Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    289,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера

Содержание

Введение

1. Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на рынке туристических услуг

.1 Составные части и общие понятия туристского кластера

.2 Рекреационные ресурсы как основа туристского кластера

. Анализ физико-географической обусловленности формирования туристско-рекреационного потенциала подземных и поверхностных вод ЮКО

.1 Геологическое строение и рельеф - как определяющий фактор ландшафтной дифференциации территории области

.2 Климатические условия, обусловившие наличие водных ресурсов на территории области

.3 Методы оценки водных туристско-рекреационных ресурсов ЮКО

. Подземные и поверхностные воды ЮКО: перспективы и роль в развитии туристского кластера ЮКО

.1 Поверхностные воды Южно-Казахстанской области и их использование для отдыха и туризма

.2 Подземные воды Южно-Казахстанской области - организующий фактор лечебного туризма

.3 Основные принципы и общие подходы формирования туристского кластера в ЮКО: роль и место в нем водных туристско-рекреационных ресурсов

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

рекреационный туристский кластер подземный

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в реализации стратегии индустриально-инновационного развития экономики Казахстана ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира, стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться. Казахстан - в их числе.

Как известно, в февральском 2013г. Послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев отметил на необходимость разработки плана по созданию и развитию, по крайней мере, 5-7 кластеров в таких сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные материалы. В целях реализации Послания <#"801515.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Схема расположения туристских кластеров

«В Стратегии «Казахстан-2050» Глава государства говорил, что нам необходимо избавляться от сырьевой направленности, нефть когда-нибудь закончится, и сейчас у нас есть хорошая возможность использовать те же нефтяные деньги на развитие инфраструктурных проектов в области туризма. Так, недавно состоялось заседание Совета туризма при Правительстве РК, который возглавляет заместитель Премьер-министра - министр индустрии и новых технологий Асет Исекешев, на нем было дано поручение утвердить в этом году на правительственном уровне Концепцию развития туризма. Я думаю, приняв этот документ, мы будем иметь четкий план на ближайшие несколько лет, как мы будем развиваться», - подчеркнул М. Игалиев.

По его словам, Комитетом в этом направлении была проведена аналитическая работа, был изучен рынок Казахстана и выделены 5 кластеров, на которых можно развить туристскую сферу.

«Природа Казахстана прекрасна, у нас очень много замечательных мест, специалисты, лучшие маркетологи, порекомендовали нам обратить внимание на 5 зон на нашей территории. Сегодня уже разработан системный план развития каждого кластера, по мнению председателя Комитета у каждого из зон хорошие перспективы для развития [6].

В связи с тем, что туризм относится к экологически приемлемым и приносящим значительные доходы видам бизнеса, для активизации туристской и рекреационной деятельности необходимо развивать инфраструктуру туризма и осуществлять активный маркетинг. Для создания и развития кластера необходимо перестроить работу туристского бизнеса, объединить в ассоциацию не только туристские фирмы, но и предприятия малого и среднего бизнеса, услуги, которые требуются для того, чтобы турист, попадая в нашу область, не испытывал неудобств. Слабым звеном в туристском бизнесе региона являются гостиницы и транспорт. Поэтому для развития туристского кластера необходимо вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры.

Таким образом, кластерная политика, проводимая государством, способствует эффективному и взаимовыгодному сотрудничеству субъектов туризма, и повышению конкурентоспособности производимого туристского продукта внутри кластера на мировом рынке.

Многие аспекты, связанные с формированием разных моделей кластеров, пока не имеют достаточного теоретического обоснования и требуют специальных научных исследований. Это в полной мере относится и к сфере туризма. Кластерное взаимодействие обусловлено одновременным сосуществованием взаимопротиворечащих сторон - производительной и потребительной силы, - их борьбой и слиянием. Борьба и слияние противоречащих сторон составляет сущность диалектического движения. Противоречия постоянно присутствуют в экономическом процессе формирования кластера региона. Производительная сила региона формирует кластер как возможность созидания материального и интеллектуального, духовного производства, как возможность производить товары, услуги, развития всех видов производств региона. Потребительная же сила формирует кластер региона тем, что вызывает постоянную необходимость и возможность производительного и личного потребления. Эти силы обусловливают друг друга, не существуют друг без друга: «...обусловленность некоторой другой силой есть в себе действие самой силы» [7]. Именно поэтому противоречие между производительной и потребительной силами есть основное условие формирования кластера.

В процессах конкуренции не может быть отделения производства от потребления, нацеленности конкурентоспособности только на активизацию производства или активизацию потребления. Данное утверждение имеет особую значимость в связи с тем, что многие экономисты акцентируют внимание на необходимости развивать реальное производство, направлять инвестиции в это производство. На самом деле задачей должно быть одновременное обеспечение реального развития как производства, так и потребления в регионах. Указанные утверждения важны с той точки зрения, что кластер необходимо рассматривать не только как группу географически соседствующих взаимосвязанных организаций, но и как множественное взаимодействие между всеми организациями и потребителями. Из этого следует, что при формировании и развитии кластера одного региона необходимо выходить за пределы этого кластера, учитывать потребительную силу других регионов. Это обеспечит устойчивое функционирование кластера. В то же время объективное сосуществование и взаимодействие производительной и потребительной сил не гарантирует наличие в том или ином регионе кластера [8].

Так, Н.Н. Пидгурская, наряду с таким известным признаком кластера, как территориальная локализация предприятий, вовлеченных в индустрию туризма, разработала дополнительные признаки, свидетельствующие о существовании кластера туризма в регионе:

) присутствие на территории туристских организаций, реализующих конкурентоспособные турпродукты, что создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного населения в туристскую деятельность;

) существование устойчивых экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение общественных потребностей в рекреации;

) наличие государственных и некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе;

) наличие уникальных туристских ресурсов, что позволяет создавать сильные туристские бренды с меньшими затратами;

) способность турфирм территории привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и составу туристских услуг;

) существование на территории необходимой инфраструктуры [9].

Предложенные признаки позволяют определить наличие или отсутствие туристского кластера на исследуемой территории. Данный список следует дополнить очень важным положением - наличие устойчивого потребительского спроса на туристический продукт. Анализ туристского кластера позволяет определить его роль в формировании конкурентных преимуществ региона на рынке туристских услуг. Успех кластеров улучшает экономическую ситуацию в регионе, поэтому кластеры имеют политическую значимость для органов власти, в первую очередь в связи с выполнением социальных обязательств.

Все участники кластера получают выгоду от устойчивых взаимодействий. Они получают преимущества перед организациями, не входящими в кластерное образование за счет снижения издержек (вследствие эффекта масштаба). Этот эффект используется и вне кластерных образований, однако тесные партнерские связи участников кластера позволят извлечь больше выгоды в аналогичные периоды. Кроме того, кластеры стимулируют значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций. Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают новые возможности доступа к ресурсам, а совместно бизнес и региональные власти могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через федеральные структуры.

Для реализации кластера как фактора конкурентных преимуществ региона необходимо, для начала, провести тщательный анализ его современного состояния с целью разработки стратегии его развития. На рисунке 2 показан вариант модели туристского кластера.

Рисунок 2 - Модель туристского кластера

Основным элементом такого кластера выступают туристско-рекреационные ресурсы, которые играют ключевую роль в развитии туризма. К ним относятся: природные, исторические, социально-культурные объекты туристского показа, а также иные объекты. На основе имеющихся в регионе туристских ресурсов формируются туристские продукты и прогнозируется развитие туризма в регионе в целом.

Другой важный элемент модели туристского кластера - предприятия туристской индустрии, в том числе туристские фирмы, производящие и реализующие туристские продукты, которые взаимодействуют с поставщиками специализированных туристских услуг (по сути - хозяйствующими субъектами социальной сферы, оказывающие туристам социальные услуги, предусмотренные соответствующим турпакетом).

Не последнюю роль в туристском (туристско-рекреационном) кластере играет рыночная и инженерная инфраструктура, а также общие факторы развития региона - природно-климатические, культурно-исторические, социально-экономические, политико-правовые.

.2 Рекреационные ресурсы как основа туристского кластера

Реализация туристского бизнеса в условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как четвертая составляющая - рекреационные ресурсы - является в Казахстане наиболее дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса. Именно поэтому государство уделяет все больше внимания такой стратегически важной отрасли, как туризм [10].

Под рекреационными ресурсами понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта, прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного здоровья человека. Природные условия, в рекреационных ресурсах, занимают часто ведущее место.

Качество рекреационных ресурсов отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его психологического, физического и эмоционального состояния. Поскольку эстетическое восприятие, в отличие от физического, индивидуально и вместе с тем выражает принадлежность человека к определенной этнической культуре, а использование отдельных свойств рекреационных ресурсов многогранно и неоднозначно, в основу оценки положены следующие положения:

высокое качество отдыха обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных, познавательных, эстетических и пр.);

первозданность, необычность, самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;

потребность человека в общении с "дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;

природные рекреационные ресурсы исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению, незаменимы [11].

На основе исходных положений разработан методический подход по оценке рекреационного потенциала территории. На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.

Ресурсы климата через продолжительность комфортного и дискомфортного периодов благоприятствуют отдыху или ограничивают пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата, обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности территории.

Одним из важных для человека компонентов ландшафта, определяющим качество его отдыха, является вода: как поверхностная, так и подземная. В зависимости от температурного режима открытых водоемов, являющегося одним из основных ограничительных факторов, а также площади акватории водоемов, наличия естественных речных препятствий, привлекательных для разных видов спорта, наличия качественной питьевой и разнообразия минеральных вод дифференцируется рекреационная значимость той или иной территории.

При оценке достоинств других природных компонентов, привлекательность ландшафта учитывается через многообразие их форм. Кроме того, дополнительно учитываются: при оценке рельефа - панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе, занесенные в Красную книгу, ненарушенный растительный покров; при оценке гидроминеральных ресурсов - их количество, значимость для областного и регионального использования. Отмечаются уникальные памятники культуры и природные объекты национального масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории, являющиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.

В итоге наибольшей привлекательностью обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных услуг, которые оставляют право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов ландшафта и имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов историко-культурного наследия. В основу оценки для определения рекреационного потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу (1990) - 4 человеко-дня в год на 1 га. Такие низкие нормативы гарантируют качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно длительный период [12].

Как отрасль хозяйства и род деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности, которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.

Рекреационные ресурсы оказывают влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой рекреационных потребностей.

Термин «рекреационные ресурсы» в научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к 1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные воды, растительность и почвы.

Три года спустя Б.Б. Родоман рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Б.Б. Родоман под рекреационными ресурсами понимал «элементы географической среды (понимаемой в широком, природно-социальном смысле слова), которые могут быть использованы для отдыха».

Н.Ф. Реймерс дал следующее определение «рекреационные ресурсы - часть природных и культурных ресурсов, обеспечивающих отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности и здоровья людей».

В.Б. Михно к рекреационным ресурсам относит «компоненты природной среды и феномены (необычные объекты, факторы) социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть использованы для организации рекреационной деятельности»[11, с.54].

Согласно Н.С. Мироненко, рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, результаты человеческой (антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и лечения. Они обладают рядом свойств:

Во-первых, они историчны, то есть могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей, технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные предприятия, старая техника и оборудование и др.

Во-вторых, они территориальны, то есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным хозяйством.

В-третьих, обладают организующей ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон, имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от туристских маршрутов.

В книге «Рекреационная география» авторы трактуют рекреационные ресурсы как «компоненты географической среды и объекты антропогенной деятельности, которые благодаря таким свойствам, как уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность, эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость, могут быть использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий». Следует отметить, что в этом определении существует некоторая неясность с содержанием терминов «компоненты» и «объекты». Можно ли рассматривать, например, ресурсы любительского охотничьего промысла как рекреационные, так как они не отвечают ни одному из перечисленных выше свойств [13].

Известные специалисты в сфере туризма классифицируют туристско-рекреационные ресурсы по разным признакам. Ниже в таблице 1 приведен один из вариантов такой классификации [14].

Таблица 1

Классификация туристско-рекреационных ресурсов

Признак классификации

Виды туристских ресурсов

1

Составляющие туристского потенциала региона

Природные. Культурно-исторические. Социально-экономические.

2

Характер участия в формировании турпакета

Прямые (непосредственно используемые туристами, отдыхающими). Косвенные (организуют использование прямых ресурсов)

3

Выполняемая функция туристской деятельности

Познавательно-образовательные. Лечебно-оздоровительные. Спортивные

4

Отношение к продукту труда

Созданные природой. Созданные человеком для целей туризма. Созданные человеком в целях социально-экономического развития региональной экономики.

5

Отношение к институтам

Классические (не институциональные). Институциональные

6

Характер участия в производстве тура

Естественные (созданные природой). Формирующие туристский интерес. Инфраструктурные. Выступающие в качестве средств производства (факторов производства тура).

7

Формирование цели путешествия

Курортно-рекреационные. Культурные. Религиозные. Информационно-познавательные. Информационно-деловые

8

Роль в производстве вида продукта

Создающие материальный продукт. Создающие материальные услуги. Создающие нематериальные услуги.

9

Секторальная принадлежность

Коммерческого сектора. Общественного сектора. Некоммерческого сектора. Сектора домохозяйств

10

Отраслевая принадлежность

Питания. Торговли.

Похожие работы на - Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!