Революционная традиция в России XIX в.

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,82 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Революционная традиция в России XIX в.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт «ИДО»







Реферат по дисциплине:

«История»

на тему: «Революционная традиция в России XIX в.»

Выполнил: Черкасов Н.В.

Группа: ПГС уск. Смоленск

Преподаватель: Гацунаев К.Н.






Смоленск

г.

План

1.Введение

.Общественное движение декабристов первой половины 19 века

.Общественно-политическое движение во второй половине 19 века

.Революционная традиция в России XIX века

.Заключение

.Список литературы

1. Введение

В этот период в стране происходит разрушение феодально-крепостнической системы и утверждение капитализма. Возникает осознание необходимости коренных преобразований государственной системы, идет поиск путей их осуществления. Вопрос о неизбежности изменений отчетливо встает и перед обществом, и перед верховной властью.

Однако представления о путях реформирования у самодержавия и российского общества существенно отличались. В XIX веке в России сформировалось три основных течения в развитии общественной мысли и общественных движений: консервативное, либеральное и революционное. Консерваторы стремились сохранить основы существующего строя, либералы оказывали давление на правительство с целью заставить его пойти на проведение реформ, революционеры добивались глубоких перемен путем насильственного изменения политического строя страны. События начала XX столетия показали, что революционное направление оказалось самым активным и жизнестойким, но этим событиям предшествовали десятилетия проб и ошибок.

Россия XIX века - место возникновения масштабного, хотя и неоднозначного, освободительного движения, начатое декабристами и законченное социал-демократами, которое дважды (на рубеже 50-60-х и 70-80-х годов) подводило страну вплотную к революционной ситуации. Течение этого процесса, конкретные его проявления и то, к чему он привел, каковы были условия зарождения и развития революционных традиций в стране, что за люди стояли за их формированием, их идеи, деяния, успехами и неудачами.

Целью данной работы является выявление революционной традиции в России XIX века, рассмотреть и раскрыть события, которые повлияли на коренное изменение в общественной, политической и экономической сферах жизни Российского общества XIX века.

К основным задачам можно отнести следующие:

. Рассмотреть зарождение и развитие декабристского движения;

. Выявить особенности общественно-политического движения во 2 половине XIX века;

. Рассмотреть развитие революционной традиции в России XIX века на основе произошедших перемен.

общественный движение декабрист революционный

2. Общественное движение декабристов первой половины XIX века

Характерной чертой развития революционного движения в начале XIX века является тот факт, что в нем дворянство доминировало над всеми другими классами российского общества. Правда, дворянская гегемония здесь длилась недолго, но достаточно для того, чтобы говорить о «дворянском периоде» в истории революционного движении. Чем объясняется ведущая роль дворянства? Прежде всего, тем, что именно в среде дворянства сформировалась особый контингент, который первым начал осознавать необходимость преобразований в стране и выдвигать определенные политические доктрины.

Главным источником революционной идеологии декабристов были противоречия российской действительности, т.е. между потребностями национального развития и феодально-крепостническими порядками, которые тормозили национальный прогресс. На первом месте здесь стояло крепостное право, олицетворявшее собой все зло уходящей феодальной эпохи: деспотизм и произвол, гражданское бесправие большей части населения, экономическое отставание страны, социальные коллизии. Поэтому первой задачей из тех, что ставили перед собой будущие декабристы, была отмена крепостного права и преобразование России из самодержавного в конституционное государство. Об этом они начали размышлять еще до 1812 года. Война ускорила формирование их политических взглядов, а заграничные походы 1813-1815 годов позволили воочию увидеть жизнь без крепостного права.

Первой декабристской организацией явился Союз спасения, образовавшийся в 1816 году и просуществовавший около двух лет; следом были созданы «Военное общество» (1817-1818) и Союз благоденствия (1818-1821), который в 1821 году был формально распущен. Это было сделано с целью удаления из него ненадежных членов и создания новой, более конспиративной организации.

Главной своей целью Союз благоденствия считал уничтожение самодержавной монархии и крепостного права: задача преобразования России в республику была впервые поставлена на заседании Коренной управы Союза в январе 1820 года. Определив новую цель, Союз благоденствия определил также средства ее достижения. На съезде в Москве в январе 1821 года была избрана тактика военной революции, которой декабристы отныне руководствовались на всех этапах движения. Суть тактики заключался в следующем: государственный переворот осуществляет армия для блага народа, но без его участия. Декабристов убеждал опыт военных революций на Западе 1820-1821 годов (в Испании, Португалии, Неаполе, Пьемонте), показывая, что именно тактика военной революции может привести к успеху. Открытие тактики военной революции окончательно сделало их революционерами.

Новые тайные общества, Южное на Украине и Северное с центром в Петербурге, были уже зрелыми революционными организациями с собственными программами преобразования России и конкретными планами их осуществления. Пожалуй, наиболее точно декабристская идеология отразилась в «Русской правде», программе Южного общества, составленной П.И. Пестелем и ставшей первым в России проектом республиканской конституции. Вторым по значению документом стала «Конституция» Н.М. Муравьева, в которой ставились те же вопросы, что и в «Русской правде», но предлагалось менее радикальное их решение (так «Конституция» представила проект не республики, а конституционной монархии в федеративной форме, из 15 «держав» и областей). И «Конституция», и «Русская правда» решительно выступали против крепостного права, а осуществление своих программ связывали с революционными преобразованиями существующего строя.

К 11 часам утра 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь 30 офицеров-декабристов вывели около 3020 человек: солдат Московского и Гренадерского полка и матросов гвардейского Морского экипажа. Однако за несколько дней до этого Николай был предупрежден о преступных намерениях тайных обществ начальником Главного штаба И. И. Дибичем и декабристом Я. И. Ростовцевым. Войска, уже присягнувшие новому императору, окружили восставших. Их возглавил Николай I, оправившийся от первоначального замешательства. Со стороны Адмиралтейского бульвара появилась гвардейская артиллерия под командованием генерала Сухозанета. По каре был сделан залп холостыми зарядами, не произведший эффекта. После этого артиллерия ударила по восставшим картечью, ряды их рассыпались. Сухозанет сделал ещё несколько выстрелов вдоль узкого Галерного переулка и поперёк Невы к Академии художеств, куда бежали толпы любопытных. В результате мятежа погиб 1271 человек, в их числе 79 женщин и 150 малолетних детей

Царское правительство жестоко расправилось с участниками восстаний: был предан суду 121 декабрист (61 член Северного общества и 60 - Южного). П.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин и П.Г. Каховский были повешены, более ста декабристов - приговорены к «отсечению головы», замененному каторгой, и сосланы в Сибирь и на Кавказ (с разжалованием в рядовые) воевать против горцев.

Могли ли декабристы победить? Этот вопрос, впервые поставленный А. Герценом, обсуждается и поныне. Вслед за Герценом некоторые историки отвечают на него положительно, считая, что декабристы не были одинокими и могли опереться на ряд лиц и деятелей из дворянства и даже правительства.

Однако главное заключается в том, что в России начала XIX века еще не сложились объективные условия для свержения самодержавно-крепостнического строя, не было предпосылок революционной ситуации, и народ долго оставался невосприимчивым к идеям преобразований.

Тем не менее, историческая заслуга декабристов не подвергается сомнению. Участники движения вошли в историю России как пионеры освободительной борьбы против самодержавия и крепостничества. Их восстание, при всех его слабостях, было актом великого значения. Имена и судьбы декабристов остались в памяти, а идеи продолжали жить в следующих поколениях свободомыслящей молодежи, пробуждая вольнолюбивый дух русской нации. Декабризм нес в себе самые различные направления общественного движения от либерального до ультрареволюционного, по сути можно сказать, что именно он заложил революционную традицию в России, получившую развитие в последующие десятилетия.


После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу - помещиков и бюрократию всех чинов и рангов.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдающимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

-40-е гг. XIX в. - время начала формирования в русской общественно-политической жизни революционно-демократической идеологии. Ее основателями стали В.Г. Белинский и А.И. Герцен. Они выступали против взглядов славянофилов, доказывали общность исторического развития Западной Европы и России, высказывались за развитие экономических и культурных связей с Западом, призывали использовать в России новейшие достижения науки, техники, культуры. Однако, признавая прогрессивность буржуазного строя по сравнению с феодальным, они выступали против буржуазного развития России, замены феодальной эксплуатации капиталистической.

Белинский и Герцен становятся сторонниками социализма. После подавления в 1848 г. революционного движения Герцен разочаровался в Западной Европе. В это время он пришел к мысли, что русская деревенская община и артель содержат зачатки социализма, который найдет свое осуществление в России скорее, чем в какой-либо другой стране. Герцен и Белинский считали основным средством преобразования общества классовую борьбу и крестьянскую революцию. Герцен был первым, кто в общественном движении России воспринял идеи утопического социализма, получившего в это время широкое распространение в Западной Европе. Герценовская теория русского общинного социализма дала мощный толчок развитию социалистической мысли в России. Идеи общинного устройства общества получили дальнейшее развитие во взглядах Н.Г. Чернышевского, который во многом предвосхитил появление в общественном движении России разночинцев. Если до 60-х гг. в общественном движении основную роль играла дворянская интеллигенция, то к 60-м гг. в России возникает разночинная интеллигенция (разночинцы - выходцы из различных сословий, духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.).

В 1861 г. было создано тайное революционное общество разночинцев "Земля и воля" (существовало до 1864 г.), объединившее различные кружки. Главным средством воздействия на крестьян "Земля и воля" считала пропаганду. Довольно умеренная программа "Земли и воли" не нашла отклика среди радикально настроенной части молодежи.

Падение крепостного права и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, которое выдвинуло на первый план революционных народников. Народники были последователями идей Герцена и Чернышевского, идеологами крестьянства. Главный общественно-политический вопрос о характере пореформенного развития России народники решали с позиций утопического социализма, видя в русском крестьянине социалиста по натуре, а в сельской общине - "зародыш" социализма. Народники отрицали прогрессивность капиталистического развития страны, считая его упадком, регрессом, случайным, наносным, насаженным сверху правительством явлением. В отличие от Чернышевского, который считал основной движущей силой прогресса народные массы, народники 70-х гг. решающую роль отводили "героям", "критически мыслящим" личностям, направляющим массы, "толпу", ход истории по своему усмотрению. Такими "критически мыслящими" личностями они считали разночинскую интеллигенцию, которая поведет Россию и русский народ к свободе и социализму. Народники отрицательно относились к политической борьбе, не связывали борьбу за конституцию, демократические свободы с интересами народа. Они недооценивали силу самодержавия, не видели связей государства с интересами классов и делали вывод о том, что социальная революция в России - дело чрезвычайно легкое.

Идейными вождями революционного народничества 70-х гг. были М.А. Бакунин, П.Л. Лавров, Н. К. Михайловский, П.Н. Ткачев. Их имена олицетворяли три основных направления в движении народников: бунтарское (анархическое), пропагандистское, заговорщическое. Различия заключались в определении главной движущей силы революции, готовности ее к революционной борьбе, методов борьбы против самодержавия.

Практическая деятельность народников началась в 70-е гг. созданием по всей стране кружков учащейся молодежи и интеллигенции.

Весной 1874 г. началось "хождение в народ", целью которого было охватить как можно больше деревень и поднять крестьян на восстание, как предлагал Бакунин. Однако хождение в народ окончилось неудачей. Последовали массовые аресты, движение было разгромлено.

В 1876 г. была создана народническая подпольная организация "Земля и воля", видными участниками которой являлись С.М. Кравчинский, А.Д. Михайлов, Г.В. Плеханов, С.Л. Перовская, А.И. Желябов, В.И. Засулич, B.H. Фигнер и др. Программа ее сводилась к требованию передачи и равномерного распределения всей земли между крестьянами. В этот период народники, согласно идее Лаврова, перешли к организации "поселения в народе" в качестве учителей, писарей, фельдшеров, мастеровых. Народники стремились таким образом установить прочные связи с крестьянами с целью подготовки народной революции. Но и эта попытка народников окончилась неудачей и привела к массовым репрессиям. "Земля и воля" строилась на началах жесткой дисциплины, централизма и конспирации. Постепенно в организации сформировалась фракция сторонников перехода к политической борьбе путем использования метода индивидуального террора. В августе 1879 г. "Земля и воля" распалась на две организации: "Народная воля" (1879-1882) и "Черный передел" (1879-1884). Ч е р н о п е р е д е л ь ц ы (среди наиболее активных членов - Г.В. Плеханов, П.Б. Аксельрод, Л.Г. Дейч, В.И. Засулич и др.) выступали против тактики террора, за проведение широкой пропагандистской работы в массах крестьян. В дальнейшем часть чернопередельцев во главе с Плехановым отошла от народничества и встала на позиции марксизма.

Н а р о д о в о л ь ц ы (в состав Исполнительного комитета "Народной воли" входили А.Д. Михайлов, Н.А. Морозов, А.И. Желябов, С.Л. Перовская и др.) взяли на вооружение террористическую борьбу. "Народная воля" подготовила семь покушений на царя Александра II, и 1 марта 1881 г. Александр II был убит. Однако ожидаемого свержения царизма не произошло. В стране усилилась реакция, были свернуты реформы. Само революционное направление народничества вступило в полосу длительного кризиса.

В 80-90-е гг. XIX в. в народничестве усиливается реформистское крыло, значительное влияние приобретает либеральное народничество. Это направление ориентировалось на переустройство общества мирными, ненасильственными средствами.

Правое его крыло - В.П. Воронцов, С.Н. Кривенко, С.Н. Южаков и др. - призывали интеллигенцию отказаться от борьбы за политическую свободу, поскольку она усилила бы буржуазию, и целиком сосредоточиться на поисках средств улучшения экономического положения народа. Левое - Н.К. Михайловский, Н.Ф. Анненский, В.Г. Короленко и др. - признавали необходимость политических преобразований, но мирным реформистским путем.

Народники отстаивали свою концепцию перехода России к социализму на основе "народного производства". Главную роль в этом они отводили крестьянству, верили в возможность использования деревенской общины для перехода к социализму. Народники считали, что нельзя ориентироваться на рабочее движение, так как рабочий класс - продукт капитализма, а капитализм в стране насаждается искусственно.

. Революционная традиция в России XIX века

Правительственная реакция не смогла подавить начавшееся освободительное движение. Декабристы были первыми, кто выступил против самодержавия и крепостничества, а при Николае I возникла гораздо более широкая оппозиция, внутри которой сформировалось два параллельных крыла, революционное и либеральное, то сближавшихся, то боровшихся друг с другом.

Либеральное направление сформировалось под влиянием идей западничества и славянофильства; революционную традицию декабристов продолжили тайные кружки, самым значительным из которых являлся кружок А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

Политические кружки этого времени становятся гораздо более демократичны по составу. В них объединяются уже не представители знатных дворянских фамилий, а в основном студенты, скромные армейские офицеры и мелкие чиновники. Центр революционного движения переместился в Москву, где правительственные репрессии были слабее, а студенческая среда - социально разнороднее и, как следствие, демократичнее, чем в Петербурге. В Московском университете дворяне составляли лишь одну треть студенчества - их стали вытеснять разночинцы, в большинстве своем малоимущие, шедшие дальше декабристов в одном очень важном пункте: обязательным привлечением народа к участию в революционном перевороте. Именно в среде разночинцев наибольшую популярность получают социалистические идеи.

Теория русского социализма впервые начала разрабатываться в кружке Герцена-Огарева. Участники кружка обратились к изучению социалистический идей не случайно: во-первых, они осознали слабости декабристского заговора, во-вторых, разочаровались в возможностях буржуазных революций (на свежем примере революции 1830 года во Франции).

Главной движущей силой революции должно было стать участие народа, и основную задачу Герцен видел в том, чтобы это поняли не только революционеры, но и сами крестьяне, начав совместно сознательно развивать и усиливать социалистические начала. В этом случае в России произошел бы желаемый переворот и восторжествовали бы социалистические принципы. Во взглядах Герцена и Огарева уже начали проявляться, пока еще очень отчетливо, сочетание идей социализма с идеей революции, что впоследствии обретет законченную форму в народничестве 60-70-х годов и будет являть собой главное отличие русского утопического социализма от европейского.

Расхождение революционного и либерального направлений, начавшееся в 30-е годы, было ускорено событиями 1848-1849 годов (революциями, охватившими некоторые страны Европы, и многочисленными крестьянскими волнениями в самой России). В этих условиях в России все постепенно формировалась революционная демократия, которую представляли уже не только выдающиеся одиночки вроде Герцена и Белинского, но и целые группы их единомышленников, создававших свои политические организации.

Идеи А.И. Герцена создали основу для развития господствующей идеологии разночинского этапа революционного движения - народничества или русского крестьянского социализма. В 60-70-х годах оно выступило в защиту интересов крестьянства, утверждая возможность развития страны по некапиталистическому пути и отрицая необходимость буржуазных свобод для России.

Отмена крепостного права в 1861 году, проведение реформ и обострение классовой борьбы в пореформенный период способствовали подъему революционного движения, благодаря которому народники выдвинулись на первый план. Сильное влияние на них оказали революционные идеи Н.Г. Чернышевского, который в отличие от либералов невысоко оценивал крестьянскую реформу. Указывая на издержки и незавершенность этой реформы, народники стремились на восстание для немедленного переустройства государства и общества на основе всеобщего равенства и коллективной собственности.

Первое тайное революционно-народническое общество «Земля и воля» возникло к концу 1861 года. Его организаторами были братья Н.А. и А.А. Серно-Соловьевичи, А.А. Слепцов, Н.Н. Обручев, С.С. Рымаренко и B.C. Курочкин, составившие первый Центральный комитет общества. «Земля и воля» строилась как федерация кружков (отделений), действовавших в разных городах.

Из кружка, примыкавшего к «Земле и воле», в 1863-1866 годах в Москве выросло тайное революционное общество Н.А. Ишутина (ишутинцев), целью которого была подготовка крестьянской революции путем заговора интеллигентских групп.

Крайности реакции ожесточили радикально настроенную часть демократической молодежи, что в свою очередь привело к крайностям революционного движения, выразившимся в феномене нечаевщины. В 1869 году в Москве и Петербурге начала деятельность ультрареволюционная организация «Народная расправа», созданная С.Г. Нечаевым (разночинцем, сыном маляра). Она должна была объединить отдельные крестьянские бунты в общероссийское восстание с целью «повсюдного всеразрушения» государственного и сословного строя России.

С начала 70-х годов народники занялись практической реализацией герценовского лозунга «В народ!», по тактическим вопросам дополнив доктрину Герцена и Чернышевского идеями лидеров российской политической эмиграции М.А. Бакунина, П.Л. Лаврова, П.Н. Ткачева.

В конце XIX в. весьма острый характер приобрела полемика между народниками и марксистами. Народники считали марксистское учение неприемлемым для России. Наследницей народнической идеологии стала созданная в 1901 г. из разрозненных народнических групп нелегальная партия социалистов-революционеров.

Партия носила леворадикальный буржуазно-демократический характер. Ее основными целями были: уничтожение самодержавия, создание демократической республики, политические свободы, социализация земли, уничтожение частной собственности на землю, превращение ее в общенародную собственность, передача земли крестьянам по уравнительным нормам.

5. Заключение

В последнее десятилетие XIX века в России продолжали действовать народовольческие и идейно близкие к ним организации, однако идеология народничества уже не оказывала прежнего влияния на передовую общественную мысль.

В конце декабря 1886 в Петербурге возникла террористическая фракция партии «Народная воля» (среди участников которой был и старший брат В.И. Ленина А.И. Ульянов). В новой организации признавали факт существования капитализма в России и ориентировались в первую очередь на рабочих, как на «ядро социалистической партии».

Среди революционной молодежи растет популярность марксизма - нового течения общественной мысли с его учением о классовой борьбе, возникают первые марксистские организации. Повышение роли рабочего класса в экономической и политической жизни страны, рост сознательности рабочих и усиление стачечной борьбы вызывают пристальный интерес к пролетариату со стороны передовой интеллигенции, ясно ощущавшей крах народнических теорий. Формируются новые политические идеологии, нашедшие отражение в программных и тактических установках. Впоследствии они лягут в основу русской социал-демократической (или большевистской) доктрины, взятой на вооружение радикальными революционными партиями.

Таким образом, к концу XIX века русское революционное движение, пройдя два первых этапа, дворянский и разночинный, перешло к третьему - пролетарскому, окончившемуся революцией 1917 года.

6. Список литературы

1.Захарова Л.Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России. М., 1984.

2.Зырянов П. Н. История России. XIX век. 8 класс. М.: Дрофа, 2010.

3.История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX - начала XX вв. М., 1991.

4.История России. М.: РЭА им Г.В. Плеханова, 1993.

5.История России IX-XX вв.: Учеб. пособие/ Под ред. Г.А. Амона, Н.П. Ионичева. М.: ИНФРА-М, 2002.

7.Лаптева Л.В. Земские учреждения в России 1762-1917 гг. М., 1995.

.Леонтович В.В. История либерализма в России. 1762-1917 гг. М., 1995.

Похожие работы на - Революционная традиция в России XIX в.

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!