Ортодоксальные теории в области физической культуры в эпоху противостояния двух социально-экономических систем и их идеологий 40-80 годов XX века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Ортодоксальные теории в области физической культуры в эпоху противостояния двух социально-экономических систем и их идеологий 40-80 годов XX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. В.П.АСТАФЬЕВА

(КГПУ им. В.П. Астафьева)

Институт «Физической культуры, спорта и здоровья им. И.С.Ярыгина»

Кафедра теоретических основ физического воспитания

По направлению 050100.62 - «Педагогическое образование», профиль -«Физическая культура»


Ортодоксальные теории в области физической культуры в эпоху противостояния двух социально-экономических систем и их идеологий 40-80 годов XX века



Выполнил: студент группы 41 Смолянинов И.А.

Проверил:Медведев И.А.






Красноярск 2014

Содержание

Введение.Буржуазные теории спорта

.1 Недооценка общественной роли спорта

.2 Переоценка общественного значения спорта. Милитаристские теории спорта.Биологизаторские и расистские теории

IV. Сущность теории «аполитичности» буржуазного спорта

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Первая мировая война ознаменовала начало общего кризиса капиталистической системы. В результате победы Октябрьской революции образовались две системы: социалистическая и капиталистическая. С расколом мира на две системы определились две линии общественного развития народов мира.

В эпоху существования двух мировых систем- социалистической и капиталистической- идет ожесточенная борьба за умы и сердца людей.

В условиях обострения классовой борьбы буржуазия стремиться сохранить свое влияние на подрастающее поколение. «Будущее за тем, за кем идет молодёжь». С помощью организаций, которые культивируют физические упражнения, буржуазия стремиться с оной стороны, обеспечить достаточный уровень физической подготовки широких масс, а с ругой- соответствующую их идеологическую обработку.

Наряду с моложёными организациями в странах капитализма создаются «неполитические организации», в том числе спортивные и полуспортивные, военные и полувоенные, использующие в своей работе с молодежью физические упражнения. После вступления молодежи в эти организации молодёжь начинает подвергаться идеологической обработке в целях, далеких от целей самого спорта.

В буржуазных спортивных организациях внушают, что защита капиталистического отечества-ее долг. Под этими лозунгами готовилась первая мировая война, война американцев во Вьетнаме.

Прикрываясь необходимостью «защиты» от «коммунистической опасности», как выражались руководители империалистических государств, они создавали многомиллионные армии.

Понимая, что признания милитаристских целей (целей захватнических войн) не могут быть популярными у молодежи, буржуазия стремилась представить эти организации «аполитичными», отрывают рабочую молодежь от коммунистических и рабочих партий.

В период между двумя мировыми войнами широко развернулась буржуазные юношеские организации, культивирующие физические упражнения. Их было 2 группы: первая была в странах, где господствовал фашизм, вторая - организации в странах буржуазной демократии.

В Германии, Италии господствовала первая группа организаций, где воспитывались юноши в духе фашизма.

В станах буржуазной демократии- Англии, Франции, США получили широкое распространение скаутское движение, которое тоже считалось аполитичным движением, но скаутов готовили к выполнению множества требований, по преимуществу военно-разведывательного характера.

Во второй половине XIX в. Стали возникать гимнастические спортивные организации (например, в Чехии),которые вначале сыграли положительную роль (многое сделали ля борьбы за независимость чешского народа), однако, в дальнейшем они встали на путь подготовки к борьбе за мировое господство.

Христианская церковь долгое время выступала против физических упражнений, однако в XXв. Духовные отцы начинают доказывать неразрывность таких понятий, как физическая культура и религия и церковь начала претендовать на руководство спортивными (клерикальными) движениями, создаются религиозные спортивные союзы. Церковь использует различные формы, в частности, спорт, чтобы привлечь широкие массы в религию ля поддержания ее пошатнувшего положения, а эта цель не имела ничего общего с подлинными спортивными идеалами.


I.Буржуазные теории спорта

1.1 Недооценка общественной роли спорта

Буржуазные теории спорта являются составной частью буржуазной идеологии. Все буржуазные теоретики, социологи спорта извращают социальную сущность спорта: недооценка общественной роли спорта, которая проявляется в провозглашении его «чистым», «свободным»,т.е. не связанным с социально-экономическими условиями, духовными ценностями. В таком случае игнорируется соответствие спорта уровню развития общества. Некоторые переоценивают отдельные функции спорта, говоря о зрелищности, либо развлекательности, либо гигиенической функции.

Но общественная роль спорта, физической культуры проявляется в системе, совокупности конкретных социальных функций.

Абсолютизация и переоценка одной из функций спорта в сущности означает недооценку, ограничение его социальной роли в целом

Недооценивают социальную роль спорта сторонники биологических концепций, которые рассматривают спортивную деятельность как врожденную, инстинктивную.

Подлинно научное исследование спорта требует учета его реальных связей с социальными проблемами, с различными общественными явлениями. Современный спорт- это свидетельство определенной степени человека над материальным миром и над самим собой, свидетельство имеющихся в человеке возможностей дальнейшего развития его физических и духовных способностей.

Проблемы общественной сущности физической культуры и спорта глубоко и всесторонне разрабатывались марксистской социологией спорта.

1.2 Переоценка общественного значения спорта

Переоценка роли спорта рассматривается спорт как универсальное средство разрешения всех коренных социальных противоречий капитализма (эксплуатацию, социальное неравенство, войны).

Войны, как общественное явление преодолеть при помощи спорта, шахмат- наивная иллюзия.

Все теории о возможности преобразования при помощи спорта совершить социальные преобразования в буржуазном обществе, изменить его классовую структуру правомерно рассматривается, как отвлекающий маневр буржуазных идеологов сохранить существующий строй.

II.Милитаристские теории спорта

Милитаризм представляет собой идеологию и политику гонки вооружений, подготовки к захватническим агрессивным войнам с целью завоевания новых источников сырья, порабощения народов других стран. Эта потребность обусловила введение физического воспитания как обязательного предмета в школах. Появляется буржуазная «местностная » теория, она выдвинута теоретиками США. Развивая эту теорию спорта теоретики говорят о местности как среды, в которой протекает биологическая жизнь человека, его деятельность. И эта теория имела в виду полное приспособление спорта к потребностям армии и это милитаризация спорта, подчинение его целям подготовки агрессивных войн.

Нацисты на основе этой теории формировали конкретную программу физического воспитания в духе милитаристской политики. Идеалом гражданина ля фашистов являлся мужчина, обладающий «мужской силой». Спорт рассматривается как физическая закалка для мужчин, а война- «как первоначальный вид спорта».

После Второй мировой войны произошла модернизация милитаристских идей спорта, считалось, что война, в основе которой якобы лежит инстинкт, чтобы не принести вреда, может трансформироваться в другие виды борьбы, т.е. спорт -«свободная форма борьбы» может дать этому инстинкту «безвредный» выход.

Критический анализ теоретического обоснования милитаризации спорта- необходимое условие разоблачения милитаристской политики, идеологии и практики в спорте буржуазного общества, воспитание спортсменов и физкультурников в ухе мира и взаимопонимания между народами, ненависти к войне, насилию, социальному неравенству.

III. Биологизаторские и расистские теории спорта

В основе биологизаторских и расистских теорий спорта-антинаучный поход к проблеме соотношения биологического и социального в человеке и спорте. Природа человека характеризуется единством биологических и социальных факторов, под действием которых шло становление человека.

Биологизаторские концепции в истории, теории спорта проявляются прежде всего в вопросе возникновения физического воспитания, происхождении игр. Теория игнорирует общественные отношения и утверждает, что физическая культура «стремление к движению» вообще возникла из чисто природного биологического побурения («специфического жизненного импульса»). Несостоятельность утверждений о том, что конституция (строение тела) определяется только генетическими факторами и что спортивные достижения есть результат влияния только биологического фактора. Подобная биологизация человека, спорта антинаучна. Т.к. сущность человека- это совокупность всех общественных отношений, что его физиологические функции испытывают на себе влияние материальной и духовной культуры человека.

С биологизаторскими теориями связаны теории расистские. Биологизм, собственно, обосновывает расизм , который проявляется во многих областях общественной жизни, в спорте. Расизм как идеология обосновывает деление людей на высшие и низшие расы. Нацисты пытались на основе биологизаторских и расистских теорий оказать и утвердить превосходство арийской расы и ее право на господство в мире. При этом активная роль отводилась спорту. Расистской идеологией определялись цели и задачи физического воспитания, спортивная политика в фашистской Германии, «доказывалась» способность арийцев достичь наивысших показателей в спорте, что якобы недоступно представителям других народов. Расистские теории используются для обоснования расистской спортивной политики, спортивной практики, дискриминации в спорте по расовым признакам. Расизм имеет место как в спорте отдельных стран, так и в международном спорте.

Оплотом расизма являлись США. Негры в США считались гражданами «второго сорта». Так США в 1904г устроили так называемые «антропологические дни», они отвели 2 дня ля соревнований цветных спортсменов. Эта расистская выходка была осуждена прогрессивной общественностью. На Олимпийских играх в 1936г руководители американской команды в угоду гитлеровцам отказались включить сильнейших негров в эстафету 4х400м.

Таким образом, биологизм проявляется в том, что физическое воспитание, его зарождение и развитие рассматривается вне связи с социальными, общественными условиями, ограничивается влияние физического воспитания на биологическую сторону людей, которая якобы не связана с другими сторонами, с обществом в целом.

IV. Сущность теории «аполитичности» буржуазного спорта

Теории «аполитичности» спорта взаимосвязаны с биологизаторскими теориями. Разновидностью теории «аполитичного» спорта является теория «чистого» спорта, т.е. якобы независимого от социальных условий, от интересов господствующего эксплуататорского класса.

Теорию «аполитичного» спорта иногда используют ля оправдания незаинтересованности буржуазного государства в развитии массового спорта, нежелание господствующего класса тратить средства на помощь спортивным организациям.

спорт физическая культура ортодоксальный

Заключение

Буржуазные теории спорта являются составной частью буржуазной идеологии. Справедливо считают, что нередко взгляды и теории буржуазных ученых носят настолько запутанный характер, что порой бывает трудно определить и отнести их к какому-нибудь конкретному философскому направлению. Особенно это правомерно по отношению к идеологиям спорта.

На Западе имеет место метафизический поход к физической культуре и спорту, когда упрощается взгляд на эти сложные явления, их зарождение, развитие.

Критический анализ антинаучных теорий физической культуры, спорта, физического воспитания предполагает критику немарксистских методов, подходов к этим сложным явлениям. Принципы идеалистического мировоззрения ориентируют теорию и практику физической культуры и спорта в интересах буржуазии. Причем идеализм, как правило, выступает в угоду религии, оправдывающей эксплуатацию, социальное неравенство.

Список использованной литературы


1. Степовой П.С. Спорт. Политика. Идеология. 1984, стр. 94- 122
. Лисицин Б.А. Буржуазная физкультура на службе империализма

. Безрукавников И.Б., Кукушкин В.В. Игры на продажу. 1984

. Фадейкин А.А. Критика буржуазной «Социологии спорта» 1965, стр68-86.

. Журнал «Спорт для всех», 2001, №3-4, стр. с 15.


Похожие работы на - Ортодоксальные теории в области физической культуры в эпоху противостояния двух социально-экономических систем и их идеологий 40-80 годов XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!