Архитектурный ансамбль Псковского Кремля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Строительство
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,64 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Архитектурный ансамбль Псковского Кремля

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Липецкий государственный педагогический университет»

Исторический факультет

Кафедра теории и истории искусств






Курсовая работа

Архитектурный ансамбль Псковского Кремля


Выполнил:

Студент группы ИМХК - 3

Яковенко Роман

Научный руководитель

кпн, доцент

Прямкова Наталья Андреевна



Липецк 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

.Очерк развития архитектуры Пскова

1.1 Псков и его архитектура в XII веке

.2 Псков ХIII века

.3 Псков и его архитектура в XIV -XV

.4 Архитектура Пскова в XVI -XVII

.5 Псков в XVIII-XX веках

.Ансамбль Псковского Крома

.1 Кром

.2 Перси

.3 Захаб

.4 Довмонтов город

.5 Троицкий собор

.6 Благовещенский собор XIX века

.7 Башни Крома и Довмонтова города

Заключение

Список использованной литературы

псковское зодчество архитектурный кремль

Введение

Данная исследовательская работа посвящена зодчеству древнего Пскова, утраченных, и прежде всего дошедших до наших дней памятников древности уникального, историко-архитектурного и градостроительного центра Пскова.

История древнего города издавна привлекало к себе внимание как специалистов, так и всех любителей родной старины. Удивительная пластичность форм, живописность облика, какая-то особая соизмеримая с человеком масштабность и связь с природой выделяют древние постройки Пскова среди других памятников русской архитектуры. Важность темы данной курсовой работы объясняется тем, что исследование псковских памятников оказалось изучено слабее, чем архитектура многих других русских земель, и путь его развития представляется нам менее ясным, чем, например, Новгородского.

Основная проблема моей работы - выяснить основные черты и элементы стиля барокко в архитектуре, а также показать на примерах применение этого стиля в архитектуре.

Таким образом, целью моей работы - является изучение древнего псковского зодчества, ансамбля кремля и его памятников, а также эволюцию псковской архитектуры на протяжении нескольких веков.

Объект моей работы является произведения архитектуры древнего Пскова в различные этапы развития.

Предмет моей работы - Ансамбль Псковского Крома

В соответствии с этим важнейшими задачами, стоящими перед нами в процессе выполнения работы,следующие:

Определение Псковского Кремля, его ядра - как главного объекта Пскова.

Рассмотреть своеобразную картину эволюции Псковского зодчества.

) Показать насколько уникалена архитектура Псковского кремля.

В процессе выполнения курсовой работы проанализируем события в быте и культуре древних псковичей более деятельному восприятию памятников древнего зодчества, могла бы помочь представлять памятники в их первоначальном облике, научить хоть в какой-то мере раскрывать художественные замыслы их талантливых создателей.

Методологической основой курсовой рабоы являются труды Ю. П. Спегальского Некрасова А. И Лаврова В. Максимова Е.Н. Морозкиной , Окулич-Казарина Н. Ф статьи Бирюкова Ю.Б , Г. Мокеева которые дают подробную характеристику по древнепсковской архитектуре и искусству Пскова, а также на конкретных примерах показывают развитие зодчества на территории Псковщины. Рассматривая путь развития архитектуры древнего Пскова, Ю. П. Спегальский первым среди исследователей подошел к пониманию общих закономерностей этого процесса. Ю. П. Спегальский всегда уделял большое внимание и вопросам популяризации. Его перу принадлежат популярные книги, знакомящие нас с памятниками древнего Пскова.

1.ОЧЕРК РАЗВИТИЯ АРХИТЕКТУРЫ ПСКОВА

Псков -один из древнейших руских городов,сокровищница оригинальных памятников национальной художественной культуры Археологическими раскопками 1936 года установлено,что Псковский кремль -«кром» возник на месте старого городища.Он был расположен на самом краю мыса,образованного владением реки Псковвы, в реку Великую. Под его крутыми скалистыми склонами плескались речные воды, и только к узкому южному краю примыкал пригорок - место будущего Довмонтова города. К X веку, по всей вероятности, уже установились направления важнейших сухопутных дорог, связавших поселения на месте будущего Пскова с окружающими землями. Эти дороги определили потом расположение главных улиц города. Так уже в те времена намечались основные вехи будущей планировки Пскова и слагались такие характернейшие черты его композиции, как парадность западного «фасада» города и доминирующее значение Крома. В XI веке псковский посад превратился уже в настоящее городское поселение. Местами его постройки вышли за пределы будущего Среднего города. Дворы образовали сплошную правильную застройку улиц. Улицы стали замащиваться деревянными настилами, применялся дренаж и другие способы осушения почвы, позволявшие занимать под поселение сырые участки. Наряду с главными складывалась сеть второстепенных улиц и переулков. О характере архитектурных украшений, типичных для новгородско-псковской земли того времени, можно судить по найденному при раскопках в Новгороде в 1953 году обломку резного столба. Он покрыт сложной по рисунку и довольно мелкой резьбой. Изображения сказочных существ сочетаются в ней с очень свободно скомпонованным затейливым плетеным орнаментом. Рассматривая этот обломок, нельзя не вспомнить описаний древнеславянских языческих храмов с их резными, ярко расписанными изображениями фантастических зверей, птиц и людей. Резьбой и, вероятно, росписью украшалась и мебель, состоявшая главным образом из столов и скамей, а также деревянная утварь. Псков того времени, насколько мы можем его себе представить, отличался очень характерным обликом. Среди множества деревянных строений, в числе которых были обширные и богато украшенные дворы, должно быть, совершенно терялись две деревянные, скромные по размерам и отделке церкви города - Троицкая и Власьевская. На длинных главных улицах и в переулках встречались лишь гражданские постройки. За пределами посада были рассыпаны только дворики ремесленников. Такой ярко выраженный светский облик города отражал его внутреннюю жизнь.

1.1 Псков и его архитектура в XII веке

Развитие ремесленного производства и рост торговли в XII веке превратили Псков в большой и богатый город. Во второй половине XII века в Пскове появились первые каменные здания. Недалеко от Крома, на месте будущего Довмонтова города, князь Авед-Дмитрий построил храм в честь Дмитрия Солунского. Следующий каменный храм был возведен уже по заказу церковного владыки - архиепископа Новгорода и Пскова Нифонта. Желая утвердить в Пскове прочный оплот пропаганды христианства, он основал Спасо-Мирожский монастырь, в котором около 1156 года создал соборный храм. К концу 80-х или к самому началу 90-х годов XII века следует отнести возведение первого каменного Троицкого собора в Детинце. Церковное предание ошибочно приписывало его постройку князю Всеволоду-Гавриилу и относило ко времени пребывания князя в Пскове - 1137 году. Торжественная монументальность собора сочеталась с расчлененностью его масс. Благодаря этому собор, при большой величине, позволявшей ему господствовать над всем городом, архитектурно связывался с дробной городской застройкой. К концу XII века Псков украсили четыре каменных храма. Все они выходили на западную сторону города, к реке Великой. Может быть, уже в XII веке появились на месте будущего Довмонтова города у берега Великой те каменные гражданские постройки, основания которых были недавно открыты археологическими раскопками. Застройка посада вышла уже на Запсковье и в будущий Окольный город. Однако все строения посада, как и стены, окружавшие его главную часть, оставались деревянными. Каменные храмы, выросшие в Детинце, а также в отделенных от посада монастырях, созданных феодальными владыками, лишь окаймляли город, и то только с одной стороны. Они придавали Пскову внешность христианского города, украшали его, и в то же время противостояли ему. Сочетание мирского, полуязыческого деревянного посада и обступивших его каменных храмов в какой-то степени оставалось характерной чертой Пскова и в XIII веке.

1.2 Псков ХIII века

Середина XIII века принесла Пскову тяжелые испытания. Монгольское нашествие непосредственно не коснулось псковской земли, но псковичам пришлось встать на защиту Руси от немецких завоевателей. осле этого Псков, залечив свои раны, продолжал расти и развиваться. В XIII веке посад распространился уже на всю территорию Окольного города и Запсковья, далеко за свои старые деревянные ограды. Большие изменения произошли во второй половине века на Крому. Псковское вече, накрепко взявшее в свои руки верховную власть в Псковской земле, сделало Детинец центром вечевого управления, местом вершения важнейших государственных дел и связанных с ними обрядов. Двор псковского князя, княжеская «судница» и «поле», где происходили судебные поединки, были перенесены, возможно уже в XII веке, из Детинца в примыкающую к нему часть старого посада, позднее получившую название Довмонтова города. Прославленный псковский князь Довмонт-Тимофей обнес эту часть города каменными стенами, сомкнувшимися с укреплениями Крома, и украсил ее храмами. В 1268 году он построил там церковь Тимофея Газского, в 1269 году - Георгия, в 1272 году - Федора Стратилата и там же основал девичий монастырь во имя Рождества богородицы с каменным храмом. Эти постройки не дошли до нас.

1.3 Псков и его архитектура в XIV -XV

В первой половине XIV века псковичи сделали многое для благоустройства своего города и совершенствования его укреплений. Из крайне неполных сообщений летописи мы знаем, что они в 1308 году замостили деревом Торговище, а в следующем году огородили «с приступа», то есть с южной стороны, каменной стеной часть посада, примыкавшую к Довмонтову городу. Стена 1309 года прошла по северному краю Усохи, а оттуда ко Пскове, по удобному для обороны естественному рубежу. По берегам рек Псковы и Великой тогда были оставлены еще старые земляные валы с тыном, но через некоторое время и их заменили каменными стенами. В 1401 и 1404 годах к этим стенам уже делали прикладки и надкладывали их в вышину. В 1337 году псковичи перестроили переднюю стену Детинца и сделали помост через город к воротам Крома и Троицкому собору. За вторую половину XIV века Псков неузнаваемо вырос и украсился. Этим он был обязан неутомимой деятельности его тружеников, развитию сельского хозяйства, ремесла, торговли. Псковские мастера осваивали новые виды производства, новые технические приемы, росла численность ремесленников, упрочивалась их организация. Псковская Судная грамота говорит об установлении в Это время практики работы ремесленников не только в одиночку, но и группами. Нет сомнения в том, что в эту пору расцвета общественной жизни вечевого Пскова его ремесленники создали и свои общие городские объединения по профессиям. Эти объединения вырастали в условиях существования сильных кончанских организаций, почему и не выступали на политическом поприще и почти не оставили о себе памяти. Изменился Довмонтов город. Один за другим за его стенами вырастали общественные здания и храмы. Здесь строились корпоративные и обетные церкви. В 1352 году купцы перестроили свою церковь, сделав ее снова деревянной. В 1374 году был построен храм во имя признанного святым князя Довмонта-Тимофея и храм Кирилла; в 1383 - Сошествия святого духа; в 1388 году, во время мора, - храмы Рождества Христова и Покрова богородицы; в 1395 году - храмы Воскресения Христова и Николы на Гребле. В 1385 году была заново перестроена церковь Федора Тирона. На пространстве Довмонтова города, не превышавшем полутора гектаров, к концу XIV века стояло уже двенадцать каменных и один деревянный храм и, кроме них, ряд общественных зданий, часть которых, вероятно, также была каменной. Княжий двор в XIV веке был перенесен из Довмонтова города в Старое Застенье, где его построили у крепостной стены, рядом с главным въездом в город с западной стороны. В 1384 году на новом княжьем дворе была возведена каменная церковь Воздвиженья.

За вторую половину XIV века совершенно преобразились крепостные сооружения посада. На месте старых укреплений Среднего города, состоявших из земляного вала и дубовой стенки над ним, которая, по замечанию летописца, была «мало выше мужа», в 1375 году псковичи построили каменную стену - четвертый пояс каменных укреплений по пути к Крому. Тогда же псковичи начали усилять стены башнями, или «кострами», как они говорили.

Реконструкция укреплений коснулась и Детинца. Значительная часть Пскова оказалась обведенной каменными стенами с каменными боевыми башнями.

В XV веке в Пскове выделывались украшенные рельефными изображениями поливные изразцовые печи. Для покрытия церковных глав, кроме металла, употреблялась керамическая черепица. От первой половины XV века до нас дошел лишь один памятник псковского церковного зодчества - храм Василия на Горке. Он свидетельствует о больших изменениях, происшедших в архитектуре Пскова за вторую половину XIV века. Четверик храма завершался, как и в первых кончанских храмах, тремя полукружиями с каждой стороны и был покрыт по этим полукружиям. Но три абсиды с восточной стороны, высокое подцерковье, галереи, охватывавшие четверик с трех сторон, приделы, обработка абсид «валиковыми разводами», пояса орнамента из впадин на абсидах и барабане, обработка притвора пятилопастной дугой - все это приемы, которые только начинали входить в архитектуру Пскова.

В первой половине XV века в Пскове было построено еще не менее двадцати каменных храмов, но все они не сохранились. Среди них было много монастырских и обетных церквей, которые не могли походить на сравнительно богатый и обширный храм Василия на Горке. Скорее они были похожи на его придел. Для псковской церковной архитектуры XV века характерны притворы, приделы, галереи и звонницы. В XV веке установились типичные приемы каменной псковской орнаментики. Каноническим стало украшение барабанов церквей «бровками» над окнами, над ними - поясом орнамента из трех рядов впадин, а еще выше - рядом «кокошников»; украшение абсид тем же неизменным поясом из впадин, а средней абсиды, кроме того, так называемыми «валиковьши разводами»; обработка входных дверей храмов наличниками из ровных поставленных на ребро плит, украшение фасадов кишками с фресковыми изображениями в них.

Формы псковской каменной орнаментики были связаны с наиболее удобными приемами кладки и с особенностями материала. Среди пород псковской плиты есть известняки, выламывающиеся ровными слоями определенной для каждой породы толщины.

Псковская архитектура в общем сохраняла черты, наметившиеся уже во второй половине XIV века. Практицизм, экономичность, приспособленность к жизненным потребностям - продолжали служить ее основой. С желанием придать храмам возможно более экономные размеры связано применение галерей и приделов, очень невысоких, но существенно дополнявших площадь здания, его вместимость. Огромный размах получили работы по совершенствованию и расширению крепостных сооружений. С 1400 по 1404 год были построены две башни Детинца, все стены Застенья были более чем вдвое утолщены и надстроены в высоту. Южная стена Детинца была сделана еще толще и выше. Приступная стена Нового Застенья в 1417 и 1432 годах снова была перестроена. Во второй половине века опять укреплялись стены Детинца, Довмонтова города и Застенья.

Псковичи обнесли стенами новые обширнейшие участки посада. В 1465 году псковские концы построили деревянные стены вокруг всего Запсковья и Окольного города. Окольный город отделили деревянной стеной и от реки Псковы. Стена его вскоре сгорела, но в 1471 году была вновь восстановлена. В 1482 году соседи Богоявленского конца, а в 1484 году Козьмодемьянские соседи построили на Запсковье каменные стены. В Окольном городе это было сделано только в XVI веке.

1.4 Архитектура Пскова в XVI -XVII

Характерная особенность псковской церковной архитектуры XVI века - применение при ступенчатых сводах восьмискатного покрытия. Ступенчатые своды были наиболее рациональной конструкцией верха храма. Но устраивавшиеся над ними в XV веке шестнадцатискатные покрытия с постаментами, тоже покрывавшимися на шестнадцать скатов, не только были сложны в постройке, но и недостаточно предохраняли здание от протечек и намокания. Проще и надежнее было знакомое псковичам по церквам упрощенного типа восьми-скатное покрытие. Поэтому псковские мастера перешли к XVI веку на восьмискатные покрытия при повышенных подпружных арках. В XVI веке в Пскове продолжали строить храмы с позакомарными покрытиями. Пример такой постройки в самом Пскове - церковь Жен мироносиц (1546). По закомарам был покрыт собор Крыпецкого монастыря вблизи Пскова (1547). Сохранились псковские церкви, в которых позакомарные покрытия сочетались с пятиглавием. Таков в самом Пскове Никольский храм Любятовского монастыря (до 1569), а в Псковской земле собор Мальского монастыря около Изборска. Эти две постройки близки к пятиглавым храмам, возведенным псковскими мастерами за рубежами псковской земли: Благовещенскому собору в московском Кремле (1482-1490) и Благовещенскому собору в Казани (1562). Очевидно, такой тип церквей был привычным для псковских каменщиков и применялся ими на протяжении долгого времени. Характерными для Пскова оставались в XVI веке бесстолпные храмы, перекрытые перекрещиваюшимися арками. Обычно их покрывали восьмискатными крышами, но бесстолпная церковь Николы в Псково-Печерском монастыре, построенная в 1565 году, судя по ее наружному виду, первоначально завершалась закомарами, располагавшимися в несколько ярусов. С увеличением размера и веса колоколов и с возрастанием в городе числа высоких зданий, увеличились размеры псковских звонниц. Колокола старались поднять на возможно большую высоту. Значительного развития достигла в XVI веке в Пскове каменная гражданская архитектура. Для Пскова XVI века было характерно строительство в монастырях каменных трапезных, каменных братских корпусов и жилых палат. Остатки их дошли до нас в разных степенях сохранности в Снетогорском, Псково-Печерском и Крыпецком монастырях и на подворьях Печерского, Елизаровского и Снетогорского монастырей. За первую половину XVI века Псков чрезвычайно сильно изменился. На Крому, на месте, где раньше собиралось вече, были построены церковь Благовещения, Владычный двор и на нем церковь Сорока мучеников. Вероятно, уже тогда на Владычном дворе были построены каменные палаты. Большой торг после 1510 года был перенесен из Среднего города на Полонище, против Трупеховских ворот Среднего города, на место бывших огородов и садов. Там он быстро разросся, заняв обширнейшую площадь. К середине века в его рядах расположилось не менее полутора тысяч лавок. Во время запустения Пскова после Ливонской войны в Большом торгу было более сорока шести рядов. По соседству с Новым торгом построили упоминавшиеся уже гостиные Заезжие дворы: Московский, Тверской, Льняной. Близко от торга, у крепостного рва, поставили дворы Таможенный, Соляной и важню (помещение, где взвешивали товары). Посреди невысоких (они были не выше двух этажей) деревянных рубленых лавок торга в память упразднения псковского веча была построена каменная церковь Ксении. Грандиозными стали укрепления Пскова. К 70-м годам XVI века, когда стену Полонища полностью перестроили из камня, весь Псков снаружи был окружен поясом каменных стен с высокими башнями, широкими, далеко выдающимися за стены «захабами» и подземными контрминными галереями («слухами»). Только Нижние решетки - стена с двумя «водобежными» воротами, преграждавшая доступ в город через устье реки Псковы, построенная в 1538 году присланным из Москвы «фрязином», оставалась деревянной. Но по сторонам ее стояли уже две каменные башни, построенные еще в 1500 году. Верхние решетки, закрывшие вход в реку Пскову с верхнего течения, были построены из дерева в 1517 году и перестроены по указу Москвы в 1525-1526 годах из камня. Тогда же над ними на Гремячей горе была возведена Козьмодемьянская башня, которая существует и ныне.

В 1615 году Псков оказался уже неодолимым препятствием для шведской армии, руководимой ее лучшими полководцами. Но город был разорен и обезлюдел. Во второй половине века объем ремесленного производства и торговли, внутренней и заграничной, в Пскове значительно вырос. Но Псков не мог уже догнать такие центры, как Москва, Ярославль, Кострома и другие, выдвинувшиеся в ходе развития экономики Руси на первое место. Псковское ремесло потеряло то значение, которое ему принадлежало в ряде отраслей производства в XVI веке. Лучших псковских мастеров царское правительство теперь просто переселяло в Москву на постоянное жительство, определяя их, например, в Оружейную и Иконописную палаты, «в вечную службу», где они находились на положении, близком к положению холопов. Для исполнения сложных строительных, декоративных и живописных работ в XVII веке в Москву вызывали мастеров уже из Ярославля, Костромы, Нижнего Новгорода, а не из Пскова, как раньше. В XVII веке в Пскове церковное строительство выразилось главным образом в ремонтах и частичных перестройках старых церковных зданий. За весь век в Пскове было построено всего немногим более десяти новых церквей (из них половина на месте разрушенных старых). Но зато почти все старые храмы подверглись переделкам. Пять храмов XVII века дошли до нашего времени, но все они переделаны и, за исключением Троицкого собора и церкви Одигитрии на Печерском подворье, Крупнейшая псковская церковная постройка самого конца XVII века - Троицкий собор - выполнена по присланному из Москвы чертежу, который определил если не весь облик собора, то, по крайней мере, общую композицию и некоторые детали. Собор построен из крупной тесаной белой плиты. Свойства этого материала и, возможно, привычки местных строителей привели к упрощению обработки здания. Лишь в нижней части собор был украшен наличниками и поясами, сам же четверик, кроме лопаток и их завершений и очень простого карниза, не получил никакой обработки. Может быть, в этом сказалась просто недостаточность средств на постройку, тянувшуюся с 1682 по 1699 год.век был в Пскове временем расцвета каменной гражданской архитектуры. Строительство каменных купеческих палат возобновилось, по-видимому, уже с 20-х годов. Еще в первой половине XVII века в Пскове строили жилые здания с двумя каменными этажами. Во второй половине века этот тип здания стал преобладающим. Трехэтажные каменные палаты перестали строить. Даже богатейшие каменные здания стали гораздо меньше, а вместе с тем приобрели более уютный и приветливый вид. Над их крыльцами теперь стали устраивать светелки, входившие в состав помещений жилого деревянного этажа, а гульбища получили вид висячих открытых галереек, обходивших с трех сторон эти светелки. Вошло в обычай устраивать для гостей небольшие дополнительные палатки, куда можно было уединиться, покинув шумные палаты для развлечений. Иногда столовую и палату для увеселений стали перекрывать деревянными потолками.

Во второй половине XVII века каменное строительство начало распространяться и в среде среднего купечества.

1.5 Псков в XVIII-XX веках

В первых же годах XVIII века судьба Пскова резко изменилась. Сперва Северная война и подготовка к ней парализовали его жизнь. Потом расширение границ русского государства, выход России к морю и открытие новых путей торговли с Западной Европой лишили Псков его прежнего значения. Ожившая было в последней четверти XVII века строительная деятельность в Пскове в первой четверти XVIII века почти прекратилась. В 1710 году «моровое поветрие» и «пожарное разорение» опустошили город. Множество строений осталось без хозяев и быстро разрушалось. По сохранившемуся плану Пскова, снятому около 1740 года, видно, как сильно изменился город уже в первой половине XVIII века. Подавляющая часть дворов, густо заполнявших Псков в конце XVII века, исчезла, повсюду образовались обширные пустыри, группы кварталов превратились в поля и огороды. К концу XVIII века Псков несколько оживился. Строительство в нем возобновилось. Но оно уже не отличалось какими-либо существенными местными особенностями. К этому периоду относится проект перепланировки, выполненный одним из наиболее выдающихся русских архитекторов XVIII века - И. Е. Старовым. Однако он не был утвержден, потому что Старое, тонко чувствовавший красоту архитектур ры, не считал возможным нарушить основные черты планировки старинного города. Был принят к исполнению проект И. Лейма, который эту планировку грубо изменил. Повое строительство пошло не по пути дополнения архитектурного богатства Пскова, накопившегося за прошлые века, а по пути его вытеснения. Однако новая планировка и новые постройки так и не смогли стереть черты старого - обломки прежней архитектурной композиции, остатки древних зданий сохраняли огромную силу эстетического воздействия. В то же время художественная ценность построек, созданных в Пскове в XVIII-XIX веках, была невелика.

Старинные здания, перестроенные, часто полуразрушенные, ставшие уже непонятными, загадочными, окутанные дымкой легенд и неясных сказаний о славном прошлом Пскова, придавали городу романтичность, вносили в его облик своеобразный уют и живописность. Но этих зданий становилось все меньше и меньше. Не понимая огромной культурной ценности памятников древнепсковской архитектуры, их владельцы и городские власти, руководствуясь мелкими практическими целями, уродовали и уничтожали эти памятники.

Повреждения, нанесенные Пскову во время Великой Отечественной войны, сделали неизбежным изменение облика его старой, центральной части, заключенной внутри древних крепостных стен. В ходе восстановления большое внимание уделялось вопросам сохранения своеобразия этой части города, увязке нового строительства с архитектурно-художественными традициями Пскова, включения памятников архитектуры в общий ансамбль. Но далеко не во всем эти вопросы решались удачно. Архитекторы, восстанавливавшие Псков, видимо, не поняли, что сочетать его старую архитектуру с новой можно только сопоставляя их по принципу контраста. Пытаясь добиться органичной связи нового со старым, они пошли по пути архаизации нового строительства и осовременивания памятников старины и окружающих их участков.



2. АНСАМБЛЬ ПСКОВСКОГО КРОМА

2.1 Кром

Псков начинался с Крома и немыслим без него. Кром - сердце города: сюда, словно артерии, устремлялись улицы-дороги. Издали виден собор. Он указывает место Крома, возглавляет город. Троицкий собор - патрональная святыня Пскова, его символ, его утверждение. Если новгородцы говорили: "Кде София, ту и Новгород" (то есть где Софийский собор, тут и Новгород), то псковичи в трудную минуту жизни обращались друг к другу с сакраментальными словами: "Братья мужи-псковичи! Постоим (или даже "потягнем") за Святую Троицу, за своё отечество!" Это боевое присловие псковичей, идущее от князя Довмонта, повторялось из века в век.

В Крому не сохранилось памятников древнейшей поры существования Пскова, само это место говорит о далеком прошлом. Когда видишь обветшалые склоны кромской скалы, потерявшие былую крутизну, засыпанные землей и заросшие травой, среди которой кое-где проглядывают еще поросшие мхом одряхлевшие пласты известняка, невольно начинаешь думать об истории этого примечательного места, так много видевшего на своем веку. Форма Крома, скорее, напоминает длинный язык или лезвие ножа, обращённого выпуклой режущей стороной к малой реке. Благодаря этому стена над Псковой несколько длиннее стены над Великой. На Кром вели двое проездных ворот: Смердьи и Великие (или Троицкие). Они располагались по краям Персей под защитой своих башен: Смердьи ворота - у Смердьей башни; Великие, или Троицкие, - у Троицкой-Часовой. Смердьи ворота сначала были единственными. Великие пробили в конце XII века. Было на Крому ещё двое ворот - не проезжих - со стороны Псковы: Малые Троицкие ворота, которые выходили на Пскову над Рыбниками (рыбным торгом) неподалеку от Троицкой башни, и "воротца" - между Средней башней и Кутекромой. Место Троицкого собора - "дома Святой Троицы" - было выбрано издревле. Тут стоял и каменный собор XII века, и собор XIV века, и собор, возведённый в конце XVII века, дошедший до нашего времени. (Возможно, что именно здесь, на этом месте, утвердил город их предшественник - деревянный собор.) Каждый собор передавал своему преемнику эстафету веков. Такое место было традиционным. Собор стоял вблизи главных ворот крепости. (Вспомним Никольский собор в Изборске, который стоял так же!) А ведь южную стену Крома, возможно, ещё и отодвинули: значит, сначала ворота находились ближе к собору. Троицкий собор был обращён к растущему городу, прибавлявшему свои территории, прежде всего, именно с этой стороны. Собор словно благословлял город, который окаймляли все новые и новые пояса оборонительных стен.

.2 Перси

Применительно к городу-крепости слово «перси» употреблялось сначала как нарицательное. Так назывался повышенный с помощью вала лишь на приступе передний склон крепостного холма. Материал грунта, в котором прокапывался ров, отделявший мысовую крепость от материка, определял материал Персей. Так, псковская крепость Воронач имеет земляные перси, а Древний Изборск (Труворово городище) еще в IX веке получил перси щебеночные. Исследование сооружения позволяет говорить, что поначалу это был подковообразный в плане, высокий каменный вал, сложенный насухо или на глиняном растворе у подножия Кромского холма с приступа. Приставленный к нему своими конца-ми, вал позволил, после засыпки пазухи грунтом, продлить холм на юг. Длина вала по кругу достигала более 200 м, а по фрон-ту - 100. Сооружали Перси путем перед ними в каменном грунте глубокого водяного рва «Гребли» из реки Псковы в реку Великую и укладки из добываемого камня вала без бермы (отступа) возле этого рва. Нижней частью Персей была, следовательно, стенка рва, а верхней - сам вал (субструкция). Общая высота сооружения по фасаду превышала 20 м (оно было выше Кромского холма). Увенчаны были Перси либо деревянным тыном, либо сразу же за боролами (оградой с бойницами). Ворота в Псковскую крепость находились тогда еще наверху холма (перед входом в Троицкий собор). К середине XII века у подножия Персей на берегу Великой были сооружены каменные Смердьи ворота с захабом за ними . А к 1192 году с другого «бока» подковы Персей на берегу реки Псковы были возведены Великие ворота с захабом за ними. При взгляде от городского посада ворота почти симметрично фланкировали поднявшийся в середине XII века над самими Персями но-вый каменный Троицкий собор, построенный вместо храма деревянного. Перси выглядели огромным подиумом крупного и высокого собора. В целом это был замечательный ансамбль каменных объектов Пскова XII века, подобного которому на Руси не было.

2.3 Захаб

Захаб - "ущелье" между двумя крепостными стенами. ("Захаб" - "захабень" - от "захапить" - "поймать"; его называли еще "охабнем": "охапить" - охватить.) Захаб вытянулся между Великими и Малыми Троицкими воротами, глядевшими на Пскову. Справа со стороны Псковы в стене захаба были устроены "погреба", которые служили государственной тюрьмой. Под 1452 годом псковский летописец сообщает: "В лето 6960. Поставлена бысть стена новая на Крому в охабни, и оучиниша в ней погреби от Пскове межи ворот". Две камеры погребов были открыты раскопками 1973 года. Ныне они реставрированы (предполагается, что их было пять). В 1478 году в эти погреба псковичи ввергли немецких купцов в ответ на то, что немцы в Юрьеве заключили в темницу 25 псковских купцов В 1484 году в погреба ввергли непокорных смердов во время знаменитого "смердьего дела", когда смерды, было, уклонились от городских повинностей.

Если подыматься по захабу, на Кром - на город, тем чудесней и тем грандиозней раскрывается зрелище. Впереди вырастает белостенная громада Троицкого собора. Здесь, из ущелья стен, он открывается постепенно и потрясает своим масштабом.

Справа встает крупная колокольня собора. Однако это только её верх. Во всю свою силу она видна со Псковы, куда уходит её подножие. Но лучший вид на Кром с Запсковья, с берега Псковы. Нужно найти точку перед апсидами Троицкого собора, когда собор кажется трехглавым...) По выходе из захаба рядом с колокольней открываются Малые Троицкие ворота, глядящие на Пскову.

Перед Троицким собором лежит большое свободное пространство, окружённое крепостными стенами. Близ собора и колокольни оно вымощено. Здесь была вечевая площадь. В 1979 году Василий Дмитриевич Белецкий раскрыл каменное основание "Степени", имевшее полукруглое очертание, обращённое дугой на восток, как и алтарные апсиды собора Она вторила апсидам собора, находясь в восточной части вечевой площади - сравнительно недалеко от колокольни.

Остальная часть свободного пространства, примыкающего к Персям, поросла травой. (Под нею скрывается кусок вечевой площади.) Своей обширностью обшее пространство соответствует масштабу Троицкого собора.

Угл крепости - маленькая восьмигранная башенка (ныне Довмонтовой), которая выросла на месте прежней - Смердьей . Когда земля ещё не оползла, в раскрывшемся перед нами раскопе было видно большое округлое тело настоящей Смердьей башни ... Основание её уходило далеко вглубь...

. Поражает резкое понижение уровня земли у Смердьей-Довмонтовой башни. Основание Троицкого собора находится гораздо выше основания Персей. Следовательно, подъем скалы, на которой утвердился Кром, начинался с отступом от Персей. Перси оказались стоящими у подножия этой скалы. (Такие крепости - с понижением части стен - на Руси были известны: например, стена, обращённая к Волге в Нижнем Новгороде, хотя там крепость более поздняя. То же - во Владимире и в самом Московском Кремле.)

Существует предположение, что первоначально Кром занимал меньшую территорию, чем теперь, и что южная стена его с течением времени была отодвинута (то есть Перси "сошли под гору"). Вопрос этот в грядущем смогут решить археологи.

2.4 Довмонтов город

Путь на Кром лежит через Довмонтов город, у южной стены которого некогда бушевал Торг. Название Довмонтова города происходит от имени могучего защитника Пскова - князя-богатыря Довмонта (Домонта или Доманта), выходца из Литвы. Он княжил во Пскове с 1266 по 1299 год. Особенности существования Довмонтова города, сложившиеся во времена расцвета древнего Пскова, придали ему облик, резко отличный от облика Крома. На Крому решались тогда главным образом наиболее важные государственные вопросы и свершались при стечении народа всего Пскова торжественные обряды, имевшие общепсковское значение. Довмонтов же город оживляли многочисленные и хлопотливые повседневные прозаические дела. Каждый день здесь собиралось множество людей, заполнявших гридницы и храмы, сновавших по улочкам и дворам. Тут не было площади, способной сразу вместить многотысячные толпы; тесную застройку разрезали лишь две узкие улочки да небольшие переулки. Зато было множество уголков, двориков и буев у церквей и гражданских общественных зданий.

Величавая, спокойная грандиозность и лаконичность Крома в Довмонтовом городе сменялась дробностью застройки, живописным сочетанием разнообразных строений, обилием чередующихся одна за другой перспектив, замкнутых и тесных. Глаз не встречал здесь крупных форм, обширных поверхностей, залитых светом или покрытых сплошной тенью. Тень перерезалась повсюду пятнами света, а свет дробился и разбивался тенями на изломах каменных стен, на абсидах и барабанах храмов, звонницах, крышах, колоколах, воротах, избах, искрился на блестящих главах, золоченых крестах и изразцовых украшениях церковных верхов. Каменные здания перемешивались с деревянными. Только широкие плоскости кромских Першей, высоко поднимавшихся над Довмонтовым городом, да пояс его собственных стен, обрамляя всю эту картину, умеряли ее пестроту.

За тяжелые годы конца XVI - начала XVII века Довмонтов город пришел в упадок. Многие постройки его разрушились. В конце XVII века в нем оставалось только одиннадцать храмов. Жизнь здесь уже не кипела, как прежде. Но в какой-то мере и в XVII веке Довмонтов город сохранял значение общегородского центра. Кроме церквей, в нем тогда располагались здания административного назначения: Съезжая, Приказная и Дьячья избы, Дворцовый приказ и другие казенные строения. Конец XVII века внес в застройку Довмонто-ва города новую черту: на его южном краю, на месте обветшавшей уже крепостной стены выросли большие каменные здания и среди них крупное лаконично решенное здание Приказных палат, как бы перекликавшееся с новым Троицким собором. В 1701 году земляное укрепление, присыпанное к восточной стене Довмонтова города, скрыло под собой четыре храма. Остальные постройки, оказавшиеся в XVIII-XIX веках ненужными, ветшали и сносились. Ко второй половине XIX века здесь остались лишь Приказные палаты.

2.5 Троицкий собор

Троицкий собор (1682-1699) дошел до нас в сравнительно хорошей сохранности, но все же не избежал переделок. В конце XVIII века духовное начальство, обеспокоенное трещинами, вызванными неодинаковой осадкой высокого главного объема собора и низких галерей, распорядилось заложить галереи нижнего этажа сплошной каменной закладкой и пристроить к ним снаружи контрофорсы. В результате этого ненужного варварского «укрепления» собора нижний этаж его лишился боковых галерей и вместе с тем естественного света, который до этого проникал в среднюю часть нижнего этажа из галерей через специально сделанные для этого проемы. В XIX веке подверглось переделке крыльцо собора. Характерная для XVII века крутая лестница с высокими ступенями была заменена пологой, крыльцо удлинилось, боковые проемы старой нижней площадки были заложены, новая площадка придвинулась вплотную к крепостной стене.

Интересно, что архитектура Троицкого собора впитала в себя черты разных земель - и Смоленска, и Новгорода. Ещё нет традиционного псковского декора; такие формы, как круглые окна и пучки пилястр, не повторились ни у одного псковского храма... Но уже формируется свой собственный - псковский - язык: живой форме кровель отвечали читающиеся сквозь них конструкции сводов. Они занимали такое место в развитии псковского зодчества, что о них следует упомянуть. Это были повышенные подпружные арки, соединяющие четыре центральных столба собора и несущие купол. Арки словно раздвигали своды собора, устремляясь ступенями ввысь, к центральному куполу, вознося внутреннее пространство. Троицкий собор XVII века построен из того же материала, из которого на протяжении многих столетий строились псковские храмы и палаты - из местной известняковой плиты. Но обработана она по-иному - отсюда и новая трактовка материала, его художественное осмысление. Если прежде псковичи употребляли плиту, грубо околотую, то теперь она была гладко отёсанной. Раньше стены храмов казались лепными. Игра светотени делала их живыми при минимуме декора. Теперь стены стали гладкими, объём графичен, но зато собор был украшен богатыми наличниками, их выступающие формы тоже включили светотень в свой рисунок. А внизу протянулся неброский пояс из цветных изразцов. Это были московские формы, ставшие к тому времени общерусскими.

Ныне Троицкий собор покрыт четырехскатной кровлей. На иконе из часовни Владычного Креста верх собора увенчан короной из крупных килевидных арок. И такие же небольшие короны служат постаментом барабанов, несущих главы. Высота собора вместе с центральной главой и её крестом считалась равной 35 саженям, то есть около 75 м (это высота 25-30-этажного современного дома). Собор был виден за 57 вёрст - более чем за 60 км. По завершении нового Троицкого собора рядом с ним встала новая колокольня. Она встречает нас при входе на Кром из захаба, звучит мощно, выглядит массивной. Однако понять, что это такое, почувствовать всю её силу и увидеть в подлинный рост можно только с берега Псковы, куда уходит подножие колокольни. (Лучше всего глядеть на неё с моста или с противоположного берега Псковы, откуда открывается замечательная картина всего Крома.)

А вот что пишет про собор в своей работе Н.Ф.Окулич-Казарин. Храм выстроен в испорченном Русско-Византийском вкусе. Он двухъярусный, причем нижний ярус есть, очевидно, подклеть древнего собора. Длина храма 28 с. 5 вершк., ширина 17,67 саж„ высота до средней главы 22 с. 2 арш., с крестом 36 саж. 2 аршина (7), но храм кажется еще выше от высоты места, на котором выстроен. С западной стороны Пскова собор виден за 57 верст. Он имеет форму удлиненного куба, покрытого 4-хскатною крышею с 5 куполами, поставленными не посредине, а ближе к вост. части. Последняя имеет 3 полукруглые абсиды, со сводами на половинной высоте храма. К северу и югу от абсид находится по одной пристройке, в коих помещены боковые приделы. Пристройки имеют свои особые абсиды и главки. С зап. примыкает паперть, на которую входят по широкой крытой лестнице. Некоторые окна украшены разорванными фронтонами во вкусе конца XVII века. Вокруг всего храма тянулся прежде поясок из красивых разноцветных кафелей, часть коих скрылась навсегда под позднейшими контрфорсами, а остальная варварски забелена и отчасти даже покрыта цементом. (8) В нижнем ярусе находилась прежде усыпальница Псковских князей. При епископе Симоне Тодорском (1745-1753) здесь была устроена церковь во имя св. Ольги, но в 1770 г., после пожара, уничтожена. В 1903 г. на ее месте устроена церковь во имя преп. Серафима Саровского.

Внутри храм производит весьма благоприятное впечатление своей высотой (22 саж. в среднем куполе), обилием света, льющегося из двух рядов широких окон, и величественным иконостасом. Своды главного храма поддерживаются шестью четырехгранными из тесаной плиты колоннами.

Важнейшая роль Троицкого собора в последующем развитии псковского зодчества уже достаточно оценена историками архитектуры. Однако, если рассматривать Троицкий собор как памятник, целиком построенный во второй половине XIV в., понять происхождение его форм невозможно. Здание подобного облика не могло быть возведено на Руси в это время, в нем явно отражены какие-то более древние архитектурные формы. Объясняется это просто: в 1365-1367 гг. строили не новый храм, а лишь возобновляли старый. Летописные тексты описывают историю этого строительства достаточно ясно. В 1362 г. «оупаде верх церкви святыя Троица».61) В следующем году «псковичи даша наимитомь 5 роублей; они же истребиша, разбивше стены церкви святыя Троици, и звоук выносиша в Великую реку».62) Еще через год «псковичи наяша мастеров и даша делу мзды 400 рублеи; они же заложиша церковъ святыа Троица по старой основе».63) Фраза «по старой основе» повторяется в различных списках летописи, в том числе и в Новгородских летописях.64) Очевидно, она была не случайной, а отмечала важную особенность строительства собора. Основной объем храма, видимо, уцелел, и после обрушения верха пришлось разломать лишь какие-то пострадавшие части, но далеко не все здание. Если это так, то у нас есть все основания полагать, что как план храма, так и общая композиция его масс восходит к более древнему памятнику. Архитектурные формы здания, изображенного на рисунке XVII в., с таким выводом отлично согласуются.

Обращает на себя внимание различный характер кладки Троицкого собора 1699 года и его колокольни (до её завершения). По сравнению с собором колокольня выглядит архаической и рождает мысль, что она построена до собора, - то есть, что её основой является стоявшая здесь крепостная башня Крома. Однако ни в одной описи Крома XVII века башни в этом месте нет; опись 1699 года не знает и колокольни над Псковой - следовательно, её еще не было. Разницу в характере кладки можно объяснить тем, что собор построен в московских формах, под руководством московского мастера. Плита стен собора гладко отёсана. Основу колокольни возводили псковские народные мастера в привычной для них технике - из грубоколотой плиты. Вверху, в первом ярусе звона, внутри между проёмами видны даже скруглённые столбики-простенки, столь характерные для Пскова! Верх колокольни сделан гладким - на петербургский манер. Таким образом, колокольню Троицкого собора мы должны датировать XVIII веком.

2.6 Благовещенский собор XIX века

Новый Благовещенский собор отступил от угла Крома, заняв часть вечевой площади. Он был возведён в 30-е годы XIX века по проекту А. И. Мельникова. По данным Василёва, собор стоял на том месте, где прежде находился каменный одноэтажный флигель с пристройками, в котором помещался соборный клир.

Новый собор в плане - крупный квадрат с четырьмя прямоугольными выступами, занимавшими середину каждой стены: алтарь и три портика. Отступавшие от стены колонны увенчаны невысокими фронтонами. За западным портиком прятался притвор. Ротонду барабана огибали полуколонны, между которыми шли окна. Завершённый куполом барабан объединял композицию, словно держал портики в своей деснице.

Собор был снесен в 30-е годы нашего столетия. Автор "Спутника по древнему Пскову" Н.Ф. Окулич-Казарин сообщает, что остатки зданий "Архиерейского дома", то есть Владычного двора, были сломаны при постройке нового Благовещенского собора.

2.7 Башни Крома и Довмонтова города

Наугольная кремлевская башня «Кутний костер» или „Кутекрома». Построена она одновременно с кремлем в XIII в.; с тех пор много раз перестраивалась и ремонтировалась. В XVI-XVII в. она была 3-этажной и имела 23 отверстия для стрельбы, или „боя». Последнее военное испытание она выдержала в 1615 г., когда ядра пушек Густава-Адольфа разбили ее верхнюю часть. В XVII же веке она была починена. С Кутекромы открывается красивая панорама на западную и северную части Пскова. За широкою гладью Великой реки на Завеличьи виднеется бывш. Ивановский женский монастырь, основанный в XIII в.

Южная часть стен Кремля, с, так назыв., „Темными воротами» и „Довмонтовой» башней почти целиком выстроена в 1866 году. В 50-х годах был разработан проект и „высочайше утвержден» план возобновления всего Кремля в „русском стиле», к счастью, осуществленный только частично. (Проект хранится в Поганкиных палатах).

Прямо под Кутекромою на песчаной косе видны полуразвалины башни „Плоской у Нижних решеток», перестроенной в последний раз в 1678 г. На другом берегу Псковы, против Плоской башни, стоит часть „Высокой башни у Нижних решеток». В 1537 году между этими башнями через Пскову была сделана деревянная стена с двумя „водобежными» воротами; строил эту стену иноземный архитектор. По поводу постройки летопись замечает: „а и стал (существует) Псков тут не бывала стена». В 1631 году деревянная стена была заменена каменной, постройка которой обошлась в 7.000 довоенных рублей. «Водобежные» ворота имели деревянные, обитые железом, решетки, закрывавшие в военное время вход в Пскову.

Далее, вдоль берега Великой возвышается стена Запсковья, заканчивающаяся Варлаамскою наугольною башнею. Западная часть башни упала весною 1928 года.На месте Темных ворот стояла круглая Часовая башня; около башни были двое проезжих ворот - Троицкие, большие из Довмонтова города и малые-от Псковы. На башне были городские часы. К западу от башни на стене была надстроена колокольня Троицкого собора, впервые построенная на этом месте в 1426 году. Близ теперешней „Довмонтовой» башни в Кром вели „Смердьи» ворота, около которых, - на месте Довмонтовой, стояла башня круглая - Смердья или у Митрополичьих келий. Стена, находившаяся между Часовою и Смердьею башнями, называлась в XV - XVI в. „Першами». Перши были построены по краю естественного оврага, называвшегося Греблею. Через овраг к Троицким и Смердьим воротам были перекинуты мосты. Возможно, что овраг был искусственно углублен.

Покровская башня - одна из крупнейших угловых башен,являлась самостоятельным укрепленным пунктом. Благодаря недавно проведенной внимательной и серьезной реставрации, эта часть укреплений древнего Пскова открывает нам свой первоначальный вид, не теряя подлинности, не превращаясь в подделку. Древние части башни в восстановленном целом воспринимаются совсем не так, как они воспринимались в составе развалин, - они выглядят серьезнее, если можно так сказать, более настоящими, и очень выигрывают в выразительности. Благодаря этому вся реставрированная башня производит сильное впечатление. Откопанная из-под земли, дополненная и достроенная, она теперь совсем иначе выглядит и заставляет вспоминать о борьбе Пскова с войсками Стефана Батория в 1581 году, о штурмах, подкопах и других попытках врагов ворваться в Псков. Вновь обретшие, благодаря реставрации, близкий к прежнему вид, сумрачные проходы и галереи башни, лестницы, бойницы с глубокими нишами как бы ожили и получили способность вызывать в нашем воображении тени былого. Конечно, если бы башня (как и стены около нее) дошла до нас в своем первоначальном виде, она поразила бы нас гораздо сильнее, а многое бы выглядело несколько иначе (например, деревянные конструкции, на которые в старину шли огромные бревна). Но и реставрация дает возможность почувствовать очень многое, что ранее было скрыто от нас.

Псковские башни были далеко не одинаковыми. Кроме башен, были захабы и раскаты, стены на разных участках имели различное устройство и размеры, ворота тоже разнились между собой, но все же одно было единым (по крайней мере, в пределах одного века) - характер и масштаб крепостных сооружений. Их нужно уловить и почувствовать, перед тем как начать осмотр всей Окольной стены.

Неизвестно, когда башню стали называть Гремячей по имени соседей, давно давно разрушенной. По возведении, в 1581 году, ее нарекли Козьмодемьянской - это название дала ей стоявшая рядом церковь. Название Гремячей башни произошло от слова "гремяч" что означает ключи, бъющие из-под земли. Впомните: из обрыва под башней течет вода, сочатся родники, стекая в реку. Вместе с башней по указу Москвы, взявшей с 1510 года заботу о Пскове и его укреплениях, были построены из камня и Верхние решетки у подножия горы. До той поры они были деревянными. Не очень большая по размерам (высота 20м., диаметр у основания около 15м.).

Гремячая башня довольно живописна. С нею связано много легенд, имевших, в частности, истоком и сообщение летописи о сооружении под башней тайника. Башня имеет пять ярусов; в поле огня ее защитников находились вся пониженная территория застенного Запсковья и долина реки. Напротив Гремячей башни стояла Никольская башня, между ними проходила стена с четырьмя "водобежными" воротами. В первой работе, посвященной памятнику, отмечены такие характерные формы: купольный свод, перекрывающий первый ярус шестиярусной круглой башни, сложный "тайник" позади башни, описана форма бойниц в разных ярусах. Публикация В. Бирненберга, архивные чертежи башни XVIII в и натурный осмотр памятника позволяет говорить о необыкновенной для Пскова регулярности кладки, оригинальности купольного свода, редкой форме бойниц с сужающейся внутренней камерой, узкой средней частью с параллельными щеками и внешнем раструбом. Все эти детали выглядят совершенно необычно на фоне псковских укреплений более раннего времени и принадлежит уже новой фазе развития обороноительного зодчества.

Рыбницкая 4-х угольная башня над Рыбницкими воротами. Под 1469 г. в псковской летописи записано: „сделаша великая ворота каменная и костер на верху болшей, выше старых, по конец моста Запсковского; а взяша у Пскова мастера дела своего мзду от них 30 рублев сребра», - около 6.000 довоенных руб.

В 1610 г. во время попытки расправы «больших» над «меньшими», скопившиеся на Запсковьи «меньшие», поставили около ц. Воскресенья на Званице полковую пушечку и навели ее на Рыбницкие ворота на случай попытки «больших» проникнуть на Запсковье и сбили замок у Взвозских ворот, после чего послали звать себе на помощь стрельцов. Видя решительные действия „меньших», „большие» стали уговаривать их: „чтоб стрельцов в город не принимати и жити по старому вместе …. и зла никому не творити». Запсковляне на уговоры не поддались, а Полонищане открыли стрельцам ворота и „большие» бежали из Пскова.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак подводя итоги выше сказанному, перечислим основные положения глав курсовой работы В главе первой мы проследили пути развития произведения псковской архитектуры на протяжении нескольких веков. Во второй главе подробно обратились к предмету нашего исследования -Псковскому Крому, сердцу города и его памятникам. Изучив вопросы возникновения богатого и разнообразного архитектурного наследства, оставленного нам древней Русью,в котором Псков занимает самое видное место. Его знаменитые крепостные стены, которыми славился Псков в древности далеко за пределами России. По цельности дошедшего до наших дней комплекса древних оборонительных сооружений города и по величине его - это один из единственных памятников на территории нашей страны. Также не менее известные памятники псковской церковной архитектуры: древнейшие из сохранившихся построек Пскова. можно сделать следующие выводы:

Псковское зодчество, это живая трепетная поверхность стен, ее каменная плоть и необыкновенная способность отражать цвет природы, тени и свет. В церковных зданиях города Пскова это особенно ощутимо. Так гармонирует единство с природой, заложенное в архитектурный образ с самого начала. Еще одна особенность архитектуры древнего Пскова, это видимая мощь и сила. Огромный запас прочности, толщина стен, несущих груз арок и сводов создает впечатление долговечности и устойчивости. Псковские зодчие знали все системы разных сводчатых конструкций, но в местном материале исполнить их без каких-либо расчетов, наблюдательности, таланта и опыта нельзя было. Труды зодчих Пскова, это как дыхание свободные своды жилых помещений, очертанные точные линии светлых окон и ступенчатых арок в соборах. Они знали, как правильно расставить боевые башни, при этом метко направляя бойницу к вражескому приступу. Мастерство Псковских зодчих, это высокое искусство, которое одновременно сочетает материал, форму и мысль в бессмертных произведениях архитектуры древнего и Великого города Пскова.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Васильев Арк. и Янсон А. К. Древний Псков. Л., 1929.

История русской архитектуры. Краткий курс. М., 1951.

История русской архитектуры. М., 1956.

Лавров В. и Максимов П. Псков. М., 1950.

Некрасов А. И. Древний Псков. М., 1923.

Окулич-Казарин Н. Ф. Спутник по древнему Пскову. Псков, 1913.

Покровский Н. В. Заметки о памятниках псковской церковной старины. М., 1914.

Спегальский Ю. П. Псков. Л., 1946.

Спегальский Ю. П. Псковские каменные жилые здания XVII века. «Материалы и исследования по археологии СССР», вып. 119. М.-Л., 1963

)Г. Мокеев. АРХИТЕКТУРА ИГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО // Перси Святой Троицы Пскова-2000.-№3

)Морозкина Е.Н. Древний Псков. Кром и Довмонтов город. М., 2001

) Бирюков Ю.Б. Работа итальянцев в Пскове и Гремячая башня 1525 г. //Псков: Памяти Спегальского Ю.П. 1909-1969 гг.; Сборник статей - Псков, 1999.

) Воронин Н.Н., Раппопорт П.А. Зодчество Смоленска XII-XIII вв. Л., 1979

Похожие работы на - Архитектурный ансамбль Псковского Кремля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!