Обучение командным тактическим действиям в футболе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    731,83 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Обучение командным тактическим действиям в футболе

Курсовая работа

Обучение командным тактическим действиям в футболе


Введение


Актуальность исследования: Футбол - самая популярная и любимая игра в большинстве стран мира. Сотни тысяч детей, юношей, взрослых играют в футбол. Во всех странах с высоким уровнем развития футбола тактическая подготовка занимает ведущее место в общем комплексе подготовки футболистов. Формирование тактического мышления основывается на использовании приобретенных знаний, опыта, на способности внимательно наблюдать, быстро воспринимать и оценивать ситуацию, своевременно принимать верные решения.

Все спортивные игры отличаются специфическим составом деятельности и трудно для них найти аналог в обычной или даже спортивной жизни. Особенно это касается футбола, который среди спортивных игр характеризуется очень высокой вариативностью тактико-технических действий, энергетической мощностью, конфликтностью, высокими требованиями к точной и не свойственной человеку координации движений ногами.

Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально-волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Объект исследования: Тактическая подготовка в футболе.

Предмет исследования: Особенности методики углублённого обучения тактике в футболе.

Цель исследования: разработать комплекс упражнений для обучения командной тактике в футболе.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что путем внедрения определённых тактических нормативов будет достигнут прогресс в понимании игры, игровых ситуаций.

Задачи:

-   Проанализировать литературные источники по теме исследования;

-   Выявить уровень тактической подготовленности занимающихся;

-   Разработать комплекс упражнений;

-   Определить эффективность комплекса упражнений по обучению командных тактических действий в футболе;

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы при построении и планировании учебно-тренировочного процесса в ДЮСШ по футболу.


1. Обзор литературы

1.1    Понятие и сущность тактики футбола

футбол упражнение спортсмен тактический

Под тактикой футбола понимаются наиболее целесообразные индивидуальные, групповые и командные действия игроков, направленные на достижение намеченной цели в данной игре. Тактика - один из основных и наиболее важных компонентов этой спортивной игры. Она базируется на технической, физической и психологической подготовленности футболистов. Для команд высокого класса характерны разнообразие тактических построений, наличие «фамильной» тактики, умение в ходе игры менять тактический рисунок. Однако высокий уровень тактической подготовленности достигается постепенно и связан с большими затратами сил со стороны футболистов, которые должны уметь играть так, чтобы выполнять на поле как созидательные функции, так и разрушительные независимо от своих основных функций. А чтобы научиться играть на таком уровне, следует стремиться, чтобы в процессе многолетнего обучения начинающие футболисты освоили все богатство современной тактики футбола, умели грамотно строить свои индивидуальные действия без мяча и с мячом, как в нападении, так и в защите, а также вести свою игру в зависимости от действий партнеров по команде. [6; 154 c.]

Тактика футбола состоит из индивидуальных, групповых, командных действий в нападении и защите, которые дают возможность решать стоящие перед командой задачи с учетом уровня игры соперника и особенностей ведения им игры, состояния поля, климатических условий и т.д. Тактические системы игры - это организация командных действий, заключающихся в планомерном размещении футболистов на поле в соответствии с их игровыми функциями и индивидуальными способностями: вратарь, защитники, полузащитники, нападающие. За время существования игры в футбол тактические схемы игры постоянно совершенствовали. Это объяснялось стремлением тренеров и футболистов найти оптимальное сочетание в усилении обороны и атаки. В современном футболе многие команды используют схему 1-4-4-2, т.е. впереди вратаря располагаются четыре защитника, далее четыре полузащитника и, наконец, два нападающих. Такая расстановка позволяет иметь надежную оборону и большие возможности для организации атакующих действий. Ведь в атаке предполагается активное участие и игроков средней линии и защитников, особенно крайних. В целом данная тактическая схема значительно расширяет функции большинства игроков. Ряд команд используют различные варианты этой схемы. Например, 1-4-5-1 или 1-3-5-2. Юные футболисты должны осваивать тактические системы игры на небольшом поле с уменьшенными составами. Лишь постепенно, освоив такой вариант футбола, целесообразно попробовать свои силы на большом футбольном поле. А теперь, юные друзья, необходимо, наконец, выяснить, какие функции выполняются футболистами различных амплуа. Это очень важно знать, ведь организованность и четкость в действиях команды в значительной мере определяются распределением функций между футболистами. [10; 76 c.]

Тактика делится на три основные категории: 1) расстановка игроков; 2) действия команды при атаке или при обороне, в отношении либо всей команды, либо ее части; 3) стандартные положения.

Для игроков и тренеров важно определить роль каждого игрока на поле и способы, которыми они должны достигать цели игры, - забить гол и не позволить сделать этого соперникам. Для этого приходится уделять внимание всем трем аспектам тактики, а также следить за эволюцией игры в целом. Расстановка игроков. [4; 103 c.]

Расстановка игроков определяет место каждого игрока на поле. Хотя в идеале футбол должен быть спонтанной игрой, полной импровизации, все успешные команды уделяют большое внимание игровой дисциплине. Игроки команды должны соблюдать расстановку, которую разработал тренер. С течением времени разрабатывались все новые и новые системы. Впервые игра приобрела организованный характер в середине XIX в. В те дни не существовало практически никаких тактических схем, так как не было четких игровых позиций. Как дети сейчас, так взрослые футболисты бегали толпой за мячом в те дни. Тогда преобладали индивидуальные навыки, в частности дриблинг.

Со временем игра стала более сложной. Этому в немалой мере способствовало правило офсайда. Оно было заимствовано из регби и получило развитие в публичных школах, где в основном и играли в футбол. В то время офсайдом считалась ситуация, когда пас отдавался игроку, который был ближе к чужим воротам, чем мяч. При этом не важно было, сколько соперников находится перед ним. В этом не было ничего необычного для времен, когда в атаку шли восемь человек. На своей половине поля оставались вратарь и двое защитников, один из которых именовался полузащитником, то есть наполовину защитником, наполовину форвардом. Таким образом, была создана первая тактическая схема, которую можно обозначить как 1-1-1-8. Через очень короткое время один из форвардов был оттянут на позицию крайнего полузащитника, что образовало систему 1-1-2-7. Стандартные положения - угловые. [3; 127 c.]

Угловые - одно из трех основных стандартных положений, наряду со свободными ударами и вбрасываниями. Подсчитано, что более 50 процентов мячей забивается именно со стандартных положений. Угловые делятся на три типа: подача мяча на ближнюю штангу, на дальнюю штангу или короткий розыгрыш. Многие годы в Англии предпочитали длинную передачу на дальнюю штангу, где нападающий получает шанс нанести удар головой. В 1960-х гг. «Тоттенхэм» предпочитал короткий розыгрыш. Дэнни Блэнчфлауэр пасовал Томми Хармеру, тот продвигался к воротам, а затем либо пытался обвести защитников, либо делал длинную или короткую передачу. Навес на ближнюю штангу использовал «Уимблдон» на своем пути от низов английского футбола до премьер-лиги. Эту тактику использовал также «Арсенал», в частности в свой чемпионский сезон 1989 г. Брайан Марвуд направлял мяч на ближнюю штангу, Стив Боулд прокидывал его дальше, и его партнер по команде получал возможность забить гол, находясь либо по центру ворот, либо у дальней штанги. При подаче на ближнюю штангу можно и сразу бить по воротам - именно так Джекки Милберн из «Ньюкасла» забил мяч головой в финале Кубка Англии 1955 г. против «Манчестер Сити». Стандартные положения - свободные удары.

Возможность забить мяч со свободного удара зависит от расстояния до ворот и от того, прямой это удар или нет. «Вест Хэм», в частности, разработал розыгрыш свободного с подачей на ближнюю штангу, и он великолепно сработал в финале чемпионата мира 1966 г. Бобби Мур закрутил мяч на ближнюю штангу, и Джефф Херст головой поразил ворота сборной ФРГ, сравняв счет в матче. Бразильцев всегда отмечали за их удары со свободных с дальней дистанции. Именно таким способом Пеле, Гарринча и Ривелино забивали великолепные голы в чемпионатах мира 1966 и 1970 гг. Позже Рональд Куман забил гол в ворота англичан в отборочном матче чемпионата мира. Он хитро подсек мяч почти с линии штрафной, причем это был повторный удар - первый удар судья не засчитал, Куман регулярно поражал ворота с дальних дистанций, играя за «Барселону». В частности, именно так он забил победный гол в финале Кубка чемпионов 1992 г. Стандартные положения - вбрасывания. [2; 201 c.]

Вбрасывание мяча в штрафную площадку может быть разыграно двумя способами: либо игрок скидывает мяч своему партнеру, либо сразу бьет по воротам. «Тоттенхэм» в 1961 г., когда он сделал «золотой дубль», разыгрывал мяч таким образом: Дэйв Маккей вбрасывал мяч на голову Бобби Смиту, который стоял на линии вратарской, а Смит скидывал его своему партнеру, который и забивал гол. Если защитник успевал к мячу первым, «Тоттенхэм» зарабатывал, по крайней мере, угловой, но очень часто этот розыгрыш заканчивался голом. Однажды очень зрелищный розыгрыш вбрасывания удался «Арсеналу». Клифф Холтон вбросил мяч почти на 11-метровую отметку, и Дуг Лишмен перекинул мяч через вратаря Бобби Брауна. Это случилось в престижном товарищеском матче в 1951 г. «Куинз Парк Рейнджерс» сравнял счет в финале Кубка Англии 1982 г. против «Тоттенхэма», когда Боб Хэйзелл вбросил мяч на Терри Фенвика, который и забил гол. Подобным образом Дэвид Уэбб из «Челси» забил победный гол в переигровке финала Кубка Англии в 1970 г. против «Лидса». Мяч тогда вбросил Иэн Хатчинсон. [8; 125 c.]

В игре «Футбол - тактика» удивительным образом сочетаются динамика футбола и тщательное планирование каждого действия, характерное для походовой стратегии. Каждый футболист имеет свои характеристики атаки, защиты и ловкости, и за ход может выполнить определенные действия: совершить пробежку, сделать пас или удар, после чего ход переходит к противнику. Противником может быть телефон, либо можно сыграть с другом на одном телефоне, по очереди совершая ходы. Фактически, это ролевая игра с тактическими поединками на тему футбола.

 

1.2 Основы обучения тактике игры в футболе


Тактика - в переводе с греческого означает «искусство командования войсками». В футболе под тактикой понимают определенный способ ведения борьбы с соперником в соответствии с существующими правилами; организацию индивидуальных и коллективных действий игроков, направленную на достижение командой победы над противником.

Одним из главных компонентов тактики ведения игры является определение оптимальных средств, способов и форм нападающих и оборонительных действий, обеспечивающих достижение цели.

Так как футбольный матч состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, то очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть четко организованными и спланированными. А умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом. [1; 149 c.]

Вместе с тем, успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда должна стремиться играть, используя разнообразные тактически планы, что существенно увеличивает шансы на победу. Однако следует отметить, что любой тактический план, разрабатываемый тренером, реализуется отдельными футболистами. Таким образом, командная тактика определяется индивидуальными тактическими действиями игроков.

Значимость тактики как одного из основных средств ведения спортивной борьбы доказывает тот факт, что при прочих равных показателях (физической, технической и психологической подготовленности) побеждает команда, играющая тактически более грамотно. Кроме того, за счет использования различных современных тактических вариантов можно переиграть команду, футболисты которой «на голову выше» в техническом плане или по уровню развития физических качеств. История футбола изобилует такими примерами. [1; 56 c.]

Вместе с тем, успех реализации того или иного тактического плана зависит от степени технического мастерства и физической подготовленности игроков. Техника является основным средством претворения в действие тактических замыслов. Так, например, успешность атаки команды зависит от качества выполненных игроками обводок, ведений, передач и завершающего удара по воротам. В то же время, эффективность проведения атаки (или защитных действий) лимитируется уровнем развития у футболистов определенных двигательных качеств, в частности, быстроты: если технические приемы выполняются на высокой скорости, то это создает все предпосылки для стремительного прорыва (или для быстрого построения защитных порядков). Имеется и обратная связь. Так, технические действия игроков будут результативными лишь в том случае, когда они подчинены определенной тактической схеме.

Часто в футбольной практике в качестве синонима слов «тактическая схема», «план» используют термин «тактическая система».

Под тактической системой понимают такую организацию командных действий, при которой четко определены функции каждого игрока и их расстановка на поле. В другой формулировке «тактическая система» - это основной способ игры команды, обусловливающий особенности передвижений и размещения футболистов согласно их игровому амплуа. Таким образом, любая тактическая система характеризуется определенными признаками, к которым относят функции и расположение футболистов, способы и формы ведения игры. Такая система не предполагает наличия точных указаний: что именно и в какой последовательности выполнять; но она обусловливает поле деятельности каждого игрока с учетом уровня его подготовленности. [9; 152 c.]

В процессе многолетней тренировки тактической подготовке необходимо уделять большое внимание. С ростом квалификации футболистов - от новичка до мастера спорта международного класса - постепенно увеличивается и доля вклада тактической подготовки в общее соотношение различных видов подготовки.

Успешное выступление команды в спортивном сезоне обусловливается, в числе других приоритетных факторов, умением каждого игрока владеть разнообразными вариантами тактических действий.

 

1.3 История развития тактики игры в футболе


С момента своего появления и по сегодняшний день тактика футбола постоянно совершенствуется. Главным движущим фактором такого развития в футболе, как и в других спортивных играх, является борьба нападения и защиты. Наиболее подвижна в своем развитии индивидуальная тактика. Постоянно уточняются новые способы выполнения технических приемов, которые становятся средствами индивидуальной тактики. Смена таких средств происходит довольно часто.

По-другому обстоит дело с командной организацией игры, выражением которой и являются тактические системы. Обычно игра проходит наиболее эффективно при хорошо сбалансированном соотношении сил нападения и защиты. Но стоит специалисту разработать новый вариант организации командных действий в обороне, и тогда защита начинает преобладать над нападением. Проходит определенный период времени, и в качестве контрмер разрабатывается необходимый способ организации атакующих действий. Так, на смену одной тактической системе приходит другая, более прогрессивная. Однако, если новое в индивидуальных тактических действиях появлялось достаточно часто, то смена тактических систем осуществляется в течение длительного промежутка времени. [8; 63 c.]

Многочисленные исследования, проведенные учеными, позволяют утверждать, что футбол зародился еще до нашей эры. Несмотря на это, появление первых тактических систем относят к 60-80 гг. XIX столетия. До этого времени предпринимались попытки систематизировать игру, придать ей стройность и организованность. Однако, эти попытки были настолько разрозненными и разноречивыми, что сформировать на их основе сколько-нибудь упорядоченную систему ведения игры не представлялось возможным. Препятствовал систематизации игры ряд факторов, главным среди которых являлось отсутствие четких и единых правил. Кроме того, до 1863 года футбол представлял собой гибрид с элементами регби и современного футбола. [13; 164 c.]

В первой половине XIX века игроки действовали по схеме «1+10», по принципу «ударь по мячу и беги» (рис. 1). В данном случае все футболисты исполняли функции нападающих, применяя удары и ведения мяча. Несмотря на то, что в действиях игроков практически не прослеживалось какой-либо организации и упорядоченности, данную схему можно считать зачатком развития тактических систем.

г. считают знаменательным в истории развития футбола. В этом году в Англии на заседании Футбольной Ассоциации были приняты единые правила игры в футбол; кроме того, было решено выделить футбол и регби в самостоятельные виды спорта.

Рис. 1. Система «1+10».

С появлением единых правил стали возникать и новые тактические схемы. Так, сначала появилась схема «1+1+9» (1 защитник и 9 нападающих). А вскоре англичане использовали схемы размещения игроков в три линии: «1+1+2+7» и «1+2+1+7» (рис. 2).

Постоянная борьба между защитой и нападением, а также рост уровня технического мастерства и физической подготовленности футболистов обусловливали внесение изменений и дополнений в существующие правила и стимулировали появление все новых тактических схем ведения игры.

Одним из недостатков тактического плана систем того периода была несбалансированность в размещении игроков линии защиты и нападения. Первыми об этом задумались в Шотландии и предложили схему «1+2+2+6» (рис. 3).

Несколько позже, в 1883 г., англичане из «Ноттенгем Форест Клаб» предложили классическую схему «пять в линию», ее еще называют «пирамидальной» (рис. 4).


Рис. 2. Система «1+2+1+7».

Рис. 3. Система «1+2+2+6».

Рис. 4. Система «пять в линию» - «1+2+3+5».

Такая система предполагала наличие в команде двух защитников, трех полузащитников и пятерых нападающих. Данное построение игроков задней линии давало возможность одному из защитников перемещаться вперед с целью «разрушить» атаку или, точнее, создать искусственное положение «вне игры». При этом ключевую позицию занимал центральный полузащитник, являвшийся «диспетчером» команды. [3; 78 c.]

Однако постепенно футбол начинал терять свою привлекательность из-за того, что большая часть встреч заканчивалась безрезультатно. Нужны были радикальные меры, чтобы оживить футбол. В 1925 г. Международная федерация футбола внесла изменения в трактовку пункта правил о положении «вне игры». Теперь уже атакующему игроку в момент передачи ему мяча достаточно было иметь перед собой не трех соперников, а двух. Так, система «пять в линию» просуществовала 50-60 лет.

Первые годы после изменения правил прошли под знаком полного превосходства нападения над защитой. Получив свободу маневра по длине поля, нападающие стали довольно легко проходить к штрафной площадке и забивать большое количество голов. Необходимо было искать эффективные средства защиты ворот. [15; 89 c.]

Наряду с внедрением в практику футбола английских схем ведения игры в других странах были разработаны и с успехом использовались иные тактические системы.

Так, например, итальянская система игры с расположением футболистов по схеме «1+2+3+5» основывалась на том, что крайние защитники «прикрывали» крайних нападающих, а центральный полузащитник - центрального нападающего. Центральный форвард и два крайних нападающих были выдвинуты вперед и отвечали за проведение атаки. В случае возникновения угрозы воротам полусредние нападающие отходили к штрафной площади и подстраховывали защитников. Особенностью такой системы организации игры можно назвать ее оборонительный характер. [1; 187 c.]

Швейцарская система, получившая название по имени замка - «Ригль», достаточно своеобразна (рис. 5). Как и в предыдущем случае, ставка делалась на оборону.

Система, предложенная австрийцами, предполагала ведение наступательной игры. В случае организации атаки в ней участвовали три полузащитника и пять нападающих. Однако, если противник предпринимал попытку контратаки, полузащитники должны были, возвратившись назад, вместе с двумя защитниками противостоять наступлению. Естественно, быстро и грамотно спланированная и осуществленная контратака «разрушала» оборонительные порядки такой системы.

Рис. 5. «Швейцарская система»

В связи с изменением правила «вне игры» первым, кто попытался сбалансировать соотношение сил между защитой и нападением, усилив линию обороны, был тренер английского «Арсенала» Герберт Чэпмэн. В 1932 г. он разработал и применил ставшую широко известной так называемую систему «дубль-ве» (или «трех защитников») - рис. 6. Как видно из рисунка, Чэпмэн оттянул назад центрального полузащитника, чтобы укрепить оборону наиболее опасной зоны перед воротами, превратив его в центрального защитника (что, естественно, повлекло за собой изменения в расположении остальных игроков). Кроме того, защитники отодвинулись к боковым линиям и стали опекать крайних нападающих. Крайние полузащитники, наоборот, выдвинулись вперед и сместились ближе к середине поля. Центральный и два крайних нападающих тоже выдвинулись вперед, создавая переднюю линию атаки, а полусредние нападающие начали действовать несколько сзади. Такая расстановка игроков способствовала образованию «квадрата», состоящего из двух полузащитников и двух полусредних нападающих. Организация атак и оборонительных действий была возложена на эту четверку. [4; 69 c.]

Рис. 6. Система «дубль-ве»

Данная система обладала рядом как преимуществ, так и недостатков. К недостаткам можно отнести такие положения:

) ограничения для участия нападающих в обороне, а защитников в атаке;

) расположение защитников в одну линию;

) так как в обороне игроки защиты должны были «прикрывать» каждый «своего» соперника, то зачастую менее подготовленный защитник не справлялся с опекой более сильного нападающего.

Преимущества системы «дубль-ве»:

) система проста в применении и легко осваивается.

Просуществовав более двух десятков лет, система «трех защитников» исчерпала себя, так как со временем оборона настолько укрепилась, что существенно снизилось количество забиваемых в матчах голов и постепенно футбол стал утрачивать свою зрелищность. Такое положение дел способствовало поиску новых путей усиления линии атаки. [6; 59 c.]

Рис. 7. Схема «1+4+2+4».

Победив в Швеции на чемпионате мира в 1958 г., бразильцы продемонстрировали новую тактическую систему «1+4+2+4» (рис. 7). Согласно замыслу бразильцев игроки размещались на поле в три линии: на линии защиты - четыре футболиста, на средней линии - два и четверо - на линии нападения. Главным новшеством такой системы являлась концентрация игроков на линии обороны, что позволило перейти на зонный принцип организации командных действий и надежнее выполнять страховку в наиболее опасной для взятия ворот зоне. Один из двух центральных защитников располагался несколько сзади и обеспечивал страховку партнеров. Это стало возможным благодаря тому, что трем нападающим соперника противодействовали четыре защитника. Как видно из рисунка, не претерпела количественных изменений линия полузащиты. В то же время, сократилось число игроков передней линии; однако, такое сокращение компенсировалось расширением пространства для действий каждого нападающего, что требовало от форвардов высокого уровня подготовленности. Кроме того, в ходе атаки вперед выдвигались два нападающих (против центрального защитника соперников) и «подключались» крайние защитники.

При использовании данной системы возросли функциональные обязанности вратаря. Голкипер, кроме защиты ворот, руководил действиями игроков линии обороны и начинал быстрые наступательные маневры своей команды.

О популярности системы «1+4+2+4» говорит тот факт, что в 1962 г. на очередном чемпионате мира в Чили практически все команды играли, используя данную схему. Однако, бразильцы снова удивили футбольный мир, представив новую тактическую систему - «1+4+3+3». Расстановка игроков линии защиты не изменилась, зато средняя линия усилилась благодаря удалению одного «плэймэйкера» с передней линии (рис. 8). Укрепив среднюю линию, бразильцы поступили тактически грамотно, потому что игроки этой линии участвовали как в оборонительных, так и в наступательных действиях команды.

Данную систему не следует относить к числу оборонительных - двое из троих футболистов, располагающихся на средней линии, могут «подключаться» к атаке. При использовании такой схемы существует возможность применения страховки крайних защитников, когда они «включаются» в нападение. Кроме того, в атаке может принимать участие и один из центральных защитников.

Рис. 8. Система «1+4+3+3»

Ввиду своих преимуществ система «1+4+3+3», иногда с небольшими изменениями, широко используется на современном этапе развития футбола.

Как один из вариантов рассмотренной системы применяют схему расстановки игроков «1+4+4+2» (рис. 9). Победив на чемпионате мира в Англии, британцы использовали систему «1+4+4+2». Как видно из рисунка, на линии защиты и на средней линии располагаются по четыре игрока, а на линии нападения - соответственно два форварда. Такая схема позволяет, наряду с мощными оборонительными действиями, организовывать не менее стремительные наступательные марши, «подключая» к атаке, кроме полузащитников, еще и одного из центральных нападающих. [18; 135 c.]

В процессе дальнейшего развития футбола стали появляться все новые и новые тактические системы. Естественно, большинство из них основывалось на уже имеющихся. Так возникли схемы «1+5+3+2» и «1+3+5+2». Особенностью первой являлось усиление оборонительных порядков, второй - укрепление средней линии.


Рис. 9. Система «1+4+4+2»

Необходимо отметить, что, начиная со второй половины 70-х годов ХХ столетия, четко обозначилась тенденция роста уровня физической подготовленности игроков различного амплуа. Данное положение обусловило поиск новых, более эффективных путей ведения тактической борьбы на футбольном поле.

Итальянцы начали с успехом использовать «катэначио» - схему («1+1+4+2+3») с одним последним защитником или «либеро», которому на поле отводилась главенствующая роль (особенно в обороне).

Сначала немцы, а затем и голландцы применили один из вариантов «катэначио» - систему «1+1+3+3+3». Данную схему расстановки и последующих действий игроков до сих пор эффективно используют в кубковых турнирах и национальных чемпионатах команды этих стран. В основе такой системы лежат действия универсальных игроков, которые часто меняют свои позиции на поле. Кроме того, более широкие полномочия предоставлены «либеро» - свободному защитнику - не только в обороне, но и в наступлении.


2. Методы и организация исследования

 

.1 Методы исследования


Для решения поставленных в работе задач будут использоваться следующие методы исследования:

. Анализ научно-методической литературы.

. Педагогический эксперимент.

. Педагогическое тестирование.

. Педагогические наблюдения

. Методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы.

Анализ научно-методической литературы проводился с целью выяснения вопросов, связанных с технико-тактической подготовленностью и ее воспитанием различными методами. На основании этого анализа была разработана методика, направленная на повышение уровня технико-тактической подготовленности спортсменов, занимающихся футболом, средствами футбола.

Анализ научно-методической литературы позволил нам аргументировать актуальность выбранной темы, сформулировать гипотезу и цель, выбрать адекватные методы исследования.

Прочное освоение всего многообразия рациональной техники (на основе использования законов биомеханики и с учетом индивидуальных особенностей занимающихся) во многом предопределяет успешность применения приемов для решения тактических задач в сложных условиях игры. Техническое мастерство футболистов базируется на высоком уровне их разносторонней физической подготовленности.

Педагогический эксперимент.

Для подтверждения поставленной в работе гипотезы проведён педагогический эксперимент, цель которого заключалась в исследовании динамики показателей уровня технико-тактической подготовленности игроков. Всего в эксперименте принимало участие 30 футболистов.

Педагогический эксперимент проводился с сентября 2013 г. по апрель 2014 г. и был по цели констатирующим, по условиям проведения - естественным, по осведомленности исследуемых - открытым, по направленности сравнительным.

Были определены две группы: контрольная и экспериментальная. В контрольной группе футболисты занимались технико-тактической подготовкой по методике, рекомендуемой программой ДЮСШ. В экспериментальной группе дополнительно использованы предложенные нами специальные упражнения и теоретические занятия по разучиванию тактических взаимодействий, направленные на повышение уровня технико-тактической подготовленности с акцентированным применением тактических взаимодействий.

Педагогическое тестирование.

Уровень физической подготовленности определяли по тестам школьной комплексной программы физического воспитания:

Бег 30 метров. Тест проводился на поле. Для усиления мотивации в забеге участвовало два человека. Результат определялся с точностью до 0,1 секунды.

Челночный бег (3х10 м). В забеге участвуют по два человека. Перед началом бега на линию старта для каждого бегуна клали два кубика. По команде «На старт!» футболисты подходят к линии старта. По команде «Внимание!» наклоняются и берут первый кубик. По команде «Марш!» они бегут к финишу, кладут кубик на линию, не останавливаясь, возвращаются за вторым кубиком, который тоже кладут на линию финиша. Бросать кубики запрещается. Секундомер включают по команде «Марш!» и выключают в момент касания пола вторым кубиком. Результаты фиксируются с точностью до 0,1 секунды.

Прыжок в длину с места. Перед прыжковой ямой проводят линию отталкивания и перпендикулярно ей закрепляют рулетку. Учащиеся становятся около линии, не касаясь её носками, и выполняют толчком двух ног прыжок в длину с места. Расстояние определяют от линии до сзади стоящей пятки любой ноги. Выполняется три попытки, лучший результат фиксируется в протоколе с точностью до одного сантиметра.

6-минутный бег. Бег выполняется по кольцевой дорожке стадиона. Старт - высокий. Протяженность пройденной дистанции определяется с точностью до 1 метра.

Наклон вперёд. К гимнастической скамейке вертикально прикрепляют линейку, совмещая нулевую отметку с плоскостью скамейки. Испытуемый становится ногами на скамейку и выполняет наклон вперёд, ноги при выполнении прямые. Исследователь по линейке регистрирует величину гибкости. Две попытки, в протокол вносится лучшая из них. Результат определяют с точностью до 0,5 см.

Тесты для оценки технической подготовленности

. Ведение мяча 30 м. Тест проводился на поле. В забеге участвовало по два человека. Время бега определили с точностью до 0,1 секунды.

. Вбрасывание мяча из-за головы. Испытуемый становится за линию. Ноги прямые на ширине плеч. Выполняется две попытки. Лучшая заносится в протокол с точностью до 0,5 см.

. Оценка точности ударов мяча по воротам. Испытуемый становится лицом к воротам. Удар выполняется по воротам размером 2х3 м, в которых с помощью цветных лент с отягощениями были выделены три зоны. Попадание мяча в центральную зону шириной 1 метр оценивалось в 3 балла; в среднюю зону шириной по 0,5 м каждая - 2 балла; во внешнюю зону также шириной по 0,5 м - один балл. Всего выполнялось 5 ударов.

Педагогическое наблюдение.

Для определения эффективности тактической подготовки футболистов были проведены наблюдения пяти календарных матчей. Видеозаписи позволили выявить эффективность отдельных технико-тактических приемов в игровой деятельности футболистов.

В наблюдениях фиксировались следующие индивидуальные технико-тактические действия с мячом. Правильно выполненным считается такое технико-тактическое действие, в результате которого мяч сохраняется под контролем игрока или попадает к партнеру (если удар в ворота, мяч должен попасть в створ ворот). Во всех остальных случаях и при потерях мяча считается, что действие выполнено неправильно (неточно).

Методы математической статистики

При обработке материала, полученного в результате эксперимента, использовались методы математической статистики.

Полученные в процессе исследований показатели подвергались математической обработке с целью расчета средней арифметической величины, среднего квадратического отклонения, стандартной ошибки средней арифметической.

Оценка достоверности различий статистических показателей производилась при помощи метода определения критерия Стьюдента, применяемого для сравнения двух выборок одной и той же генеральной совокупности или двух различных состояний одной и той же выборочной совокупности.

 

2.2 Организация исследования

Исследование тактической подготовленности футболистов проводилось в процессе учебно-тренировочных занятий по футболу в МБОУ ДОД «ДЮСШ им. Г.С. Хусаинова». Все футболисты одного возраста. Выбор испытуемых проводился с учётом особенностей выбранной темы исследования и постав-ленных задач.

Первый этап включал накопление, анализ и обобщение данных научно-методической литературы отечественных и зарубежных авторов, опрос, педагогические наблюдения, анализ компьютерных программ по управлению тактической и технической подготовленностью футболистов, проведение предварительного эксперимента и формирование основной базы данных.

Второй этап - проведение педагогического эксперимента выявления двигательной активности, физического развития, тактической подготовленности футболистов.

Третий этап - проведен общий анализ материалов исследования, сделаны выводы, подготовлены практические рекомендации и оформлена курсовая работа.

Тренировочные занятия по футболу проводиться тренерами и студентом-практикантом в рамках учебной программы для контрольной группы и по специально разработанным комплексам для экспериментальной. Для контроля и управления тактической подготовленностью футболистов были проведены тестирование по установленному графику согласно методическим требованиям и педагогические наблюдения на основном этапе.


3. Результаты исследования и их обсуждение


В ходе исследования для установления и обработки материалов констатирующего этапа были выявлены показатели технико-тактической подготовки, для чего нами использовались тестовые задания.

В результате проведённого тестирования на начальном этапе экспериментальной работы было выявлено, что техническая и тактическая подготовка футболистов 13-15 лет в исследуемых группах по t-критерию Стьюдента не имела достоверных различий при 5%-ой значимости (Р), что позволяет утверждать об одинаковой технико-тактической подготовленности и соответственно о правильном формировании групп.

Для проведения экспериментальной работы по совершенствованию учебно-тренировочного процесса нами были подобраны и внедрены в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы специальные задания и упражнения.

В качестве экспериментальных упражнений и заданий, направленных на повышение тактического мастерства, использовались следующие:

«Действия игрока в обороне»: индивидуальные действия в обороне, действия обороняющегося против соперника без мяча, действия обороняющегося против соперника с мячом, групповой отбор мяча у соперника, действия обороняющихся в игре в меньшинстве (квадрат 3х1, 4х1, 5х1), применение схемы 3х1 (двое игроков передают мяч друг другу, третий пытается коснуться мяча или овладеть им), упражнения в парах (один из партнёров старается с помощью ведения и финтов как можно дольше владеть мячом, другой игрок пытается отобрать мяч).

«Действия игрока в атаке»: командное действие в атаке (позиционное нападение), использование схем 2х1, 3х1, 4х1; выход один на один с защитником, выход один на один с вратарём.

В этой группе упражнений отрабатывается и такое умение: подающий игрок, имея несколько мячей, занимает позицию на фланге; обороняющийся игрок располагается в середине штрафной площади; подающий игрок выполняет передачу так, чтобы головной игрок в колонне, сделав движение вперёд, обработал мяч и затем пробил по воротам четыре в линию.

«Удары по воротам» и «Удары по воротам на время»: в линию ставятся от 5 до 8 мячей, нужно как можно быстрее и больше забить мячей в ворота (задание на время).

«Удары в цель»: на стенке изображается несколько целей (круги, квадраты), занимающиеся с 6-8 метров наносят удары по неподвижному мячу с разбега, посылая его в цель на стенке.

Использование в учебно-тренировочном процессе экспериментальной группы специальных заданий и упражнений в течение восьми месяцев позволило достичь положительного эффекта, что сказалось на приросте показателей технико-тактического мастерства футболистов экспериментальной группы.

Полученные результаты, подтверждающие эффективность использования специальных заданий и упражнений, представлены в таблице.

В ней итоги тактической подготовки, полученные на конечном этапе педагогического эксперимента.

Проанализируем результаты тактической подготовки в двух исследуемых группах (табл. 1).

Таблица 1

Контрольные упражнения (тесты)

Группа

n

X±m

д

t

P

1

Тест №1: «Отними мяч».

ЭГ

10

3,7 ± 0,21

0,64

2,14 < 0,05

КГ

10

3,4 ± 0,32

0,97

2

Тест №2: «Пробей».

ЭГ

10

3,4 ± 0,21

0,64

2,14 < 0,05

КГ

10

3,1 ± 0,32

0,97

3

Тест №3: «Быстро в цель»

ЭГ

10

3,7 ± 0,32

0,97

2,33 < 0,05

КГ

10

3,0 ± 0,21

0,64

4

Тест №4: «Кто быстрее»

ЭГ

10

3,7 ± 0,32

0,97

2,33 < 0,05

КГ

10

3,0 ± 0,21

0,64

Анализируя полученные данные, представленные в таблице 1, видим, что при определении достоверности различий тактической подготовки после эксперимента нами выявлены различия между средними арифметическими значениями, полученными в ходе экспериментальной работы; эти показатели считаются достоверными во всех тестовых заданиях при 5% значимости (Р). Следовательно, есть достаточно оснований утверждать о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений эффективно воздействует на развитие тактической подготовки футболистов 13-15 лет. Для визуального сравнения рассмотрим полученные результаты проявления тактической подготовки в виде диаграммы (рис. 1).

Рис. 1. Результаты тактической подготовки в группах после педагогического эксперимента у футболистов 13-15 лет

Полученные результаты тактической подготовки демонстрируют, что наибольший прирост показателей достигнут в экспериментальной группе. Значит, можно говорить о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс подготовки футболистов рассматриваемой возрастной группы специальных заданий и упражнений позволило повысить показатели тактического мастерства, подтвердив свою эффективность (в свою очередь это подтверждает эффективность использованной в ходе эксперимента методики).

Данные, полученные по итогам проведённой экспериментальной работы в контрольной и экспериментальной группах спортсменов-футболистов, свидетельствуют о достижении достоверной разницы различий между группами в тестовых заданиях тактической направленности («Отними мяч», «Пробей», «Быстро в цель», «Кто быстрее»).

Выводы

футбол упражнение спортсмен тактический

Результаты, полученные в ходе проведения педагогического эксперимента, позволяют утверждать, что цель исследования нами достигнута, поставленные задачи решены, рабочая гипотеза о том, что внедрение в учебно-тренировочный процесс специальных заданий и упражнений позволит повысить показатели тактической подготовки у футболистов 13-15 лет, подтверждена.

Результаты выполнения контрольных тестовых заданий, направленных на выявление степени тактической подготовки футболистов контрольной и экспериментальной групп, продемонстрировали достоверную разницу различий при 5%, а в некоторых тестах и при 1% значимости (Р). Это означает, что положительных результатов по повышению технико-тактического мастерства возможно добиться в 95% случаев.

Таким образом, итоги проведённого исследования позволяют считать, что внедрение специальных заданий и упражнений, предназначенных для повышения технико-тактического мастерства футболистов 13-15 лет, положительно сказывается на учебно-тренировочном процессе и может служить базой для результативной подготовки футболистов указанной возрастной группы.

Материалы проведённого исследования могут быть использованы тренерами-преподавателями, учителями физической культуры при организации учебно-тренировочного процесса в спортивных секциях, клубах и детско-юношеских спортивных школах с целью повышения эффективности и совершенствования процесса обучения, направленного на повышение технико-тактического мастерства футболистов.

 



Список литературы


1)      Абдулкадыров, А.А. Соотношение физической и технической подготовки юных футболистов 11-14 лет на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. канд. пед. наук.: 13.00.04 / А.А. Абдулкадыров - СПб., 2004. - 226 с.

)        Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Адель Масуд Омар Сайд. - М., 2004. - 276 с.

)        Адель Масуд Омар Сайд. Контроль и оценка быстроты и точности решения тактических задач футболистами разного возраста и квалификации: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Адель Масуд Омар Сайд. - М., 2004. - 301 с.

)        Аркадьев Б.А. Тактика футбольной игры / Б.А. Аркадьев - М.: ФиС, 1962.

)        Бэтти. Э. Современная тактика футбола: Пер. с англ. / Э. Бэтти. - М.:ФиС, 1974

)        Голомазов С.В. Теория и методика футбола. Техника игры / С.В. Голомазов, Б.Г. Чирва. - М.: СпортакАдемПресс, 2002. - 472 с.

)        Горбунов, А.А. Борис Аркадьев. Тактика футбольной игры / А.А. Горбунов [Электронный ресурс] // Физкультура и спорт. - 1990. - Режим доступа: http://bmsi.ru/doc/c845fa2c-92ed-4fa6-b74b-a575f5c4d0c3

)        Качалин Т.Д. Тактика футбола / Т.Д. Качалин. - М.: ФиС, 1984. - 245 с.

)        Коскина Е.Н. Результативность игры футболистов в зависимости от их когнитивных стилей / Е.Н. Коксина // ТиПФК. - 2010. - №6 - с. 77-79.

)        Лобановский В.В., Технико-тактические действия футболистов / В.В. Лобановский, Е.А. Разумовский. - М.: Физкультура и спорт, 2007. - 245 с.

)        Марушкш Ю.Ф. Сыгранность футбольной команды в связи с индивидуальными особенностями оперативного мышления футболистов: дис. канд. пед. наук. - М., 1984. - 220 с.

)        Осташев П.В. Прогнозирование способностей футболиста / П.В. Осташев. - М.: ФиС, 1982. - 196 с.

)        Полишкис М.С, Поволоцкий Ю.Я. Показатели коллективных индивидуальных технико - тактических действий как критерий оценки качества игры футболистов / М.С. Полишкис, Ю.Я. Поволоцкий. - М.: ФиС, 1986. - С. 46-50.

)        Попов А.В. Совершенствование технической подготовки футболистов с учетом типов ударных движений и условий игровой деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. / А.В. Попов. - Киев, 1981. - 224 с.

)        Талага Е.: Стратегия и тактика в футболе. Спорт за рубежом / Е. Талага // 2005. - №19. - С. 10 - 12.

)        Тюленьков С.Ю. Теоретико-методические аспекты управления подготовкой футболистов: учебное пособие / С.Ю. Тюленьков, В.П. Губа, А.В. Прохоров; под ред. С.Ю. Тюленькова., 1997. - 196 с.

)        Полишкис М.С Футбол: учебник для институтов физической культуры / М.С. Полишкис, В.А. Выжгин; под ред. М.С. Полишкис, В.А. Выжгин., - М.: Физкультура, образование и наука, 1999. - 254 с.

)        Хьюс Ч. Футбол. Тактические действия команды: Пер. с англ. / Ч. Хьюс. - М.: ФиС, 1979. - 244 с.

)        Шамардин A.M., Солопов И.М., Исмаилов A.M. Функциональная подготовка футболистов: учебное пособие / А.М. Шамардин, И.М. Солопов, А.М Исмаилов; под ред. А.М. Шамардина. - Волгоград: ВГАФК. - 2000. - 252 с.

Похожие работы на - Обучение командным тактическим действиям в футболе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!