Образование Древнерусского государства. Политический строй России второй половины XVII века

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Образование Древнерусского государства. Политический строй России второй половины XVII века

1. «Образование Древнерусского государства (IX-нач.XII вв.)».

Вопрос о времени появления славян в Центральной и Восточной Европе принадлежит к числу дискуссионных. Археологические источники не дают сведений о языке населения и не позволяют этнически идентифицировать археологические культуры. Сведения греческих и византийских авторов скудны и противоречивы. Так, есть основания считать, что венеды и анты у античных историков - это кельтские или германские племена.

По мнению исследователей, 2-1.5 тыс. лет до н.э. от миграционной волны индоевропейцев отделились племена, говорившие на балто-славянских диалектах. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Балто-славянская языковая общность лишь к V в до н.э. разделилась на собственно славянские и балтские племенные диалекты.

Многие исследователи полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появляются в VII-VIII вв. Однако проблема славянского этногенеза еще далека от окончательного решения. Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонным (исконным) населением Восточной Европы или пришлым из других регионов, например, из бассейна Эльбы, в VII-VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен в эти края не было завоеванием. Мирное сотрудничество славян с балтским и угро-финским населением вело к ославяниваю значительной его части. Исследования показывают, что предками современных русских, украинцев и белорусов являются не только славяне, но и древние угро-фины и балты.

Отношения славян с другими соседями складывались драматично. В IV-VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторглись орды кочевников. Вслед за гуннами (IV-V вв.) в середине VI в возникает Аварский союз. Образовав свою державу (Каганат), авары вступили в борьбу с Византией, но в 626 г. потерпели поражение. Аварский каганат распался. В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство. Часть болгар откочевала на Дунай, другая часть осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав государство Булгарию. Во второй половине VII в. хазары начали теснить болгар. Хазарам удалось установить свое господство над племенами восточных славян, многие из которых платили им дань до конца IX в.

Из описаний византийских историков VI в. видно, что славяне жили родоплеменным строем. В VII-VIII вв. у славян шел интенсивный процесс разложения родоплеменного строя. «Повесть временных лет» сообщает о крупных восточнославянских племенных союзах (полянах, древлянах, словенах, дреговичах, кривичах, полочанах, северянах, радимичах, вятичах и др.), образование которых предшествовало возникновению государства. Летописец сообщает, что у каждого из этих союзов было свое «княженье». Князьями назывались племенные вожди. Сохраненные летописью названия славянских племенных союзов большей частью связаны не с единством происхождения, а с районом расселения. Долгое время историки не доверяли этой летописной географической схеме, но археологи в начале XX столетия подтвердили ее.

Основу экономической жизни восточных славян составляло экстенсивное земледелие. В степных и лесостепных районах система земледелия называлась залежной. В лесах применялась подсечно-огневая система. Основными культурами были пшеница, просо, гречиха, ячмень. Разводили славяне крупный рогатый скот, свиней, лошадей, птицу. Были распространены лесные и речные промыслы, бортничество. Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча. Племенные вожди совершали набеги на Византию. Распространение получило железоделательное и гончарное, кожевенное и ткацкое ремесло, ювелирное дело. Зарождается торговля. Наиболее устойчивые пути сообщения складывались на основе крупнейших речных систем. Важными были путь «из варяг в греки», Волжский путь, который вел в Булгарию и далее по Каспийскому морю в арабские страны. Основными предметами экспорта были мех, воск, мед и др. Ввозились предметы роскоши: дорогие ткани, украшения, вина и т.п. Экономика восточных славян носила, таким образом, комплексный характер.

В IX в. у восточных славян появляется государство. Начальный период образования государства у восточных славян отражен в источниках недостаточно, так как письменность распространяется после создания государства. В XVIII-XIX вв. многие историки придерживались норманнской теории, приписывающей создание русского государства норманнам (варягам). Основанием для этой теории послужил летописный рассказ о призвании на княжение в Новгороде в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора. В этой легенде многое до сих пор не ясно. Вымышленность Синеуса и Трувора, как и историчность Рюрика, признается большинством историков. Исследования показывают, что игнорировать деятельность варяжских отрядов на Руси так же ошибочно, как и преувеличивать их значение. Оказав значительное влияние на становление княжеской власти, развитие культуры, варяги не принесли на Русь государственности, которая зарождалась в недрах древнерусского общества. В летописном рассказе речь идет не о создании государства на Руси, а о появлении варяжской династии в Новгородской земле. Государственность - закономерный результат многовекового исторического развития народа, длительного процесса политогенеза, усложнения функций публичной власти и ее постепенного отделения от общества. Источники свидетельствуют, что восточнославянское общество IX в. находилось в стадии создания государственности. При этом варяги, как и славяне, находились на одной стадии социального развития - перехода от военной демократии к раннеклассовому обществу. Синхронность развития позволяла варягам активно включиться в исторический процесс в Восточной Европе. Если в советской исторической литературе решающая роль создания государства отводилась классообразованию и классовой борьбе, то в современной литературе уделяется большое внимание такой функции государства, как его способность быть универсальным регулятором социальных отношений. С разложением родового строя и возникновением более сложных социальных структур прежние средства регулирования отношений (прежде всего, институт кровной мести) оказались недостаточными. Возникающее государство разрешало социальные и иные противоречия на принципиально ином уровне. При таком подходе в существовании государства были заинтересованы различные слои общества, а не только формирующийся класс феодалов.

В 882 г. родственник Рюрика князь Олег с дружиной отправился на юг и подошел к Киеву, где княжили Аскольд и Дир. Существует гипотеза, что они были не варягами, а потомками Кия. Олег хитростью выманил их из города, убил и захватил Киев, сделав его своей столицей. Согласно летописи, он назвал Киев «мати градом руським». Обосновавшись в Киеве, Олег подчинил себе древлян, северян и радимичей. Княжение Олега, прозванного «Вещим», согласно летописи, продолжалось 33 года. Именно с этого момента можно говорить о существовании Древнерусского государства, державы Рюриковичей.

Первоначально в состав государства вошли земли вдоль торгового пути «из варяг в греки». Политику объединения славянских земель продолжили князь Игорь (912 - 945) и княгиня Ольга (945 - 964), присоединившие земли уличей, тиверцев, древлян. Князь Святослав (964 - 972) распространил власть Киева на земли вятичей между Окой и Волгой. Формирование государственной территории Древней Руси завершилось при князе Владимире (980 - 1015), присоединившем «червенские города» и карпатскую Русь. В начале XI века Древняя Русь объединила все восточнославянские племена и превратилась в крупнейшее государство средневековой Европы.

Вопрос о социально-политическом строе Древнерусского государства, о времени возникновения феодального землевладения в Древней Руси остается дискуссионным. Древнейшим сводом законов Руси является Русская правда (начало XI - начало XIII вв.), которая позволяет охарактеризовать социально-политические отношения в Древней Руси.

В 1930-е гг. был выдвинут тезис о господстве крупного феодального землевладения. Согласно воззрениям школы Б.Д. Грекова, феодализм, постоянно развиваясь, в XI XII вв. приводит к феодальной раздробленности. Однако уже в 1950-х гг. ученым стало ясно, что, опираясь на исторические источники, доказать раннее развитие крупного феодального землевладения на Руси невозможно. Л.В. Черепнин выдвинул гипотезу о верховной феодальной собственности в Древней Руси (концепция «государственного феодализма»). По его мнению, уже первые русские князья были верховными собственниками всей русской территории на феодальном праве, а крестьянство Киевской Руси подвергалось эксплуатации феодальным государством. Не нашла подтверждения и идея о рабовладельческом характере древнерусской экономики (В.И. Горемыкин). В первой половине 70-х гг. И.Я. Фрояновым была выдвинута гипотеза о преобладании в Киевской Руси общинной собственности на землю. Крупное землевладение в Древней Руси существовало. В вотчине работали различные категории зависимого населения (челядь, холопы, закупы, изгои, «внутренние» смерды - посаженные на землю пленные, «внешние» смерды - покоренные племена, платившие дань), которые однако еще не были феодально-зависимыми. Но главное - вотчины были островками в море свободного общинного землевладения. Князья и бояре существовали не за счет крупной земельной собственности, а за счет дани, которая собиралась с подвластных племен, и полюдья - платы соплеменников за отправление общественно полезных функций. Осуществляя управление, князь или боярин «кормились» за счет рядовых общинников. Такого рода сборы не были следствием утверждения феодальной земельной собственности.

Русь IX - XII вв., по мнению И.Я. Фроянова, переживала период перехода от родоплеменных отношений к раннеклассовым, который можно определить как «дофеодальный». В IX-XI вв. существовало несколько социально-экономических укладов, ни один из которых не был преобладающим. Переходному периоду соответствовал и характер социальной борьбы. Народные выступления часто не поддаются однозначной трактовке как антифеодальные, поскольку полифоничны по характеру. Сложный характер внутриобщинной борьбы усугубляли межобщинные распри.

Однако большинство отечественных историков по-прежнему считает Древнерусское государство раннефеодальным. В нем еще не развились до зрелого состояния характерные черты феодализма и существуют многие явления, присущие предшествующим формациям. Речь идет не столько о преобладании того или иного уклада, сколько о тенденции развития. В Древнерусском государстве будущее принадлежало феодальному укладу.

Политический строй Древнерусского государства сочетал в себе институты новой феодальной формации и старой, первобытнообщинной. Во главе государства стоял наследственный князь. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. Князь был законодателем, военным предводителем, верховным судьей, адресатом дани. Вокруг князей складываются дружины - группы постоянных боевых соратников, друзей князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Наиболее уважаемые, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет, «думу» князя, стали именоваться боярами. У некоторых из них могла быть своя дружина. Для обозначения младшей дружины применялись термины «отроки», «чадь», «гриди». Бояре выступали в роли воевод, младшие дружинники исполняли обязанности административных агентов.

Наряду с дружиной сохранялось ополчение. Княжеская власть была ограниченна элементами народного самоуправления. Народные старейшины - «старцы градские» - участвовали в княжеской думе. Важнейшим элементом социально-политической структуры было вече. Племенные веча - народные собрания - возникают в глубокой древности. В вече участвовало все население, включая знать. Народное собрание действовало непрерывно на протяжении IX-XI вв.

Древние славяне были язычниками, обожествлявшими силы природы. Среди богов выделяется Перун - бог грозы, молнии и грома. Верили также в Велеса - бога скота, торговли и богатства. Были еще Дажбог и Хорс - различные ипостаси солнечного божества. Стрибог - бог ветра, вихря и вьюги. Мокошь, судя по всему, земная супруга Перуна, богиня плодородия, воды, а впоследствии - покровительница женских работ и девичьей судьбы. Симаргл - единственное зооморфное существо пантеона древнерусских богов (священный крылатый пес). Он являлся божеством низшего порядка, которое охраняло семена и посевы. Языческий культ отправлялся в специально устроенных капищах, где помещался идол. Князья выступали в роли первосвященников, но были и жрецы - волхвы и кудесники.

С усложнением социальных отношений, образованием этнически неоднородного государства язычество как религиозная система оказалось неспособным идеологически обосновать происходящие перемены. Власть и общество приобретали раннефеодальный характер, а идеологические и нравственные отношения соответствовали родоплеменному строю.

Не случайно в ходе церковной реформы Владимира 980 г. был утвержден общерусский культ бога Перуна, первого среди «идолов», что должно было упрочить идеи единодержавия, целостности государства в противовес традициям племенного сепаратизма. Однако простое выдвижение на первый план тех языческих богов, которые выполняли «приоритетные» социальные функции, не влекло за собой пересмотр всей системы политеистических верований и обрядов. Подобное реформирование не превращало язычество в регулятор новых общественных отношений. Язычество было лишено того универсализма, который присущ христианству.

Общепризнанной датой принятия христианства на Руси стал 988 год. Однако новая религия утвердилась далеко не сразу. Православной церкви пришлось вести упорную борьбу с дохристианскими верованиями. Пласты языческого народного сознания были настолько мощны, что христианство восприняло и приспособило некоторые его черты. По мнению ряда ученых, сила дохристианских верований позволяет говорить о своеобразном двоеверии как историко-культурном феномене народной жизни средневековой Руси. Язычество было настолько распространено, что Древняя Русь и после принятия христианства в мировоззренческом отношении и в практических действиях оставалась языческим обществом с формальным существованием в нем элементов христианской веры и культа. Христианская религия на Руси принималась как бы в языческой оболочке и лишь скользила по поверхности общества, не затрагивая основ древнерусской жизни. В то же время нельзя и приуменьшать значение введения христианства, уже тогда влиявшего на русскую культуру, во многом предопределившего весь дальнейший исторический путь нашей страны.

Еще большее значение христианство имело для утверждения новой общественной системы. Ускорилась этническая консолидация. Православные институты придали раннефеодальным государству и монархии характер богоустановленности. Страна приобщалась к христианским ценностям, на основе которых стали формироваться принципиально новые отношения, развиваться культурная и духовная жизнь. Православие становится важнейшим фактором утверждения менталитета русского народа. Вместе с тем христианство было принято в его византийском (православном) варианте, что впоследствии привело к политическому и культурному отчуждению от латинской Европы, утверждению иной модели исторического развития. С введением христианства на Руси утверждалась и церковная организация: митрополия, делившаяся на епископии, границы которых обычно совпадали с границами земель.

Для Киевской Руси был характерен высокий по средневековым меркам уровень культуры. Культура вырастала из недр народных масс. В ее основе было устное народное творчество. Если о славянской мифологии мы имеем мало сведений, то о более позднем пласте народной культуры - былинах мы знаем больше. Былины - весьма самобытное явление культуры, свидетельствующее о культурном уровне народных масс, их образованности и грамотности. Славянская письменность, созданная Кириллом и Мефодием во второй половине IX в., уже в X в. проникает на Русь. В начале XI в. грамотность проникает в среду феодалов. Так, Ярослав Мудрый создал княжеские мастерские по переписке книг и переводу с греческого языка на русский. «Почитание книжное» считалось престижным. Летописец отмечает любовь к чтению как положительную черту Ярослава. Его дочь Анна, королева Франции, умела читать и писать. Подлинный гимн знанию, культуре можно найти в «Поучении» Владимира Мономаха.

О широком распространении грамотности в разных социальных группах древнерусского населения свидетельствуют записи на шиферных пряслицах и других ремесленных изделиях XI-XII вв., надписи на стенах церквей, новгородские берестяные грамоты, содержащие записи с XI в. К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские книги. Среди древнейших дошедших до нас русских рукописей - «Изборники» 1073 и 1076 гг., сделанные для сына Ярослава Мудрого князя Святослава.

В первой половине XI в. (или даже в конце X в.) возникает русское летописание. Древнейшая дошедшая до нас летопись, основанная на предшествующих текстах - «Повесть временных лет» была создана около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестору принадлежит и «Житие Феодосия», «Чтение о житии и погублении» Бориса и Глеба. Подъем национального чувства ярко проявился в деятельности Иллариона, первого киевского митрополита - русского по происхождению. В «Слове о Законе и Благодати» (ок. 1049 г.) он восхваляет не только князя Владимира, крестившего Русь, но и всю Русскую землю. Новый жанр представляло «Хождение» игумена Даниила - описание его путешествия в Палестину в 1106-1108 гг. Выдающимся памятником культуры Древней Руси является «Слово о полку Игореве» (конец XII в.).

Высокого уровня достигла в Киевской Руси архитектура. К сожалению, памятники деревянного зодчества до наших дней не сохранились. Немного дошло и каменных сооружений. Каменное строительство началось на Руси в конце X в. Около 1037 г. был поострен сохранившийся до наших дней Софийский собор в Киеве. В 30-х гг. XI в. были построены каменные Золотые ворота с надвратной церковью Благовещенья, которая была украшена мозаикой и фресками. Замечательным произведением искусства является Софийский собор в Новгороде (1045-1050 гг.).

Большие успехи были достигнуты в ремесле. В XII в. насчитывалось более 60 ремесленных специальностей. Высокого развития достигли металлообработка, гончарное искусство. В X в. появляется гончарный круг. Велики были достижения древнерусских ювелиров, которые использовали очень сложную технику (зернь, скань, перегородчатая эмаль).

Высокая и своеобразная культура стала одним из факторов формирования древнерусской народности - основы дальнейшего возникновения великорусской, украинской и белорусской народностей. Как показал историк В.В. Мавродин, древнерусская народность имела и другие атрибуты такого рода общности: территорию обитания, язык, единство экономической и политической жизни.

Эта народность, вовлекая в ареал своей жизнедеятельности различные этносы, устанавливая контакты с соседними государствами, создала своеобразную древнерусскую цивилизацию. Тезис о том, что русская цивилизация была на «стыке» западной и восточной цивилизаций, нуждается в корректировке, ибо придает нашей цивилизации эклектичность. Древнерусская цивилизация как вариант российской цивилизации - это особая своеобразная цивилизация, в создании которой наряду с главной силой - славянами, сыграли свою роль балты и финно-угры, тюрки и иранцы и даже генетическая память о скифах, сарматах и древнегреческих городах-государствах, когда-то существовавших на этой территории. По уровню экономического, политического и культурного развития Русь IX - XII вв. не уступала ведущим западноевропейским государствам и явилась важным этапом в жизни восточного славянства. Древнерусское государство (Киевская Русь), объединившее многочисленные славянские и неславянские племена и ставшее одним из крупнейших государств Европы X - XII вв., создало благоприятные условия для политического, социального и культурного развития восточного славянства и является общей исторической Родиной русского, украинского и белорусского народов. Вот почему нельзя согласиться с утверждениями современных украинских историков о том, что Киевская Русь - первое историческое государство исключительно украинского народа.

2. Проследите, как шел процесс эволюции политического строя России во второй половине XVII века

Освобождение Москвы и избрание Земским собором на престол Михаила Романова позволили восстановить единую государственную власть в стране. Однако это был лишь первый шаг на пути возрождения разоренной и ослабленной страны. Перед представителями новой правящей династии встали, по крайней мере, три задачи: 1) преодоление хозяйственной разрухи; 2) стабилизация и укрепление центральной власти; 3) борьба за возвращение утраченных в Смуту территорий и оборона государственных границ. По мере решения указанных проблем, в течение XVII века менялся облик российского государства и общества.

Прежде всего, был решен вопрос о власти. В первое время после Смуты новая царствующая династия, еще не достаточно укрепившись на троне, была вынуждена опираться на выдвинувшие ее на царствование силы - боярскую аристократию, дворянство и верхушку городского посада. Поэтому государь следует указаниям Боярской думой и Земских соборов. Кроме того, монарх делил власть и с церковью - учреждением, обретшим в обществе за годы польско-шведской (т.е. католической) интервенции огромный авторитет. Михаил, с 1619 по 1633 гг. соправительствовал вместе со своим отцом - патриархом Филаретом, носившим титул «великого государя». Так был найден некий механизм, уравновешивавший интересы различных сословий при проведении внутренней и внешней политики. Однако за фасадом сословно-представительной монархии зачастую скрывалось боярское всевластие. По воспоминаниям современников (Г. Котошихин, В. Татищев), Михаил Романов попросту был послушным орудием боярских группировок (Романовых, Черкасских, Салтыковых), «гнушавшихся» своим государем и заправлявших делами при царском дворе по своему усмотрению.

На время Михаила пришелся тяжелый период восстановления хозяйства. В результате Смуты около 50 % пахотных земель оказались заброшены, обезлюдели многие деревни, запустели города. В условиях преобладания в экономике страны аграрного сектора и при натуральном ее характере это было разорением для государственной казны и подавляющей части служилого сословия, что, в конечном итоге, было чревато социальными взрывами и утратой государством обороноспособности. Выход из сложившегося положения правительство Михаила Романова нашло в усилении крепостнической эксплуатации крестьянства, колонизации необжитых территорий и развитии мануфактур. Продолжались раздачи духовным и светским землевладельцам обширных угодий и целых городов в центральной России, освоение богатых пахотных земель Черноземья и Сибири. В 20-30-е гг. появились первые металлургические и текстильные мануфактуры Винниуса, Милославского, Морозова, Коета, выполнявшие государственные заказы. К середине XVII в. восстановление хозяйства было завершено.

Во внешней политике Москва до середины XVII века придерживалась оборонительных позиций. Провозглашенный Земским собором 1622 г. курс на войну с Польшей на протяжении 10 лет выражался в экономической помощи противникам Речи Посполитой Дании и Швеции. В 1632 г. была предпринята попытка отвоевать Смоленск, кончившаяся неудачей из-за вторжения крымских татар в южные области России. Поражение в Смоленской войне сковало внешнеполитическую активность Москвы. В 1637 г. донские казаки по собственной инициативе взяли турецкую крепость Азов, однако неготовность России к конфликту с Османской Империей привела к сдаче крепости.

В 1630-е гг. правительство приняло меры по укреплению обороноспособности страны. Еще во время Смоленской войны изменилась организация вооруженных сил. Малоэффективное дворянское ополчение постепенно заменялось регулярными войсками - солдатскими и рейтарскими полками. С 1636 г. началось возведение оборонительных линий и крепостей на южных границах для обороны от набегов крымских татар. В 1630-1640-х гг. было выстроено 29 городов, образовавших южную «засечную черту» (Козлов, Тамбов, Чугуев, Яблонев и др.).

С воцарением в 1645 г. сына Михаила - Алексея Михайловича Романова (1645-1676 гг.) в области государственной власти России обозначаются тенденции к формированию абсолютизма, развиваются новые явления в социально-экономической сфере, приобретает наступательный характер внешняя политика. Многие явления общественной жизни второй половины XVII в. найдут свое завершение уже в годы деятельности Петра Великого.

Центральным явлением политической жизни становится концентрация власти в руках монарха. От управления страной постепенно оттесняется боярство. Прежде всего, это отразилось на изменении облика и значения Боярской думы. За счет пожалования в думные чины дворян и дьяков увеличивался ее состав (с 35 человек в 1630-е гг. до 94 к концу века), и, как следствие, в ней ослаблялись позиции родовитой боярской прослойки. Одновременно совещательные функции переходили к так называемой Ближней думе, состоящей из четырех бояр, связанных с царем родственными узами (И.Н. Романов, И.Б. Черкасский, М.Б. Шеин, Б.М. Лыков). Несколько позже, в 1682 г., сокрушительный удар по позициям боярства в органах государственного управления нанесла отмена местничества.

Постепенно сходят с исторической сцены Земские соборы, так и не ставшие законодательными органами. Их функции уже в 1630-1640-е гг. свелись к возбуждению ходатайств перед верховной властью. Обычай их созыва по инициативе царя изначально обрекал их на прозябание. После 1653 г., когда Земский собор вынес решение о переходе Левобережной Украины в российское подданство, созывы этого сословно-представительного учреждения прекращаются. Правительство перешло к практике созыва выборных от сословий и формированию специальных комиссий по рассмотрению порученных им обществом вопросов.

Наконец, обозначились тенденции и к подчинению церкви. Церковь оставалась крупным земельным владельцем, имела собственных служилых людей, сохраняла автономное управление и не выплачивала налогов государству. С выходом Соборного Уложения 1649 г. положение церкви начинает меняться. Уложение под страхом конфискации запрещало ей принимать земли от феодалов. Кроме этого, церковь отныне выплачивала налоги - стрелецкие и ямские деньги. Урезалась административная автономия церкви: в специально созданный «монастырский приказ» были переданы совершаемые на территориях церкви суд и управление. Во время проведения церковной реформы 1650-1660-х гг. по унификации богослужебных обрядов и текстов патриарх Никон оказался смещен церковным собором 1666-1667 гг. и сослан на Белоозеро, после чего реформы стали проводиться под начальством самого Алексея Михайловича.

С ограничением полномочий боярства, земств и церкви орудием централизации власти, а также социальной основой абсолютистского режима становится приказная система и институт воеводств с растущим слоем служилой бюрократии. Число приказов в течение XVII века постоянно росло (до 37-38 приказов), расширялась их компетенция и штаты. Важнейшими из них оставались Поместный (ведавший испомещеним служилых людей), Посольский (иностранных дел), Разрядный (военно-административный), приказ Большой казны (государственные финансы) и др. Постепенно устанавливается практика объединения приказов в группы с подчинением их отдельным, близким царю лицам (Б.И. Морозову, И.Д. Милославскому и др.).

Произошли перемены в местном управлении. Основной территориально-административной единицей оставались уезды, делившиеся на станы и волости с выборными дворянами во главе. Однако уже в Смуту и в правление Михаила Романова правительство на места стало назначать воевод, сосредотачивавших военные, административными и судебными функциями, и дьяков для финансового управления. С середины века воеводская система распространилась повсеместно, охватила все слои и все дела уездного общества, оттеснив земские органы самоуправления (земские и губные избы).

Таким образом, главной опорой абсолютной монархии становилась дворянская бюрократия и армия. Структура абсолютной монархии, права и обязанности ее подданных нашли свое правовое закрепление в новом систематизированном сборнике законов - Соборном уложении 1649 г.

Важные изменения с середины XVII века произошли в экономике страны. Обозначился рост товарного производства как городе, так и в деревне. Часть продукции аграрного и промышленного секторов стала вывозиться на рынок. Города становились центрами торгово-промышленной жизни страны, формировались районы, специализирующееся на производстве определенных товаров. Если на северо-западе преобладало производство ремесленных и промышленных товаров, то Юг, особенно районы Поволжья, специализировались на сельскохозяйственных продуктах (животноводство, хлеб). Постепенно оформлялся общероссийский рынок. Укрепление межрайонных экономических связей вело к возникновению торговых ярмарок всероссийского значения (Макарьевская близ Нижнего Новгорода, Свенская под Брянском, Ирбитская на Урале). Крупнейшим торговым центром становилась Москва.

Появление товарного сельскохозяйственного и промышленного производства становилось предпосылкой не только экономического объединения страны, но и сулило при условии выхода к морям выгодную для казны торговлю с Востоком и Западом. Однако торговля со странами Запада осуществлялась только через единственный порт на Белом море - Архангельск, а с азиатскими странами через Астрахань. Необходимость расширения международных экономических связей, стимулирующих социально-политический прогресс страны, поставила перед российским правительством сложную внешнеполитическую задачу выхода к северным (Балтика) и южным (Азово-Черноморский бассейн) морям. Эту проблему пытались решить правительства Алексея Михайловича и его преемников - Федора Алексеевича (1676 - 1682 гг.) и Софьи (1682 - 1689 гг.).

Самым сложным направлением российской внешней политики во второй половине оставались отношения с Польшей и Литвой. Начавшаяся в 1648 г. освободительная борьба украинского народа против польских панов всколыхнула народные движения в Белоруссии и Смоленщине. Решение Земского собора и украинской Переяславской рады 1653-1654 гг. о вхождении Украины в состав России спровоцировало войну с Речью Посполитой, продолжавшуюся 13 лет (1656-1667 гг.). По ее результатам, согласно условиям Андруссовского перемирия 1667 г. и «Вечного мира» 1686 г. Россия возвращала себе Смоленщину, Левобережную Украину и Киев, но Белоруссия оставалась в составе Польши. Кроме этого, договоры предусматривали совместные действия Польши и России против возможной турецко-крымской агрессии.

В 1656 г. разгорелась русско-шведская война. Швеция, боровшаяся с Речью Посполитой, предъявила территориальные претензии на Литву и Белоруссию. Успешная война со Швецией, несомненно, могла бы обеспечить выход России к Балтийскому морю. Однако длившаяся 5 лет борьба с мощным в военном отношении европейским государством не принесла России ожидаемых результатов. По условиям Кардисского мира 1661 г. между Россией и Швецией сохранялись довоенные границы.

Отложив решение вопроса о приобретении выхода к Балтийскому морю, с начала 70-х гг. и до конца XVII века основное внимание правительства Федора Алексеевича и Софьи оказалось сосредоточено на отношениях с Крымом и Турцией. Заговор гетмана И. Брюховецкого с султаном о переходе Украины в подданство Турции дал основания Османской Империи заявить России о своих претензиях на Левобережную Украину. В течение 1677-1678 гг. продолжалась осада турецкой армией политического центра Левобережной Украины - крепости Чигирин, однако туркам так и не удалось добиться военного успеха. В 1681 г. в Бахчисарае между Россией и Османской империей было подписано 20-летнее перемирие. Между тем вступление в 1684 г. России в антитурецкую «Священную Лигу» европейских государств (Австрия, Польша, Венеция) было использовано правительством Софьи для организации двух походов на Крымское ханство (1687 и 1689 гг.) находившегося в вассальной зависимости от Турции. Крымские походы не принесли ни военных успехов, ни территориальных приобретений. Тем не менее, основная задача «Священной лиги» Россией была выполнена - русские войска блокировали силы крымского хана, который не смог предоставить помощь турецким войскам, терпевшим поражение от австрийцев и венецианцев. Кроме того, включение России впервые в состав европейского военного союза значительно подняло ее международный престиж.

. Дайте определение понятия «индустриализации». Какова сущность понятия «индустриализация»? Особенности ее проведения в СССР в 20-40-е годы XX в.?

древнерусский государство индустриализация

Первая половина 20-х годов - весьма сложный период в истории нашей страны, в истории культуры в особенности. Острая идеологическая борьба, а также борьба межгрупповая, бурные споры и дискуссии окрашивают эти годы в своеобразный и неповторимый колорит. В нашей научной литературе оценки и характеристики прошлого, сделанные в пылу полемики 20-х годов иногда оказывают непосредственное давление на выводы современных авторов.

Углубляющийся кризис заставил большевиков начать пересмотр методов управления экономикой. Был взят курс на переход от рожденных революционным сознанием административно-приказных методов хозяйствования экономическим, рыночным, основанных на товарно-денежных отношениях, заинтересованности участников хозяйственной жизни в результатах производства. Этот переход и нашел свое выражение в новой экономической политике.

Правительство было едино в том, что для укрепления позиций государства необходимо провести индустриализацию промышленности, кооперирование сельского хозяйства, а также культурную революцию. Индустриализация рассматривалась в качестве главного условия построения социализма. Проведение индустриализации было необходимо по нескольким причинам. Во-первых, Россия оставалась аграрной страной, и необходимо было превратить ее в индустриальную державу. Кроме того, остро стояла проблема неразвитости некоторых отраслей промышленности, таких как самолетостроение, автомобилестроение, радиопромышленность. Во-вторых, существовала реальная угроза начала войны, поэтому нужно было за короткое время создать военную промышленность.

В декабре 1925 г. XIV съезд партии принял решение о начале индустриализации, хотя к этому времени лидеры партии не имели еще четкой программы в отношении темпов, методов и источников ее проведения. Рассматривалось три основных направления экономического развития страны. Первое состояло в опоре на развитие сельского хозяйства, легкой и пищевой промышленности на основе договора с крестьянством, сохранения частного предпринимательства (в 1925 г. данные идеи поддерживал И.В. Сталин). Второе направление состояло в ускорении развития тяжелой промышленности за счет перекачки средств из сельского хозяйства (Л.Д. Троцкий, Л.Б. Каменев, Г.Е. Зиновьев). Третье направление предусматривало сбалансированное развитие всего народного хозяйства (Н.И. Бухарин, Ф.Э. Дзержинский, А.И. Рыков). По мнению Бухарина, необходимо было развивать конкуренцию в рамках мирного сотрудничества различных классов общества в условиях нэпа. Сталин же считал, что проведение индустриализации в условиях рыночного равновесия практически невозможно, поэтому новая экономическая политика должна быть свернута.

Суть форсированной индустриализации была сформулирована И.В. Сталиным в речи на пленуме ЦК ВКП(б) в ноябре 1928 г. Сталин подчеркивал необходимость догнать и перегнать капиталистические страны в технико-экономическом отношении. Для этого предполагались капитальные вложения в промышленность, а также реформирование сельского хозяйства с опорой на колхозы и совхозы. Необходимо подчеркнуть, что сталинская модель «скачкообразного развития», основанного на концентрации ресурсов в тяжелой промышленности, могла быть осуществлена за счет перекачки средств из сельского хозяйства и легкой промышленности, которые считались «второстепенными» отраслями экономики.

С 1 октября 1928 г. официально началось выполнение первого пятилетнего плана (1928-1932 гг.), задачей которого являлось ускоренное развитие основных отраслей промышленности, машиностроения, электроэнергетики. Основой плана стала обширная строительная программа. С 1927 по 1930 г. в СССР было сдано в эксплуатацию 323 новых предприятия. Валовая продукция крупной промышленности возросла в 1928-1929 гг. на 23,7% против 21,4 % по плану. С ноября 1929 г. до середины 1932 г. неоднократно повышались плановые задания в промышленности, что привело к кризису 1931-1933 гг.

Управление экономикой осуществлялось по отраслевому принципу. С расширением производства ВСНХ становился более громоздким и менее эффективным. Поэтому в январе 1932 г. ВСНХ был преобразован в наркоматы: тяжелой, лесной и легкой промышленности.

В годы первой пятилетки было построено 1500 крупных предприятий, созданы такие отрасли промышленности, как тракторостроение, автомобилестроение, станкостроение, авиационная промышленность. Удельный вес производства средств производства поднялся до 53% в 1932 г. против 39,5% - в 1928 г. По объему всей промышленной продукции СССР занял второе место в мире (после США). Итоговые показатели прироста в легкой промышленности оказались ниже запланированных. Производство хлопчатобумажных тканей составляло 59%, шерстяных - 34% от уровня 1928 г. Тем не менее, в январе 1933 г. было официально заявлено о выполнении пятилетки за 4 года и 3 месяца.

Главная особенность второй пятилетки (1933-1937 гг.) заключалась в освоении новых предприятий. Необходимо было завершить техническую реконструкцию народного хозяйства. За 1933-1937 гг. в различных регионах СССР было построено 4,5 тыс. новых заводов, фабрик, электростанций, шахт. При этом существовал недостаток в квалифицированных кадрах. Эту проблему решали путем привлечения специалистов из других стран, а также технической учебы рабочих без отрыва от производства и введения заочного и вечернего образования.

К концу второй пятилетки рост промышленного производства составлял примерно 10% в год. Промышленное производство выросло на 120%, машиностроение увеличило выпуск продукции в 2,9 раза, химическая промышленность - в 3 раза.

В результате СССР обеспечил экономическую независимость, прекратился импорт паровозов и вагонов, тракторов, паровых котлов, прессов и т.д. По ряду направлений Советский Союз вышел на передовые позиции в мире (производство синтетического каучука, электротурбин). Однако по производству продукции на душу населения СССР отставал от мировых держав.

Высокие темпы промышленного развития были достигнуты за счет низкого стартового уровня, командно-приказных методов руководства. Целям форсированной индустриализации отвечало массовое использование дешевой рабочей силы и энтузиазма масс, воодушевленных идеей строительства бесклассового общества. Большую роль сыграли различные формы социалистического соревнования - ударничество в годы первой пятилетки, стахановское движение за повышение производительности труда и лучшее использование техники - во второй. Движение получило название по фамилии забойщика донбасской шахты А.Г. Стаханова, который 30 августа 1935 г. добыл за смену вместе с двумя крепильщиками 102 т. угля вместо 7 - по норме. Его знаменитыми последователями были кузнец А.Х. Бусыгин, фрезеровщик И.И. Гудов, колхозница М.С. Демченко и многие тысячи менее известных героев труда. Сталин назвал Стахановское движение «высшим этапом социалистического соревнования».

В годы довоенных пятилеток промышленность развивалась быстрыми темпами, за короткий промежуток времени страна превратилась в индустриально-аграрную державу. В 30-е гг. СССР уже был способен производить любой вид промышленной продукции. Были созданы новые отрасли машиностроения, новые электростанции, железные дороги, фабрики и заводы. По подсчетам японского историка С. Ито, в 1938 г. показатели промышленного производства выглядели следующим образом (данные за 1929 г. приняты за 100%): Германия - 126,2%, США - 72,3%, Франция - 76,1%, Япония - 173%, Англия - 115%, СССР - 470%. Но индустриальное развитие страны было достигнуто за счет отставания легкой и пищевой промышленности, стагнации сельского хозяйства. Производство развивалось в основном экстенсивными методами. Происходило усиление директивного планирования, рос административный бюрократический аппарат.

Форсированная модернизация страны была настоящим подвигом всего советского народа. В годы довоенных пятилеток был создан мощный промышленный потенциал, сделаны значительные шаги в сторону индустриальной цивилизации. С точки зрения цивилизационного подхода, в это время осуществлялся переход от доиндустриального и раннеиндустриального к развитому индустриальному типу производства. Советский экономический потенциал, созданный в годы довоенных пятилеток, явился фундаментом победы в Великой Отечественной войне. В предвоенные годы в СССР были предприняты колоссальные усилия по всемерному наращиванию военно-промышленного комплекса. Выпуск военной продукции втрое опережал общие темпы промышленного роста.

Список использованной литературы

Апальков В.С.История Отечества. - М.: Альфа - М.: ИНФРА-М,2008. - 544с

Захарьевич А.В.История Отечества: Учебник / А.В. Захаревич. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков и К", 2010. - 776 с

Кириллов В.В.История России: учебное пособие / В.В. Кириллов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2011. - 661 с. - Серия: Основы наук

Кузнецов И.Н.Отечественная история: учебник. - 4 - е изд. испр. И доп. - М.: Издательско - торговая корпорация "Дашков иК", 2008. - 816 с

Назырова Е.А.Практикум по отечественной истории: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. - 239 с.

Похожие работы на - Образование Древнерусского государства. Политический строй России второй половины XVII века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!