Уроки Суворова и современность

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    2,23 Мб
  • Опубликовано:
    2015-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Уроки Суворова и современность

ЧОУ «Православная гимназия

во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского № 38»









Уроки Суворова и современность


Зубова Антонина Ивановна,

учитель истории ЧОУ

«Православная гимназия № 38»







Старый Оскол 2013

Содержание

Введение

.Уроки А.В. Суворова и их значение в эпоху современных войн

.Суворов и православие

.Суворов и менеджмент

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В конце ХХ века американские исследователи провели компьютерное сравнение заслуг и побед всех величайших полководцев в мировой истории. Сравнение проводилось по многим параметрам, и беспристрастная техника дала однозначный ответ: самый великий полководец в истории - Александр Суворов.

Александр Македонский стоит почти рядом по "рейтингу", но компьютер отметил, что Македонский действовал с большей самостоятельностью, будучи одновременно и военным, и правителем. А Суворову приходилось воевать в жестких условиях лавирования между интересами придворных кругов, подчиняясь приказам императоров, что делает его победы более ценными. Кроме того, индийский поход Александра Македонского компьютер не причислил к победным, Ганнибала поставил в тот же первый ряд, напомнив, что римляне разбили его в решающей битве. Туда же, чуть ниже Ганнибала американцы поставили своего генерала Патона; Жукова они, конечно, поставили еще ниже. Все остальные полководцы и флотоводцы, включая Наполеона, Нельсона, Веллингтона и прочие оказались во втором ряду.

Исследователи специально отметили, что итальянский поход Суворова, в котором он разбил войска трех ведущих наполеоновских генералов, произвели на Наполеона неизгладимое впечатление, и он не скрывал, что боится прямого столкновения с русским гением. Более того, если бы не предательство приближенных Павла, план Суворова по наступлению через Гренобль на Париж, мог, по мнению американских исследователей, увенчаться успехом.

Уже одно это просто требует изучать и применять на деле в современной армии суворовские принципы обучения войск и ведения военных действий.

Суворовская историография велика, но многих книг, особенно сборников документов в нашем городе не оказалось. Поэтому нам пришлось воспользоваться ресурсами сети Интернет. Чтобы знать биографию и боевой путь Суворова, мы прежде всего изучили исторический роман О.Н. Михайлова, который основан на замечательном исследовании биографии Суворова А.Ф. Петрушевского, книгу И.И. Ростунова, письма и приказы Суворова по книге А.В. Геруа и научному изданию, подготовленному В.С. Лопатиным, и, конечно, «Науку побеждать». Отметим, что в рамках нашего исследования нам немало помог М. И. Драгомиров - русский учёный и военный деятель, изучавший и комментировавший "Науку побеждать" и обративший внимание общества на теоретическую часть суворовского наследия. Большой интерес у нас вызвала книга, собранная М.Г. Жуковой "Твой есмь аз" Суворов", обзор документов и легенд, показывающих суворовское отношение к православной вере, к Богу, к Церкви. В своей работе мы пользовались, конечно, и сборником документов под редакцией Г. П. Мещерякова. Это до сих пор это наиболее полное издание суворовских документов, необходимое для всех, изучающих историю русского полководца. Недоумение вызвало у нас то, что в России в последние пятьдесят лет гораздо больше книг посвящено Наполеону, а в Интернете - Виктору Суворову (Резун).

Предварительное изучение вопроса позволило нам сформулировать гипотезу исследования, которую составило следующее предположение: Суворовские принципы обучения войск вполне применимы в условиях современных армий.

Объект исследования: личность и деятельность А.В. Суворова.

Предмет исследования: наследие Суворова.

Итак, посмотрим на наследие Суворова с точки зрения современности.

Какой главный урок можем вынести мы, люди ХХI века, живущие в эпоху оружия «шестого поколения», психологических войн и мирового терроризма из истории двухсотлетней давности, когда воевали штыком и саблей, а мушкеты стреляли на 300 шагов?

Из всех видов деятельности полководческое искусство - одно их труднейших. Главная трудность этой профессии заключается в том, что военачальнику приходится осуществлять свои замыслы не своими руками, а через войска, через массу других людей, разных по качествам, сильных и слабых духом. В прошлом боевые действия разворачивались относительно медленно, полководец успевал подготовить войска до вступления в решающие сражение. В настоящее время Армия должна вступать в бой немедленно в случае конфликта. Приходится начинать войну с войсками, получившими подготовку в условиях мирного времени. Отсюда - колоссальное значение этой подготовки.

Суворов настолько опередил своих современников в военной стратегии, в методах воспитания войск, что и сам не рассчитывал на их понимание. Его мысли, разбросанные по многочисленным приказам, письмам, изложенные в «Науке побеждать» настолько современны, что приходится только удивляться.

Знаменитые его три принципа! Каждый из них важен до сих пор, но «быстрота» - самая характерная сторона тактики Суворова, сейчас, как никогда актуальна. Сейчас цена вопроса - само существование экономического и военного потенциала страны, не говоря уже о жизни миллионов людей. Или - "Ныне воюют... умом"- эта его фраза, как никогда верна сейчас, в эпоху сверхтехнологичного оружия, информационных войн. Сейчас нельзя полагаться на спасительную роль массовых мобилизаций народа, на ядерное сдерживание, на миролюбие соседей. Эти факторы нужно учитывать и использовать. Но по-настоящему опереться можно лишь на людей, способных управлять сложнейшей современной военной техникой.

Мощь современных армий, особенно степень их технической оснащенности невероятно возросли за последние два столетия. Однако это не гарантирует успеха в войне, если слаб человеческий фактор.

Задумаемся о том, как воспитывал своих солдат Суворов, не проиграв вместе с ними ни одного сражения и почти всегда побеждая при численном меньшинстве?

Уроки А.В. Суворова и их значение в эпоху современных войн

"Я был счастлив потому, что повелевал своим счастьем».

А.В.Суворов

Никогда до и после Суворова не было написано книги, подобной "Науке побеждать". Все известные трактаты по вопросам военного искусства (Клаузевиц, Мольтке, Макиавелли) обращены к "элите", генералам и маршалам, а простые солдаты для них являются «пешками» или «пушечным мясом». Книга Суворова впервые в истории обращена к простому человеку, к солдату, и нарочито написана простым, народным языком, чтобы донести свои мысли до каждого рядового, потому что именно они решают успех дела на войне.

"Наука побеждать", состоит из двух частей: «Ученья разводного, или перед разводом» (вахт-парад) и «Словесного поучения солдатам о знании, для них необходимом». Первое является описанием действительного учения, второе же представляет собой теорию военного дела. Оба эти отдела изложены не в повествовательном тоне, а, если можно так выразиться, показаны в действии. Второй отдел написан в форме кратких, энергичных указаний, обращенных во втором лице к солдату, а не безлично, как это принято в общих наставлениях. Этот способ изложения превратил наставление в сборник поговорок, которые легко усваиваются и говорятся солдатам «их наречием». Для сравнения можно почитать работы Фридриха Великого, чтобы понять разницу между суворовскими и европейскими принципами.

Он считал, что наемники не могут хорошо воевать без таких средств, как палочная дисциплина и страх. Первое - шпицрутены за любое нарушение дисциплины, второе - страх наказания за дезертирство. А дезертирство было столь реальной проблемой (в отличие от суворовских войск), что в прусских воинских уставах специально предписывалось войскам передвигаться только днем и только в сопровождении конных постов, чтобы воспрепятствовать дезертирству. В работе "Искусство войны" Фридрих пишет: "Если солдат попытается бежать с поля боя, идущий вслед за ним офицер обязан проткнуть его клинком и убить на месте". Или о коннице: "Если кавалерия вышла из боя, не выполнив своей задачи, она должна быть расстреляна картечью вплоть до последнего человека". Сравните готовность и желание воевать у русских солдат под руководством Суворова со следующими словами Фридриха: "Ни один солдат по доброй воле не согласится подвергать себя таким опасностям, поэтому заставить его воевать может только чувство страха со стороны своих командиров».

Об оперативно-тактических принципах Суворова, которые он сформулировал в известной триединой формуле «Глазомер, быстрота, натиск», мы специально говорить не будем за недостатком места. Коротко и ёмко об этом сказал знаменитый Д. Давыдов:

«Он предал анафеме всякое оборонительное и еще в больше степени отступательное действие в русской армии. И 40 лет, от начала и до конца своей службы, действовал не иначе, как наступательно. Он собирал все силы и всегда воевал одной массой, что давало ему решительное превосходство над рассеянным образом военных действий, принятым в Европе. Что касается чисто боевого действия, то Суворов сначала стоял на месте, вникая в замыслы противника и, проникнув в них, стремительно бросался на него усиленными переходами и падал как снег на голову. Стремительные переходы служили Суворову для того, чтобы застать противника врасплох во время его неготовности к бою. Этот образ действий он приспосабливал к местности и обстоятельствам. Выбирал кратчайший путь к месту боя и наилучшее место боя. По этому пути и к этому месту он устремлял все силы, не отвлекая их никакими посторонними происшествиями, случаями и предметами». Наиболее ярким примером использования этой суворовской тактики стал разгром группировкой войск 51-й армии в составе 4-го механизированного корпуса и 87-й стрелковой дивизии в ночь на 16 декабря 1942 г. в поселке Верхнекумском 6-й немецкой танковой дивизии армейской группы «Гот», которая участвовала в операции по деблокированию окруженной в Сталинграде 6-й немецкой армии. Против 10 тысяч фашистов и 108 танков командование 4-го мехкорпуса (командир корпуса генерал-майор Вольский) выделило около 4-х тысяч человек и 17 танков. Благодаря внезапному ночному удару по сосредоточившемуся на отдых противнику, он был полностью разгромлен, потеряв все танки (75 подбитых и 20 захваченных исправных), весь автотранспорт, половину личного состава убитыми и пленными.

Надо ли еще доказывать, что суворовские тактика и стратегия, ее принципы, созданы на все времена! Ни у кого из военачальников мира не было такой поразительной эффективности. Соотношение потерь у Суворова составляло в среднем на 1 русского солдата - 8-10 вражеских.

В чем же заключалось Суворовское искусство мотивировать солдат на победу?

Главное - дисциплина! "Каблуки сомкнуты, подколенки стянуты! Солдат стоит стрелкой: четвертого вижу, пятого не вижу». Так начинается "Словесное поучение солдатам о знании для них необходимом». Сомкнутый строй это есть выражение порядка вообще. Войсковая часть в первые же минуты боя превращается в толпу и, следовательно, «расстраивается по неминуемой торопливости» В "Ученьи разводном» Суворов постоянно напоминает войскам о необходимости сейчас же после натиска восстанавливать строй: «Линия равняется вмиг», «Стрелки, в свои места! Кареи, строй колонны!», «Кареи, строй линейный фронт!» Вот это «Строй фронт!» буквально красной строкой проходит через все «Ученье разводное». Суворовские требования к равнению, к соблюдению размеров шага, интервалов определенны и строги. Они буквально заучиваются ежедневно во время развода! Согласно Суворову первым воинским правилом является Субординация (послушание). А лучшим воспитательным приемом для приучения к субординации являлся во все времена сомкнутый строй. Взгляды Суворова на строй не изменились, вот, что он пишет в 1799г. в приказе Австрийским войскам: «Господа офицеры должны в этом случае особенно наблюдать, чтобы фронт быстро выровнялся. Быстрота выравнивания фронта есть душа армии». В нем солдат привыкает сливаться со своими соратниками в единый живой организм, всецело подчиняющийся воле командира. Потому и самые командные слова Суворов настойчиво приказывает произносить "весьма громко", от строя же требуя тишины: "никто из нижних чинов не дерзал, что среди действий, хотя и тихим голосом сказать» Понятно, это требование вытекало из соображений высшего свойства: солдат слышит команду, знает, что ему делать и должен исполнить.

Но Суворовское понимание дисциплины существенно отличалось от понимания его современников. Если вдуматься, это была совсем другая муштра, чем прусская, поклонником которой был Павел I. Прусская муштра стремилась выбить из солдата всякую волю, для того, чтобы превратить его в бездушную частицу общего механизма. У Суворова нет педантства и мелочной требовательности, он не любил, чтобы и другие придирались к солдатам и офицерам из-за пустяков. Примером служит приказ, отданный по войскам в Италии, где он просит офицеров не снимать шляп при его появлении, а взамен того больше заботиться о порядке в войсках.

Основной принцип боевой учебы, согласно Суворову - проводить учебу в обстановке максимально приближенной к боевой. Поэтому: беспрерывные усиленные марши, днем и ночью, во всякую погоду; при случае - штурм (однажды для учения взят штурмом монастырь, попавшийся по дороге во время учебы), упражнение в атаке на видимую цель, и в сквозной - против товарищей. Иногда - сквозные атаки не только с пехотой, но с конницей и артиллерией, беспрерывная и плодотворная (а не бесцельная) работа для практики преодоления чувства страха. Привычка - вторая натура, и для суворовских воинов бой не представлял ничего нового, были и увечья, а иногда и смертные случаи. Человек может исполнить только то, что знает, и, значит, всему этому надо учить в мирное время до автоматизма.

Хотя он делал очень большие переходы, но в то же время заботился об удобстве солдата. «На первом десятке (верст) отдых час»…Второй десяток - отбой»… На завтраке отдых 4 часа. То же самое к ночлегу, отдых 6 часов и до 8, какова дорога»… «По сей быстроте и люди не устали»… «вьючные лошади с котлами и мясом посылаются вперед, чтобы люди могли получить пищу, необходимую для поддержания их сил».

Выслушивая «Словесное поучение» ежевечерне, солдат понимал, что о нем заботятся, в нем росло и представление о собственной значимости, чувство собственного достоинства.

В австрийской же армии, напротив, удобство солдата нисколько не принималось в расчет, а правила о привалах были совершенно неизвестны и никогда до 1799 года не применялись. Она шла как улитка и, хотя люди были на ногах с раннего утра, проходила не больше 15 километров в день. Один старый ветеран австрийской армии так рассказывает о существовавших в ней порядках: «Во время маршей поступали так: людей поднимали еще до рассвета и водили по дворам и квартирам колонновожатых, капитанов, майоров; пересчитывали, пересматривали, учили приемам и, наконец, отправляли на полковой двор, чтобы начать марш. При вступлении на новый ночлег опять повторялось то же самое. Новобранцы запирались в сараи и амбары, человек по 30-50-ти; их сторожили старшие товарищи с заряженными ружьями».

Суворову не надо было учить своих чудо-богатырей маршировке на плацу, да и стойка "смирно" не была принята в строю; волю солдата не подавляли, а заставляли ее работать в унисон с волей командира и без трепета перед ним. "Наука побеждать" всегда обращается к сознанию солдата и через него врастает в его подсознание, для того чтобы в те минуты опасности, когда рассудок мутится, найти опору в рефлексе. Являясь гениальным психологом, Суворов, учитывая великое значение "обряда" для русского простолюдина, создает своего рода ритуал. Смысл его заключался в том, чтобы вытравить из солдата чувство страха, максимально подавить у него инстинкт самосохранения. Наиболее характерным примером этого метода может то, что по окончании каждого развода, согласно "Науке побеждать", требовалось, чтобы старший начальник командовал громогласно: "Субординация (послушание), экзерциция (обучение), дисциплина (орден воинский), чистота, здоровье, опрятность, бодрость, смелость, храбрость, победа. Слава, слава, слава". Результатом такого воспитания должно было стать то, что солдат перестал бы сосредотачивать свою мысль на трудности и опасности того, что он делает сначала в ходе учения, а затем в бою.

Генерал М.И.Драгомиров обратил внимание на то, что Суворов был гениальным психологом. Он указал на приемы Суворова, посредством которых он воздействовал на психику солдат. Вопрос идет о солдатском ранце, который весил 20 фунтов. Суворов этот ранец называет словом "ветер". "Нетрудно понять, пишет генерал М.И.Драгомиров, чем лежит этот ветер на спине, протащившей его переход. Нужно, следовательно, расположить солдата не только не задумываться над тем, и напротив, шутить, бодриться, находить, что эта тяжесть ему ни почем, что она не тяжелее ветра. И когда Суворов находил, что этот ранец - ветер, протаскав его 7 лет, то как же мог не находить этого солдат, жадно прислушивавшийся ко всякой его остроте, заметке, веровавший в него, как в Бога».

Но самое главное, что венчало его военный гений - это искренняя любовь и бережное отношение к солдатам. Его забота о них ясно проявляется в данных Суворовым подробнейших правилах ведения военных действий в горах, которые он составил в начале сентября 1799г. перед Швейцарской кампанией: «Для овладения горою, неприятелем занимаемою, должны лезть на вершину; - прочие же баталионы во сте шагах следуют; а в кривизнах гор, где неприятельские выстрелы не вредны, можно отдохнуть, и потом снова идти вперед. Одною стрельбою никаким возвышением овладеть не можно, ибо стоящий на оном неприятель весьма мало вредим. Выстрелы большею частию на вышину или не дoxoдят, или перелетают через; напротив же того с вышины в низ стрельба гораздо цельнее, и для того стараться как наискорее достигнуть вершины, дабы не находиться долго под выстрелами и тем бы менее быть вредиму. Само по себе разумеется, что не нужно на гору фронтом всходить, когда боковыми сторонами оную обойти можно».

Знаменитое «Каждый солдат знай свой маневр» многие толкуют только как доведения до всего личного состава смысла кампании. Из простых операций-элементов, как из пазлов, могла быть сконструирована сколь угодно сложная картина-диспозиция. Кроме этого в ней проявляется его глубочайшее уважение к солдату. Суворов прекрасно понимал, что жизнь богаче любого плана. Поэтому зачастую приказ обрывался словами «далее войска действуют по усмотрению, обстоятельствам». Суворов столь же высоко ценил в солдатах находчивость, смекалку, смётку, как и ненавидел «немогузнайство», терпеть не мог людей, пасующих перед неожиданно возникающими проблемами. Это не удивительно, ведь цена замешательства - жизнь, успех сражения. О чудачествах Суворова ходило много легенд. Вечно он задавал солдатам какие-то странные, "дурацкие" вопросы. Например, «сколько звезд на небе?». Он терпеть не мог "немогузнаек". («Да и есть неприятель больше богадельни: проклятая немогузнайка»). Но такими упражнениями стимулировалась быстрота реакции. Именно благодаря им суворовских солдат не поставило в тупик уничтожение французами единственного Чертового моста через пропасть в Альпах.

Громадное значение придавал Суворов "бодрости". Заканчивая "Науку побеждать" девятью "правилами воинскими", он седьмой из них ставит "бодрость"; "смелость" же и "храбрость" поставлены на восьмом и девятом месте, т.е. после "бодрости". Психологически это совершенно правильно, ибо бодрость есть длительное состояние и основа смелости.

"Приучай себя к неутомимой бодрости", поучает Суворов племянника в одном из своих писем. Но эта "неутомимость" зависит и от здоровья. Заботе о здоровье посвящены несколько приказов Суворова, и даже в краткой "Науке побеждать" он помещает ряд санитарных указаний.

Суворов уделял большое внимание быту и обеспечению солдат, в результате чего резко сократились заболевания, которые были «бичом» армий XVIII века. Наблюдения и опыт капрала Суворова заставили генерала Суворова предостерегать солдат от госпиталей или, как он выражался, от «богадельни». «Бойся богадельни, немецкие лекарственницы, издалека тухлые, сплошь бессильны и вредны; русский солдат к ним не привык; у вас есть в артелях корешки, травушки-муравушки. Солдат дорог: береги здоровье; чисти желудок, коли засорился, голод - лучшее лекарство. Кто не бережет людей - офицеру арест, унтер-офицеру и ефрейтору - палочки, да и самому палочки, кто себя не бережет... В богадельне первый день - мягкая постель, второй день - французская похлебка, третий день - ее братец, домовище, к себе и тащит. Один умирает, а десять товарищей хлебают его смертный дух … Да все это неважно; мы умеем себя беречь; где умирает от ста один человек, а у нас и от 500 в месяц меньше умрет. Здоровому питье - воздух, еда больному - воздух". Подтверждение этому заключению можно увидеть в том, что в числе 9-ти заповедей Суворовской "Науки побеждать" указаны "Чистота", "Здоровье", "Опрятность".

Но основная мысль заключается в том, что Суворов считает, что сбережение здоровья должно основываться не столько на лекарствах, сколько на соблюдении правил гигиены и здорового режима. Чтобы убедиться в этом, нужно только заглянуть в приказы Суворова, отданные им во время службы его в Финляндии, где ему пришлось застать войска в катастрофическом санитарном состоянии. Все его указания рождены собственным опытом солдата и знать их полезно и сейчас: соблюдать крайнюю чистоту, потному не ложиться отдыхать, а прежде разгуляться и просохнуть, желудок лечить голодом, чаще быть на воздухе, если спать приходится на воздухе, одевать колпак. Он знает названия многих лечебных трав, которые могут помочь. Если до него смертность в частях оставляла до 25% численного состава, то при нем она снизилась до менее чем 1%!

Итак, профессионализм, как знание боевого дела, здоровье, из чего истекает бодрость, - все это для тела. А как же дух?

Война это всегда убийство и разбой. «Святая добычь! Возьми лагерь - всё ваше». Но тут же - «Без приказа отнюдь не ходить на добычь!». Задача Суворова - в том, чтобы "морализовать" войска, делая из них воинов - рыцарей, защищающих правое дело. Нравственному воспитанию Суворов уделял не меньшее значение, чем профессиональному. Высокий моральный дух его войск стал основой их непобедимости. Как это удавалось? За проступки, позорящие честь русского солдата и офицера Суворов карал очень строго.

Известен случай, когда в ходе итальянской компании два офицера русской армии обокрали пленного французского генерала. Суворов приказал их обоих разжаловать в солдаты и прогнать сквозь строй.

У офицеров, кроме воспитания личной храбрости Суворов, считал необходимым в первую очередь воспитывать, способность самостоятельно принимать решения и отвечать за их результаты. Высокий моральный уровень офицеров нужен Суворову, как условие для воспитания солдата. В письме крестнику Суворов дает такие советы: "Будь чистосердечен с твоими друзьями, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своем поведении... Люби истинную славу: отличай любочестие от надменности и гордости. Учись заблаговременно прощать погрешности ближнему, и никогда не прощать их самому себе. Упражняй тщательно своих подчиненных, и во всем собой подавай пример... Будь терпелив в военных трудах; в несчастье не унывай и не отчаивайся... остерегайся временной запальчивости"…

Все свои указания Суворов излагает тоном, не допускающим сомнений в победе.

Суворов постоянно повторяет и в "Науке побеждать", и в поучениях и в приказах: "Богатыри, неприятель от Вас дрожит". «Всех побьём, повалим, в полон возьмем! В последнюю кампанию неприятель потерял счетных 75 тысяч, только что не 100 тысяч. Он искусно и отчаянно дрался, а мы и одной полной тысячи не потеряли. Вот, братцы, воинское обучение! Господа офицеры, какой восторг!» "Помилуй Бог, мы - русские".

Так он формирует у солдат культ победы. Суворов никогда не упускает возможности вселять в свои войска уверенность в победе. Вот приказ, отданный им накануне сражения на Треббии:

"Неприятельскую армию взять в полон. Влиять твердо в армию, что их 27 тыс... из них только 7 тыс. французов, а прочие всякий сбор реквизионеров. Казаки колоть будут, но жестоко бы слушали, когда французы кричать будут пардон, или бить шамад. Казакам самим в атаке кричать балезарм, пардон, жетелезарм, и сим пользуясь, кавалерию жестоко рубить, а на батареи быстро пускаться, что особливо внушить. Казакам, коим удобно испортить на р. Таро мост; с пленными быть милосердну; при ударах делать большой крик и крепко бить в барабан; музыке играть где случится, но особливо в погоне, когда кавалерия будет колоть и рубить, чтобы слышно было своим. Их генералов, особливо казаки и прочие, примечают по кучкам около их; кричать пардон, а ежели не сдаются убивать".

Учёт менталитета, национальных особенностей. У русских, Суворов отмечает такие качества как: солидарность, взаимовыручка, стойкость, терпеливость, неприхотливость в быту, мужество, любовь к Родине, способность к невиданной концентрации усилий. Учёт национальных особенностей русских позволил Суворову выбрать и довести до совершенства основной победный тактический приём - знаменитый штыковой удар, на который противник так и не смог дать адекватного ответа. "Заколи и сбрось турка со штыка. Бей штыком другого, третьего, настоящий боец может заколоть полдюжины или больше. Если трое бегут на тебя, коли штыком первого, стреляй во второго и заколи штыком третьего. Это бывает не часто, но знай, что у тебя не будет времени для того, чтобы перезарядить ружье".Это сказано в эпоху, когда уже вовсю применялся порох! Но в ту эпоху солдат мог реально произвести один - два выстрела в ходе атаки, отсюда - значение штыковой атаки.

Суворов находил чрезвычайно полезным развитие у своих подчиненных честолюбия. Известны случаи, когда солдаты в Суворовских войсках дослуживались до полковников, получая по ходатайству Суворова дворянские звания. Для того чтобы повысить честолюбие своих солдат, он вводил целую систему статусных отличий. Суворовский капрал имел своего ординарца, например, чего не было в войсках других военачальников.

Суворов вообще всячески развивал и поддерживал дух здорового соревнования как между различными подразделениями, так и среди отдельных солдат и офицеров

В умении давать признание отличившимся, Суворову не было равных среди наших военачальников. «Чудо-богатыри, герои, слава вам!», «Богатыри, неприятель от нас дрожит!», «Хват, орел!», «Спасибо за героя, Платоныч». «Кавалерии русской слава!», «Господа офицеры, какой восторг!». Его речи просто «зажигали» поощряемых им солдат и офицеров.

О личном примере написано много. Суворов никогда в жизни не терял присутствия духа. Например, в один из критических моментов швейцарского похода Суворов появился среди бегущих солдат, и тут же крикнул им: «Молодцы ребята, заманивай противника, заманивай!». Это высказывание подействовало на них отрезвляюще, Суворов скомандовал «Стой, кругом!» и сам повел их в атаку. В самые критические минуты, например, при штурме Измаила и Чертова моста, Суворов первым поднимался в атаку, показывая своим солдатам должный пример. Он был с ними рядом в бою и в походе, ел из одного котла, спал на сене, часто носил простой солдатский мундир. Вставал раньше всех в 2 часа ночи, неизменно обливаясь холодной водой, никогда не одевал теплой шинели, пока в зимнюю форму не переодевался последний солдат.

Постоянно развивал чувство национального достоинства, патриотизм, безграничную веру в несокрушимую мощь русского духа. Вот несколько высказываний Суворова на эту тему:

Мы русские, мы все одолеем.

Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.

Покажи на деле, что ты русский!

Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.

Мы думаем, причины побед Суворова достаточно ясны. И наша задача - собирать и изучать по крупицам весь многовековой опыт побед русского народа, чтобы победить сейчас!

Ценность «Науки побеждать» для современного читателя не только историческая. Сам Суворов отлично видел решающее превосходство своей системы боевой подготовки войск над прусской. Конечно, та планка, которую поставил себе великий полководец, и которую он выдержал, очень высока и не каждому под силу. Но Суворов, просил, нет, требовал: «Потомство мое прошу брать мой пример».

Суворов и православие

«Долго гонялся я за славой - всё мечта, покой души - у Престола Всевышнего».

А.В. Суворов

Современники называли Суворова русским Архистратигом Михаилом. Такова была его репутация. Суворов был героем православной России, молитвенным генералом, который построил свою идеологию на началах патриотизма и христианской человечности.

Противоречивость этих понятий - солдат и богомолец - осознавалась самим Суворовым. Как-то один художник писал портрет Суворова, и фельдмаршал ему сказал: «Ваша кисть изобразит только внешние черты лица моего. Но внутренний человек в них скрыт. Я пролил реки крови и прихожу в ужас от этого. Но я никого не сделал несчастным. При приливах и отливах счастья уповал на Бога и был непобедим». Эти слова Суворова - самое лучшее, что можно сказать человек сам о себе. Но военный гений Суворова был направлен на достижение победы при наименьших потерях, как мы уже показали выше.

В «Науке побеждать» религиозность Суворова выразилась с исчерпывающей полнотой. Патриотизм его был проникнут глубоким религиозным сознанием. Защита Отечества для него стала боговдохновенным творчеством: «Умирай за Дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший Дом! Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!». И после такой проповеди - азы солдатской науки: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, твёрду, решиму, правдиву, благочестиву. Молись Богу! От Него победа! Чудо-богатыри! Бог нас водит, Он нам генерал!». «Короток взмах сабли, короток и штык, а врагу смерть. Божия же помощь быстрее мысли воину доблестному, посему просящего в бою пощады - помилуй, кто мститель - тот разбойник, а разбойнику Бог не помощник!». Для воинов была обязательная молитва: «Пресвятая Богородице спаси нас. Святителю Отче Николае чудотворче, моли Бога за нас». Полководец настаивал: «Без сей молитвы оружия не обнажай, ружья не заряжай, ничего не начинай». Сам он для солдат был примером. Ни одну баталию не начинал без молебна. Иногда объявлял перед сражением пост. Например, началу штурма крепости Измаил, которую турки считали неприступной, предшествовали три дня поста. «Безверное войско учить - все равно, что ржавое железо точить!» - поговаривал Александр Васильевич.

Будучи сам очень религиозным человеком, он также развивал религиозное чувство у своих подчиненных. Неграмотных солдат он учил молитвам. Беспощадный к врагам на поле боя, он был очень милосерден к ним после их поражения: пленных просто отпускал домой, пленным французам возвращал их шпаги. За свою жизнь Суворов отдал только один приказ о смертной казни, когда был пойман во время швейцарского похода французский шпион.

В Итальянском походе предстояло воевать с французской армией. Суворов рассматривал эту войну как борьбу христианских государств с носителями атеизма. «Французы - нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя, они попрали законное правительство. Страшитесь их разврата!... Вы были счастливы верой - храните её. Дорожите совестью своей: да не упрекнёт она вас в том, что вы были сопутниками утеснителей веры и прав народных. Бегите от лжеучителей». Эти слова очень актуальны до сих пор.

Православная душа Суворова выражалась едва ли не в каждом деянии полководца. Культура Суворова - культура православная, в которой высоко ценились искренность и человечность: «Я тот же, дух не потерял. Обманет меня всякий в своём интересе, надобна кому моя последняя рубашка, ему её отдам, останусь нагой. Чрез то я ещё не мал». Действительно, Суворова можно было обмануть, не раз он запутывался в хитросплетениях придворной политики. Но сломить, победить Суворова не удавалось никому. Слишком силён был в нём православный стержень, помогавший полководцу обнаруживать величие духа.

Большая часть жизни его прошла в военных походах. Великий полководец все совершал с упованием на помощь Бога и Божией Матери. 1 октября 1787 г., в день Покрова Пресвятой Богородицы, турки высадились на берег, чтобы овладеть крепостью Кинбурн, которую защищали войска под командованием Суворова. Он с офицерами был на праздничной службе в храме. Ему дважды докладывали о приближении турецких солдат, которые были уже на Кинбурнской косе. Однако Суворов отстоял обедню до конца, веря в покровительство Царицы Небесной. Была одержана победа. Суворов в благодарность Богу и Матери Божией построил храм Покрова Пресвятой Богородицы. Немало свидетельств о солдате-богомольце осталось в фольклорных преданиях. Крестьянское православие Суворова вызывало уважение в народе и западало в души, потому что подобный образ жизни был редкостью для аристократов XVIII века.

В ссылке особенное утешение находил он в посещении церковных богослужений. Хотя и тогда была уже церковь в имении Суворова - Кончанском, им же выстроенная, - но причта определённого там никогда положено не было. В тот день, когда была обедня, Суворов задолго ещё до начала службы поднимался на колокольню и поджидал священника. Когда тот появлялся, Суворов начинал звон к утрени. Во время самого богослужения Александр Васильевич прислуживал в алтаре: подавал кадило, теплоту и проч. Любил он также читать на клиросе. Любимым его чтением были «часы», а уж читать «Апостол» он никому не дозволял - читал сам. Так великий полководец, подавал пример смиренной простоты, исполняя должность церковного причетника. В декабре 1798 года опальный полководец принял решение стать монахом, о чем известил императора, прося разрешение отбыть в Нилову пустынь (Новгородскую). Но Бог готовил для него особое, последнее служение. Император, извиняясь за прежние обиды, просил возглавить очередной поход. И снова Суворов являет пример совершенного непамятозлобия. «Час собираться, другой отправляться,- получив от царя письмо, сказал Александр Васильевич.- Я служил здесь дьячком и пел басом, а теперь еду петь Марсом». В Петербурге, подходя к царю, Суворов произнес вслух молитву «Отче наш». И при словах: «Не введи нас во искушение»,- преклонил колено. «Но избави нас от лукавого»,- завершил император, поднимая полководца на ноги. Таким необычным образом совершилось их примирение».

Многие победы, переход через Альпы одними человеческими силами объяснить невозможно. То, на что в наше время способны лишь подразделения горного спецназа, делала вся суворовская армия. За этот военный подвиг Суворов был пожалован званием генералиссимуса. «Это много для другого,- заключил император.- А ему мало. Ему быть ангелом». Или, быть может, святым? Беззаветное служение Отечеству, милосердие к побежденному неприятелю, радение о русских солдатах и щедрая милостыня на нужды храмов, помимо добродетельного полководца, являет нам образ истинного христианина и подвижника! В настоящее время в обществе обсуждается вопрос о прославлении Суворова в лике святых. Мнения самые разнообразные. Канонизировать Суворова или нет - это дело Синодальной Комиссии.

Перед смертью Суворов написал «Канон Спасителю и Господу нашему Иисусу Христу». Вместе с XVIII веком завершался и суворовский земной век. Из памяти смертельно больного Суворова не исчезал покаянный Канон преподобного Андрея Критского, многие ирмосы которого Суворов повторил слово в слово. Приведем второй тропарь седьмой песни канона:

«Не презирая милосердие и человеколюбие Твое, Христе, согреших, но по немощи человеческого естества: разум, память и воля ослабевают там, идеже житейския страсти владеют человеком. Веси, Господи, какия преткновения поставлены ногам моим, и в силах ли ополчиться рука моя, аще не Ты будешь моим путеводителем и уклонишь меня грешнаго от пути лукаваго».

Особенности русского воинства коренятся в своеобразии русского Православия. Стояние за правду, вера в помощь Божию, самоотверженное, бескорыстное служение своему народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. Мы живем в эпоху, когда кажется, что жестокость просто разлита в воздухе, а слово “милосердие” только - только вновь входит в наш лексикон. Во времена Суворова бой был рукопашным, казалось бы, более жестоким, чем когда противники не видят друг друга, но тогда люди не ожесточались. Почему? Об этом, то есть о сохранении души солдата от ожесточения, конечно, много думал Александр Васильевич.

Вот что мы можем почерпнуть из его знаменитой “Науки побеждать”.

Врага вали на месте, гони, коли, остальным давай пощаду!

Они такие ж люди: грех напрасно убить.

Умирай за дом Богородицы, за Матушку, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит.

Кто остался жив, тому честь и слава!

Обывателя не обижай, он нас кормит и поит; солдат не разбойник”.

Если враг положил оружие, он уже не враг и просто грешно, преступно “напрасно убить” такого же человека, как и ты. “Солдат не разбойник”, нельзя из чувства злобы или мести убить.

Обращает на себя внимание то, с какой заботой и постоянством Суворов оберегает души своих солдат от ожесточения, призывая их милосердию и благородству, к христианскому отношению, как к вражеским солдатам, так и к мирному населению. Такое отношение к нравственному облику солдата характерно исключительно для русской армии.

Вот для сравнения приказ, отданный германским кайзером Вильгельмом II 27 июля 1900 года карательному отряду в Китае: “Солдаты, при встрече с врагом побеждайте! Никому не давайте пощады, не берите пленных! Будьте беспощадны ко всем, кто попадет в ваши руки! Пусть боятся немецкого имени, как некогда боялись имени Атиллы» .

Как понимал Суворов воинскую присягу? Нынешнее объяснение присяги говорит, что присяга есть клятва и кажется поэтому слабодушным только "цепью", приковывающей их насильно к исполнению долга. Суворовское же объяснение присяги говорило прямо к сердцу: один десятерых своею силой не одолеешь, помощь Божия нужна! Она в присяге: будешь богатырь в бою. Такое истолкование присяги, как завета с Богом, ободряла слабодушных, которые познавали, что в бою получат и храбрость, и силу.

Суворов говорил, что не руки, не ноги, не бренное человеческое тело одерживают на войне победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то и победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности и всегда было неустрашимо и бестрепетно!

Суворов был непоколебим в своем уповании на Бога. В этом следует искать источник его гениальности как полководца. Озарение свыше и сила от Господа воинств дарованы были душе "ведущей воскликновение." Например, при Требии, в решительный момент, когда никакая тактика не помогала, Суворов, спрыгнув с лошади, пал ниц на землю и в молении к Богу пробыл в таком положении несколько минут, потом быстро дал такие приказания, что русские победили.

Убежденный, что молитва, привлекая помощь Божию, много укрепляет человека и сильно поднимает его дух, Суворов ни одной битвы не начинал и не заканчивал без молитвы. Пред битвою, помолясь Богу и благословив всех, он кратко, но сильно напоминал всем обязанности к Богу, к государю и Отечеству. Как молитвенно готовились воины суворовской армии к битве, говорит следующий пример: перед штурмом Праги (предместья Варшавы) в польскую кампанию 1794 года, с наступлением ночи солдаты надели чистое белье и, поставив у костров ротные и полковые образа, молились об укреплении сил на предстоящее дело и о даровании победы. Каждую победу, каждую удачу Суворов приписывал Подателю всех благ и тотчас спешил в церковь, где на клиросе пел с певчими. По убиенным воинам после сражений служились панихиды, после которых он в назидание живым нередко говорил короткое слово в память о павших.

Все награды за победы Суворов обыкновенно после обедни сам вносил в алтарь на блюде и просил священника окропить их святой водой, а потом, собственноручно в церкви возлагал на всех генералов и офицеров, удостоенных монарших милостей. Каждый из награжденных был вызываем, становился на колени, крестился, целовал знак отличия, после чего Суворов, вручая орден, благословлял награжденного. А сам любил, когда на него самого полученная награда была возлагаема священником. При сборе войск в лагере и в военное время Суворов часто присутствовал при утренней и вечерней заре и сам, сняв шапку, читал молитву "Отче наш".

Русская армия осознавала свое служение как миссию, как проповедь Православного христианства народам, страдавшим под игом безбожной власти. Российское христолюбивое воинство - воинство, возлюбившее Христа, и Христом возлюбленное, приобретало любовь и получало помощь местных жителей, которые власть, основанная на насилии, приобрести не может. Слава о доблести и человеколюбии Суворова и его солдат бежала впереди русской армии.

Закончить хочется словами А. В. Суворова: “Помилуй Бог, мы русские! Разобьем врага! И победа над ним, и над коварством будет победа!”

Суворов был родным сыном России, сердце его билось русской кровью и в соответствии с сердцем действовал разум. Патриотизм его был живой, горячий. Он любил все русское, внушал любовь к Родине и повторял, что гордится тем, что он русский.

Перед смертью, причастившись Святых Христовых Таин, Суворов произносит полные истинного смирения последние в своей жизни слова: "Долго гонялся я за славой - всё мечта. Покой души - у Престола Всевышнего".

В военной истории и в истории русской православной церкви останется подвиг Святых Отцов - боевых соратников Суворова. Армейские священники шли в бой в самые критические часы больших баталий. При Екатерине Великой, во многом благодаря рапортам Суворова и Потёмкина, священнослужителей стали награждать боевыми наградами. Всякому, кто читал измаильский рапорт Суворова, запоминается героический эпизод: «Полоцкого пехотного полка священник Трофим Куцинский во время штурма Измаильского, ободряя солдат к храброму с неприятелем бою, предшествовал им в самом жестоком сражении. Крест Господень, который он, яко знамение победы для воинов, носил в руках, пробит был двумя пулями. Уважая таковую его неустрашимость и усердие, осмеливаюсь просить о пожаловании ему креста на шею». Отец Трофим был не единственным священником, награждённым за штурм Измаила. Ощущение значительности подвига от Суворова передавалось солдатам и священникам, которые, в свою очередь, благословляли своего генерала.

Он построил несколько храмов (в Новой Ладоге собственными руками изготовил крест-распятие). «Постоянной заботой Суворова были церкви. Значительная часть оброков шла на исправление старых церквей и сооружение новых... Параллельно с заботами о церковных зданиях, утвари и вообще благолепии, отдавались распоряжения о помещениях для причта и его содержании. Давая распоряжения по постройке церкви в селе Рождествено, Суворов писал следующее: «На Рождественской Божией церкви на главах крестам должно быть самой первой работы и драгоценно позлащенным для прочности на обычай городовой, но без полулуниев».

Суворова отличала щедрая благотворительность. Только после смерти Суворова узнали, что он посылал ежегодно к святой Пасхе в петербургскую тюрьму несколько тысяч рублей на выкуп неимущих должников. Характерно в этом смысле письмо Суворова управляющему имения: «Ведай, что у меня денег нет, а долг есть, и год целый я тратился на церкви. Чем меньше мы издержим по Ундолу, тем больше по уплате долга останется нам денег на тамошние ризы к Божией церкви. Вот тебе, Поречнев, вся загадка, и можешь это объявить священникам. Смотри строго за благонравием, чтобы шалости все вывелись, чтобы ничто худое пред тобою затаено не было как сущему на месте вместо меня, и по этому преимуществу ты можешь виноватого наказывать. Проси священников, чтобы и они тебе помогли. Им сделать рясы приличные, как у московских городских священников».

Все вышесказанное только в малой мере рисует высокое благочестие великого воина, поднимавшее его на уровень святости. Сейчас в Свято- Тихоновском гуманитарном Университете ведется сбор материалов для прославления А.В.Суворова в лике святых. Когда работа закончится, документы будут поданы в Синодальную Комиссию по канонизации.

Суворов и… менеджмент

«Победа есть не роскошь, а первейшая необходимость»

А.В.Суворов

В начале рыночных преобразованиях в нашей стране экономисты-менеджеры часто опирались на западный опыт. Но все чаще наши школы менеджмента обращаются к опыту…Суворова. Летуновский В.В., руководитель Школы Корпоративного Тренинга, считает его «примером подлинно великих управленцев», выросшего на нашей национальной почве. «Управленческие находки Александра Васильевича Суворова могут помочь повысить эффективность менеджмента в российских компаниях самого разного типа, включая производственные».

Какие моменты управленческой системы Суворова он выделяет?

Прежде всего, те принципы, которые Суворов сам выделял как важнейшие.

«Глазомер». Суть его в бизнесе заключается в умении адекватно оценить ситуацию при принятии решении. В бизнесе, как и в бою.

«Быстрота». Суворовское «решаться скоро, хотя бы выбирая не лучшее из средств», весьма и весьма актуально. Очень часто переговоры, длящиеся долго, ничем не заканчиваются. Руководитель должен максимально быстро реагировать на ситуацию, подводя к заключению сделки, даже рискуя не обеспечить ее соответствующими ресурсами.

«Натиск». Это несокрушимый напор и сверхусилие при доведении дела до победного конца.

«Целеустремленность». «Всегда имей цель определенную». Русское «Авось» в Суворовской системе, как и в бизнесе, недопустимо, действия каждой части всегда имеют вполне конкретную цель. Но цель, вытекающую из знания задачи как на микро- , так и на макроуровне, говоря современным языком.

«Наступательность». Владение инициативой необходимо и для современного руководителя. Нужно всегда и во всем опережать главных конкурентов. Нужно владеть инициативой как в ходе переговоров с клиентом, так и в ходе бесед со своими подчиненными. Неутомимая бодрость, основа которой хорошая физическая форма - вот корень, из которого вырастает постоянная наступательность и владение инициативой.

«Завершенность». «Недорубленный лес всегда вырастает», - говорил Суворов и всегда старался окончательно разбить врага. Современный руководитель, ведя одновременно несколько дел, решает свои управленческие задачи половинчато, не договаривая и не доводя, к примеру, отношения с подчиненными и клиентами до полной ясности, что всегда приводит к неудачам.

«Нравственность». «По-настоящему мобилизовать человека и коллектив могут только высокие, духовные устремления. Истинная конкурентоспособность есть атрибут людей нравственных. Суворовская иерархия мотивов насквозь была проникнута идеей служения, долга, чести».

«Профессиональная подготовка». Он учил своих солдат и офицеров только тому, что реально может пригодиться в ходе боевых действий. Надо ли говорить, как важен профессионализм для управляющего. Нравственное воспитание, чувство национального достоинства, патриотизм. Нашему бизнесу как раз не хватает именно этих качеств. «Развитие честолюбия». В современных компаниях такой стимул называется система карьерного роста. Признание заслуг, дисциплина, личный пример - надо ли продолжать?

Суворовские принципы на Западе копируются вплоть до зубрежки. Прежде всего, всеми силами внедряется командный дух. В любом голливудском фильме все без исключения участники все время произносят: "Мы - одна команда».

В рекомендациях менеджерам всех уровней советуют чаще общаться с рабочими, чаще бывать в цехах, объяснять рабочим стратегию фирмы, их роль в повышении доходов, заботиться о сотрудниках. Японская система производственных отношений прямо копирует суворовский опыт. "Патерналистские" отношения внутри предприятий, когда постоянно подчеркивается общность целей между капиталистами и рабочими, создание сплоченных бригад, участие менеджеров в их работе, моральные стимулы типа "Японское - значит лучшее в мире". Все, вплоть до таких трогательных деталей как тестирование рабочих с помощью "суворовских вопросов" ("Сколько звезд на небе?", "Что было вначале - день или ночь?" и т.п.).

В рекомендациях менеджерам всех уровней советуют чаще общаться с рабочими, чаще бывать в цехах, делить с ними успехи и неудачи, быть с ними честными, показывать им пример вовлеченности в работу, объяснять рабочим стратегию фирмы, их роль в повышении доходов, заботиться о сотрудниках. Рекомендации "экспертов" в данной области подчеркивают, что роль "суворовских принципов" даже возрастает с внедрением новейшей технологии. Нынешние "интеллигентные" работники требуют к себе внимания, их роль возрастает с сокращением численности и усложнением функций. Недавно в Японии три человека, ответственных за компьютерную сеть управления движением метрополитена в Токио, остановили на день все движение метро в огромном городе!

Мы надеемся, что взятый нами ракурс не показался вам натянутым. Современному руководителю надо учиться у Суворова, ведь умение Суворова мотивировать людей до сих пор остается непревзойденным.

Заключение

суворов обучение победа

Изучение Суворовских компаний показывает, что будь у Суворова чуть больше свободы, которой его лишали политики большей частью из-за «демонстраций зависти», вне всякого сомнения, ему удалось бы взять Стамбул в турецкую компанию, и Париж в Итальянскую. Французский генерал Макдональд военные таланты Суворова ставил выше своего императора Наполеона, на службе у которого он считался одним из лучших маршалов. Генерал Массена, противостоявший Суворову с шестикратным превосходством во время швейцарского похода, говорил о том, что он отдал бы все свои победы за один швейцарский поход Суворова.

Надеемся, мы доказали, что Суворовым изобретена самая эффективная в мире система подготовки солдат к войне, а отсутствие поражений доказало её эффективность на практике.

Перед нами пример национального военного гения, практическая "наука побеждать" которого разработана на все времена.

Поэтому мы думаем, что методы и способы воспитания современных воинов в основе своей не требуют особого обновления. Они требуют самого пристального внимания. Как бы не изменился технический потенциал армий, центром ее, главной действующей силой всегда останется человек. Поэтому надо вернуться к методам, рожденным в 40-летней победоносной практике Суворова. К великому сожалению, сейчас молодежь, напуганная перспективой служить в "горячих точках", буквально бежит от армии. По данным министерства обороны, из каждых 100 подлежащих призыву молодых людей было призвано лишь в среднем 20-22 человека! Это гибель для армии, опасно для Отечества. Надо оснащать армию новой техникой, новым оружием, но прежде всего ("Духа не угашайте!"), надо помнить, что человек - решающий фактор войны и военного дела. В этом залог качества армии, ее боевой ценности и технического совершенств. Поэтому наша первостепенная задача - собирать и изучать по крупицам весь многовековой опыт побед русского народа. Чтобы победить сейчас!

Главная заслуга великого полководца была в воспитании солдата нового типа, нового - пусть для своего времени, но, оказалось - на все времена. Солдат должен, по Суворову, чувствовать себя личностью, верить в себя и собственные силы, в командира, в превосходящие возможности отечественной военной техники, должен «понимать свой маневр», обладать национальным самосознанием, и быть морально готов сразиться с самым сильным противником.

Во все времена полководцами справедливо ценилась сила духа войск, те внутренние пружины, которые были способны превратить разрозненных бойцов в один мощный организм. Эта сила была и остается - любовь к родине, патриотизм. Для истинного патриота нет больше чести, как с достоинством выполнять свой долг перед Родиной. Потому что «НЕТ БОЛЬШЕ ТОЙ ЛЮБВИ, АЩЕ КТО ПОЛОЖИТ ДУШУ СВОЮ ЗА ДРУГИ СВОЯ» (Евангелие от Иоанна 15. 13.). И это самое главное качество воспитывал Суворов в солдате - патриотическое чувство, любовь к России - «дому Богородицы». «Я русский! Мы русские!», бесконечно повторяя эти слова, полководец толковал их расширительно, под «домом Богородицы» имея в виду всю Россию. "Горжусь, что я русский!.. Потомство мое прошу брать мой пример... до издыхания быть верным Отечеству".

Несмотря на крупнейшие заслуги в деле развития русского и мирового военного искусства, Суворов и его система воспитания и обучения войск не получили надлежащего признания ни в России, ни за границей. Как он сам говорил, его «хвалили, любили, ему удивлялись, его ругали, над ним смеялись, но не понимали». А. Геруа, один из военных аналитиков конца ХIХ - начала ХХ вв. писал: "Забывали мы, что военная система должна быть плоть от плоти, кровь от крови наших местных, бытовых (политических, экономических и социальных) условий. И, в награду за это, к концу ХХ века получили Японскую войну. Не народила нам подражательная система ХIХ века ни Суворовых, ни Румянцевых». Когда дух Российской армии принижался и угашался, дело доходило до поражений, неудачных или кровопролитных кампаний, государственных крушений. Крымская война (1853-1856), Русско-японская и Первая мировая войны, катастрофы 1917 и 1941 годов, Гражданская война, распад Советского Союза (исторической России) в 1991-м - тому примеры. Армии, а вместе с ними режимы, империи гибли потому, что "Угашенный дух мстил за себя, мстил за Румянцева, мстил за Суворова", - отметил военный историк А. Керсновский.

Опыт предков говорит нам, что Россия выживает, живет, борется, побеждает благодаря своей духовности, культуре, стойкости, честной верности. Что без развития личности и культа духовных ценностей у страны нет полноценного бытия, национального лица, суверенного будущего. Надо чаще обращаться к опыту предков, с целью извлечь из него все то ценное в воинском искусстве, что было добыто ими потом и кровью.


Список использованной литературы

. Жукова М.Г. «Твой есмь аз. Суворов», М., 1998

. Михайлов О.Н. Суворов. - М.: Мол. гвардия, 1984

. Сухарева О.В. Кто был кто в России от Петра I до Павла I, М., 2005

. Наука побеждать. М.: Мол. Гвардия, 1984

.Суворов А.В.. Документы т. 1 под ред Мещерякова/ Материалы по истории русской армии. Сборники документов Русские полководцы М.: Воениздат, 1949

.Александр Васильевич Суворов: К 250-летию со дня рождения /Отв. ред. Л.Г. Бескровный. - М.: Наука, 1980

8. Геруа А.В. Суворов-солдат 1742-1754. (Итоги архивных данных о его службе нижним чином). Под редакцией Н. А. Епанчина. СПб, 1900 www.adjudant.ru <#"802169.files/image002.gif">

Александр Васильевич Суворов - (1730-1800) - великий русский полководец, не потерпевший ни одного поражения в своей военной карьере (более 60 сражений), один из основоположников русского военного искусства.

Князь Италийский, граф Рымникский, граф Священной Римской империи, генералиссимус российских сухопутных и морских сил, генерал-фельдмаршал австрийских и сардинских войск, гранд Сардинского королевства и принц королевской крови (с титулом «кузен короля»), кавалер всех российских орденов своего времени, вручавшихся мужчинам, а также многих иностранных военных орденов.


Книга, аналогов которой нет ни в одной армии мира. Труд великого русского полководца в своей философской основе исключительно точно отражает христианские нравственные истоки русского воинства и воинского духа.

Приложение 2


«Я бы отдал все свои победы за один швейцарский поход Суворова».

Массена, любимый маршал Наполеона

Приложение 3


Церковь в Кончанском во имя св. Александра Невского, небесного покровителя полководца, сооруженная по указанию самого Суворова. Освящена 13 марта 1779 г. Потомками бесславно утрачена.

Похожие работы на - Уроки Суворова и современность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!