Формы взаимодействия таможни и бизнеса

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формы взаимодействия таможни и бизнеса

ВВЕДЕНИЕ

Российское государство, призванное решать проблемы, стоящие перед страной, ориентировано на устойчивый рост и стабилизацию динамики макроэкономических показателей экономики, как на современном этапе, так и в стратегической перспективе. Оно обеспечивает достижение такой цели, реализуя различного рода стратегии в социально-экономической сфере и в сфере управления. В системном плане это означает, что все инструменты, используемые для управления и в конечном итоге - для достижения общественно значимых целей, должны быть адекватны социально-экономической сфере, учитывать ее реальную динамику и природу.

На современном этапе ФТС России наиболее активно содействует торговле по следующим основным направлениям:

-использование мирового опыта по взаимодействию с бизнесом в таможенном секторе;

-привлечение к разработке правовых актов, затрагивающих интересы деловых кругов, представителей заинтересованных объединений предпринимательских структур в качестве консультантов;

-информирование заинтересованных лиц по вопросам применения таможенного законодательства и использования таможенных процедур;

-предоставление участникам ВЭД возможности использования упрощенных таможенных процедур;

-создание специальных технологических схем оформления товаров, ввозимых в рамках крупных инвестиционных проектов, и др.

Решение задач по взаимодействию с деловыми кругами целесообразно структурировать и осуществлять на разных уровнях:

-глобальном - изучение норм и правил работы с бизнесом Всемирной таможенной и Всемирной торговой организаций, участие в международных конференциях, симпозиумах, семинарах, обмен опытом со странами СНГ, изучение подобной практики ведущих мировых держав;

-интернациональном - получение информации о методах работы ФТС России, встречи с национальными бизнес-структурами как в странах-резидентах, так и в России;

-федеральном - работа с российскими союзами и ассоциациями, крупными компаниями;

-региональном - контроль и содействие работе Консультативных советов при РТУ, решение текущих проблем российских компаний с помощью «горячей линии» ФТС России.

Целью данной курсовой работы является всестороннее изучение форм взаимодействия таможни и бизнеса. Объект исследования - таможенные органы при содействии бизнесу. Предмет исследования - осуществление бизнеса участниками ВЭД.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

-рассмотреть структуру таможенных органов в содействии бизнесу.

-проанализировать влияние таможенной службы на развитие современной экономики, для чего необходимо проанализировать современные тенденции и направления деятельности таможенных органов в содействии бизнесу.

1.СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОДЕЙСТВИИ БИЗНЕСУ

1.1 Управление таможенного сотрудничества ФТС России

Таможенное сотрудничество - комплекс мероприятий по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в сфере таможенного дела в общем и процедур таможенного оформления и контроля в частности. Вопросы таможенного сотрудничества находятся в ведении Управления таможенного сотрудничества ФТС России.

Управление возглавляет начальник Управления, который подчиняется непосредственно заместителю руководителя ФТС России, осуществляющему координацию и контроль деятельности Управления в соответствии с распределением обязанностей между заместителями руководителя ФТС России, утверждаемым руководителем ФТС России.

Основные задачи Управления:

. Координация деятельности подразделений ФТС России по взаимодействию с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в соответствии с установленным порядком.

. Участие в подготовке предложений по разработке международных договоров Российской Федерации, в том числе межправительственных и межведомственных соглашений в сфере таможенного дела, относящихся к компетенции Управления.

. Организация работы по участию ФТС России в соответствии с установленным порядком в интеграционных процессах в рамках Содружества Независимых Государств, ЕврАзЭС, ЕЭП и Союзного государства.

. Обеспечение взаимодействия в соответствии с установленным порядком с участниками внешнеэкономической деятельности в целях создания благоприятного инвестиционного климата и привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

. Подготовка предложений о разработке и внедрении новых направлений взаимодействия таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и иностранными инвесторами.

. Осуществление сбора и анализа информации о состоянии и тенденциях развития таможенного дела за рубежом и доведение такой информации до сведения руководства ФТС России, заинтересованных структурных подразделений ФТС России и таможенных органов Российской Федерации.

. Ведение протокольной работы в ФТС России, осуществление визового и организационного обеспечения выезда в служебные командировки за рубеж должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также осуществление приема иностранных делегаций, прибывающих по линии ФТС России.

Управление осуществляет свою деятельность по следующим направлениям:

-обеспечение участия ФТС России в международном сотрудничестве в области таможенного регулирования в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой;

-обеспечение взаимодействия ФТС России с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в области таможенного регулирования, включая представление по поручению Правительства Российской Федерации интересов Российской Федерации во Всемирной таможенной организации (далее - ВТО) (Совете таможенного сотрудничества) и других международных организациях;

-подготовка предложений и разработка совместно с заинтересованными структурными подразделениями ФТС России проектов международных договоров и международных актов Российской Федерации в области таможенного регулирования, включая сферу таможенного сотрудничества, в целях гармонизации и унификации законодательства Российской Федерации с нормами международного права и с общепринятой международной практикой и обеспечение проведения внутригосударственных процедур их согласования;

-подготовка предложений о разработке и внедрении новых направлений взаимодействия таможенных органов Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями;

-организация работы по участию ФТС России в интеграционных процессах в рамках Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, включая Таможенный союз, Союзного государства и Шанхайской организации сотрудничества;

-координация международной деятельности ФТС России, организация взаимодействия ФТС России с таможенными службами иностранных государств, международными организациями и интеграционными объединениями, а также с подразделениями Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам, относящимся к сфере таможенного сотрудничества;

-подготовка предложений по приоритетным направлениям деятельности представительств (представителей) ФТС России за рубежом и задач по обеспечению государственной политики в области таможенного дела;

-осуществление сбора и анализа информации о состоянии и тенденциях развития таможенного дела и таможенного законодательства за рубежом и доведение этой информации до сведения руководства ФТС России, заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата ФТС России и таможенных органов Российской Федерации;

-ведение протокольной работы в ФТС России, осуществление визового и организационного обеспечения выезда в служебные командировки за рубеж должностных лиц таможенных органов Российской Федерации, а также осуществление приема иностранных делегаций, прибывающих по линии ФТС России;

-обеспечение участия ФТС России в разработке международных договоров и международных правовых актов в сфере деятельности ФТС России.

Общий принцип взаимодействия таможни и бизнес-сообществ - постоянная двусторонняя связь в целях проведения мониторинга возникающих у них проблем, совместного поиска путей их решения, которые не только способствуют ускорению товарооборота, но и повышают эффективность таможенного администрирования.

1.2 Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России

Созданный в 1996 году Консультативный совет по таможенной политике - традиционный формат диалога с российскими участниками ВЭД за многолетний период работы доказавший свою высокую эффективность. За это время силами его участников внесено немало инициатив по совершенствованию таможенного регулирования. Многие из этих предложений были использованы при подготовке Таможенного кодекса РФ (2003г.) и правовых нормативных актов.

В настоящее время преобразован в Общественно-консультативный совет по таможенной политике при ФТС России (далее - Совет). В соответствии с приказом ФТС России № 725 от 14 июня 2007 года и № 274 от 20 февраля 2009 года утверждены Положение, Регламент и персональный состав Совета. Возглавляет Совет руководитель ФТС России А.Ю.Бельянинов.

В обновленный состав Совета вошли крупнейшие российские ассоциации и союзы, представляющие различные сферы экономики России такие как: Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Союз производителей и импортёров, Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России», ОАО «Российские железные дороги», ОАО «Аэрофлот», Ассоциация международных автомобильных перевозчиков, Российский союз нефтеэкспортеров, Ассоциация экспресс-перевозчиков, и другие. Также членами Совета стали представители комиссий и комитетов Государственной Думы Российской Федерации и члены Общественной палаты Российской Федерации.

Предусмотрена ежегодная ротация членов Совета. Основными задачами Совета являются: разработка с учетом интересов деловых кругов предложений по совершенствованию таможенной политики Российской Федерации и механизма ее реализации таможенными органами, по созданию условий, способствующих ускорению движения внешнеторговых товаропотоков путем упрощения и ускорения таможенных процедур, разработка предложений по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также содействие осуществлению мер, направленных на единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации и на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, а также потребителей ввозимых товаров. Совет является общественным консультативным органом. На основе конструктивного взаимодействия таможенных органов и деловых кругов он оказывает содействие разработке и реализации таможенной политики Российской Федерации в целях обеспечения защиты экономических интересов РФ, создания оптимальных условий для предпринимательской деятельности, рационализации структуры экспортно-импортных операций, привлечения иностранных инвестиций.

С учетом интересов деловых кругов совет рассматривает предложения по созданию условий, способствующих ускорению движения внешнеторговых товаропотоков путем упрощения и ускорения таможенных процедур, по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля, по борьбе с нарушениями таможенных правил при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств. Содействие защите интересов отечественных товаропроизводителей и потребителей ввозимых товаров также входит в задачи Совета. Согласно Регламенту, работа Совета осуществляется в соответствии с годовыми планами. Заседания Совета проводятся ежеквартально.

Совет действует на принципах добровольности, самоуправления, гласности, самостоятельности в принятии решений по вопросам своей компетенции.

Задачи Совета:

-разработка с учетом интересов деловых кругов предложений по совершенствованию таможенной политики Российской Федерации и механизма ее реализации таможенными органами, по созданию условий, способствующих ускорению движения внешнеторговых товаропотоков путем упрощения и ускорения таможенных процедур;

-повышение уровня правовой культуры в сфере таможенного дела;

-содействие осуществлению мер, направленных на единообразие применения таможенного законодательства всеми таможенными органами Российской Федерации;

-взаимодействие с консультативными советами по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при таможенных органах, а также с консультативными органами при таможенных службах иностранных государств;

-пропаганда таможенного дела в Российской Федерации;

-разработка предложений по совершенствованию и упрощению форм и методов таможенного контроля, борьбы с нарушениями таможенных правил, совершаемыми при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств;

-разработка предложений по внесению в высшие органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации проектов нормативных правовых актов в сфере таможенного дела;

-содействие осуществлению мер, направленных на защиту интересов отечественных товаропроизводителей, а также потребителей ввозимых товаров.

Согласно регламенту, работа совета осуществляется в соответствии с годовыми планами. Заседания Совета проводятся ежеквартально.

В ходе заседаний Совета ФТС России совместно с представителями деловых кругов обсуждались такие важные вопросы, как проблемные вопросы создания таможенно-логистических терминалов в рамках реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации; перспективы развития таможенного законодательства РФ, вопросы функционирования Таможенного союза и другие.

2.НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СОДЕЙСТВИИ БИЗНЕСУ

2.1 Упрощение процедуры таможенного оформления

Применение специальных упрощенных процедур является общепринятой практикой в сфере таможенного дела во многих странах. Базовые правовые основы применения упрощенных процедур заложены Международной конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур в редакции Брюссельского Протокола 1999 г.

Постоянно растущий международный товарооборот заставляет таможенные администрации внедрять все более совершенные технологии таможенного оформления, чтобы не останавливать товаропотоки. Сразу оговоримся: избежать вовсе прохождения таможенных формальностей в условиях наличия ограничений на ввоз и вывоз товаров (применение таможенных пошлин, налогов, нетарифных мер регулирования) невозможно. При ввозе товаров на таможенную территорию должны быть выполнены определенные формальности. Эти операции осуществляются как лицами, ввозящими товары, так и должностными лицами таможенных органов. К их обязанностям относятся:

-предъявление товаров и документов на них таможенным органам;

-составление таможенной декларации;

-исчисление и уплата таможенных платежей;

-подтверждение соблюдения нетарифных ограничений (предъявление лицензий, сертификатов и т.д.).

В обязанности таможенных органов входит проверка товаров и документов, правильности исчисления и уплаты таможенных платежей, и только после того как таможенный орган убедится в отсутствии нарушений, - выпуск товаров, т.е. разрешение лицу пользоваться ими на территории России в соответствии с условиями заявленного таможенного режима. Обычно проведение подобных формальностей занимает определенное время, в течение которого товары находятся на специально созданных для этих целей складах временного хранения либо терминалах морского порта, аэропорта. Соответственно, на собственника товара ложатся дополнительные расходы, связанные как с выполнением формальностей, так и с оплатой расходов по хранению товаров.

Специальные упрощенные процедуры призваны ускорить движение товаров через границу, вызвать заинтересованность лиц в соблюдении таможенных правил, существенно сократить издержки для государственных органов и экономических операторов, связанные с проведением операций по таможенному оформлению.

В Международной конвенции по упрощению и гармонизации таможенных процедур в качестве обязательных стандартов устанавливается наличие в национальном законодательстве положений, предусматривающих для уполномоченных лиц возможность соблюдения таможенных формальностей, при которых:

-проведение таможенного оформления осуществляется на объектах декларанта внутри страны.

Кроме того, как дополнительное упрощение Конвенция содержит рекомендации таможенным администрациям разрешать:

-подачу таможенной декларации на товары, охватывающей множество операций за определенный период времени;

-самостоятельное начисление и учет таможенных пошлин и налогов;

-подачу таможенной декларации на товары путем внесения сведений о них в коммерческую документацию.

Тем самым достигается основная выгода экономического оператора - как можно скорее получить в свое распоряжение товары и ввести их в хозяйственный оборот, избегая лишних расходов, связанных с хранением товаров на таможенных и транспортных терминалах, простоем транспортных средств. Для предприятий, использующих в своем производстве иностранные материалы, сырье, комплектующие, запасные части, упрощение таможенных формальностей может иметь дополнительное преимущество - возможность сократить материально-производственные запасы.

Для таможенной службы полезность состоит в том, что ее ограниченные ресурсы могут быть перераспределены для их сосредоточения на проверках поставок с более высокими рисками нарушений.

В соответствии с положениями Конвенции, на которую можно ссылаться как на правовой эталон, критерии для выбора уполномоченных лиц устанавливаются таможенной службой и учитывают как минимум два обстоятельства: соблюдение таможенных правил и ведение коммерческой документации способом, удовлетворительным для таможенной службы.

Конечно, предоставляя лицам возможность распоряжаться ввозимыми товарами на таможенной территории практически без проверки, таможня должна быть уверена, что риски нарушений при таком доверии минимальны. Поэтому лицо, претендующее на применение упрощенных процедур, должно, по крайней мере, соответственно зарекомендовать себя. Требование о ведении коммерческой документации основано на том, что таможенные органы могут проверить в любое время достоверность представленных им сведений после выпуска товаров.

Всемирная таможенная организация, под эгидой которой разрабатывалась и принималась Конвенция, в Рекомендациях к Генеральному приложению к Конвенции в отношении уполномоченных лиц предлагает таможенным администрациям разрабатывать критерии и условия предоставления полномочий на использование упрощенных процедур в процессе консультаций с бизнесом. Сами специальные процедуры Всемирная таможенная организация характеризует как инструмент внедрения современной концепции партнерства между таможенными службами, участниками внешней торговли и третьими лицами.

В государствах - членах Таможенного союза уже на сегодняшний день полномасштабно применятся электронное декларирование, хотя законодательно технология электронного декларирования товаров имеет всего лишь статус возможного альтернативного варианта письменной форме декларирования, т.е. в Таможенном кодексе Таможенного союза закреплено право использования электронных документов, а первичными при таможенном декларировании товаров остаются документы на бумажных носителях.

С 17.06.2012 в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 899 в обязательном порядке представляется предварительная электронная информация о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Сегодня уже практически в 100% случаев это требование исполняется в государствах-членах Таможенного союза и ведется работа по распространению требования о представлении обязательной предварительной электронной информации в отношении товаров, ввозимых всеми видами транспорта.

2.2 Таможенный кодекс Таможенного союза

С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза, а в части, не урегулированной таким законодательством, - в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 2 ст. 1 ТК ТС).

Что же изменилось с вступлением в силу ТК ТС?

Прежде стоит отметить, что переходными положениями указанного документа в отношении таможенных агентов в Республике Беларусь, таможенных брокеров в Республике Казахстан и таможенных брокеров в РФ, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения, таможенных складов и магазинов беспошлинной торговли, созданных до вступления в силу ТК ТС, установлено, что они вправе осуществлять деятельность в сфере таможенного дела в течение шести месяцев со дня вступления в силу указанного Кодекса (п. 1 ст. 367 ТК ТС). Декларация на товары подается таможенному органу государства - члена Таможенного союза, в соответствии с законодательством которого создано, зарегистрировано либо на территории которого постоянно проживает лицо, являющееся декларантом товаров (принцип резидентства), до вступления в силу международного договора государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 368 ТК ТС).

Изменения коснулись порядка декларирования товаров. В настоящее время форма и порядок заполнения декларации на товары определяются Решением Комиссии Таможенного союза, то есть они единые на всей территории Таможенного союза.

ТК ТС предусматривает новые формы таможенного контроля по сравнению с формами, установленными ТК РФ, а именно: учет товаров, находящихся под таможенным контролем; проверка системы учета товаров и отчетности. Вместо формы таможенного контроля «таможенная ревизия» введена форма «таможенная проверка» (ст. 110 ТК ТС). Кроме того, ТК ТС содержит статьи о порядке задержания товаров и документов на них при проведении таможенного контроля

Увеличен срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов. Так, согласно п. 3 ст. 211 ТК ТС в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, срок уплаты устанавливается - до выпуска товаров в соответствии с указанной процедурой. При этом срок временного хранения товаров не изменился и, как прежде, составляет два месяца. Добавим, что по письменному обращению лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, или его представителя таможенный орган может продлить указанный срок, но не более чем до четырех месяцев. Таким образом, срок уплаты таможенных пошлин, налогов с принятием ТК ТС значительно увеличился: с 15 дней до 4-х месяцев (п. п. 1, 2 ст. 170 ТК ТС).

После выпуска товаров таможенные органы вправе осуществлять проверку достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений. В ранее действующей норме этот срок был равен одному году (ст. 361 ТК РФ). В соответствии с вновь принятым документом таможенные органы проводят таможенный контроль после выпуска товаров в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем. Более того, законодательством государств - членов Таможенного союза может быть установлен срок проведения таможенного контроля после выпуска товаров до пяти лет.

Для наглядности приведем изменения сроков уплаты таможенных пошлин, некоторых таможенных процедур и прочего в Таблице 1.

Таблица 1. Увеличение сроков таможенных процедур и уплаты таможенных пошлин

п/пУвеличены срокиУстановлено ТК РФУстановлено ТК ТСНормы ТК ТСУплаты таможенных пошлин, налогов15 дней4 месяцаПункт 3 ст. 211, п. 2 ст. 170Подачи таможенной декларации на ввозимые товары15 дней4 месяцаПункт 1 ст. 185, п. 2 ст. 170В которые могут быть проведены контрольные мероприятия (после выпуска товаров)1 год3 годаСтатья 99 (может быть увеличен до 5 лет)Выпуска товаров при применении предварительного декларирования15 дней30 днейПункт 2 ст. 196Переработки товаров на таможенной территории2 года3 годаПункт 1 ст. 243Помещения под таможенную процедуру реэкспорта товаров, ранее помещенных под процедуру выпуска для внутреннего потребления6 месяцев1 годПункт 2 ст. 297

Некоторые сроки сокращены (Таблица 2). Это можно назвать положительным моментом, так как изменения внесены с целью уменьшения времени таможенного оформления. Например, срок выпуска товаров сократился на один рабочий день. В соответствии с п. 1 ст. 196 ТК ТС выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено ТК ТС. Хотя для проведения или завершения форм таможенного контроля с письменного разрешения начальника таможенного органа этот срок может быть увеличен до десяти рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации (п. 4 ст. 196 ТК ТС).

Таблица 2. Сокращение сроков выпуска товаров

п/пСокращены срокиУстановлено ТК РФУстановлено ТК ТСНормы ТК ТСВыпуска товаров3 дня2 дняПункт 1 ст. 196Выпуска не облагаемых пошлинами экспортируемых товаров4 часаПункт 1 ст. 196

Кроме этого, в ТК ТС установлены новые сроки, например:

Таблица 3. Сроки, установленные в ТК ТС

п/пУстановлены срокиВведено ТК ТСНормы ТК ТСОрганизации таможенного сопровожденияВ течение 24 часов с момента принятия решенияПункт 3 ст. 218Регистрации или отказа в регистрации декларацииНе более 2 часов с момента подачи декларацииПункт 3 ст. 190Совершения перевозчиком операций в месте прибытия/ доставки3 часа с момента предъявления товаровПункт 6 ст. 225Продолжительности стоянки транспортных средств в местах перемещения товаровДля воздушного, железнодорожного, автомобильного транспорта - не более 3 часов, для водного транспорта - 8 часовПункт 2 ст. 341

3.РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА ТАМОЖНИ И БИЗНЕСА

Государственно-частное партнерство (ГЧП) - совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

Среди специалистов нет единого мнения о том, какие формы взаимодействия власти и бизнеса можно отнести к ГЧП. Широкая трактовка подразумевает под ГЧП конструктивное взаимодействие власти и бизнеса не только в экономике, но и в политике, культуре, науке и т.д.

В числе базовых признаков государственно-частных партнёрств в узкой (экономической) трактовке можно назвать следующие:

-сторонами ГЧП являются государство и частный бизнес;

-взаимодействие сторон закрепляется на официальной, юридической основе;

-взаимодействие сторон имеет равноправный характер;

-ГЧП имеет чётко выраженную публичную, общественную направленность;

-в процессе реализации проектов на основе ГЧП консолидируются, объединяются ресурсы и вклады сторон;

-финансовые риски и затраты, а также достигнутые результаты распределяются между сторонами в заранее определённых пропорциях.[8]

Как правило, ГЧП предполагает, что не государство подключается к проектам бизнеса, а, наоборот, государство приглашает бизнес принять участие в реализации общественно значимых проектов.

Государственно-частное партнерство как современная форма взаимодействия государства и бизнес-сообщества есть, прежде всего, проявление таможенных отношений во внешнеэкономической сфере.

Сам термин «государственно-частное партнерство» является дословным переводом распространенного во всем мире термина «public-private partnership» (РРР).

В настоящее время в отечественной научной литературе под ГЧП понимается институциональный и организационный альянс между государством и бизнесом в целях реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре отраслей - от промышленности до торговли и сферы услуг. В данный спектр отраслей попадает и таможенная служба России как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела и обеспечивающий непосредственную реализацию задач по таможенному регулированию ВЭД.

Актуальность научной задачи использования ГЧП в России для повышения эффективности таможенной деятельности обусловлена следующими основными причинами:

-в мировой практике в последние годы практически повсеместно наблюдается ряд проблем, вызванных ростом стоимости и сроков реализации многих бюджетных проектов в таможенной сфере. В этой связи использование смешанных вариантов реализации и управления проектами является одним из возможных вариантов снижения государственных расходов и сокращения сроков реализации проектов;

-постоянное расширение границ национальных рынков, что влечет за собой масштабный рост трансграничных потоков. Таким образом, одним из возможных вариантов может быть ГЧП, направленное на создание эффективных и качественных условий функционирования инфраструктуры в приграничной зоне, и в том числе на таможенной границе;

-чрезмерная транспортная нагрузка на крупные города России предполагает развитие транспортно-логистической инфраструктуры в крупных транспортных узлах, за пределами крупных городов с одновременным перераспределением таможенных операций между таможенными органами внутри страны и в приграничных субъектах РФ. В связи с этим развитие современной системы приграничного сервиса становится одной из приоритетных направлений ГЧП;

-важную роль для инфраструктурного развития приграничных субъектов государства играет совершенствование нормативно-правовых основ организации таможенного оформления и таможенного контроля, принятия предварительных решений или оказания консультационно-информационных услуг в приграничных зонах России. Поэтому, решение данной задачи на принципах ГЧП создает правовую базу развития необходимой транспортно-логистической и таможенной инфраструктур, осуществления таможенных процедур па современном уровне;

-развитие интегрированных информационных технологи" интернет-декларирования и других информационных инноваций в приграничных зонах также попадают в сферу ГЧП между таможней и бизнесом;

-назрела необходимость создания системы оценок эффективности функционирования таможенно-логистических систем на принципах ГЧП;

-упрощение таможенных формальностей и сокращение времени таможенного оформления должны сопровождаться комплексом мер по повышений эффективности антикоррупционной и правоохранительной деятельности таможенной службы РФ. Необходима активизация взаимодействия между таможенными и иными правоохранительными органами, органами местного самоуправления, общественными организациями и бизнес-сообществом в целях совершенствования правоохранительной и антикоррупционной деятельности местах, приближенных к Государственной границе РФ, что также попадает в сферу ГЧП;

-обязательным условием реализации Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных Государственной границе Российской Федерации (далее - Концепция) является ее согласование с основными концепциями и стратегиями Российской Федерации. Наибольшего эффекта в решении этой задачи можно достичь при участии бизнес-сообщества, что также попадает в сферу ГЧП;

-острейшие в условиях необустроенности приграничных субъектов РФ социально-бытовые проблемы, такие как отсутствие жилья для должностных лиц и членов их семей, низкий уровень оплаты труда, отсутствие объектов транспортной инфраструктуры и социально-культурной сферы, можно более эффективно решить за счет объединения усилий государства и бизнес- сообщества;

-для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты Российской Федерации необходима подготовка и переподготовка кадров (должностных лиц таможенных органов и специалистов в области таможенного дела). Решение данной задачи возможно исключительно во взаимодействии государственного и частного секторов, что позволит создать необходимый кадровый потенциал.

Развитие ГЧП между таможней и бизнесом в России связано с рядом факторов и тенденций в таможенном деле. Например, в целях обеспечения экономической безопасности РФ, необходимости инфраструктурного развития приграничных субъектов и снижения транспортной нагрузки на крупные города РФ таможенные органы в пределах своей компетенции, по сути, приступили к реализации Концепции. В последние годы, начиная с 2009 г., многие таможенные посты были выведены за пределы кольцевых дорог крупных городов России, начинают строиться таможенно-логистические центры. Все это требует огромных вложений не только государства, но и бизнес-сообщества в целом.

В этой связи при реализации Концепции большое будущее видится за дальнейшим развитием партнерства в области электронного декларирования. Создание зональных, региональных и федеральных центров приема и обработки электронных деклараций вне зависимости от места нахождения лица. Декларирующего товары и самих товаров, может стать серьезным толчком на пути оптимизации таможенного оформления и таможенного контроля в целом, одним из возможных вариантов реализации концепции.

Многое из того, что необходимо для перевода таможенного оформления в приграничные субъекты РФ, в большей или меньшей степени, уже реализовано, начиная с законодательных норм, совершенствования информационной и биологической составляющих процесса таможенного оформления и таможенного контроля, строительства и реконструкции пунктов пропуска через Государственную границу РФ, строительства приграничных таможенно-логистических комплексов (складов временного хранения) и заканчивая применением новых эффективных технических средств таможенного контроля.

Одной из задач развития в области таможенной инфраструктуры является разработка региональных программ развития, в том числе и инфраструктурного, в рамках ГЧП коммерческих видов деятельности, включая:

-создание и реконструкцию таможенно-логистических терминалов, складов для хранения и обработки таможенных грузов, предприятий по переработке товаров на таможенной территории;

-организацию магазинов беспошлинной торговли и магазинов по продаже таможенных конфискатов, платных стоянок для автотранспорта и бензозаправок, гостиниц и других предприятий сервиса.

Мировой опыт государственно-частного партнерства подтверждает реальность перспектив и экономическую эффективность осуществления проектов на основе ГЧП (в том числе концессий) в транспортно-логистической сфере. В России эта форма сотрудничества одобрена на уровне Президента и Правительства как основа развития и модернизации транспортно-логистической инфраструктуры.

Целями участия таможенной службы от имени государства в государственно-частном партнерстве являются:

-реализация социально значимых проектов в сфере таможенного дела и таможенной политики;

-привлечение частных инвестиций в экономику России;

-обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности государства (таможенной службы);

-повышение качества таможенных услуг.

В целях развития института государственно-частного партнерства в сфере ВЭД в первую очередь посредством развития таможенно-логистической и транспортной инфраструктур необходимо реализовать следующие мероприятия:

-разработать концепцию и стратегии государственно-частного партнерства в сфере ВЭД;

-разработать программу инвестиций в таможенно-логистическую инфраструктуру на среднесрочную перспективу;

-разработать нормативно-правовую базу для применения механизмов государственно-частного партнерства в таможенной сфере;

-определить сегменты таможенной инфраструктуры, для развития которых целесообразно применение механизмов государственно-частного партнерства;

-обеспечить права и ответственность участников процесса государственно-частного партнерства в природоохранных и экологических аспектах реализации крупных проектов:

-создать систему информирования общества и обеспечения обсуждения проектов, реализация которых осуществляется с применением форм государственно-частного партнерства;

-разработать механизм распределения ресурсов, прав, обязанностей, рисков и доходов при реализации проектов на основе государственно-частного партнерства;

-разработать общие требования к выбору частного партнера, а также условий государственно-частного партнерства;

-разработать требования к участникам конкурса на право заключения соглашения (в том числе концессионного);

-разработать требования к конкурсной документации и ключевые критерии конкурса;

-разработать и ввести в действие стандартную документацию по процедуре выбора частного партнера, распространить практику и рекомендации в области осуществления государственно-частного партнерства в таможенной сфере.

Следует отметить, что ГЧП является эффективным инструментом объединения усилий государственной власти и бизнеса для решения современных проблем общества. В данном партнерстве особо нуждается приграничная региональная экономика в связи с коренными изменениями в методах, используемых государственными и муниципальными органами власти и требующими объединения усилий с бизнесом для решения проблем внешней торговли. Частный бизнес и государство все активнее начинают вступать в сотрудничество в поисках новых путей решения задач общества на условиях партнерства. Вместе с тем развитие ГЧП на основе создания эффективных институтов взаимодействия бизнеса и государства, пока слабо используется в качестве инновационного инструмента содействия внешней торговле, способного повлиять па товарооборот и качество таможенной инфраструктуры.

Формирование ГЧП в приграничных регионах сдерживается отсутствием ряд нормативно-правовых документов, административными барьерами, отсутствие высококвалифицированных кадров и что, немаловажно, недостаточным уровнем взаимного доверия между сторонами и низким уровнем их активности. Кроме того, это партнерство все еще не создает условий для успешного перевода оформления в приграничные субъекты РФ, слабо способствует финансированию стратегических программ, концепций и инвестиционных проектов с привлечением частных инвестиций, не обеспечивает эффективное использование концессионных, лизинговых и франчайзинговых механизмов в сфере обустройства и развития таможенно-логистических центров.

Таким образом можно сделать следующие выводы:

-развитие ГЧП по взаимодействию между бизнесом и таможней является весьма актуальной задачей;

-необходимость в развитии заинтересованности государства и бизнеса, в обеспечении жизнеспособности национальной экономики, условий для ее устойчивого и стабильного роста, а также конкурентоспособности на мировом рынке.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

таможенный бизнес политика союз

Выбирая идеологию содействия бизнесу в складывающихся условиях, таможенная служба в дальнейшем должна оптимизировать свою организацию и технологии, должна найти свое место на рынке бизнес-услуг, определить ту нишу, тот сектор услуг, который не занимают в настоящее время различного рода брокерские конторы и консультационные фирмы.

В настоящее время ФТС России осуществляет взаимодействие с бизнес-структурами в рамках:

-Консультативного совета по реализации таможенной политики;

-регулярных встреч с участниками Консультативного совета по иностранным инвестициям;

-встреч руководства службы с руководителями крупных отечественных и зарубежных компаний;

-участия сотрудников ФТС России в семинарах, конференциях, круглых столах и иных подобных мероприятиях;

-Управления Таможенного Сотрудничества ФТС России.

Примеры новых наиболее важных направлений эффективного взаимодействия таможенных органов и бизнес-структур, которые целесообразно развивать в дальнейшем, определяли эксперты-таможенники. В число таковых специалисты включили:

-мониторинг ВЭД, выявление национальных интересов и интересов российского бизнеса во внешней торговле;

-создание законодательства, способствующего развитию партнерских отношений, широкое издание правовых актов, регулирующих ВЭД, законопослушность участников ВЭД;

-подготовку качественного пакета правовых документов, определяющих взаимоотношения таможенных органов и бизнеса, участие бизнеса в законотворческой деятельности;

-широкое внедрение современных информационных технологий в процесс взаимодействия таможенных органов с участниками ВЭД;

-упрощение таможенных процедур, внедрение системы управления рисками, значительное сокращение времени таможенного оформления ГТД;

-стабильный доход и систему социальных гарантий таможенников.

Еще одна форма реализации взаимодействия бизнес-структур и таможенных органов - государственное частное партнерство. Взаимодействие государства и частного сектора для решения общественно значимых задач имеет давнюю историю, в том числе и в России. Однако наиболее актуальным ГЧП стало в последние десятилетия. С одной стороны, усложнение социально-экономической жизни затрудняет выполнение государством общественно значимых функций. С другой стороны, бизнес заинтересован в новых объектах для инвестирования. ГЧП представляет собой альтернативу приватизации жизненно важных, имеющих стратегическое значение объектов государственной собственности.

Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод о том, что таможенные органы играют огромную роль в экономическом развитии страны и взаимодействие с деловыми кругами в целом. Взаимодействуя с представителями бизнес-структур, таможенная служба на современном этапе исходит из того, что ускорение перемещения товаров через таможенную границу ведет к снижению трансакционных издержек компаний, в связи с чем они готовы идти не только на передачу таможне необходимой информации, но и на финансовые вложения в этой области.

Грамотная таможенная политика государства по взаимодействию с деловыми кругами дает возможность всем экономическим субъектам этого государства развиваться и укрепляться на мировой экономической арене.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Таможенный кодекс Таможенного союза : комментарий к последним изменениям. - М. : АБАК, 2011. - 256 с.

.Приказ ФТС от 16.09.2002 № 1906 «Об утверждении положения об управлении таможенного сотрудничества» (в ред. Приказа ФТС РФ от 04.04.2011 № 703)

.Распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»

.Приказ ФТС от 14.06.2007 № 725 «Об утверждении Положения и Регламента работы Общественно-консультативного совета по таможенной политике при ФТС России»

.Ершов А.Д., Сизова К.А., Юрицин В.М. Взаимодействие бизнеса и таможни: теория, методология, практика : монография. - СПб. : РИО СПб филиала РТА, 2012. - 402 с.

.Макрусев В.В., Дианова В.Ю. Маркетинг таможенных услуг: учебник. - М. : Изд-во Российской таможенной академии, 2010. - 298 с.

.Самолаев, Ю.Н. Основы таможенной логистики : учеб. пособие. - М. : Альфа-М, ИНФРА-М, 2008. - 304 с.

.Управление таможенным делом : учеб. пособие / под общ. ред. В. В. Макрусева, В. А. Черных. - СПб. : Троицкий мост, 2012. - 448 с.

.#"justify">.#"justify">.http://www.garant.ru/

Похожие работы на - Формы взаимодействия таможни и бизнеса

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!