Выбор прототипа автомобиля общего назначения на основании заданных технических характеристик

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Транспорт, грузоперевозки
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    691,11 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Выбор прототипа автомобиля общего назначения на основании заданных технических характеристик

Петрозаводский государственный университет

Лесоинженерный факультет

Кафедра тяговых машин









Пояснительная записка к курсовому проекту

Выбор прототипа автомобиля общего назначения на основании заданных технических характеристик



Выполнил студент гр. 623У

Молошкина В.С.

Преподаватель Куликов М.И.




Петрозаводск 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Выбор прототипа автомобиля

. Выбор и расчет двигателя

2.1 Определение мощности двигателя

.2 Выбор прототипа двигателя

.3 Обоснование выбора дизельного двигателя

3. Внешняя скоростная характеристика двигателя

4. Трансмиссия

.1 Определение передаточных чисел трансмиссии

.1 Тяговая характеристика

.2 Построение динамического паспорта автомобиля

. Выбор и обоснование основных узлов трансмиссии

. Кинематическая схема трансмиссии

8. Определение нагрузок на оси и колеса машины

. Анализ устойчивости автомобиля

9.1 Анализ продольной устойчивости машины

9.2 Анализ поперечной устойчивости машины

10. Конструирование и расчет раздаточной коробки

Список использованных источников

1. ВЫБОР ПРОТОТИПА АВТОМОБИЛЯ

Выбор прототипа автомобиля осуществляется на основании соответствия технических характеристик автомобиля выданному заданию.

По данным задания выбираем прототип автомобиля:

тип машины - автомобиль общего назначения;

подвижной состав - 2-осный прицеп;

тип дороги - бетонная;

руководящий подъем ;

нагрузка на рейс - Q1 =49000 Н; Н;

минимальная скорость с грузом - V1 = 10 км/ч = 2,78 м/с;

рабочая скорость с грузом - V2 = 60 км/ч = 16,7 м/с;

максимальная без груза - V3 = 85 км/ч = 23,6 м/с;

колесная формула - 6х6;

Прототипом является Урал-4320 с прицепом МАЗ 5243.

Технические данные автомобиля Урал- 4320:

колесная формула- 6х6;

грузоподъемность Q1 = 49000 Н;

вес автомобиля Ga = 78596 Н;

габариты: длина - 7366 мм;

ширина - 2500 мм; высота - 2680 мм;

максимальная скорость 85 км/ч.=23,6 м/с

Технические данные прицепа-роспуска МАЗ 5243:

Масса снаряженного прицепа = 2800 кг = 27440 Н;

Грузоподъемность = 27440;

Габаритные размеры:

длина - 6800 мм; ширина - 2500 мм;

высота - 1860мм;

Для расчетов определяем Q2 = 39200 Н и Gпр = 27440Н.

2. ВЫБОР И РАСЧЕТ ДВИГАТЕЛЯ

2.1 Определение мощности двигателя

Мощность двигателя определяем по следующей формуле:

, (2.1)

где  - касательная сила тяги на ведущих органах тягача, необходимая для преодоления сил сопротивления движению машины, Н;

 - скорость движения машины, м/с;

тр - КПД трансмиссии;

тр = 0,8349


Касательную силу определяем из уравнения тягового баланса:

, (2.2)

где  - сила, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению, Н;

 - сила, затрачиваемая на преодоление сопротивления подъему, Н;

 - сила, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздушной среды, Н;

 - сила, затрачиваемая на преодоление сопротивления инерции, Н;

 - крюковая сила тяги, Н.

Так как у нас установившееся движение, то =0.

Тогда уравнение тягового баланса примет вид:

. (2.3)

При вывозке древесины слагаемые уравнения определяем следующим образом:

, (2.4)

, (2.5)

, (2.6)

, (2.7)

где  - коэффициент сопротивления качению тягача;

- коэффициент сопротивления качению прицепа.

Принимаем  равным .

 -вес тягача, Н;

 - вес пакета, размещенного на тягаче, Н;

 - вес груза, размещенного на прицепе, Н;

 - вес прицепа, Н;

 - коэффициент обтекаемости, с2/ м4;

F - площадь проекции лобовой поверхности машины на плоскость, перпендикулярную дороге, м2.

Принимаем  = 0,8802 с24; площадь проекции определяем по формуле:

 = , (2.8)

где В- ширина колеи автомобиля, м;

Н- максимальная высота автомобиля, м.

F = 2,68 = 5,36 м2.

При транспортировке в полностью погруженном положении уравнение тягового баланса имеет вид:

= (+cos +(+sin+2+(+

cos+sin), (2.9) или

= (+++cos + sin)+2

Определяем мощность двигателя в трех режимах движения:

. f=max=0,015.

max=5

Vа=2,78 м/с.

 = (78596+49000+666400,9962 +0,0872) = 19840 Н

 кВт.

. f=fсред=0,0125. f'cp= fcp*(1+ V2/1500)=0,0125*(1+16,7/1500)=0,0126

,2*max=1˚.

Vа=Vраб=16,7 м/с.

 = (78596+49000+666400,9998 +0,0174)+0,880216,72 =

Н

 кВт.

3. f=min=0,010

min=0

Vа=max=23,6 м/с.

Q=0.

Т.к. Vа>16 м/с, то действительное значение f определяем по эмпирической зависимости:

1+Vа2 /1500), (2.10)

где f- коэффициент сопротивления при скорости < 16 м/с;

Va- скорость автомобиля при данном режиме.

1+Vа2/1500),

1+23,62/1500) = 0,014,

 = (78596+274401 +0)+0,880223,62 = 3688Н

 кВт.

Окончательный выбор мощности двигателя определяем по наибольшей полученной величине мощности, т.е.мощности во втором режиме: Nemax = 142,9 кВт.

2.2 Выбор прототипа двигателя

Для полученной максимальной мощности Nemax=142,9 кВт производим выбор прототипа двигателя, учитывая, чтобы мощность прототипа двигателя не превышала расчетную мощность на 25 процентов и была бы не меньше чем на 5 процентов. Так же необходимо учесть, чтобы масса двигателя не превышала 0,15 массы машины.

В качестве прототипа выбираем двигатель ЯМЗ-238-АМ2

Обоснование выбора дизельного двигателя

Тенденция развития грузовых и легковых автомобилей выражается в непрерывном возрастании максимальных и средних скоростей движения, повышении приемистости, увеличении грузоподъемности и снижении собственной массы автомобиля.

Номинальную мощность определяют из условия обеспечения требуемых скоростей движения при заданной полной массе автомобиля, а число и расположение цилиндров выбирают с учетом получения оптимальных показателей по массе двигателей, их габаритных размеров и компоновки моторного отделения.

Широкое применение дизельных двигателей обусловлено следующим:

1. Высокой топливной экономичностью, присущей рабочему циклу, и стабильным протеканием экономических характеристик в рабочем диапазоне скоростных и нагрузочных режимов, обеспечивающими снижение эксплуатационных расходов топлива на 25-40% по сравнению с карбюраторными двигателями; меньшей стоимостью топлива, связанной со снижением примерно в 2 раза затрат на его производство по сравнению с высокооктановым бензином;

. Сближением энергетических, габаритных и массовых показателей дизельных и карбюраторных двигателей вследствие форсирования дизельных двигателей по частоте вращения и среднему эффективному давлению, усовершенствования процесса газообмена, более эффективного использования воздуха при смесеобразовании и сгорании, а также уменьшения внутренних потерь в короткоходных конструкциях;

. Сближением стоимости производства дизельных и карбюраторных двигателей;

. Высоким моторесурсом дизельных двигателей, достигающих 800 тыс. км пробега автомобиля;

. Меньшей токсичностью отработавших газов.

Основные данные двигателя ЯМЗ-238-АМ2 (приложение 1 [1]):

номинальная мощность Ne = 165 кВт;

частота вращения коленчатого вала при номинальной мощности ne = 2100 об/мин;

степень сжатия =16,5;

число цилиндров i=8;

диаметр цилиндра d=130 мм;

ход поршня s=140 мм;

максимальный крутящий момент Memax=825 Н;

частота вращения при максимальном крутящем моменте nM=1350 об / мин;

масса двигателя Gдв= 1075 кг;

минимальный удельный расход топлива ge min=215 г / (кВт).

3. ВНЕШНЯЯ СКОРОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЯ

Определив основные индикаторные и эффективные показатели двигателя и его размеры, строим скоростную характеристику двигателя с целью ее использования для расчета тяговой и динамической характеристик автомобиля.

Внешней скоростной характеристикой называют зависимость эффективной мощности (), эффективного крутящего момента (), часового () и удельного эффективного () расходов топлива от частоты вращения (n) при положении рейки топливного насоса, соответствующей максимальной подаче топлива в дизельном двигателе.

Для построения внешней скоростной характеристики используем следующие эмпирические зависимости:

=N*(), (3.1)

=, (3.2)

где N- максимальная мощность;

- удельный расход при максимальной мощности;

- номинальная частота вращения;

n - задаваемая переменная частота вращения;

а, в, с, а, в, с- эмпирические коэффициенты.

Для дизельного двигателя:

а=0,87, в=1,13, с=1, а=1,55, в=1,55, с=1

=142,9),

=

Кривую крутящего момента строим по следующей зависимости:

=159,, (3.3)

где N- мощность при соответствующей частоте п.

Кривую часового расхода строим по следующей формуле:

 (3.4)

Т.к. номинальная частота вращения =2100 об/мин, то интервал между значениями n принимаем равным 3 об/с.

Произведем расчет мощности, удельного расхода, крутящего момента и часового расхода в табличной форме (таблица 1).

Таблица 3

Элементы скоростной характеристики

n,

Ne,

ge,

Me,

Gt,

об/с

кВт

г/(кВт ч)

Нм

г/ч

10

45

281

716

12645

13

61

263

747

16043

16

77

248

766

19096

19

92

237

770

21804

22

106

230

767

24380

25

119

225

757

26775

28

130

225

739

29250

31

137

227

703

31099

34

142

234

664

33228

35

143

237

650

33891

38

142

247

595

35074

41

138

262

536

36156


По полученным значениям строим внешнюю скоростную характеристику (рисунок 2).


Рисунок 2 - Внешняя скоростная характеристика двигателя

4. ТРАНСМИССИЯ

Трансмиссия является одним из основных элементов колесных машин. Она состоит из ряда механизмов и устройств и служит для передачи вращения и изменения крутящего момента двигателя, передаваемого к ведущим органам машины.

Трансмиссия должна обеспечивать следующие основные условия:

-   Плавное изменение силы тяги от нуля до максимума и полное использование мощности в диапазоне рабочих скоростей машины.

-        Высокий КПД в диапазоне рабочих скоростей как на полной, так и на частичной нагрузках.

         Простоту конструкции и надежность в эксплуатации.

.1 Определение передаточных чисел трансмиссии

Общее передаточное число трансмиссии на I-ой передаче должно обеспечивать движение машины в самых трудных условиях, т.е максимальное сопротивление дороги при полной нагрузке:

, (4.1)

где Pkmax - максимальная сила тяги, Н;

Rk - динамический радиус колеса, м;

тр - КПД трансмиссии;

Меmax- максимальный крутящий момент на валу двигателя, Н*м.

Pkmax берем из раздела 2.1. из первого режима при Vmin, fmax, max; Pkmax =19840 H; ранее принимали тр= 0,8349; Memax=770 H*м (из раздела 3.1).

Для определения динамического радиуса рассчитываем нагрузку на одно колесо машины Zk:

, (4.2)

где n- общее число шин.

Для Урал - -4320 n = 6, т.к. все колеса односкатные.

Н.

По Zk подбираем соответствующую шину. Т.к. Zk- средняя величина нагрузки, то при подборе шины нагрузку учитываем с запасом в 10-15%.

Тогда подходящей шиной будет - шины 370*508 (14.00R20)).

Краткая техническая характеристика шины 370*508 (14.00R20):

Размер: 14.00-20 (370-508)

Норма слойности: 16

Тип и марка автомобиля: Урал

Масса шины: 120 кг

Наружный диаметр, мм - 1260

Ширина профиля, мм - 390

Статический радиус, мм - 583

Средняя масса покрышки без камеры, кг - 94,65

Максимальная нагрузка на шину для один./сдвоен. колес, Н (кгс) 3000Максимальная скорость (км/ч) (Индекс) 85 (G)

Тогда динамический радиус Rk вычисляем следующим образом:

Rk=, (4.3)

где - коэффициент радиальной деформации.

Шина 370*508 (14.00R20) является шиной высокого давления, т.е. Р>0,45 МПа, то принимаем = 0,95.

мм

Тогда:

Общее передаточное число трансмиссии на первой передаче, исходя из условия сцепления, определяем следующим образом:

, (4.4)

где - вес, приходящийся на ведущие колеса машины, Н;

m- коэффициент перераспределения веса машины, m=1 (для полноприводных машин);

max- максимальный коэффициент сцепления с дорогой; принимаем max=0,8

- руководящий подъем; =5º.

Сцепной вес определяем по следующей формуле:

Н.

.

Окончательный выбор общего передаточного числа трансмиссии на первой передаче производим из следующего условия:


Принимаем:  =82.

Рассчитаем передаточное число трансмиссии на высшей передаче машины без груза с максимальной скоростью

, (4.5)

где ne- номинальная частота вращения двигателя.

.

Общее передаточное число трансмиссии: ,

где  - передаточное число коробки передач;

 - передаточное число, обеспечиваемое главной и конечной передачами;

 - передаточное число в раздаточной коробке.

Тогда можно записать:


где ,

.

Установим в коробке передач ускоряющую передачу и примем  = 0,75 (стр.39 [1]), а в раздаточной коробке :

.

Определяем минимальное количество ступеней в коробке передач n:

, (4.6)

где  - частота при максимальном крутящем моменте.

 (4.7)

Принимаем количество ступеней в коробке передач n = 6.

Определяем знаменатель прогрессии для разбивки передаточных чисел в коробке передач:

.

При наличии в коробке передач ускоряющей (высшей) передачи, как правило, ей предшествует прямая передача. Очевидно, при 6-ступенчатой коробке с ускоряющей передачей . Тогда передаточное число в раздаточной коробке на низшей передаче:


Передаточные числа коробки передач определяем следующим образом:

;

;

;

;

Произведем корректировку передаточных чисел коробки передач, исходя из следующего условия:


Условие перекрытия выполняется.

Определяем передаточные числа трансмиссии:

;

;

;

;

;

;

;

.


.2 Выбор и обоснование основных узлов трансмиссии

Совокупность механизмов, передающих энергию двигателя ведущим колесам и другим рабочим органам машин и обеспечивающих изменение частоты вращения ведущих органов машин и подводимого к ним момента в заданных пределах по величине и направлению, называется трансмиссией. К механизмам трансмиссии относятся: сцепление, коробка передач (или гидротрансформатор и коробка передач, или гидрообъемная передача), карданные передачи, раздаточная коробка и ведущие мосты, а также валы отбора мощности и их приводы.

Существуют трансмиссии с механическим, гидравлическим и электрическим преобразованием момента.

Механические преобразователи могут обеспечивать как ступенчатое, так и бесступенчатое изменение передаточного числа, а гидравлические и электрические всегда бесступенчатое. Однако в чистом виде две последние передачи обычно не применяются. Наряду с электрическими и гидравлическими агрегатами в трансмиссии автомобилей, как правило, имеются дополнительные коробки передач, зубчатые редукторы, включенные последовательно или параллельно с бесступенчатыми передачами. Электрическая передача обладает свойствами бесступенчатого трансформатора крутящего момента. При изменении сопротивления движению машины меняется крутящий момент электродвигателя, а это в свою очередь изменяет силу тока в генераторе, питающего тяговый двигатель.

Механические трансмиссии отличает простота конструкции, надежность, высокий КПД, низкая стоимость. Масса таких трансмиссий 3 . . . 6 кг/кВт, что заметно ниже, чем у других типов передач. Ряд существенных недостатков: ступенчатое регулирование крутящего момента, разрыв силового потока и ударные нагрузки при переключении передач; сложность компоновки на многоприводных автомобилях. Тем не менее перечисленные выше положительные качества механических трансмиссий обуславливают их применение на современных лесовозных автомобилях.

В гидравлических передачах энергия двигателя передается через бесступенчатый гидравлический преобразователь. Если при этом используются кинетическая энергия жидкости, то такие передачи называются гидродинамическими. Гидрообъемными называются передачи, в которых энергия передается за счет изменения статического напора, а скорость потока при этом невелика.

Особенности работы лесотранспортных машин предъявляют некоторые дополнительные требования к их трансмиссиям. Это вызвано более частыми переключениями передач из-за низкого качества лесовозных дорог и условий движения вне дорог, необходимость разгона больших масс.

Сцепление

Сцепления служат для передачи крутящего момента двигателя, временного отсоединения двигателя от трансмиссии и плавного их соединения. Такая необходимость возникает при трогании с места, переключении передач, кратковременной остановке машины, а также при получении малых скоростей. Сцепление устанавливают между двигателем и коробкой передач. Конструкция сцепления должна обеспечивать надежную передачу крутящего момента двигателя ведущему валу трансмиссии; полное включение и выключение сцепления; должна плавно включаться и с постепенным нарастанием момента трения и поддерживать его постоянным во включенном положении; нормальный тепловой режим работы, во избежание перегрева и обгорания поверхностей трения; надежное предохранение деталей трансмиссии от перегрузок.

По способу передачи крутящего момента сцепление делится на: фрикционное, гидравлическое и электрическое. Механические дисковые сцепления автомобилей подразделяются по ряду основных признаков.

По роду трения на «сухие» и «мокрые». Диски первых работают в сухих корпусах без смазки, а диски «мокрых» сцеплений работают в жидкости (масле). Последние являются более сложными, но имеют больший моторесурс. По числу ведомых дисков сцепления разделяются на однодисковые, двухдисковые и многодисковые. На сухих муфтах применяют не более двух дисков, а на мокрых не более пяти. По типу нажимного устройства различают сцепления постоянно замкнутые, если нажимной механизм пружинного типа и непостоянно замкнутые, когда нажимной механизм рычажно- пружинного типа. В рычажно-пружинных сцеплениях давление на диски создается нажимным механизмом и сохраняется затем за счет сил упругих деформаций рычажной системы механизма включения. Выбор сцепления определяется типом и назначением машины в целом и условиями ее эксплуатации.

Коробка передач

Изменение величины крутящего момента и частоты вращения выходного вала коробки передач осуществляется включением соответствующей пары шестерен, чем устанавливается определенное значение передаточного числа трансмиссии. Кинематические параметры коробки передач во многом определяют тягово-скоростные характеристики машины, т.е. ее динамические качества. Коробка передач должна обеспечивать максимальную загрузку двигателя на всех режимах работы машины, имея высокий КПД , быть удобной в управлении, обеспечивать быстрое и безударное включение и выключение передач. Основными достоинствами механических шестеренчатых коробок передач являются высокий КПД, малые размеры и масса, высокая надежность и простота в эксплуатации, невысокая стоимость. Благодаря этим качествам, такие коробки передач нашли широкое применение на различных типах автомобилей.

Шестеренчатые ступенчатые коробки передач могут быть с неподвижными в пространстве осями валов и планетарными. По способу зацепления шестерен коробки передач бывают: с подвижными шестернями и шестернями постоянного зацепления. Отсюда деление по способу включения: перемещением подвижных шестерен, зубчатыми муфтами или синхронизаторами. Отдельную группу образуют коробка передач с фрикционным включением, их называют коробки передач с переключением на ходу. По взаимному расположению ведущего и ведомого валов коробки передач разделяют на соосные и несоосные. Соосными являются трехвальные коробки, имеющие прямую передачу, несоосные - двухвальные. Большинство коробок передач механических трансмиссий устроены так, что каждая работающая зубчатая пара передает весь крутящий момент, идущий от двигателя.

Карданная передача

Современное транспортное средство состоит из ряда агрегатов (двигателя, коробки передач, заднего моста и т.д.), между которыми необходимо осуществить кинематическую и силовую связь, т. е. передавать вращение и крутящие моменты. Валы различных агрегатов несоосны относительно друг друга. Это объясняется как погрешностями изготовления, так и конструктивными особенностями транспортного средства. Так ведущий задний мост автомобиля подрессорен и положение оси его вала постоянно меняется во время движения. В процессе эксплуатации транспортного средства происходит его старение и как следствие нарушение соосности валов. Для соединения валов агрегатов необходимо применять специальные механизмы компенсирующие несоосности. Для этих целей на автомобилях применяются и соединительные валы с упругими муфтами и карданные передачи. Основной частью карданной передачи является карданное сочленение. Карданное сочленение представляет собой муфту двухшарнирную с расположением шарниров в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Одно карданное сочленение может применяться при углах между валами не более 2. Карданные передачи могут быть асинхронные или неравных угловых скоростей и синхронные или равных угловых скоростей.

Раздаточная коробка

Раздаточные коробки предназначены для распределения (раздачи) крутящего момента между ведущими мостами многоприводных автомобилей и тракторов (колесных).

Раздаточные коробки могут быть одно- или двухступенчатые. В наиболее распространенных конструкциях раздаточных коробок обе ступени двухступенчатой коробки выполняются понижающими, а иногда одна из них - понижающей, а вторая - прямой.

В зависимости от кинематической схемы раздаточные коробки подразделяются на коробки с блокированным и коробки с дифференциальным приводами ведущих мостов.

Межосевой дифференциал раздаточной коробки с дифференциальным приводом обеспечивает вращение передних и задних ведущих колес с различными угловыми скоростями при неодинаковых радиусах их качения, при прохождении различной длины пути в единицу времени и при поворотах; распределяет крутящий момент между ведущими мостами и предотвращает циркуляцию мощности в трансмиссии.

Крутящий момент между ведущими мостами распределяется поровну, если межосевой дифференциал симметричный; в зависимости от распределения вертикальной нагрузки между мостами при несимметричном дифференциале.

К раздаточным коробкам предъявляются те же требования, что и к основным коробкам передач, и дополнительно раздаточные коробки должны обеспечивать два условия:

. Увеличение крутящего момента при включении понижающей (первой) ступени и его распределение между ведущими мостами должно обеспечивать полное использование силу тяги по сцеплению колес с дорогой.

. При движении автомобиля в его трансмиссии не должно возникать циркуляционной мощности.

4.3 Кинематическая схема трансмиссии

Кинематическая схема трансмиссии автомобиля Урал-4320 представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 - Кинематическая схема трансмиссии автомобиля Урал-4320: 1 - двигатель; 2 - сцепление; 4 - коробка передач; 5- карданная передача; 6 - дифференциал; 7 - средний ведущий мост; 8 - задний ведущий мост; 9 - лебедка; 10 - коробка отбора мощности; 11 - раздаточная коробка; 12 - передний ведущий мост



5. ТЯГОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Тяговой характеристикой называется зависимость свободной силы на ободе колеса Ра от скорости движения машины Va:

Pa = f(Va),

где Pa - свободная сила тяги, Н.

Свободная сила тяги определяется следующим образом:

Pa=Pк-Pw, (5.1)

где Pк- касательная сила тяги, Н;

Pw- сила сопротивления воздушной среды, Н.

Силы определяются по следующим зависимостям:

 (5.2)

где Мk-момент, подводимый к ведущим колесам ,Н.

, (5.3)

, (5.4)

. (5.5)

Параметры тяговой характеристики для каждой передачи представлены в табличной форме:

1)   Первая передача.

=93.15

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

56691,09

0,40

94801,15

0,78

94800,37

13

747

59145,59

0,52

98905,67

1,33

98904,35

16

766

60649,97

0,65

101421,35

2,01

101419,34

19

770

60966,68

0,77

101950,96

2,83

101948,13

22

767

60729,14

0,89

101553,75

3,79

101549,96

25

757

59937,37

1,01

100229,71

4,90

100224,81

28

739

58512,17

1,13

97846,44

6,15

97840,30

31

703

55661,78

1,25

93079,90

7,54

93072,37

34

664

52573,86

1,37

87916,15

9,06

87907,09

35

650

51465,38

1,41

86062,50

9,61

86052,89

38

595

47110,61

1,53

78780,29

11,32

78768,97

41

536

42439,14

1,65

70968,46

13,18

70955,28


=63.63

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

38725,22

0,59

64757,89

1,68

64756,21

13

747

40401,87

0,77

67561,65

2,84

67558,81

16

766

41429,49

0,94

69280,09

4,30

69275,79

19

770

41645,84

1,12

69641,86

6,07

69635,80

22

767

41483,58

1,30

69370,53

8,13

69362,40

25

757

40942,72

1,48

68466,09

10,50

68455,59

28

739

39969,18

1,65

66838,10

13,17

66824,93

31

703

38022,11

1,83

63582,12

16,15

63565,97

34

664

35912,77

2,01

60054,80

19,43

60035,38

35

650

35155,58

2,07

58788,59

20,58

58768,00

38

595

32180,87

2,24

53814,17

24,26

53789,90

41

536

28989,83

2,42

48477,97

28,25

48449,73


Вторая передача: 54.46

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

33144,36

0,69

55425,34

2,29

55423,05

13

747

34579,38

0,90

57825,05

3,88

57821,17

16

766

35458,91

1,10

59295,83

5,87

59289,96

19

770

35644,07

1,31

59605,47

8,28

59597,19

22

767

35505,20

1,52

59373,24

11,10

59362,14

25

757

35042,29

1,72

58599,14

14,34

58584,81

28

739

34209,05

1,93

57205,77

17,98

57187,78

31

703

32542,57

2,14

54419,02

22,04

54396,97

34

664

30737,22

2,34

51400,04

26,52

51373,52

35

650

30089,15

2,41

50316,30

28,10

50288,20

38

595

27543,15

2,62

46058,77

33,12

46025,65

41

536

24811,98

2,83

41491,60

38,56

41453,04


37.2

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

22639,92

1,01

4,92

37854,48

13

747

23620,14

1,31

39498,56

8,31

39490,25

16

766

24220,92

1,62

40503,21

12,59

40490,62

19

770

24347,40

1,92

40714,72

17,75

40696,97

22

767

24252,54

2,22

40556,09

23,80

40532,29

25

757

23936,34

2,52

40027,32

30,73

39996,60

28

739

23367,18

2,83

39075,55

38,54

39037,01

31

703

22228,86

3,13

37172,01

47,25

37124,76

34

664

20995,68

3,43

35109,83

56,83

35053,00

35

650

20553,00

3,53

34369,57

60,23

34309,34

38

595

18813,90

3,84

31461,37

70,99

31390,38

41

536

16948,32

4,14

28341,67

82,64

28259,03


3) Третья передача: 31.85

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

19383,91

1,18

32414,57

6,71

32407,86

13

747

20223,16

1,53

33817,99

11,33

33806,65

16

766

20737,54

1,89

34678,15

17,17

34660,98

19

770

20845,83

2,24

34859,24

24,21

34835,03

22

767

20764,61

2,59

34723,42

32,46

34690,96

25

757

20493,88

2,95

34270,71

41,92

34228,79

28

739

20006,58

3,30

33455,82

52,58

33403,23

31

703

19031,97

3,66

31826,03

64,45

31761,58

34

664

17976,14

4,01

30060,43

77,53

29982,91

35

650

17597,13

4,13

29426,63

82,16

29344,47

38

595

16108,14

4,48

26936,68

96,85

26839,84

41

536

14510,86

4,83

24265,65

112,74

24152,91


21.76

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

13243,14

1,73

22145,71

14,37

22131,34

13

747

13816,51

2,24

23104,54

24,28

23080,25

16

766

14167,94

2,76

23692,20

36,78

23655,42

19

770

14241,92

3,28

23815,92

51,87

23764,05

22

767

14186,43

3,80

23723,13

69,54

23653,59

25

757

14001,47

4,31

23413,83

89,80

23324,03

28

739

13668,54

4,83

22857,10

112,65

22744,45

31

703

13002,69

5,35

21743,63

138,08

21605,54

34

664

12281,34

5,87

20537,36

166,10

20371,26

35

650

12022,40

6,04

20104,35

176,01

19928,33

38

595

11005,12

6,56

18403,21

207,48

18195,73

41

536

9913,86

7,08

16578,35

241,53

16336,82


Четвертая передача: 18.59

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

11313,87

2,02

18919,52

19,69

18899,84

13

747

11803,72

2,63

19738,66

33,27

19705,39

16

766

12103,95

3,23

20240,72

50,40

20190,32

19

770

12167,16

3,84

20346,41

71,07

20275,34

22

767

12119,75

4,44

20267,14

95,28

20171,86

25

757

11961,74

5,05

20002,90

123,04

19879,86

28

739

11677,31

5,66

19527,27

154,34

19372,93

31

703

11108,45

6,26

18576,01

189,19

18386,82

34

664

6,87

17545,48

227,58

17317,90

35

650

10270,98

7,07

17175,54

241,16

16934,38

38

595

9401,89

7,68

15722,23

284,27

15437,95

41

536

8469,60

8,28

14163,22

330,93

13832,29

12.7

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

7729,22

2,96

12925,12

42,18

12882,94

13

747

8063,87

3,84

13484,72

71,29

13413,44

16

766

8268,97

4,73

13827,71

107,98

13719,72

19

770

8312,15

5,62

13899,92

152,28

13747,64

22

767

8279,77

6,51

13845,76

204,16

13641,60

25

757

8171,82

7,39

13665,24

263,63

13401,61

28

739

7977,51

8,28

13340,31

330,70

13009,61

31

703

7588,89

9,17

12690,44

405,36

12285,08

34

664

7167,88

10,05

11986,42

487,62

11498,80

35

650

7016,75

10,35

11733,70

516,72

11216,97

38

595

6423,03

11,24

10740,84

609,10

10131,74

41

536

5786,12

12,12

9675,79

709,07

8966,72


Пятая передача: 10.87

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

6615,48

3,45

11062,68

57,58

11005,10

13

747

6901,91

4,49

11541,65

97,31

11444,34

16

766

7077,46

5,53

11835,21

147,40

11687,81

19

770

7114,42

6,56

11897,02

207,86

11689,15

22

767

7086,70

7,60

11850,66

278,69

11571,98

25

757

6994,30

8,64

11696,16

359,87

11336,28

28

739

6827,99

9,67

11418,04

451,43

10966,62

31

703

6495,37

10,71

10861,82

553,34

10308,48

34

664

6135,03

11,75

10259,24

665,62

9593,62

35

650

6005,68

12,09

10042,93

705,35

9337,58

38

595

5497,50

13,13

9193,15

831,45

8361,70

41

536

4952,37

14,16

8281,56

967,92

7313,64


7.43

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

4521,90

5,05

7561,70

123,24

7438,46

13

747

4717,68

6,57

7889,09

208,28

7680,82

16

766

4837,67

8,09

8089,75

315,49

7774,26

19

770

4862,94

9,60

8132,00

444,90

7687,10

22

767

4843,99

11,12

8100,32

596,48

7503,83

25

757

4780,83

12,64

7994,70

770,25

7224,46

28

739

4667,15

14,15

7804,61

966,20

6838,41

31

703

4439,80

15,67

7424,41

1184,34

6240,07

34

664

4193,49

17,19

7012,53

1424,65

5587,88

35

650

4105,08

17,69

6864,67

1509,69

5354,99

38

595

3757,72

19,21

6283,82

1779,58

4504,23

41

536

3385,11

20,72

5660,72

2071,66

3589,05


4)   Шестая передача: 8,15

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

6615,48

3,45

11062,68

57,58

11005,10

13

747

6901,91

4,49

11541,65

97,31

16

766

7077,46

5,53

11835,21

147,40

11687,81

19

770

7114,42

6,56

11897,02

207,86

11689,15

22

767

7086,70

7,60

11850,66

278,69

11571,98

25

757

6994,30

8,64

11696,16

359,87

11336,28

28

739

6827,99

9,67

11418,04

451,43

10966,62

31

703

6495,37

10,71

10861,82

553,34

10308,48

34

664

6135,03

11,75

10259,24

665,62

9593,62

35

650

6005,68

12,09

10042,93

705,35

9337,58

38

595

5497,50

13,13

9193,15

831,45

8361,70

41

536

4952,37

14,16

8281,56

967,92

7313,64


5,57

n,

Me,

Mк,

Va,

Рк,

Рw,

Ра,

об/с

Нм

Нм

м/с

Н

Н

Н

10

716

4521,90

5,05

7561,70

123,24

7438,46

13

747

4717,68

6,57

7889,09

208,28

7680,82

16

766

4837,67

8,09

8089,75

315,49

7774,26

19

770

4862,94

9,60

8132,00

444,90

7687,10

22

767

4843,99

11,12

8100,32

596,48

7503,83

25

757

4780,83

12,64

7994,70

770,25

7224,46

28

739

4667,15

14,15

7804,61

966,20

6838,41

31

703

4439,80

15,67

7424,41

1184,34

6240,07

34

664

4193,49

17,19

7012,53

1424,65

5587,88

35

650

4105,08

17,69

6864,67

1509,69

5354,99

38

595

3757,72

19,21

6283,82

1779,58

4504,23

41

536

3385,11

20,72

5660,72

2071,66

3589,05


автомобиль дизельный двигатель трансмиссия

6. ДИНАМИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ

Динамическая характеристика с номограммой загрузок позволяет определить возможность движения автомобиля исходя из условия влияния сопротивления и конструкции машины (Ра, загрузка).

Для полного исследования возможностей необходимо учитывать условия сцепления ведущих колес с грунтом. Как известно, условием движения без буксования является соотношение

D ³ D

Для случая равномерного движения при D =  можно записать

D = £ D

где D - динамический фактор по сцеплению.

Динамическим паспортом называется динамическая характеристика с номограммой загрузок и графиком контроля буксования.

Динамической характеристикой называется графическая зависимость динамического фактора D от скорости движения Va:

D = f (Vа),

где D - динамический фактор, определяемый свободной силой тяги Ра, отнесенной к массе транспортной системы .

Определим динамические факторы D для загруженной машины на каждой передаче по следующей формуле:

D==, (6.1)

где Ра- значения свободной силы тяги на каждой передаче.

Результаты занесем в таблицу 4.

Таблица 4

Динамический фактор для загруженного автомобиля

=93,15=63,63=54,46=37,20




, Н, Н, Н








94800,37

0,48807

64756,21

0,33339

55423,05

0,28534

37854,48

0,19489

98904,35

0,50920

67558,81

0,34782

57821,17

0,29769

39490,25

0,20331

101419,34

0,52214

69275,79

0,35666

59289,96

0,30525

40490,62

0,20846

101948,13

0,52487

69635,80

0,35851

59597,19

0,30683

40696,97

0,20952

101549,96

0,52282

69362,40

0,35710

59362,14

0,30562

40532,29

0,20868

100224,81

0,51600

68455,59

0,35244

58584,81

0,30162

39996,60

0,20592

97840,30

0,50372

66824,93

0,34404

57187,78

0,29442

39037,01

0,20098

93072,37

0,47917

63565,97

0,32726

54396,97

0,28006

37124,76

0,19113

87907,09

0,45258

60035,38

0,30908

51373,52

0,26449

35053,00

0,18047

86052,89

0,44303

58768,00

0,30256

50288,20

0,25890

34309,34

0,17664

78768,97

0,40553

53789,90

0,27693

46025,65

0,23696

31390,38

0,16161

70955,28

0,36530

48449,73

0,24944

41453,04

0,21342

28259,03

0,14549

=31,85=21,76=18,59=12,70




, Н, Н, Н








32407,86

0,16685

22131,34

0,11394

18899,84

0,09730

12882,94

0,06633

33806,65

0,17405

23080,25

0,11883

19705,39

0,10145

13413,44

0,06906

34660,98

0,17845

23655,42

0,12179

20190,32

0,10395

13719,72

0,07063

34835,03

0,17934

23764,05

0,12235

20275,34

0,10439

13747,64

0,07078

34690,96

0,17860

23653,59

0,12178

20171,86

0,10385

13641,60

0,07023

34228,79

0,17622

23324,03

0,12008

19879,86

0,10235

13401,61

0,06900

33403,23

0,17197

22744,45

0,11710

19372,93

0,09974

13009,61

0,06698

31761,58

0,16352

21605,54

0,11123

18386,82

0,09466

12285,08

29982,91

0,15436

20371,26

0,10488

17317,90

0,08916

11498,80

0,05920

29344,47

0,15108

19928,33

0,10260

16934,38

0,08718

11216,97

0,05775

26839,84

0,13818

18195,73

0,09368

15437,95

0,07948

10131,74

0,05216

24152,91

0,12435

16336,82

0,08411

13832,29

0,07121

8966,72

0,04616

=10,87=7,43=8,15=5,57




, Н, Н








11005,10

0,05666

7438,46

0,03830

11005,10

0,05666

7438,46

0,03830

11444,34

0,05892

7680,82

0,03954

11444,34

0,05892

7680,82

0,03954

11687,81

0,06017

7774,26

0,04002

8192,04

0,04218

5449,44

0,02806

11689,15

0,06018

7687,10

0,03958

8480,48

0,04366

5543,57

0,02854

11571,98

0,05958

7503,83

0,03863

8611,47

0,04434

5503,21

0,02833

11336,28

0,05836

7224,46

0,03719

8550,26

0,04402

5304,63

0,02731

10966,62

0,05646

6838,41

0,03521

8389,53

0,04319

5011,15

0,02580

10308,48

0,05307

6240,07

0,03213

8129,26

0,04185

4622,78

0,02380

9593,62

0,04939

5587,88

0,02877

7757,88

0,03994

4131,60

0,02127

9337,58

0,04807

5354,99

0,02757

7159,55

0,03686

3458,43

0,01781

8361,70

0,04305

4504,23

0,02319

6508,02

0,03351

2722,05

0,01401

7313,64

0,03765

3589,05

0,01848

6275,16

0,03231

2459,89

0,01266


По полученным значениям строим график динамической характеристики.

От начала координат влево по оси абсцисс откладываем отрезок в произвольном масштабе, начало которого принимаем за 0% загрузки, и наносим на него шкалу, соответствующую загрузке машины в процентах - от 0% до 100%. Через начало отрезка проводим перпендикуляр, на котором наносим шкалу динамического фактора для незагруженной машины Do. Масштаб этой шкалы определяем из следующего соотношения:

а = а*, (6.2)

где а - масштаб шкалы для 100% загрузки автомобиля.

Для шкалы 100 процентов загрузки D=0,1 соответствует а=75мм, тогда для шкалы 0 процентов загрузки Dо=0,1 соответствует:

 =  мм.

Наносим на шкалу Do значения 0,1; 0,2; 0,3 … 0,50. Соединяем прямыми линиями одинаковые значения динамических факторов на осях D и Do. Коэффициент сцепления для бетонной дороги = 0,70-0,80 принимаем = 0,80. Вычисляем значения  и при изменяющимся в диапазоне от 0,1 до, с шагом 0,1.Однозначные динамические факторы на шкалах  и  соединяют пунктирными линиями.

График контроля буксования представляет собой выраженную графически зависимость динамического фактора по сцеплению от нагрузки.

Для построения графика контроля буксования рассчитаем динамический фактор по сцеплению для загруженной и незагруженной машины по следующим формулам:

=j*, (6.3)

=j*, (6.4)

где - коэффициент сцепления; - сцепной вес машины и прицепа с грузом, G=Н;- сцепной вес машины и прицепа без груза, G=78596 Н.

Рассчитаем  и при значениях от 0,10 до 0,80 (0,80- максимальное значение коэффициента сцепления бетонных дорог).

Таблица 5

Коэффициенты сцепления для бетонной дороги



0,1

0,0657

0,0741

0,2

0,1314

0,1482

0,3

0,1971

0,2224

0,4

0,2628

0,2965

0,5

0,3285

0,3706

0,6

0,3941

0,4447

0,7

0,4598

0,5189

0,8

0,5255

0,5930


Далее на осях D и Do откладываем в масштабе значения D и Dо соответственно.

Соединяем значения D и Dо , полученные при одинаковых значениях пунктирной линией и указываем соответствующее значение.

7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАГРУЗОК НА ОСИ И КОЛЕСА МАШИНЫ

На колеса тяговой машины при ее движении действуют нормальные и касательные силы. Знание этих сил позволяет проводить анализ устойчивости и управляемости, а также тяговых и сцепных качеств машин. Решение прочностных задач деталей ходовой части машины требует определения суммарных реакций грунта на опорный аппарат. При определении нагрузок вводим ряд допущений, не влияющих принципиально на общую модель движения машины.

Для проведения расчетов по определению нагрузок на оси машины выбираются расчетная схема и геометрические параметры машины.

Геометрические параметры автомобиля := 1300 мм = 1,30 м;= 1240 мм = 1,24 м;= 2960 мм = 2,96 м;= 4200 мм = 4,2 м;гр. = 250 мм = 0,25 м;гр. = 1600 мм = 1,6 м;

В - передняя = 2000 мм = 2,00 м;

В - задняя = 2000 мм = 2,00 м;

β = 0º;

α = 5º;

С = 1400 мм = 1,4 м.

При определении нагрузок на оси и колеса автомобиля рассматриваем установившееся движение при малой скорости движения, т.е. Pw=0 и Pj=0. Рассмотрим автомобиль без груза и действующие на него силы на горизонтальной плоскости (рис.8.1) и найдем статические нагрузки на оси незагруженной машины , и , для этого составим уравнения суммы моментов сил, действующих на машину относительно точек А и В:

Рисунок 7.1 - Схема автомобиля с нагрузками на горизонтальной поверхности.

= 0:ст×L - Gа×b = 0,

:


Проверка:

ст + Zост = 55391,5 +23204,5 = 78596 = Ga.

Определяем статические нагрузки Z2ст и Z3ст на задний и передний мосты из условия равновесия балансирной каретки:

ст = Z3ст = Z0ст /2,ст = Z3ст = 23204,5 / 2 =11602 Н.

Аналогично определяем статические нагрузки для груженой машины: = 0:а×b - Z1ст×L + Q1·bгр = 0,

,2ст = Z3ст = Z0ст /2,2ст = Z3ст = 69288 / 2 = 34644Н.

Рассмотрим автомобиль с грузом при движении на руководящий подъем (рис.8.2) и определим нагрузки Z1 и Z0:

Рисунок 8.2 - Схема автомобиля с нагрузками при движении на подъем

:

= Mf1+Mf2f3 + Ga· cosα·a - Z0·L + Q1· cosα·(L - bгр) + Ga· sinα·hg

+ Q1· sinα·hгр = 0;

где Mf1, Mf2, Мf3 - моменты сил сопротивления качению, определяем по формуле:

f1 + Mf2 + Мf3 = [(Gа+Q1)·cosα ]·fmax·Rк,

где fmax - коэффициент качения, fmax=0,015;

Rк - радиус колеса, Rк=0,598 м.

f1+Mf2 + Мf3 = (78596+ 49000)∙0,9962·0,015·0,598 = 1140Н·м.0 = (Mf1+Mf2 + Мf3 + Ga· cosα·a + Q1· cosα·(L - bгр) + Ga· sinα·hg + Q1·

sinα·hгр) / L,0 = (1140 + 78596*0,9962*1,24 + 49000·0,9962*(4,2 - 0,25) +

*0,0872*1,3 + +49000·0,0872·1,6 )/ 4,2 = 73045Н.

Z2 = Z3 = Z0 / 2,2 = Z3 = 73045/ 2 = 36522,5Н.

= 0:

= Mf1+Mf2 + Мf3 - Ga· cosα·b + Ga· sinα·hg - Q1· cosα· bгр + Q1·

sinα·hгр + Z1·L = 0,1 = (-(Mf1+Mf2 + Мf3) + Ga· cosα·b - Ga· sinα·hg + Q1· cosα· bгр - Q1·

sinα·hгр) / L,1 = (-1140 + 78596*0,9962·2,96 - 78596*0,0872·1,3+ 49000·0,9962·0,25

49000·0,0872·1,6) / 4,2 = 54066Н.

Рассмотрим автомобиль без груза при движении на руководящий подъем и определим нагрузки Z1, Zо, при составлении уравнение моментов относительно точек А, В:

=0,f1+Mf2f3 - Ga·cosα·b + Ga·sinα·hg + Z1·L = 0,

где Mf1, Mf2, Мf3 - моменты сил сопротивления качению, определяем по формуле:

f1 + Mf2 + Мf3 = Gа·cosα*·fmax·Rк,

где fmax - коэффициент качения, fmax = 0,015;

Rк - радиус колеса, Rк = 0,598 м.

Mf1+Mf2 + Мf3 = 78596·0,9962·0,015·0,598 = 702,3Н·м

Тогда:

1 = - (Mf1+Mf2+ Мf3) + Ga·cosα·b - Ga·sinα·hg)/L,

Z1 = (-702,3 +78596*0,9962·2,96 - 78596·0,0872·1,3)/4,2 = 52892Н

:f1+Mf2 + Мf3 + Ga· cosα·a - Z0·L + Ga·sinα·hg = 0,0 = (Mf1+Mf2 + Мf3 + Ga· cosα·a + Ga·sinα·hg) / L,0 = (702,3 + 78596·0,9962·1,24 + 78596·0,0872·1,3) / 4,2 = 53351Н

Нагрузки на заднюю и среднюю оси машины Z3 и Z2 равны:

2 = Z3 = Z0 / 2,

Z2 = Z3 = 53351/ 2 = 26675Н.

Произведем оценку неравномерности нагрузки на одно колесо, определив коэффициент неравномерности Кн и сравнив его с допустимым значением коэффициента [Кн] = 1,5:

Кн = Zmax / Zmin,

где Zmax и Zmin - максимальная и минимальная нагрузки на шины груженой машины.

Для передних колес:

Кн = Z1ст / Z1 = / 52892 = 1,02 < [Кн],

Для задних колес:

Кн = Z2 / Z2ст =36522,5 / 26675= 1,37 < [Кн].

8. АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ АВТОМОБИЛЯ

.1 Анализ продольной устойчивости машины

Потеря продольной устойчивости наиболее вероятна при движении на подъем, когда нагрузка на переднюю ось равна нулю. Определим предельный угол продольной устойчивости  из уравнения моментов сил относительно точки В:

для незагруженной машины:

.

,

для загруженной машины:

, (8.1)


.2 Анализ поперечной устойчивости машины

Наиболее часто потеря устойчивости автомобиля выражается в поперечном и боковом скольжении. Потеря боковой устойчивости наблюдается, как правило, при движении.

Рассмотрим устойчивость автомобиля, движущегося на закруглении постоянного радиуса R=80 м со скоростью Vа на дороге с наклоном полотна = 0º (Рисунок 7).

Рисунок 7 - Расчетная схема поперечной устойчивости автомобиля

На автомобиль действует сила тяжести Gа, которая может быть разложена на составляющие:

= Gа*cos,

= Ga*sin

Составим уравнение моментов сил относительно точки С:

,

Критическая скорость по условию опрокидывания:

м/с

Критический угол поперечного уклона по условию опрокидывания:


Критическая скорость по условию бокового заноса:

м/с.

Для прямолинейного участка дороги определяем угол поперечного наклона дороги:

.

В ряде случаев возникает необходимость выяснить, что раньше происходит: опрокидывание или боковое скольжение

м/с,

Отсюда можно сделать вывод: на дороге, где коэффициент сцепления меньше коэффициента боковой устойчивости (φ < б), первым будет наблюдаться боковое скольжение.

9. КОНСТРУИРОВАНИЕ И РАСЧЕТ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ

.1 Общие параметры для зацепления всех передач

Межосевое расстояние, мм

Принимаем большее значение, из полученных по следующим формулам:


где - - максимальный крутящий момент двигателя, Н*М;общ - общее передаточное число коробки передач на I передаче;

- коэффициент полезного действия, принимаю равным 0,97;

- коэффициент использования максимального крутящего момента, интерполированием получаем =0,933

мм

Принимаем  и округляем до ближайшего стандартного значения

Предварительное передаточное число привода промежуточного вала UПВ

UIобщ


При этом передаточное число привода промежуточного вала должно быть больше единицы, примем UПР = 2

.2 Расчет зубчатых колес первой передачи

Передаточное число

= UI общ / UПР= 7,54/ 2 = 3,77

Модуль зацепления

Принимаем модуль зацепления равным .

Рабочая ширина зубчатых венцов, мм

Принимаем стандартное значение ширины венцов равной

Суммарное число зубьев


Округлим значение в меньшую сторону и получим

Число зубьев шестерни


Полученное значение числа зубьев шестерни округлим до

Число зубьев колеса


Фактическое передаточное число


Отклонение передаточного числа, %

< 5%

Делительное межосевое расстояние, мм


Угол зацепления

,

где α = 20 - угол профиля зуба


Коэффициент суммарного смещения

,

где inv α - эвольвентная функция, inv


.3 Коэффициент смещения

Если , принимают  и .

Принимаем  и

Делительные диаметры шестерни и колеса, мм

;

.

;

.

Начальные диаметры, мм

;

.

;

.

Коэффициент воспринимаемого смещения


Коэффициент уравнительного смещения


Диаметры вершин зубьев, мм


Диаметры впадин


Основные диаметры, мм


Угол профиля зуба в точке окружности вершин


Коэффициент торцевого перекрытия


Для обеспечения безударной работы зацепления, повышения его несущей способности и снижения шума при работе должно выполнятся условие: , условие выполняется.

.4 Расчет зубчатых колес II, III,IV и V передач

.4.1 Диаметры шестерен на II передачи:

Делительные диаметры, мм

;

;


Диаметры вершин зубьев, мм


Диаметры впадин, мм

.4.2 Диаметры шестерен на III передачи:

Делительные диаметры, мм

;

;


Диаметры вершин зубьев, мм


Диаметры впадин, мм


.4.3 Диаметры шестерен на IV передачи:

Делительные диаметры, мм

;

;


Диаметры вершин зубьев, мм


Диаметры впадин, мм


.4.4 Диаметры шестерен на V передачи:

Делительные диаметры, мм

;

;

Диаметры вершин зубьев, мм


Диаметры впадин, мм


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Васильев В.Н., Куликов М.И., Фрейндлинг А.Ф. Тяговые расчеты лесных машин с использованием ЭВМ. - Петрозаводск, 1988 г. - 104 с.

2. Анисимов Г.М., Котиков В.М., Куликов М.И. Лесотранспортные машины. - Москва «Экология», 1997 г. - 448 с.

3. Машины и оборудование лесозаготовок: справочник. - Москва «Лесная промышленность», 1990 г. - 440 с.

4. Трансмиссия тяговых машин - М.И. Куликов, Е.М. Крашенинников, Учебное пособие.- Петрозаводск,1986.-104 с.

5. Расчет элементов трансмиссии автомобиля и трактора. Методические указания к выполнению расчетной работы.- Петрозаводск, 2002

Похожие работы на - Выбор прототипа автомобиля общего назначения на основании заданных технических характеристик

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!