Социально-политическое и экономическое развитие Афганистана во время правления эмира Аманулла-хана

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социально-политическое и экономическое развитие Афганистана во время правления эмира Аманулла-хана

Важнейшим событием в истории Афганистана начала XX века стало правление эмира Амануллы-хана, восстановление независимости и попытка проведения целого комплекса реформ.

За время правления Амануллы-хана Афганистан не только восстановил полную независимость, но и установил дипломатические отношения со многими странами. Также эмир посетил ведущие державы Европы и Азии в ходе своей заграничной поездки, подобной которой ранее не было в истории Афганистана. Эмир не только завоевал всемирную известность своей борьбой с колониализмом, но и был известен за пределами своей страны как сторонник глубоких реформ. Стране была дана первая в истории Афганистана конституция. Модернизация всех сфер жизни Афганистана затрагивала в том числе и религиозную сферу, что стало краеугольным камнем правления эмира, поскольку в ходе проведения реформ встал вопрос об отхождении от принципов ислама.

Находясь под впечатлением успехов реформ в Иране, и в особенности в Турции, Аманулла решил форсировать модернизацию в Афганистане, используя свою, по существу, неограниченную власть. Он не учел специфические особенности своей страны, за что и поплатился троном. Не все было гладко и в проводимых реформах. Лишь малая часть их была доведена до конца, в то время как многие либо были искажены в ходе реализации, либо дали отрицательный эффект.

Как бы там ни было, Аманулла осуществил первую попытку столь масштабного, комплексного реформирования Афганистана. Планировалось модернизировать все сферы жизни, одной из конечных целей ставилась задача построения единой афганской нации. Несомненно, эмир ставил перед собой грандиозные задачи, и он хотел видеть Афганистан сильным и процветающим государством, но нельзя отрицать, что им были допущены некоторые ошибки.

Основной целью этой работы является подробное изучение проводимых Амануллой реформ, а также всего, что оказывало на них влияние - внутреннее состояние страны, внешнеполитическая обстановка, развитие Афганистана в предшествующие годы, роль личности эмира и его ближайшего окружения. Безусловно, необходимо рассмотреть особенности Афганистана, которые во многом предопределили провал большей части реформ; анализ политики Амануллы невозможен без понимания сущности афганского общества.

Очевидно, что правление Амануллы-хана и сейчас заслуживает пристального внимания, поскольку эмира можно назвать первым по-настоящему крупным реформатором. Некоторые начинания Амануллы нашли отражение в реформах НДПА. Сейчас перед Афганистаном вновь стоит проблема реформирования страны, поэтому я считаю, было бы полезно извлечь уроки из проведения реформ Амануллы-хана.

В своей работе я попытаюсь выявить основные причины неудачи внутриполитического курса эмира и понять, можно ли извлечь из этого выводы, которые были бы актуальны применительно к современному афганскому обществу, поскольку многие проблемы, с которыми сталкивался Афганистан в начале XX века, стоят перед страной до сих пор.

Приход к власти. хан реформа афганистан

В XX век Афганистан вступил страной, сохранившей самостоятельность во внутренних делах, но с неполным суверенитетом во внешней политике. Он был изолирован от внешнего мира, что негативно сказывалось на политическом и экономическом положении страны.

Подвергаясь через внешнюю торговлю воздействию капиталистического рынка, Афганистан, однако, не был превращен в объект экспорта капитала. Афганское государство не имело внешних долгов, на его территории не существовали иностранные концессии и банки.

В экономической жизни господствовали феодальные отношения. Наряду с патриархально-натуральным хозяйством с примитивными орудиями труда, появились ростки товарно-денежных отношений, которые, однако, не имели заметного влияния на экономику.

Эмир Хабибулла-хан (1901-1919) пытался следовать политическому курсу своего отца Абдуррахман-хана во внутренней и внешней политике. Он направил свои усилия на укрепление государственного аппарата и реорганизацию армии с целью обезопасить существующий режим от народных восстаний, главную роль в которых играли крестьянские массы. Вместе с тем он вынужден был пойти на некоторые уступки представителям феодальной оппозиции, учредив в 1904 году Государственный совет, представлявший собой совещательный орган при эмире, который состоял из феодальной верхушки и ханов племен.

Правительством Хабибуллы-хана были проведены некоторые мероприятия, способствовавшие укреплению позиций национального купечества. Однако внутренняя торговля развивалась медленно. В целом, Хабибулла проводил политику изоляционизма. Во время его правления начинают появляться новые социальные слои: связанная с рынком часть помещиков, интеллигенция. Постепенно укрепляются позиции купечества, в Афганистане начинает формироваться национальная торговая буржуазия.

В стране были предприняты первые шаги создания промышленных предприятий, в первую очередь обслуживающих интересы армии. Строились дороги, мосты, прокладывались телефонные линии.

Эти преобразования, проведенные в период правления эмира Хабибуллы-хана, при всей своей ограниченности и непоследовательности в реализации имели немаловажное значение, создавая предпосылки для экономической модернизации.

Нежелание Хабибуллы-хана использовать благоприятную международную обстановку для избавления Афганистана от политической зависимости от Великобритании вызвало раздражение и у консервативной, и у реформаторской части общества. Эмир никак не воспользовался возможностью восстановления независимости, пока Великобритания была занята в Первой Мировой войне. Более того, он отклонил предложения германо-турецкой миссии Нидермайера-Хентига в 1915-16 годах, сохранив статус-кво в своих отношениях с англичанами. Несмотря на решение эмира поднять вопрос о признании независимости Афганистана на парижской мирной конференции в ноябре 1918 года, эмир был убит. Правда, версий убийства много. Ясности нет до сих пор, некоторые историки считают, что его убийство организовали англичане, недовольные постановкой вопроса о независимости. Но все же большая часть историков связывает его убийство со сторонниками реформ.

Аманулла был вторым сыном эмира Хабибуллы-хана. После загадочного убийства эмира во время охоты в провинции Лагман в стране сложилось двоевластие - брат покойного эмира, Насрулла-хан, настоял на том, чтобы старший сын покойного эмира Инаятулла-хан отказался от престола в его пользу, и в Джелалалабаде объявил себя эмиром. В то же время, в отличии от большинства придворных и Насруллы, Аманулла находился в Кабуле, в его распоряжении были казна и армия. Он также объявил себя эмиром, обвинил Насруллу в убийстве своего отца и поклялся, что не прекратит борьбу, пока не отомстит за отца. Армия поддержала Амануллу, джелалабадский гарнизон арестовал Насруллу-хана и его сторонников. В итоге Насрулла, поняв обреченность своего положения, признал Амануллу-хана эмиром. Насрулла-хан был обвинен в организации убийства эмира Хабибуллы-хана и посажен в тюрьму, где вскоре и умер, хотя его смерть долго скрывали от народа.

Одновременно со стремлением отомстить за смерть отца, Аманулла-хан объявил о своем намерении восстановить полную независимость Афганистана.

Главной целью эмира Амануллы было создание сильного афганского государства, и в этой связи одной из наиболее важных и сложных задач виделось становление единой нации. Но к моменту прихода эмира к власти на повестке дня стояли другие вопросы, и прежде всего, назрел вопрос о восстановлении внешнеполитической самостоятельности Афганистана, так и нерешенный отцом эмира, Хабибуллой-ханом. К этому времени сложилась благоприятная внешнеполитическая обстановка для решения этой задачи - Великобритания была ослаблена Первой Мировой войной, английские вооруженные силы в данном регионе были заняты борьбой с советской властью в Средней Азии, также существовала угроза восстания в Британской Индии. Все это свидетельствовало о том, что Афганистану пора поднять вопрос о восстановлении полной независимости, так как Великобритания была занята другими вопросами и вряд ли бы смогла позволить себе длительные военные действия против афганского государства.

Так и получилось. Третья англо-афганская война, которая по существу продлилась всего лишь несколько месяцев, была официально окончена подписанием прелиминарного мирного договора. Английское правительство к такому шагу подтолкнуло восстание пуштунских племен на территории Британской Индии и успехи Красной армии в Средней Азии, в частности, занятие ею Кушки. Несмотря на довольно неудачные боевые действия, Аманулле-хану удалось одержать дипломатическую победу и добиться признание полной независимости Афганистана де-факто. Хотя в договоре нигде об этом напрямую не говорилось, но признание англичан выражалось в прилагаемом к договору письме от индийского вице-короля к афганскому эмиру, в котором последний рассматривался как независимый правитель. Нельзя не отметить, что ценой этой победы стало признание линии Дюранда в качестве официальной южной границы Афганистана, что разделило пуштунские племена и породило одну из важнейших проблем Афганистана, сохраняющуюся и по сей день.

Внешнеполитическая обстановка. Первые шаги правительства Амануллы на международной арене.

В начале правления Аманулла пользовался большой популярностью у афганцев, поскольку он приобрел славу борца с британским империализмом, победителя в борьбе за независимость. Наряду с этим, у эмира сложилась репутация приверженца панисламистских идей и сторонника объединения исламских государств Средней Азии. Такая позиция также выражалась и в тесном сотрудничестве со всеми мусульманскими государствами Востока, в первую очередь с Турцией, а также с Ираном. Более того, как это можно выяснить из речи, произнесенной впоследствии Амануллой в Бомбее в 1928 году, он призывал и индийские народы, забыв о религиозных различиях, присоединиться к мусульманам в борьбе с западным империализмом.

Политикой панисламизма обусловлены требования Амануллы, предъявленные молодому советскому государству о признании независимости Хивы и Бухары в 1919 году. В октябре того же года эмир послал вооруженный отряд на помощь эмиру бухарскому, впоследствии Аманулла оказывал помощь развернувшемуся на территории Средней Азии басмаческому движению, направленному против установления советской власти в данном регионе. В то же время, в том же 1919 году дипломатическая миссия Шах Вали-хана отправилась в Россию, а советская миссия Бравина несмотря на провокации, организованные англичанами, все же смогла добраться до Кабула. После достаточно длительных переговоров, шедших с переменных успехом, 30 сентября 1920 года был подписан советско-афганский Договор о дружбе, согласно которому Советская Россия обязывалась предоставлять Афганистану ежегодную субсидию в 1 млн. рублей, выполнить поставку партии самолетов, винтовок и артиллерийских орудий, а также построить завод по производству бездымного пороха. Одна статья договора гласила о признании независимости Хивы и Бухары, что не было соблюдено в действительно, так как к моменту полписания договора там уже была установлена советская власть, также не были претворены в жизнь положения еще одной статьи, в которой оговаривался переход к Афганистану Пендинского оазиса. По этому договору советская сторона получала право открыть свои представительства в пяти крупных афганских городах. Впоследствии, 31 марта 1926 г. Советский Союз заключил с Афганистаном Договор о нейтралитете и взаимном ненападении, подписанный в пригороде Кабула Пагмане - «Пагманский пакт». Статья 5-я предоставляла сторонам право полной свободы в своих внешних сношениях.

В Великобритании негативно встретили новость о подписании Договора о дружбе, англичане стали прилагать усилия для подписания англо-афганского договора, чтобы не допустить усиления Советской России в регионе. В свою очередь, Аманулла-хан также не желал усиления советского влияния, так как опасался большевистской пропаганды среди этнических меньшинств Афганистана и деятельности Коминтерна. 22 ноября 1921 года был подписан англо-афганский договор, который предусматривал обмен дипломатическими посольствами и открытие торговых представительств, подтверждалась независимость Афганистана и его граница по линии Дюранда. Также оговаривался беспошлинный ввоз товаров в Афганистан через Британскую Индию и также провоз оружия, если это не противоречит интересам Великобритании.

Таким образом, Афганистан вернулся к политике лавирования между двумя крупными державами. Это означало поддержание как минимум нейтральных отношений и с советской Россией, и с Великобританией. Первое привело к тому, что поддержка басмаческого движения сошла на нет к 1922 году, а второе - к тому, что понизился авторитет эмира как борца с английским колониализмом.

Двоякое отношение в этом плане сыграли и тесные отношения с Турцией. 21 марта 1921 г. в Москве был подписан афгано-турецкий договор, подтвердивший независимость Турции и признавший Афганистан «независимым в полном и реальном значении этого слова». В документе было признано право всех народов Востока на абсолютную свободу и независимость. Это вполне соответствовало идеям панисламизма, но в то же время, пришедший к власти в Турции Мустафа Кемаль стал проводить комплексные реформы, одним из результатов которых стали ликвидация султаната и секуляризация. Таким образом был нанесен удар по чувствам мусульман во всем мирре. Наиболее консервативная часть афганского общества негативно оценивала чрезвычайно близкие отношения с государством, отошедшим от многих принципов ислама.

Итак, интересы внешней политики государства постепенно свели на нет панисламистские устремления молодого эмира, что лишило его первоначальной поддержки ортодоксального духовенства, которое еще скажет свое слово в борьбе с Амануллой.

Внутренняя политика. Первые реформы.

За время правления Хабибуллы-хана в Афганистане сложились условия для распространения в обществе либеральных идей, появились сторонники реформ, заимствовавшие опыт у турецких и иранских реформаторов. Так возникло движение младоафганцев - сторонников реформ, выступавших за модернизацию различных сфер жизни Афганистана, а именно за введение конституции, ограничение власти монарха, учреждения парламента, создание эффективного правительства, развитие науки, просвещение, культуры, приобщение к достижениям западной цивилизации, обеспечение социальной справедливости, укрепление основ национального единства, достижения политической независимости. По мнению младоафганцев, политическая независимость создает необходимые условия для развития страны по пути социального и культурного прогресса. Именно поэтому главной задачей младоафганского движения было восстановление полной независимости.

В экономическом плане младоафганцы были заинтересованы в правовом признании частной собственности на землю, отмене внутренних таможен и устранении других преград на пути развития товарно-денежных отношений.

Младоафганцы сотрудничали с Амануллой, пока он еще был принцем, и он разделял их идеи. Придя к власти, он превратил в жизнь многие положения программы младоафганцев.

Поражение Насруллы-хана, пользовавшегося поддержкой мусульманского духовенства и значительной части влиятельных ханов и феодально-родовых вождей пограничных афганских племен, создало благоприятные предпосылки для модернизации страны.

Опираясь на патриотический подъем масс, младоафганское правительство Амануллы-хана приступило к решению насущных задач, с целью реорганизации системы государственного устройства, судопроизводства, основ экономической, социальной, культурной жизни. Широкомасштабная реорганизация была призвана сломать устои феодальных отношений и дать толчок развитию товарно-денежных отношений, вывести Афганистан на новый социально-экономический уровень.

Реформы первого этапа можно разделить на три группы: политические, экономические и социально - бытовые.

В 1923 году была принята конституция страны, являвшаяся первым правовым документом, провозглашавшим основные права и свободы человека. В первых главах конституции провозглашались суверенитет и территориальная целостность Афганистана, а ислам признавался государственной религией. При этом объявлялась свобода вероисповедания других ведущих мировых религий. Но их приверженцы должны были платить специальный налог и носить отличительные знаки. Также, в одной из статей перечислялись полномочия монарха, что можно трактовать как правовое ограничение его власти, и соответственно, переход от абсолютной монархии к конституционной.

В конституции не употребляется термин «афганский народ», вместо него используется выражение «лица, проживающие в Афганистане». Это, с одной стороны, обходит стороной столь деликатный вопрос о том, кого надо называть афганцем, а с другой - уходит от бытовавшей ранее традиции считать афганцами только пуштунов.

В конституции было закреплено равенство всех подданных перед законом и шариатом независимо от их национальной и религиозной принадлежности.

Запрещались поборы в пользу местных властей и чиновничества. В конституции были устранены такие феодальные пережитки как рабство, феодальные поборы и повинности.

Провозглашались свобода печати, слова, объединений (но имелись ввиду не политические, а только экономические), обращений с ходатайством, свобода образования, право на труд с учетом вакансий и квалификации, неприкосновенность имущества, равенство в уплате налогов, запрет на обыски и конфискацию, запрет подневольного труда и пыток, неприкосновенность жилища.

Провозглашалось разделение властей на три ветви. Конституция сохраняла монархическую форму правления, но вводила новые органы власти. Высшим исполнительным органом стал кабинет министров, министры несли личную и коллективную ответственность перед эмиром за свою деятельность, которая контролировалась также Придворным советом (Дарбар-е Али), который в свою очередь состоял из ханов племен. Членство в нем передавалось по наследству, но требовало личного одобрения эмира. Главным представительным органом стал Государственный совет (Шура-йе даулати), половина депутатов которого назначалась эмиром, другая половина избиралась. Совет носил законосовещательные функции. При этом главой законодательной и исполнительной власти являлся эмир. Верховный суд (Диван-е Али) предназначался только для суда над министрами. Судебная система объявлялась независимой, но эмир оставался высшей судебной инстанцией.

Произошло новое административно-территориальное деление: территория Афганистана делилась на пять провинций и четыре больших округа, провинции в свою очередь делились на обычные округа.

В 1921-1925 гг. был разработан новый Уголовный кодекс. Мера наказания за преступления зависела от возраста преступника. До 15 лет он не нес уголовной ответственности, с 17 лет нес, но не подвергался наказанию. Все преступления были разделены на три группы, в зависимости от тяжести. Отдельная статья была посвящена преступлениям против государства. К числу таких, в частности, причислялась призыв к мятежу, а также публикация соответствующих призывов в печати. Иностранцы, совершившие преступление, подвергались тем же наказаниям, что и афганцы. В целом, несмотря на внесение некоторых либеральных идей в уголовное делопроизводство, система наказания оставалась традиционно жесткой.

Особое внимание эмир уделял экономике. Таможенная реформа 1920 года устранила многие архаичные пошлины, в то же время она была частью политики протекционизма.

В 1920 был принят закон о налоге с поливных земель. С одной стороны, произошло нормирование налога, так как вычисление нормы налога зависело теперь не от вида орошения, как раньше, а от величины среднего натурального налога за прошлые годы. Но с другой стороны, переход от натуральной на денежную форму налога заставлял крестьянина искать пути получения денег, что влекло за собой попадание крестьян в экономическую кабалу к ростовщикам и торговцам-скупщикам.

В целом, правительство Амануллы сделало акцент не на прямых, а на косвенных налогах. Налоговые реформы приблизили сельское хозяйство к рынку, но вызвали обезземеливание крестьян. С другой стороны, переход от натурального налога к денежному снизил коррупционную свободу деятельности сборщиков налогов, которая в прежние времена переходила все границы.

В 1921 г. был принят Закон о поощрении развития промышленности, в соответствии с которым бесплатно предоставлялись земельные участки под строительство фабрик, предприятия на десять лет освобождались от налогов на импортируемое оборудование; также предусматривалось предоставление государственного заказа, правительственных субсидий.

Развитию коррупции способствовало и отсутствие единой системы мер и весов. В 1925 г. эмир ввел десятичную и метрическую системы, но его усилия не дали ожидаемый результат.

Также, в целях борьбы с коррупцией были проведены преобразования в таможенной сфере. Все ввозимые товары разделялись на три категории: научная литература, образцы вооружения и техники, который не облагались пошлинами; предметы роскоши, которые облагались 100% пошлинами и остальные товары, размер пошлин на которые различался. Были введены специальные формы, для заполнения их проверяющими таможенными чиновниками, но все эти мероприятия не смогли подорвать устоявшуюся коррупционную составляющую таможенной службы.

Модернизация налоговой системы дала возможность правительству впервые в истории составлять бюджет и контролировать государственные расходы. Однако, по существу, возобновлялась отмененная в начале правления Амануллы бесплатная трудовая повинность (бегар), поскольку новое законодательство вменяло населению необходимость ирригационных работ, работ по строительству и ремонту дорог, мостов, очистке от снега постоялых дворов.

В 1923 г. был издан Закон о налоге со скота (закат), который унифицировал обложение всех скотоводов и отменял дополнительные налоги, вводил единый денежный налог.

Однако все эти преобразования в налоговой сфере вовсе не означали перехода от большого количества разнообразных налогов к единому. Во время Амануллы-хана были введены многие новые виды налогов, как уже было сказано выше, в основном косвенные, причем ими облагался очень широкий спектр деятельности. Такая мера была предпринята для увеличения бюджета, что было необходимо в связи затратами на модернизацию страны, закупку вооружения за рубежом и т.д. Помимо перечисленных налогов, в эпоху Амануллы взимались подворный налог, или налог с домовладения, налог с ремесленного производства, мельниц, маслобоен, налог в пользу вдов и сирот и многие другие.

Огромное значение имела земельная реформа эмира. Закон о продаже государственных земель 1923 года признавал безусловное и неограниченное право частной собственности за всеми покупателями. Впервые в истории Афганистана началась продажа государственных земель. Это несомненно пополняло государственный бюджет, но привело к ухудшению положения крестьянства. Условия приобретения земель ставили перед крестьянами большие трудности: у крестьян зачастую не было такого количества наличных денег, чтобы заплатить всю сумму сразу, более того, необходимо учитывать, что за право получить возможность покупки данного участка крестьянин должен был дать взятку чиновнику, тоже наличными. И даже купив участок, крестьянам приходилось тратиться на приобретение своего собственного инвентаря, скота, зерна, что толкало их в зависимость к ростовщикам.

Также неудачей закончились и другие преобразования в аграрной сфере. Проведенные на юге страны оросительные работы не увеличили площадь орошаемых земель, а лишь увеличили степень орошения уже существующих, в основном помещичьих хозяйств. Неудачей закончилась и попытка переселения кочевников с юга на север, предпринятая в 1923 году.

Эмир уделял внимание и промышленности, было экспортировано огромное количество оборудования, прежде всего из Германии и Японии. Однако это не дало положительного эффекта, поскольку у Амануллы не был четкого плана развития промышленности. Более того, зачастую афганцы просто не знали, как работать с современными образцами техники, полученными из-за рубежа, и они просто оставались лежать на складах.

В 1923 г. была проведена денежная реформа, вместо старой валюты рупии вводилась новая - афгани.

Стремясь ограничить экономическое влияние иностранного, англо-индийского капитала, монополизировавшего внешнюю и частично внутреннюю торговлю Афганистана, правительство Амануллы-хана стало проводить протекционистскую политику в отношении местного купечества. В сфере торговли эмир старался поддерживать экспорт, этому служило принятие единой 5% пошлины на экспортируемые товары. Также эмир поощрял создание акционерных компаний - ширкетов, сам эмир и его ближайшее окружение были владельцами некоторых из них. К концу 20-х годов национальный капитал осуществлял около 40% всех внешнеторговых операций. Вырос торговый оборот Афганистана с Россией и Персией. Основными статьями экспорта были сухие и свежие фрукты, овощи, шкуры, шерсть, шелк и ковры.

Говоря о преобразованиях в экономической сфере, нельзя не упомянуть, что все расходы на модернизацию финансировались из внутренних источников, что легло тяжелым бременем на население Афганистана, прежде всего на крестьянство. Такая ситуация обуславливалась тем, что Великобритания перестала выплачивать субсидии, что стало логичным последствием восстановления независимости Афганистана. Советский Союз выплачивал сумму, оговоренную в договоре 1921 года далеко не полностью. Другой иностранной помощи, кроме разового германского кредита, Афганистан за время правления Амануллы-хана не получил.

Также Аманулла провел реформирование армии. Ранее использовалась система набора хашт-нафари, по которой каждый восьмой мужчина племени отправлялся на службу, в такой системе новобранцами становились провинившиеся члены племен, или те, кому за это заплатили свои же соплеменники. Чтобы устранить влияние племен на формирование армии, эмир ввел систему выбора рекрутов по жребию (пшик). Такая система выводила набор в армию из-под контроля племенной элиты, теперь и дети знати могли стать новобранцами; все это, естественно, сделало реформу непопулярной среди племенной знати.

В 1921 году в Кабул прибыли турецкие военные инструкторы, которые приняли участие в модернизации армии. Их поддерживал Махмуд Тарзи, который в целом хотел заимствовать опыт младотурецкого движения, а генерал Надир-хан напротив, не разделял взглядов турецких специалистов. Они считали, что не нужно поднимать жалованье солдатам, как это первоначально обещал эмир (до 20 рупий в месяц), а лучше вместо этого обеспечить солдатам достойное питание, обмундирование и условия проживания в казармах. В итоге солдатам стали платить по 5 рупий, но и эти деньги зачастую разворовывались офицерами, также не удалось обеспечить обещанные улучшения условий службы. В итоге армия не стала надежной опорой режима, и проявила себя не с лучшей стороны уже при подавлении мятежа в Хосте в 1924 году. Надир-хан, пользовавшийся авторитетом среди местных племен, отказался возглавить подавление мятежа. В целом, пуштунские племена активно сопротивлялись новой системе набора в армию, и армия состояла по большей части из предстателей национальных меньшинств.

Изменения произошли и в области образования. В Кабуле были открыты три новые средние школы. В одной из них преподавание велось на французском языке, а первым директором был француз А. Фуше. Она была открыта в 1922 году и названа в честь Амануллы - «Амания» (после падения режима эмира она была переименована в «Истиклял»). В 1924 году открылся лицей «Амани» (впоследствии «Неджат»), который строился на немецкой системе обучения. И в 1927 году был открыт третий лицей - «Гази», преподавание в котором велось на английском языке, а учителями были индийцы. Также, в 1921 году был открыт первый женский лицей «Малалай». Начальное и среднее образование были бесплатными, сверх этого, в средних школах ученики получали материальные пособия.

В соответствии с Законом о печати от 1925 года, в Афганистане официально разрешалось издание частных газет.

Преобразования коснулись и социальной сферы. Процессы помолвки и заключения брака определял изданный в 1923 году семейный кодекс, также он запрещал полигамию и браки между несовершеннолетними. В том же году в Кабуле были открыты две новые больницы. Санитарные мероприятия в сфере здравоохранения ограничились Кабулом, общая ситуация в стане была плачевной ввиду игнорирования гигиенических процедур и недостатка медикаментов и квалифицированный врачей.

Прочие социально-бытовые реформы включали мероприятия по секуляризации народного образования, расширению школьной сети и т.д.

Одними из наиболее важных реформ были реформы в духовной сфере, поскольку именно они затрагивали религиозные устои общества и наиболее болезненно воспринимались традиционным афганским обществом.

Многие предстатели духовенства использовали свое влияние в народе в личных целях. Аманулла понимал, что не только консерватизм мешает духовным лицам принять реформы, но и личные мотивы, нежелание поступиться своими привилегиями. А их у духовенства было достаточно - муллы занимали должности судей, учителей, занимались религиозной деятельностью в армии. Территории церковных земель (вакфа) были обширны. Афганское общество было традиционным, оно сохраняло приверженность принципам ислама и священнослужители занимали в этом обществе очень важную социальную нишу, он имели политическое и социальное влияние, их деятельность находила отражение во всех сферах деятельности общества.

Аманулла хотел вывести из-под контроля духовенства области судопроизводства и просвещения, поскольку многие мулы сами были необразованными людьми и, более того, активно выступали против идеи своего переобучения для подтверждения квалификации. Стремление эмира провести секуляризацию некоторых отраслей и усилить государственный аппарат означали одновременное снижение роли духовенства, чего последние никак не желали.

Аманулла пытался привнести либерализм в религиозную жизнь. Помимо вышеупомянутой идеи повысить уровень образованности духовенства, эмир осуществил более радикальную реформу. Он перенес выходной день с пятницы на четверг. Противники эмира обвиняли его в искажении принципов ислама, он же видел смысл реформ в том, что многие мусульмане тратят пятницу, свой выходной день, на отдых, вместо того, чтобы молиться; теперь же они получали возможность отдыхать в четверг, а в пятницу исправно молиться.

Восстание в Хосте. Лойя Джирга в 1924 году

Реакцией на первый этап реформ стало восстание в провинции Хост в 1924 году. Оно вспыхнуло среди племен мангал и джадран в марте. Восставшие выступали против, прежде всего, положений конституции, которые касались семейных отношений и положения женщин. Они были недовольны, что теперь по закону они лишались всеобъемлющей власти над своими женами и дочерьми, а муллы были возмущены тем, что вопросы семейной жизни вышли из-под их юрисдикции. Особое раздражение вызывало решение эмира открыть женские школы. Также, необходимо приять во внимание, что это были приграничные племена, которые жили за счет торговли с Британской Индией, которая представляла собой зачастую контрабанду. Этим объясняются требования, выдвинутые восставшими: снижение налогов и восстановление свободной торговли с Индией.

Как уже было отмечено выше, афганская армия оказалась не способна подавить мятеж, тогда эмир решил призвать восставших к переговорам. С этой целью к восставшим муллам была отправлена делегация из наиболее авторитетных духовных лиц, сохранявших лояльность эмиру во главе с Шер Агой. Ходили слухи, что он тайно перешел на сторону восставших. Правительство попыталось использовать племена гильзаев-ахмадзаев, которые в то время возвращались из Индии в Афганистан. Первоначально, удалось уговорить два племени помочь правительственным войскам, но они неожиданно перешли на сторону восставших. Тогда Аманулла был вынужден вернуться к столу переговоров. Было решено созвать Лойю Джиргу в Кабуле.

система набора в армию «хашт нафари» сохранялась, новобранец мог быть заменен другим пригодным к службе армии человеком, выразившим желание служить; разрешался откуп от воинской службы

разрешаются браки между несовершеннолетними;

разрешается полигамия;

брак со второй, третьей и четвертой женой может состояться без одобрения первой жены или при иных условиях; если мужчина относится по-разному к своим женам, то дело может быть немедленно передано в суд;

ближайшим родственникам мужского пола разрешается заниматься воспитанием женщин в семье

после повторного преступления вора следует предать казни

приговор к тюремному заключению может быть смягчен, если осужденный показывает признаки раскаяния;

понятие «свобода» никогда не применялось, не должно и не будет применяться в отношении веры и религии; удостоверение личности, согласно шариату, не считается обязательным;

сохраняются школы по изучению Корана.

Аманулла также решил создать Комитет улемов, задачей которого была проверка принимаемых правительством решений на соответствие Корану. Эта мера улучшила отношение к эмиру среди духовенства, они поддержали стремление эмира набрать ополчение среди хазарейцев и племен момандов, шинвари и вазиров для подавления восстания в Хосте.

Несмотря на принятые Лойей Джиргой решения, после ее окончания мятеж не прекратился. Когда мятеж уже начал было затухать, масла в огонь подлило появление в Хосте одного из сыновей Якуб-хана - Абдул Карима, бежавшего из-под надзора англичан с территории Британской Индии. Этот молодой человек, в жилах которого текла кровь эмира Якуба (хоть тот и был ставленником англичан), стал знаменем для восставших, поскольку теперь у них был свой кандидат на престол эмира. Однако развязка была уже близка. Два одновременных фактора сыграли свою роль в подавлении восстания: наступление зимних холодов (в это время кочевые племена уходят в Британскую Индию) и военная помощь Советского Союза, предоставившего Аманулле несколько боевых самолетов. В январе 1925 года мятеж был подавлен, его руководитель «Хромой мулла» был арестован и впоследствии казнен, Абдул Карим бежал в Индию, затем в Бирму, где и погиб при невыясненных обстоятельствах.

Итогом восстания стала отмена некоторых преобразований и возвращение к племенному принципу набора армии, что усилило влияние племен, а стремление эмира опираться на лояльные ему национальные меньшинства, в особенности на хазарейцев, понижало авторитет Амануллы среди пуштунских племен.

Зарубежная поездка

Урегулировав внутриполитическую обстановку, Аманулла отправился в длительную заграничную поездку с декабря 1927 по июль 1928 года. Целью поездки было получение представления о достижениях западной цивилизации, успехах реформ таких стран Востока как Турция и Иран, установление дипломатических отношений с различными странами мира и подписание торговых договоров. Как говорил сам эмир, «Я еду в Европу по двум причинам: во-первых, я хочу привезти в свою страну все лучшее, что имеется в Европе, а во-вторых, показать, что Афганистан на мировой карте занимает свое собственное место». Желая представить Афганистан в мировом сообществе как суверенное государство, еще в 1926 году Аманулла принял титул короля (падишаха) для увеличения своего престижа. Также Аманулла хотел найти внешние источники финансирования для проведения реформ, поскольку внутренние резервы были для этого явно недостаточны.

Свой маршрут король проложил чрез Британскую Индию, где он ввел в замешательство местные власти, выступив с речью в Бомбее. Аманулла обращался к индийцам, называя их братьями афганцев, и призвал их объединиться в борьбе с британским империализмом, забыв религиозные различия.

Антиколониальными призывами сопровождалось и посещение королем Египта, находившегося в то время, по сути, в колониальной зависимости от Великобритании. Первой из европейских стран, которые посетил король, стала Италия. Здесь он подписал договоры о военных поставках в Афганистан, об отправки туда итальянских инженеров, также было куплено 32 артиллерийских орудия и 150 автомобилей марки «Фиат».

Во Франции Аманулла заключил соглашение о поставке крупной партии стрелкового оружия и боеприпасов, приобрел пять броневиков и три артиллерийские батареи. Германия предоставила Афганистану беспроцентный кредит на пять миллионов марок сроком на восемь лет. Боясь брать внешние займы, чтобы не попасть под влияние европейских стран, он выбрал другой способ экономического сотрудничества - заключил с французскими и немецкими компаниями соглашение о предоставлении им права на строительство железных дорог и добычу некоторых минеральных ресурсов (например, лазурита) в Афганистане.

Посетить Великобританию Аманулла согласился лишь при условии, что ему там окажут подобающий прием. В итоге визит состоялся, и к Аманулле обратились по протоколу - Ваше величество, признавая тем самым восстановление полной независимости Афганистана. Деловая часть переговоров, которые вел король с госсекретарем по иностранным делам Остином Чемберленом, касалась в основном вопроса о границах, но британская сторона уклонялась от разговоров по существу. Тем не менее, королю были вручены дорогие подарки: три броневика, несколько пулеметов и артиллерийских батарей, 1000 винтовок и 100 000 патронов к ним.

В СССР Амануллу ждал очень теплый прием, его восхваляли как борца с английским империализмом и революционера Востока. В подарок король получил 4 трактора, несколько танков и самолетов. Одним из результатов этого визита стало упрочнение отношений между двумя государствами, во всяком случае, на дипломатическом уровне - в июне 1928 советская миссия в Кабуле и афганская миссия в Москве были преобразованы в посольства.

В общем, зарубежная поездка оправдала надежды Амануллы, ему удалось установить контакты со многими странами, порой ненужные с практической точки зрения, но установленные для повышения вовлеченности Афганистана в мировое сообщество. Было подписано около десяти торговых договоров, королю удалось привлечь в Афганистан специалистов и частные фирмы таких европейских стран, как Германия, Франция и Италия. Было закуплено или получено в подарок большое количество вооружения и техники.

Но главным результатом поездки стало твердое намерение форсировать модернизацию, с которым король вернулся в Афганистан. На него сильно повлиял пример успешности проводимых реформ в Турции и Иране, Аманулла решил использовать их опыт и ускорить проведение реформ за счет более жестких мер. Видя сильную этатистскую политику Мустафы Кемаля и Резы Шаха, Аманулла решил сразу же по возвращению приступить к решению наиболее болезненных из проводимых реформ - социальных.

Впрочем, некоторые считали, что не стоит воспринимать второй этап реформ только как следствие увиденного за рубежом. Проводимые на втором этапе реформы были логическим продолжением прошлых реформ и были продиктованы необходимостью развития Афганистана. Как писала газета «Правда востока», «социальный генезис их - в экономических интересах афганского торгового капитала и в тех условиях, какие этот последний стремится обеспечить для своего развития».

Второй этап реформ

В целом, в 1924-1928 Аманулла старался избегать репрессивных мер против духовенства, если не считать организаторов восстания в Хосте. Но ситуация поменялась, когда Амануллла вернулся из зарубежной поездки. Его намерение радикально провести некоторые болезненные социальные преобразования повлекло за собой открытое противостояние с духовенством.

Аманулла пришел к выводу, что ему не удастся привлечь духовенство на свою сторону, что муллы либо слишком ортодоксальны, либо слишком корыстны. Поэтому необходимо применить решительные меры для устранения влияния мулл в афганском обществе и устранить таким образом одно из главных препятствий на пути реформ.

Такая позиция нашла отражение в проектах реформ, предложенных для обсуждения собравшейся в 1928 году Лойе Джирге. Там содержались пункты, направленные на подрыв позиций духовенства: образование для мулл, учреждение школы мусульманских правоведов и школы для юристов светского законодательства, полная ликвидация вакфов, также запрещалась деятельность мулл, получивших образование в одном из индийских колледжей, поскольку его выпускники, попадая на территорию Афганистана, занимались активной антиправительственной пропагандой. Также было запрещено предоставлять работу муллам из Средней Азии, известным своей ортодоксальностью. Все это было воспринято духовенством как сигнал к началу войны.

Краеугольным камнем второго этапа реформ, которые касались, прежде всего, социальной сферы, стали прав женщин. Большую активность в борьбе за права афганских женщин проявляла королева Сорайя. 25 июля 1928 года в газете «Аман-е Афган» была опубликована написанная ею статья, в которой говорилось, что в давние времена женщина полностью принадлежала своим родственникам, а ислам уравнял мужчин и женщин, сделав женщину опорой и поддержкой мужчинам. Она призывала женщин к отказу от ношения чадры. Сам король также коснулся темы одежды, запретив чиновникам ношения чалмы и шаровар, заменив их на европейскую одежду.

В августе в Афганистане отмечалась очередная годовщина восстановления независимости, и король решил совместить празднования этой даты с открытием Лоии Джирги, на которой он планировал поставить вопросы о новых реформах. Заседание король начал с наиболее болезненного вопроса - о женских правах. Сначала король оповестил собравшихся, что отправил группу молодых афганок на учебу в Турцию, а затем обратился к вопросу о полигамии. Он процитировал Коран, где разрешалось иметь до четырех жен, но только при условии абсолютно равного отношения к ним. Аманулла заявил, что это невозможно, и поэтому следует иметь лишь одну жену. Король объявил, что женщины могут по своему желанию снять чадру, однако в ношении одежды им следует придерживаться норм, предписанных исламом.

Также, Аманулла представил проект создания более сильного представительного органа - парламента, выборы в который должны были проводиться народным голосованием, со сроком полномочий в три года. Создание такого органа предполагало роспуск Государственного совета, что должно было ослабить влияние ханов племен.

Король вернулся и к вопросам организации армии - он выступил с предложением увеличить срок службы с двух до трех лет, отменить право замены рекрута и откупа от несения службы. Более того, планировалось закупить еще крупную партию оружия (50 тыс. винтовок) и амуницию, для чего вводился новый налог, при этом основная его тяжесть должна была лечь на чиновников (с них причиталось по месячному окладу).

В экономической сфере король хотел усилить роль государства. И с этой целью предложил создать государственный банк, использующий купеческие капиталы для нужд государства. Но купцы побоялись доверять свои деньги государству, и этот проект был отклонен.

В области образования Аманулла выступил с идей введения всеобщего обязательного образования с 6 до 11 лет и даже совместного обучения девочек и мальчиков.

К прочим вопросам можно отнести предложения об отмене наследственных титулов, упрощение придворного церемониала, упразднение всех орденов и медалей, кроме Ордена Независимости. Предлагалось ужесточить меры по борьбе с коррупцией. Джирга одобрила предложение эмира о замене государственного флага Афганистана на новый - черно-красно-зеленый.

Лойя Джирга хоть и неохотно, но все же приняла предложения короля о поправках к конституции, несмотря на то, что они ущемляли интересы племенной знати. Были одобрены и военные реформы, но социальная программа Амануллы встретила резкий отпор. Поняв, что на джирге многое будет отклонено, Аманулла перенес обсуждение вопросов на дарбары, где были более лояльные королю представители чиновничества и торговой буржуазии.

Резко обострились отношения короля с духовенством. Аманулла решил убрать мул из армии, запретив солдатам иметь своего духовного наставника. «Вашим духовным лидером, - говорил он, обращаясь к армии, - должна быть ваша винтовка». Это решение не было поддержано, зато удалось заставить мулл пройти переаттестацию на право проповедовать и получить лицензию. Разрыву отношений с духовенством способствовал и тот факт, что имидж Амануллы как панисламиста окончательно упал после разгрома басмаческого движения к концу 20-ых годов.

Вернувшись с джирги, некоторые депутаты, которые под нажимом вынуждены были проголосовать за новые реформы, стали делится своим возмущением с сородичами. Особо активной агитацией против нового комплекса реформ отличались Шур базар Моджаддади и Кази Абдуррахман, действовавшие в Южной провинции. В итоге их арестовали, а Абдуррахмана казнили. Вообще, в начале сентября было арестовано 35 мулл.

Недовольства участников Лоии Джирги постепенно передалось и остальному населению. В течение 1928 года стремительно падала популярность правительства. Большего всего король подвергался критике за свои социальные реформы. Еще одним фактором, вызвавшим всеобщее недовольство, стала реформа налоговой системы, которая была негативно воспринята и сельским, и городским населением, и племенами. После посещения Амануллой западных стран стала подвергаться сомнению его приверженность исламу; его договоры с европейскими странами, в особенности с Великобританией, воспринимались как предательство национальных интересов.

В это же время у короля начали проявляться абсолютистские методы правления. В проведении реформ король все больше стал полагаться не на одобрение реформ обществом, а на осуществление их с помощью рычагов власти. Аманулла решил любой ценой довести реформы до конца. Король перестал различать где друзья, а где враги. В такой обстановке от него отошли все старые соратники.

Некоторые лица из окружения короля оказывали противодействие реформам короля. В их числе можно назвать Махмуда Тарзи, который настаивал на значительном усилении армии перед проведением столь радикальных реформ. Опасаясь возникновения оппозиции в высших сферах власти, Аманулла провел чистку государственного аппарата. Он удалил из него многих преданных реформации деятелей. Так, был отправлен в отставку министр иностранных дел и личный советник короля Махмуд Тарзи, был уволен ближайший сподвижник Амануллы военный министр Мухаммад Вали-хан. Из состава правительства был выведен еще один видный младоафганец - министр торговли Абдул Хади Дави. Их место занимали карьеристы, сумевшие войти в доверие к королю, но при этом не разделявшие его реформаторских идей. Усилились интриги при дворце.

Пытаясь создать политическую силу, которая стала бы опорой проводимым реформам, Аманулла попытался осенью 1928 создать партию «Истиклаль ва таджаддод» («Независимость и возрождение»). Это начинание не встретило поддержки у умеренного крыла младоафганцев, в итоге идея так и не была реализована.

Падение режима

Социальная опора режима Амануллы была недостаточно велика. С одной стороны, экономическая политика Амануллы содействовала ускорению процесса первоначального накопления капитала и росту экономического влияния помещиков, связанных с рынком, а также торгово-ростовщической буржуазии. Но в ширкетах участвовала только крупная буржуазия, а большая часть национального купечества в них не входило. Вот почему большой поддержки от этого социального слоя король не получил. Более того, многие купцы являлись и собственниками земли, что приближало их интересы к помещикам, оппозиционно настроенным по отношению к королю.

В то же время, ряды недовольных росли. Ханы племен были недовольны лишением права собирать налоги, некоторые племена были лишены налоговых льгот, невыгодна была ханам и всеобщая воинская повинность, поскольку при старой системе они сами набирали ополчение из своего племени, что усиливало их авторитет.

У ортодоксального духовенства было множество причин выступать против режима Амануллы, о чем уже говорилось выше. Именно эта социальная группа стала вдохновителем восстания, придав стихийным проявлениям недовольства идеологическую обоснованность.

Но основной силой восстания стало крестьянство, возмущение которого было использовано духовенством и феодалами. Помимо отрицательного эффекта, который оказали земельная и налоговая реформы короля, все тяготы модернизации легли на крестьянство. По оценкам исследователей, к тому времени с крестьян взималось до 45% стоимости их урожая.

Свою роль сыграли и англичане, которые не хотели видеть во главе афганского государства сильного и независимого правителя и всячески способствовали нарастанию напряженности в Афганистане. Разумеется, сами англичане все отрицали. Английская пресса писала о волнениях 1928 года, как о восстании полудиких племен, возглавляемом фанатичными муллами. Но некоторые факты говорят о том, что англичане все же приложили руку к антиправительственным выступлениям. К числу таких относятся появление опытного английского разведчика полковника Лоуренса на афганской границе незадолго до восстания и имитация побега внука Шер Али - Мухаммада Омар-хана, который должен был по замыслу англичан возглавить народное недовольство и впоследствии стать марионеточным правителем. Также, английское дипломатическое представительство контактировало с Бачаи Сакао.

Именно эта неординарная личность становится лидером восстания. Он приобрел известность своими дерзкими нападениями и грабежами в Северной провинции. При этом он не был лишен благородства: часть награбленного он отдавал крестьянам, а убивал в основном только чиновников, досаждавших народу. Он быстро приобрел популярность среди народа.

В условиях всеобщего кризиса он решился пойти на авантюру и 12 декабря в родном селении Калакан объявил себя эмиром Афганистана. Духовенство решило использовать Бачаи Сакао для привлечения широких народных масс на борьбу с Амануллой, и поддержало кандидатуру популярного разбойника. В «Фетве мулл и улемов северной провинции» помимо критики Амануллы была выдвинута кандидатура Бачаи Сакао на эмирский престол. Муллы ожидали, что он будет править согласно законам шариата. И Бачаи Сакао принял это предложение, придал своей борьбе религиозную значимость, встав под знамена борьбы за восстановление норм ислама.

Аманулла повсюду встречался с предательством, многие отряды афганской армии переходили на сторону Бачаи Сакао. В итоге, король пошел на уступки, 9 января он опубликовал фирман, в котором отказывался от значительной части реформ и восстанавливал права феодальной знати и духовенства. Но было уже поздно, Бачаи Сакао почувствовал, что он может получить все.

января Аманулла отрекся от власти в пользу брата Инаятуллы, а 17 января Бачаи Сакао вошел в Кабул и объявил себя эмиром. Аманулла скрылся в Кандагаре, а затем поселился с семьей в Италии, навсегда покинув Афганистан.

Российский ученый, специалист по Афганистану В.Г. Коргун так пишет об итогах правления Амануллы-хана: «десятилетний период независимого развития Афганистана закончился кризисом государственной политики младоафганцев, расколом внутри господствующих классов, социальным взрывом, вовлекшим в свою орбиту широкие массы трудового населения, временной победой реакционных, консервативных сил…».*

Выводы

Одной из причин провала реформ стало их непонимание широкими массами. В этом есть и непосредственная вина самого младоафганского правительства, которое слишком мало внимания уделяло идеологической работе, разъяснению целей и задач реформ, не оказывало существенного влияния на общественное мнение. В то же время, духовенство традиционно пользовалось в Афганистане большим авторитетом и всегда сильно оказывало влияние на мнение населения, поэтому серьезный конфликт с духовенством привел к окончательной потере доверия правительству со стороны народа. Истоки этой ошибки можно видеть еще в развитии самого младоафганского движения, еще при Хабибулле-хане младоафганцы хоть и признавали, что для решения таких крупных задач, как, например, завоевание независимости, необходимо участие широких слоев населения, но не проводили никакой агитационной работы, чтобы ознакомить народ со своей программой.

Аманулла, как и его отец, опасался чрезмерного влияния иностранного капитала, который мог бы поставить Афганистан под контроль западных держав. Несмотря на все обвинения в адрес Хабибуллы, он все же не позволил превратить Афганистан в колонию. Исходя из этих же соображений, Аманулла боялся брать займы за рубежом и старался опираться на внутренние источники финансирования. Однако их было явно недостаточно. Более того, они использовались не рационально, например, на строительство новой столицы Дар-уль Аман. Недостаток финансовых средств и породил те чрезмерные налоги, которые, в конечном счете, подтолкнули крестьянство к восстаниям.

Еще одним просчетом Амануллы была слабость армии, которая не стала надежной опорой престола. Как сказал американский специалист по Афганистану Р. Ньюэлл: реформы «не сопровождались эффективными усилиями улучшить армию».** Недаром Тарзи предлагал сначала усилить армию, прежде чем приступать ко второму, более радикальному, этапу реформ. Однако некоторые меры все же предпринимались. В Афганистане работали турецкие инструкторы, из СССР было получено несколько самолетов, а затем с помощью советских специалистов были созданы и свои военно-воздушные силы. Договоры о поставках оружия были одной из главных составляющих зарубежной поездки Амануллы. Однако все эти меры не подействовали из-за ряда причин, таких как отсутствие сильной централизованной власти, слабой идеологической работы среди личного состава, недостаточной преданности офицеров.

Говоря об общих ошибках режима, афганские историки в первую очередь называют плохое управление, коррупцию и взяточничество, отсутствие связи между руководителями государства и народа. Также они винят младоафганскую верхушку в злоупотреблении властью.

Некоторые личностные качества Амануллы сыграли отрицательную роль. Он был непостоянным человеком, часто менял свои решения, попадал под чужое влияние. Он обладал ярким темпераментом и был неплохим оратором, но был лишен организаторских способностей. Наиболее губительным оказалось его нежелание слушать советов своих соратников и его чрезмерная настойчивость в форсировании реформ, которые он проявил после своего возвращения из зарубежной поездки.

Английский историк-востоковед Фрейзер-Тайтлер дает такую оценку реформам Амануллы: «В результате преобразования были судорожными и преходящими, тогда как возмущение, вызываемое его деятельностью, было постоянным. В то время как основные мероприятия программы модернизации не были обеспечены финансами, большие суммы тратились на покупку аэропланов, которые не могли летать, на материалы для строительства новой столицы, на промышленное оборудование, которое лежало мертвым грузом…»***

Если говорить об оценках западных историков, то они также считают, что реформы были преждевременными и Афганистан в начале 20 века просто был не готов к внедрению нововведений, которые предложило младоафганское правительство. Они пишут, что Аманулла слепо копировал опыт западных стран, не считаясь с особенностями своей страны.

Советская историография видит суть реформ и причины их провала несколько по-иному, делая акцент на классовом антагонизме феодальных кругов и духовенства с одной стороны, и национальной буржуазией с другой. Также, главным катализатором восстания называется деятельность британской разведки. «Кризис политики реформ и падение режима Амануллы-хана явились следствием сложного процесса классовой борьбы, отражавшей столкновение старых и новых социальных сил - феодальной реакции и пробивающей себе дорогу молодой национальной буржуазии. Важнейшим компонентом классовых выступлений конца 20-х годов явилось движение трудовых слоев, протестовавших против ухудшения своего положения. Массовые выступления крестьянства и бедных скотоводов были использованы в борьбе против младоафганского режима феодальной реакцией, поддержанной британским империализмом».****

В этой связи примечателен документ, написанный Международным Аграрным Институтом, органом в составе Коминтерна. Он был составлен в 1929 году, в преддверии экспедиции Примакова, когда советские лидеры еще были в раздумьях, как дальше строить свою политику по отношению к Афганистану. Среди прочего в документе содержался анализ неудач младоафганского правительства. Главная роль в организации восстания отводилась британским службам. «События в Афганистане являются звеном в общей цепи подготовки войны против СССР. Они представляют собой попытку изоляции СССР, нанесения удара с Востока, попытку на случай войны создать против него добавочный фронт».*****

Главной же ошибкой самого Амануллы называлась его непоследовательность и нерешительность в борьбе с помещиками и духовенством, и неверная политика по отношению к крестьянам. «Самое же главное - Аманулла восстановил против себя крестьянство всей своей антикрестьянской помещичьей политикой. Этим и было обусловлено использование крестьянского движения духовенством и даже английской контрразведкой, как физической силы для свержения Амануллы.»*****

Сам Аманулла считал, что он стал «жертвой политического переворота, спровоцированного и поддержанного религиозными фанатиками»******. Он «ошибочно полагал, что его программа модернизации встречена с большим энтузиазмом всем населением».******

На первый взгляд такие заявления могут показаться несколько лицемерными, но я склонен считать, что король был искренен, когда писал это. Несмотря на все его ошибки в проведении реформ, он всегда оставался предан идеи модернизации Афганистана, а своей целью ставил усиление своей страны. Возможно, он был слишком наивен и настолько увлечен своими идеалами, что не замечал того недовольства, с которым большая часть афганского общества встречала его идеи. Он был слишком настойчив в своих реформах, и поэтому проиграл борьбу консервативным кругам, перегнув палку в какой-то момент. Его жизненное кредо можно выразить одним предложением, промелькнувшим в его речи в Бомбее в 1928 году: «Остановка или удовлетворение малым на пути к цели равносильны отступлению».*******

Список литературы

* Коргун В. Г. Афганистан в 20─30-е годы XX в. Страницы политической истории. М., 1979.

** Newell R. The Politics of Afghanistan. L., 1971.

*** Frazer-Tytler W. K. Afghanistan . L., 1967.

**** Ганковский Ю.В. История Афганистана с древнейших времен до наших дней. М., 1982.

*****#"justify">****** Grassmuck G. and Adamec L. Afghanistan. Some new Approaches. Michigan, 1969.

Также в работе были использованы следующие источники:

Асель Мир Патанг. Афганистан: Проблемы социально-экономической и политической модернизации, первая треть XX в. (диссертация на соискание ученой степени к. и. н.). М., 2000.

Бойко В. С. Власть и оппозиция в Афганистане: особенности политической борьбы в 1919-1953 гг.. Москва-Барнаул. 2010.

Бойко В. С. Внешнеполитический курс Аманулла хана в Афганистане

в начале 1920_х годов: среднеазиатское направление. Барнаул.V. The Emergence of Modern Afghanistan. Stanford, 1969.

Ежов Г. П., Кирпенко П. Ф. Афганистан тайны дипломатии. История взаимоотношений США и Афганистана 1919-1955. М., 2012.

Ежов Г. П. История модернизации Афганистана (XX век). #"justify">Коргун В. Г. Социально-политический кризис конца 20-х годов XXв. в Афганистане. М., 1974.

Коргун. В. Г. история Афганистана. XX в. М., ИВ РАН, 2004.

Похожие работы на - Социально-политическое и экономическое развитие Афганистана во время правления эмира Аманулла-хана

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!