и т. п.
В соревнованиях фигурист действует, используя знания, умения и навыки, полученные и закрепленные в процессе тренировки. Формирование необходимых для выполнения соревновательных программ умений и навыков, их объем и качественное своеобразие находятся в зависимости от условий, в которых происходит подготовка фигуриста и которые постепенно становятся привычными. Однако соревновательные условия существенно отличаются от привычных условий тренировки. Эти отличия сводятся в основном к следующим положениям. Соревнования играют значительную роль в жизни спортсмена; в соревнованиях всегда есть соперники; выступление на соревнованиях оценивают судьи; фигурист располагает всего одной зачетной попыткой в каждом упражнении; время для принятия самостоятельного решения (в тренировке спортсмену помогает тренер) часто чрезвычайно ограничено; соревнование может проходить в непривычных климатических, временных, метеорологических условиях и сопровождаться нежелательными воздействиями со стороны соперников, судей, зрителей и даже товарищей по команде.
Таким образом, целью психологической подготовки спортсмена к соревнованию можно считать формирование у него такого психического состояния, при котором он может в полной мере использовать свою функциональную и специальную готовность для реализации в соревновании максимально возможного результата; противостоять многим предсоревновательным и соревновательным ситуациям, оказывающим отрицательное влияние и вызывающим рассогласование функций, т.е. проявить высокую надежность соревновательной деятельности. Такое состояние называют состоянием психической готовности к соревнованию.
Психологическая подготовка - неотъемлемая часть предсоревновательной подготовки спортсмена. Ею, как и всеми другими сторонами подготовки спортсмена, руководит тренер. Однако психологическая подготовка, являясь личным, в чем-то даже интимным процессом, требует особого подхода. Спортсмена нельзя заставить заниматься психологической подготовкой, а можно лишь побудить действовать в этом направлении. Поэтому первое, что следует сделать тренеру, это постараться Сформировать у спортсмена положительное отношение к психологической подготовке, к ее необходимости. Фигурист должен понять, что психологическая подготовка к соревнованиям поможет ему обрести перед стартом и в ходе состязаний то состояние, в котором он сможет наиболее полно реализовать все свои возможности для достижения высокого результата.
Рациональная организация режима дня, отдыха, развлечений тоже хорошее средство формирования оптимального психического состояния спортсмена. Но особое значение имеют словесные воздействия тренера. В форме доверительной беседы тренер должен убедить ученика в том, что у него нет достаточных причин и оснований для опасений за исход предстоящих соревнований, что он хорошо подготовлен и в состоянии выполнить стоящие перед ним задачи, что его положение в команде твердое и ничто не угрожает его престижу. Кроме того, тренер может использовать свой авторитет для категорического внушения спортсмену всего, что он считает необходимым. При этом воля тренера должна на какое-то время подавлять волю спортсмена, преодолевать его сопротивление, рассеивать сомнения и страхи.
Несмотря на важность помощи тренера в психологической подготовке спортсмена к соревнованиям, фигурист должен знать, что такой помощи может быть недостаточно для достижения им состояния психической готовности. Он сам должен активно заниматься собственной психологической подготовкой.
1.3 Обзор критериев компонентов программы фигуристов
В рамках новой судейской системы, судьи заняты исключительно оценкой исполнения каждого элемента и пяти компонентов программы. Они выставляют баллы, основываясь на конкретных критериях для каждого элемента, которые дают исчерпывающую оценку мастерства и выступления каждого фигуриста.
Баллы, присужденные за каждый элемент, и окончательные оценки хранятся в памяти компьютера, который также суммирует баллы для определения мест выступавших.
Судье не нужно сравнивать и оценивать каждого фигуриста напрямую в отношении ко всем другим фигуристом. Таким образом каждый судья концентрируется на оценке качества, во-первых, каждого технического элемента и, во-вторых, в целом компонентов программы. Он вводит оценки за каждый компонент в компьютер с простого, информативного сенсорного экрана. Индивидуальные оценки заносятся в память компьютера и суммируются, составляя оценки выступления каждого фигуриста и окончательное распределение призовых мест. Присужденные баллы взвешиваются таким образом, что технические элементы составляют половину общего счета, а компоненты программы - другую половину [12].
В технической оценке для каждого элемента программы фигуриста заранее предписано определенное число баллов за сложность. Во время программы судьи, в свою очередь, оценивают каждый элемент в пределах от +3 до -3 баллов.
Таким образом, судьи либо прибавляют, либо вычитают баллы из базовой оценки сложности элемента.
При выполнении элемента фигуристом, техническая бригада судей определяет уровень сложности элемента и его «стоимость» отображается в компьютере.
Судья затем может изменить базовую оценку элемента в пределах от +3 до -3 баллов. Сумма баллов за представленные элементы и баллов за качество их исполнения вместе составляют техническую оценку. Некоторые элементы, например, вращения и дорожки шагов имеют определенный уровень сложности.
Для этих элементов базовая оценка рассчитывается в зависимости от уровня сложности. Таким образом, по окончании соревнований фигурист увидит, что за сложное вращение он получил больше баллов, чем за простое вращение. Группа экспертов, включавшая опытных фигуристов и судей, установила базовые оценки для каждого из технических элементов. Эти базовые оценки позволяют учитывать при оценке каждый элемент, исполненный фигуристом.
Пять компонентов программы.
Помимо технической оценки, судьи начисляются баллы за пять компонентов программы по 10-балльной шкале с шагом 0,25 [13].
Компоненты программы - это:
- мастерство владения коньками;
- технические переходы (перестроения), связующие элементы;
- представление/исполнение программы;
- хореография/композиция;
- интерпретация.
Оценка мастерства владения коньком включает:
- общий уровень катания;
- катание в разных направлениях;
- скорость и мощность;
- чистота и четкость ребер;
- скольжение и плавность;
- глубина и качество ребер;
- схожесть способностей партнеров;
Оценка связующих элементов включает:
- сложность и качество связок-шагов;
- оригинальность и новизна связок-шагов;
- оригинальность и сложность заходов и выездов на/из элементов;
- рисунок;
- сложность и разнообразие танцевальных шагов, позиций и движений (танцы).
Оценка представления/исполнения включает:
- осанка;
- стиль;
- линии;
- разнообразие скорости;
- синхронность (танцы, пары);
- схожесть катания партнеров (танцы);
Оценка хореографии включает:
- гармоничная композиция программы;
- оригинальность и новизна (танцы);
- совпадение элементов, шагов и движений с музыкой;
- оригинальность, сложность и разнообразие линий программы;
- распределение элементов;
- использование пространства и поверхности льда.
Оценка интерпретации включает:
- легкость и уверенность движений в такт музыке;
- использование нюансов музыкальных фраз и смены ритма;
- выражение характера и стиля музыки;
- постоянство в выражении характера и стиля музыки на протяжении всей программы.
Оценка качества каждого компонента программы судейской бригады рассчитывается путем вычисления усеченного среднего оценок судей за компонент программы. Затем оценка судейской бригады за каждый компонент умножаются на определенный коэффициент, что позволяет достичь некоторого баланса между общей оценкой за элементы и оценок за исполнение программы с учетом коэффициента. Результат округляется до двух десятичных разрядов.
Финальный результат.
Финальная оценка вычисляется путем сложения общей оценки за элементы и оценки за исполнение программы с учетом коэффициента и вычеты за нарушение общих правил. Оценки короткой и произвольной программ складываются в финальную оценку фигуриста в соревновании. Участник с наивысшим финальным результатом считается выигравшим. При совпадении общей суммы, выигрывает участник с наивысшим результатом в последнем сегменте выступления, т.е. в произвольной программе [17].
Оценка компонентов программы.
Базовая техника.
Определение: Способность фигуриста передвигаться по льду.
Цель: Поощрение плавности, рёберности и скорости скольжения.
Критерии:
- общий уровень катания;
- катание в разных направлениях;
- скорость и мощность;
- чистота и четкость ребер;
- скольжение и плавность;
- глубина и качество ребер.
Связующие элементы.
Цель: Поощрение использования разнообразных связок, превращающих программу в единое целое, а не просто набор обязательных элементов.
Критерии:
- сложность и качество связок-шагов;
- оригинальность и новизна связок-шагов;
- оригинальность и сложность заходов/выездов на/из элементов;
- рисунок.
Прокат/Выполнение.
Определение: Оценка способности фигуристов создавать красивые формы.
Цель: Поощрение способности фигуристов демонстрироваться красивые линии и осанку во время исполнения элементов.
Критерии:
- осанка;
- стиль;
- линии;
- разнообразие скорости.
Хореография.
Определение: Оценка постановки программы в плане распределения элементов и связующих шагов.
Цель: Поощрение фигуристов, использующих при катании всю поверхность льда и разные уровни пространства [17].
Критерии:
- гармоничная композиция программы;
- совпадение элементов, шагов и движений с музыкой;
- распределение элементов;
- использование пространства и всех поверхности льда.
Выразительность.
Определение: Использование тела и элементов для выражения настроения и характера музыки.
Цель: Поощрение фигуристов, использующих элементы, связующие шаги и хореографию для выражения эмоционального настроя и характера музыки в соответствии со структурой выбранного музыкального сопровождения.
Критерии:
- легкость и уверенность движений в такт музыке;
- использование нюансов музыкальных фраз и смены ритма;
- выражение характера и стиля музыки;
- постоянство в выражении характера музыки.
- Технические специалисты определяют название каждого представленного элемента и уровень его сложности (если это необходимо). В соответствии с их решением элементу присваивается соответствующая сложность из «Таблицы сложностей».
Каждый из судей дает каждому элементу оценку за качество исполнения. Оценка имеет знак плюс или минус, в соответствии с «Таблицей сложности».
Общая оценка качества исполнения элемента получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады.
Для получения усеченного среднего отбрасывается равное количество самых высоких и самых низких оценок, а из оставшихся вычисляется арифметическое среднее.
Для этой цели из оценок девять или восемь судей отбрасывается четыре оценки, из оценок 7-5 судей отбрасывается две оценки.
Оценки округляются до двух знаков после запятой.
Общая оценка каждого элемента получается путем прибавления базовой сложности элемента к общей оценке качества его исполнения.
Комбинация прыжков оценивается как один элемент путем сложения базовой стоимости включенных прыжков и оценки качества исполнения наиболее трудного прыжка.
Последовательности прыжков оцениваются как один элемент путем прибавления сложности двух, имеющих наибольшую ценность прыжков к оценке качества исполнения наиболее трудного прыжка и умножения полученного результата на 0,8.
Финальная оценка получается путем сложения общих оценок каждого отдельного элемента.
Любой дополнительный элемент, не заявленный в программе, не будет засчитан. Оценивается только первая попытка (или допустимое количество) исполнения элемента.
Необычный элемент, движение или связка могут получить специальный бонус в размере 2,0 очков. Этот бонус выдается только один раз за программу. Решение принимает технический специалист.
Если этого бонус был получен, то он прибавляется к финальной оценке и таким образом получается общая оценка за элементы.
В произвольной программе одиночников оценка для всех прыжков, исполненных во второй половине программы, умножается на 1,1, чтобы поощрить равномерное распределение наиболее сложных элементов.
По окончании программы каждый судья также выставляет дополнительные оценки за представление программы. Это так называемые «Компоненты программы»: базовый уровень катания, связующие элементы, хореография, прокат/ выполнение и выразительность. Каждый из них оценивается по 10-бальной шкале с шагом 0,25.
Общая оценка за каждый из критериев представления программы получается путем вычисления усеченного среднего судейской бригады. Вычисление производится способом, описанным выше.
Финальная оценка за каждый из критериев представления программы получается путем умножения усеченного среднего бригады на следующие коэффициенты: мужчины - 1,0 в короткой программе, 2,0 - в произвольной; женщины и пары - 0,8 в короткой программе, 1,6 - в произвольной. Таким образом, получается пять оценок за компоненты программы.
случае нарушений применяются следующие штрафы:
- а каждые лишние или недостающие 5 секунд снимается 1,0;
- за использование музыки со словами снимается 1,0 (за исключением танцев на льду, где музыка со словами допускается);
- за использование запрещенных элементов снимается 2,0 за каждый элемент;
- за использование предметов или неправильный костюм снимается 1,0.
Итоговый результат получается путем сложения общей оценки за элементы с пятью оценками за компоненты программы и с вычетом полученных штрафов.
Результат соревнований вычисляется путем сложения итоговых результатов короткой и произвольной программ. Участник, получивший максимальное количество баллов, занимает первое место и так далее.
При совпадении общей суммы преимущество отдается тому спортсмену, чей результат в последней части соревнований был выше.
1.4 Взаимосвязь компонентов программы с уровнем технической подготовки фигуристов
Программа фигуриста также должна быть построена согласно принципам сценического искусства, но все ее содержание должно быть развернуто в значительно более короткое время, так как произвольная программа у женщин длится 4 минуты, у пар и мужчин - 5 минут, а обязательная программа произвольного катания одиночников и пар - не более двух минут 50 секунд.
В программах важно чередование различных по ритмическому рисунку частей, что диктуется их спортивной стороной - необходимостью продемонстрировать разнообразный арсенал шагов, спиралей, вращений и прыжков, предотвращающих впечатление однообразия катания и быстрое утомление зрителей. Именно этими соображениями объясняется часто встречающийся у фигуристов монтаж музыкального сопровождения.
Идеальным решением вопроса является создание музыкальных произведений, специально написанных для использования в фигурном катании. Такие произведения не всегда должны быть оригинальными, так как с уже известной точки зрения иногда желательно, чтобы музыка, звучащая на катке, была знакома и любима зрителями. Поэтому профессионально скомпонованное музыкальное сопровождение, содержащее известные мелодии, хорошо воспринимаемые в условиях больших спортивных залов, является, пожалуй, наиболее приемлемым для фигуристов.
После того как музыкальное сопровождение составлено, появляется возможность уточнить характер задуманной программы в соответствии с характером музыки. Лишь только после этого приступают к составлению окончательной программы. Работают над ней обычно трое: тренер, хореограф и спортсмен. Их роли распределяются следующим образом. Ведущим, своего рода генеральным конструктором является тренер. Он подбирает элементы, создает из них комбинации, следит за тем, чтобы составленные фрагменты отвечали тактическим требованиям, соответствовали физическим возможностям спортсмена, а фигуры наивысшей сложности располагались в тех местах, в те моменты, когда организм спортсмена находится в состоянии наилучшей готовности к их исполнению. Вся программа должна соответствовать уровню мастерства спортсмена и являться стимулом для овладения новыми шагами, комбинациями фигур, для улучшения таких физических качеств, как быстрота, сила, выносливость и гибкость, для совершенствования координационных возможностей фигуриста.
На различных стадиях подготовки спортсмена между объемом и интенсивностью тренировочной нагрузки устанавливается сложная и меняющаяся взаимосвязь. Могут иметь место следующие варианты (как в многолетнем плане, так и на различных этапах годовой тренировки):
- увеличение объема при сохранении прежнего уровня интенсивности тренировочной нагрузки;
- параллельное увеличение объема и интенсивности;
- сохранение определенного объема и повышение интенсивности;
- снижение объема и повышение интенсивности;
- одновременное снижение объема интенсивности тренировочной нагрузки при применении периодических кратковременных нагрузок повышенной интенсивности.
Первые два варианта (а, б) характерны для подготовки спортсменов младших разрядов и в первые месяцы подготовительного периода в тренировке квалифицированных спортсменов. Варианты в; г; д - используются главным образом в тренировке квалифицированных спортсменов.
Для фигуристов высокой квалификации принцип постепенного увеличения нагрузок действует лишь применительно к отдельным этапам тренировки, поскольку подразумевается, что спортсмен в процессе многолетней тренировки почти полностью использует все имеющиеся у него, возможности для занятий фигурным катанием. В этом случае первым, по-видимому, достигает предела общий объем нагрузок, поскольку он связан с наибольшими затратами времени.
Вопрос об увеличении тренировочных нагрузок следует решать каждый раз применительно к конкретным условиям. Объем должен возрастать лишь в той мере, при которой не исключается необходимая интенсивность. При этом в одних циклах тренировки некоторое предпочтение отдается объему нагрузок (подготовительный период), а в других - интенсивности (соревновательный период). Этим правилом должны широко пользоваться фигуристы, которые в результате многолетних занятий уже освоили большие объемы нагрузок.
Выводы по первой главе
1.Подростковый возраст является сензитивным для формирования психологической культуры личности. Специфика феномена отчуждения в подростковом возрасте и психологические особенности возраста позволяют решить проблему отчуждения в подростковом возрасте посредством целенаправленного развития Я-концепции.
В этом возрасте дети особенно восприимчивы к психологическим знаниям и психологическим тренингам, направленным на развитие базовых навыков общения.
2.Компоненты программы - самая противоречивая составляющая новой системы судейства. «На бумаге» они выглядят разумно и обоснованно: помимо техники в фигурном катании есть еще и то, что раньше называли «представлением программы», и для оценки этот составляющей создано пять отдельных критериев. Эти критерии - базовая техника, связки, прокат, интерпретация, хореография. Оцениваются они по шкале от ноля до 10 с шагом 0,25. Теоретически компоненты независимы друг от друга, и должны оцениваться по отдельности. На практике же этого практически никогда не происходит. В большинстве случаев судейские оценки выставляются по одной и той же схеме: самая низкая оценка за «связки», а четыре остальных в пределах 0,5 друг от друга. Более того, зачастую оценки напрямую зависят от стартового номера и «репутации» спортсмена.
. От уровня мастерства спортсмена фигуриста зависят и оценки за компоненты программы. Чем сложнее дорожки шагов, оригинальнее подходы к элементам программы, выше уровень катания спортсмена, тем выше оценки за компоненты программы.
Глава 2. Практическое исследование компонентов программы, как показателЬ уровня ТЕХНИЧЕСКОЙ подготовки фигуристов
2.1 Организация и методы исследования
Для эксперимента нами были отобраны две группы УТГ-1 фигуристов-одиночников в возрасте 13-14 лет в количестве 12 человек из МОУДОД СДЮШОР «Юность» г. Екатеринбург. Участники эксперимента были поделены на две группы контрольная группа 6 человек и экспериментальная группа состоящая из 6 человек. Все участники дали свое согласие на эксперимент.
Исследование проводилось в три этапа:
I этап (июнь - ноябрь 2012 г.) - проводился поиск и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования. Определялась методология исследования. Разрабатывалась методика проведения эксперимента и осуществлялся подбор контрольных упражнений для оценки эффективности экспериментальной методики.
II этап (сентябрь 2012 г. - ноябрь 2012 г.) - правоведение педагогического эксперимента направленного на обучение базовым технической подготовки фигуристов одиночников 13-14 лет и контрольные тестирования участников в начале и конце эксперимента.
III этап (май - июнь 2013 г.) - обработка и анализ полученных данных тестирования участников эксперимента. Формулировка выводов и разработка практических рекомендаций по результатам проведённого эксперимента, оформление выпускной квалификационной работы.
В нашей работе мы применяли следующие методы исследования:
1.Анализ научно-методической литературы.
2.Педагогическое наблюдение.
3.Педагогический эксперимент.
.Педагогическое тестирование.
.Методы математической статистики.
Анализ научно-методической литературы. При выполнении работы была изучена специальная литература по основам технической подготовки фигуристов. Анализ научно-методической литературы позволил составить представление о состоянии исследуемых вопросов, обобщить имеющиеся данные, а так же изучить мнения специалистов, дающих достаточно подробный научно-обоснованный анализ технической подготовки фигуристов одиночников 13-14 лет. Было выявлено, что тенденциями развития технической подготовки фигуристов одиночников является:
- выполнение элементов на разных участках ледового катка с определенной спецификой, характерной для конкретных мест и условий;
Специфику в технике выполнения элементов фигуристов одиночников в разных эпизодах соревнований определяют три основных фактора: место выполнения элементов, исходное положение фигуристов, целевая направленность действий.
Педагогическое наблюдение осуществлялось, в течение периода учебно-тренировочной работы. Педагогические наблюдения позволило рассмотреть содержание тренировочной деятельности фигуристов одиночников 13-14 лет. В нашей работе применялось открытое педагогическое наблюдение, т.е. испытуемым был известен тот факт, что они находятся под наблюдением, а деятельность исследователя они воспринимали визуально. Но следует подчеркнуть, что метод наблюдения при всех его возможностях ограничен. Он позволяет обнаружить лишь внешние проявление фактов, а внутренние процессы остаются для наблюдения недоступны.
Педагогический эксперимент проводился с целью оценки уровня технической подготовки фигуристов 13-14 лет.
В экспериментальной группе специальная, хореографическая и техническая подготовка фигуристов была увеличена за счет общей физической подготовки, а в контрольной проводилась в обычном режиме, 12 часов в неделю.
Педагогическое тестирование. В нашей работе тестирование занимает одну из главных ролей. Нами было разработано пять тестов, с помощью которых мы определили исходный и конечный уровни технической подготовленности участников эксперимента.
.Уровень катания
. Переходы
. Исполнение
. Хореография
. Интерпретация
Методы математической статистики. Результаты исследований подвергались статистической обработке с вычислением следующих параметров: средней арифметической величины (Х), стандартного отклонения (s) и достоверность различий определялась с использованием параметрического t - критерия Стьюдента, при Р<0,05.
.2 Описание экспериментальной методики
У фигуристов высокой квалификации годичный цикл подготовки состоит из:
подготовительного периода июнь-ноябрь 2012 г.,
этап контрольных соревновании сентябрь-ноябрь 2012 г.,
соревновательного декабрь 2012 г., - апрель 2013 г.,
переходного периода апрель-май2013 г.
Наш эксперимент проводился в подготовительный период.
К основным задачам подготовительного периода (этап максимальной реализации индивидуальных возможностей) можно отнести: повышение общего уровня функциональных возможностей фигуристов; развитие скоростно-силовых способностей фигуристов; овладение новыми техническими элементами; совершенствование исполнения соревновательных программ.
Основными средствами подготовки фигуристов-одиночников в этот период являются общая физическая, специально физическая, хореографическая и техническая подготовка.
Соотношение средств ОФП, СФП, хореографической и технической подготовки (СТП) у одиночников учебно-тренировочных групп первого года обучения (в %), в соответствии с таблицей 1.
Таблица 1
Соотношение средств ОФП, СФП, хореографической и технической подготовки (СТП) у одиночников
Разделы подготовкиУТГ 1Общая физическая подготовка20-10 %Хореографическая подготовка20 %Специальная физическая подготовка20 %Техническая подготовка (ледовая)40-50 %
Недельный цикл подготовительного периода тренировки фигуристов- одиночников состоит из шести тренировочных дней (7-й - выходной).
Фигуристы-одиночники из контрольной группы занимались в обычном режиме по плану графику распределению учебных часов в УТГ-1 (приложение 1).
Фигуристы-одиночники из экспериментальной группы затрачивали на специально физическую, хореографическую и техническую подготовку те же 12 часов в неделю, но доля физической подготовки была сведена до одного часа в неделю, таким образом процентное соотношение изменилось в сторону увеличения основных видов подготовки для экспериментальной группы СФП, хореография, СТП (приложение 2).
У фигуристов-одиночников была увеличена специальная подготовка на льду. Совершенствование координации движений, воспитание спортивного атлетизма, выразительности и артистичности исполнения программы составляют единую цель специальной подготовки в фигурном катании на коньках. Единство цели определяет взаимосвязь всех сторон подготовки спортсменов. При совершенствовании мастерства спортсменов экспериментальной группы тренер использовал разнообразные методы и средства, акцентирующие следующие стороны специальной подготовки.
Техническая подготовка. Эта сторона подготовки фигуриста является ведущей и направлена на освоение большого числа сложных двигательных навыков. Сюда относятся программа обязательных упражнений («школа»), куда входят элементы со строгими геометрическими характеристиками, произвольные упражнения, состоящие из различных шагов, прыжков, вращений и их сочетаний.
Функциональная подготовка. Основное назначение функциональной подготовки состоит в адаптации систем организма фигуриста к разнообразным движениям на льду. Этой цели служат и упражнения в зале.
В единстве с технической подготовкой необходимо совершенствовать координацию движений фигуристов. Центробежные и центростремительные силы, действующие на спортсмена, предъявляют серьезные требования к вестибулярному анализатору. Исследования показали, что фигуристы способны переносить чрезвычайные по величине вращательные нагрузки и сохранять при этом точность движений (А. Н. Крестовников). Значительная часть времени была посвящена тренировке зрительно-двигательных реакций для совершенствования зрительной ориентировки при выполнении разнообразных движений.
Системы дыхания и кровообращения должны адаптироваться к весьма контрастной по мощности двигательной деятельности. Специальные опыты показали, что во время произвольного катания число сердечных сокращений у фигуристов доходит до 190-200 сокращений в минуту при относительно невысоком уровне потребления кислорода (в пределах 2 л в минуту). Таким образом, произвольное катание выполняется при отчетливом расхождении (алинейности) энергетики и частоты сердцебиений, что можно объяснить выраженной эмоциональностью и напряженностью функций центральной нервной системы спортсменов. Сопоставление функциональных сдвигов по энергетике (по кислороду) и частоте сердцебиений во время прыжков, вращений и простых шагов показывает, что сдвиги наибольшие при прыжках.
Чем выше квалификация спортсменов, тем более экономно они выполняют трудное упражнение, что можно объяснить совершенствованием анализаторных систем (зрительно-двигательной, проприоцептивной, вестибулярной) и поэтому более рациональным использовании механических форм энергии. В свою очередь, высокая точность механических компонентов движений вызывает изменение афферентного (центростремительного) потока импульсов и информации в нервных центрах. В то же время характеристики движения фигуриста возрастают по темпу, амплитуде и скорости; к тому же увеличивается риск падения. Это и проявляется в малой величине энергетических трат и чрезвычайной частоте сердцебиений. Решение такого противоречия должно идти по пути совершенствования процессов управления движениями.
Функциональная подготовка была направлена на развитие специальной силы мышц, которая обеспечивает выполнение точных толчков, уверенность статических поз и смену положений частей тела. В процессе занятий на льду и в зале развивается высокая подвижность в суставах ног и способность выполнять контрастные взаимопротивоположные движения туловищем и тазом (скручивание), хорошая выворотность коленных суставов, свободные и быстрые повороты бедер и скоростная сила мышц при выполнении прыжков. Важно развить и специальную выносливость фигуриста, т. е. умение в пределах заданного времени катания сохранять способность к высококачественному исполнению фигур.
Хореографическая подготовка. Важным элементом в тренировке фигуристов является хореографическая подготовка спортсменов, которая также была увеличена по времени в отличие от контрольной группы.
Воспитанию чувства красивого в движениях, их выразительности, музыкальности следует уделять внимание с первых шагов подготовки фигуриста во всех видах фигурного катания. Понимание роли артистической подготовки в фигурном катании позволило Н. А. Панину назвать одну из свои: книг «Искусство катания на коньках». В ней он писал, что «чувство красоты в фигурном катании имеет весьма большой удельный вес».
Задачи хореографической подготовки состоят в том, чтобы привить культуру, воспитать дисциплину движения в единстве с музыкой, воспитать артистизм.
Хореографическая подготовка в зале была направлена на повышение культуры, разнообразия движений. Тренер использовал широкий круг имитационных упражнений.
Хореографическая подготовка на льду предусматривала обучение положениям и движениям фигуриста при выполнении отдельных фигур и их комплексов, работу по разучиванию частей и программы в целом. Важное место отведено подбору музыки и созданию композиций на льду.
В тренировочном процессе обе части подготовки взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Занятия хореографией являются составной частью подготовки фигуриста. Упражнения, выполняемые под музыку, помогают решить ряд важнейших вопросов подготовки.
Хореография позволяет развить музыкальность и выразительность, овладеть комплексом двигательных навыков, способствующих повышению координационных возможностей, повысить уровень развития физических качеств <#"justify">2.3 Результаты исследования и их обсуждение
Для того чтобы отследить динамику развития компонентов программы мы провели констатирующий срез до начала тренировочного этапа фигуристов. Обратим внимание на таблицу 2, где представлены средние значения показателей компонентов программы:
Таблица 2
Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы
до эксперимента
№ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаУровень значимости различий (Р)ХσХσ1.Уровень катания6,10,435,90,29> 0,052.Переходы4,30,314,20,27> 0,053.Исполнение4,90,254,70,20> 0,054.Хореография 4,50,354,60,41> 0,055.Интепритация3,90,303,70,35> 0,05
Анализ таблицы показал, что средние значения по показателю «Уровень катания» практически одинаковы в контрольной и экспериментальной группа (5,9 баллов и 6,1 балл соответственно). Данное количество баллов характеризует уровень катания фигуристов со следующей стороны. Для фигуристов обеих групп свойственна посредственная способность катания на шагах и ребрах. Спортсмены могут скользить и поворачиваться одинаково в обе стороны с приемлемой техникой толчков, минимум толчков зубцом. Для них характерна приемлемая гладкость скольжения в большинстве исполнения программы.
Данные, полученые по шкале «переходы» свидетельствуют о том, что спортсмены используют простые соединительные шаги в 50% программы и только «подсечки» на некоторые сложные элементы. Могут включать несколько известных необусловленных элементов, исполненных удовлетворительно. Базовые подходы и выходы исподльзуются спортсменами более 50 % времени. Известные вариации на «заходах» и выходах используются менее 50 % времени.
Исполнение программы участников обеих групп можно описать следующим образом: ровная осанка с редким использованием рук, ног и головы для свободной демонстрации стиля. Уделяется внимание вытянутости свободной ноги. В 50 % программы скорость скольжения соответствует ритму музыки.
Относительно хореографии можно отметить следующее. Программа хорошо связана с музыкой, неплохое распределение кульминационный моментов. Рисунок программы - приемлемый, покрывающий всю ледовую площадку. Используются разнообразные начертания и направления. Но при этом, все сложные элементы программы используются в первой её части. Несколько кульминационных моментов расставлены стратегически. Спортсменам свойственно приемлемое использование разнообразных уровней пространства ледовой арены.
После того, как тренировочный этап в обеих группах респондентов закончился, мы провели повторную диагностику основных показателей программы фигуристов - контрольный срез.
В итоге были получены следующие данные, в соответствие с приложением 3.
Анализ данных приложения 3 показал, что уровень мастерства владения коньками выше в экспериментальной группе фигуристов. После тренировочного периода спортсмены этой группы стали показывать хорошее мастерство катания. Они стали быстро развивать скорость за счет хорошей техники. Им стала свойственная хорошая техника шагов и ребер. Плавность скольжения достигается ими без лишних усилий. Спортсмены стали использовать в основном глубокие ребра на дугах. Как правило, таким фигуристам свойственен сильный контроль над коньками.
Спортсмены из контрольной группы показали более низкий уровень владения коньками. Их умение кататься во всех направлениях - выше среднего. Они могут управлять шагами и ребрами, используя скобы, твизлы, крюки. Уровень их скольжения - выше среднего. Фигуристы производят впечатление комфортного исполнения программы.
Анализ данных приложения 4 позволил сделать нам следующие выводы. Спортсмены из экспериментальной группы включают в программу интересные и разнообразные соединительные шаги и движения в большинстве времени программы, в контрольной группе спортсмены исполняют шаги на одной и двух ногах 75% времени.
В программу спортсменов экспериментальной группы включены разнообразные интересные подходы и выходы на всех элементах, а в программу спортсменов контрольной группы - включены необычные подходы или выходы на одном или двух элементах вместе с известными вариациями.
Исходя из данных приложения 5 получаем. В экспериментальной группе соответствующее внимание уделено деталям стиля спортсменов, у них хорошие формы, осанка. Отмечена хорошая вариация скорости, диктуемая музыкой на протяжении всей программы. В контрольной группе уровень исполнения программы неплохой, но ниже, чем в экспериментальной. При этом спортсмены способны изменять скорость соответственно требованиям музыки на 50% времени программы.
Из приложения 6 видно, что уровень развития хореографии гораздо выше у спортсменов из экспериментальной группы, чем у спортсменов контрольной группы. У спортсменов экспериментальной группы композиция программы демонстрирует единство спортсмена, музыки и данного сюжета. Хороший рисунок программы, творчески и разнообразно расставлены некоторые элементы и много творческих форм и направлений рисунка программы. Их программа характеризуется хорошей расстановкой кульминационных элементов. Используются принципы сбалансированности элементов в интересных и творческих композициях. Спортсмены показывают хорошее использование всех уровней хореографии, творческой энергии, музыки и настроения.
В контрольной группе повторный срез показал следующее. Программа в основном соответствует музыке с начала до конца, но спортсмены могут изредка пропускать связь музыки с исполнением. Рисунок их программы как правило, средней сложности, объединяющий творческие и занятые формы и направления. В основном элементы расставлены хорошо с большинство сложных элементов. В первой половине программы наблюдаются несколько творческих, немного рискованных элементов используются позже.
Далее проанализируем интерпретацию, результаты оценки которой представлены в приложение 7.
Анализ данных приложения 7 показал, что средний уровень интерпретации в экспериментальной группе спортсменов - 6,3 балла. Значит, эти спортсмены в большинстве времени катаются в ритме музыки, они обладают природным чувством ритма, скорость и легкость исполнения движений согласована с музыкой. Уровень спортсменов из контрольной группы на порядок ниже. Они проявляют приемлемые способности кататься в такт музыке, исполняя большинство сложных элементов программы.
Таблица 3
Результаты исследования контрольной и экспериментальной группы после эксперимента
№ТестыКонтрольная группаЭкспериментальная группаУровень значимости различий (Р)ХσХσ1.Уровень катания7,50.466,50.35< 0,052.Переходы5,70.314,50.30< 0,053.Исполнение7,00.245,00.28< 0,054.Хореография 7,20.394,60.44< 0,055.Интепритация6,30.354,00.39< 0,05
Анализ таблицы 2 также доказывает, что уровень мастерства спортсменов экспериментальной группы по результатам используемых в нашей работе компонентов имеет статистически достоверный прирост, чем уровень мастерства спортсменов контрольной группы, где прирост не значительный и статистически не достоверный. Следовательно, программа тренировок, использованная в экспериментальной группе способствовала значительному повышению уровней показателей компонентов их программ. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Выводы по второй главе
1. Для эксперимента нами были сформированы две группы фигуристов УТГ-1. В экспериментальной группе специальная, хореографическая и техническая подготовка фигуристов была увеличена за счет общей физической подготовки, а в контрольной проводилась в обычном режиме, 12 часов в неделю. Занятия в обеих группах проводились ежедневно, кроме воскресенья.
2. После того, как подготовительный этап в обеих группах участников эксперимента закончился, мы провели диагностику основных показателей программы фигуристов и увидели следующее: уровень мастерства владения коньками выше в экспериментальной группе фигуристов. Они стали быстро развивать скорость за счет хорошей техники. Им стала свойственная хорошая техника шагов и ребер. Плавность скольжения достигается ими без лишних усилий. Спортсмены стали использовать в основном глубокие ребра на дугах. Как правило, таким фигуристам свойственен сильный контроль над коньками. Спортсмены из контрольной группы показали более низкий уровень владения коньками. Их умение кататься во всех направлениях - выше среднего.
Спортсмены из экспериментальной группы включают в программу интересные и разнообразные соединительные шаги и движения в большинстве времени программы, в контрольной группе спортсмены исполняют шаги на одной и двух ногах 75% времени.
. В экспериментальной группе у спортсменов была отмечена хорошая вариация скорости, диктуемая музыкой на протяжении всей программы. У них композиция программы демонстрирует единство спортсмена, музыки и данного сюжета. Спортсмены показали хорошее использование всех уровней хореографии, творческой энергии, музыки и настроения. В контрольной группе программа, в основном, соответствует музыке с начала до конца, но спортсмены могут изредка пропускать связь музыки с исполнением.
Спортсмены экспериментальной группы в большинстве времени катаются в ритме музыки, они обладают природным чувством ритма, скорость и легкость исполнения движений согласована с музыкой. Спортсмены контрольной группы проявляют приемлемые способности кататься в такт музыке, исполняя большинство сложных элементов программы.
Уровень мастерства спортсменов экспериментальной группы имел статистически достоверный прирост, чем уровень мастерства спортсменов контрольной группы.
Следовательно, программа тренировок, использованная в экспериментальной группе способствовала значительному повышению уровня показателей компонентов их программ. Следовательно, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
ВЫВОДЫ
1. Фигурное катание - вид спорта, основу которого составляют движения спортсмена на льду под музыку, на одной или обеих ногах, с переменами направления скольжения, вращением, прыжками, комбинаций шагов и рисунков фигур в одиночном катании, и поддержек в парном катании. Фигурное катание популярный вид спорта в России. Изучение опыта спортсменов, достигших больших результатов обязательно для всех, кто стремится к прогрессу, к развитию нашего вида спорта, кто мечтает внести в него свой вклад.
. Экспериментальная методика заключалась в увеличении доли специальной физической, хореографической и технической подготовки направленной на отработку элементов программы. В результате применения экспериментальной методики был получен статистически достоверный прирост результатов выполнения компонентов программы в экспериментальной группе, а в контрольной прирост был не значительный и статистически не достоверный.
. По результатам проведённого эксперимента были разработаны практические рекомендации.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Абсалямова, И. В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова. - М.: ФОН, 1997. - 122 с.
.Абсалямова, И. В. Рекомендации по программам для детско-юношеских спортивных школ и специализированных школ олимпийского резерва : учеб. пособие [Текст] / И. В. Абсалямова - М. : ФОН, 2006. - 27 с.
.Абсалямова, И. В. Фигурное катание. Комментарии к судейству [Текст] / И. В. Абсалямова, Е. В. Богданова. - М. : ФиС, 1981. - 278 с.
4.Богданов, Г. П. Уроки физической культуры в школе [Текст] / Г. П. Богданов. - М.: Просвещение, 1999. - 316 с.
5.Вайцеховская, Е. С. Фигурное катание. Только звезды [Текст] / Е. С. Вайцеховская. - М. : Эксмо, 2009. - 256 с.
6.Барышников, Ю. А. Начальная тренировка конькобежцев : метод. реком. [Текст] / Ю. А. Барышников. - М. : 1999. - 200 с.
7.Глязер, С. В. Азбука начинающего фигуриста [Текст] / С. В. Глязер - М. : ФиС, 1969. - 103 с.
.Железняк, Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте. [Текст] / Ю. Д. Железняк, П. Н. Петров. - М. : Академия, 2008. - 264 с.
.Заяшников, С. И. Фигурное катание : учеб.-метод. пособие [Текст] / С. И. Заяшников. - М. : Терра-Спорт, 2008. - 272 с.
.Краткая история фигурного катания от древних времен до Плющенко [#"justify">ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Примерный план распределения учебных часов в учебно-тренировочной группе УТГ-1 (для контрольной группы)
периодымесяцы891011этапыподготовительныйбазовыйспециализированныйкол-во тренировочных дней26262626кол. тренировочных занятий26262626объём по видам подготовкиТеоритическая подготовка2222ОФП10101010СФП10866хореографическая подготовка8688техническая подготовка30282828контрольные испытанияхитого60545454
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Примерный план распределения учебных часов в учебно-тренировочной группе УТГ-1 (экспериментальная)
периодымесяцы891011этапыподготовительныйбазовыйспециализированныйкол. тренировочных дней26262626кол. тренировочных занятий26262626объём по видам подготовкитеоритическая подготовка2222ОФП6444СФП101088хореографическая подготовка1081010техническая подготовка32303030контрольные испытанияхитого60545454
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результаты оценки мастерства владения коньками фигуристов экспериментальной группы
равновесиеритмическая работаскольжениечистота реберных дуг, шагов и поворотовускорениекатание во многих направленияхскольжение на одной ногеср. значение по респонденту178987797,9288867877,4386778687,1476887887,4586879877,6688787767,3ср. значение по группе7,5Результаты оценки мастерства владения коньками фигуристов контрольной группыравновесиеритмическая работаскольжениечистота реберных дуг, шагов и поворотовускорениекатание во многих направленияхскольжение на одной ногеср. значение по респонденту176657766,3268667676,6366578686,6476667766,4556676876,4676787766,9ср. значение по группе6,5
Приложение 4
Результаты оценки переходов фигуристами экспериментальной группы
РазнообразиеТрудностьСложность рисункаКачествоБаланс в катанииСр. знач. по респонденту1566755,82755655,63666565,84567565,857566666565655,4ср. значение по группе5,7Результаты оценки переходов фигуристами контрольной группы РазнообразиеТрудностьСложность рисункаКачествоБаланс в катанииСр. знач. по респонденту1454454,42454544,435455654454444,25454444,26545644,8ср. значение по группе4,5
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Результаты оценки исполнения программы фигуристами экспериментальной группы
ВовлеченностьСтиль и индивидуальностьОсанкаЯркость движенийРазнообразиеДемонстрацияСр. знач. по фигуристу18887867,527865786,836778856,848676776,856686686,767778787,3ср. значение баллов по группе7,0Результаты оценки исполнения программы фигуристами контрольной группы Вовлеченность спортсменаСтиль и индивидуальностьОсанкаяркость движенийразнообразиедемонстрацияср. знач. по фигуристу14564565,025545454,735465655,244544474,756546545,065456665,3ср. значение баллов по группе5,0
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Результаты оценки хореографии у фигуристов экспериментальной группы
ЦельПропорциональностьЦелостностьПространствоВыражение и формаОригинальностьоригинальность замысласр. знач. Баллов по фигуристу178778787,4286787877,3377868867,1488778767,3577687867,0678776887,3ср. значение баллов по группе7,2Результаты оценки хореографии у фигуристов контрольной группы цельПропорциональностьцелостностьпространствоВыражение и формаОригинальностьоригинальность замысласр. знач. Баллов по фигуристу144544554,4245445454,4355655665,4444444454,1544444454,1656456455,0ср. значение баллов по группе4,6
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Результаты оценки интерпретации у фигуристов экспериментальной группы
ТаймингВыражение стиляИскусностьСр. знач. баллов по фигуристу16766,327666,337766,746766,357576,366655,7ср. значение баллов по группе6,3Результаты оценки интерпретации у фигуристов контрольной группыТаймингВыражение стиляИскусностьСр. знач. баллов по фигуристу15444,324433,735444,345434,054433,764444,0ср. значение баллов по группе4,0