Градостроительство Средней Азии во второй половине XIII века – первой половине XIV века
Министерство
высшего и среднего
специального образования Республики Узбекистан
Ташкентский
Архитектурно-строительный институт
Факультет
Архитектуры
Кафедра
«История и теория архитектуры»
Самостоятельная
работа по курсу «История градостроительства» на тему Градостроительство Средней
Азии во второй половине XIII
века - первой половине XIV
века
Ташкент -
2014
Оглавление
Введение
1. Роль
хонакох в градостроительстве и жизни народа Средней Азии
2. Город Карши
. Декор архитектурных памятников
данного периода
. Кашкадарьинский оазис
. Бухара
. Голубые мавзолеи Шахи-зинды
. Хорезм
Заключение
Источники
ВВЕДЕНИЕ
XIII - XIV
века в истории зачастую рассматриваются исследователями как прервавшие
развитие, и потому либо игнорируются вовсе, либо, как незаслуживающие
отдельного рассмотрения, присоединяются к другим этапам истории, как например, XI
- XIII века,
XIV - XV
века.
Между тем, этот этап самостоятелен, отличителен
присущими только ему достижениями архитектуры, и потому имеет важное значение.
Имеющие место при смене формаций начальные десятилетия разрушений не должны
затмевать чёткого видения развития. А оно не только не оборвало местные
достижения, но восстановило их в новом качестве. И самое примечательное то, что
потенциал этих веков не сгинул, но усилил в школах зодчества их происходившее
из глубин веков родство со Средиземноморьем.
После кончины Чагатая, сыновья Аргуна правили и
чагатайским улусом и это определило особые связи Амира Темура и его династии с
Султанией.
В 1220 -
1221 годы монгольского нашествия города от Ургенча на севере и до Термеза на
юге были обращены в руины. Монголы разрушили плотину амударьинской воды, смыв
Ургенч. В 122щ году по приказу Чингизхана была разрушена стена прямоугольного
внешнего рабата Самарканда XI
века. В этом же году были порушены
30,000 защитников Бухары, и в лучах мартовского солнца её природная равнина
светилась как полной крови поднос.
В первое десятилетие после
монгольского разгрома, когда жизнь еле теплится в разоренных оазисах Средней
Азии, строительная деятельность здесь совершенно замирает. Лишь со второй
половины XIII века архитектурное творчество вновь пролагает свой путь. Там,
где жизнь начинает входить в колею, отмечаются попытки возрождения
монументального местного зодчества.
Жизнь возвращалась,
но обрушивались новые напасти. В 1272 году войска теперь уже Хулагухана
вторглись в Мавереуннахр, и разрушенные Кеш, Нехшеб и Бухара оправились в конце
XIII века.
Художественная
культура так называемого монгольского периода была чисто среднеазиатской,
совсем не монгольской. В сфере архитектуры мы тщетно
пытались бы найти дальневосточные черты. Налицо эволюция тех приемов
строительной практики и тех эстетических воззрений, которые имеют глубокую,
стародавнюю местную народную основу.
В XII
-
XIV веках сложились
три экономических типа городов:
· малые;
· Средние рыночные;
· и большие на
торговых путях (такие как, Бухара, Герат, Самарканд, Исфахан).
1. Роль хонакох в
градостроительстве и жизни народа Средней Азии
Хонакох до недавнего времени не
считался исследователями древним и самостоятельным типом здания, Г.А.
Пугаченкова пишет о нем как мавзолее, в работах В.Л. Ворониной и К.С. Крюкова
он упоминается как «мечеть-мавзолей», Л.Ю. Маньковская называет его «зимним
залом всякой мечети», П.Ш. Шахидов считает его дворцом.
При такой типологической
путанице, Академия Наук Узбекской ССР заключила, что в монгольские XII
- XIV века «не было
построено ни одного солидного общественного здания». Ш.Ж. Аскаров в своих
трудах задает вопрос: «как же тогда хонакох как институт суфизма стал опорой
государств Темуридов и достиг при них апогея своего развития?».
В ту эпоху гнёта и
предрасположенности к мистике, поиски надежды не просто восстановили хонакох
как тип здания, но возродили его в совершенно новом качестве. Новаторские
хонакох поднялись близ центров христианства в Самарканде и Ургенче. В кишлаке
Мозори-шариф XI века
расширили хонакох Мухаммада Бошаро с диаметром купола 7.6 м. А в кишлаке Остана
при мавзолее Казакхана построили хонакох шайха Мухтора Вали с диаметром купола
8.5 м. Диаметры куполов увеличили благодаря новому расположению стен под ними.
Углы подкупольного квадрата усилили четыремя парами стен перпендикулярно
главной оси этих хонакох как в базилике Собора Святой Софии: то естьб,
миссионеры конструктивно совершенствовали хонакох.
В парах стен обоих хонакох
расположены лестницы: подобно пандусам в парах стен Собора Святой Софии, они
ведут наверх - в зикрхону и далее на кровлю.
В Остане сильная
тюрко-монгольская традиция сориентировала хонакох по сторонам света, даже
михраб строго на юг. Кровля хонакоха всегда являлась местом астрологического
наблюдения.
2. Город Карши
О городе Карши в данный период
информации очень мало, но все же есть. Лишь несколько дотимуровских памятников
архитектуры XIV века сохранилось в Узбекистане, и все эти памятники - мавзолеи.
А между тем немало строилось, разумеется, и иных сооружений. Известно,
например, о воздвигнутом по распоряжению хана Кебека в окрестностях Несефа
огромном ханском дворце - Карши, по которому этот древний город в XIV
веке получил свое современное наименование. Дворец был сборно-разборный,
подобный тем, что строили Караханиды в пригородах Бухары, был сооружён в
1313-1326 годах на расстоянии 2,5 фарсаха от города Несеф. Позже на его месте
строится медресе Одина - учебное заведение, в котором учились женщины. Его
возвели на месте ханского дворца.
3. Декор
архитектурных памятников
градостроительство
архитектурный художественный декор
Эволюция архитектурного декора
в ХIII-XIV веках может быть обрисована в следующих чертах.
<#"803442.files/image004.jpg"> <#"803442.files/image005.jpg"> <#"803442.files/image006.jpg"> <#"803442.files/image007.jpg"> <#"803442.files/image008.jpg">
Гладкая майолика-двухцветная,
с росписью черным или синим под ярко-голубой поливой; орнамент
стилизованно-растительный. Характерный пример - звездчатые и крестовидные
изразцы на портале мавзолея Ходжа Ахмада.
<#"803442.files/image010.jpg"> <#"803442.files/image011.jpg"> <#"803442.files/image012.jpg"> <#"803442.files/image013.jpg"> <#"803442.files/image014.jpg"> <#"803442.files/image015.jpg"> <#"803442.files/image016.jpg"> <#"803442.files/image017.jpg"> <#"803442.files/image018.jpg"> <#"803442.files/image019.jpg"> <#"803442.files/image020.jpg">
Два из них ныне замыкают коридор
всего ансамбля. Один был отстроен в 1360 году, как гласит наполовину
исчезнувшая надпись. Другой утратил дату сооружения, однако сохранил не только
имя покойника - Ходжа Ахмада, но, главное, искусно вплетенное в
орнаментальном листке имя своего чудесного мастера - Фахри-Али.
Последний, очевидно, был самаркандец, о чем позволяет судить отсутствие лакаба
- указания места рождения, которое обычно проставлялось зодчими и художниками -
орнаменталистами иногороднего происхождения.
Одинаковый
архитектурно-композиционный тип и художественно-декоративный стиль развивают
три мавзолея из средней группы Шахи-Зинды, сооружение которых уже приходится на
время правления Тимура - мавзолей Шади-Мульк 1373 года (больше известный
под именем его строительницы, сестры Тимура, Туркан-ака), расположенный
рядом мавзолей Эмир-Заде 1386 года, воздвигнутый напротив мавзолей Туглу-Текин,-
и стоящий поодаль мавзолей эмира Бурундука.
<#"803442.files/image023.jpg"> <#"803442.files/image024.jpg"> <#"803442.files/image025.jpg">
<#"803442.files/image027.jpg"> <#"803442.files/image028.jpg">
<#"803442.files/image030.jpg">
<http://art-blog.uz/wp-content/uploads/2009/12/0004-2.jpg>
Усыпальница Сейид-Алауддина,
отстроенная около 1303 года, в результате неоднократных реставраций сохранила
лишь конструктивно-строительную коробку древней постройки с характерной
системой многорядных консольно - сталактитовых парусов, утратив былой декор. Но
в мавзолее чрезвычайно эффектна надмогильная сагана, облицованная
майоликами таких интенсивно-синих и голубых тонов, с богатейшим, растительным
по преимуществу орнаментом, что она воспринимается как творение не гончара, а,
скорее, ювелира.
Со времени формирования огромной
мировой державы Тимура в архитектуре Средней Азии происходят важные
качественные сдвиги, отражающие становление совершенно нового этапа в ее
развитии. Он обнимает хронологический отрезок начиная с 80-х годов XIV века и
все XV столетие.
Большие, ответственные задачи
выдвигает эта эпоха в первую голову перед градостроительным искусством. Почти
полтора столетия крупные и малые города Средней Азии стояли без крепостных стен,
но при Тимуре фортификация собственных городов настоятельно диктовалась самой
жизнью.
Заключение
К 1330-и годам домонгольская
градостроительная культура и архитектурные типы зданий были восстановлены.
Разрушенный монголами Андижан правнук Чингизхана Кайдухан перестроил с конца XIII века в
столицу Фергану. Так она называлась в последующие три века, передав затем свое
имя всей долине. Но о градостроительной культуре этого города история
умалчивает.
Индивидуальным решением кейса можно
предложить именно эту проблему.
Источники
1. Пугаченкова Г.А., «Зодчество
Центральной Азии» Т-1976, стр. 15-20.
. Аскаров Ш.Ж. «Генезис
архитектуры Узбекистана» Т-2014 стр. 22-35
3. Воронина
В.Л. «Народные традиции архитектуры Узбекистана» М-1951, стр. 97-120
. Пугаченкова
Г. А., Ремпель Л. И. «Выдающиеся памятники архитектуры Узбекистана» Т-1958 стр.
184-192
. Немцева
Н.Б. «Шахи-зинда» Т-1987 стр.89-93
. Немцева
Н.Б. «Хонако Сайфеддина Бохарзи в Бухаре» Б-2003 стр.127
8. www.art-blog.uz
9. www.wikipedia.org