Причины и предпосылки возникновения древнерусского государства

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,78 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины и предпосылки возникновения древнерусского государства

Министерство внутренних дел РФ

Московский университет

Кафедра истории государства и права








Реферат

на тему

«Причины и предпосылки возникновения древнерусского государства»













Москва 2012 г

Содержание

Введение

1.Предпосылки создания российской государственности

2. Основные направления деятельности первых Киевских князей

3.Причины упадка Киевской Руси

4.Признаки государственности в раннесредневековом обществе

5.Причины и предпосылки образования государства у восточных славян в IX в. Образования государства Киевская Русь

6.Норманнская теория возникновения государства

7. «Автохтонная» (славянская) теория возникновения государства на Руси

Заключение

Список литературы

Введение

древнерусский государство князь

В последние 15-20 лет в мировом обществознании заметно возрос исследовательский интерес к вопросам, связанным с генезисом государства.

Надо прямо сказать, что в деле изучения происхождения государства не только существует, но и все более углубляется разрыв между теорией и историей государства и права, с одной стороны, и науками исторического профиля, с другой. Причин тут много: это и нехватка научных кадров, специализирующих в данной сфере; это и существование в прошлом своего рода «запретной зоны» на самостоятельные и творческие изыскания в области происхождения государства. Перечень подобных причин можно было бы продолжить.

Развитие современного научного знания об историческом генезисе государства характеризуется постановкой широкого круга сложнейших проблем. Важное место среди них занимают вопросы теории и методологии происхождения государства.

Наиболее четко основы цивилизационного подхода сформулированы авторским коллективом во главе с JI.H. Боголюбовым, подготовившим учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. Под цивилизацией здесь понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенном этапе развития.. мопознанию, анализу специфики и организации научного знания о происхождении государства.

Указанные проблемы не привлекли к себе должного внимания отечественной юридической науки. Этот пробел в определенной мере восполняют работы историков, этнографов, археологов, посвященные изучению различных сторон возникновения государства. Среди них можно отметить труды Ю.В.Андреева, Л.С.Васильева, Э.С.Годинер, А.Я.Гуревича, И.М.Дьяконова, В.П.Илюшечкина, Н.Н.Крадина,

Н.Б.Кочаковой, Г.А.Кошеленко, Л.Е.Куббеля, Ю.В.Павленко, А.И.Першица, Ю.И.Семенова, А.М.Хазанова, В.П.Яйленко и др. Однако исследования исторического профиля не могут полностью компенсировать недостатков в юридико-теоретическом изучении государствообразования.

Главной целью реферата является : изучение причин и предпосылок возникновения Древней Руси.

В соответствии с указанной целью в работе решались следующие основные задачи:

краткий обзор современных теорий происхождения государства;

изучение причин и предпосылок возникновения Древней Руси.

определение предпосылок создания российской государственности;

1.Предпосылки создания российской государственности

Образование Древнерусского государства было закономерным следствием длительного процесса социально-экономического и политического развития восточнославянского общества, разделения его на классы и борьбу между ними. Предпосылки для создания государственных образований складывались на протяжении нескольких столетий. В VI-VIII вв. в экономической жизни восточных славян произошли значительные изменения. Наряду с подсечным земледелием развивалось пашенное, связанное с применением более совершенных орудий труда (соха с железным сошником, плуг с железным лемехом).

Появилась возможность ведения хозяйства отдельными семьями. В силу этого родовая община перестала быть экономической необходимостью и распалась, уступив место соседской общине. Земля, луга, ранее находившиеся в коллективном владении, стали подвергаться разделу между отдельными хозяйствами. Экономическая самостоятельность семей порождала имущественное неравенство. Появилась частная собственность на орудия труда и земельные угодья.

Распаду родоплеменных связей и росту сельскохозяйственного производства способствовали развитие ремесла и отделение его от других видов хозяйственной деятельности. Это, в свою очередь, стимулировало развитие городов и внешней торговли. Шел процесс формирования классов. Самыми древними городами были Киев, Новгород, Смоленск, Псков, Изборск, Полоцк, Искоростень, Чернигов, Белоозеро, Любеч, Муром и др. Возникновение городов свидетельствовало о разложении первообщинного строя и отделении ремесла от земледелия. Постепенно складывался класс эксплуататоров (князья, бояре, городские старцы, княжьи мужи) и класс эксплуатируемых (смерды, холопы, посадские люди). Для защиты своих богатств от внешних и внутренних врагов и закабаления свободных земледельцев-общинников феодалам нужна была государственная машина. Так под действием объективно существовавших законов социально-экономического развития раннефеодального общества складывались предпосылки для образования государства на Руси.

Наряду с социально-экономическими происходили и политические изменения в жизни восточных славян. Отдельные племенные союзы складывались в более крупные объединения государственного характера. Эти объединения формировались вокруг крупных городов Киева, Новгорода, Чернигова и др. Восточные историки рассказывают о существовании до возникновения Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славни, Артании.

Согласно "Повести временных лет" русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие дань варягам, или норманнам (по мнению историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако в Новгороде началась междоусобная борьба, и, чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоявшую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата (Синеус и Трувор) были призваны на Русь и положили начало русской княжеской династии. Рюрик поселился в Новгороде и княжил с 862 г. по 879 г. Синеус занял Белоозеро, Трувор - Изборск. Через 2 года Синеус и Трувор умерли, и власть Рюрика распространилась на их земли.

Легенда о призвании варягов послужила основанием для широкого распространения норманнской теории образовании государства на Руси. "Научное обоснование" норманнской теории навязали в XVIII веке нашей исторической науке немецкие ученые Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л. Шлецер, приглашенные для работы в Петербургскую Академию наук. А.Л. Шлецер активно выступал с измышлениями о неполноценности восточных славян.

Против норманнской теории образования Русского государства и ее активных поборников решительно выступил М.В. Ломоносов. Однако Ломоносов и его малочисленные сторонники не смогли одержать верх над норманнистами. Почти вся историческая наука XIX века от Н.М. Карамзина до С.М. Соловьева приняла норманнскую концепцию, царствующая династия Романовых находила ее для себя политически более благодатной.

Таким образом,

Рюрик - лицо реальное; он был отцом киевского князя Игоря; в то же время Рюрик не упоминается ни в одном скандинавском или немецком памятнике, не исключено, что он был славянином (внуком Гостомысла, сыном его дочери Умилы);

норманны (варяги) не могли принести государственность в жизнь восточных славян, поскольку она возникла как закономерный результат многовекового развития славянского общества, и ее вообще нельзя экспортировать;

первое устойчивое крупное государственное образование сложилось на Руси к 882 году вокруг древнейшего города Киева и получило название "Киевская Русь". Существует легенда, что город Киев основали три брата: Кий, Щек, Хорив.

О происхождении слова "Русь" известны три версии. Первая вытекает из норманнской теории. Она утверждает, что варяг Рюрик был из племени русь, поэтому государство, возникшее у славян с приходом Рюрика и его дружины, получило название "рус". Но в Скандинавии (на родине варягов) отсутствуют какие-либо сведения о племени или местности русь.

Вторую версию предложил В. Чивилихин. Он заявил, что в праславянском языке река называлась "Руса". Древнейшие поселения славян располагались по рекам. Река их кормила, защищала, служила средством сообщения. Она пронизывала всю жизнь наших предков - экономику, политику, быт, верование, обычаи. Славяне - язычники обожествляли реку, славяне - христиане принимали крещение в реке. Если "руса" - это река, то руссы - издревле значило "живущие на реках", "жители рек", "речной народ".

Третья версия заключается в том, что "Русы суть племя из славян". Это древнее племя русь находилось где-то в Среднем Приднепровье. Б.А. Рыбаков пишет, что впервые имя народа "рус" или "рос" появляется в источниках в середине VI в. Два наименования народа "рос" и "рус" существовали с древнейших времен, причем византийцы называли славян именем "рос", а арабо-персидские авторы IX-XI вв. - именем "рус". В русской средневековой письменности имеются обе эти формы: "Руськая земля" и "Правда Роськая". Вот почему вплоть до наших дней мы называем свою родину Россией, а ее жителей русскими .

Условной датой образования Древнерусского государства считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде, предпринял поход, захватил Киев, и тем самым впервые объединил северные и южные славянские земли в единое государство. Так как "стольный град" был перенесен из Новгорода в Киев, это государство вошло в историю Отечества под наименованием "Киевская Русь". Киевская Русь - первое устойчивое крупное государственное объединение. Оно занимало огромную территорию от Балтики до Черного моря и от Западного Буга до Волги. Киевскому князю подчинялись славянские племенные союзы Среднего Поднепровья, несколько литовско-латышских племен Прибалтики и многочисленные финно-угорские племена северо-востока Европы.

. Основные направления деятельности первых Киевских князей

После смерти Рюрика (879г.) в Новгороде стал княжить его родственник Олег, опекун малолетнего сына Рюрика - Игоря. Однако он не остался в Новгороде, а вместе с Игорем двинулся с сильной дружиной по великому водному пути "из варяг в греки". Он взял города Смоленск и Любеч на Днепре и подошел к Киеву. В Киеве в это время власть принадлежала двум вождям варяжской дружины - Аскольду и Диру. Олег хитростью захватил Аскольда и Дира, приказал их убить и сел "княжа в Киеве" (882 г.). Он предсказал Киеву великое будущее, "Се буде мати градом русским". Утвердившись в Киеве, Олег начал покорять славянские и финские племена: подчинил кривичей, полян, древлян, северян, радимичей, освободил восточнославянские племена от хазарской зависимости; подчинил также финские племена: чудь, весь, мерю, мурому. Подчинил своей власти обширные пространства, расположенные по обе стороны великого водного пути, произвел объединение новгородского севера и киевского юга и стал таким образом основателем великого княжества Киевского - первой формы общерусского государства

. Некоторые племена и города сохранили своих местных князьков, но все они были теперь "под рукой" великого князя киевского.

Утвердив свою власть в Поднепровье, Олег в 907 г. собрал огромное разноплеменное войско из славян и финнов и предпринял свой знаменитый поход на Царьград. Война закончилась заключением мирного договора, главной целью которого было урегулирование торговых отношений между Русью и Византией.

В 912 году Олег умер. Его преемником стал Игорь. Это был князь менее храбрый и талантливый, более корыстолюбивый. При нем начали свои нападения на Русскую землю новые пришельцы из Азии - печенеги, кочевавшие в южнорусских степях. Игорь предпринял два похода на Византию. В 945 г. был заключен договор, в основном повторивший договор Олега с Византией, но без права беспошлинной торговли, а с обязательством великого князя оказывать греческому правительству военную помощь, когда оно "начнет хотеть" этой помощи. В 946 г. Игорь трагически погиб в земле древлян.

Вдова Игоря, великая княгиня Ольга, прежде всего хитро и жестоко отомстила древлянам за убийство мужа. Ввиду малолетства своего сына Святослава Ольга более 10 лет самостоятельно управляла государством. Она урегулировала сбор княжеских доходов, установила постоянные места стоянки князей и их "мужей" во время объезда подвластных им земель. Но главной заслугой Ольги было принятие ею христианства <http://www.kgau.ru/distance/00_cdo_old/demo_res/history/cont/modul-1/Xrist.jpg>. В 955 (или 957) г. она посетила Царьград и крестилась там в православную веру.

Святослав Игоревич оказался храбрым и суровым воином, талантливым и неутомимым полководцем. Летопись так описывает его характер и образ действий: начал он собирать воинов многих и храбрых, ходя легко, как барс; много воевал. Идя в поход, возов с собой не возил, ни котлов, потому что мяса не варил, но, изрезав тонкими ломтиками конину, или зверину, или говядину, пек на угольях; шатра у него не было, а спал он на конском потнике, положивши седло под голову; таковы были и все его воины. Решив начать войну, он посылал в разные страны, к разным народам с объявлением: "хочу на вас идти".

Сначала Святослав предпринял ряд удачных походов на восток. Он подчинил своей власти самое восточное славянское племя - вятичей, которые до тех пор платили дань хазарам. Около 965 г. он нанес ряд тяжелых поражений хазарам, завоевал их главные города - Итиль, Белую Вежу и Семендер. Он победил северокавказские племена ясов и касогов и подчинил себе приазовскую область с г. Тьмуторокань; победил он также волжских болгар, причем взял и разграбил их столицу Булгар. Разгромив всех восточных неприятелей и соседей Руси, Святослав обратился на запад. Византийское правительство просило его помощи в борьбе с дунайскими болгарами, и Святослав, собрав большую рать, в 967 г. двинулся на Дунай, победил болгар, завоевав Болгарию (к великому неудовольствию византийского правительства) решил остаться там навсегда и сделать г. Переяславец на Дунае своею столицею.

Во время отсутствия Святослава печенеги вторглись в русские пределы и угрожали самому Киеву. Киевляне послали послов к Святославу с упреком "Чужой земли ищешь и блюдешь ее, от своей же отрекся...". Услышав это, Святослав поспешил к Киеву и прогнал печенегов в степи. Но скоро заявил Ольге и боярам, что хочет жить в Переяславце на Дунае.

После смерти Ольги Святослав "посадил" своего старшего сына Ярополка на свое место в Киеве, Олега - в земле древлянской, несовершеннолетнего Владимира с дядей его Добрынею отпустил в Новгород, по просьбе новгородских послов, а сам снова отправился на Балканы (970 г.). Однако византийский император Иоанн Цимисхий решил изгнать нежелательного соседа и выступил против него с огромным войском. Святослав произнес свое знаменитое обращение к дружине: "Уже нам некуда деться, волею или неволею приходится стать против неприятеля; так не посрамим земли Русской, но ляжем костьми здесь; "мертвые бо срама не имуть"; если же побежим, то некуда будет убежать от стыда...". Последовало ожесточенное сражение <http://www.kgau.ru/distance/00_cdo_old/demo_res/history/cont/modul-1/Polovzy.jpg>, в котором Святослав одержал полную победу. Но его дружина понесла большие потери, и, видя невозможность победы над многочисленном войском Византийского императора, он вынужден был заключить мир, в котором обязался очистить Болгарию. Главные русские силы отступили сухопутным путем, Святослав же с малой дружиной отправился домой по морю и по Днепру. У Днепровских порогов печенеги напали на Святослава и убили его (972 г.).

Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:

объединение всех восточнославянских и частично финских племен под властью великого князя киевского;

приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана их;


.Причины упадка Киевской Руси

Можно выделить внешние и внутренние причины упадка Киевской Руси.

Внешние причины. Постоянные нападения степных кочевников, наносивших огромный вред сельскому хозяйству, торговле, связям с восточными странами и с Византией. Образование новых торговых центров, когда главную роль стали играть Венеция, Генуя. Взятие крестоносцами Константинополя и основание на месте греческой Византии Латинской империи (1204 г.) прервало все торговые и культурные связи Киева с Константинополем.

Внутренние причины. "...приниженное юридическое и экономическое положение рабочих классов" (В.О. Ключевский), рост числа рабов, ухудшение положения полусвободных (закупов, наймитов), разорение смердов; ухудшение благосостояния всего населения Киевской Руси из-за упадка торговли, потому что кочевники перекрывали торговые пути и появление новых мировых центров; и главное, Киевская Русь не стала единым государством, ни централизованным, ни федеративным. Политически Киевская Русь была разделена на несколько княжеств, фактически независимых одно от другого.

Государственный строй древнерусских княжеств XI-XII вв. представлял неустойчивое равновесие двух элементов власти: монархического, в лице князя, и демократического, в лице вече, власть князя не была абсолютной, она ограничивалась вече (кроме Новгорода и Пскова), только в чрезвычайных условиях княжеская власть становилась действующим органом управления. (С.Г.Пушкарев)/.

Вооруженные силы русских княжеств XI-XII вв. состояли из княжеской дружины и народного ополчения. Дружина делилась на младшую - "гриди", и старшую - княжьи мужи или бояре.

Социальный состав русского общества можно разделить на свободное и несвободное население. Свободное население - это бояре:

местная аристократия (потомки родовых старейшин и племенных князьков, военно-торговая аристократия, вооруженное купечество больших торговых городов, которое организовало и охраняло внешнюю торговлю) и княжьи мужи;

средние классы - это рядовые княжеские дружинники и средние слои купечества;

низшие классы - городское и сельское население (смерды).

Несвободные - это полузависимые (закупы, рядовичи) и рабы.

Государство - это особый аппарат управления, стоящий над обществом и призванный охранять обществ порядок.

.Признаки государственности в раннесредневековом обществе

Наличие власти, отчужденной от народа.

Похожие работы на - Причины и предпосылки возникновения древнерусского государства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!