Подземные и поверхностные воды ЮКО и их роль в становлении и развитии туристского кластера
Содержание
Введение
1.
Туристский кластер как фактор создания конкурентных преимуществ региона на
рынке туристических услуг
.1
Составные части и общие понятия туристского кластера
.2
Рекреационные ресурсы как основа туристского кластера
.
Анализ физико-географической обусловленности формирования
туристско-рекреационного потенциала подземных и поверхностных вод ЮКО
.1
Геологическое строение и рельеф - как определяющий фактор ландшафтной
дифференциации территории области
.2
Климатические условия, обусловившие наличие водных ресурсов на территории
области
.3
Методы оценки водных туристско-рекреационных ресурсов ЮКО
.
Подземные и поверхностные воды ЮКО: перспективы и роль в развитии туристского
кластера ЮКО
.1
Поверхностные воды Южно-Казахстанской области и их использование для отдыха и
туризма
.2
Подземные воды Южно-Казахстанской области - организующий фактор лечебного
туризма
.3
Основные принципы и общие подходы формирования туристского кластера в ЮКО: роль
и место в нем водных туристско-рекреационных ресурсов
Заключение
Список
использованной литературы
Приложения
рекреационный туристский кластер
подземный
Введение
Актуальность исследования обусловлена тем, что в
реализации стратегии индустриально-инновационного развития экономики Казахстана
ведущая роль принадлежит системе отечественных кластеров. Особое место среди
них занимает туристский кластер. Сегодняшние тенденции в развитии этой отрасли
таковы, что туристы, которые хорошо изучили известнейшие курорты мира,
стремятся в страны, где туристический сектор только начинает развиваться.
Казахстан - в их числе.
Как известно, в февральском 2013г.
Послании народу Казахстана Президент Н.А. Назарбаев отметил на необходимость
разработки плана по созданию и развитию, по крайней мере, 5-7 кластеров в таких
сегментах рынка, как туризм, нефтегазовое машиностроение, пищевая и текстильная
промышленность, транспортно-логистические услуги, металлургия и строительные
материалы. В целях реализации Послания
<#"801515.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Схема расположения
туристских кластеров
«В Стратегии «Казахстан-2050» Глава
государства говорил, что нам необходимо избавляться от сырьевой направленности,
нефть когда-нибудь закончится, и сейчас у нас есть хорошая возможность
использовать те же нефтяные деньги на развитие инфраструктурных проектов в
области туризма. Так, недавно состоялось заседание Совета туризма при
Правительстве РК, который возглавляет заместитель Премьер-министра - министр
индустрии и новых технологий Асет Исекешев, на нем было дано поручение
утвердить в этом году на правительственном уровне Концепцию развития туризма. Я
думаю, приняв этот документ, мы будем иметь четкий план на ближайшие несколько
лет, как мы будем развиваться», - подчеркнул М. Игалиев.
По его словам, Комитетом в этом
направлении была проведена аналитическая работа, был изучен рынок Казахстана и
выделены 5 кластеров, на которых можно развить туристскую сферу.
«Природа Казахстана прекрасна, у нас
очень много замечательных мест, специалисты, лучшие маркетологи,
порекомендовали нам обратить внимание на 5 зон на нашей территории. Сегодня уже
разработан системный план развития каждого кластера, по мнению председателя
Комитета у каждого из зон хорошие перспективы для развития [6].
В связи с тем, что туризм относится
к экологически приемлемым и приносящим значительные доходы видам бизнеса, для
активизации туристской и рекреационной деятельности необходимо развивать
инфраструктуру туризма и осуществлять активный маркетинг. Для создания и
развития кластера необходимо перестроить работу туристского бизнеса, объединить
в ассоциацию не только туристские фирмы, но и предприятия малого и среднего
бизнеса, услуги, которые требуются для того, чтобы турист, попадая в нашу
область, не испытывал неудобств. Слабым звеном в туристском бизнесе региона
являются гостиницы и транспорт. Поэтому для развития туристского кластера
необходимо вкладывать инвестиции в развитие инфраструктуры.
Таким образом, кластерная политика,
проводимая государством, способствует эффективному и взаимовыгодному
сотрудничеству субъектов туризма, и повышению конкурентоспособности
производимого туристского продукта внутри кластера на мировом рынке.
Многие аспекты, связанные с
формированием разных моделей кластеров, пока не имеют достаточного
теоретического обоснования и требуют специальных научных исследований. Это в
полной мере относится и к сфере туризма. Кластерное взаимодействие обусловлено
одновременным сосуществованием взаимопротиворечащих сторон - производительной и
потребительной силы, - их борьбой и слиянием. Борьба и слияние противоречащих
сторон составляет сущность диалектического движения. Противоречия постоянно
присутствуют в экономическом процессе формирования кластера региона.
Производительная сила региона формирует кластер как возможность созидания
материального и интеллектуального, духовного производства, как возможность
производить товары, услуги, развития всех видов производств региона. Потребительная
же сила формирует кластер региона тем, что вызывает постоянную необходимость и
возможность производительного и личного потребления. Эти силы обусловливают
друг друга, не существуют друг без друга: «...обусловленность некоторой другой
силой есть в себе действие самой силы» [7]. Именно поэтому противоречие между
производительной и потребительной силами есть основное условие формирования
кластера.
В процессах конкуренции не может
быть отделения производства от потребления, нацеленности конкурентоспособности
только на активизацию производства или активизацию потребления. Данное
утверждение имеет особую значимость в связи с тем, что многие экономисты
акцентируют внимание на необходимости развивать реальное производство,
направлять инвестиции в это производство. На самом деле задачей должно быть
одновременное обеспечение реального развития как производства, так и
потребления в регионах. Указанные утверждения важны с той точки зрения, что
кластер необходимо рассматривать не только как группу географически
соседствующих взаимосвязанных организаций, но и как множественное
взаимодействие между всеми организациями и потребителями. Из этого следует, что
при формировании и развитии кластера одного региона необходимо выходить за
пределы этого кластера, учитывать потребительную силу других регионов. Это
обеспечит устойчивое функционирование кластера. В то же время объективное
сосуществование и взаимодействие производительной и потребительной сил не
гарантирует наличие в том или ином регионе кластера [8].
Так, Н.Н. Пидгурская, наряду с таким
известным признаком кластера, как территориальная локализация предприятий,
вовлеченных в индустрию туризма, разработала дополнительные признаки,
свидетельствующие о существовании кластера туризма в регионе:
) присутствие на территории
туристских организаций, реализующих конкурентоспособные турпродукты, что
создает основу для развития смежных с туризмом отраслей, вовлечения местного
населения в туристскую деятельность;
) существование устойчивых
экономических связей между организациями, ориентированными на удовлетворение
общественных потребностей в рекреации;
) наличие государственных и
некоммерческих институтов поддержки туристской деятельности в регионе;
) наличие уникальных туристских
ресурсов, что позволяет создавать сильные туристские бренды с меньшими
затратами;
) способность турфирм территории
привлекать туристов, отличающихся высокой требовательностью к качеству и
составу туристских услуг;
) существование на территории
необходимой инфраструктуры [9].
Предложенные признаки позволяют
определить наличие или отсутствие туристского кластера на исследуемой
территории. Данный список следует дополнить очень важным положением - наличие
устойчивого потребительского спроса на туристический продукт. Анализ
туристского кластера позволяет определить его роль в формировании конкурентных
преимуществ региона на рынке туристских услуг. Успех кластеров улучшает
экономическую ситуацию в регионе, поэтому кластеры имеют политическую
значимость для органов власти, в первую очередь в связи с выполнением
социальных обязательств.
Все участники кластера получают
выгоду от устойчивых взаимодействий. Они получают преимущества перед
организациями, не входящими в кластерное образование за счет снижения издержек
(вследствие эффекта масштаба). Этот эффект используется и вне кластерных
образований, однако тесные партнерские связи участников кластера позволят
извлечь больше выгоды в аналогичные периоды. Кроме того, кластеры стимулируют
значительное повышение производительности труда и внедрение инноваций.
Используя репутацию кластера, предприятия малого и среднего бизнеса получают
новые возможности доступа к ресурсам, а совместно бизнес и региональные власти
могут искать пути наиболее эффективного продвижения своих инициатив через
федеральные структуры.
Для реализации кластера как фактора
конкурентных преимуществ региона необходимо, для начала, провести тщательный
анализ его современного состояния с целью разработки стратегии его развития. На
рисунке 2 показан вариант модели туристского кластера.
Рисунок 2 - Модель туристского
кластера
Основным элементом такого кластера
выступают туристско-рекреационные ресурсы, которые играют ключевую роль в
развитии туризма. К ним относятся: природные, исторические, социально-культурные
объекты туристского показа, а также иные объекты. На основе имеющихся в регионе
туристских ресурсов формируются туристские продукты и прогнозируется развитие
туризма в регионе в целом.
Другой важный элемент модели
туристского кластера - предприятия туристской индустрии, в том числе туристские
фирмы, производящие и реализующие туристские продукты, которые взаимодействуют
с поставщиками специализированных туристских услуг (по сути - хозяйствующими
субъектами социальной сферы, оказывающие туристам социальные услуги,
предусмотренные соответствующим турпакетом).
Не последнюю роль в туристском
(туристско-рекреационном) кластере играет рыночная и инженерная инфраструктура,
а также общие факторы развития региона - природно-климатические,
культурно-исторические, социально-экономические, политико-правовые.
.2 Рекреационные ресурсы как основа
туристского кластера
Реализация туристского бизнеса в
условиях рынка может быть осуществлена при наличии четырех основных
составляющих: капитала, технологии, кадров, рекреационных ресурсов. Это
означает, что, недостаточно имея капитал, приобрести кадры, технологию и
заниматься туризмом. Для этого необходимо выбрать место, где имеются
рекреационные ресурсы, а если такого места нет, то создать его. Это одна из
специфических особенностей туристского бизнеса в условиях рынка. Так как
четвертая составляющая - рекреационные ресурсы - является в Казахстане наиболее
дешевой, то в целом это определяет высокую рентабельность туристского бизнеса.
Именно поэтому государство уделяет все больше внимания такой стратегически
важной отрасли, как туризм [10].
Под рекреационными ресурсами
понимается совокупность компонентов природных комплексов и объектов
историко-культурного наследия, формирующих гармонию целостности ландшафта,
прямое и опосредованное потребление которых оказывает благоприятное
воздействие, способствует поддержанию и восстановлению физического и духовного
здоровья человека. Природные условия, в рекреационных ресурсах, занимают часто
ведущее место.
Качество рекреационных ресурсов
отражает восприятие человеком тех свойств природных комплексов, которые в
интегральной форме выражают его наиболее уникальные потребительские свойства, в
том числе и с точки зрения восстановления здоровья человека, его
психологического, физического и эмоционального состояния. Поскольку
эстетическое восприятие, в отличие от физического, индивидуально и вместе с тем
выражает принадлежность человека к определенной этнической культуре, а
использование отдельных свойств рекреационных ресурсов многогранно и неоднозначно,
в основу оценки положены следующие положения:
высокое качество отдыха
обеспечивается только многообразием возможностей (лечебных, спортивных,
познавательных, эстетических и пр.);
первозданность, необычность,
самобытность рекреационных ресурсов определяют их общечеловеческую ценность;
потребность человека в общении с
"дикой природой" естественна и должна быть непременно удовлетворена;
природные рекреационные ресурсы
исчерпаемы, имеют ограниченные возможности к восстановлению, незаменимы [11].
На основе исходных положений
разработан методический подход по оценке рекреационного потенциала территории.
На первом этапе составлена шкала качественной балльной оценки по каждому
компоненту: рельефу, климату, поверхностным водам, растительному и животному
миру, гидроминеральным ресурсам, природным и культурно-историческим памятникам.
Ресурсы климата через
продолжительность комфортного и дискомфортного периодов благоприятствуют отдыху
или ограничивают пребывание человека на открытом воздухе. Наибольший потенциал
имеют территории с благоприятным климатом, не имеющие ограничений по режиму и
видам отдыха на открытом воздухе. Повышение дискомфортности климата,
обусловленное совокупностью параметров атмосферы, ограничивающих пребывание
человека на открытом воздухе, ведет к снижению рекреационной ценности
территории.
Одним из важных для человека
компонентов ландшафта, определяющим качество его отдыха, является вода: как
поверхностная, так и подземная. В зависимости от температурного режима открытых
водоемов, являющегося одним из основных ограничительных факторов, а также
площади акватории водоемов, наличия естественных речных препятствий,
привлекательных для разных видов спорта, наличия качественной питьевой и
разнообразия минеральных вод дифференцируется рекреационная значимость той или
иной территории.
При оценке достоинств других
природных компонентов, привлекательность ландшафта учитывается через
многообразие их форм. Кроме того, дополнительно учитываются: при оценке рельефа
- панорамность и живописность, крутизна склонов; при оценке растительного и
животного мира - редкие и исчезающие виды, в том числе, занесенные в Красную
книгу, ненарушенный растительный покров; при оценке гидроминеральных ресурсов -
их количество, значимость для областного и регионального использования.
Отмечаются уникальные памятники культуры и природные объекты национального
масштаба: горные системы, озера и реки, особо охраняемые природные территории,
являющиеся сокровищницами генофонда растительного и животного мира.
В итоге наибольшей привлекательностью
обладают территории с максимально широкими возможностями развития рекреационных
услуг, которые оставляют право выбора вида отдыха за человеком. Рекреационная
ценность территории снижается по мере уменьшения разнообразия компонентов
ландшафта и имеет наименьшую значимость при монотонном рельефе, суровом
климате, длительно ограничивающем пребывание на открытом воздухе, при дефиците
воды, скудно представленных флоре, фауне и отсутствии объектов
историко-культурного наследия. В основу оценки для определения рекреационного
потенциала приняты теоретические расчеты удельной емкости, по Н.Ф. Реймерсу
(1990) - 4 человеко-дня в год на 1 га. Такие низкие нормативы гарантируют
качество отдыха, отсутствие негативной реакции среды и ее сохранение на достаточно
длительный период [12].
Как отрасль хозяйства и род
деятельности рекреация относится к той группе отраслей и родов деятельности,
которые имеют ярко выраженную ресурсную ориентацию.
Рекреационные ресурсы оказывают
влияние на территориальную организацию рекреационной деятельности, на
формирование рекреационных районов и центров, на их специализацию и
экономическую эффективность. Но это влияние не прямое. Оно опосредуется
социально-экономическими факторами и, прежде всего, объемом и структурой
рекреационных потребностей.
Термин «рекреационные ресурсы» в
научный обиход вошел сравнительно недавно. В 50-60-е годы он в научной
литературе не встречался. Очевидно, появление этого понятия следует относить к
1968-1971 гг. Именно в эти годы Ю.К. Ефремов в одной из своих работ к
рекреационным ресурсам рекомендовал относить места отдыха и туризма, живописные
пейзажи, красивые и декоративные виды организмов. В этом же году В.Б. Нефедова
предложила рассматривать в качестве рекреационных ресурсов такие элементы
природы, как геологическое строение, рельеф, климат, поверхностные и подземные
воды, растительность и почвы.
Три года спустя Б.Б. Родоман
рекомендовал относить к рекреационным ресурсам только те элементы
географической среды, которые могут быть использованы для отдыха. Б.Б. Родоман
под рекреационными ресурсами понимал «элементы географической среды (понимаемой
в широком, природно-социальном смысле слова), которые могут быть использованы
для отдыха».
Н.Ф. Реймерс дал следующее
определение «рекреационные ресурсы - часть природных и культурных ресурсов,
обеспечивающих отдых как средство поддержания и восстановления трудоспособности
и здоровья людей».
В.Б. Михно к рекреационным ресурсам
относит «компоненты природной среды и феномены (необычные объекты, факторы)
социокультурного характера, которые благодаря определенным свойствам могут быть
использованы для организации рекреационной деятельности»[11, с.54].
Согласно Н.С. Мироненко,
рекреационные ресурсы - это объекты и явления природы, результаты человеческой
(антропогенной) деятельности, которые можно использовать для отдыха, туризма и
лечения. Они обладают рядом свойств:
Во-первых, они историчны, то есть
могут видоизменяться по мере роста рекреационных потребностей,
технико-экономических и социальных возможностей. Например, становятся
рекреационными ресурсами (объектами туристского показа) болота, промышленные
предприятия, старая техника и оборудование и др.
Во-вторых, они территориальны, то
есть занимают большие площади; отдых как социально-экономическое явление уже
сейчас требует территорий, почти равных используемым сельским и лесным
хозяйством.
В-третьих, обладают организующей
ролью, способствуя формированию особых рекреационных пунктов, районов и зон,
имеющих ту или иную специализацию, набор рекреационных предприятий от
туристских маршрутов.
В книге «Рекреационная география»
авторы трактуют рекреационные ресурсы как «компоненты географической среды и
объекты антропогенной деятельности, которые благодаря таким свойствам, как
уникальность, историческая или художественная ценность, оригинальность,
эстетическая привлекательность и целебно-оздоровительная значимость, могут быть
использованы для организации различных видов и форм рекреационных занятий».
Следует отметить, что в этом определении существует некоторая неясность с
содержанием терминов «компоненты» и «объекты». Можно ли рассматривать,
например, ресурсы любительского охотничьего промысла как рекреационные, так как
они не отвечают ни одному из перечисленных выше свойств [13].
Известные специалисты в сфере
туризма классифицируют туристско-рекреационные ресурсы по разным признакам.
Ниже в таблице 1 приведен один из вариантов такой классификации [14].
Таблица 1
Классификация
туристско-рекреационных ресурсов
Признак
классификации
|
Виды
туристских ресурсов
|
1
|
Составляющие
туристского потенциала региона
|
Природные.
Культурно-исторические. Социально-экономические.
|
2
|
Характер
участия в формировании турпакета
|
Прямые
(непосредственно используемые туристами, отдыхающими). Косвенные (организуют
использование прямых ресурсов)
|
3
|
Выполняемая
функция туристской деятельности
|
Познавательно-образовательные.
Лечебно-оздоровительные. Спортивные
|
4
|
Отношение
к продукту труда
|
Созданные
природой. Созданные человеком для целей туризма. Созданные человеком в целях
социально-экономического развития региональной экономики.
|
5
|
Отношение
к институтам
|
Классические
(не институциональные). Институциональные
|
6
|
Характер
участия в производстве тура
|
Естественные
(созданные природой). Формирующие туристский интерес. Инфраструктурные.
Выступающие в качестве средств производства (факторов производства тура).
|
7
|
Формирование
цели путешествия
|
Курортно-рекреационные.
Культурные. Религиозные. Информационно-познавательные. Информационно-деловые
|
8
|
Роль
в производстве вида продукта
|
Создающие
материальный продукт. Создающие материальные услуги. Создающие нематериальные
услуги.
|
9
|
Секторальная
принадлежность
|
Коммерческого
сектора. Общественного сектора. Некоммерческого сектора. Сектора домохозяйств
|
10
|
Отраслевая
принадлежность
|
Питания.
Торговли.