых груз не может быть использован по своему целевому
назначению.
Груз, который прибыл в исправном состоянии, с
целой пломбой, выдается получателю груза без проверки количества мест,
состояния и веса груза.
В обратном случае обязан вскрыть транспортное
средство, по требованию получателя, произвести проверку количества мест, веса и
состояния груза и при необходимости составить коммерческий акт либо акт
установленной формы.
Коммерческий акт удостоверяет следующие
обстоятельства:
а) расхождение в весе, наименовании или
количестве груза с данными, которые указаны в документах на перевозку;
б) порча или повреждение груза;
в) груз без документов или документы без груза;
Для того, чтобы удостоверить иные
обстоятельства, оформляются акты в общей форме, в порядке, предусмотренном в
правилах перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Им удостоверяются такие обстоятельства, которые
не требуют составления коммерческого акта.
Помимо коммерческого акта и акта общей формы
составляется акт о техническом состоянии транспортного средства.
Акт о техническом состоянии должен составляться
в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого
акта.
Заключение
Важнейшая роль в развитии экономики страны
возложена на транспорт.
От функционирования транспортной системы зависит
эффективность деятельность предприятий и организаций, так как расходы на транспортировку
занимают не малую долю в издержках обращения предприятия.
Совершенствование грузовых перевозок - одна из
актуальных проблем деятельности коммерции, так как от качества транспортного
обслуживания зависит скорость доставки товаров, сохранность груза и затраты на
перевозку.
Список литературы
. http://otherreferats.allbest.ru/transport/00058020_0.html
. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=16658
. http://otherreferats.allbest.ru/transport/00196073_0.html
. http://6pl.ru/Vlad_st/dpg.htm#2.
Договор железнодорожной перевозки грузов
. http://knowledge.allbest.ru/transport/3c0b65625b2ad78a5c43a88521216d37_1.html
. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158510/?frame=1
. Гражданский
кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 01.01.01 г. №14-ФЗ // СЗ РФ. -
1996. В редакции 25.11.2008.
. Устав
железнодорожного транспорта РФ от 01.01.2001 №ФЗ-18. В редакции №ФЗ-160 от
01.01.2001 г.
9.