Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Информатика, ВТ, телекоммуникации
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,35 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов














Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов

Введение

Расширение международных контактов во всех областях человеческой деятельности, более свободный доступ к информации, стремительное развитие телекоммуникационной технологии создают принципиально новые условия для сферы образования. Работа с информационными массивами, умение найти необходимую информацию, грамотно её проанализировать и использовать в разнообразных целях познания - всё это становится одним из основных видов самостоятельной познавательной деятельности учащихся.

1. Телекоммуникационные проекты: организация и проведение. Из опыта использования телекоммуникаций в России и за рубежом

телекоммуникационный сеть контакт

Внедрение телекоммуникаций в образование идёт в основном по четырём направлениям:

  • информационное обеспечение систем образования (создание в сетях баз данных, баз знаний, виртуальных библиотек, виртуальных мультимедийных клубов, музеев и пр.);
  • совместная проектная деятельность в различных областях знаний школьников, студентов, педагогов, научных сотрудников;
  • дистанционное обучение различных целевых направлений, различных форм и видов;
  • свободные контакты пользователей сетей по самым разнообразным поводам и вопросам образовательной сферы.

Как уже неоднократно подчёркивалось, учебный процесс следует рассматривать в качестве определённой педагогической системы, компонентами которой являются цели, содержание методы, организационные формы и средства обучения. Функциональные связи между компонентами системы устанавливаются и обуславливаются не только и не столько целями обучения, но в первую очередь реализуемой концепцией образования.

Основной специфической особенностью телекоммуникационного проекта является его межпредметность. В рамках какого бы курса/предмета телекоммуникационный проект ни проводился, участникам его приходится использовать свои знания из области информатики, родного, иностранных языков, литературы, истории, математики и пр.

Что же такое телекоммуникационный проект?

Под учебным телекоммуникационным проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнёров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата.

Так как телекоммуникационные проекты по своей сути межпредметны, то решение проблемы, заложенной в любом проекте, всегда требует привлечения интегрированного знания. Но в телекоммуникационном проекте, особенно международном, необходима, как правило, болеет глубокая интеграция знания, предполагающая не только изучение собственно предмета исследуемой проблемы, но и знакомство с особенностями национальной культуры партнёра, его мироощущения. Это всегда - диалог культур.

Международные проекты, которые проводятся на английском языке, целесообразно включать, если позволяет программа, в структуру содержания обучения для данного класса и соотносить его с той или иной темой устной речи и чтения. Таким образом, тема, выбранная для телекоммуникационного проекта, будет органично вписываться в систему обучения вместе со всем программным языковым материалом. Если по другим предметам школьной программы предусматривается международный проект, который также должен выполняться на английском языке, но он не соответствует программному материалу по английскому языку, то работа над таким проектом проходит в рамках внеклассной деятельности и, как правило, этим занимается не вся группа, а отдельные ученики.

Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерной телекоммуникации.

Телекоммуникационные проекты оправданы педагогически в тех случаях, когда в ходе их выполнения:

  • предусматриваются множественные, систематические, разовые либо длительные наблюдения за тем или иным природным, физическ5им, социальным и т. д. Явлением, требующие для решения поставленной проблемы сбора данных в разных регионах;
  • предполагается сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта или события, произошедшего или имевшего место в различных местностях, для выявления определённо тенденции или принятия решения, разработки предложений и пр.;
  • намечается сравнительное изучение эффективности использования одного и того же или разных (альтернативных) способов решения одной проблемы, одной задачи для выявления наиболее эффективного, приемлемого для любых ситуаций способа действий, т.е. для получения данных об объективной эффективности предлагаемого пути исследования проблемы;
  • предлагается совместная творческая разработка какой-то идеи: чисто практической (например, выведение нового сорта растения в разных климатических зонах, наблюдение за погодными явлениями и т.п.) или творческой (создание журнала, газеты, пьесы, книги, музыкального произведения, предложения по совершенствованию учебного курса, спортивных, культурных совместных мероприятий, народных праздников и т.д.);
  • планируется провести увлекательные приключенческие компьютерные игры, состязания.

Телекоммуникационные проекты любого вида, как и сам метод, можно рассматривать только в общей концепции обучения и воспитания. Телекоммуникационные проекты, особенно межрегиональные и между народные, позволяют создавать серьёзные исследовательские лаборатории для школьников или студентов, значительно расширять зоны совместных исследований и творческих работ и при этом принимать во внимание особенности культуры различных народов, а также использовать знание иностранного языка в его подлинной функции - как средства общения.

Организация телекоммуникационных проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки как учителей, так и учащихся. Такой проект должен быть особенно детально структурирован, организован поэтапно с учётом промежуточных и итоговых результатов.

Проект «Беовульф и Мид Хол».

Чтение литературы может стать хорошей мотивацией для культуроведческих исследований различного рода. Старая эпическая английская «Беовульф» поэма рассказывает о молодом витязе из народа гаутов, который едет за море в страну короля данов Хигелака, узнав о нападении на этого короля и его народ Чудовища по имени Грендель. Чудовище разоряет страну, истребляет народ уже в течение двенадцати лет. Беовульф отправляется в страну данов, чтобы уничтожить ужасное чудовище. В единоборстве он побеждает его, а затем и другое чудовище - его мать. Осыпанный благодарностями и наградами он пирует в Хеороте - в пиршественном зале (Mead Hall) - вместе со своими сподвижниками. Этот зал олицетворяет собой мир культуры, радостный и многоцветный мир добра. Ему противостоят дикие скалы, полные ужаса, болота и пещеры, в которых обитают чудовища. Беовульф рассказывает волнующие истории своих подвигов и подвигов своих предков. В скандинавской культуре через такие захватывающие истории о подвигах витязи доказывали своё право пиршествовать «на равных» с храбрейшими людьми этой страны. Беовульф отдаёт дань уважения своим предкам, их смелости и таким образом завоёвывает себе право быть равным среди равных на пиршестве в Мид Холе.

Это предыстория проекта. Дети должны прочитать поэму. И далее их задача - завоевать своё место в Мид Холе (своём классе). Затем они должны будут завоевать своё место по праву в Мид Холе другой страны. Этапы работы над проектом следующие.

Ученики находят свой класс в полном беспорядке. Все парты перевёрнуты. Ребята должны прежде всего установить, каким образом они будут завоёвывать право на своё место в этом классе. Им надо обсудить значимость своих фамильных корней. С этой целью они стараются найти нечто героическое в своей семье. Наконец, они выбирают кого-то из родителей или прародителей либо кого-то из родственников. В качестве своего героя. Они пишут волнующий рассказ, в котором стараются отдать дань уважения подвигам своих предков. Затем они зачитывают свой рассказ и представляют какой-нибудь предмет, символизирующий подвиг этого человека. Ученики, принятые в Мид Хол, устанавливают свои парты и садятся за них. Они завоевали себе место в Мид Холе своего сообщества. Они украшают свой Мид Хол собранными предметами-символами.

Далее участники Мид Хола должны завоевать своё место в Мид Холе другой страны (другого сообщества), также рассказав волнующие истории ученикам-партнёрам из других стран. Их партнёры делают то же самое, чтобы завоевать своё место в Мид Холе своих партнёров. Ребята выбирают из своего сообщества рассказчика и посылают партнёрам предметы, символизирующие своих героев, чтобы представить им героев своей культуры.

Проект «Беовульф» - прекрасный инструмент для объединения людей. Он вдохновляет ребят на изучение истории своей семьи, на поиск истоков своей культура, истории и стимулирует партнёров на собственные поиски и находки.

Можно провести также географический проект, в рамках которого дети разных стран познают страну своих партнёров; проект литературной персонификации, где учащиеся знакомятся с литературными произведениями, этот проект можно использовать как средство создания мотивации для внимательной работы с текстом, к которому у них нет интереса.

2.Организация проектной деятельности учащихся в сетях

Любой телекоммуникационный проект - это дополнительные трудности для совместной деятельности в сотрудничестве, но, вместе с тем, и дополнительные возможности познания. Это - диалог культур. Даже если телекоммуникационный проект проводится в одной стране, в одном регионе, знакомство с новыми ребятами всегда несёт в себе не только элемент новизны ощущений, новые познания, но и позволяет проявить себя, раскрыть свои потенциальные способности.

Чтобы компьютерные телекоммуникации стали привычным учебным инструментом для учителей и учащихся, необходимо тщательно спланировать весь комплекс работ по их внедрению и определить, кто будет отвечать за это направление в школе.

Итак, первый шаг на этом пути - выбор лица, ответственного за телекоммуникации в школе. Это обязательно должен быть учитель, который хорошо овладел технологией проектного метода, человек творческий, целеустремлённый. Поиск надёжного координатора - наиболее трудоёмкий и ответственный этап организации телекоммуникационных проектов в школе. Координатором может быть и любой учитель-предметник, который руководит проектом по своему предмету или со своим классом. Но значительно эффективнее иметь в школе единственного координатора. Его задачей буде планировать работу учащихся в телекоммуникационных проектах, что, впрочем, вовсе не исключает координацию отдельными проектами со стороны учителей-предметников. Координация телекоммуникационных проектов должна осуществляться на разных уровнях: на уровне группы учащихся, участвующих в каком-то локальном проекте, и на уровне школы, где ребята работают в самых разных проектах и, при необходимости, в общешкольном проекте.

Прежде, чем начать разрабатывать общие идеи внедрения телекоммуникационных проектов в учебный процесс школы, необходимо продумать следующее:

  • где, в каком помещении будет организован абонентский телекоммуникационный центр, в котором можно будет обеспечить достаточно свободный доступ к компьютерам и работу в сетях;
  • как часто и для решения каких вопросов представители школьной администрации будут использовать телекоммуникации;
  • какие услуги телекоммуникационной сети, в которой работает школа, смогут заинтересовать учителей-предметников;
  • какому из направлений учебно-воспитательной работы школы будет отдано право преимущественного использования телекоммуникаций;
  • будут ли учащиеся привлечены к работе в сети?

Ответив на эти вопросы, нужно сделать следующий шаг - спланировать работу школы с телекоммуникациями. На этом пути необходимо сделать следующее:

  1. Подготовить и провести учебный семинар для представителей педагогического коллектива школы, желающих участвовать в телекоммуникационных проектах. На этом семинаре надо обсудить все организационные вопросы, распределить ответственность за различные виды деятельности, т.е. назначить людей которые будут исполнять функции:
  2. школьного координатора телекоммуникационных проектов;
  3. координаторов монопроектов или межпредметных проектов;
  4. постмастера;
  5. медиаспециалиста.
  6. Подробнее рассказать учителям об использовании проектной деятельности в сетях, обратив особое внимание на разнообразие исследовательских методов и самостоятельных видов деятельности учащихся, на культуру общения в сетях.
  7. Познакомиться с работой сети, возможностями, которые предоставляет ваш провайдер, а также с некоторыми поисковыми системами Интернет, хотя бы с какими-либо информационными ресурсами и услугами сети Интернет.
  8. Далее необходимо приступить к поиску партнёров. Легче всего начать с подключения к существующим в настоящее время в сетях телекоммуникационным учетным проектам. Их нетрудно найти с помощью любой поисковой системы.
  9. Сначала следует овладеть методом проектов в учебном процессе, используя телекоммуникации и возможности Интернет для поиска нужных сведений, проведения сбора и обработки материала. Постепенно телекоммуникационные технологии должны превратиться в инструмент получения новых знаний, оперативной и достоверной информации в конкретной предметной области.

На семинаре учителей целесообразно провести телекоммуникационный сеанс, показав «вживую» некоторые услуги, предоставляемые абонентам Интернет. Для успешного проведения такого сеанса связи надо помнить следующее:

  • в процессе демонстрации надо обратить внимание учителей на потенциальные возможности использования телекоммуникаций в школе, причём это необходимо сделать на конкретных примерах;
  • при демонстрации не следует прибегать к незнакомым для большинства учителей командам и техническим терминам;
  • желательно пробудить у учителей желание познакомиться с опытом работы их коллег в тех школах, где телекоммуникационные проекты выполняются уже, как минимум, два - три года;
  • необходимо также организовать серию «встреч» в сети с пользователями из других школ и дать учителям возможность свободно «побеседовать» в режиме «chat»;
  • также рекомендуется пригласить на сеанс учителей, технических специалистов, представителей родительской общественности и учащихся старших классов, которые смогут стать надёжными помощниками в будущей работе, сформировав группы поддержки телекоммуникационных проектов в школе.

Определённые трудности возникают при организации деятельности учащихся в сетях. В проектах принимают большое количество ребят, которым важно не тратить много времени на поиски информации в сети. Задача же поиска любой информации - вербальной, графической - должна быть максимально облегчена. С этой целью сотрудники школьных медиатек, в которых обычно располагается телекоммуникационный центр, совместно с учителями-предметниками организуют локальную поисковую систему. На специально созданном сайте оформляются странички для учителя и для учащихся. На страничке для учащихся представляется вся необходимая для них информация по следующим разделам.

  • Газеты, журналы (адреса сайтов, где располагаются нужные журналы и газеты). В гипертекстовой ссылке даются краткие аннотации отдельных статей и материалов, которые могут быть полезны ребятам при самостоятельной работе. Информация пополняется от месяца к месяцу.
  • Отдельные книги (адреса сайтов виртуальных библиотек и способы поиска нужной книги). В гиперссылке также приводятся аннотации этих книг.
  • Материалы телеконференций (адреса сайтов, где их можно отыскать).
  • Электронные адреса потенциальных зарубежных партнёров, которым можно задать интересующие ребят вопросы.
  • Дистанционные курсы по предметам (адреса сайтов, где они расположены).
  • Путь к услуге IRC и пр.

Важно здесь же, т.е. на этом же рабочем месте, предусмотреть возможность распечатки тех или иных материалов.

На страничке учителя можно разместить:

  • Материалы по учебным предметам (содержательную часть готовит учитель) по классам, разделам, темам программы, проблемам для проектов. Там, где это необходимо (т.е. по темам, разделам программы и в особенности по проектам), даются ссылки на информационные ресурсы Интернет или другие источники информации, находящиеся в медиатеке - книги, учебные пособия, аудио-, видеоинформацию. Учитель также может создать для себя аннотации и для информации Интернет, и для других источников;
  • Газеты, журналы (как и для учащихся, но, возможно, более широкий выбор, включая методические журналы);
  • адреса сайтов виртуальных библиотек (именно из этих библиотек учитель-предметник может сделать отбор литературы для учащихся по отдельным темам, проблемам проектов);
  • электронные адреса действующих в сети проектных программ, к которым всегда можно присоединиться;
  • дистанционные курсы для учителей (адреса сайтов, где они расположены).

Такая организация деятельности учащихся и учителей с ресурсами Интернет позволяет, с одной стороны, решать задачу организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся с разными целевыми установками, а с другой - экономить время, а с ним и материальные средства, усилия учащихся и учителей, что свидетельствует об эффективности предпринимаемой деятельности.

Отбор тематики, организация групп учащихся в сетях

Как уже отмечалось выше, приступая к организации телекоммуникационных проектов, необходимо начать с изучения интересов учащихся, выбора тематики проектов и подготовки учащихся к работе. Проекты можно выполнять в рамках урочной, внеурочной или внеклассной деятельности, связанной с тем предметом, который учитель преподаёт. В то же время проекты могут быть междисциплинарные, вовлекающие в работу других учителей-предметников, и в этом случае они активизируют широкий круг познавательных и творческих интересов учащихся. Немаловажным является процесс соотнесения интересов учителей и учеников, выбирающих тему для проекта, с практикой, с конкретными, подчас жизненно важными проблемами. Другими словами, необходимо понять (и объяснить это учащимся), насколько интересы участников проекта актуальны для школы, района (города, региона и т.д.), в котором живут ребята, будут ли актуальными и значимыми для других людей результаты, которые они получат в процессе работы над проектом.

Если учитель не хочет ограничиваться одним-двумя проектами, то организовать политематический, междисциплинарный проект можно при условии на разнообразные познавательные интересы учащихся.

При проведении телекоммуникационных проектов хорошо зарекомендовала себя система докладов, рефератов, курсовых работ по отдельным вопросам учебных дисциплин.

При использовании телекоммуникаций хорошо себя зарекомендовали:

  • интерактивные приключенческие игры между двумя и более школами, особенно для младших школьников;
  • межшкольные литературные газеты, журналы и пр.;
  • совместные проекты, предусматривающие сбор разнообразных фактов, данных и пр.;
  • экологические проекты;
  • совместное написание стихов, рассказов и т.д.;;
  • сравнительное изучение курсов истории, географии, окружающей среды, религии, преподающихся в школах разных стран;
  • статистическая работа;
  • организация совместных полевых работ;
  • изучение и анализ спортивных результатов и проведение спортивных мероприятий;
  • совместное решение разнообразных актуальных проблем;
  • разработка путешествий, туристических походов с учётом расписания движений транспортных средств, обмена валюты и т.п.

Очень эффективным и простым способом поиска партнёров по отобранным идеям (но не темам, а только идеям, которые могут привести к определённым результатам) является посещение образовательных телеконференций. Учитель просматривает все сообщения, а затем отправляет авторам, заинтересовавшим его, письмо с рассказом о себе, своих учениках и своих интересах. Такие письма называются представительскими. Цель этих писем - не только сообщить какую-либо информацию о себе, но и привлечь, заинтересовать потенциального партнёра по переписке, вызвать у него желание ответить на письмо.

При переписке учителей представительские письма обязательно включают в себя ответы на следующие вопросы:

  • Что представляет собой ваша школа: её специализация и наиболее интересные черты?
  • Где находится ваша школа (республика, город, район)? Чем знаменито это место?
  • Какие классы (учителя, учащиеся) хотели бы участвовать в переписке? Почему?
  • Ваши личные и профессиональные интересы? Ваше хобби?

Если же учитель заинтересован в организации большого регионального или межрегионального проекта, то одних представительских писем будет недостаточно. Ему потребуется подготовить так называемый «культурный пакет», то есть предложения партнёру в отношении выдвинутой учителями и учащимися отдельной школы идеи: суть идеи, её содержание, возможные результаты, предложения для сотрудничества. Если есть уже какой-то опыт и практические результаты по проектной работе, то их тоже можно включить в «культурный пакет» (это могут быть любые формы работ, выполненные учащимися - план-проспект, слайды, видео и пр.). «Культурные пакеты» целесообразно направить одновременно нескольким адресатам.

После того, как наметились исследовательские группы, найдены партнёры, отобраны темы, пора обратиться к следующему организационному вопросу - знакомству с партнёрами, их окружением, интересами и пр.

Параллельно с отбором идей и тематики проектов следует начать целенаправленную работу с учащимися по овладению исследовательскими методами и технологией компьютерной телекоммуникации.

Наиболее целесообразной формой подготовки учащихся будет спецсеминар, на котором необходимо достаточно подробно рассказать ребятам о специфике научного поиска, о том, как и где искать информацию по данной теме, как её следует анализировать.

Десять «золотых правил» общения школ друг с другом при проведении телекоммуникационного проекта:

  1. Отвечайте на пришедшее письмо сразу же после его получения.
  2. Отправляя подтверждение о получении письма, необходимо сообщить в нём о том, когда будет дан ответ.
  3. После приветственного письма направьте школе-партнёру список учащихся, участвующих в проекте с вашей стороны, чтобы в дальнейшем можно было бы наладить личную переписку между ребятами.
  4. Необходимо сделать так, чтобы у каждого учащегося был свой партнёр по переписке из другой школы. Если количество учащихся в классах сильно отличается, их следует объединить в небольшие группы по 2-3 человека.
  5. Учащимся нужно дать возможность обменяться информацией о себе и своей семье, о том, кто их окружает, где они живут. При этом надо следить, чтобы переписка не превратилась в бесцельную болтовню в сети. После обмена приветствиями желательно, чтобы учащиеся послали друг другу свои фотографии.
  6. Хорошо, если учителя тоже обменяются персональными приветствиями и узнают побольше друг о друге, о планах и работе своих коллег.
  7. Ответственным координаторам проекта стоит обменяться домашними адресами и телефонами на тот случай, если возникнут проблемы со связью.
  8. Необходимо позаботиться о наглядности. В школе должен быть специальный стенд, где будет размещена вся информация по телекоммуникационному проекту.
  9. Если подготовлен вопросник или викторина, не следует посылать своим партнёрам слишком много вопросов за один раз, иначе ответы на эти вопросы будут односложными и неинтересными.
  10. Работу по телекоммуникационным проектам не следует пускать на самотёк; её необходимо разбить на этапы и всегда подводить итоги.

При планировании телекоммуникационных проектов необходимо также продумать формы организации деятельности учащихся. Они могут быть различными:

  • индивидуальные проекты (внутри другого проекта);
  • парные проекты - над одним проектом партнёры работают в паре:
  • групповые проекты - в проекте принимают участие группы с обеих сторон или даже из нескольких регионов.

Проекты можно проводить с использованием электронной почты или же в виде телеконференций. Формы организации совместной деятельности над проектом, исходя из особенностей тематики, целей совместной деятельности, интересов участников.

Проект может быть разной степени сложности: например, охватывающий весь класс и предусматривающий работу над отдельными проектами, составляющими общий проект, или небольшой самостоятельный проект, в котором участвуют всего несколько учеников (или даже по одному ученику с каждой стороны).

Важно, чтобы, договорившись с партнёрами о тематике проекта, учащиеся каждой группы постарались самостоятельно увидеть и вычленить проблему в этом проекте (в целом или его части), значимую для себя, своего региона. Очень существенно, чтобы участники не замыкались личностными интересами, а сумели разглядеть проблемы и интересы своих партнёров.

Когда проблема всего проекта будет сформулирована, пора переходить к определению гипотезы её решения. Учитель может помочь учащимся сформулировать гипотезы, задавая наводящие вопросы.

Затем, учитель разбивает класс на подгруппы по интересам учеников, каждая из которых исследуют одну из гипотез, в качестве которых служат ответы на поставленные вопросы.

Предварительно каждая группа должна обсудить и решить, какими методами она собирается изучить данный вопрос. Свои подходы к решению проблемы она защищает перед всем классом, и если класс вместе с учителем считают, что избранные методы достаточно надёжны и могут обеспечить достоверную и достаточную информацию для решения поставленного вопроса, они утверждаются. Только после того, как подходы всех групп утверждены, можно приступать к работе.

Группа также договаривается о том, как будет оформлен готовый материал. Это решение она должна принять совместно со своими партнёрами.

Когда материал собран, проанализирован и партнёрами сформулирован аргументированный вывод, ребята вновь обращаются к общему проекту и устраивают презентацию своей версии в той форме, которую они выбрали. Если в ходе общего обсуждения учащиеся приходят к мнению, что приведённые данные вполне доказательны и подтверждают ранее выдвинутую гипотезу, эта гипотеза становится утверждение, составляющим один из существенных аргументов общей проблемы. И так - со всеми группами, участвующими в проекте.

В итоге, все группы договариваются со своими партнёрами, каким образом будет оформлено решение всей проблемы в целом, какой практический выход это решение может иметь для данной школы, школы партнёров, для каждого участника и т.д.

. Координация проектной деятельности учащихся в сети

При проведении проектной работы учащихся:

  • учитель и медиаспециалист определяют предмет информационного поиска, как для учителя, так и для отдельных групп учащихся;
  • учитель составляет рекомендуемый список информационных средств, которыми учащиеся могут воспользоваться в ходе будущей деятельности над проектном;
  • учитель и медиаспециалист определяют возможную поисковую стратегию и круг информационных средств.

Функции технического специалиста могут быть возложены на учителя информатики или учащихся старших классов. В основные функции технического специалиста по телекоммуникациям входят следующие:

  • выбор провайдера телекоммуникационной сети для последующей регистрации школы;
  • приобретение необходимого оборудования для организации телекоммуникационного центра;
  • изучение программного обеспечения, используемого при работе в сети;
  • обучение учащихся и учителей работе в сети;
  • оказание консультационной помощи по работе с сетевыми информационными ресурсами;
  • работа с почтовым ящиком школы - получение и отправка школьной корреспонденции.

Если телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора программы в рамках специально созданного для этих целей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Одновременно совершенно необходим координатор проектов, организующий и координирующий деятельность учителей и учащихся в проектах определённой направленности (имеется в виду предметная направленность: естественнонаучная, гуманитарная, творческая и др.). Как координатор программы, так и координатор проекта вовсе необязательно должны быть профессионалами в области информатики. Достаточно, чтобы они были грамотными пользователями. Но они должны быть профессиональными педагогами и хорошими организаторами.

При этом в задачи координатора программы входит:

  • связь, при необходимости, с научными и прочими организациями, которые могли бы заинтересоваться и помочь ребятам в выполнении их работ по проектам;
  • ведение полного списка всех участников проектов;
  • координация и развитие телекоммуникационных проектов в регионе и с зарубежными партнёрами (поддержка прямой и обратной связи с координаторами и администрацией школ, обеспечение консультационной помощью, методическими материалами и информацией, необходимого для конкретного проекта в режиме электронной почты, автоматической рассылки);
  • связь с другими регионами, сбор информации о потенциальных партнёрах с учётом их интересов;
  • связь с общественными организациями, средствами массовой информации для оказания помощи участникам проектов, для внедрения результатов их работ в разных формах, организации региональных и межрегиональных семинаров, встреч, конференций участников проектов;
  • сбор и распространение информации об участниках проектов, презентация наиболее интересных результатов;
  • регистрация, анализ поступающих заявок на проведение ребятами тех или иных работ;
  • ведение систематической внешней оценки эффективности использования телекоммуникационных проектов в школах, участвующих в его программе.

Координационный телекоммуникационный центр может со временем развить сеть электронной почты в своём регионе, т.е. организовать на своей базе региональный телекоммуникационный центр со своей BBS.

Функции координатора телекоммуникационного проекта в школе несколько иные:

  • обеспечение связи и взаимодействия с директором образовательной телекоммуникационной региональной программы;
  • осуществление консультаций учителей и учащихся, работающих в его проекте;
  • информирование администрации школы о ходе работы учителей и учащихся над телекоммуникационными проектами.

Координатор школьного проекта должен обладать следующими качествами:

  • иметь хорошие организаторские способности;
  • быть методически грамотным;
  • владеть навыками межкультурного общения;
  • иметь опыт работы с телекоммуникационными проектами;
  • обладать базисными навыками работы в телекоммуникационных сетях;
  • уметь работать с большими объёмами информации;
  • быть информированным о новейших методах применения средств информационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Всем известно, как популярен Интернет у школьников, но если ресурсы ограничены и есть доступ только к электронной почте, тогда возникает вопрос, как организовать в классе свой собственный «маленький Интернет». Поиск путей решения задачи (с учётом небольших возможностей) привёл к следующему: для организации локальной сети, которая позволила бы применять web-технологии (сеть Интранет), необходим web-сервер. Организовать такой сервер в локальной сети можно достаточно просто, используя «штатные» ресурсы Windows, конкретно - Ms Personal Web Server.

Коротко о системных требованиях. Компьютеры Pentium 100/150 МГц, 16 Мб оперативной памяти, сеть на коаксиальном кабеле 10 Мб/с. Один из них можно использовать в качестве сервера Интрасети. При этом компьютер может продолжать использоваться в качестве рабочей станции.

Рассмотрим более подробно технические вопросы организации Интрасети. Подобная сеть функционирует на основе протокола TCP/IP, и, естественно, его устанавливают на всех компьютерах, как и службу доступа к файлам и принтерам сети Microsoft.

Для создания потребуется дистрибутив Windows 95. Из контекстного меню на значке «Сетевое окружение» выбираем пункт «Свойства». Откроется окно «Сеть». Для установки сетевого компонента нажмём кнопку добавить и в диалоговом окне «Выбор компонента» выберем раздел «Служба», изготовитель - Microsoft. Этот раздел используется, когда устанавливается служба доступа к файлам и принтерам. Теперь необходимо выбрать компонент «Личный web-сервер». После установки в корневом каталоге появится папка Webshare. Из всех компонентов главным является папка WWWRoot. Теперь на компьютере создан web-узел, и эта папка является его корневым каталогом. Здесь же можно обнаружить заготовку домашней страницы web-узла: файл Default.html.

Кроме того, эта папка стала доступной из сети и получила свой URL-адрес. Теперь, если на любой рабочей станции сети с помощью браузера обратиться к web-узлу, то будет загружена домашняя страница. Делается это точно так же как и в «большом» Интернет:

Компьютер, на котором установлен web-сервер, имеет сетевое имя main, поэтому на всех рабочих станциях локальной сети устанавливается в настройках браузера следующий URL-адрес: #"justify">Все программные компоненты web-сервера и документацию система разместила в папке C:\Program Files\Personal Web Server.

Теперь рассмотрим, как же обустроить созданный web-узел. В принципе web-документы для публикации в Интрасети можно размещать в папке WWWRoot. Доступ к ним можно обеспечить через гиперссылки на домашней странице web-узла (файл Default.html). При этом следует использовать относительную адресацию, т. е., когда нужно сослаться на файл из другого каталога, можно указать в гиперссылке путь по отношению к файлу со ссылкой. Такой способ адресации позволяет переносить сайты из одного каталога в другой без особых дополнительных настроек.

Впрочем, средства администрирования MS PWS путём организации так называемых виртуальных каталогов позволяют организовать доступ из сети к любой папке компьютера. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Щёлкнем по значку управления web-сервером. Нам откроется диалоговое окно «Свойства: Личный Web-сервер», которое содержит закладки «Общие», «Запуск», «Управление», «Службы». Закладка «Запуск» содержит элементы управления работой web-сервера. С точки зрения организации web-узла главной является закладка «Управление». Запуск этой службы активизирует средства администрирования web-узла, которые представляют собой гипертекстовые страницы.

После описанных действий в окне браузера будет отображаться главная страница администратора web-сервера. Выберем гиперссылку WWW, браузер загрузит страницу администрирования службы WWW. На этой странице выберем закладку «Каталоги». В итоге получим таблицу виртуальных каталогов и их адресов в файловой системе компьютера.

Для создания нового виртуального каталога необходимо щёлкнуть по гиперссылке «Добавить…», которая размещена в конце колонки «Действие…». На этой же странице указывается стандартный документ, который будет загружен в браузер при обращении из сети к виртуальному каталогу через гиперссылку. Для обеспечения минимального уровня безопасности следует запретить просмотр содержимого виртуальных каталогов из Интрасети.

Итак, щелчок по ссылке «Добавить…» приведёт к загрузке новой страницы «Добавление каталога». На этой странице выбираем необходимый для публикации в сети каталог в файловой системе компьютера.

После щелчка по кнопке «Обзор» в браузер будет загружена следующая страница «Выбор каталога». Средства этой страницы позволяют выбрать любой каталог на локальных или сетевых дисках.

После выбора (виртуального) каталога (например, каталог «C:\Work\Doc») нажимаем «ОК». В итоге в окно браузера опять вернётся страница «Добавление каталога», где будет указан путь к выбранному каталогу. Теперь необходимо задать его псевдоним, т. е. то имя, по которому он станет доступен в Интрасети (например, «book»). Если предполагается использование ASP-страниц, следует в разделе «Доступ» следует разрешить выполнение сценариев на стороне сервера. Снова щелчок по кнопке «ОК», и виртуальный каталог создан. Браузер вернётся к странице «Каталог», в таблице будет виден новый, только что созданный каталог.

Теперь в созданный виртуальный каталог можно поместить сайт, который будет доступен по гиперссылке (например, #"justify">Заключение

Главным достоинством подобных электронных учебных пособий, помимо сетевого использования (это по определению), является их открытость для модификации и переработки.

Обустроив web-сервер, получили возможность размещать в сети различные дидактические материалы, в том числе и тесты. Подобные образовательные сайты учащиеся с удовольствием создают собственными руками. Развивается также двойная технология подготовки творческих работ учащихся в виде рефератов (бумажный носитель) и в виде web-страниц.

Телекоммуникационной программой, предусматривающей работу над многими проектами, предполагается охватить достаточно большое количество школ, целесообразно предусмотреть координатора программы в рамках специально созданного для этих целей координационного регионального центра. Такой центр может быть один на несколько школ.

Библиографические списки

1. Агакова А.И., Кривошеева А.О., Ушаков В.Н. О трех поколениях компьютерных технологий обучения.//Информатика и образование. 2010.- №2.-С. 34-40

. Айламозян А.К. Образование и телекоммуникации. // Педагогическая информатика. 2011. - №1.- С. 5-11

. Активизация познавательной деятельности обучаемых при использовании ЭВМ./Сост. А.Н. Маслов. Саранск.МГУ, 2010. Александров Г.Н. Разработка общей концептуальной модели программированного обучения. Автореф. Диссертации доктора пед. наук. - М., 2011.-50с.

. Александров Г.Н. Программированное обучение и новые информационные технологии обучения.//Информатика и образование. 2009. - № 3. - С. 8-19.

. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. М., Педагогика, 2008. - 278 с.

. Андреева А.Н. Диалектика воспитания и самосовершенствование творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 2010. 238 с.

. Апатова Н.В. Влияние информационных технологий на содержание и методы обучения в средней школе: Автореф. диссертации доктора пед. наук. М.,2011. - 34с.

. Ахтариева Л.Г. Особенности психологической подготовленности студентов к профессионально-педагогической деятельности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Л., 2012 - 19 с.

. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Обще дидактический аспект. М., 2010. - 254 с.

. Беляева А., Кошелюк М., Солдатова Г. Телекоммуникации и компьютерные среды. М., 2010.

. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. -Воронеж, 2013.

. Бобко И.М. Технологические аспекты создания ППС //ЭВМ в учебном прочессе: Мужвуз.сб.науч.тр./ Под ред. Врозова В.Н., Новосибирский гос. университет. Новосибирск, -2010, С.3-18.

. Браун С. «Мозаика» и «Всемирная паутина» для доступа к INTERNET: Перевод с англ. -М.: Малип, 2011г.

. Булгаков М.С. Компьютерные сети, электронная почта и информационные ресурсы. М., 2013г.

. Бухарина М.Ю., Петров А.Е. Электронная почта в образовании : не сегодня, но завтра.// Изд. Магистр: Независимый психолого-педагогический журнал. -2011 №1 стр. 40-45

. Бухаркина М.Ю. Новые информационные технологии в современной российской школе // Средства обучения. М.,2010. -Вып.1. - С.10-16.

. Быховский Я. Проблемы и перспективы использования видео на уроках и после. // Средства коммуникации и проблемы развития личности ребенка. М.: 2012г. стр. 74-77

. Велихов Е.П. Новая информационная технология в школе /'/' Информатика и образование. №6, 2011, С.7-16.

. Вокруг INTERNET: надежды, иллюзии, факты. // Информатика. -№45, 2011, С. 10.

. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Шурковой Н.Е. -М.: Новая школа, 2013.

. Вострокнутов И.Е. Разработка принципов построения моделей оценки эффективности современных информационных технологийучебного назначения. Автореферат на соискание кан.пед. наук. СПб, 2012.

. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. -М.:Изд. АПН РСФСР, 2013. 519 с.

. Гершунский Б.С. Компьютеризация в сфере образования: Проблемы и перспективы. -М.: Педагогика, 2012.

. Городинский И.В., Скибицкий Э.Г. Формы организации занятий с использованием учебных компьютерных технологий // Информационные технологии в образовании. Новосибирск, 2010. -Вып. 12. - С. 12-23.

. Грязнов Ю.П., Лисицина Л.А., Самойленко П.И. Развитие познавательной активности учащихся. // Путь в науку, №1, 2012, С.53-55.

. Турин А. Интернет. М.: Синтез 2013, С. 102

. Дмитриева Е.И. Методические основы дистанционного обучения иноязычному чтению на базе компьютерных телекоммуникаций. Автореферат на соискание ученной степени кандидата пед.Наук., 2010.-16 с.

Похожие работы на - Организация и проведение учебных телекоммуникационных проектов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!