Орден иезуитов и его создатель

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,67 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Орден иезуитов и его создатель

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ) МИД РОССИИ

Кафедра всемирной и отечественной истории










Всемирная история

Тема: «Орден иезуитов и его создатель»


Ф.И.О.: Ершова Д.С.

Студентки 1 курса ФПЭКа гр. 5







Москва 2014

Содержание

Введение

. Игнатий Лойоло: путь духовных исканий

. Цели создания Ордена иезуитов

. Методы влияния «Общества Иисуса» на народные массы

. Роль ордена иезуитов в образовании

. Развитие Ордена

Заключение

Список литературы

Введение

Орден иезуитов является своеобразным феноменом в истории. Начиная с 1534, даты его основания, он приобрел неописуемое могущество, а действующий генерал обладал достаточной властью влиять на ход истории. Этот орден (или по-другому «Общество Иисуса») интересен не только тем, что принимал участие в военных походах, в развитии науки, образования, в обширной миссионерской деятельности, но так же и тем, что он по-своему, выгодным для ордена способом, трактовал все правила морали, обходя некоторые церковные запреты на пути к своей цели.

Легендарный Игнатий Лойола еще при жизни добился достаточного влияния ордена в религиозных кругах. На момент смерти число членов общество было приблизительно 1000, провинций-12, резеденций-72. Но что самое важное - «Общество Иисуса» сыграло значительную роль в борьбе против Реформации.

Работа основана на книге Бёмера Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с. Он провел тщательный анализ, демонстрируя, как общество создавалось, развивалось, приобретало влияние в мире.


Известно, что для того, чтобы стать лидером, нужно обладать закаленным характером, силой воли и способностью повести за собой людей. Именно таким был Игнатий. Он достиг могущества благодаря своей непоколебимой вере в Бога, и со своими представлениями о том, как именно нужно ему служить.

Но он не всегда был таким. Многие обращаются в веру, только пережив тяжелые жизненные испытания, и Игнатий является тому примером. Он был простым рыцарем, пока в 1521 Французские войска не осадили крепость, в которой находился Игнатий в составе своего батальона. Он получил страшные ранения обеих ног, впоследствии дальнейшего неправильного сращения у него одна нога была короче другой. Много месяцев он был на грани жизни и смерти и был вынужден оставаться в постели. Единственным его развлечением оказались две книги: Лудольф Саксонский «Жизнь Христа» и сборник легенд о жизни святых. Именно эти книги переменили все его отношение к Богу и вере.

Несколько лет Игнатий проводил все время в молитвах и уходе за больными, а подаяния были единственными его средствами к существованию. Он усомнился тогда в силе исповеди, и в ее способности искупить все грехи человека. Эти его душевные муки привели его к состоянию, близкому к самоубийству, лишь страх перед Господом остановил его. Удивительно, как в этом аспекте размышления Игнатия Лойолы (который позже сыграет большую роль в Контрреформации) схожи с мыслями инициатора, лидера Реформации - Мартина Лютера. Оба они сомневаются в том, что их грехи были прощены, с той лишь разницей, что Лютер жестко критикует индульгенцию, а Игнатий верит в способность церкви снимать грехи. Он раз за разом возвращается на исповедь, прося о прощении одних и тех же его поступков, придя таким образом к выводу, что все его сомнения исходят от дьявола.

Иногда будущего генерала Ордена посещали видение, в которых Бог словно давал наставления ему. Возможно, они возникали от его постоянного голода. Бывали периоды, когда он не ел по несколько дней или же довольствовался кореньями и черствым хлебом.

Как бы то ни было, через эти видения Игнатий постиг тайны католических догматов и внушили ему уверенность в том, что он должен защищать свою веру, а вместе с ней Церковь и папу Римского. Он даже пишет книгу «Духовные упражнения», в которой описывает, что нужно делать для воспитания, обогащения своей души. Следуя его рекомендациям, человек должен научиться подчинять свое поведение доводам разума.

Феноменальная популярность Игнатия Лойолы в тот период объясняется рядом причин. Во-первых, сложившиеся настроения в обществе - рост религиозного воодушевления среди рыцарей, католическая набожность, и тот факт, что Игнатий жил именно в эпоху идей Мартина Лютера. В противном случае, никто бы ни противопоставлял их мировоззрения. И, во-вторых, помимо самой среды того времени, нельзя не отдать должное самому генералу. Он был сильной личностью, способным оратором, признанным лидером.

. Цели создания Ордена иезуитов

В начале XVI <https://ru.wikipedia.org/wiki/XVI_%D0%B2%D0%B5%D0%BA> общественно-религиозное движение, получившее название Реформация и имевшее целый ряд причин, получило широкое распространение. Во-первых, была популярна идея о восстановлении христианства в соответствии с Библией, наблюдался упадок нравственности духовенства, присутствовала критика роли церкви в процессе спасения души и продажи отпущения грехов. Во-вторых, зарождавшийся буржуазный класс начинал свое противоборство против феодалов. Церковь, охраняющая последних, не могла не быть вовлеченной в этот процесс. В-третьих, для население становилось все тяжелее и тяжелее платить церковную десятину.

В результате всего этого произошел упадок Церкви. Реформация стала очень популярным движением за обновление церкви. Она длилась довольна долго, с 1517 по 1648. Ее точкой отсчета считается событие 31октября 1517 года, когда Мартин Лютер к дверям виттенбергской Замковой церкви прибил «95 тезисов». В них он критикует тот факт, что церковь злоупотребляет своей властью. Закончилась она подписанием Вестфальского мира, согласно которому церковь перестала принимать активное участие в европейской политике.

Церковь провела ряд ответных действий, получивших название Контрреформация. Главной задачей церкви стало восстановление своего статуса, сохранение своей роли в политической жизни страны и влияния на население. Под мерами подразумевается: 1) борьба с ересью, т.е. с Реформацией (введение строжайшей цензуры, привлечение на свою сторону монархии, учреждение в 1542 г. центрального инквизиционного судилища в Риме) 2) обновление самой внутренней структуры церкви, искоренение явных недостатков (централизация власти в руках папы, отмена инквизиций, изменение состава духовенства)

Итак, на фоне необходимости возвращения влияния церкви создание Ордена, полностью подчиняющегося папе и отстаивающего интересы церкви, становится необходимым для движения Контрреформации.

Сам Игнатий Лойола первоначально собирался вместе со своими соратниками по учебе отправиться на Святую землю с целью проведение миссионерской деятельности среди мусульман. Но студены не получили согласие папы на это по причине готовившегося крестового похода против турок. Тогда, смирившись с тем, что их проповеди не будут услышаны в Иерусалиме, было принято решение о создании Ордена.

Его целью была реализация внутренней миссии по спасению церкви и действующая под руководством самого Папы Римского. Другими словами, Орден должен был послужить возвращению людей, заразившимися идеями Реформации, обратно под влияние католической церкви.

. Методы влияния «Общества Иисуса» на народные массы

Сам Игнатий утверждал: «Иезуит, подобно апостолу, должен стать всем для всех, чтобы приобрести сердца всех». Орден развернул обширную деятельность, чтобы завоевать сердца и уважение народных масс.

Например, дети являются показателем того, какое будущее будет у мира. Именно поэтому в первую очередь Орден занялся религиозным воспитанием детей. Появились школы, где преподавали иезуиты, а затем и целые университеты.

Исповеди и проповеди помогали влиять на взрослое поколение, ведь нельзя недооценивать силу слова. Агитация являлась основой для влияния на людей, поэтому генерал постоянно переезжал, своими речами склоняя все большее количество людей к идеям ордена. Но этим Игнатий не ограничился. Он кормил сотни бедных, создавал для сирот приюты, благотворительные учреждения. Иезуиты входили во все большее и большее доверие у населения.

Не стоит так же забывать, что иезуиты имели большое влияние в политике. Иезуиты занимали различные должности, как внутри церкви, так и за ее пределами. Члены ордена были духовниками и советниками монархов, особенное влияние они имели на представительниц женского пола, а так же дипломатическими и политическими агентами, учеными и писателями, учителями и миссионерами, разбросанными по всем частям света.

4. Роль ордена иезуитов в образовании

Образование являлось одним из важнейших политических оружий ордена. Они создали огромное количество школ, дающих блестящее образование. Даже протестанты признавали преимущество школ иезуитов над их собственными школами, они не редко отдавали туда своих собственных детей. Педагоги учили читать, писать, считать, преподавали азы истории, философии, богословия. Школы давали обширные знания, но, в конечном счете, это была отличная дрессировка, воспитание беспрекословного повиновения, поощрялись доносы и наушничество.


К 1554 году Орден уже превратился в личное орудие папы. Появился новый лозунг у иезуитов. «Рerinde ac cadaver» - «труп в руках хозяина», под хозяином подразумевается папа. Генерал Ордена, т.е. Игнатий заведовал всеми делами внутри ордена. Преследуя цель искоренить протестантизм, иезуиты должны были действовать ровным счетом наоборот. Протестанты ценили личную свободу, поэтому у иезуитов ее расценивали, как зло. Членов ордена держали под жестким контролем, принуждали отказаться от своей воли, стать марионеткой «Общества Иисуса». Вступая в Орден, у иезуитов не оставалось ничего из их прошлого: семьи, друзей, только Орден и цель - служить ему. В этом-то и заключается главное отличие Ордена Иезуитов от любых других религиозных организаций, для них цель оправдывает средство.

Согласно их философии обман, преступление, кража, политическое убийство - все это может быть оправдано, если служит высшей цели. Бытует так же теория, что именно иезуиты виновны в смерти Генриха III и Генриха IV.4 Политика иезуитов напоминает идеи Никколо Макиавелли, описанные им в трактате «Государь», написанный в 1513г. Флорентийский мыслитель рассуждает о методах захвата и удержания власти, при этом он допускает необходимость совершения подлости и преступления во имя этой цели.

Еще одной особенностью является тот факт, что подавляя свободу мысли своих членов, не подавляли свободу их человеческих пороков, лишь бы они не принесли вреда делу Ордена.

Церковь, давшая согласие на создание «Общества Иисуса», как способа защиты, даже не подозревала, каким сильным, а возможно и опасным союзником оно сможет стать. Известно, что церковь никогда не поощряла науку, иезуиты же с особым рвением брались за освоение новых знаний. Они распространяли свои знания, занимали высокие посты в светском мире, вели торговлю, обогащались, и со временем получили такое влияние, что с ними уже было невозможно не считаться. Папская курия так же принудила Орден к участию в Священной войне, иезуиты стали полноценной армией. Они представляли собой могущественное войско в руках католичества.

После смерти Игнатия орден разрастался, как в численном количестве, там и в количестве стран, на территории которых существовали подразделения «Общества Иисуса». В 1773 году папа Климент XIV был вынужден уничтожить орден по настоянию сильной оппозиции в виде дворов европейских монархов.

В 1814 году Орден был восстановлен и существует по сей день.

Заключение

Орден Иезуитов - огромнейшая и сильнейшая организация. Члены ордена с одной стороны они добились гонений протестантов, укрепления церкви, подавления свободы личности, создания гибких моральных ценностей, оправдывающих любые деяния во благо католической церкви. Но с другой стороны они вели массовую просветительную деятельность, обучали детей, их коллегии считались лучшими в мире, развивали науки, организовывали приюты, помогали бедным. Невозможно быть категоричным, когда говоришь об иезуитах, но в одном можно быть уверенным, если бы не Игнатий Лойола и его орден, дело Контрреформации провалилось бы.

орден иезуит контрреформация религиозный

Источники

1)Бёмер Г.«История ордена Иезуитов» М.: Ломоносовъ, 2012. 210 с.

2)Соловьёв С. Контрреформация, иезуиты // Курс новой истории. АСТ, 2003, глава 4-2.

)Кареев Н.И. «История западной Европы в Новое время. Том 2.» СПб.: типография М.М. Стасюлевича, 1904. - 624 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!