Направления укрепления экономико-правовой безопасности функционирования и развития предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,57 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Направления укрепления экономико-правовой безопасности функционирования и развития предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования








ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

НАПРАВЛЕНИЯ УКРЕПЛЕНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА (НА ПРИМЕРЕ ТУРИНСКОЙ ДИСТАНЦИИ ПУТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ДИРЕКЦИИ ИНФРАСТРУКТУРЫ)








Екатеринбург 2013

Реферат

ПРЕДПРИЯТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА, СЕБЕСТОИМОСТЬ, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА, БАЛЛОВАЯ ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ ПУТИ

Объектом исследования является предприятие железнодорожного транспорта - Туринская дистанция пути Свердловской дирекции инфраструктуры.

Цель настоящего исследования - разработка рекомендаций, направленных на укрепление экономико-правовой безопасности функционирования и развития предприятия железнодорожного транспорта.

Степень внедрения - рекомендации и предложения нашли применение в практической деятельности предприятия Туринской дистанции пути.

Эффективность рекомендаций - разработка теоретических основ и методических рекомендаций по нейтрализации угроз экономической и правовой безопасности предприятия железнодорожного транспорта дорог на основе оценки состояния его экономической безопасности в современных условиях.

Содержание

Введение

1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

.1 Экономическая безопасность предприятия железнодорожного транспорта: понятие, сущность

.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

2.1 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры

.2 Оценка современного уровня экономической безопасности Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры

.3 Направления укрепления экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

3. Правовой режим обеспечения безопасности предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

.1 Общая правовая характеристика обеспечения безопасности предприятий железнодорожного транспорта

3.2 Проблемы обеспечения правовой безопасности предприятий железнодорожного транспорта

.3 Пути правового обеспечения экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

Заключение

Список использованных источников

Приложения

Введение

Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлавливается в следуещем:

во-первых, необходимость своевременного выявления угроз и рисков, изучение научных работ, в которых затронуты проблемы функционирования и развития экономической безопасности предприятий;

- во-вторых, оценка экономической безопасности предприятий железнодорожного транспорта на современном этапе развития требует научно-обоснованного подхода к принятию управленческих решений, соответствующих методов и инструментов анализа системы управления рисками на предприятиях;

в-третьих, степень разработанности темы исследования определяется повышенным вниманием к вопросам безопасности в целом, экономической и правовой безопасности на уровне предприятия, влияния на ее обеспечения различных факторов риска.

Экономическая безопасность традиционно рассматривается как важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов. Необходимость обеспечения экономической безопасности как составной части национальной безопасности существенно возрастает в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные экономические и социальные издержки этой фазы во многом деформируют факторы и критерии безопасности и вместе с тем дополнительно отягощают все механизмы поддержания стабильности в обществе, сужают его возможности разрабатывать и реализовывать программы экономической компенсации и стабилизации. Значимость макроэкономических аспектов экономической безопасности заметно повышается также в условиях крупных национально-государственных преобразований, затронувших в последние несколько лет Россию.

В условиях реформирования экономики, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей бесперебойная работа железнодорожного транспорта, его состояние важны как никогда и существенно влияют на уровень развития государства, его экономическую безопасность.

Надежное обеспечение экономической безопасности на всех уровнях возможно при условии устойчивого функционирования транспортной отрасли, так как ее потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости и безопасности страны. Транспорт объединяет регионы страны, обеспечивает потребность народного хозяйства в перевозках людей и грузов, представляет собой связующее звено между производителями и потребителями товаров и услуг. В этом состоит его огромное социально-экономическое значение для государства и общества в целом. Нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны.

Экономическая безопасность предприятия - комплекс управленческих, экономических, налоговых, правовых и аудиторских мер, позволяющих предприятию вести бизнес по действующим правовым нормам и быть прозрачным для всех надзорных государственных органов.

Определение круга угроз экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта является одной из наиболее ответственных задач, подлежащих решению при разработке индивидуальной концепции экономической безопасности предприятия, помимо нее необходимо также определить цели и задачи, стоящие перед системой экономической безопасности, привлекаемые силы и средства, порядок выполнения задач в различных условиях.

Все вышеизложенное обусловило актуальность темы исследования в научном и практическом плане.

Цель настоящего исследования - разработка рекомендаций, направленных на укрепление экономико-правовой безопасности функционирования и развития предприятия железнодорожного транспорта.

В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи исследования:

раскрыть основные понятия экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта;

выявить факторы экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта в современных условиях;

- проанализировать и дать оценку финансово-экономической деятельности предприятию железнодорожного транспорта;

- разработать рекомендации по совершенствованию формирования и развития экономической безопасностью предприятия железнодорожного транспорта;

выявить правовые проблемы предприятия железнодорожного транспорта.

Объектом исследования является предприятие железнодорожного транспорта - Туринская дистанция пути Свердловской дирекции инфраструктуры.

Предметом исследования является система экономических и организационно-управленческих отношений, обеспечивающих экономическую безопасность предприятия железнодорожного транспорта.

Информационная база дипломной работы включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам экономической безопасности, статьи, опубликованные в периодических изданиях, а также Интернет-ресурсы.

транспорт экономический безопасность

1. Теоретические аспекты исследования экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

.1 Экономическая безопасность предприятия железнодорожного транспорта: понятие, сущность

Российская действительность диктует необходимость создания системы экономической безопасности предпринимательства, обеспечивающей состояние защищенности жизненно важных интересов физических и юридических лиц.

Большинство авторов в понимании экономической безопасности исходят из легального определения безопасности, данного в Федеральном законе РФ от 29.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности», в котором безопасность понимается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз [7].

Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства [20, с. 20]. Для проникновения в семантику слова опасность, и для обозначения его места и роли в словосочетании «экономическая безопасность» приведем точку зрения некоторых авторов на данное понятие. Так, само слово «опасность» трактуется С. Ожеговым в толковом словаре русского языка как «возможность, угроза чего-нибудь очень плохого, какого-нибудь несчастья».

Экономическая безопасность предприятия - это состояние наиболее эффективного использования корпоративных ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия в настоящее время и в будущем [23, с. 56]. Экономическая безопасность предприятия характеризуется совокупностью качественных и количественных показателей, важнейшим среди которых является уровень экономической безопасности.

Уровень экономической безопасности предприятия - это оценка состояния использования корпоративных ресурсов по критериям уровня экономической безопасности предприятия [22]. С целью достижения наиболее высокого уровня экономической безопасности предприятие должно следить за обеспечением максимальной безопасности основных функциональных составляющих своей работы. Функциональные составляющие экономической безопасности предприятия - это совокупность основных направлений его экономической безопасности, существенно отличающихся друг от друга по своему содержанию.

Примерная структура функциональных составляющих экономической безопасности предприятия:

финансовая;

интеллектуальная и кадровая;

технико-технологическая;

политико-правовая;

экологическая;

информационная;

силовая.

Каждая из перечисленных функциональных составляющих экономической безопасности предприятия характеризуется собственным содержанием, набором функциональных критериев и способами обеспечения. Подробнее сущность функциональных составляющих экономической безопасности предприятия будет рассмотрена ниже.

Для обеспечения экономической безопасности предприятие использует совокупность своих корпоративных ресурсов.

Среди них выделим:

ресурс капитала. Акционерный капитал предприятия в сочетании с заемными финансовыми ресурсами является кровеносной системой предприятия и позволяет приобретать и поддерживать остальные корпоративные ресурсы, изначально отсутствующие у создателей данного предприятия;

ресурс персонала. Менеджеры предприятия, штат инженерного персонала, производственных рабочих и служащих с их знаниями, опытом и навыками выступают основным, проводящим и связующим звеном, соединяющим воедино все факторы данного бизнеса, обеспечивающим проведение в жизнь идеологии бизнеса, а также достижение целей бизнеса;

ресурс информации и технологии. Информация, касающаяся всех сторон деятельности предприятия, является в настоящее время наиболее ценным и дорогостоящим из всех ресурсов предприятия. Именно информация об изменении политической, социальной, экономической и экологической ситуации, изменения рынков предприятия, научно-техническая и технологическая информация, конкретные ноу-хау, касающиеся каких-либо аспектов данного бизнеса, новое в методах организации и управления бизнесом позволяют предприятию адекватно реагировать на любые изменения внешней среды бизнеса, эффективно планировать и осуществлять свою хозяйственную деятельность;

ресурс техники и оборудования. На основе имеющихся финансовых, информационно-технологических и кадровых возможностей предприятие приобретает технологическое и другое оборудование, необходимое, по мнению менеджеров предприятия, и доступное, исходя из имеющихся ресурсов;

ресурс прав. С развитием цивилизации, истощением природных ресурсов и повышением ценности для бизнеса нематериальных активов резко выросла роль ресурса прав. Этот ресурс включает в себя права на использование патентов, лицензии и квоты на использование природных ресурсов, а также экспортные квоты, права на пользование землей, причем в настоящее время, крайне повысилась ценность городских территорий, не предназначенных для земледелия, а используемых под административную застройку. Использование этого ресурса позволяет предприятию приобщиться к передовым технологическим разработкам, не проводя собственных дорогостоящих научных исследований, а также получить доступ к не общедоступным возможностям развития бизнеса [19].

Основной причиной необходимости обеспечения экономической безопасности предприятия является стоящая перед каждым предприятием задача достижения стабильности своего функционирования и создания перспектив роста для выполнения целей данного бизнеса.

Под целями бизнеса следует понимать систему побудительных мотивов, заставляющих людей начинать новое дело. К таким побудительным мотивам относятся:

сохранение и приумножение капитала акционеров предприятия из расчета превышения процентной депозитной ставки банков;

самореализация через данный бизнес его инициаторов и высшего менеджмента предприятия;

удовлетворение различных потребностей людей и общества в целом. Данный мотив особенно часто является доминирующим в деятельности государственных или муниципальных предприятий [35, с.126].

Формируемая на основе видения инициаторами бизнеса его целей философия бизнеса представляет собой систему ценностей и норм поведения, принятых на данном предприятии, а также место и роль предприятия в системе бизнеса и в обществе в целом.

Очевидно, что уровень экономической безопасности предприятия базируется на том, насколько эффективно службам данного предприятия удается предотвращать угрозы и устранять ущербы от негативных воздействий на различные аспекты экономической безопасности. Источниками таких негативных воздействий могут быть осознанные или неосознанные действия людей, организаций, в том числе органов государственной власти, международных организаций или предприятий-конкурентов, а также стечение объективных обстоятельств, как-то: состояние финансовой конъюнктуры на рынках данного предприятия, научные открытия и технологические разработки, форс-мажорные обстоятельства и т.д. [20, с. 94].

В зависимости от субъектной обусловленности негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия может применяться следующая их градация:

объективные негативные воздействия - такие негативные воздействия, которые возникают без участия и помимо воли предприятия или служащих;

субъективные негативные воздействия - негативные воздействия, возникшие как следствие неэффективной работы предприятия в целом или его работников.

Цели экономической безопасности предприятия. Главной целью экономической безопасности предприятия является обеспечение его устойчивого и максимально эффективного функционирования в настоящее время и обеспечение высокого потенциала развития и роста предприятия в будущем [23, с. 109]. Наиболее эффективное использование корпоративных ресурсов предприятия, необходимое для выполнения целей данного бизнеса, достигается путем предотвращения угроз негативных воздействий на экономическую безопасность предприятия и достижения следующих основных функциональных целей экономической безопасности предприятия:

обеспечение высокой финансовой эффективности работы предприятия и его финансовой устойчивости и независимости;

обеспечение технологической независимости предприятия и достижение высокой конкурентоспособности его технологического потенциала;

достижение высокой эффективности менеджмента предприятия, оптимальности и эффективности его организационной структуры;

обеспечение высокого уровня квалификации персонала предприятия, использование его интеллектуального потенциала, эффективности корпоративных НИОКР;

достижение высокого уровня экологичности работы предприятия, минимизации разрушительного влияния результатов производственной деятельности на состояние окружающей среды;

обеспечение качественной правовой защищенности всех аспектов деятельности предприятия;

обеспечение защиты информационной среды предприятия, коммерческой тайны и достижение высокого уровня информационного обеспечения работы всех его служб;

обеспечение безопасности персонала предприятия, его капитала, имущества и коммерческих интересов [25].

Выполнение каждой из вышеперечисленных целей экономической безопасности предприятия существенно для достижения ее главной цели. Кроме того, каждая из целей экономической безопасности имеет собственную структуру подцелей, обусловливаемую функциональной целесообразностью и характером работы предприятия. Подробная разработка и контроль над выполнением целевой структуры экономической безопасности предприятия являются весьма важной составной частью процесса обеспечения его экономической безопасности.

Подводя итог можно сказать, что экономическая безопасность предприятия железнодорожного транспорта - это состояние его защищенности от негативного влияния внешних и внутренних угроз, дестабилизирующих факторов, при котором обеспечивается устойчивая реализация основных коммерческих интересов и целей уставной деятельности [36, с.82]. Сущность и содержание категории «Экономическая безопасность железнодорожного транспорта» определяются стратегическими приоритетами и параметрами его функционирования, обеспечивающими удовлетворение потребностей грузовладельцев и пассажиров в перевозках, качество и конкурентоспособность транспортной продукции при сохранении устойчивости работы, социальной защищенности работников и финансовой стабильности отрасли [26, с. 46].

Транспорт образно называют кровеносной системой страны и ее экономики, обеспечивающей взаимодействие всех субъектов единого народнохозяйственного комплекса. Транспорт обеспечивает потребности народного хозяйства в перевозках грузов и людей, объединяет регионы страны, является связующим звеном между производителями и потребителями товаров, продукции, услуг, без которого функционирование рынка и рыночные отношения невозможны. В этом состоит его огромное социально-экономическое значение для государства и общества в целом. Именно поэтому нарушения в работе транспортного комплекса могут привести к серьезным негативным последствиям для экономической безопасности страны [31, с. 24].

Транспортный комплекс - это крупная многоотраслевая сфера, включающая все виды грузового и пассажирского транспорта: железнодорожного, автомобильного, морского, речного, трубопроводного, воздушного, промышленного и городского. На транспорте занято более 4 млн. работающих, стоимость его основных производственных фондов составляет порядка 14,5% стоимости фондов страны, а удельный вес транспорта в ВВП России, по оценкам Госкомстата России, в 2001 г. был равен 8,4%. Доля транспортных издержек в стоимости продукции промышленности и сельского хозяйства составляет примерно 15-20%, достигая по некоторым грузам с учетом региональных особенностей 50% и более.

Железнодорожный транспорт России - одна из ведущих составных частей транспортной инфраструктуры национальной экономики, имеющая определяющее значение для обеспечения хозяйственных связей и платежеспособного спроса граждан на перевозки. В условиях реформирования экономики, расширения самостоятельности регионов, формирования новых хозяйственных связей бесперебойная работа железнодорожного транспорта важна, как никогда, и рассматривается в качестве одного из главных факторов стабилизации социально-экономического положения в стране и обеспечения ее экономической безопасности, что подтверждает сложившаяся структура транспортного рынка.

.2 Факторы и условия обеспечения экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

Факторы и условия обеспечения экономической безопасности - это защита интересов и реализация целей в этом направлении.

Все факторы риска, опасности и угрозы могут быть сгруппированы по различным классификационным признакам. Так, в зависимости от возможности их прогнозирования следует выделить те опасности или угрозы, которые можно предвидеть или предсказуемые; и непредсказуемые. К первым относятся те, которые, как правило, возникают в определенных условиях, известны из опыта хозяйственной деятельности, своевременно выявлены и обобщены экономической наукой [24, с. 38].

Опасности и угрозы экономической безопасности предприятия в зависимости от источника возникновения делят на объективные и субъективные. Объективные возникают без участия и помимо воли предприятия или его служащих, независимы от принятых решений, действий менеджера. Это состояние финансовой конъюнктуры, научные открытия, форс-мажорные обстоятельства и т. д. Их необходимо распознавать и обязательно учитывать в управленческих решениях. Субъективные угрозы порождены умышленными или неумышленными действиями людей, различных органов и организаций, в том числе государственных и международных предприятий конкурентов. Поэтому и их предотвращение во многом связано с воздействием субъектов экономических отношений.

В зависимости от возможности предотвращения выделяют факторы форс-мажорные и не форс-мажорные. Первые отличаются непреодолимостью воздействия (войны, катастрофы, чрезвычайные бедствия, которые заставляют решать и действовать вопреки намерению). Вторые могут быть предотвращены своевременными и правильными действиями. По вероятности наступления все деструктивные факторы (появление зоны риска, вызов, опасность, угроза) можно разделить на явные, т. е. реально существующие, видимые, и латентные, т. е. скрытые, тщательно замаскированные, трудно обнаруживаемые [37, с. 256]. Они могут проявиться внезапно. Поэтому их отражение потребует принятия срочных мер, дополнительных усилий и средств.

Опасности и угрозы могут классифицироваться и по объекту посягательства: персоналу, имуществу, технике, информации, технологиям, деловому реноме и т. д. По природе их возникновения можно выделить: политические, экономические, техногенные, правовые, криминальные, экологические, конкурентные, контрагентские и др.

В зависимости от величины потерь или ущерба, к которому может привести действие деструктивного фактора, опасности и угрозы можно подразделить на вызывающие трудности, значительные и катастрофические. А по степени вероятности - невероятные, маловероятные, вероятные, весьма вероятные, вполне вероятные. В. П. Мак-Мак разделяет угрозы по признаку их отдаленности по времени: непосредственная, близкая (до 1 года), далекая (свыше 1 года) и в пространстве: на территории предприятия; прилегающей к предприятию; на территории региона, страны; на зарубежной территории [22, с. 67].

Наибольшее распространение в науке получило выделение опасностей и угроз в зависимости от сферы их возникновения. По этому признаку различают внутренние и внешние. Внешние опасности и угрозы возникают за пределами предприятия. Они не связаны с его производственной деятельностью. Как правило, это такое изменение окружающей среды, которое может нанести предприятию ущерб. Внутренние факторы связаны с хозяйственной деятельностью предприятия, его персонала. Они обусловлены теми процессами, которые возникают в ходе производства и реализации продукции и могут оказать свое влияние на результаты бизнеса. Наиболее значительными из них являются: качество планирования и принятия решения, соблюдение технологии, организация труда и работа с персоналом, финансовая политика предприятия, дисциплина и многие другие [37, с. 189].

Как внутренних, так и внешних факторов риска огромное количество. Это обусловлено, прежде всего, тем разнообразием связей и отношений, в которые обязательно вступает предприятие. В ходе материальных, финансовых, информационных, кадровых и других связей происходит обмен, потребление и перемещение сырья, материалов, комплектующих изделий, машин, оборудования, инвестиций, технологий, денежных средств, и т. д.. Все эти связи и отношения возникают в конкретных политических, социально-экономических, природно-климатических и других условиях, которые сложились как в масштабах всей страны, так и на уровне определенного конкретного региона. Именно конкретная ситуация в том или ином населенном пункте, регионе, где действует предприятие, может оказать существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности.

К факторам, влияющим на результаты хозяйственной деятельности, могут быть отнесены: состояние предпринимательской среды, наличие местных сырьевых и энергетических ресурсов, развитие транспортных и других коммуникаций, наполняемость рынка, состояние конкурентов, наличие свободных трудовых ресурсов, уровень их профессиональной подготовленности, уровень социальной и политической напряженности, ориентировка населения на производительный труд, уровень жизни населения, его платежеспособность, криминализация хозяйственной жизни (коррумпированность чиновников, рэкет, экономическая преступность) и многие другие. Все внешние факторы, влияющие на экономическую безопасность предприятия, можно сгруппировать, выделив: политические, социально-экономические, экологические, научно-технические и технологические, юридические, природно-климатические, демографические, криминалистические и другие.

Под влиянием окружающей среды, различного рода факторов могут возникнуть многие десятки внешних опасностей и угроз экономической безопасности предприятия. К ним можно отнести: неблагоприятное изменение политической ситуации; макроэкономические потрясения (кризисы, нарушение производственных связей, инфляция, потеря рынков сырья, материалов, энергоносителей, товаров и т. д.); изменение законодательства, влияющего на условия хозяйственной деятельности (налогового, отношений собственности, договорного и др.); неразвитость инфраструктуры рынка; противоправные действия криминальных структур; использование недобросовестной конкуренции; промышленно-экономический шпионаж; моральные (психологические) угрозы, запугивание, шантаж и физическое, опасное для жизни воздействие на персонал и их семьи (убийства, похищения, избиения); хищения материальных средств; противоправные действия конкурентов, их стремление завладеть контрольным пакетом акций; заражение программ ЭВМ различного рода компьютерными вирусами; противозаконные финансовые операции; чрезвычайные ситуации природного и технического характера; несанкционированный доступ конкурентов к конфиденциальной информации, составляющей коммерческую тайну; кражи финансовых средств и ценностей; мошенничество; повреждение зданий, помещений и многие другие [29, с. 93].

Анализ многочисленных внешних опасностей и угроз, направлений и объектов их воздействия, возможных последствий для бизнеса потребовал бы многотомных исследований. Несмотря на это, каждое предприятие и прежде всего менеджеры по бизнесу, исходя из конкретной ситуации, в которой находится хозяйствующий субъект, должны определить (спрогнозировать) наиболее значимое (опасное) из них и выработать систему мер по их своевременному выявлению, предупреждению или ослаблению влияния.

Внутренние опасности и угрозы экономической безопасности бизнеса возникают непосредственно в сфере хозяйственной деятельности предприятия. Так, к основным факторам риска можно отнести: недостаточный уровень дисциплины; противоправные действия кадровых сотрудников; нарушения режима сохранения конфиденциальной информации, выбор ненадежных партнеров и инвесторов, отток квалифицированных кадров, неверную оценку квалификации кадров, их низкую компетентность; недостаточная патентная защищенность, аварии, пожары, взрывы; перебои в энерго-, водо-, теплоснабжении, выход из строя вычислительной техники, смерть ведущих специалистов и руководителей; зависимость ряда руководителей от уголовного мира; низкий образовательный уровень руководителей; существенные упущения, как в тактическом, так и в стратегическом планировании, связанные, прежде всего, с выбором цели, неверной оценкой возможностей предприятия, ошибками в прогнозировании изменений внешней среды [22].

Выявление и идентификация факторов риска, опасностей и угроз - одна из наиболее важных задач обеспечения экономической безопасности.

Одним из способов мониторинга и управления экономической безопасностью являются методика выявления во внешней и внутренней среде производственного процесса весовых коэффициентов и числовых значений факторов безопасности с целью определения уровня экономической безопасности. Приведем факторы внешней среды на различных ее уровнях и сгруппируем их в зависимости от возможности определения их числового значения. Из приведенного множества внешних факторов экономической безопасности, установленных для данной отрасли, необходимо обозначить и учесть те, которые имеют количественную оценку, которые в наибольшей степени влияют на уровень экономической безопасности в конкретном периоде. Такими факторами внешней экономической безопасности будут являться: индекс инфляции в стране, конъюнктура рынка (среди всех транспортных предприятий), коэффициент инвестиций в различные секторы экономики страны, уровень динамики ВВП, величина и виды транзитных пошлин, уровень конкурентоспособности по сравнению с другими видами транспорта, динамика спроса, коэффициент инвестиций в данную отрасль экономики. Данные по классификации приведены в таблице 1.

Внутренние факторы экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта имеют числовое значение и могут быть оценены количественными методами.

Таблица 1 - Классификация факторов внешней экономической безопасности [35, с. 78]

Уровни ведения бизнесаФакторы экономической безопасностиМегауровеньОпределяемые только методом экспертных оценок, не имеют количественного выраженияИмеют числовое выражение, оцениваются количественными методамиНаличие и уровень развития транспортного сектора соседних транзитных странУровень интеграции стран, объем и структура внешнеэкономического сотрудничестваГеографическое положение страны, наличие транзитных дорогМакроуровеньКонъюнктура валютного рынкаИндекс инфляции в странеИнвестиционный климат страныКонъюнктура рынка (среди всех транспортных секторов)Социально-экономическая ситуация в странеКоличество и виды инвестиций в различные секторы экономики страныУровень коррупцииУровень динамики ВВПУровень криминализации обществаВеличина и виды транзитных пошлинОграничение прав собственности иностранцевУровень процентной ставки и ее динамикаМезоуровеньОграничение прав иностранных акционеров избираться в совет директоровКонкурентоспособность железной дороги среди всех транспортных предприятийНеэффективное финансовое планирование, негибкая система планированияУровень автоматизации железной дорогиОтношение руководства к акционерамДинамика спросаНизкие показатели корпоративного управления. Очень дифференцированный штат управления Количество и виды инвестиций в данную отрасльНалоговая нагрузкаЧастая смена обслуживающего банкаУровень ликвидности банка-контрагентаОтсутствие текущей финансовой отчетности в соответствии с МСФО Репутация недостаточной открытости Взаимоотношения с партнерами с плохой репутациейОтсутствие четкой системы контроля над финансовыми потоками Отсутствие финансовой стратегии

Факторы экономической безопасности микроуровня производственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта представлены в таблице 2.

Таким образом, анализируя все выше сказанное, можно сделать определенные выводы о том, что на экономическую безопасность предприятия железнодорожного транспорта большое значение оказывают внешние и внутренние факторы экономической безопасности. Для того, что управлять процессом экономической безопасности на предприятии необходимо правильно оценить влияние этих факторов.

Таблица 2 - Факторы финансовой безопасности производственной деятельности предприятия железнодорожного транспорта[35, с. 323]

Микроуровень среды ведения бизнесарентабельность как отношение чистой прибыли ко всему капиталуфондоотдача как отношение выручки к средней стоимости основных средств (рассматривается отдельно по видам деятельности)относительный прирост деловой активности предприятия как среднее отношение нетто-выручки к активамплатежеспособность предприятия как отношение дебиторской задолженности, финансовых вложений и денежных средств к краткосрочным обязательствамструктура оборотного капиталазапас финансовой прочностиюридическая защищенность движения денежных потоковотношение собственных средств к заемному иностранному капиталу (в условиях финансового кризиса)структура активов предприятия как отношение привлеченных средств к собственнымфинансовая независимость предприятия как отношение собственного капитала к активамструктура долгосрочного капитала как отношение долгосрочных обязательств к внеоборотным активампоказатели рыночной устойчивости (для негосударственных предприятий)кредитная политика предприятияпродолжительность финансового цикла как разность продолжительности операционного цикла и периода погашения кредиторской задолженностипериод оборота кредиторской задолженностиразница между сроками погашения кредиторской и дебиторской задолженности

Особое внимание в современных условиях целесообразно уделять экономическому контролю на предприятии обслуживания и ремонта дорог, практика, организации которого свидетельствует, что важным этапом является определение точек контроля, которыми являются моменты возникновения хозяйственной операции, отражение операций в бухгалтерском и хозяйственном учете, контроль результатов хозяйственной операции, их воздействие на активы предприятия. В результате выявления указанных точек на предприятии, налаживается действенная система внутрифирменного контроля и выделяются объекты и субъекты контроля.

Позитивные сдвиги в экономике страны обусловливают необходимость адекватного развития транспортной системы, что предполагает ее устойчивую работу, удовлетворение растущего платежеспособного спроса, доступность и высокое качество предоставляемых услуг, снижение хозяйственных затрат на перевозки пассажиров и грузов [36, с. 119]. Решение этих задач, в конечном счете, и обеспечивает транспортную составляющую национальной экономической безопасности.

Основные угрозы экономической безопасности на железнодорожном транспорте:

в сфере перевозочной деятельности:

а) снижение уровня безопасности перевозочного процесса, обусловленное низким уровнем надежности эксплуатируемой техники;

б) высокий физический и моральный износ материально-технической базы вследствие низких темпов ее обновления и снижения инвестиционной активности;

в) снижение эффективности организации и управления перевозочным процессом ввиду недостаточного применения элементов нового технологического уклада, и прежде всего современных информационных технологий;

- в социальной сфере:

а) увеличивающийся разрыв в оплате труда на транспорте и в базовых отраслях, что является фактором высокой текучести кадров, особенно ведущих профессий;

б) недостаточное стимулирование повышения эффективности работы, в частности соотношение между ростом производительности труда и ростом заработной платы;

в) неоправданная дифференциация оплаты труда отдельных категорий работников;

в финансовой сфере:

а) убыточность пассажирских перевозок;

б) неадекватное росту инфляции ограничение уровня тарифов на перевозку грузов и пассажиров;

в) снижение государственной поддержки инвестиционных программ развития транспорта, имеющих общенациональное значение.

Механизм управления экономической безопасностью на транспорте должен быть согласован с общими принципами государственного регулирования защиты национальных интересов в сфере экономики и предусматривать общую оценку экономической ситуации, определение угроз и основных индикаторов их количественной оценки, разработку пороговых значений основных индикаторов, постоянный мониторинг состояния экономической безопасности и выработку мер по нейтрализации угроз [32].

.3 Критерии и показатели оценки уровня экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта

Основополагающим элементом при исследовании экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Он предполагает признак или сумму признаков, на основании которых делается заключение о состоянии экономической безопасности предприятия.

организационная сторона - в этом случае предполагается сохранение, как самого предприятия, так и ее организационной целостности, нормальное функционирование основных подразделений (отделов, служб и т.п.). Основные подразделения фирмы (например, отдел снабжения, производственный отдел, финансовый отдел или бухгалтерия, служба маркетинга) выполняют все свои функции для достижения основной цели предприятия;

правовая сторона - имеется в виду постоянное обеспечение соответствия деятельности фирмы действующему законодательству, что выражается в отсутствии претензий со стороны правоохранительных органов (или контрагентов) к фирме. Кроме того, отсутствуют потери от сделок с внешними партнерами вследствие нарушения последними законодательства (умышленно либо неумышленно). Это обеспечивается юридической экспертизой всех осуществляемых операций и сделок, заключаемых договоров.

информационная сторона - безопасность может быть оценена как сохранение состояния защищенности внутренней конфиденциальной информации от утечки или разглашения в различных формах;

экономическая сторона - проявляется в стабильных или имеющих тенденцию к росту основных финансово-экономических показателях деятельности фирмы (таких как собственный капитал, объем годового оборота, прибыль, рентабельность). В них отражаются общие результаты обеспечения безопасности с организационной, правовой, информационной и собственно экономической сторон. Сюда могут входить такие показатели, как отсутствие штрафов, санкций со стороны государственных органов за нарушение законодательства (например, налогового, антимонопольного), отсутствие потерь от сделок с недобросовестными контрагентами.

Таким образом, в наиболее общем виде об экономической безопасности предприятия свидетельствует сохранение его как целостного структурного образования и юридического лица и устойчивых либо растущих значений основных финансово-экономических показателей. Применительно же к конкретной стороне деятельности предприятия, могут использоваться специфические показатели его безопасности.

Однако в процессе хозяйствования субъекты предпринимательской деятельности могут испытывать воздействия различных физических и юридических лиц, которые несут негативные последствия, прежде всего, для экономического состояния фирмы. В этом случае возникает понятие угрозы безопасности предпринимательства [37, с. 365]. Причем наиболее важное значение для субъекта предпринимательской деятельности приобретают угрозы экономической безопасности, поскольку все потери (организационные, информационные, материальные, имиджа фирмы) в конечном счете, выражаются именно в экономических потерях, то есть потерях финансовых средств (и все прочие угрозы в основе имеют, как правило, экономические мотивы).

Поэтому критерий должен не только констатировать наличие экономической безопасности предприятия, но и четко оценивать ее уровень. В случае лишь констатации критерием экономической безопасности предприятия неизбежна субъективность оценки. При этом количественная оценка уровня экономической безопасности должна исходить из показателей планирования, учета и анализа деятельности хозяйственной деятельности предприятия.

Для этого целесообразно исследовать показатели финансовой устойчивости, безубыточности и ликвидности предприятия. В экономической литературе уже предпринимались попытки количественной оценки уровня экономической безопасности предприятия, что привело к появлению нескольких подходов к оценке уровня экономической безопасности предприятия. Так, известен индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью, так называемых индикаторов [30]. Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности. Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.

Согласно данному подходу состояние экономической безопасности предприятия необходимо проводить по определенной системе основных показателей. Они должны отражать отраслевую специфику и условия деятельности предприятия. К ним отнесены: производственные, финансовые и социальные показатели (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели экономической безопасности предприятия [26, с.138]

Основные показателиСоставляющие показатели1. Производственные:- динамика производства (рост, спад, стабильное состояние, темпы изменения); - реальный уровень загрузки производственных мощностей; - доля НИОКР в общем объеме работ; - доля НИР в общем объеме НИОКР; - темп обновления основных производственных фондов; - стабильность производственного процесса (ритмичность, уровень загруженности в течение определенного времени); - удельный вес производства в ВВП (для особо крупных предприятий-монополистов); - оценка конкурентоспособности продукции; - возрастная структура и технический ресурс парка машин и оборудования2. Финансовые:- объем «портфеля» заказов (общий объем предполагаемых продаж); - фактический и необходимый объем инвестиций (для поддержания и развития имеющегося потенциала); - уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения); - уровень рентабельности производства; - фондоотдача (капиталоемкость) производства; - просроченная задолженность (дебиторская и кредиторская); - доля обеспеченности собственными источниками финансирования оборотных средств, материалов, энергоносителей для производства3. Социальные:- уровень оплаты труда по отношению к среднему показателю по промышленности или экономике в целом; - уровень задолженности по зарплате; - потери рабочего времени; - структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная)Если рассматривать состояние экономической безопасности предприятий в динамике, независимо от отраслевой принадлежности, то для них можно определить общее свойство. Оно заключается в том, что состояние экономической безопасности предприятия проходит несколько этапов. Они включают: стабильный, предкризисный, кризисный и критический этапы (таблица 4).

Таблица 4 - Оценка состояния экономической безопасности предприятия [37, с. 252]

ЭтапыХарактеристика1. СтабильныйИндикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала близка установленным нормам и стандартам2. ПредкризисныйНесоответствие хотя бы одного из индикаторов экономической безопасности пороговому значению, а другие приблизились к барьерным значениям. При этом не были утрачены технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства путем принятия мер предупредительного характера3. КризисныйНесоответствие большинства основных индикаторов экономической безопасности пороговому значению, появляются признаки необратимости спада производства и частичной утраты потенциала вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала4. КритическийНарушаются все барьеры, отделяющие стабильное и кризисное состояния развития производства, а частичная утрата потенциала становится неизбежной

Экономическая безопасность предприятия складывается из: ресурсной, технико-технологической, финансовой и социальной безопасностей. Все они оцениваются на основании как качественных, так и количественных показателей - индикаторов [37, с. 279]. Экономическая безопасность - понимаемая и воспринимаемая категория, однако она пока еще не получила количественного выражения. Некоторые специалисты в области деятельности предприятий и повышения эффективности предпринимательской деятельности предлагают уровень экономической безопасности рассчитывать на основании определенных экспертных оценок. Фактически оценка уровня экономической безопасности закладывает основы стратегического планирования.

Уровень экономической безопасности является одним из основных показателей инвестиционной привлекательности и надежности предприятия. Реально уровень экономической безопасности предприятия - это характеристика его жизнеспособности. А эта категория особенно существенна в тех отраслях, которые считаются «проблемными» или переживают кризис. Оценивая, экономическую безопасность предприятия некоторые положения такой оценки соответственно будут пересекаться с определенными видами деятельности предприятия [23, с.174]. В основном это затрагивает формирование стратегических интересов предприятия и соответственно их количественного толкования. Соответственно это затрагивает стратегическое управление предприятием.

Ресурсно-функциональный подход базируется на предположении, что при предотвращении опасности негативных влияний на экономическую безопасность предприятия достигается наиболее эффективное применение корпоративных ресурсов. Применение ресурсно-функционального метода считается продуктивным, в случае достижениях ключевых целей экономической безопасности предприятия:

К таким целям относят достижение следующих показателей:

финансовой устойчивости и независимости предприятия, эффективности его деятельности;

высокой конкурентоспособности и независимости технологических ресурсов предприятия;

оптимальной организации структуры предприятия и высокой эффективности его менеджмента;

действенности коллективных НИОКР, высокого уровня квалификации персонала предприятия и его интеллектуального потенциала;

максимально низкого влияния предприятия на окружающую среду, его экологичности и экономичности ресурсных затрат;

правовой обеспеченности любых направлений деятельности компании;

высокой степени защиты коммерческих тайн предприятия и его информационной базы, одновременно с высоким уровнем информационного обеспечения деятельности всех его структур;

максимально возможного уровня безопасности предприятия, его сотрудников, имущества, капитала и коммерческих интересов.

Следовательно, если предприятие уже разработало и приняло решение претворить в жизнь функциональные стратегии, а именно: инновационную, ресурсную, инвестиционную и маркетинговую, то соответственно необходимо их цели привести в соответствие с интересами и определением стратегических интересов предприятия в данной конкретной области деятельности предприятия. В то же самое время, показатели, определяющие цели стратегии, необходимо привести в соответствие с количественной оценкой стратегических интересов предприятия. Это соответствие является основополагающим, так как оно способствует обеспечению единства методической базы по организации управления предприятием [25, с. 106].

Именно фактические показатели обладают самым высоким уровнем достоверности, ибо они отображают реальное положение дел и результатов, которые основываются на процессе производства и реализации готовой продукции. Плановые показатели - это предполагаемое положение дел на предприятии, а потому их данные менее достоверны. И, наконец, самый низкий уровень достоверности имеют показатели количественной оценки интересов предприятия, так как они в основном отображают некие теоретические предполагаемые результаты работы. Расчет последних показателей ведется на основе высочайших требований по отношению к достоверности. Именно эти показатели и составят базу, на основании которой и будет оцениваться степень соблюдения интересов предприятия. Уровень экономической безопасности на промышленных предприятиях может рассчитываться на основании рейтинга самого предприятия.

Данный рейтинг рассчитывается на основании общности конкретно взятых критериев. Рейтинг предприятия может определяться, как: «мгновенная фотография» и динамический. В последнем случае учитываются предположения об изменениях конкретных критериев в будущем. Рейтинг предприятия - характеристика его конкурентоспособности, а позиция рейтинга - это самый оптимальный показатель безопасности при рыночных отношениях. Рейтинг предприятия предлагается рассчитывать в баллах.

Предложено использовать для оценки экономической безопасности предприятия подход, отражающий принципы и условия программно-целевого управления и развития. В соответствии с этим подходом оценка экономической безопасности предприятия основывается на интегрировании совокупности показателей, определяющих экономическую безопасность [21, с. 143]. При этом используется несколько уровней интеграции показателей и такие методы их анализа, как кластерный и многомерный анализ. Такой подход отличается высокой степенью сложности проводимого анализа с использованием методов математического анализа. И если его использование в исследовательской области позволяет получить достоверные результаты оценки уровня экономической безопасности предприятия, то в практической деятельности предприятий это весьма затруднительно. Очень сложной является «оценка устойчивости совокупного интегрального показателя при заданной области его изменения». Предложенный подход к оценке устойчивости совокупного интегрального показателя позволяет оценить уровень экономической безопасности предприятия, но, скорее, с позиции математика, а не менеджера.

В качестве основного критерия экономической безопасности предприятия некоторые исследователи рассматривают получаемую в результате взаимодействия с субъектами внешней среды прибыль, которой предприятие может уже распоряжаться по своему усмотрению, т.е. чистая прибыль. При отсутствии прибыли или, более того, убытках, нельзя говорить о соблюдении интересов предприятия и, следовательно, о том, что предприятие находится в экономической безопасности. Напротив, в этом случае перед предприятием реально стоит угроза банкротства. Таким образом, предлагаемый подход к выбору критерия экономической безопасности предприятия базируется на получении предприятием прибыли. Прибыль предприятия - ее абсолютная величина или результаты ее соотношения с затраченными ресурсами - может рассматриваться в качестве предпосылки для заключения об экономической безопасности предприятия. Однако с ее помощью нельзя оценить уровень экономической безопасности предприятия.

Основное отличие транспортного комплекса России от большинства стран мира заключается в ведущей роли магистральных железных дорог в обслуживании реального сектора экономики. Это определяет роль и значение железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности страны. В условиях действия неблагоприятных макроэкономических факторов и усиления конкуренции на сузившемся рынке грузовых перевозок железнодорожный транспорт обеспечил устойчивое удовлетворение спроса на перевозки и способствовал подъему экономики, в том числе льготными условиями стимулирования материального производства [32, с. 34].

В аспекте обеспечения национальной экономической безопасности важна оценка роли железнодорожного транспорта в устойчивом функционировании стратегических отраслей материального производства, которое нуждается в перевозках собственной продукции.

Железнодорожный транспорт осуществляет основной объем перевозок (коэффициент перевозимости по основным грузам более 50%) в системообразующих, стратегически важных отраслях, среди которых - угольная, нефтедобывающая и нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и переработка черных металлов, производство минеральных, строительных и других материалов. Эти отрасли обеспечивают устойчивое функционирование народнохозяйственного комплекса и непосредственно влияют на национальную экономическую безопасность. Вместе с тем снижение эффективности деятельности данных отраслей материального производства отрицательно сказывается на показателях железнодорожного транспорта, и прежде всего его финансовой устойчивости.

Ряд отраслей использует железнодорожный транспорт в качестве основного перевозчика продукции, хотя в объеме его перевозок составляют незначительную величину (например, пищевая промышленность). Однако и в этом случае железнодорожный транспорт существенно влияет на обеспечение функционально-отраслевых составляющих национальной экономической безопасности, например продовольственной [31, с. 26].

С позиций экономической безопасности безусловный интерес представляет сравнительный уровень затрат на перевозки различными видами транспорта, в частности показатель фондоемкости транспортной продукции. Несмотря на спад перевозок и снижение в связи с этим уровня использования постоянных сооружений и устройств, стоимость которых на железных дорогах составляет более 60% основных фондов, этот показатель на железнодорожном транспорте, как правило, ниже, чем на других видах транспорта.

Таким образом, железнодорожный транспорт обеспечивает устойчивое развитие материального производства, повышение эффективности использования ресурсов, сокращение из-за уменьшения транспортной составляющей удельных затрат в стоимости продукции, рост подвижности и решение других социальных задач. В то же время неразвитость транспортного сообщения приводит к существенным потерям в народном хозяйстве. По оценкам экспертов, общественный экономический эффект от увеличения обеспеченности территорий железными и автомобильными дорогами в 8-10 раз превосходит эффект на транспорте. Следовательно, оценка внетранспортного эффекта как интегрированного результата сопряженных эффектов, полученных в различных социально-экономических сферах общества, требует обязательного учета при рассмотрении роли железнодорожного транспорта в обеспечении экономической безопасности страны.

Подводя итог можно сказать, что железнодорожный транспорт как объект исследования является сложной производственно-экономической и социальной системой, представляющей собой единый комплекс предприятий и учреждений производственного и социального назначения, управление которым осуществляет федеральный орган исполнительной власти в области железнодорожного транспорта. В этом значении он выступает многоаспектно:

как отрасль экономики;

как подсистема единого транспортного комплекса;

как самостоятельная территориально-распределенная производственно-экономическая система (хозяйствующий субъект).

Определены основные преимущества и недостатки железнодорожного транспорта, а также взаимосвязанные составные элементы его экономической безопасности, которые в зависимости от его ресурсных потенциалов складываются из нескольких локальных функциональных составляющих: технико-технологической, финансовой, кадровой, силовой, информационной, правовой.

К обеспечению экономической безопасности железной дороги предъявляются повышенные требования, так как кроме статуса субъекта современного рынка, железная дорога является стратегически важным объектом, обеспечение эффективной деятельности которого имеет приоритетное значение.

Увеличение количества преступлений, совершаемых на железнодорожном транспорте, представляет угрозу экономической безопасности не только холдинга, но и Российской Федерации. В работе обоснована актуальность роли органов внутренних дел в обеспечении экономической безопасности железнодорожного транспорта, т.к. он, являясь объектом интересов бизнеса, притягивает к себе преступные группы.

Обеспечение экономической безопасности железнодорожного транспорта рассматривается в работе, как процесс организации условий деятельности, при которых достигается минимизация вероятностного наступления опасностей и угроз технико-технологической, финансовой и кадровой составляющим его экономической безопасности, позволяющая осуществлять воспроизводство основного ресурсного потенциала и означающая его устойчивую способность удовлетворять потребности инновационного социально-ориентированного развития экономики и общества в качественных транспортных услугах, конкурентоспособных с лучшими мировыми аналогами.

Поддержание необходимого потенциала железнодорожного транспорта в современных условиях должно основываться на комплексном решении проблемы многоканальности ресурсного обеспечения по основным сферам его жизнедеятельности, что будет способствовать минимизации зависимости от госбюджетного финансирования при максимальном сохранении имеющегося потенциала. В настоящее время методики, с помощью которых хозяйствующие субъекты могут оценивать свое текущее состояние и вырабатывать эффективные и результативные стратегии будущего развития, претерпевают значительные изменения.

Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности и обусловливающих депрессивное развитие холдинга, ставит вопрос о создании соответствующего инструментария, в качестве которого может выступать методика диагностики ресурсных составляющих экономической безопасности с целью заблаговременного предупреждения.

Экономическая безопасность железнодорожного транспорта - это способность к эффективному функционированию и обеспечению таких условий перевозочного процесса, при которых достигается безопасность и бесперебойное оказание транспортных услуг, а также минимизация вероятностного наступления опасностей и угроз ресурсным составляющим экономической безопасности, обеспечивающая воспроизводство ресурсного потенциала и возможность инновационного развития для исполнения возложенной на него миссии.

2. Анализ и оценка уровня экономической безопасности предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

.1 Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры

В работе железных дорог велика роль и значение путевого хозяйства, которое является базовым в железнодорожной отрасли. Оно существенно влияет на себестоимость перевозок, скорость и безопасность движения поездов. Цель функционирования всего путевого комплекса как одного из важнейших подразделений железнодорожной отрасли сформулирована в п.3 ПТЭ следующим образом: «все элементы железнодорожного пути (земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения) по прочности, устойчивости и состоянию должны обеспечивать безопасное и плавное движение поездов со скоростями, установленными на данном участке».

Путевое хозяйство является наиболее трудоемким и материалоемким, требует большого количества затрат денежных средств. На долю путевого хозяйства приходится почти 56% основных фондов железнодорожного транспорта, из них земляное полотно - 29%, искусственные сооружения - 17%, верхнее строение пути - 48%, прочее - 6%. Контингент работников путевого хозяйства составляет 21,6% общего эксплуатационного штата.

Путевое хозяйство - один из крупных потребителей металла, древесины, цемента, каменных материалов.

Основную задачу путевого хозяйства составляет содержание пути и путевых устройств в постоянной исправности, чтобы обеспечивать безопасное и плавное движение поездов с наибольшими скоростями, установленными для данного участка.

Руководит путевым хозяйством в ОАО РЖД Главное управление пути, а на дорогах - служба пути. В ведении Главного управления пути находятся Государственный институт по проектированию инженерных сооружений и промышленных предприятий путевого хозяйства и геологическим изысканиям (Гипротранспуть), нормативные и путеобследовательские станции и проектно-конструкторское технологическое бюро.

Службам пути непосредственно подчинены шпалопропиточные заводы, на которых сушат и пропитывают антисептиками деревянные шпалы и брусья, балластные карьеры, в которых добывают балласт, щебеночные заводы, изготовляющие путевой щебень, рельсосварочные поезда, производящие сварку новых и старогодных рельсов, путевые дорожные мастерские и путеобследовательские станции.

Линейными предприятиями путевого хозяйства являются дистанции пути, дистанции лесозащитных насаждений и путевые машинные станции.

Похожие работы на - Направления укрепления экономико-правовой безопасности функционирования и развития предприятия железнодорожного транспорта (на примере Туринской дистанции пути Свердловской дирекции инфраструктуры)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!