Общественное и политическое развитие Китайского государства в годы 'Нанкинского гоминьдана'

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,28 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Общественное и политическое развитие Китайского государства в годы 'Нанкинского гоминьдана'

Министерство образования и науки Российской Федерации федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

Кафедра отечественной истории







Контрольная работа

по дисциплине «История Востока»

Общественное и политическое развитие Китайского государства в годы "Нанкинского гоминьдана"

Выполнила студентка

И группы, 5 курса

Урнтаева Н.А.

Проверил

канд. ист. наук,

доцент Андреева Татьяна Ивановна

Барнаул - 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Становление гоминьдановской власти

.1 Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны

.2 Структура и специфика гоминьдановского режима

Глава 2. Внешняя политика Чан Кайши

Заключение

Список литературы

реформа гоминьдан политика чан Кайши

Введение

Актуальность. Каждая из стран Востока, имеет свою логику исторического развития, что делает ее непохожей на исторические процессы в других странах. Революция 1925-1927 гг. (первая гражданская война) в Китае явилась закономерным итогом развития страны в конце XIX - начале ХХ в. Актуальность темы данной работы связана с непрерывными общественно-политическими переменами, происходящими в современном мире. Соответствующие изменения осуществляются как на национальном, так и на международном уровнях. При этом в условиях усиливающейся глобализации эти процессы происходят не только параллельно, а в тесной взаимосвязи друг с другом и сопровождаются повышением исследовательского интереса к успешным моделям преобразований, одной из которых на сегодняшний день является китайская модель модернизации. Официальной идеологией в КНР во время проведения преобразований государственного масштаба была объявлена теория строительства социализма с китайской спецификой.

Объект исследования - общественное и политическое развитие Китайского государства в годы "Нанкинского гоминьдана".

Предмет исследования - реформы и мероприятия внешней политики администрации Чан Кайши в 1928-1937 гг.

Хронологические рамки охватывают 1928-1937 гг. - "Нанкинское десятилетие". Его началом считается формальное объединение страны в 1927-1928 годах в результате осуществлённого партией Гоминьдан Северного похода, когда столицей страны стал Нанкин, а окончанием - начало японо-китайской войны в 1937 году.

Основная цель исследования - проанализировать основные направления социально-экономической и политической деятельности правительства Чан Кайши.

Задачи исследования:

- рассмотреть основные мероприятия внутренней политики правительства Чан Кайши;

рассмотреть внешнеполитический курс Китая в период "Нанкинского десятилетия".

Историография. В отечественной историографии большинство историков уделяют внимание новейшей истории Китая. Так, в изданиях «Новейшая история Китая, 1917-1927 гг.» под ред. М.И. Сладковского и Ефимов Г.В. «Очерки по новой и новейшей истории Китая» авторы дают характеристику социально-экономическому положению Китая к началу новейшего времени.

Особо следует отметить труд Н.Л. Мамаевой, где подробно описываются противоречия и размежевания как внутри партии Гоминьдан, так и национально-освободительного движения. Автор выявляет причины расхождения во взглядах КПК и Гоминьдан.

Работа Непомнина О.Е. «История Китая, ХХ век» охватывает события истории Китая более чем столетней амплитуды - начиная с последних годов XIX века по наши дни. Автор предлагает свое видение закономерностей исторического развития этой великой страны, усматривая их в чередовании линейной эволюции с периодическими циклами упадка и процветания. В издании Непомнин О.Е., Меньшиков В.Б. «Синтез в переходном обществе: Китай на грани эпох» провидится комплексное проблемное исследование полуколониального и полуфеодального Китая второй половины XIX - первой воловины XX вв. Работа посвящена распаду феодальной формации и затяжному общественному кризису в крупнейшей стране востока. Центральной проблемой является синтез традиционного и современного как специфическая форма эволюции базиса и надстройки. Показаны становление комбинированных производственных систем, эволюция китайской деспотии, специфика милитаризма и политической борьбы.

История отношений Советской России с лидером Гоминьдана (ГМД) Чан Кайши, одним из видных политических деятелей Китая прошлого столетия, занимает видное место в отечественной историографии. Это период с 1925 по 1949 г., время поддержки ГМД как альтернативного центра власти в противовес пекинскому правительству, налаживание и развитие официальных отношений СССР после 1928 г. с уже с гоминьдановским Китаем.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Становление гоминьдановской власти

1.1 Утверждение власти Гоминьдана и борьба за объединение страны

Разрыв единого фронта летом 1927 г. не привел к восстановлению единства Гоминьдана, как на это рассчитывали некоторые гоминьдановские деятели. Скорее наоборот - после изгнания коммунистов ужесточилась внутригоминьдановская борьба, осложняемая незакончившейся войной с северными милитаристами

В феврале 1928 г. состоялся IV пленум ЦИК Гоминьдана, который образовал новое Национальное правительство, возглавлявшееся Чан Кайши. Столица официально переносилась в Нанкин. Начиналось первое - «нанкинское» - десятилетие гоминьдановского правления.

В апреле 1928 г. нанкинские войска вновь открыли военные действия против северных милитаристов. Чан Кайши выступал в союзе с генералом Фэн Юйсяном и шаньсийским милитаристом Янь Сишанем.

Успехи военного объединения Китая позволили ЦИК Гоминьдана к концу 1928 г. заявить о завершении (в соответствии с программой Сунь Ятсена) военного этапа революции и о вступлении страны с начала 1929 г. в период политической опеки, рассчитанной на шесть лет. ЦИК Гоминьдана принял «Программу политической опеки» и «Органический закон национального правительства». На период опеки Гоминьдан объявил верховным органом власти в стране свой конгресс и ЦИК, которому непосредственно и подчинялось Национальное правительство. В основу новой государственной структуры была положена разработанная Сунь Ятсеном система пяти властей (пяти юаней) - законодательной, исполнительной, судебной, экзаменационной и контрольной. Однако это «партийное правление» складывалось в условиях непреодоленного раскола Гоминьдана и продолжавшейся междоусобной борьбы гоминьдановских генералов.

Наиболее влиятельной оппозицией нанкинскому Гоминьдану оказалось «Движение за реорганизацию Гоминьдана».

Пытаясь укрепить единство, Чан Кайши проводит в марте 1929 г. III конгресс Гоминьдана. В апреле-июне 1929 г. развернулись военные действия между Нанкином и гуандун-гуансийскими милитаристами. Последние потерпели поражение и были вынуждены признать власть столицы. Однако сразу же начались военные действия Нанкина с его недавними союзниками - генералами Фэн Юйсяном и Янь Сишанем, продолжавшиеся и в 1930 г.

Однако развернувшаяся японская агрессия и вторжение японского империализма в Маньчжурию 18 сентября 1931 г. принципиально изменили политическую ситуацию, резко усилив тенденции к политическому и военному единству. В этих новых условиях проходил в ноябре 1931 г. объединительный IV конгресс Гоминьдана.

Результатом политического компромисса явилось образование в январе 1932 г. нового Национального правительства, которое возглавил Ван Цзинвэй. За Чан Кайши остался пост главнокомандующего НРА. Компромисс не устранил ни политической борьбы внутри Гоминьдана, ни притязаний на самостоятельность милитаристов. Это отчетливо выявилось на V конгрессе Гоминьдана в ноябре 1935 г., где Чан Кайши под лозунгами национального единства и сопротивления удалось существенно укрепить свое положение. Вскоре после конгресса Ван Цзинвэй был вынужден уйти с поста председателя правительства и покинуть Китай. Во главе национального правительства вновь оказался Чан Кайши.

1.2 Структура и специфика гоминьдановского режима

Становление и развитие гоминьдановской системы прошло ряд этапов. От создания партии тоталитарного типа процесс шел к созданию «партийной армии». Затем партия и ее армия овладели государственной властью, т.е. основали «партийное государство».

Гоминьдановский режим всегда стремился иметь две опоры - армию и партию. Отношения между этими двумя силами характеризовались как их взаимным противостоянием, так и взаимодействием, взаимопроникновением.

Власть Гоминьдана характеризовалась сращиванием военной, партийной и административной бюрократии. Гоминьдан не представлял интересы имущих классов - землевладельцев и буржуазии, он отражал интересы «государства» как высшего начала. Эта партия являла собой политическое оформление очередного поколения китайской деспотии специфического типа, организационное ядро обновленного «класса-государства». Идеалом гоминьдановских лидеров были не конституция и парламентаризм, а диктатура их партии. Политическое устройство Китайской Республики было определено двумя документами, опубликованными в 1928 г., а именно «Программой политической опеки» и «Органическим законом Китайской Республики». Согласно этим документам, Китай на шесть лет вступал в период «политической опеки», что наделяло верхушку Гоминьдана высшей законодательной и исполнительной властью. Провозглашенные ранее основные демократические свободы граждан оставались на бумаге. Все политические и общественные организации были поставлены под жесткий контроль властей. Любые оппозиционные силы, в первую очередь КПК, беспощадно подавлялись. Главным орудием гоминьдановской дидактуры была армия, а ее подспорьем - политическая полиция.

Социальной базой гоминьдановского режима в принципе так и не стали ни традиционные землевладельцы, ни передовая для Китая буржуазия приморских городов.

Глава 2. Внешняя политика Чан Кайши

Уже в январе 1928 г. Чан Кайши заявил о том, что внешняя политика Гоминьдана и Национального правительства будет определяться принципами, сформулированными еще I конгрессом Гоминьдана, и будет направлена в первую очередь на скорейшую отмену неравноправных договоров и соглашений. Становление нового режима в Китае приветствовалось прежде всего США, которые и были первой капиталистической державой, признавшей нанкинское правительство уже 25 июля 1928 г.

В декабре дипломатические отношения установила Англия. Иной была позиция Японии, рассматривавшей расширение гоминьдановской власти как угрозу собственным интересам в Китае и пытавшейся воспрепятствовать продвижению НРА на север, в сферу своих главных экономических и политических интересов.

В 1928 г. нанкинское правительство было признано де-юре иностранными государствами, был пересмотрен таможенный тариф, в результате чего повысились таможенные пошлины на некоторые товары. Это увеличило доход правительства.

В январе 1929 г. Япония была вынуждена признать новое правительство. Начало ликвидации системы неравноправных договоров и соглашений было положено заявлением нанкинского правительства о восстановлении таможенной автономии и объявлением 7 декабря 1928 г. новых тарифных ставок, вступавших в силу с 1 февраля 1929 г. Нанкинскому правительству путем переговоров удалось добиться возвращения Китаю 20 концессий из 33, что было, несомненно, большим дипломатическим и политическим успехом Китая.

Развивался процесс пересмотра неравноправных положений, имевшихся в договорах и соглашениях Китая с рядом государств, в частности положений о консульской юрисдикции и экстерриториальности Однако вторжение японского империализма в Маньчжурию 18 сентября 1931 г. принципиально изменило международную ситуацию, заставив Китай временно отложить решение этой проблемы.

Внешняя политика нанкинского режима определялась стремлением укрепить свое положение за счет признания и поддержки со стороны держав и выторговать у них определенные уступки.

Прямая поддержка Москвой коммунистического движения привела во второй половине 1927 г. к ухудшению советско-китайских отношений. Вовлеченность советских дипломатических представительств в борьбу КПК приводила к их прямым столкновениям с китайскими властями. В декабре 1928 г. нанкинское правительство в своей ноте Советскому правительству, переданной через консульство в Шанхае, заявило о том, что советские дипломатические и торговые представительства служат убежищем для китайских коммунистов и используются ими для пропаганды и потребовало закрыть советские консульства и торгпредства. Советское правительство ответило, что оно никогда не признавало «так называемого Национального правительства» и отклонило китайские требования.

В мае 1929 г. власти Чжан Сюэляна совершили нападение на советское консульство в Харбине, в июле захватили в одностороннем порядке КВЖД.

В ответ Советское правительство 17 июля 1929 г. официально объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем. Были предприняты и военно-политические акции. Урегулирование конфликта на КВЖД не привело к восстановлению советско-китайских дипломатических отношений.

Расценив объединение Китая под властью Гоминьдана как нарушение своих непосредственных политических и экономических интересов, японский империализм переходит к политике прямых колониальных захватов в Китае и к военно-политической конфронтации с гоминьдановским правительством. 18 сентября 1931 г., спровоцировав инцидент, Квантунская армия начала наступление на основные центры Маньчжурии и почти без боя захватила ее. С этого времени проблема японской агрессии делается основной внешнеполитической (и не только внешнеполитической) проблемой Китая. В январе 1933 г. японские войска захватили китайскую крепость Шаньхайгуань - ворота в Северный Китай, а к весне - всю провинцию Жэхэ , которую затем включили в Маньчжоу-го. В 1935-1936 гг. японцы спровоцировали сепаратистские выступления феодалов Внутренней Монголии.

Глава 3. Социально-экономическая политика нанкинского правительства

Придя к власти, Гоминьдан заявил о стремлении проводить социально-экономическую политику в духе учения Сунь Ятсена. Однако выработать программу обоснованных экономических и социальных мероприятий, которая могла бы стать основой правительственной политики, Гоминьдану в эти годы так и не удалось, хотя подобные попытки и предпринимались.

В октябре 1928 г. нанкинцы опубликовали «Программу политической опеки» и «Органический закон Национального правительства Китайской республики», в которых определялось и обосновывалось политическое устройство страны.

При всем этом социально-экономическая политика правительства может быть охарактеризована в первую очередь как националистическая и как таковая она имела значительную поддержку в различных слоях китайского общества. Главной особенностью этой политики была все возраставшая роль государства в экономическом строительстве.

Республика унаследовала отсталую экономику, после 10\912 г. экономическая ситуация еще более ухудшилась, по-прежнему была слабо развита тяжелая индустрия. Легкая промышленность, хотя и возросла после Первой мировой войны, находилась в основном в руках иностранного капитала. Транспортная сеть не отвечала потребностям экономического роста. Серьезного пересмотра требовала существовавшая система землевладения. Многие районы страны по-прежнему страдали от голода. Сельское хозяйство находилось в состоянии стагнации.

Активная этатистская экономическая политика гоминьдановского правительства имела значительную поддержку китайской общественности, что и позволило столь успешно провести восстановление таможенной автономии, а затем и радикально воздействовать, используя ее, на развитие внутреннего рынка: после введения нового таможенного тарифа в 1929 г. правительство еще четырежды существенно повышало ввозные пошлины, особенно на потребительские товары (фактически запретительные пошлины), стремясь надежно оградить «свой» рынок от иностранной конкуренции. Развитию национального рынка способствовало и решение правительства (17 мая 1930 г.) о ликвидации внутренних таможенных барьеров («лицзинь»).

Одним из наиболее значимых экономических мероприятий было создание государственной банковской системы. Начало ей положено основанием в 1928 г. Центрального банка Китая, созданного исключительно на правительственные средства, без участия частного национального или иностранного капитала. Одновременно превращены в смешанные путем внесения правительственного пая в капитал два старых банка - Банк Китая и Банк коммуникаций. Впоследствии правительство организовало Крестьянский банк.

Проводя политику унификации денежного обращения, правительство в 1933 г. ввело государственную монополию на изготовление монеты и запретило хождение серебра в слитках (ляны). А 3 ноября 1935 г. после тщательной подготовки была объявлена радикальная валютная реформа - с этого времени единственным законным платежным средством становились банкноты правительственных банков.

Результатом денежной реформы было укрепление положения национальной валюты и общая стабилизация китайского денежного рынка, что благоприятно сказалось на всем развитии китайской экономики.

В 1936 г. с учетом государственных вложений в частные банки правительство держало в своих руках уже 49% общего капитала банков современного типа и 61% их активов. В изменившейся ситуации в деятельности правительственных банков появляются новые тенденции: они предпринимают попытки включиться в промышленное предпринимательство, железнодорожное строительство, в создание пароходных компаний, привлечь частный капитал к совместной предпринимательской деятельности.

Постепенно в рамках нанкинского правительства складывается аппарат экономического контроля и регулирования, в недрах которого вызревают концепции планирования экономического развития.

Активно сказалась правительственная экономическая политика на развитии транспортной инфраструктуры. Была создана национальная гражданская авиация, как никогда быстро строились шоссейные дороги, расширился национальный паровой флот, в том числе и океанский, существенно выросла протяженность железных дорог и их грузооборот.

Серьезные изменения произошли и в характере внешней торговли Китая. Под влиянием протекционистской политики гоминького правительства, а также под воздействием общего экономического оживления значительно изменился импорт. Ввоз потребительских товаров и продовольствия - этих традиционных для предшествующих десятилетий предметов импорта - резко сократился.

Слабость аграрных преобразований правительство пыталось компенсировать рядом мероприятий, рассматривавшихся как «аграрная реконструкция»: введением системы круговой поруки (баоцзя), некоторыми экономическими мерами по стимулированию сельскохозяйственного производства, особенно в экспортных отраслях, развитием мелиорации и агротехники, проведением некоторых мероприятий по улучшению здравоохранения и образования, помощью в создании различных форм кооперации.

Заключение

Таким образом, в рассматриваемое десятилетие определенный рост производительных сил деревни позитивно сказался и на некотором росте благосостояния крестьянства. Переворот Чан Кайши весной 1927 г., несомненно, был направлен не против внешних врагов и полуколониальной зависимости, а, исключительно, против КПК и других левых организаций. Об этом говорит и весь последующий период (1927 - 1949 гг.), когда Гоминьдан находился у власти. На протяжении всех этих лет между КПК и Гоминьданом шла практически непрерывная война. Даже захват Японией Маньчжурии в 1931 г. и крупномасштабная война с 1937 г. не смогли сгладить это противоречие. В памяти крестьянства это десятилетие осталось как относительно благополучное. Недостаточная экономическая эффективность этой политики дополнялась неэффективностью социальной: Гоминьдан не сумел получить активной поддержки ни господствующих слоев деревни, ни простых тружеников. Более того, в первые годы установления гоминьдановского режима в некоторых районах крупные землевладельцы открыто выступали против гоминьдановской политики в деревне, даже были случаи убийства присылаемых Нанкином чиновников, руководителей местных гоминьдановских организаций. Это была своеобразная реакция «справа» на реформистскую политику Гоминьдана. Все это существенно ослабляло гоминьдановский режим.

Список литературы

.История Китая / Под ред. А.В. Меликсетова. - М., 2004.

.История Китая / В.В. Адамчик, А.Н. Бадан, - М., 2007.

.Новейшая история стран Азии и Африки: ХХ век / Под ред. А.М. Родригесса. Ч. 3. - М., 2000.

.Непомнин О.Е., История Китая, ХХ век. - М., 2011.

.Новейшая история Китая, 1917-1970 гг. / Отв. ред. М. И. Сладковский. - М., 1972.

Похожие работы на - Общественное и политическое развитие Китайского государства в годы 'Нанкинского гоминьдана'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!