Таблица 3 Критерии зон интенсивности при беге на коньках (в процентах от критической скорости)
ЗоныВозраст (лет)9 10111213141516 1718I< 65 < 60< 55< 45< 45< 45< 45< 46< 47< 47II65-85 60-8555-8645-7045-7045-7045-7545-7545-7545-75III85-10085-10080-10070-100 70-10070-10075-10075-10075-10075-100IV > Vкрит. На длинных дистанциях на 1-6% (3000-5000 м), и на 10-13% на средних дистанциях (1000-1500 м)VСкорость максимальная (115-117% от Vкрит.)
Необходимый уровень энергетических затрат достигается с различной эффективностью в зависимости от направленности нагрузок, процессов адаптации и резервов энергетических веществ. Критериями эффективности служат показатели энерготрат на единицу выполняемой специфической работы. При возрастании мощности физических нагрузок до максимальной происходит снижение механической эффективности работы. Кроме общесистемных факторов, это еще и результат прироста доли анаэробных процессов в общей энергопродукции, что всегда снижает экономичность выполняемой физической работы.
Традиционная для России специальная подготовка конькобежцев отличается большим объемом бега на коньках с невысокой скоростью и в замедленном темпе. К этому привел односторонний подход к методике тренировки только с позиции энергообеспечения двигательной деятельности. Ограничившись процессами энергообеспечения, повышение уровня специальной подготовленности стали связывать с тренировками на скорости порога анаэробного обмена (ПАНО). Достижение в беге на коньках скорости ПАНО, приближающейся к соревновательной, и удержание ее на отрезке, близком к дистанционному, долгие годы рассматриваются как условия развития специальной выносливости и становятся целью специальной подготовки [2, 4, 10]. По мнению автора, здесь следствие подменило причину.
Принцип редкого, но мощного отталкивания на скорости ПАНО - «шести шагов на прямой» - уже много лет является основополагающим в специальной подготовке конькобежцев [5 - 7]. Таким образом, спортсмен должен отрабатывать соревновательную силу отталкивания, оставаясь в аэробной зоне. Руководствуясь вышесказанным, тренер сознательно искажает целостное соревновательное движение конькобежца, "подгоняя" его под рамки критериев биологических реакций на тренировочную нагрузку.
По мнению автора, в приведенных примерах подготовка спортсмена редуцируется на организменный уровень. Это противоречит деятельностному педагогическому подходу.
В то же время отработка соревновательного бега на коньках как целостного движения практически выполняется при значительном уровне лактата в общем русле крови, что угнетает аэробные процессы и усиливает катаболизм.
Оценка бега на коньках только с позиций энергообеспечения привела к смешению целей и задач общей и специальной подготовки конькобежцев [4, 5]. Опираясь на критерии энергообеспечения, тренеры в специальной подготовке пытаются повысить функциональный и силовой потенциалы спортсмена, решить проблему восстановления. Особенно это проявляется в летний период.
Бег на коньках не эффективен в отношении функциональной подготовленности. Шенау тестированием квалифицированных голландских конькобежцев показал весьма важную для понимания проблем подготовки конькобежцев закономерность: потребление кислорода конькобежцем в соревновательном беге на коньках (45,2-51,2 мл/мин/кг, дистанция 3000 м) меньше максимального (МПК = 62,1-64,3 мл/мин/кг), определяемого при тестировании в лабораторных условиях. Автор объяснил это высокой долей скоростно-силовой работы и неэкономичностью техники бега [8].
Позднее Б.М. Васильковский, проводивший подобные исследования, дал более исчерпывающий ответ, то есть при значительной локализации мышечной нагрузки организм не в состоянии реализовать (востребовать) имеющиеся возможности аэробной функции [4]. Небольшое количество пусть и интенсивно работающих мышц не требует много кислорода.
Эти факты указывают на существенную разницу напряженности тотальных и локальных ответов организма на локомоции в посадке конькобежца, что, несомненно, должно быть отражено в методике специальной подготовки.
Бег на коньках не эффективен в развитии силы мышечных сокращений, так как в нем невозможно выполнить главное методическое условие развития силы: каждое упражнение выполняется до отказа и в короткий промежуток времени.
Бег на коньках не является средством восстановления, так как в фазах свободного скольжения и двухопорного отталкивания в посадке конькобежца мышцы ног испытывают значительные статические нагрузки. Кроме того, фаза одноопорного отталкивания требует достаточно мощных усилий (как минимум для поддержания динамического равновесия) даже в свободном катании.
Это подтверждается исследованиями Б.М. Васильковского, показавшего, что пульс ПАНО в специальной и специализированной работах конькобежца (бег на коньках и на роликовых коньках, имитация бега на скользкой доске) примерно на 10 уд/мин меньше, чем в легкоатлетическом беге [9]. Причина этого - значительные локальные мышечные напряжения, вызванные посадкой конькобежца.
Таким образом, если в легкоатлетическом беге, в велоспорте, в плавании, в лыжных гонках возможны компенсаторные тренировки в движениях своего вида спорта, то в конькобежном спорте - нет.
Тем не менее, несмотря на вышеприведенные и давно известные аргументы, тренеры продолжают рассматривать бег на коньках как средство функциональной и силовой подготовки, а также как компенсаторную работу, в то время как для этих целей более подходят средства общефизической подготовки.
Специальная подготовка должна быть направлена на максимальную реализацию потенциала спортсмена в соревновательных двигательных действиях.
Физические качества проявляются в конкретном движении. Циклические движения характеризуются не только структурой, но и темпо-ритмовыми параметрами. Если форме движений в конькобежном спорте уделяется достаточно много внимания, то на темп и ритм в тренировках традиционно либо не обращают внимания, либо сознательно искажают их.
Из большого спектра методических проблем подготовки конькобежцев наименее изучены, по нашему мнению, развитие и удержание соревновательной скорости, бег как результат целостного двигательного действия человека.
И вот здесь наряду с акцентированием внимания на энергообеспечении движений необходимо обратить его и на нервно-мышечную регуляцию двигательной деятельности.
Для того чтобы отчетливее осознать значимость проблемы регуляции движений для бега на коньках, представим себе на льду хорошо физически подготовленного человека, например легкоатлета-десятиборца, и человека, не знающего, что такое спорт. Если оба не умеют кататься на коньках, то движения обоих вне зависимости от общей физической подготовленности будут неловкими и приведут к падению. И чем выше будет скорость перемещения на льду, тем в большей мере проявится недостаточность уровня нервно-мышечной регуляции движений как фактор, лимитирующий скорость катания. Ребенок, умеющий кататься на коньках, будучи физически слабее, без труда их обгонит. Кроме того, оба быстро устанут из-за излишних мышечных напряжений [3].
Очевидно, что если в этой ситуации для прогресса «конькобежцев» заняться функциональной и силовой подготовкой, то вряд ли они станут кататься быстрее. Компенсаторные тренировки также не продвинут их вперед.
Проблема заключается в недостаточном уровне нервно-мышечных регуляций. И эта проблема не теряет своей остроты с ростом спортивного мастерства. Конечно, быстрый бег по льду хорошо подготовленного конькобежца изящен и рационален.
Соревновательный динамический двигательный стереотип предполагает максимально возможное использование в организации движений внешних и внутренних инерционных сил, действующих на тело спортсмена при беге [3]. К внешним силам можно отнести центробежную и центростремительную силу в беге по повороту, а также силы, возникающие при поперечном смещении центра масс в беге по прямой; к внутренним - силы инерции частей тела, возникающие при маховых движениях. На разной скорости катания (бега) эти силы различны как по величине, так и по изменению вектора. Соответственно на разной скорости будут нарабатываться и разные нервно-мышечные регуляции.
При этом совершенствование регуляции движений абсолютно не зависит от волевого контроля спортсмена [3].
Таким образом, медленное катание на тренировке приводит к «стереотипу медленных скоростей», по выражению олимпийской чемпионки Светланы Бажановой [1].
Мышца представляет собой мозаику из великого множества мышечных волокон, разных по силе и скорости сокращения, порогу раздражения, энергообеспечению и утомляемости. Это живая ткань, в каждых мгновениях непрерывности своей жизни реагирующая на различные раздражения, накладывающиеся друг на друга непредсказуемым образом, но дающая в итоге предсказуемый результат [3].
Абсолютно одинаковых движений в природе не существует. И внешне похожие движения вызываются совершенно разной иннервацией, а следовательно, и различным включением в работу разных типов мышечных волокон. Результирующее мышечное усилие в каждом однотипном шаге достигается разными путями [3].
Таким образом, автоматизм циклических движений - не следствие однотипных нервных раздражений, а способность нервной-мышечной системы своевременно и устойчиво обеспечивать, отслеживать и поддерживать параметры соревновательного бега. Именно эту способность необходимо развивать в специальной подготовке.
Во время соревнований система нервно-мышечной регуляции недостаточно подготовленного спортсмена не справляется с потоком информации, поступающей от рецепторов. Это приводит к быстрому появлению и нарастанию следующих тесно взаимосвязанных факторов, снижающих скорость бега: нарушению координации; излишнему нервно-мышечному напряжению; быстро нарастающему утомлению.
Обозначенные факторы могут быть как причиной, так и следствием друг друга. Эти же факторы вызывают падения и «неудержание поворота».
К этому надо добавить то, что нервно-мышечная система обладает способностью «предвидеть» последующее движение на основе предыдущего, что позволяет выполнить его наиболее рационально [3]. Каждый шаг в соревновательном беге не начинается «с нуля», как это выглядит при «шести шагах на прямой». Предыдущее движение подготавливает последующее. Например, в беге на коньках после отталкивания нога выполняет синхронное маховое движение, усиливающее отталкивание другой ногой. Но для отработки этого механизма центральной нервной системе на стадии тренировки необходима вся полнота информации о соревновательном движении, а не отдельные его фрагменты. Особо следует остановиться на значении мышечного тонуса. Сам по себе он движения не вызывает, но определяет уровень (качество) движения. Мышечный тонус - специфическая регуляция нервно-мышечной деятельности, благодаря которой мышцы ног конькобежца работоспособны в характерной для скоростного бега на коньках посадке.
Итак, основным фактором, повышающим скорость бега на коньках, является улучшение регуляции движений.
Методические подходы к выработке соревновательного двигательного стереотипа. Методические подходы к специальной подготовке спринтеров и стайеров различны.
Спринтеру, для того чтобы развить максимально возможную скорость, необходимо приложить ко льду максимально возможную силу. В принципе к этому можно приблизиться в традиционном упражнении - катании с мощным отталкиванием в редком темпе. Однако мощность кроме силы имеет еще второе слагаемое - скорость. Скорость бега при редком темпе невысока. Таким образом, высокая скорость отталкивания при невысокой скорости бега в целом либо не будет достигнута, либо приведет к искажению техники бега (например, «толчки назад»). И уж, конечно, при этом не может быть речи об использовании инерционных сил, характерных для соревновательного спринтерского бега. На медленной скорости они будут весьма незначительны.
Основная методическая проблема подготовки конькобежцев-спринтеров заключается в недостаточности скорости тренировочного бега для формирования соревновательного динамического двигательного стереотипа. Спринтеру весьма проблематично регулярно развивать соревновательную скорость на тренировке. Это требует максимальной мобилизации психики, а условия тренировки в отличие от соревнований к этому не располагают.
Возможны следующие методические решения проблемы наработки соревновательного динамического стереотипа:
) бег за лидером (что особенно эффективно в тренировке женщин совместно с мужчинами) или со сменой лидера;
) бег на «самых быстрых» льдах;
) бег по повороту с уменьшенным радиусом.
Иначе обстоит дело в стайерском беге. Развить «крейсерскую скорость» для стайеров - не проблем. Следовательно, нет необходимости развивать максимальную силу отталкивания («в шести шагах на прямой»). Проблема выглядит, скорее, наоборот: тратить при беге на коньках как можно меньше сил, то есть экономизация. Критерием экономизации может быть достаточно большое количество отрезков, преодоленных на соревновательной скорости без угнетения аэробной функции. Это возможно при максимальном использовании внешних и внутренних инерционных сил, возникающих при соревновательной скорости бега, а также за счет снятия излишних внутренних напряжений. Именно это и должно обеспечиваться соревновательным динамическим двигательным стереотипом. Если утомление возникает даже в случае преодоления небольшого количества рабочих отрезков, то либо нет экономизации (несовершенен динамический двигательный стереотип), либо недостаточна функциональная подготовленность.
Основная методическая проблема подготовки конькобежцев-стайеров заключается в несоответствии скорости бега, на которой происходит формирование соревновательного динамического двигательного стереотипа, аэробному энергообеспечению. Стайеру практически невозможно удерживать соревновательную скорость в аэробном режиме и весьма сложно - в аэробно-анаэробном (смешанном) режиме, стимулирующем аэробную производительность. В тренировке стайера с большой вероятностью может возникнуть следующее:
искажение (замедление) соревновательных движений, формирующее «стереотип медленных скоростей»;
попадание в условия гликолиза, угнетающего аэробное энергообеспечение.
Методическим решением проблемы наработки соревновательного динамического стереотипа является многократное повторение отрезков на соревновательной или даже несколько превышающей ее скорости бега. Протяженность отрезка и скорость его преодоления определяются сочетанием дистанционных соревновательны х требований и биологических реакций, а именно - реакцией пульса (160-170 уд/мин) или более - точно величиной лактата в общем русле крови (около 6 ммоль/л). За время отдыха (до 2 мин) пульс должен восстановиться до 120 уд/мин. Критерием правильности выполнения такой тренировки является также большое количество повторений рабочих отрезков. Объем нагрузки может служить гарантом ее аэробности. Поскольку повторяемость - условие развития, необходимо достаточно большое количество рабочих отрезков.
Выработать соревновательный двигательный динамический стереотип возможно посредством соответствующих ему темпо-ритмовых параметров движений без учёта силы отталкивания [3].
Это подтверждают представители шорт-трека, не развивающие суперусилий в беге по повороту, но не имеющие «проблемы второго малого поворота» при выступлении в конькобежном спринте.
Вышеуказанная закономерность с успехом применяется, например, в велоспорте, где спортсмены педалируют с одной соревновательной частотой при любых нагрузках. Однако в скоростном беге на коньках ее применение затруднено в связи с гораздо большей динамикой сил, определяющих динамическое равновесие на опоре. В случае сочетания соревновательных темпо-ритмовых параметров движений с небольшой скоростью катания на коньках сильно исказится техника и инерционные силы не будут соответствовать соревновательным.
Приведем варианты тренировок на льду, определяющие двигательный стереотип.
Последовательность тренировочной работы на льду такова:
. Продолжительное или переменное катание для выработки специального мышечного тонуса.
. Интервальные тренировки на относительно коротких отрезках для выработки соревновательного динамического двигательного стереотипа.
. Повторный бег на более длинных отрезках для стабилизации стереотипа.
. Гликолитическая тренировка для улучшения спортивной формы.
Такая же последовательность, за исключением гликолитических тренировок, может быть рекомендована и в летней подготовке конькобежцев на роликовых коньках.
Недостаточная спортивно-техническая подготовка конькобежцев обусловлена низкой эффективностью традиционной методики обучения.
Основные недостатки традиционной методики обучения давно известны. Всё это привело к осознанию проблемной ситуации, обусловленной тем, противоречием между задачей традиционной методики - обеспечить систематическое и качественное в массовом порядке обучение юных спортсменов основам техники конькобежного спорта и ее возможностями в должной мере решить эту задачу. Разрешение данного противоречия возможно созданием альтернативной методики обучения, решающей большую часть перечисленных выше проблем и устраняющей недостатки традиционной методики обучения.
В основу инновационной методики обучения в конькобежном спорте были положены идеи и разработки: И.П. Ратова - об обучении в условиях «искусственно созданной управляющей среды», П.Я. Гальперина - об ориентировочной основе действия, М.М. Богена - об «основных опорных точках» смысловой структуры двигательного акта, В.В. Белиновича - об обучение двигательным действиям, П.К.Анохина - о теории функциональных систем, Н.А. Бернштейна и А.В. Запорожца - о психофизиологических основах построения произвольных движений, А.С. Батуева - об организации взаимодействия сенсорных систем.
Также учитывались представления о строении и формировании системы спортивных движений конькобежца [5,6].
В основу модели инновационной методики обучения в конькобежном спорте легли следующие основные положения:
. Обучение спортивной технике конькобежца должно происходить в соответствии с природными биологическими особенностями человека. В первую очередь, должно быть организовано взаимодействие индивида с внешней средой для упреждения негативного влияния инстинкта самосохранения - возможности падений, получения ушибов и травм [2,4]. То есть, первой в системе движений должна быть сформирована функция (навык) сохранения устойчивости при передвижении на коньках. Данная функция является биологически значимой для конькобежца.
. Формирование исходной ССДК необходимо и возможно осуществлять крупными функциональными блоками конструктивно-расчлененным методом в условиях целостности системы. Это положение базируется на знании принципов строения и формирования ССДК [5, 6].
Применение "конструктивно-расчлененного метода в условиях целостности системы" обусловлено тем, что система движений может быть структурирована на автономные функциональные блоки с последующим освоением этих блоков в условиях целостности системы, то есть в условиях поступательного движения, созданного искусственным путём, посредством нормированного скатывания под уклон. Фактически речь идет об организации условий «искусственно созданной управляющей среды».
. Построение целостной ССДК происходит посредством ее "достраивания" по функционально-структурному принципу [1]. Это значит, что новые движения, приемы и способы выполнения движений органически наслаиваются на ранее сформированные и освоенные движения, образуя совершенно новую усложненную систему движений конькобежца.
. Формирование ССДК согласно инновационной методике должно осуществляться крупными функциональными блоками с помощью конструктивно-расчлененного метода в условиях целостности. То есть, системные движения конькобежца должны осваиваться системно. Такая методика целостного обучения существенно отличается от традиционного обучения двигательным действиям [3].
Результаты исследования
На освоение техники скоростного бега на коньках по прямой группе мальчикам 910 лет в количестве 30 человек потребовалось 3 недели, 14 занятий, 28 учебных часов, 380-420 повторов-спусков. Для сравнения - по программе СДЮСШОР от 2006 г. на это отводится 1-2 года, и 3000-4000 повторений основного упражнения.
Кроме существенного сокращения сроков обучения инновационная методика обеспечила следующее:
а) «зимние» задачи обучения спортивной технике конькобежца были решены в летний период, что существенно раздвигает временные рамки сезонности обучения и снимает остроту проблемы, связанной с отсутствием льда и ледовой подготовки;
б) решение «зимних» задач обучения позволило с началом зимнего сезона непосредственно приступить к оттачиванию техники и тактики движений конькобежца, полноценнее подготовиться к соревновательному периоду.
в) всесезонность обучения технике конькобежного спорта при наличии естественных или искусственных уклонов с асфальтовым и/или ледовым покрытием;
в) существенное повышение качества обучения по сравнению с существующей методикой - в педагогическом эксперименте удалось избежать появления типичных грубых ошибок традиционного обучения - «иксования», противоупора, ассиметрии в движениях. Более того, новички освоили сугубо профессиональные приёмы квалифицированного конькобежца - постановку конька с наружного ребра, отталкивание в скольжении и другие важные элементы техники.
Представляется, что причин интенсификации и повышения качества обучения несколько, но наиболее значимые из них следующие:
. Исключение из процесса начального обучения подготовительных, подводящих и имитационных упражнений, не содержащих для новичка достоверной информации о целостной двигательной деятельности конькобежца, так как они осваиваются без спортивного снаряда и вне реальной среды обучения.
. Построение обучения в условиях «искусственно созданной управляющей среды» - уклона с разметкой трасс спуска и его нормированием.
. Использование системы сенсорных ориентиров - разметки трасс спуска, и описание порядка их использования. То есть, создание «ориентировочной основы действия».
. Опережающее формирование биологически значимого навыка сохранения устойчивости движения конькобежца, что ускорило процесс обучения.
. Концентрированная подача учебного материала, способствовавшая погружению юных спортсменов в учебно-тренировочный процесс, сохранению следов памяти, необходимого тренировочного эффекта и качественному освоению системы движений. Это также повысило качество обучения и ускорило его ход.
Экспериментальные исследования подтвердили возможность успешного использования инновационной методики обучения юных спортсменов технике конькобежца. Также были получены конкретные исходные данные об ориентировочных сроках обучения в соответствии с данной методикой.
Обсуждение результатов педагогического эксперимента привело нас к мысли о том, что характер и направленность обучения в соответствии с инновационной методикой программируют процесс формирования спортивных движений конькобежца и придают им заранее заданные свойства, максимально соответствующие требованиям спортивной деятельности.
Таким образом, результаты проведенного исследования свидетельствуют о разумной эффективности инновационной методики обучения технике конькобежного спорта, а потому ее целесообразно внедрить в учебно-тренировочный процесс.
бег спринтер стайер анаэробный
Заключение
Традиционный для России односторонний подход к специальной подготовке конькобежцев с позиции энергообеспечения движений приводит к искажению целей и задач специальной подготовки, препятствует наработке соревновательного двигательного динамического стереотипа.
Ведущим фактором спортивного мастерства конькобежцев является уровень регуляции движений, определяемый не набором наработанных и автоматизированных иннерваций, а регуляторными возможностями центральной нервной системы.
Формирование соревновательного динамического двигательного стереотипа в скоростном беге на коньках возможно только через целостное соревновательное движение.
Исследование специальной работоспособности спортсменов, специализирующихся в циклических видах спорта, осуществляется при анализе специальных критериев. Разработка критериев, определяющих состояние различных систем организма, необходима как для теории, так и для методики в данном виде спорта.
В конькобежном спорте специализированная спортивная подготовка к соревнованиям на коротких и средних дистанциях вызывает частую и интенсивную реализацию анаэробных источников энергии. Повышение работоспособности по закону суперкомпенсации в указанных условиях происходит за счет прироста анаэробной производительности. Тренировка к работе стайерского типа наибольшие требования предъявляет к аэробным механизмам, а закономерным следствием является прирост функций, обеспечивающих транспорт и утилизацию кислорода работающими мышцами. Применение объективных методов контроля переносимости нагрузок позволяет направленно воздействовать на те факторы, которые лимитируют дальнейший рост результативности.
Список литературы
1.Алексеев С.В. Международное спортивное право: учебник / М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2011 г. - 892 с.
2.Алексеев С.В. Спортивное право России: учебник / М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012 г. - 1055 с.
.Анохин П.К. Теория функциональной системы / П.К. Анохин // Успехи физиологических наук. - 1970. - Т. 1. - № 1. - С. 19-54.
.Бажанова С.В. Индивидуализация тренировочного процесса высококвалифицированных конькобежек: Автореф. канд. дис. Челябинск, 1998. - 26 с.
.Барышев Б.П., Шарова Т.Л. Основные организационно-методические положения подготовки советских конькобежцев к Олимпийским играм 1992 г. // Проблемы конькобежного спорта. - М.: Госкомспорт СССР, 1989, с. 3 - 17.
.Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность. - М.: Наука, 1990. - 494 с.
.Бернштейн Н.А. Биомеханика и физиология движений : избранные психологические труды / Н.А. Бернштейн ; Рос.акад. образования, Московский психол.-соц. ин-т ; под ред. В.П. Зинченко. - 2-е изд. - М. : Издательство Московского психол.-соц. ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2004. - 688 с. - (Серия "Психологи России").
.Боген М.М. Современные теоретико-методические основы обучения двигательным действиям : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Боген М.М. ; Гос. центр.ин-т физ. культуры. - М., 1989. - 52 с.
.Варфоломеева З.С., Воробьёв В.Ф., Максимихина Е.В.,Шивринская С.Е. Проектирование педагогических технологий в физическом воспитании школьников и детско-юношеском спорте: учебное пособие / М : Флинта, 2012 г. - 154 с.
.Васильковский Б.М. Модельные характеристики уровня подготовки конькобежцев резерва в сборную команду СССР // Проблемы конькобежного спорта: Метод. реком. - М.: Госкомспорт СССР, 1989, с. 44 - 58.
.Васильковский Б.М. Прогрессивно-аэробные серии как фактор повышения силовой выносливости квалифицированных конькобежцев // Конькобежный спорт: проблемы, суждения, решения. - Челябинск: УралГАФК, 1997, с. 27 - 31.
.Васильковский Б.М., Панов Г.М. Развитие силовой выносливости конькобежцев-стайеров в тренировках аэробной направленности (аэробно-прогрессивные серии) // Конькобежный спорт. - М.: ГЦОЛИФК, 1991, с. 25 -32.
.Васильковский Б.М., Стенин Б.А., Иванов В.С. Моделирование соревновательных силы отталкивания и темпа в беге на коньках // Теория и практика физ. культуры. 1990, № 3, с. 33 - 37.
.Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодёжи: учебное пособие / Издательство: Советский спорт, 2008 г. - 207 с.
.Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т. 2 : Развитие произвольных движений / А. В. Запорожец ; Акад. пед. наук. - М. : Педагогика, 1986. - 297 с.
.Макаров В.Н. Принципы строения системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 11 (69). - С. 61-64.
.Макаров В.Н. Принципы формирования системы спортивных движений конькобежца / В.Н. Макаров, Ш.З. Хуббиев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 10 (68). - С. 62-65.
.Насолодин В.В., Семенова О.Н., Быков И.В., Гансбургcкий А.Н., Горичева В.Д., Дворкин В.А., Коромыслов А.В., Маргазин В.А. Гигиена физической культуры и спорта: учебник / Издательство: СпецЛит, 2010 г. - 192 с.
.Состояние современных научных исследований в конькобежном спорте: Метод. реком. / Сост. В.С. Иванов. - М.: ВНИИФК, 1985. - 21 с.
.Физическая культура и физическая подготовка: учебник / М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011 г. - 431 с.
.Фискалов В.Д. Спорт и система подготовки спортсменов: учебник / Издательство: Советский спорт, 2010 г. - 390 с.
.Фомин Н.А. Возрастные особенности занятий конькобежным спортом / «Физиология человека». С. 25-31.
.Чан-Цан, Васильковский Б.М. Изменения величин частоты сердечных сокращений на уровне анаэробного порога у высококвалифицированных конькобежцев в различных видах циклической деятельности // Теория и практика физ. культуры. 1996, № 2, с. 16 - 18.
.Шарова Т.Л. и др. Динамика скорости анаэробного порога в беге на роликовых и беговых коньках у высококвалифицированных конькобежцев // Конькобежный спорт: Сб. науч.-метод. статей. - М.: ГЦОЛИФК, 1991, с. 9 -24.
.Яковлев Б.П. Основы спортивной психологии: учебное пособие / Издательство: Советский спорт, 2010 г. - 208 с.