К ИСПО ЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Период средневековья считается одним из важнейших этапов истории Руси (России), в котором произошел новый виток развития форм государственности, были сформированы основные культурно-историческая особенности страны, а также началось политическое и этническое преобразование из Руси в Россию. Данный исторический период необходимо разделить на несколько временных отрезков, которые представлены в научной литературе и исторических источниках неоднозначно и противоречиво. Некоторые этапы освещены полнее, чем прочие.
Преимущественно государственный строй Киевской Руси считается наиболее близким к раннефеодальной монархии и чаще всего так и описывается. Но, например, исторический период с IX по XII век не корректно определять как абсолютную централизацию власти, которая находится в руках одной управляющей династии.
Согласно выводам знаменитого ученого историка XX века - Ключевского В.О., вплоть до середины XI века «единовластие» правящих князей можно назвать явлением редким и скорее исключительным. Общественно-политический строй и сложная система взаимоотношений на тот хронологический отрезок было такова, что государство само по себе не могло выступить в роли единоличного обладателя власти публичной и принудительной. Помимо власти князей и их окружения имела свой законный и ощутимый вес и власть крестьянской общины, которая относится ещё к древнерусской верви. Сама община принимала на себя ряд обязательств по решению важных финансовых, административных и судебных вопросов. Во многих городах власть вече (народного собрания) могла соперничать с властью правящего князя и оказывать на него непосредственное влияние. Степень изученности. Для проведения исследования были использованы научные труды следующих авторов: Афанасьев А.Н., Пензев К., Абдуллаева Р.А. и Курбатов В. Цель курсовой работы: изучение системы становления государственного управления Киевской Руси в период с IX по XII век.
Согласно цели данной работы были выделены следующие задачи:
.) Определить и описать исторические аспекты, повлиявшие на процесс формирования Киевской Руси с IX по XII век;
.) Изучить специфику возникновения государственности;
). Проанализировать особенности государственного строя Киевской Руси в период с IX по XII век;
). Изучить систему государственного устройства Киевской Руси на период с IX по XII век.
Объект исследования данной курсовой работы - это система государственного управления в Киевской Руси.
Предмет исследования - это процесс формирования государственного строя Киевской Руси в период с IX по XII век.
Структуру данной курсовой работы составляют: введение, две главы, заключение и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КИЕВСКОЙ РУСИ IX-XII ВВ
.1 Образование Киевской Руси
Восточнославянские племена и племенные союзы к девятому веку были объединены властью варяжской династии Рюриковичей, сформировав восточно-европейское государство средневекового типа, именуемое Древнерусским государством, или Киевской Русью. Осью формирования этого государственного образования стал торговый путь «из варяг в греки», проходящий через земли, контролируемые племенами восточных славян: вятичей, ильменских словен, северян, кривичей, полочан, полян, дреговичей и древлян.
Занимаемая государством территория была весьма обширной: на пике своего расцвета страна древних руссов на юге контролировала земли до Таманского полуострова на юге, северные ее территории охватывали местность вплоть до верховьев Северной Двины, а западные владения завершались Днестром и верховьями Вислы. Середину двенадцатого века Киевская Русь встретила уже в состоянии политической раздробленности, которую марксистская ветвь историографии советского периода называла раздробленностью феодальной. Сохранившееся название объединяло пятнадцать княжеств, руководство которыми приняли различные ветви Рюриковичей, причем Киевское княжество стало коллективным владением этих князей, сам Киев формально считался столичным градом вплоть до момента нашествии монгольских племен.
Легендарная история создателями Киева представляет троих братьев-правителей полянских племен: Хорива, Кия и Щека. Обширные раскопки, проводимые многочисленными археологическими группами на территории Киева в течение и девятнадцатого, и двадцатого веков, наглядно доказали поселение, отстроенное на этих местах еще с середины первого тысячелетия н. э. Объемный материал арабских писателей десятого столетия, среди которых - Ибн Хордадбех, аль-Истархи и Ибн-Хаукаль, Киев именуется Куябой и упоминается в качестве крупного города. К примеру, Ибн Хаукаль отмечал: «Царь живёт в городе, называемом Куяба, который больше Болгара… Русы стабильно торгуют с хозаром и румом (Византией)»
Государство руссов впервые отмечается в документальных источниках в первой трети девятого века: Константинополь в 839 году принял посольских представителей кагана народа Рос, которые оттуда направлялись к императору франков Людовику Благочестивому. Примерно этой же временной отметкой отмечен и этноним «Русь», постепенно завоевывающий популярность. Термином «Киевская Русь» начали пользоваться существенно позднее - такое название встречается в исследованиях исторического характера только в восемнадцатом веке.
Первый константинопольский поход русов датируется современными хронологами 860-м годом, а «Повестью временных лет» относится к 866-му году. Исторические источники греков именно к этому походу привязывают процесс, завершившийся первым крещением Руси, вслед за которым в Древнерусском государстве появилась структура епархии, а вершина правящей пирамиды, предположительно вместе с главой, Аскольдом, приняла христианство.
-й год «Повесть Временных лет» отмечает как момент призыва на княжение варягов славянскими и финно-угорскими племенами. Аскольд и Дир, из числа дружинников Рюрика, в стремлении овладеть полным контролем над торговым путем «из варяг в греки» вплоть до самого Константинополя, установили свою власть в Киеве.
Рюрик умер в Новгороде в 879-м году, передав функции княжения формально малолетнему сыну Игорю, а фактически - регенту Олегу.
киевский русь государственность княжеский
1.2Изменения в государственном управлении в конце X - начале XII вв
Крещение Руси открыло для двора киевского митрополита дорогу к установлению структуры власти священников православной веры. Одномоментно с ними, в каждой из земель Киевской Руси в качестве наместников были посажены сыновья Владимира I, объединившие все княжеские структуры под крышей рода Рюриковичей, и только из этого рода и происходили любые удельники киевского великого князя. В источниках скандинавского происхождения упоминается информация о наличии у викингов ленных владений на землях русов, но их фактическое расположение затрагивало только вновь присоединенные окраинные земли Руси и даже во времена создания «Повести временных лет» их уже считали пережитком. Княжеские роды Рюриковичей самым ожесточенным образом боролись с оставшимися племенными князьями, к числу которых Владимир Мономах причисляет князя вятичей Ходоту и с сыном. Такая борьба выстраивала жесткую структуру централизованной власти.
Пиковый момент крепости центральной княжеской власти пришелся на правление двух великих князей - Владимира и Ярослава Мудрого, а затем, после небольшого периода нестабильности, вновь ярко проявил себя при Владимире Мономахе. Правящая династия деятельно укрепила свои позиции благодаря структуре и многочисленности династических браков международного уровня: французский король вступил в брак с Анной Ярославной, Всеволод Ярославич стал мужем византийской царевны, и то далеко неполный перечень. Настолько же интенсивные, но не настолько успешные попытки укрепления власти предпринимались и Ярославичами, но с намного меньшей успешностью.
Великий князь Владимир, а по некоторым источникам - Ярополк Святославич, в качестве княжеской уплаты за службу вместо денежного вознаграждения применяли земельные дары. Первоначально в кормление передавались города, а уже в одиннадцатом веке дружинникам передавались села. Подобное село для дружинника становилось вотчиной, а его дар предполагал и дарование боярского титула. Из подобных бор была составлена старшая дружина, и верность ее работы князю была построена не на величине владений, а на личной верности, поскольку сильного распространения условное землевладение не получило. Находившаяся при князе младшая дружина, иначе именовавшаяся «отроками», «детскими», «гридями», для обеспечения жизни использовала княжеские села и военные трофеи. Центральная военная сила Киевской Руси в одиннадцатом веке - ополчение, в случае войны получавшее на период военного времени оружейное и конное обеспечение из запасов князя. Использовавшиеся ранее для ведения войн наемники варяжской дружины перестали привлекаться еще со времен Ярослава Мудрого. Выдержка из краткой редакции «Русской Правды» Окончание правления Ярослава Мудрого стало в роде Рюриковичей моментом окончательного утверждения «лествичного» принципа в вопросах наследования земель. Внутри рода старший по линии родства (не по возрасту, принимал титул великого князя и Киев в качестве владения. Между оставшимися членами рода делились все остальные земли по принципу старшинства, с переходом власти от брата к брату и от дяди - к племяннику. В иерархической структуре русских стоþлоþв второе место принадлежало Чеþрнигоþву. Смерть каждого из рода Рюриковичей приводила к тому, то начинался переезд всехþ, по отношению к умершему младших в роду, в зеþмли, которые соþоþтвеþтствовали их новому статусу главенства. В случаях, когда появлялся новый член рода, ему определялась воласть в удел, которая включала город и земли. Каждый князь по праву княжил только в городе, где был князем его отец, иначе он начинал считаться изгоþеþм.
Весьма немалая часть земель с течением времени перешла под церковное управление и стала именоваться «моþнаþстырскиþ воþтчин». Уже в 996-м году для населения введена обязательная церковная деþсятина, а число þ еþпаþрхий выросло намного существеннее первоначальных четырехþ. В Киев переместилась и кафедра назначаемого патриархом Константинополя þ митроþпоþлитаþ, аþ уже правление Яроþслаþвþ Мудрого ознаменовалось избранием þмитроþпоþлита из числаþ русских по происхождению свящеþнникоþв. Очень весомое влияние приобрели Очень весомое влияние приобрели монастыри под управлением избираемых из братии глав - игуменов, а центральным объектом православия на Киевской Руси становится Киеþвоþ-Пеþчеþрский моþнаþстырь. Структуру особых советов при князе сформировали боþяреþ и дружина. В число советников входил митрополит, а также епископы и игумены, совокупность которых формировала цеþркоþвный соþбоþр. Поступательное развитие иерархии княжеской структуры привело к одиннадцатому веку к княжеским съездам - «снеþм». Советы действовали и в городских структурах, и такие советы становились ключевой опорной структурой бояр при продвижении ими своих требований в политических вопросах, что наглядно показали киевские воþсстаþния 1068-го и 1113-го гоþда.
Вторая половина одиннадцатого столетия и начало двенадцатого - времена формирования первого свода законов, приобретшего письменную форму - «Русскаþя Праþвдаþ». Этот свод претерпевал последовательное пополнение: примерно в 1015-1016-м годах к нему добавилась «Праþвда Яроþслаþваþ», затем в 107211111111072-м - «Праþвд Яроþслаþвичеþй», а в 1113-м их дополнил «Устаþваþ Влаþдимираþ Всеþвоþлоþдоþвичаþ». «Русская Праþвдþа» наглядно отразила не только дифференциаци населения, но и ее усиление. Включающее регламентацию положения множества категорий населения: смердов, челяди, холопов, рядовичей, закупов.
Одной из существенных особенностей «Праþ