Рекреационный потенциал Вислинской косы: разный подход при равных возможностях

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    33,84 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Рекреационный потенциал Вислинской косы: разный подход при равных возможностях

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И.КАНТА

ФАКУЛЬТЕТ СЕРВИСА

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА









КУРСОВАЯ РАБОТА

«РЕКРЕАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ВИСЛИНСКОЙ КОСЫ: РАЗНЫЙ ПОДХОД ПРИ РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЯХ»


Работу выполнила:

cтудентка 4 курса

очной формы обучения

Резник А.Г.

Научный руководитель:

к.г.н., доцентДрагилева И.И


Калининград, 2010

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ

ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ

2ВИСЛИНСКАЯ КОСА (ФРИШЕНЕРУНГ)

2.1История возникновения

2.2Современное состояние природного объекта

3РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИСЛИНСКОЙ КОСЫ (ПОЛЬША)

.1История

.2 Современность

РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛТИЙСКОЙ КОСЫ

(КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОССИЯ)

.1 История

.2 Современность и перспективы

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Балтийская коса - это российская часть Вислинской косы, или косы Фрише Нерунг. Данная территория, входившая прежде в состав Восточной Пруссии, была передана Советскому Союзу в 1945 году по Потсдамскому соглашению.

В настоящее время Балтийская коса находится на территории Балтийского муниципального района. Коса относится к уникальным формам рельефа, каких на морском побережье нашей страны сравнительно немного. Общая протяжённость Вислинской косы - 65 км, площадь - 2027 гектаров. Российская часть косы составляет около 35 км, остальная часть принадлежит Польше.

Судьбы польской и российской частей косы совершенно различны. Поляки свою половину - Вислинскую косу - превратили в царство туризма, создав там высококлассный морской курорт. Посёлки на Вислинской косе - Микошево, Штутово, Конты Рыбацке, Стош, Пшебрно, Бжездно, Пяски(с известным всей Европе пляжем нудистов) и, конечно, КрыницаМорска - это популярнейшие курорты, с развитой инфраструктурой, трёх- и четырех звездными отелями и возможностью разместиться на отдых в частном секторе с комфортом.

О Балтийской косе на русской части много говорят, как о потенциальном рае для туристов, как об уникальном уголке природы, но на практике отношение к косе далеко не трепетное. Туризм на русской части косы имеет абсолютно дикий характер. Туристическая инфраструктура, практически, отсутствует. В качестве места для отдыха коса привлекает туристов тем, что в течение 50-ти лет никогда не использовалась для рекреационных целей.

Актуальность проблемы налицо: для Калининградской области существует реальная необходимость понимания огромных упущенных возможностей в сфере развития туризма на Балтийской косе. Для того чтобы обустроить косу, как место паломничества туристов необходимо объективно оценить обстановку и детально изучить подобный опыт в других странах.

ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ ВИСЛИНСКАЯ КОСА (ФРИШЕНЕРУНГ)

.1 История возникновения

Сведения об образовании Вислинской косы дошли до нас с древних времен. Самые ранние письменные упоминания о «нерунг», то есть косе, относятся к IXвеку.Происхождение названия «нерунг» затерялось в далёких доисторических временах. Корень этого слова готский - «neria», что значит «земля, возвышающаяся из воды». Существует и старопрусское «nerie» - «поднявшаяся земля или суша, возникшая при пересыхании водоёма». Во времена ордена (1258) употребляли « нергиа», позже - «нерге». Обозначение «ФришеНерунг» произошло через добавление слова «фрише». Раньше пресная вода называлась «фрише» - «свежая вода»[3].

Старейшая изданная карта Пруссии, где есть изображение Вислинской косы, относится к 1542 году.

Историческое время дляВислинскойкосы исчисляется с IX века, то есть с того момента, когда она впервые была упомянута в письменном источнике, но процессы формирования этой суши начались гораздо раньше.

Примерно двенадцать тысяч лет назад последний ледник окончательно отступил на север. Это вызвало обильное таяние льда и затопление суши. К началу аллювиального времени (от лат. alluvio - нанос, здесь - время отложений Вислы и др. постоянных и временных её водных потоков) уровень суши, например, в районе Балтийска, составлял приблизительно 30 метров над уровнем моря. Последующее непрерывное медленное погружение привело к тому, что уровень земли и моря сравнялся. Примерно пять-шесть тысяч лет назад сформировался выступ дельты Вислы. Дальнейшее развитие дельты и перенос отложений на северо-восток, благодаря западным ветрам, привели к нарастанию на отмелях узкой косы, которая отделила залив от моря. Существует мнение, что коса росла двумя рукавами навстречу друг другу, пока они не сомкнулись в пункте Альттиф, на месте бывшего одноименного пролива.

Рельеф косы формировался в результате волновой и ветровой деятельности. Окончательный рельеф местности сложился под влиянием деятельности человека. Длину Вислинской косы считают равной 65 км, из которых русская часть - Балтийская коса - составляет 35 км. Примерно тот же участок принадлежал в своё время Восточной Пруссии.

Наименьшая ширина косы на русской её части - 300 м, наибольшая - 1800 м. Максимальная высота - 25 м. Накануне Второй мировой войны в поселке Нойтиф проживало около 200 человек, сегодня в поселке Коса - 800 человек[2].Специфической особенностью климата косы являются частые штормовые ветры, под воздействием которых в узких и низменных местах море не раз прорывалось и соединялось с заливом.Многочисленные прорывы косы говорят о том, что первоначально и Куршская, и Вислинская косы были цепью отдельных островов, покрытых могучими лесами. И сколько на косе жили люди, столько они боролись с песками. Самая высокая дюна была высотой 35,8 метров. Дюны Балтийской косы имеют такое же происхождение, как и дюны Куршской косы, как вообще все дюны, - эоловое, то есть они созданы из принесенного ветром песка побережья. Движение дюн было приостановлено укреплениями и насаждениями.

От косы в сторону залива отходят песчаные выступы, которые врезаются в водную гладь, меняя рельеф береговой линии, делая ее изогнутой по сравнению с почти прямой линией морского побережья косы. Эти мысы носят название хакенов(Haken) или «крючков».

Как образовались хакены? Считается, что они возникли в местах бывших прорывов моря и проливов, когда суша косы была разорвана и развернута здесь практически под углом 90 градусов. Так возник «пиллаускийхакен» во время прорыва вод в 1510 году, на этом месте позже вырос город Пиллау. В настоящее время имеется единственный пролив на Вислинской косе - это бывший Нойтиф, впоследствии Зее-Тиф, а ныне - Морской канал. Временем его образования принято считать 1510 год. Ширина пролива составляет 420 метров, максимальная безопасная глубина - 10 метров.Название «Морской канал» является почти дословным переводом с немецкого языка: Зее-Тиф означает «Морской пролив».На современной географической карте Балтийской косы отмечены существующие выступы[4].

Двигаясь с юга (от границы) на север (до Балтийска), можно составить такой перечень хакенов-мысов:мыс Высокий - бывший Гренцхакен(Grenzhaken), в переводе «Пограничный мыс»;мыс Главный - бывший Шайчхакен(Scheitschhaken), в переводе «мыс Шойте»;мыс Острый - бывший ДанцигерХакен(DanzigerHaken), в переводе «Данцигский мыс»;

мыс Размытый - бывший Гроссбрух(Grossbruch), в переводе «Большой бурелом»;мыс Крайний - бывший АльттиферХакен(AlttieferHaken), в переводе «мыс Альттиф»;мыс Гланьский - бывший ДанцигерХакен(DanzigerНaken), в переводе «Данцигский мыс»;мыс Дуга - бывший Эспенхакен(Espenhaken), в переводе «Осиновый мыс»;мыс Чаячий - бывший МёвенХакен(Mowen-Нaken), в переводе «Чаячий мыс»; мыс Тихий - бывший Каддигхакен(Kaddighaken), в переводе «Можжевеловый мыс»;

мыс Песчаный - бывший Раппен-Хакен(Rappen-Haken), в переводе «Вороной мыс» (вероятно, по цвету берега).

.2 Современное состояние природного объекта Вислинская коса

Сегодня лес на территории Вислинской косы составляет 81% всей территории. Распространены кустарники облепихи, малины, можжевельника, бузины, красной смородины.В лесопарковой зоне косы преобладают хвойные и широколиственные породы деревьев: сосна (крымская, горная и обыкновенная), ель, лиственница, клен, каштан, липа, дуб, ясень, береза, ива, верба, ольха черная.

В 1797 году впервые были проведены государственные работы по укреплению дюн на косе. В первую очередь выбирались самые опасные дюны. Лес высаживался с защитной и оздоровительной целями. Первые посадки стоили государству 80 тысяч марок в год.

К 1850 году коса уже была покрыта лесом. Дюны укреплялись деревянными клетками, похожими на низкие заборы высотой 50 сантиметров, в которые сажались песколюбивые растения. В клетки укладывались еловые ветви слоем до 10см, удобряли почву плодородной землей с добавлением глины и торфа, а затем высаживались 2-3-летние саженцы[4].

Последняя «блуждающая» дюна Балтийской косы, которую немцы называли Вандердюне, была облесена не так давно, уже в советское время. В довоенный период она считалась памятником природы и сохранялась в естественном виде. В настоящее время практически вся дюна покрыта лесом. Осталось только небольшое свободное пространство, с которого открывается вид на залив и на противоположный польский берег.

К северу от «блуждающей» дюны ландшафт меняется. Дюны здесь невысоки и имеют вид плотных песчаных волн. Чем ближе к месту соединения двух рукавов косы (самой молодой ее части), тем дюны ниже. Далее, на север от этого участка, все повторяется в обратном порядке - дюны становятся выше. Дорога в некоторых местах пересекает их. Самая большая дюна на северной оконечности косы - гора Шведская, в прошлом называемая Шведенберг, достигала когда-то в высоту 44 метров. Сейчас высота горы Шведской составляет 14 метров. Пространство вокруг имеет холмистый характер, - видимо, дюна развалилась и трансформировалась.

За дюнной грядой можно обнаружить ровные песчаные участки, поросшие разнотравьем. Это пальве, или дефляционно - аккумулятивная равнина. Слово «пальве» связано со старопрусским «пельвис» (pelwis) или «пелку» (pelku) - топкая земля, с польскими «полови» (polowy) - поле и «плеви» (plewie) - выкорчеванная земля, с русским «плевелы» - сорняки, с латышским «плава» (plawa) - луг.Обнаженных дюн в настоящее время на косе нет.

Согласно данным биологических исследований Балтийской косы, проведенных в начале 2000 года выделяются семь типов лесов[3]:

. Сосняки невысоких дюн, дюнных гряд, валов наветренных и вершинных частей.

2.Сосняки невысоких дюн, гряд и валов с пологими склонами.

3.Сосняки высоких аккумулятивных равнин (высокая и средняя пальве).

4.Березняки низкой пальве.

5.Ольшаники междюнных и межгрядовых западин.

6.Ольшаники широких мокрых котловин.

7.Мелколиственный лес призаливнойпальве.

Что касается подлеска, можно отметить, что сейчас в обилии встречаются: калина обыкновенная, малина обыкновенная, жимолость лесная, крапива двудомная, бузина черная.

Среди животных, обитающих на косе: олени, лисы и зайцы.

Призаливнаяпальве практически отсутствует. В тех местах, где она есть, находятся луга.В луговом разнотравье представлены и лекарственные растения, которых на косе встречается около 80 видов.

Всего же на Балтийской косе насчитывают около 400 видов высших растений и более 70 видов мхов и лишайников.Берег залива, в отличие от морского побережья, не однороден. Есть высокие обрывы, это в южной части Балтийской косы. Есть участки, обильно заросшие тростником. Эти растения также искусственно насаживались для укрепления побережья. Встречается очень крупная форма тростника, которая достигает высоты 5 метров с шириной листовых пластинок до 5 сантиметров.

Когда-то суша стала дном залива, и водное пространство было тут же заселено разнообразными живыми существами. Калининградский (Вислинский) залив является лагуной Балтийского моря, то есть мелководным заливом. Основная глубина 2- 3 метра. Есть отдельные участки до 5 метров. Дно илистое, на западе больше отложений глины, на северо-востоке - песка. Встречаются и чистые песчаные места. Самые крупные реки, несущие воды в Вислинский залив, - Преголя, Прохладная и Нельма. Связь с Вислой осуществляется через реку Ногат.

В районе морского пролива (Морской канал) соленость колеблется от 1,7 до 8,5 %о. Большое влияние здесь оказывает нагонное и сгонное действие ветров.С соленостью воды связано разнообразие ихтиофауны в заливе, так как морская рыба может проникать в водоем. Всего в Вислинском заливе обитает более 50 видов рыб[4].

Вблизи водоемов гнездятся птицы. Всего в Калининградской области насчитывается 146 видов водоплавающих и околоводных птиц. На Балтийской косе издавна водились дикие гуси, лебеди, дикие утки, большие бакланы, серые цапли, гагары, чайки и вороны. Особенностью косы является то, что здесь не селятся воробьи и аисты.

Климат косы является переходным от морского к умеренно-континентальному. Дождь идет в среднем 185 дней в году, снег - 55 дней, 60 дней бывает пасмурно, 68 дней - солнечно. Атмосферные осадки в среднем колеблются от 650 до 940 мм в год, наибольшее их количество может достигать 1100 мм, наименьшее - 400 мм. Относительная влажность днем приближается к 70%, утром и вечером до 84-97%.. Средняя температура воздуха в области +8°С, самого холодного месяца (январь) -4 °С, самого теплого (июль) +18°С.

Приморским положением области и близостью ее к Атлантике объясняются многие опасные явления природы (шторма, туманы). Сильные ветры со скоростью 15 м/с и более (штормовые) бывают осенью и зимой, в среднем до 5-10 раз в год. Штормовые ветры иногда достигают ураганной силы - до 25 - 40 м/с.

Курортологи считают, что период с наиболее благоприятным сочетанием температуры, влажности воздуха, скорости ветра на Балтийском побережье длится с середины июня по 15 сентября, то есть более 100 дней.

2 РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВИСЛИНСКОЙ КОСЫ (ПОЛЬША)

.1 История

К востоку от Гданьска и устья Вислы узкий пояс суши отделяет Балтийское море от пресноводного Вислинского залива. Это Вислинская коса (ФришеНерунг), расположенная на территории Польши и частично в Калининградской области России, где она носит название Балтийской косы.

С незапамятных времен по Вислинской косе пролегал торговый путь из Данцига (Гданьска) в Самбию. Известно, что в XIII веке здесь проживали славянские поморцы и пруссы. На этом оживленном торговом пути эльблонгскийкомтур основал кальбергскуюкарчму. Позднее польский король КазимежЯгеллончик передал права владения Вислинской косой городу Гданьск.

Развитие Кальберга как морского курорта началось с 1840 г., а уже годом позже пароходик "Яскулка" привез сюда первых отдыхающих из Эльблонга, находящегося в 14 км на южном берегу Вислинского залива. Постепенно курорт разрастался, появились курортные виллы, мол и купальни на морском пляже. КрыницаМорска (бывший БадКальберг) сегодня один из наиболее популярных морских курортов, небольшой по численности населения.Первая информация о деревне Нармельн, находящейся на данной местности, относится к 1434 году, когда она была упомянута в связи с территорией, принадлежащей Данцигу[4]. В 1466 году деревня уже считалась входящей в состав земель города Данцига (Гданьска).

Из-за уничтожения леса в XVII веке началось передвижение дюн, и многие поселки пострадали. Известно, что в 1635 году двенадцать домов в Нармельне были занесены песком.

До XVII века деревня имела только одно название - Нармельн. Потом она стала еще называться Польски. Но не в связи с Польшей, а, видимо, в честь владельца деревни - Польски, который жил там около 1660 года.

Свод прав на земельные владения и отношения при ордене, сформулированных впервые в Кульмской грамоте 1233 года.Под владычеством Данцига Нармельн оставался до 1793 года, затем он перешел к Пруссии. В то время в деревне насчитывалось 83 жителя - это были рыбаки и их семьи. Удивительно, что сохранились столь точные цифры. Очевидно, при передаче земли из рук в руки была произведена перепись населения.

В период наполеоновских войн (1807- 1814) Нармельн был возвращен во владение «Вольному городу Данцигу». Позже опять вошел в состав Пруссии. К 1820 году количество населения составляло 98 человек протестантского вероисповедания.

Далее, согласно списку церковного прихода, в поселке проживало: в 1850 году - 149 человек; в 1864 году - 159 человек; в 1867 году - 160 человек; в 1871 году- 181 человек, 26 домов. В 1844 и 1874 годах удачным оказался янтарный промысел, который принес большой доход жителям, о чем у них осталась добрая память. До 1878 года дети из Нармельна обучались в Ной-круте. Еще ранее здание школы находилось в Альт-Нойкруге, который располагался приблизительно на полпути от Нармельна до Нойкруга, на стороне залива.

Деревня Альт-Нойкруг была занесена песком в 1825 году. Кирху из этой деревни тогда перенесли в Нойкруг, а церковные службы еще год проводили в школе. В 1826 году школа сгорела.Первое школьное здание появилось в 1895 году. Школа мало чем отличалась от обыкновенных жилых построек. Это был, собственно, одноэтажный дом с мансардой под черепичной крышей.Гостиницы для летнего отдыха в Нармельне также не отличались изысканностью архитектуры. Как правило, это были жилые дома, летом сдаваемые внаем. Жители на этот период переселялись в хозяйственные постройки.

В 1880 году открылось телеграфно-телефонное сообщение между Пиллау и Кальбергом. В это время в Нармельне была создана телефонная станция.

Согласно записи в приходской книге, в 1883 году деревня состояла из 32 домов и 221 жителя, которые, за исключением одного католика, все являлись протестантами: принадлежали к евангелической церкви.

По данным 1905 года, в деревне имелось 46 домов, а число жителей составляло 242 человека. Что касается планировочной структуры поселка, следует отметить, что дома не тяготели к какому-либо центру, они располагались по одной вытянутой вдоль залива улице. Только там, где на севере поселок граничил с «блуждающей» дюной, строения примыкали к западной оконечности этого песчаного массива иподуглом доходили до Нерунгштрассе[2].

Блуждающие пески где-то с первой половины XIX века уже не представляли для Нармельна опасности. Но еще в XVII веке был период, когда деревня с трех сторон по суше оказалась окружена движущимся песком. Только чудом можно объяснить то, что песок, дойдя до Нармельна, остановился.

К 1910 году в Нармельне насчитывалось 56 хозяйств и 257 жителей.

После Первой мировой войны произошла - в который раз - передача деревни «Вольному городу Данцигу» (1920). Тогда занимаемая площадь составляла 6 гектаров с 274 жителями на ней.

Использование косы в рекреационных целях и развитие туризма позволили в 1928 году в летнее время организовать, с применением моторной лодки, экскурсионное транспортное сообщение Нармельна с Браунсбергом, расположенным на другой стороне залива.В 1933 году на берегу моря предпринимателем Зергелем(Sergei) был сооружен пляжный павильон (Strandhalle), к которому в 1936 году пристроили небольшую гостиницу на шестнадцать мест. Позже, в 1944 году, уже после гибели самого Зергеля, вдова передала это строение для нужд военных. Оно известно под названием «Ресторан Люфтваффе».

В 1937 году вместимость гавани Нармельна была такова, что в ней могло находиться до 86 парусных рыбацких лодок.Согласно переписи населения 1933 года, в деревне тогда проживало 295 человек в 75 домах.

В 1943 году в Нармельне население было 281 человек, а количество хозяйств - 56 на площади в 6,16 гектара. Поселение относилось к округу Эльбинг в Западной Пруссии.

Вторая мировая война начала сказываться на жизни поселка с 1943 года. В 1945 году была объявлена эвакуация населения из Восточной Пруссии, и через Нармельн проходили беженцы. В деревне был организован пункт горячего питания. Вследствие огромного числа беженцев, обилия транспорта и плохой узкой дороги скорость двигавшихся колонн составляла 3-6 километров в день. В Нармельне возникали транспортные закупорки и приходилось обеспечивать долговременное пребывание людей. В напряженные моменты, когда не хватало продовольствия, когда холод и другие ужасы войны вынуждали многих поворачивать обратно в Пиллау, где хаос достигал своего апогея. В район Нармельна прибывали также беженцы, которые шли по льду залива колонной шириной в несколько метров. Некоторые добирались берегом моря. Коса в то время из малозначительной полоски суши превратилась в дорогу жизни для многих жителей Восточной Пруссии. Число прошедших через нее беженцев неизвестно. Но это были сотни тысяч. Многие в пути погибли. Те, кто выжили, понимают, что такое мир между народами.

В ожесточенной схватке к исходу 30 апреля 1945 года Нармельн был взят советскими войсками. Наступил новый период истории.Согласно решению Потсдамской конференции, Восточная Пруссия была разделена на польскую (две трети) и советскую (одна треть) территории. Советская граница с Польшей прошла, в том числе, по Вислинской косе в районе населенного пункта Нармельн.

2.2 Современность

На польской части Вислинской косы сегодня находится ряд небольших курортных местностей - Микошево, Штутово, Конты Рыбацке, Стоги, Пшэбрно, Бжэзно, Пяски с пляжем нудистов. А КрыницаМорска является рыбацким портом и пристанью пассажирского судоходства. Отсюда отправляются пароходы до Фромборка, Эльблонга. Ландшафт косы - это поросшие лесом дюны и широкие песчаные пляжи. В заповеднике «Конты Рыбацке» самый большой в Европе заказник больших бакланов. Туристической столицей является Крыница-Морска.

Крыница-Морска - небольшой польский городок, который относится к Поморскому воеводству. Занимает территорию около 102 кв. км, с населением порядка 1500 человек. Как популярный летний курорт известен с 1840 года, а вот статус города Крыница-Морска обрел только в 1991 году. Город находиться неподалеку от Калининградской области России, где она носит название Балтийской косы.

Основное богатство Крыницы - её природа. Вся территория курорта покрыта вечно зеленым сосново-буковым лесом. Здесь великолепные песчаные пляжи, высокие дюны, экологически чистые леса, богатая флора и фауна.

Воды Вислинского залива - настоящий рай для парусников. К их распоряжению предоставляются базы парусного спорта в Крынице Морской и Эльблонге, а также порты и пристани во Фромборке, в местностях Конты Рыбацкие, Пяски и других поселках. Каждый год здесь организуются международные парусные регаты. А зимой на замерзшем Заливе занимаются буерным спортом. На территории курорта КрыницаМорска находятся источники уникальных термальных минеральных и лечебных вод, и сейчас КрыницаМорска стремится получить статус здравницы для организации лечебно-оздоровительных процедур. Сегодня в Крынице туристов и отдыхающих ждут частные отели, виллы, пансионаты, кемпинги и туристические биваки. Интересны пансионаты и виллы старой, конца XIX и начала ХХ вв. застройки и маяк на возвышенности в центре курорта.
Курорт славится своей гастрономией и индустрией развлечений, хорошо развит сектор активного отдыха.
Среди разнообразных предложений размещения интересен недавно построенный 4-звездный отель "Кahlberg", расположенный в лесу, в 500 м от пляжа. Но не менее комфортны отель "Continental", пансионаты "Lotos", "Polonia", "KrynickiDwor" и другие. Для семейного и детского отдыха, в том числе и группового, можно выбрать крупный центр отдыха "Neptun", занимающий территорию в 12 га, который расположен у моря в лесу, на восточной окраине курорта. Также можно остановиться на ночь в частном секторе, это обойдется порядка 20 злотых (около 200 рублей), в небольших пансионатах и гостевых домах - на 5-15 злотых дороже[2].

Вдоль Вислинской косы можно наблюдать разнообразие форм прибрежной местности - от простирающегося вдаль плоского побережья до крутых берегов. С вершины громадной дюны, напоминающей Горб верблюда, высотой 49 метров над уровнем моря, открывается неповторимая в своем роде панорама Балтийской косы. Стоя на обзорном пункте, можно насладиться видом на Балтийское море, Вислинский залив, Эльблонгскую возвышенность и старинный Фромборк, до которого по прямой всего около 7 км. Отсюда организуются разнообразные круизы. Например, по Эльблонгскому каналу в ВислинскиеЖулавы (низменная область в дельте реки Висла). Построенный когда-то прусскими инженерами, этот канал считается сегодня памятником гидротехнического строительства. Впечатляет сложная система шлюзов и рельсовых транспортных путей над сушей. Благодаря им, корабли, которые тянет дрезина, преодолевают разницу в уровне воды свыше ста метров. Можно также совершить прогулку на судне от КрыницыМорска через залив в охраняемый ландшафтный парк Эльблонгское плоскогорье.

Любители велосипедных прогулок, отдыхая здесь, не откажутся от незабываемых впечатлений, которые им подарит ландшафтный парк, если воспользуются европейским велосипедным маршрутом, который ведет от Эльблонга черезКадыни и Толкмико в Фромборк. Важной исторической и архитектурной достопримечательностью Фромборка является готический замок варминьских епископов, где собраны ценные произведения искусства, памятники старины (художественные произведения эпохи средневековья, польская и зарубежная живопись, оружие, иконы). Костел замка Фромборк - один из самых больших в Польше (его длина - 96 метров), в нём находится музей Николая Коперника. Именно здесь в 1543 г скончался создатель гелиоцентрической системы мира, доказавший, что планеты, включая Землю, обращаются вокруг Солнца.

В замковом комплексе для туристов открыта обсерватория астронома и планетарий, который находится на первом этаже колокольни. Планетарий оборудован куполом диаметром 8 м. Здесь можно насладиться изображением неба, которое можно увидеть из любого места на Земле, в любое время суток и года. На небосводе демонстрируют движение Солнца, планет, комет и искусственных спутников, а также изображения больше чем 6000 звезд. Колокольня Фромборка, называемая еще Башней Радзеёвского, - это самое высокое здание Кафедрального холма. Внутри колокольни висит маятник Фуко - единственный в Польше прибор, служащий наблюдению за суточным вращательным движением Земли. Здесь же, на высоте 70 м находится смотровая площадка, откуда можно восхищаться панорамой окрестностей Фромборка[5].

В величественных сосновых лесах во время пешеходных и велосипедных прогулок можно насладиться чистым воздухом, наполненным эфирными маслами сосен. Вблизи Крыницы открыт для посетителей буковый заповедник, созданный в 1962 году. Стоит также посетить один из крупнейших в Европе орнитологический заповедник черных бакланов и седой цапли около села Конты Рыбацке, осмотреть костел в Стэгне, построенный в 1681-83 гг. с уникальным интерьером и старинным действующим органом. В крупном орнитологическом заповеднике "Отмель чаек" вблизи Микошева находятся охраняемые гнездовья разных видов чаек и других редких птиц.

За деревней Штутово расположен государственный музей концлагеря Штутхоф - трагическое напоминание о преступлениях Второй мировой войны. Это был первый на территории современной Польши, созданный уже 2 сентября 1939 года концлагерь, где было уничтожено более 65 тыс. человек из 28 стран Европы. Отдыхающим мемориальный комплекс не мешает. Скорее, наоборот, напоминает: сложись История иначе, на Вислинской косе многие оказались бы совсем в ином качестве.

Дома местных жителей утопают в цветах. На главной улочке расположились уютные магазинчики и кафе, а по дороге к морю, находится местный рынок.Ширина пляжа в некоторых местах достигает 40-50 метров. Производит впечатление чистейший, без единого окурка и веточки песок на пляже. Каждые два часа по пляжу проходит специальная машина, которая просеивает песок через решето, отбирает таким образом «инородные» материалы и крупную фракцию, но пляж здесь чистый не только благодаря этому, ведь известно, что чисто там, где не мусорят. Чистота и урны, расставленные здесь через каждые 10-15 метров, дисциплинируют любых туристов[4].

У моря на пляже расположен небольшой открытый аквапарк для детей с горками и бассейнами, где за небольшую плату за детьми присмотрит опытный инструктор. Взрослым отдыхающим предложат шезлонг и зонт от палящего солнца. Здесь же на берегу есть пара уютных кафе, где можно отведать знаменитую польскую «рульку». Сытно покушать здесь стоит всего 18-20 злотых на человека, за эти деньги вам принесут порцию, которую осилить можно разве что вдвоем, поляки, как и немцы, «фанаты» мяса. Они умеют его готовить, причем блюд с ним или из него здесь огромное множество. Например, «курчак», так по-польски называется «курица-гриль», обойдется в 12 злотых (примерно 120 рублей), за эти деньги вам предложат молодого цыпленка (весом около 1 кг и чуть более), с нежным и сочным мясом.

Кухня в ресторанах и кафе преобладает национальная и представляет собой синтез европейской (колбасы и свинина) и славянской кухонь (каши и пироги), вместе с тем в ней чувствуется дыхание Азии (в колдунах и голубцах). Супы нередко составляют единственное блюдо обеда или ужина. Закусываются они, как правило, чёрным ржаным хлебом из муки грубого помола. Польская кухня изобилует блюдами из рубленого мяса, с гарниром из гречневой каши или тушеной капусты. Еда обильно снабжается приправами из соленых огурцов, маринованных грибов, горчицы и хрена. Одним из любимых польских лакомств являются пончики, начиненные повидлом из дикой розы. Водка является наиболее типичным польским спиртным напитком. К самым оригинальным водкам относится зубровка, в которую опускают стебельки травы из Беловежской пущи, которую едят зубры. В свою очередь гданьская водка Goldwasser обогащена крупицами золота 22-й пробы»

«В ресторанах обычно оставляют небольшое вознаграждение за хорошее обслуживание, но в такси чаевые давать не положено, таксист должен дать Вам сдачу, какой бы она не была.Как добраться до Крыницы Морской:

автобусом; регулярное автобусное сообщение с Гданьском (78 км), Эльблонгом (61 км);

самолётом; аэропорт - Гданьск-Рембехово, - 89 км

теплоходом; летнее судоходное сообщение с Эльблонгом, Фромборгом и Калининградом[1].

Таким образом, польская часть Вислинской косы являет собой пример успешного, рационального и бережного использования рекреационных ресурсов уникального природного объекта. Здесь можно и отдохнуть, и подлечиться, и съездить на экскурсии. В общем, Вислинская коса - обустроена и цивилизована.

вислинский балтийский коса рекреационный

3 РЕКРЕАЦИОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БАЛТИЙСКОЙ КОСЫ

.1 История

В настоящее время существует единственное гражданское поселение на Балтийской косе под названием «Коса».

Поселок Коса - это бывший Нойтиф-2.

Нойтиф-1 располагался возле мыса Песчаного (Раппен-Хакен), на берегу залива. Сейчас в этом месте находятся ангары аэродромов. В 1880 году в районе мыса Раппен-Хакен уже существовала небольшая рыбацкая деревушка Нойтиф. Иногда поселок называли Юберстиф(Uberstdef) - «Черезпроливный». Почва вокруг была скудная, поэтому жители ограничивались посадкой только картофеля и злаков. Рыболовство являлось основным промыслом. Сначала рыбачили с парусных лодок, потом стали использовать и моторные. Летом на промысел уходили в море, зимой ловили рыбу на заливе.

Процветала также добыча янтаря, доходы от которой часто были достаточно большими - до 1000 марок.Мужчины Нойтифа охотились также на водоплавающих птиц, которых в то время водилось чрезвычайно много.

Прогулки по косе всегда доставляли путешественникам огромное удовольствие, ведь они оказывались между двух водных стихий, бесконечно тянущихся водных зеркал.

В прошлые времена прогулки начинались от трактира «Занд» (песок), где запасались пищей и водой. Через 15 минут пешего хода путешественники оказывались у огромной «блуждающей» дюны высотой 44 метра под названием Шведская гора. Бывалые путешественники сравнивали её с песками Аравии. Через полчаса ходьбы, отправившиеся на прогулку, подходили к небольшому домику лесника, где имелась уютная закусочная. Еще через 1,5 часа, свернув влево от главной дороги, через аллею цветущей сирени достигали домика лесника Либенхакен, а дальше - путь густым лесом. Местность эта в давние времена называлась Шварцебуш. У места Старого пролива находилась орденская Осетровая изба, которая потом была перенесена в Пиллау.

До 70-х годов XVII века еще стояло селение Альттид, где было последнее здание администрации надсмотрщиков за уловом янтаря, построенное еще в 1443 году[6].

За холмом, поросшим роскошным ольховым лесом, дорога вела к Нерунгштрасе, главной дороге косы,где находилась мемориальная доска, извещавшая, что в 1897 году прусский принц добыл здесь великолепный экземпляр лося.Дальше участок носил название 22J. В 1807 и 1813 годах здесь останавливались русские войска. А далее шли самые прекрасные места. Лес здесь напоминал тропики.

После 5-часового пешего похода можно было сесть в почтовый вагон и проехать семь холмов: Кессель, Фихтен, Райхер, ДанцигерБрух, Штраубух - место возникновения администрации водного хозяйства, осуществлявшего надзор за береговой чертой и на косе, и в Пиллау. К северу от Штраубуха - пески, содержащие в измельченном состоянии железо. Самое широкое место косы - 1800 метров, называлось Шайте. Здесь стояла гранитная плита, на которой говорилось, что коса принадлежит округу Фишхаузен. Здесь когда-то была деревня Нармельн, все 12 жилых домов которой поглотила дюна.

Сегодня здесь проходит российско-польская граница. От Кальберга (Крыницы Морской) можно было вновь пройтись пешком по уже знакомым местам пешком или сесть в почтовый вагон.

В конце XIX - начале XX веков местность вокруг Нойтифа была уже покрыта растительностью, и окрестности больше не напоминали путешественникам Аравийскую пустыню[6].

В 1911 году в Нойтифе существовал гостиничный дом «У черного кита» ('ZumschwarzenWalfisch'), владельцем которого был Фердинанд Шётке(FerdinandSchottke). Есть сведения, что в Нойтифе имелись также кафе и павильон для отдыха (Erholunghalle) предпринимателя Ф. Баумгарта. Это сооружение находилось немного в стороне от поселка Нойтиф, ближе к морскому побережью.

В газетном объявлении от 1922 года содержалась информация о загородном ресторане «Лесной замок Нойтифа» ("WaldschlosschenNeutief) Макса Фёльмана(MaxFolmann).[5]

.2 Современность и перспективы

Сегодня на Балтийской косе располагаются лесничество, охотничье угодье, Дом детского творчества, детско-юношеская спортивная школа, музей истории косы, несколько турбаз. Когда с косы были выведены части ВВС в 1995году, поселок Коса пришел в упадок.Остались воинская часть ПВО и пограничная застава « Нормельн» («Дальняя»). Ангары, казармы и другие здания перешли в муниципальную собственность и в настоящее время проданы частным лицам и фирмам.

До середины девяностых годов БГО был режимной территорией, попадание туда было нелёгким делом. Сейчас пускают всех по предъявлении российского паспорта, что способствует постепенному развитию туризма, но… В отличие от культурного туризма на Куршскую косу, где доступ автотранспорта ограничен и въезд его с шоссе запрещен, где введена плата за въезд, а деньги идут на благоустройство косы, где природные ресурсы объявлены заповедником,- Балтийская коса, не имея такого статуса и охраны, быстро меняется в худшую сторону.

Туризм на Балтийской косе носит абсолютно дикий характер. Неограниченный наплыв «отдыхающих», особенно на автотранспорте, потоки «копателей» сказались на её облике и жизни. Туристовпривлекают пляжи и леса. Любители экстрима исследуют подземелья бывшей военной базы или используют взлётно-посадочную полосу бывшего военного аэродрома в качестве гоночного трека

Заброшенный аэродром является одной из главных достопримечательностей нашей косы, ни яхты, ни виндсёрфинг, как у соседей-поляков, к сожалению.Крепость на Балтийской косе, построенная еще немцами в 1869 г., как западный форт Восточной Пруссии, еще лет десять назад была в хорошем состоянии,но постепенно вандалы разобрали ее на кирпичи. Частично это можно оправдать тем, что местные жители живут за чертой бедности. На косе нет ни поликлиники, ни школы, на работу и учебу все ездят в Балтийск.

Что ещё может заинтересовать туристов на Балтийской косе?

На улице Некрасова,9 работает пансионат «Бриз» на 80 мест, принимающий на отдых детей от управления социальной защиты г. Балтийска. При пансионате имеется «Гостевой дом» с двух- и однокомнатными номерами с удобствами. Для гостей предусмотрен большой холл с телевизором и камином, пользование Интернетом. Столовая может работать круглый год, принимаются заказы на комплексные обеды и торжества[5].

«Гостевой дом» может единовременно принять до 40 человек.

В бывшем помещении дежурной службы авиационной эскадрильи, за последним ангаром, организована база отдыха «Балтийский берег», имеющая 10 деревянных домиков с комнатами на 2 и 4 человека. Удобства и горячий душ - в отдельном кирпичном домике. Столовая размещается летом на открытой веранде, зимой - в помещении. Одновременно может принять до 38 человек. Имеется прокат велосипедов.

Общепризнанным фактом является то, что Балтийская коса весьма привлекательна для туристов. По разнообразию животного и растительного мира она богаче, чем Куршская, а по рельефу - интереснее. Но можно всего этого лишиться в одночасье, если начать необдуманно вырубать деревья и строить гостиничные и развлекательные комплексы. Тогда потеряется её уникальность. Поэтому, решая вопросы обустройства косы, как места паломничества туристов в будущем, необходима единая продуманная концепция, предусматривающая вопросы охраны этого заповедного места, которое может стать визитной карточкой Балтийска.

Что планируется сделать в этом направлении?

Администрацией Балтийского муниципального района запланировано создание на Балтийской косе международного многоцелевого учебно-рекреационного центра, где кроме исследовательских, учебных и жилых корпусов, предполагается использование гидрогавани для яхт-порта, а аэродрома - для обучения летному мастерству. Он будет работать всесезонно. С октября по май выполнять образовательные функции, а в летнее время помещения будут отданы отдыхающим туристам. В других регионах с прохладным климатом, как у нас, в Калининградской области, такой опыт ещё не практиковался[7].

Поле деятельности для предпринимателей огромное. От услуг питания, транспорта до зрелищно-развлекательных мероприятий - необходимых составляющих туристического отдыха. За примером далеко ходить не надо. На польской стороне косы все эти условия давно соблюдены. Ежедневно около 6 тысяч туристов с удовольствием отдыхают и занимаются парашютным и яхтенным спортом.

Другой пример успешного использования рекреационного потенциала территории, подобной Балтийской косе, имеется в Швеции.

мая 2010 года Балтийский муниципальный район посетила шведская делегация, целью визита которой было ознакомление муниципальной власти с крупным международным проектом «Момент», разработанного в рамках Еврорегиона и направленного на улучшение экологии южной части Балтийского моря. На встрече гости поделились своим опытом развития туристско-рекреационной зоны, подобной Балтийской косе: в 8 км от материка, находится остров Эдлан. Строительство моста и создание инфраструктуры позволило увеличить число туристов от 500 тыс. до 3 млн. в год. Наряду с сельским хозяйством, туризм стал одной из самых важных сфер экономики острова. Кроме того, на Эдлане значительно выросла численность населения, 4 тыс. человек имеют возможность ежедневно ездить с острова в город на работу.

Судьба Балтийской косы неразрывно связана с жизнью Балтийского муниципального района, частью которого она является.

В силу непростых по своей сути межличностных отношений, Балтийский городской округ и его административный центр Балтийск долгое время были в забвении. В средствах массовой информации о них упоминалось крайне редко наряду с другими муниципальными образованиями Калининградской области. Если и упоминалось, то больше в негативном виде. Со своим статусом Балтийск практически был тупиком в центре Европы. Тем временем люди в нём жили и трудились, продвигая его вперёд в европейском пространстве. Теперь разумным людям вполне понятно, что Балтийск это морские ворота России и форпост на её западе, а Балтийский муниципальный район с его богатыми природными ресурсами и потенциальными возможностями - это ключевой район в социально-экономическом развитии Калининградской области. К сожалению, Балтийский городской округ в его прежних административных границах после некоторых реформ последних лет стал Балтийским муниципальным районом с тремя поселениями, возглавляемыми семью главами. Это приграничное с Польшей административно-территориальное образование давно связывают дружеские узы с нашими соседями из Варминьско-Мазурского и Поморского воеводств. От первых двухсторонних контактов, с момента открытия Калининградской области для международного сотрудничества, внешние связи перешли на практически новый уровень развития. С 1993 года создан Союз Балтийских городов. В 1994 году были заключены партнёрские соглашения между городами Балтийск и Эльблонг, в 1996 году было подписано соглашение о побратимских связях между Балтийском и Крыницей Морской. Административные границы Балтийского муниципального района совпадают с государственной границей России и Польши по Вислинской косе, они проходят по побережью общих для нас Вислинского и Гданьского заливов. С 1998 года налажено сотрудничество в рамках Еврорегиона Балтика, с 2009 года Союз Гмин Вислинского залива Республики Польша с вновь созданной Ассоциацией муниципальных образований побережья Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты. Балтийск всегда был в группе лидеров приграничного сотрудничества[4].

Созидательный труд многих людей, занятых в сфере международного сотрудничества в течение последних лет привёл к серьёзным положительным результатам. Они раскрывают для Калининградской области широкие горизонты для добрососедского сотрудничества приграничных регионов в бассейне Вислинского и Калининградского заливов и Приморской бухты (ВиКаПри). 2009 год был богат на важнейшие события в регионе ВиКаПри, он был ознаменован нижеследующими результатами:

подписанием 1 сентября 2009 года в Сопоте Соглашения между Правительством Республики Польша и Правительством Российской Федерации «О судоходстве в Вислинском (Калининградском) заливе» во время визита Председателя Правительства РФ Путина В.В. в Польшу. Исторически важное Соглашение кардинальным образом меняет ситуацию в приграничном сотрудничестве сторон в положительную сторону. Переговоры признаны прорывом в российско-польских отношениях накануне визита в Польшу Путина В.В., 15 июля 2009г. было издано Постановление Правительства Российской Федерации от № 553 «Об утверждении Положения о допуске в российскую часть Калининградского (Вислинского) залива судов под флагом иностранного государства, следующих в порты Республики Польша и из них». Оно практически позволяет сделать судоходство по внутренним водам заливов международным; фарватер для прохода судов следующих из польских городов в направлении Балтийска, Калининграда, Светлого по заливам уже обозначен на картах[8].

С российской стороны приобретено соответствующее навигационное оборудование, оно выставлено сразу же после схода льда и тем самым были созданы условия для начала навигации по заливам. Сейчас, как отечественному, так и заморскому мореплавателю можно свободно приобрести необходимый для судоходства картографический материал, руководство для плавания, гидрометеорологические и астрономические пособия, многие другие международные правовые документы; хорошим стимулом для развития пассажирского судоходства и туризма может служить Постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2009 года N397 «О порядке пребывания на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешение на пассажирские перевозки». Положение определяет порядок пребывания на территории Российской Федерации в течение 72 часов без виз участникам туристических групп.

Это хорошее дополнение к ранее действующему аналогичному положению касательно только лишь круизных судов. Планируется выйти с предложением о распространении этого порядка на иные пассажирские суда, а также предложить введение аналогичного порядка 72 часового безвизового посещения стран Шенгенского соглашения для российских граждан, путешествующих на морских и речных судах; построен пассажирский вокзал в бассейне № 3 Балтийской военно-морской базы. Он оснащён современным оборудованием для таможенно-пограничного контроля. Весной прошла его приемка государственной комиссией, устранены все замечания и он был готов к практическому использованию; 20 мая 2010 года вступил в силу Приказ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации от 02.04.2010 № 185-ОД «Об открытии морского грузопассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в г. Балтийске Калининградской области (бассейны №3 и №4 Балтийской военно-морской базы). Данным приказом предусмотрено открытие морского пассажирского терминала в г. Балтийск, что позволяет впервые на официальной основе начать пассажирское сообщение в Калининградской области[3].

К сожалению, вокзал не был использован для приёма пассажирских судов в летний период навигации 2010 года в виду неурегулированности ряда вопросов. Пассажирский терминал в городе Гдыне и польская компания «Жеглуга Гданьска» были готовы начать работу уже в июне 2010 года. Только 25 сентября, после долгого перерыва, состоялся первый заход пассажирского парома «Леди Асса» польской компании «Жеглуга Гданьска» из города Гдыни с туристами выходного дня на борту, спланирован график захода судов на октябрь 2010 года. С открытием морского пункта пропуска и пассажирского судоходства российские граждане также могут воспользоваться услугами данной компании. В следующем году планируется линейное судоходство по маршруту Фромборг-Балтийск и Эльблонг-Балтийск по Вислинскому заливу. В нашем городе-побратиме Эльблонге, модернизированный четыре года назад за 4,6 млн. евро морской порт с пассажирским вокзалом, не работает в полную силу из-за отсутствия судоходства между Эльблонгом, Балтийском и Калининградом с выходом в Балтийское море. Он ждет своего часа, когда первые пассажиры воспользуются его услугами.

В летний период были проведены пять парусных регат, на кубки: барка Крузенштерн, Калининградского залива, президента Эльблонга, Генерального консула Польши. Венчала сезон международная парусная регата на приз трёх Губернаторов: Губернатора Калининградской области и Маршалов Варминьско-Мазурского и Поморского воеводств. В ней приняло участие более 60 яхт из Калининградской области РФ, Польши и Германии. Примечателен тот факт, что в день её старта из Балтийска в Калининградскую область прибыл министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский.

Во время переговоров в правительстве Калининградской области им было подтверждено намерение подписать с Россией соглашение, которое даст привилегии малого приграничного движения всем жителям области на территории соседних воеводств, т.е. введение облегчённого визового режима в этом регионе. В принципе это три субъекта Еврорегиона Балтика, в случае положительного решения данного вопроса есть надежда, что и в пяти других его регионах в недалёком будущем будет применён подобный режим.положительным образом решается вопрос регламентации посещения иностранными гражданами территории Балтийска и Балтийской косы. Так, например, согласно последней редакции Постановления Правительства № 470, территория паромного комплекса в бассейнах № 3 и 4 Балтийской военно-морской базы исключена из Перечня территорий, регламентированных для посещения иностранными гражданами; определены пути подъезда к паромному комплексу от бывшего контрольно-пропускного пункта «Застава» без разрешительных документов; - важнейшим событием является упразднение контрольно-пропускного пункта «Застава» на въезде в город Балтийск, сегодня уже никто не проверяет документы на въезде и выезде из города Балтийска. Это серьезный аспект в сотрудничестве. Тем самым решен важнейший вопрос в поэтапном открытии Балтийска и Балтийской косы с целью развития туризма и туристско-рекреационной зоны;

Федеральной целевой программой «Развитие транспортной системы России (2010 - 2015 годы)» (Подпрограмма «Морской транспорт», п. 16 Приложения к подпрограмме «Описание важнейших инвестиционных проектов») предусмотрено строительство глубоководного порта в г. Балтийск (бухта Приморская), Калининградская область с грузооборотом 65 млн. тонн, с общим объемом финансирования 98522,4 млн. рублей. В настоящее время рассматривается вопрос о строительстве порта с грузооборотом в 132 млн. тонн в год. Это коренным образом изменит экономическую жизнь Калининградской области и повысит её рейтинг в европейском пространстве и позволит создать условия для транспортного сообщения по внутренним водам Вислинского и Калининградского заливов между российскими и польскими городами; положительно продвигается вопрос о создании новых судоходных линий, мультимодального транспортного сообщения:[1].

Европейской комиссией принято решение о финансировании крупнейших международных транспортных проектов, касающихся интересов Калининградской области: «Восток-Запад II: Концепция зеленого коридора в рамках Северной транспортной оси»; «Мастер II: Безопасность на Балтике, транспорт и охрана окружающей среды»; «ИНТЕРФЕЙС: Интермодальные трансграничные пассажирские перевозки. Поддержка региональной интеграции». Это основополагающие проекты, в которых необходимо принять самое активное участие. К сожалению, российские партнеры проектов являются ассоциированными и не финансируются программами BSR и CBC SB- важнейшим событием 2009 года стало подписание во время саммита в Стокгольме соглашения ЕС-Россия.

Взаимодействие по программе Европейского инструмента соседства и партнерства, позволит подготовить ряд проектов, направленных на дальнейшее продвижение указанных проектов и взаимовыгодное сотрудничество приграничных регионов Литвы, Польши и России. 15 сентября 2010 года завершился первый тур подачи заявок по данной программе. Среди подготовленных проектных заявок две из них охватывают вопросы транспортной доступности, а также возможностей и перспектив совместного использования Вислинского залива; 10-11 июля 2009 года в Санкт-Петербурге в рамках проекта Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ» прошла первая международная конференция «Санкт-Петербург - морская столица РОССИИ. Морской туризм», на которой была принята резолюция по развитию морского и речного туризма в России, касающаяся, в том числе, и развития инфраструктуры морского туризма в Калининградской области[1].

Федеральному Агентству по обустройству государственной границы РФ было рекомендовано открыть, пункт пропуска в городе Балтийск для пассажирского сообщения, а также рекомендовано рассмотреть вопрос об открытии сезонного пункта пропуска на Балтийской косе. На последнем заседании в Гдыне Комиссии по транспорту, судоходству и связи Российско-Польского совета по сотрудничеству Калининградской области и регионов Республики Польша этот вопрос получил положительную оценку;
- в настоящее время подготовлен проект Закона РФ «О приграничном сотрудничестве». Он даст хороший шанс для дальнейшей активизации взаимовыгодного приграничного сотрудничества в бассейне Вислинского, Калининградского заливов и Приморской бухты, повышения социально-экономического развития приграничных муниципалитетов и уровня жизни его населения.- благоприятным фактором является то, что 5 марта 2010 года польская сторона Еврорегиона «Балтика» стала президентствующей стороной, а российская сторона стала стороной вице-президента. В 2011 году функции президента Еврорегиона «Балтика» будет осуществлять представитель Калининградской области.
В настоящее время требуется оказать всемерную поддержку в усилении работы регионального секретариата российской стороны, который располагается в Балтийске с момента основания Еврорегиона. В настоящее время ведётся подготовка предложений по плану мероприятий по организации Международных дней Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты (ВиКаПри). Впоследствии эти дни могут стать традиционно ежегодными. Они позволят сделать этот регион по настоящему привлекательным для развития инфраструктуры туризма и рекреации, социального сервиса.

Подытоживая вышесказанное, можно сказать, что благодаря ныне и ранее принятым решениям Президента РФ Медведева Д.А. и Председателя Правительства России Путина В.В., направленным на открытие морских ворот России на Балтике в ещё совсемнедавно закрытой Калининградской области, дают нам серьёзный шанс в ускорении социально-экономического развития области и повышении уровня жизни её жителей.

Это сделать вывод о том, что 2011 год станет новой вехой в развитии международного транспортного грузопассажирского сообщения, туризма, культуры и спорта, создании новых рабочих мест и повышении жизненного уровня населения обеих стран в регионе Вислинского и Калининградского заливов, Приморской бухты, Гданьского залива и всего Балтийского моря.
Появилась надежда превратить Балтийскую косу в туристический рай по примеру соседей-поляков, благо природные факторы здесь исключительные. Но, как это часто бывает в России, отсутствие денег может стать серьёзным припятствием для своевременной реализации самых лучших проектов, направленных на создание туристической инфраструктуры на Балтийской косе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Туризм является одним из источников доходов отдельных стран, в одном случаеон даетбыстрый доход и приносит очень большую прибыль, в другом нет. Некоторые страны Мексика, Греция, Кипр живут только за счет туризма. Россия, и частности Калининградская область, также могут получать от туризма гораздо большую прибыль, чем сейчас.

Очевидно, что Балтийская (Вислинская)коса для развития туризма уникальна.Это лишний раз доказывает соседняя Польша, где созданы все условия для любого вида туризма.

В перспективе, есть надежда, что Балтийская коса может стать тем местом, куда круглыйгод будут приезжать туристы не только из других стран, но и из регионовРоссии. Однако, программы и постановления не могутрешить всех проблем. Главный недостаток, я считаю - в том, что у нас не знают, как правильно организовать туристский бизнес и где взять на это средства. Нам сейчас просто необходима квалифицированная помощь. Надо ориентироваться на туриста, привыкшего к высокому уровнюсервиса, которого в России пока нет. Этому нужно и необходимо учиться.

Опыт других стран, в том числе и Польши надо всесторонне исследовать и использовать. Нельзя забывать, что доходы от развития туризма зависят не только от общегосостояния экономики страны, ее природного и культурного наследия илиприродно-климатических факторов. Не менее важно само отношение к туризму состороны государства, которое должно быть уважительным и профессиональным.

В законодательстве РФ и ее субъектовтуризм признается приоритетной отраслью экономики. Но болевых точек утуристской отрасли немало. Ситуация, сложившаяся в сфере туризма, в частностив Калининградской области, заставляет искать новые способы его развития.

В современном виде туризм - это курс истории, архитектуры, эстетики и гастрономии, сопровождающийся восторгом открытий, связанных с путешествием. Высокий уровень потребления в европейских странах диктует нам и высокие стандарты сервиса.

Чтобы туризм, в частности, на Балтийской косе стал действительно той сферой деятельности, которая дает достаточно быстрый оборот средств, позволяющий этому уникальному месту динамично развиваться, без бюджетных ассигнований и вложений частного капитала, я думаю, не обойтись.Изначально любой туристский продукт необходимо привести в ухоженное привлекательное состояние, а затем постепенно развивать инфраструктуру.

Пока же Балтийская коса - это сорок километров пляжей, с мелким белым песком. Это девяносто дней в году - земной рай с поправкой на прибалтийский климат. Это - лес, в котором спокойно обитают животные, давно занесённые в Красную книгу, и более ста видов птиц (в том числе редчайшие чёрные бакланы). Лес, в котором сохранилось тринадцать видов растений, не встречающихся больше нигде, в частности, целых шесть разновидностей неодомашненных орхидей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Актуальные проблемы развития полусредних городов Калининградской области/ под ред. Г.М. Фёдорова. Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2008.

2.Будущее-за экологическим туризмом // Вестник Балтийска. 2010. № 3.С. 4.

.Богатство Балтийска-пляж // Вестник Балтийска. 2010. №23. С.5.

.Е.Е. Шалагинова, М.А. Шмутинский, В.А. Цветков, и др. Балтийская коса: природа, история, современность. Калининград: Изд-во Янтарный сказ, 2009.

.Балтийская коса, Вислинская коса. URL: www.katerist.narod.ru/kosa/ (дата обращения 2.12.2010).

.Время стирает границы // Вестник Балтийска. 2010. №21. С.4.

.Г.М. Фёдоров Знаете ли вы Калининградскую область? Калининград: Изд-во РГУ им. И. Канта, 2009.

.Л.В.Довыденко.Калининградский морской канал.Калининград: Изд-во ООО « Калининградский печатный двор»,2001.

.Карты Балтийской косы. URL: www.marshruty.ru/places/ (дата обращения 18.11.2010).

.Г.В.Кретинин, В.Н.Брюшинкин, В.И.Гальцов, и др.Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград: Изд-во ОАО «Янтарный сказ», 2006.

.Отдых на балтийской косе. URL: www.39travel.ru/hotels/ (дата обращения 12.10.2010).

.В.И.Воронов Путешествие по Балтийскому побережью Замланда. Калининград: Изд-во «ДРОФА» 2009.

.Регион и бизнес: успех в «малом» // Вестник Балтийска. 2010. №22. С4.

.С мечтой о светлом экологическом будущем // Вестник Балтийска. 2010. №20. С.6.

Похожие работы на - Рекреационный потенциал Вислинской косы: разный подход при равных возможностях

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!