Система физкультурных и спортивных организаций в России

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    238,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Система физкультурных и спортивных организаций в России

Оглавление

Введение

. Система физкультурных и спортивных организаций в России

. Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации

. Организационная структура как важнейшая характеристика строения системы управления ФКиС

Список использованной литературы

Введение

Современный процесс становления социально-ориентированной рыночной экономики определяет необходимость и потребность ускоренного развития социально-ориентированных отраслей и сфер экономики. Повышенное внимание, проявляемое к спорту со стороны общества, государства и представителей бизнеса позволяет, с одной стороны, решать конкретные экономические, социальные и организационные задачи, с другой - развивать новые для России виды предпринимательства, основанные на взаимодействии со спортом, являющимся новым объектом экономических отношений.

Экономическая сторона спорта приобретает особую актуальность в связи с развитием рыночных отношений в российском спорте, что связано не только с ростом инвестиций и затрат для развития спорта, но и с возрастающим действием рыночных механизмов регулирования в формирующейся индустрии спорта.

Понятийный аппарат и основная терминология новой для России области рыночных отношений формировались на интуитивном уровне, ввиду отсутствия единого и общепринятого толкования ряда объективных и специфических процессов, развивающихся на стыке спорта и бизнеса, таких как: продажа прав на телетрансляции спортивных событий, продажа прав на использование символики спортивных событий и организаций, взаимоотношения спортсменов, клубов и агентов, и других.

В России продолжается процесс взаимодействия спорта, государства и бизнеса в едином механизме частно-государственного партнерства с выгодными условиями сотрудничества и привлекательными инвестиционными перспективами для всех заинтересованных участников процесса, что обуславливает необходимость развития предпринимательской деятельности субъектов индустрии спорта.

Процесс коммерциализации спорта определяет существенную трансформацию как самой роли спорта в российском обществе, так и экономических отношений между субъектами этой новой для нашей страны сферы ведения бизнеса, которые складываются на основе экономических интересов. Основные участники спортивных соревнований (спортсмены и спортивные клубы) вынуждены по-новому выстраивать отношения между собой и с внешней средой, принимая во внимание неразрывную связь между спортивными результатами соревнований и экономическими результатами своей предпринимательской деятельности.

В процессе развития индустрии спорта стирается грань между источниками финансирования деятельности коммерческих и некоммерческих спортивных организаций. Сегодня многие российские спортивные клубы, лиги и федерации, являющиеся некоммерческими и общественными организациями, по сути, находятся на пороге вступления в рыночные отношения. Очевидно, что для эффективной адаптации к новым условиям хозяйствования недостаточно только имеющихся знаний и навыков руководителей спортивных организаций. Многие спортивные клубы и федерации не готовы к этим новым условиям хозяйствования из-за инертности реакции на происходящие изменения, невосприимчивости к инновациям, отсутствия кадрового и маркетингового потенциала, недостатка интеллектуальных ресурсов.

Система физкультурных и спортивных организаций в России

Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но надо признать, что их возможности не используются в полной мере. Это обусловлено многими обстоятельствами.

Во-первых, десятилетиями сфера физкультуры и спорта финансировалась по остаточному принципу, так как недооценивалась роль человеческого фактора в развитии общества.

Во-вторых, с распадом СССР прекратила существование ведомственно-территориальная модель физкультурно-спортивного движения, работавшая в условиях старой системы достаточно эффективно. Спортивные организации потеряли большую часть финансирования из госбюджета, внебюджетных источников и практически все средства из профсоюзного бюджета, в результате чего произошли негативные изменения в постановке физкультурно-оздоровительной и спортивной работы по месту жительства, в учебных заведениях, в трудовых и производственных коллективах. Расчеты специалистов показывают, что на профилактику заболеваний средствами физической культуры и спорта бюджетных средств выделяется в 22 раза меньше, чем на лечение и лекарственное обеспечение.

В-третьих, с 1991 г. продолжается тенденция сокращения сети физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, число которых уменьшилось на 20% и не превышает 198 тыс. Их единовременная пропускная способность составляет 5 млн. человек, или всего 17% от норматива обеспеченности. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия и организации отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. После распада СССР для некоторых видов спорта в России не оказалось современных, технически оснащенных спортивных баз, на которых можно готовиться к выступлениям на Олимпийских играх и крупнейших международных соревнованиях. В десятки раз снижены объемы отечественного производства спортивных товаров. Для инвесторов, готовых вкладывать средства в физическую культуру и спорт, не созданы соответствующие условия.

В-четвертых, многократное повышение стоимости физкультурных и спортивных услуг сделало недоступными учреждения физической культуры и спорта, туризма и отдыха для миллионов трудящихся. В физкультурно-спортивную деятельность сегодня вовлечено всего 8-10% российских граждан, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40-60%. Причем, если в этих странах оздоровительными спортивными программами охвачено примерно равное количество мужчин и женщин, то в России, по социологическим опросам, физкультурой и спортом занимаются 12% мужчин и всего 5,1% женщин. По данным Госкомстата России, в 2000 г. доля расходов на оплату в учреждениях физической культуры и спорта в общей сумме семейного бюджета россиян составила 0,3%, или в 12 раз меньше доли расходов на табак и алкоголь (3,7%).

В-пятых, за годы реформ в стране практически не велась пропаганда здорового образа жизни и ценностей физической культуры и спорта. Не был сформирован идеал физического здоровья как важнейшей составляющей образа жизни и общественного престижа страны. Здоровый образ жизни людей не приобрел нравственной ценности и меры в качестве одного из направлений государственной политики и воспитательной функции общественных организаций, профессиональных и творческих союзов, средств массовой информации, особенно телевидения.

В-шестых, сведена до минимума научно-исследовательская деятельность. Продолжается отток квалифицированных специалистов, тренеров и спортсменов за рубеж, что, с одной стороны, обусловлено высоким уровнем их профессиональной подготовленности, востребованностью на мировом уровне, с другой - отсутствием условий для полноценной работы в России.

На состояние физической культуры и спорта также влияют внутренние противоречия между старыми и нарождающимися организационными структурами и выполняемыми функциями; между целями школьного физического воспитания и существующей практикой проведения уроков физической культуры в школах; между успешными выступлениями российских сборных студенческих спортивных команд и уровнем массовых студенческих соревнований и т. д.

Органы управления физической культурой и спортом в России:Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризмуОлимпийский комитет РоссииСпортивный комитет Министерства обороны Российской ФедерацииОбщественные объединения физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности

Физкультурно-спортивные общества

Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо"

Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО)

Российский союз спортсменов

Российский студенческий спортивный союз

Спортивное общество "Спартак"

Физкультурно-спортивная организация "Юность России"

Физкультурно-спортивное общество "Россия"

Спортивные федерации (ассоциации, союзы) Федерации (ассоциации, союзы) по видам спорта

Арбалетный союз России

Ассоциация гольфа России

Всероссийская теннисная ассоциация

Всероссийская федерация бадминтона

Всероссийская федерация волейбола

Всероссийская федерация гребли на байдарках и каноэ

Всероссийская федерация каратэ-до

Всероссийская федерация конного спорта

Всероссийская федерация легкой атлетики

Всероссийская федерация парусного спорта

Всероссийская федерация плавания

Всероссийская федерация полиатлона

Всероссийская федерация рукопашного боя и традиционного каратэ

Всероссийская федерация самбо

Всероссийская федерация художественной гимнастики

Национальная федерация бильярдного спорта

Национальная федерация дартс России

Российская федерация баскетбола

Российская федерация прыжков в воду

Российская федерация шашек

Российская шахматная федерация

Российский футбольный союз

Союз биатлонистов России

Союз велосипедистов России

Союз гандболистов России

Союз конькобежцев России

Союз лыжных федераций России

Союз тхэквондо (WTF) России

Стрелковый союз России

Федерация авиационного спорта России

Федерация айкидо России

Федерация альпинизма России

Федерация бейсбола и софтбола России

Федерация бобслея России

Федерация бокса России

Федерация водного поло России

Федерация го России

Федерация горнолыжного спорта и сноуборда России

Федерация дзюдо России

Федерация лыжных гонок России

Федерация настольного тенниса России

Федерация прикладного многоборья России (летний биатлон)

Федерация прыжков на лыжах с трамплина и лыжного двоеборья России

Федерация санного спорта России

Федерация силового троеборья России (пауэрлифтинг)

Федерация синхронного плавания России

Федерация современного пятиборья России

Федерация спортивной акробатики России

Федерация спортивной аэробики России

Федерация спортивной борьбы России

Федерация спортивной гимнастики России

Федерация стрельбы из лука России

Федерация таэквон-до (ITF) России

Федерация триатлона России

Федерация тяжелой атлетики России

Федерация фехтования России

Федерация фигурного катания на коньках России

Федерация фристайла России

Федерация хоккея России

Федерация хоккея на траве России

Федерация хоккея с мячом России

Федерация шорт-трека России

Федерации (ассоциации, союзы) общеспортивного характера

Российская ассоциация "Олимп"

Российский спортивный союз глухих

Федерация спортивной медицины России

Федерация спортивных журналистов России

Федерация физической культуры и спорта инвалидов России

Образовательные учреждения сферы физической культуры и спорта

Государственные учреждения высшего профессионального образования

Волгоградская государственная академия физической культуры

Воронежский государственный институт физической культуры

Московская государственная академия физической культуры

Российская государственная академия физической культуры

Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им. П.Ф. Лесгафта

Сибирская государственная академия физической культуры

Смоленский государственный институт физической культуры

Уральская государственная академия физической культуры

Филиал Волгоградской государственной академии физической культуры (г.Набережные Челны)

Хабаровский государственный институт физической культуры

Чайковский государственный институт физической культуры

Негосударственные учреждения высшего профессионального образования

Институт безопасности предпринимательства

Институт спортивного менеджмента

Государственные учреждения среднего профессионального образования

Иркутский техникум физической культуры

Прокопьевский техникум физической культуры

Стерлитамакский техникум физической культуры

Специализированные учреждения среднего профессионального образования

Алтайский краевой центр олимпийского резерва

Ангарское училище олимпийского резерва

Волгоградское училище олимпийского резерва

Дивногорское училище олимпийского резерва

Камчатское училище олимпийского резерва

Красноярское училище олимпийского резерва

Московское училище олимпийского резерва № 1

Московское училище олимпийского резерва № 3

Новосибирское училище олимпийского резерва

Государственные учреждения дополнительного образования

Адыгейская республиканская школа высшего спортивного мастерства

Воронежская школа высшего спортивного мастерства

Кемеровская школа высшего спортивного мастерства

Краснодарская краевая школа высшего спортивного мастерства

Красноярская школа высшего спортивного мастерства по борьбе им. Д.Г.Миндиашвили

Курская областная школа высшего спортивного мастерства

Новосибирская школа высшего спортивного мастерства

Объединенная школа высшего спортивного мастерства Магаданской области

Омская областная школа высшего спортивного мастерства

Ростовская областная школа высшего спортивного мастерства № 1

Ростовская областная школа высшего спортивного мастерства стрелковых видов спорта

Школа высшего спортивного мастерства г.Тольятти

Школа высшего спортивного мастерства Министерства по физической культуре, спорту и туризму Республики Коми

Школа высшего спортивного мастерства Госкомитета Северо-Осетинской Республики (Алания) по физической культуре и спорту

Якутская школа высшего спортивного мастерства

Общественные учреждения специального дополнительного образования

Центральная олимпийская академия

Научно-исследовательские учреждения сферы физической культуры и спорта

Всероссийский научно-исследовательский институт по спортивно-техническим изделиям

Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта

Научно-исследовательский институт физической культуры

В процессе актуализации своих целей и содержания под воздействием внешней среды, спорт находится в пяти базовых состояниях:

• Массовое явление (спорт ради спорта): спорт существует и выполняет, в основном, социально-воспитательную и физкультурно-оздоровительную функции. В силу разных причин власти не проявляют активного участия в управлении данной сферой.

• Контролируемое и управляемое общественное явление (спорт ради государства): спорт испытывает активное управляющее воздействие со стороны властей и служит выполнению ряда целей и задач, в частности, политических и деологических. Своеобразная монополия государства в спорте.

• Зарождение деловых отношений (бизнес ради спорта): бизнес в силу разных причин проявляет интерес к спорту (получение административных дивидендов, формирование положительного имиджа, налоговые льготы, прямое указание «сверху» и т.п.).

• Полноценная индустрия (партнерство «спорт-государство-бизнес»): коммерческая составляющая выходит на первый план, спорт живет по законам бизнеса, пытаясь при этом сохранить свою социальную роль, не превратиться в «услугу» бизнеса. Предпринимательство в спорте в полной мере раскрывается в качестве одного из стратегических ресурсов и внутренних источников развития предпринимательских структур и национальной экономики.

• Коммерческое шоу (спорт ради бизнеса): спорт превращается в шоу, в средство получения прибыли. Окончательно стирается грань между спортом и бизнесом. «Соревнования» проводятся по сценарию, чтобы обеспечить зрителям сильные и разнообразные эмоции, а спонсорам и организаторам - максимальную выгоду.

Определенные состояния раскрывают значение предпринимательских потенций и экономических процессов в спорте, иллюстрируют смещение вектора развития спорта в сторону коммерциализации.

В условиях рыночной экономики индустрия спорта выполняет не только важные социальные функции, но и становится выгодной сферой ведения предпринимательской деятельности. Показано, что спорт в России в настоящее время находится в процессе перехода от зарождения рыночных отношений к полноценной индустрии.

Субъекты физкультурного (физкультурно-спортивного) движения в Российской Федерации.

Индустрия спорта впервые рассматривается как двухуровневая система взаимосвязанных субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность в процессе производства, продвижения и потребления основного продукта индустрии -спортивного события (зрелища). На первом (внутреннем) уровне представлены основные субъекты, непосредственно участвующие в производстве и потреблении спортивного события как продукта. На втором (внешнем) уровне находятся вспомогательные субъекты, создающие условия и оказывающие поддержку субъектам первого уровня в процессе производства спортивного события как продукта.

Можно провести анализ различных подходов отечественных авторов к структуризации сферы «физическая культура и спорт» и индустрии спорта, после чего станет видна новая двухуровневая структура индустрии спорта в разрезе основных взаимодействующих субъектов, их целей, экономических интересов, способов достижения, взаимодействия и оказываемого друг на друга влияния. Новая двухуровневая структура индустрии спорта представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура индустрии спорта.

физкультурный спортивный управление

Если проанализировать связи между субъектами индустрии спорта относительно движения денег, продуктов и информации, то будет выделен ряд субъектов индустрии спорта, для которых характерна наибольшая вовлеченность в процессы обмена с другими субъектами. Это позволяет сделать вывод о том, что наибольший потенциал поступательного развития индустрии спорта кроется в активизации коммерческой и публичной составляющих деятельности спортивных клубов и федераций. Активизация данных процессов возможна только при условии развития предпринимательства и повышения эффективности предпринимательской деятельности.

Сложный и противоречивый процесс формирования полноценной индустрии спорта занимает достаточно длительный промежуток времени. Тем не менее, происходящие в России события позволяют констатировать, что сейчас очень благоприятный период для динамичного развития взаимоотношений субъектов индустрии спорта. Очень многое сегодня зависит от того, смогут ли представители делового сообщества и государственных органов управления в полной мере развить предпосылки частно-государственного партнерства, научиться взаимовыгодно сотрудничать, понимая и уважая интересы друг друга. Вместе с тем, усилий государства и заинтересованности бизнеса недостаточно для полноценного развития индустрии спорта. Спортивные организации должны окончательно адаптироваться к новым условиям хозяйствования, обусловленным развитием рыночных отношений в спорте. А это невозможно сделать без осознания необходимости развития предпринимательской деятельности основными субъектами индустрии спорта.

Организационная структура как важнейшая характеристика строения системы управления ФКиС.

Ниже будет рассмотрена организационная структура  системы управления физической культурой и спортом. Будут рассмотрены как имеющиеся проблемы, так и предложены пути их решения. 

Начиная с 90-х гг. в России формируется национальная система управления физической культурой и спортом (ФКС), по сути подразумевающая разделение массового спорта и спорта высших достижений. Следует отметить, что, сравнивая практику управления ФКС в России и за рубежом, можно проследить стремление соединить в отечественной системе управления некоторые достижения зарубежного опыта, которые способствовали значительному развитию сферы спорта. Однако на практике попытка разделить компетенцию государственных органов управления как по вертикали, так и по горизонтали в отношении массового спорта и спорта высших достижений не принесла ожидаемых результатов. В действующей системе управления сохраняются черты централизованной системы, которая не способна удовлетворить существующие социальные запросы, а также быстро и эффективно реагировать на их изменения. Поэтому следует согласиться с мнением многих специалистов о том, что управление сегодня не выполняет возложенных на него функций и не способствует развитию ФКС в стране.

Таким образом, необходимо создание такой научно обоснованной системы управления массовым спортом в рамках ФКС, которая способствовала бы его развитию в соответствии с интересами государства и требованиями общества и функционирование которой позволило бы сочетать достижение экономической эффективности и социальный характер в деятельности организаций и учреждений массового спорта.

Необходимо признание отраслевого статуса ФКС. В данных условиях основную управляющую и координирующую функцию должен выполнять орган федерального управления - условно назовем его Министерство спорта РФ, в состав которого входят два направления - массовый спорт и спорт высших достижений, включающий, в свою очередь, любительский и профессиональный спорт. На Министерство совместно с общественными организациями в соответствии с зарубежным опытом следует возложить всю компетенцию по управлению спортом высших достижений, с тем чтобы освободить региональные и местные органы управления от финансирования и организационной поддержки любительского и профессионального спорта. Причем развитие массового спорта должно стать обязанностью региональных органов управления, а участие в развитии спорта высших достижений может иметь статус компетенции. Органы местного управления должны принимать участие в разработке всех решений по развитию массового спорта, исходящих из федерального уровня управления.

В связи с этим все финансовые ресурсы региональных и местных органов управления по статье "Отрасль ФКС" будут направляться преимущественно на массовый спорт. При этом необходимо разработать систему контроля действий органов управления по финансированию массового спорта.

Обеспечение общедоступности ряда услуг требует нормирования выделения и распределения средств. Данную задачу решает система государственных минимальных социальных стандартов.

Большую роль в развитии массового спорта должно сыграть стимулирование вовлеченности юридических и физических лиц в массовый спорт. Как показывает зарубежная практика, большое значение для развития массового спорта имеет экономическая заинтересованность людей в занятиях спортом. Так, к примеру, во многих странах платежи за спортивные занятия детей вычитаются родителями из суммы доходов, подлежащих обложению подоходным налогом. Поскольку подобная практика существует в России в отношении некоторых расходов, целесообразно, по нашему мнению, распространить ее и на спортивную сферу. Также значительную роль играет отношение работодателей к спортивным занятиям сотрудников. Количество спортивных залов и групп при предприятиях постепенно увеличивается, работодатели понимают, какой экономический эффект может оказать спорт на работоспособность персонала.

Государственные минимальные социальные стандарты. Как уже было отмечено, услуги массового спорта должны стать объектом государственного регулирования, сформированного с целью обеспечения доступности данного вида обслуживания для всех категорий населения. Данная характеристика рассматриваемых услуг обуславливает их включение в понятие социальных услуг, а также целесообразность использования системы государственных минимальных социальных стандартов для их предоставления (ГМСС).

Однако при существующем подходе к формированию ГМСС включение в них услуг массового спорта не подразумевается. Так, к социальным гарантиям относятся гарантии в области здравоохранения, образования и культуры. Отсутствие единого механизма формирования важнейшей ресурсной составляющей массового спорта - финансовой -зачастую приводит к неэффективному, научно не обоснованному выделению средств, создает возможности для злоупотреблений и лоббирования чьих-либо интересов, а в итоге - к отсутствию развитой спортивной инфраструктуры, к неравномерному развитию спорта в регионах РФ. Например, для того чтобы спорт был способен выполнить все свои функции (социальную, экономическую, оздоровительную и пр.), необходимо, чтобы регулярно занимались спортом 30% населения, в России данный показатель колеблется около 7%.

Выделение средств на развитие массового спорта в регионах происходит различными способами, в том числе с использованием нормативов. Как показывает анализ, ни один из них не позволил достичь основной цели - выполнения нормативов обеспеченности населения спортивными сооружениями, а следовательно - услугами. Так, например, недостатками нормативов, используемых в Московской области , являются: базирование на расходах прошлых периодов, что ориентирует развитие на возможности бюджета, а не на потребности населения; отсутствие плана развития сферы массового спорта, поскольку в реальном выражении объем средств не увеличивается; неучет потребностей населения, экологии региона и других факторов; отсутствие анализа соответствия нормативам обеспеченности.

Лишь в некоторых регионах РФ в качестве объектов включения в систему ГМСС упомянуты услуги сферы ФКС. Так, статья 9 закона Самарской области "О государственных минимальных социальных стандартах Самарской области", принятого Самарской губернской думой 29 февраля 2000 года, предусматривает разработку и установку следующих социальных стандартов: перечень общедоступных и бесплатных услуг учреждений физической культуры и спорта; нормативов обеспеченности спортивными сооружениями; нормативов охвата занимающихся в школах высшего спортивного мастерства и специализированных детско-юношеских спортивных школах олимпийского резерва; нормативов кадрового обеспечения учреждений дополнительного образования спортивной направленности.

Предполагается, что данные социальные стандарты будут использованы для определения нормативов минимальной бюджетной обеспеченности учреждений дополнительного образования и воспитания в расчете на одного обучающегося в год; нормативов минимальной бюджетной обеспеченности мероприятий по физической культуре и спорту в расчете на одного человека в год; нормативов финансового обеспечения учреждений физической культуры и спорта различных типов (видов).

Региональное управление. Базовым принципом формирования системы регионального управления массовым спортом должно стать ресурсное обеспечение массового спорта, поскольку данный вопрос является решающим при расширении сети физкультурно -спортивных организаций (ФСО). Известно, что основные элементы ресурсов (финансовые, материальные, трудовые, научно-информационные) требуют осуществления значительных инвестиций как при организации нового ФСО, так и при его дальнейшем развитии. Базовыми элементами, образующими систему управления массовым спортом на местном уровне, должно стать:

формирование политики, стратегии, концепции и программ, тактических планов развития сферы массового спорта
территории с указанием круга ответственности для каждого субъекта сферы массового спорта, разработка содержания ГМСС и контроль за его выполнением;

определение роли и задач субъектов сферы массового спорта по вопросам ресурсного обеспечения: финансирования, строительства и содержания спортивных сооружений, снабжения их инвентарем, создания рабочих мест и научно-информационной поддержки;

создание единой информационной среды, что подразумевает необходимость формирования информационной инфраструктуры, сети, включающей в себя орган управления, СМИ, спортивные организации различных форм собственности.

Рассмотрим возможные направления участия региональных органов государственного управления в ресурсном обеспечении массового спорта, которое может существовать в различных формах.

Во-первых, формирование нормативно-законодательной базы развития ресурсов массового спорта - уточнение требований к строящимся спортивным сооружениям, определение критериев и величин прямой и косвенной финансовой поддержки и т.д.

Во-вторых, создание условий для развития ресурсной базы при содействии различных организаций - предпринимателей, общественных объединений, некоммерческих организаций различного характера и спортивных федераций в форме прямых договоров или соглашений о социальном партнерстве.

В-третьих, прямая деятельность по ресурсному обеспечению массового спорта - финансирование рабочих мест специалистов, осуществление программ переподготовки руководящего состава ФСО, строительство и/или ремонт спортивных сооружений за счет собственных средств и т.д.

Данная деятельность должна осуществляться на принципах программно-целевого управления и предусматривать возможность поддержки проектов по развитию ресурсной базы массового спорта, инициированной предпринимателями или некоммерческими организациями. При этом в отношении основных составляющих ресурсной базы массового спорта могут осуществляться следующие мероприятия.

Финансовые ресурсы. Финансовые ресурсы могут направляться в сферу массового спорта в форме как прямой, так и косвенной материальной поддержки. Так, например, французские муниципалитеты в пунктах численностью населения до 10 тыс. и свыше 80 тыс. чел. предпочитают прямое финансирование спортивных организаций, муниципалитеты средних образований оказывают помощь в виде оборудования и материалов.

В современных социально-экономических условиях России расширение прямого финансирования организаций массового спорта во многих муниципальных образованиях может сопровождаться различными проблемами. Поэтому здесь на первое место выходят косвенные формы финансовой поддержки: льготные тарифы на коммунальные услуги; выделение земельных участков на льготных условиях; предоставление инвентаря и спортивного оборудования бесплатно или на льготных условиях; помощь в поиске спонсоров; организация обмена информацией, организация тематических семинаров, построение информационной инфраструктуры; частичное финансирование работы высококвалифицированных специалистов; содержание центров научного, медицинского обслуживания сферы спорта и пр.

Следует подчеркнуть, что финансовые средства местных органов управления ограничены рамками бюджета и состоянием сбора налогов, поэтому необходимо предусмотреть возможности привлечения внешних средств, например содействовать благотворительности и спонсорской деятельности в сфере массового спорта.

Физкультурно-спортивные сооружения, инвентарь. Здесь также необходимо рассматривать обеспеченность населения площадками, объектами и трассами для неорганизованных занятий массовым спортом. Причем основным критерием выделения площадей - удобство для населения: они не должны располагаться в непривлекательных, труднодоступных местах.

Рассматривая проблемы строительства, реконструкции и содержания спортивных объектов, можно широко применять зарубежный опыт, который свидетельствует о необходимости предоставления дополнительных услуг населению, с тем чтобы в максимально возможной степени удовлетворять потребности населения, что требует совершенствования трудовых и информационных ресурсов.

Трудовые ресурсы. Во многих регионах происходят процессы обратной приватизации спортивных объектов, строительство новых за счет местных органов управления. Очевидно, что в ближайшем будущем большая часть ФСО будет являться муниципальной собственностью. Современный менеджмент спортивного сооружения любой формы собственности предполагает достижение соответствия потребностям населения, что требует постоянного изучения запросов потребителей, т.е. необходимо владение руководящим персоналом навыками маркетинга и менеджмента. Данные процессы обостряют проблемы совершенствования системы образования в сфере ФКС, причем преобразования в первую очередь должны затронуть вопросы подготовки специалистов в области экономики и управления.

Важным мероприятием по улучшению работы персонала в сфере массового спорта должны стать проекты относительно повышения квалификации как сотрудников органов государственного управления, ответственных за спорт, так и руководителей ФСО различных форм собственности. Важным элементом поддержки ресурсного потенциала массового спорта может стать финансирование рабочих мест специалистов в ФСО различных форм собственности, и прежде всего в муниципальных спортивных сооружениях.

В зависимости от оценки состояния сферы массового спорта, потребности в кадрах местные органы управления должны формировать государственный заказ высшим и средним учебным заведениям на подготовку определенных специалистов, кроме того, целесообразно участие руководства ФСО, органов управления в работе над совершенствованием государственных стандартов высшего и среднего образования, что послужит достижению соответствия качества подготовки специалистов нуждам массового спорта и населения.

Научно-информационные ресурсы. Рассматривая данную категорию ресурсов массового спорта, следует особо отметить следующее. Спорт в целом и массовый в частности, нуждается в значительном научном обеспечении, причем во многих областях знаний: юридической, медицинской, экономической, спортивной науки. Однако организация и содержание специализированных научных центров требуют значительных инвестиций и текущих расходов, поэтому напрямую создавать данный источник ресурсов возможно только в крупных городских образованиях, столицах областей, краев и республик. Здесь следует упомянуть опыт Москвы, где в целях оптимизации медицинского обеспечения спортивных мероприятий, дальнейшего развития системы спортивной медицины по предложению Комитета здравоохранения Москвы был создан Московский научно-практический центр спортивной медицины по обслуживанию спортсменов и занимающихся физической культурой и спортом граждан .

В области информационных ресурсов основная задача местных органов управления - формирование системы обмена информацией, которая должна задействовать такие формы, как использование местных СМИ; организация регулярных семинаров, "круглых столов" и консультаций; прямая информационная рассылка; организация информационных, рекламных и пропагандистских мероприятий как среди населения, так и среди руководства ФСО. Основной задачей в области научно-информационного обеспечения массового спорта является пропаганда здорового образа жизни, формирование потребности населения в физической активности в организованной или неорганизованной форме. Данные мероприятия должны проводиться как самостоятельно, так и в сотрудничестве с другими ведомствами социальной сферы территории. Особое значение приобретает включение раздела "Здоровый образ жизни" в информационно-просветительскую деятельность таких организаций, как Министерства здравоохранения, образования и т.д. Необходимо повышать степень сознания ответственности за состояние своего здоровья и общий жизненный тонус, особенно осознание родителями ответственности за здоровье своего ребенка.

Таким образом, предлагаемая концепция управления массовым спортом позволит улучшить его ресурсное обеспечение, избежать приоритетности спорта высших достижений, а также создаст предпосылки обеспечения конституционного права граждан на занятия физической активностью.

Система управления спортом высших достижений в России нуждается в реформировании, считает министр спорта, туризма и молодежной политики РФ Виталий Мутко.

"Мы полностью систему управления в спорте высших достижений должны перестроить. Сегодня он (спорт) ничей", - сказал Мутко на совещании в Краснодаре.

По его словам, прежде всего требуется наладить взаимодействие со спортивными федерациями. "Государство должно стать партнером с федерациями спорта. Мы подпишем с ними соглашения, будем их финансировать через субсидии, но и будем спрашивать с них", - сказал Мутко.

По его мнению, в стране необходимо создать мощную научно-методическую базу, а также базу медицинского обеспечения спортсменов. Мутко отметил, что на сегодняшний день в спорте высших достижений материально-техническая база, центры подготовки, научно-методическое медицинское обеспечение "практически на нуле".

Сегодня сложилась ситуация, когда спорт должен научиться зарабатывать деньги. Потому что инвентарь, помещения, тренеры-все это затратные вещи.

На рисунке 2 представлен вариант взаимодействия поставщиков и потребителей продукции спортивных мероприятий.

Рисунок 2. Основные производители и потребители продуктов индустрии спорта.

Правительство и комитеты различных спортивных федераций  рассматривают ряд вопросов, связанных с различными аспектами взаимоотношений субъектов индустрии спорта в процессе производства, продвижения и потребления основных продуктов. В числе данных вопросов следует выделить:

товара;

• действия, направленные на создание, продвижение и совершенствование брэнда организации;

• использование возможностей Интернет для предпринимательства в спорте;

• особенности продвижения и потребления спортивного зрелища;

• сравнительная оценка различных вариантов продажи прав на

телетрансляции клубных соревнований по игровым видам спорта.

Кроме этого, можно выдвинуть предложения по формированию конкурентоспособной маркетинговой стратегии различных субъектов индустрии спорта. Для интенсификации коммерческой составляющей деятельности спортивной организации недостаточно производства качественной продукции и наличия определенной совокупности потребителей, необходимо вести постоянную организованную работу по продаже и продвижению собственных товаров и услуг. Без конкурентоспособной маркетинговой стратегии достичь положительного финансового результата в индустрии спорта сегодня практически невозможно.

Маркетинговые процессы в деятельности субъектов индустрии спорта сложны и многогранны, затрагивают самые разные элементы внутренней и внешней среды, находятся в постоянном движении, эволюции. На мой взгляд необходима специальная маркетинговая программа для спортивных клубов, лиг и федераций в качестве стратегического ресурса и ключевого инструмента развития их предпринимательской деятельности.

Список использованной литературы

1.      Выдрин В.М. Методические проблемы теории физической культуры //Теория и практика физической культуры, 2000, с. 10-12. - № 6.    

.        Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры /Материалы к лекциям. - Л.: ВИФК, 2005, с. 133 - №5.   

.        Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦОЛИФК, 2003. - 120 с    

.        Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры: Учебн. пос. для ин-тов физ. культ. - М.: ФиС, 2003. - 128 с     

.        Николаев Ю.М. Теория физической культуры: функциональный, ценностный, деятельностный, результативный аспекты. СПб., 2000. -156 c.

.        Сборник материалов к лекциям по физической культуре и спорту инвалидов (Ред. и сост. В.С. Дмитриев, А.В. Сахно). Т I и II. - М.: МОГИФК, ВНИИФК, 1993. Т I. - 272 с. Т. II. - 292 с   

.        Социальные и биологические основы физической культуры: Учебное пособие/Отв. ред. Д. Н. Давиденко Издательство: САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2001, 208 с.        

.        Щедрина А.Г. Здоровье и массовая физическая культура. Методологические аспекты //Теория и практика физической культуры, 1999. - №4.

Похожие работы на - Система физкультурных и спортивных организаций в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!