Николай II как личность

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    26,37 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Николай II как личность

Департамент образования города Москвы

Педагогический колледж №1 им. К.Д. Ушинского











Курсовая работа

Тема: Николай II как личность


Автор:

Синкевич Ольга Станиславовна




Москва, 2006

Содержание

Введение

. Цесаревич Николай

.1 Отец и мать

.2 Воспитание и образование

.3 Александра Фёдоровна

. Император Николай II

.1 Вступление в должность

.2 Семья

.3 Крушение

Заключение

Использованная литература

Введение

Николай II - самая трагическая фигура среди российских монархов новейшего времени. Ему, как ни одному другому, пришлось испытать трудности, выпавшие на долю монархии во второй половине XIX и в начале XX века. Личность этого императора вызывала особый интерес россиян в годы после Великой Октябрьской революции. Первая волна книг, брошюр и статей о нём приходится на 1917-1918 гг. Их авторами были в основном представители либеральной интеллигенции. Вся эта литература носила ярко выраженный разоблачительный характер: в ней огромное число примеров двуличия, коварства, жестокости, бессердечия царя. Много говорится о якобы недостаточной образованности бывшего государя, о низком уровне его культуры, о его наивности в государственных делах.

В 20-е годы появились более серьёзные, аналитические работы, посвящённые личности Николая II и его окружению. Среди них такие книги как «Последние Романовы» С. Любоша, «Романовы» И. Василевского, «Николай II» Н. Фирсова. Публиковалось много документальных материалов - пятитомная переписка царя и царицы, дневники и воспоминания современников. Впоследствии интерес к личности Николая угас, и практически несколько десятилетий новой литературы о нём не издавалось.

Новая волна произведений о последнем русском императоре пришлась на 60-е годы XX в.

Немало отечественных и зарубежных историков пытались объяснить, почему социальные, экономические, внешне- и внутриполитические проблемы в период правления Николая II привели к народным потрясениям, смене власти и государственного строя в стране. И, конечно, попытки прояснить некоторые стороны личности императора, попытки понять мотивы его поступков и государственных деяний, как человека и правителя, оказали в этом помощь, которую трудно переоценить.

Существует множество разноречивых мнений о духовном облике Николая II. Одним учёным и историкам он представляется как совершенно невежественный, безвольный и непостоянный человек, ничего не понимающий в политике, оказавшийся не на своём месте не в своё время. Другие видят его наивным и беспечным ребёнком, не сумевшим до конца понять всю серьёзность происходивших в стране событий. Некоторые считают его талантливым политиком, человеком незаурядного ума и открытой и простой души. Многие заявляют, что Николай II был тираном и угнетателем народных масс, за что народ вынес ему свой справедливый приговор.

Нам показалось весьма интересным вслед за историками и учёными постараться уяснить для себя, каков же был последний российский император как личность и как правитель огромной державы, на долю которой выпали непростые испытания.

николай монарх царь власть

1. Цесаревич Николай

.1 Отец и мать

Николай II (1869-1918 гг.) был старшим сыном императора Александра III и императрицы Марии Фёдоровны.

Александр III, сын Александра II и императрицы Марии Александровны, принцессы Гессен-Дармштадтской, получил домашнее воспитание. От отца и деда он унаследовал чувство громадного могущества русских императоров, которое вызывало, как следствие, необходимость всячески поддерживать престиж царской власти. В этом отношении традиция, восходившая к целому ряду весьма властных государей, оставалась неприкосновенной и грандиозной. Будущему императору не переставали повторять, что русские цари поставлены самим Богом, что русские цари, как защитники и носители национального духа страны, должны являться для народа последним оплотом отеческой доброты и бесконечной справедливости.

От матери Александр III получил заветы семейного, строгого уклада жизни. Разумеется, ему были привиты все тонкости светского воспитания.

Личные симпатии Александра III сближали его не с отцом, а с дедом, Николаем I. С ранних лет Александр считал, что быстрая эволюция политических учреждений может быть опасной для страны. Он полагал, что поспешное проведение политических реформ может вызвать взрыв анархического духа, который искони был свойственен русскому народу и всем славянским племенам вообще. Он боялся, что проведение политических реформ вызовет кровавые беспорядки.

Второй особенностью Александра III было его пристрастие ко всему тому, что является типично русским. Император Вильгельм I Германский и некоторые мелкие немецкие князья пользовались при дворе Александра II слишком большим и незаслуженным влиянием. Реакция в душе Александра III была чрезвычайно энергичной: он буквально ненавидел всё немецкое. Он стремился быть русским и проводить это во всём, что касалось его личной жизни; отчасти вследствие этого манеры его казались менее аристократичны, чем манеры его братьев. Он, конечно, склонялся перед придворным этикетом, но ненадолго; достаточно было ему оказаться в тесном кругу семьи или любимых приближённых, чтобы все искусственные формулы церемониальной части летели на ветер.

С.Ю. Витте, близко узнавший Александра III в последние годы его правления, писал о нём, что «император был совершенно обыденного ума», по наружности «походил на большого русского мужика». Говоря о характере Александра III, Витте замечает, что он обладал «прекрасным сердцем, благодушием, справедливостью и вместе с тем твёрдостью».

Мать Николая Александровича, принцесса Дагмара Датская (Мария Фёдоровна), была воспитана при одном из самых патриархальных дворов Европы. По характеру она была жизнелюбивой и жизнерадостной, ей были присущи естественность и искренность, столь редкие в придворной среде.

Столичное общество очень тепло приняло её, когда она стала императрицей.

В продолжении почти 30 лет совместной жизни она и Александр III сохранили искреннюю привязанность друг к другу. От неё Николай II унаследовал бесконечное уважение к принципу семьи.

.2 Воспитание и образование

Николай вырос в атмосфере роскошного императорского двора, но в строгой обстановке. Отец и мать принципиально не допускали никаких слабостей и сантиментов в деле воспитания детей. У Николая было два брата, Михаил Александрович и Георгий Александрович, и две сестры, Ксения и Ольга Александровны. Для них всегда устанавливался жёсткий распорядок дня, с обязательными ежедневными уроками, посещениями церковных служб, непременными визитами к родственникам, обязательным участием в многочисленных официальных церемониях. По словам генерал-адъютанта Васильковского и наставника Николая англичанина Чарльза Хита, дети Александра III росли почти без надзора. Их манеры не отличались тем изяществом, которое обращает на себя внимание у детей, за которыми постоянно следили. Хит считал детей Александра III недисциплинированными и сравнивал их поведение за столом с поведением деревенских мальчишек. Даже в присутствии своих родителей они перебрасывались за столом шариками хлеба, если знали, что им удастся остаться непойманными. В физическом отношении дети были крепкого, здорового сложения, один только Георгий Александрович, третий сын, страдал туберкулёзом и умер в раннем возрасте.

Николай рос весёлым, жизнерадостным ребёнком, всегда беспрекословно подчинявшимся отцу и матери.

Детей особенно тщательно учили иностранным языкам. Учителя старались главным образом добиться правильного и чистого произношения. Все дети обладали очень хорошей памятью, в особенности на лица и имена.

На образование братьев и сестёр Николая обращали не так много внимания, как на образование будущего императора.

До девяти лет воспитанием царевича занимались няни и бонны, затем учителя-наставники, обучавшие мальчика чтению, письму, арифметике, началам истории и географии. Особое место занимал законоучитель протоиерей Янышев, прививший наследнику престола глубокую и искреннюю религиозность. В 1877 г., когда Николаю было девять лет, его главным воспитателем стал генерал-адъютант Григорий Данилович. Васильковский называл его не иначе, как словом «иезуит». Необычайная сдержанность, которая была основным отличительным признаком характера Николая, способность всегда сохранять спокойствие и самоконтроль сформировались под влиянием Даниловича. Александр III был суров даже по отношению к своим детям и ни в чём не сносил ни малейшего противоречия. Вследствие этого не только дети, но и сама императрица часто оказывались в таком положении, что вынуждены были скрывать от него то, что произошло или было кем-то сделано. Не раз Николай в самых резких выражениях отзывался про тех людей, которые не сдержали данного ими обещания и разболтали какой-нибудь вверенный им секрет. Данилович, при наличии и без того скрытной натуры большинства членов семьи, приучил будущего императора к той сдержанности, которая зачастую производила впечатление равнодушия и отрешённости от происходящего. Это качество наследник престола выработал в себе с большим трудом, так как был вспыльчив от природы.

Николай по природе был застенчив, не любил спорить, отчасти вследствие болезненно развитого самолюбия, отчасти из опасения, что ему могут доказать неправоту его взглядов и убедить в этом других, и он, сознавая своё неумение защитить собственный взгляд, считал это обидным для себя. Этот недостаток характера наследника престола вызывал действия, воспринимавшиеся многими как фальшь, в действительности являвшиеся проявлением недостатка гражданского мужества. Данилович, вместо того, чтобы учить своего воспитанника бороться, научил его обходить этот недостаток. Положительным достижением такого воспитания была удивительная ровность характера, привлекавшая к цесаревичу людей. Школа Даниловича дала свои результаты, несомненно, помогавшие Николаю в обращении, но затруднявшие ему задачу управления, когда он стал императором. Он не сердился даже в тех случаях, когда имел бы на это право и был обязан выказать своё недовольство.

Григорий Данилович составил программу обучения для Николая, рассчитанную на 12 лет. Список предметов, подлежащих изучению, был очень широк. Первые 8 лет наследник престола проходил усложнённый курс гимназии. Преподаватели отмечали его усердие и неплохие знания по всем предметам. С особым удовольствием Николай занимался языками. Он неплохо играл на фортепиано и рисовал. Большое внимание уделялось спорту. В возрасте 16 лет он свободно владел кроме русского немецким, французским и английским языками. Датский знал хуже. Большое внимание уделялось практическим предметам: цесаревич изучал минералогию, ботанику, зоологию, основы анатомии и физиологии. Преподавателями Николая были Е.Е. Замысловский, Ц.А. Кюи, Н.Н. Бекетов, Н.Н. Обручев, М.Н. Драгомиров, Г. Лансон. В 1885 г. Николай закончил среднее образование и перешёл к изучению дисциплин, предусмотренных программами Академии Генерального штаба и двух факультетов университета - юридического и экономического. В это же время началось его обучение искусству управления, и он впервые более близко познакомился с некоторыми ведущими политиками, военными и учёными. Наиболее значительными из них были министр финансов Николай Бунге и обер-прокурор Священного Синода Константин Победоносцев, руководивший процессом обучения цесаревича в течение следующих пяти лет, которые Николай потратил на высшее образование. Победоносцев читал курсы законоведения, государственного, гражданского и уголовного права. Он обучал ещё Александра III и оказал на него весьма значительное влияние.

Таким образом, Николай вовсе не был недостаточно образован. Вопрос в том, в каком объёме он усвоил прежде всего лекции министра финансов. В 1916 году, будучи императором, он писал своей жене: «Я… просто ничего не понимаю в этих вопросах о предложении и снабжении».

Проблематичным было влияние Победоносцева. Его юридического взгляда на многие проблемы Николай явно не разделял. Их связывала - у Победоносцева, в сущности, напускная - вера в силу православной церкви и её роль в Российской империи. Победоносцев считал, что закон не способен изменить мораль и политические взгляды общества, его взгляды на природу человека были глубоко пессимистичны. Губительное влияние обер-прокурора на цесаревича заключалось в том, что политика была не результатом сложного переплетения интересов или выражением государственного разума, а вопросом правды или лжи. Так, он называл идею независимости судей и судов присяжных, которую реализовал в России Александр II, великой ложью. Такого рода морализация политики была широко распространена при дворе и в правых консервативных кругах. Она соответствовала представлениям Николая и впоследствии усилила его склонность к тому, чтобы воспринимать политику как вопрос повиновения и, следовательно, рассматривать политическое инакомыслие как греховное заблуждение.

Победоносцев уверял наследника в том, что Россия не созрела для демократии. По его мнению, установление демократических порядков - на самом деле регресс. Победоносцев не ставил под сомнение, когда и как проводить реформы, он был в принципе против реформ.

Самым большим недостатком воспитания наследника престола было то, что он был практически изолирован от своих сверстников. Это не дало ему возможности утвердиться в кругу равных, предаваться юношеским играм со сверстниками и, таким образом, освободиться от влияния могущественного родительского дома. Юный царевич был также лишён возможности сформировать свои собственные независимые суждения и совершить собственные ошибки, которые он затем смог бы исправить без вмешательства гувернёров и родителей. Контакт с внешним миром для Николая ограничивался почти исключительно прислугой и охраной царской семьи, простыми крестьянами и солдатами.

Николай, как, наверное, ни один из его предшественников, усвоил широко распространённую веру в доброту и верность царю простых русских людей, особенно крестьян. Эта вера усиливалась религиозностью цесаревича, который считал, что через религию и через обряды православной церкви он самым тесным и мистическим образом связан с простым народом.

Николай прожил счастливую юность с понимающими родителями; жизнь семьи была насыщенной и гармоничной. Александр III был сердечным отцом. Но, что всё, же отсутствовало в окружении цесаревича (в соответствии с образом жизни дворянства не только в России, но и в Европе), так это какие-либо интеллектуальные запросы или интерес к искусству. С другой стороны, такое сердечное согласие не дало Николаю возможности освободиться от сильного влияния отца, примеру которого он старался подражать.

Самым счастливым временем в жизни Николая были, возможно, последние годы юности, когда он в 19 лет проходил обычную службу офицера гвардии. До этого его воспитание было лишено военных элементов. Молодым аристократам, служившим в гвардейских полках, не было необходимости делать себе карьеру. Офицерское общество было приятным клубом, обязанности были необременительны. Впервые в своей жизни Николай покинул дворец и императорский двор. Николай любил армию, её традиции, форму и, прежде всего, простой мир приказов и повиновения. Офицерское общество гвардейских полков было практически единственным, помимо семьи, окружением, в котором он чувствовал себя непринуждённо и, по его собственному признанию, отдыхал душой. Николай с удовольствием слушал беседы об охоте, лошадях, мелочах военной службы, солдатские песни, военные рассказы и анекдоты. Если у него вообще были друзья и если он кому-нибудь доверял, то это были люди из гвардейской среды.

Моральное одиночество, наложенное на себя Николаем с юного возраста, было тем более опасным, что, став императором, он относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения.

В 1887 г. цесаревича произвели в штабс-капитаны и определили в лейб-гвардии Преображенский полк. Благодаря своей скромности и простоте Николай был весьма популярен среди товарищей-офицеров. В Преображенском полку Николай числился 2 года, сначала исполняя обязанности взводного, а потом ротного командира. Для приобщения к кавалерийской службе отец перевёл его в лейб-гвардии Гусарский полк, где он командовал эскадроном.

В 1890 г. обучение наследника престола завершилось. В мае месяце Николай, который, казалось, начал уже тяготиться упорными занятиями, записал в своём дневнике: «Сегодня окончательно и навсегда прекратил свои занятия». Наступил новый, гораздо более приятный этап в его жизни. В это время Николай был невысокий стройный юноша, с отцовским квадратным лицом и материнскими живыми глазами, обаятельный, всегда вежливый, обходительный, прекрасно одетый. Его достоинствами были доброта, мягкость, дружелюбие. «Ники улыбался своей обычной, нежной, застенчивой, слегка печальной улыбкой», - писал его кузен и близкий приятель великий князь Александр Михайлович. Александр III не обременял царевича государственными делами. Николай появлялся иногда на заседаниях Государственного Совета, но взгляд его при этом постоянно устремлялся на часы. Рассеянная жизнь гвардейского офицера привлекала его гораздо больше. Подобно всем офицерам гвардии, Николай много времени отдавал светской жизни. 2 или 3 раза в неделю он присутствовал на балах. В его дневнике нередки записи вроде таких: «Мы танцевали до упаду… потом ужинали… легли спать в 3 часа 30 минут.». С офицерами он часто отправлялся в оперу. В юношеские годы Николая опера приобрела необычайную популярность: в 1890 г. в России гастролировало более 60 оперных трупп. Отец Николая поощрял развитие подлинно русской оперы; он почитал П. И.Чайковского, которому были устроены национальные похороны, и способствовал сооружению памятника М.И. Глинке. Эти спектакли давали юному царевичу своеобразное представление о монархии, о себе как о будущем державном властителе, о величии русской нации, о патриотизме крестьян. Наследник престола восхищался Глинкой, Чайковским, Мусоргским. Николай столь же высоко ценил балет, как и публика, посвящённая во все тайны этого искусства. Как и все Романовы, Николай питал большую любовь к внешней стороне военного дела. Он никогда не пропускал военных парадов, словно зачарованный, любовался парадами, устраиваемыми его отцом.

В то же время Николаю нравились самые незатейливые развлечения. Например, когда он был в Дармштадте, то провёл весь день с принцем Гессенским, сидя у окна и бросая яблоки в толпу. Он мог провести всё утро, обучая собак приносить палку.

Царевич никогда не упускал случая отправиться на охоту. Он без конца описывает дни, проведённые на охоте, в своём дневнике. Императорская охота проходила в царских владениях в Беловежской пуще, в которой веками охотились польские короли. В 1888 г. Беловеж был объявлен личной собственностью русского государя. Пуща была знаменита по разнообразию древесных пород, произраставших в ней, а особенно зубрами, последними зубрами Европы. Их было около 800. Звери тщательно охранялись. Николай был прекрасным стрелком, но из самолюбия стрелял только наверняка.

Другим заповедным местом была Спала. Для успешной охоты туда направляли военных. Солдаты исполняли роль загонщиков. Никто не осмеливался возражать против такого использования войск: возражение повлекло бы за собой неминуемую опалу.

.3 Александра Фёдоровна

Со своей будущей женой, принцессой Алисой Викторией Еленой Луизой Беатрисой (Аликс), дочерью принца Людвига Гессен-Дармштадтского, внучкой английской королевой Виктории, Николай впервые встретился в 1884 г., на свадьбе великого князя Сергея Александровича и принцессы Эллы Гессен-Дармштадтской, которая была старшей сестрой принцессы Аликс. Церемонность встречи, грандиозность всего происходящего поразили Алису. Она провела в России две недели. Тогда Николай записал в дневнике: «Мы любим друг друга». После этого принцесса Аликс приезжала в Россию в 1886 и в 1888 гг.

Выбор невесты для будущего царя связывался с интересом большой политики, здесь всегда фокусировались различные скрытые стремления и потаённые намерения. Это являлось делом первостепенной важности, и решать его мог только император. Александр был против брака, считая, что царевич ещё слишком юн (в 1888 г. Николаю было 20 лет), императрица Мария Фёдоровна также была против брака сына с германской принцессой. Неприязнь императрицы к молодой принцессе сразу же отразилась на отношении к ней всего русского двора. С её высочеством обращались с нескрываемым пренебрежением и даже с насмешкой и иронией.

В 1894 г., когда Александр III заболел нефритом и болезнь приняла опасный оборот, великий князь Михаил Николаевич, как старейший член семьи, имел разговор с государем. Он указывал на то, что болезнь может кончиться трагически, а так как наследник ещё не женат, то могут создаться нежелательные осложнения. Государь выразил согласие на брак цесаревича и поручил Михаилу Николаевичу с ним об этом переговорить. Николай категорически заявил, что он любит принцессу Алису и ни на ком другом жениться не желает. При посредничестве великого князя было получено согласие императора на этот брак. Чтобы выйти замуж за Николая, Аликс должна была перейти в православную веру. После долгих колебаний она согласилась. Время до бракосочетания прошло в атмосфере последних дней жизни Александра III.

По настоянию врачей император переехал в Ливадию, в Крым. Николай сопровождал его.

октября 1894 г. император Александр III скончался. Николай был в отчаянии. Он понимал, что со смертью отца уходит навсегда самая счастливая пора его жизни, что наступает время тревог и бесконечных забот. «Сандро, что я буду делать? - воскликнул он, обращаясь к великому князю Александру Михайловичу. - Что будет теперь с Россией? Я ещё не подготовлен быть царём! Я даже не знаю, как разговаривать с министрами».

Так в возрасте 26 лет Николай Александрович стал правителем Российской империи. Никому и в голову не могло прийти, что он станет последним императором России.

2. Император Николай II

.1 Вступление в должность

Николай II пришёл к власти, не имея никакой программы, кроме твёрдого намерения не уступать ни на йоту своего самодержавного могущества, которое считал заветом своего отца. Он считал, что его титул дан ему Богом, что он сам представитель Бога в государстве. 17 января 1895 г. в Аничковом дворце в Петербурге состоялась церемония, на которой были собраны в Большом зале депутации от дворянства, земств и всех городов. В своей речи Николай II произнёс: «…Мне известно, что в последнее время слышались в некоторых земских собраниях голоса людей, увлекающихся бессмысленными мечтаниями об участи представителей земства в делах внутреннего управления. Пусть все знают, что я, посвящая все свои силы благу народному, буду охранять начало самодержавия так же твёрдо и неуклонно, как охранял его мой незабвенный покойный родитель». Есть мнение, что в тексте, подготовленном, вероятно, Победоносцевым, было написано «беспочвенные», а не «бессмысленные мечтания». Если впоследствии в текст вкралась ошибка или опечатка, это выражение всё же полностью передавало то, что думал по этому поводу молодой император. Это Обращение явилось вызовом либеральному мнению и противоречило интересам образованных и имущих слоёв общества, что незамедлительно привело к усилению позиций радикальных кругов, которые политика Александра III несколько ослабила. Всем стало ясно, что царствование Николая II продолжит царствование Александра III. Обращение, прежде всего, развеяло иллюзии тех, кто надеялся, что жизнь изменится с приходом нового царя, что перед русским обществом откроются новые возможности.

Земские деятели хотели, чтобы государь предоставил России конституцию, но вовсе не желали войны с самодержавием. Они предпочитали мирный путь поэтапной эволюции. Для ведения борьбы более радикальными методами надо было создавать организации нового типа - ими стали политические партии. Острая необходимость в создании политических партий возникла тогда, когда студенты и рабочие стали проявлять себя как общественная сила.

Именно в то время, когда условия политической жизни в стране коренным образом менялись, царь объявил, что он, со своей стороны, ничего не изменит в порядках, установленных его предками.

Новый император был плохо подготовлен к выполнению своих будущих задач. Его совсем недавно начали привлекать к государственной работе. У него было мало опыта, и он мало знал людей, среди которых должен был искать себе сотрудников. Кроме того, вскоре выяснилось, что царь не обладает решительностью и твёрдостью своего отца. Николай был глубоко обеспокоен, став императором. Он осознавал свои недостатки и ясно понимал, что даже ближайшее окружение сильно сомневается в его способностях.

Да и начало царствования Николая II ознаменовалось мрачным событием: трагедией на Ходынском поле, в которой погибло от 1282 до 4000 человек и было ранено от 9000 до 20000 по данным из разных источников. Это событие очень многими было воспринято как дурное предзнаменование.

.2 Семья

Если взгляды современников Николая II относительно его характера, душевных качеств и отношения к делу управления империей часто расходятся, то мнение насчёт отношения последнего императора России к своей семье единодушно: он беззаветно любил жену и детей.

Бракосочетание с принцессой Аликс состоялось после смерти Александра III.

Дети были главной радостью царской четы. Старшим ребёнком была великая княжна Ольга, родившаяся в 1895 г. Потом в 1897 г. родилась великая княжна Татьяна, в 1899 г. - Мария, в 1901 г. - Анастасия. Они росли без надзора воспитателей. Ни у одной из великих княжон никогда не было настоящей подруги-сверстницы. Они довольствовались самыми незатейливыми развлечениями и были нетребовательны. Одно кинопредставление по субботам давало пищу разговорам на неделю. По словам гоф-лектрисы Е. А. Шнейдер, у Ольги Николаевны был хороший, ровный характер; Татьяна обладала трудным, скорее скрытным характером, но более глубокими, чем у других сестёр, душевными качествами, была самой серьёзной и сдержанной. Мария Николаевна была добра, не без некоторого упрямства, и по способностям слабее старших сестёр. Анастасия была очень живой, весёлой, лукавой и остроумной.

Во время войны старшие княжны, сдав сестринские экзамены, работали в Царскосельском госпитале, выказывая полную самоотверженность в этом деле.

У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Особенно это выражалось у Ольги и Марии.

июля 1904 г. у Александры Фёдоровны родился пятый ребёнок. К великой радости родителей, это был мальчик. В тот день Николай записал в дневнике: «Великий незабвенный для нас день, в который так явно посетила нас милость Божья. У Аликс родился сын, которого при молитве нарекли Алексеем». По случаю появления наследника по всей России палили пушки и звонили колокола, развевались флаги. Но вскоре выяснилось, что мальчик болен гемофилией. Когда он спотыкался и падал, маленькие синяки появлялись у него на руках и ногах, и через несколько часов превращались в тёмно-синие опухоли. Под кожей его кровь не могла свернуться. У страдающего гемофилией человека любой ушиб, царапина, кашель, удаление зуба и другие ситуации, связанные с кровотечением, могут привести к летальному исходу. Это было тяжёлым ударом для Николая и его жены. Эта тайна тщательно охранялась, и знали о болезни царевича только самые близкие к царской семье люди.

Вне приступов Алексей был весел и жизнерадостен, как и Анастасия, любил подшутить над другими. Но шутил ли он, когда в свои 6 лет сказал председателю Совета министров: «Когда наследник входит, надо вставать»? И всё же, чем старше становился Алексей, тем чаще, как писал министр двора А.А. Мосолов, «в глазах его замечался грустный оттенок».

Сначала родители пытались найти Алексею товарища для игр. Брали детей матросов, потом детей или племянников «дядьки» царевича - Деревенько; потом решили никого не брать.

Гувернёром Алексея был швейцарец Жильяр, умный и образованный человек. Обучать Алексея было трудно: только налаживалось дело его учения и воспитания, как мальчик заболевал. Гемофилия вызывает очень сильные боли при внутренних кровоизлияниях. После таких приступов ребёнка исподволь вновь приходилось доводить до прежнего уровня знаний и поведения.

Для Александры Фёдоровны сознание того, что она послужила причиной страданий сына, стало постоянной психологической травмой. Николай никогда не упрекал в этом императрицу. С годами она стала страдать истерией, сделалась мнительной. Потеряв веру во врачей, она все свои надежды возлагала на милость Божью. Всякого рода странники и божьи люди стали появляться во дворце. Постепенно среди них выделился Григорий Распутин, не раз спасавший Алексея.

Дети учились английской грамоте от самой императрицы; французскому языку и некоторым общеобразовательным предметам их обучал Жильяр; немецкому языку - Е.А. Шнейдер, русскую словесность и общие предметы преподавал учитель гимназии Петров.

.3 Крушение

Первые годы царствования Николая II прошли в целом довольно спокойно и вселяли надежды на дальнейшее благополучие России. Николай выступил инициатором созыва международных конференций в Гааге по ограничению вооружений, развитию института международного контроля военных конфликтов, упорядочению законов и обычаев войны, определению положения нейтральных стран.

Экономика России до Первой мировой войны выглядела следующим образом. Финансовая политика Российской империи строилась на бездефицитных бюджетах и накоплении золотого запаса. С 1904 по 1914 г. превышение государственных доходов над расходами составило 2 млрд. 400 млн. рублей. Были существенно снижены железнодорожные тарифы, отменены выкупные платежи за надельные земли.

В течение двух десятилетий, предшествовавших Первой мировой войне, сбор урожая хлебов удвоился. В 1913 г. в России урожай хлебных злаков был на треть выше, чем в Аргентине, Канаде и США вместе взятых, и составил 4 млрд. пудов. Россия поставляла 50% мирового ввоза яиц. Стремительно развивалась и отечественная энергетическая промышленность: добыча угля увеличилась на 300%, нефти - на 65%. Производство чугуна возросло до 254 млн. пудов, выплавка стали и железа составила 229 млн. пудов. За два десятилетия русская промышленность увеличила производительность в четыре раза.

Но этому подъёму способствовали одиннадцатичасовой рабочий день, низкие зарплата и условия жизни рабочего класса.

г. принёс войну с Японией, ставшую серьёзным испытанием для России. Важное преимущество Японии состояло в техническом отношении и в отношении командного состава, действовавшего продумано, решительно и энергично, в отличие от русского командования, отличавшегося пассивностью и отсутствием инициативы. В ходе войны был сдан Порт-Артур, в Цусимском проливе погибло большинство кораблей русских Тихоокеанских эскадр, окончательное поражение русские войска потерпели под Мукденом, после чего начались волнения во флоте. Несмотря на мирные переговоры с Японией, в которых С. Ю. Витте удалось добиться неплохих результатов, русско-японская война сыграла дестабилизирующую роль в России, в целом народ воспринял её как национальный позор.

января 1905 г. Николай находился в Царском Селе. Безусловно, он знал о событиях, происходящих Петербурге. Во время демонстрации у Зимнего дворца армия открыла огонь по процессии рабочих, мирно шедших со своими семьями, неся иконы, портреты государя и знамёна, чтобы обратиться с петицией к своему государю. Число убитых людей оценивалось от 170 до 1000 человек.

Через несколько дней после демонстрации рабочих Николай, выступая перед делегацией, сказал, в частности, такие слова: «Я верю в честные чувства рабочих людей и в непоколебимую преданность их мне, а потому прощаю им вину их». Император прощал свой народ, восставший, как он считал, против него. Но народ восстал не против царя, а против его министров, сановников и богачей.

Вряд ли Николай сознавал, что Кровавое воскресенье, как стали называть 9 января 1905 г., очень сильно поколебало веру народа в своего государя, в то, что он всегда справедлив и добр, всегда готов помочь своему народу и только не знает о его нуждах, так как эта информация не доходит до него, утаиваемая чиновниками и знатью.

После Кровавого воскресенья начались повсеместные забастовки, массовые выступления и демонстрации. Как простой народ, так и интеллигенция были глубоко возмущены событием на Дворцовой площади.

Был создан манифест, в котором населению обещались: свобода слова, совести, собраний, союзов, неприкосновенность личности; привлечение к выборам в Государственную Думу классов населения, не имевших прежде избирательного права; вступление любого закона в силу только с одобрения Госдумы. Но, подавив Декабрьское вооружённое восстание, правительство не выполнило свои «конституционные» обещания.

Согласие на учреждение Думы и создание манифеста 17 октября было дано Николаем II с огромной неохотой и наперекор его представлениям о власти императора.

Революция 1905 г. закончилась неудачей. Начались массовые репрессии. За политические преступления на смертную казнь было осуждено 5735 человек, были казнены 3741 человек. Между 1906 и 1910 гг. судебные инстанции осудили по политическим мотивам 37735 человек, из которых 8640 были приговорены к каторжным работам. В тюрьмах и местах заключения находилось, согласно официальным подсчётам, около 140000 заключённых. К 1913 г. в местах заключения находилось примерно 220000 человек.

В 1906 г. К. Бальмонт написал такое стихотворение:

Наш царь.

Наш царь - Мукден, наш царь - Цусима,

Наш царь - кровавое пятно,

Зловонье пороха и дыма,

В котором разуму - темно.

Наш царь - убожество слепое,

Тюрьма и кнут, подсуд, расстрел,

Царь-висельник, тем низкий вдвое,

Что обещал, но дать не смел.

Он трус, он чувствует с запинкой,

Но будет - час расплаты ждёт.

Кто начал царствовать - Ходынкой,

Тот кончит - встав на эшафот.

Репрессии не сломили либералов и революционеров, а лишь усилили их гнев и стремление к революции.

Следующие 7 лет были прожиты в относительном покое. Выдвинутый Николаем Столыпин начал проводить свои реформы. Одно время казалось, что России удастся избежать новых социальных потрясений, но вспыхнувшая в 1914 г. мировая война сделала революцию неизбежной.

И высшие чиновники, и великие князья, и иностранные дипломаты чувствовали приближение великих перемен. Николая не раз пытались предупредить, предлагали ему создать правительство, к которому народ и Дума будут иметь доверие. Однако Николай, с вежливым вниманием выслушивавший их призывы, оставался глух. Он дал слово вопреки всему сохранить самодержавие в стране и передать его целым и непоколебимым своему сыну. Возложив на себя в 1915 г. обязанности Верховного Главнокомандующего, император большую часть времени проводил в Ставке, вдали от столицы, невольно теряя ощущение реальной политической ситуации в стране. Он с непостижимым упорством фаталиста делал ставку на скорейшую победу в войне. Победа над Германией означала бы победу над оппозицией в Госдуме и крах революционных партий ленинского толка. Контрибуции и помощь союзников помогли бы справиться с внутренними социальными бедами и разрухой.

февраля 1917 г. Николай II уехал в Ставку, в Могилёв. Сразу после его отъезда в Петербурге началась революция. Вечером 26 февраля председатель Думы Родзянко телеграфировал императору: «Положение серьёзное… Правительство парализовано. Доставка продовольствия и топлива полностью дезорганизованы… На улицах беспорядочная стрельба». Николай решил возвратиться в Петербург через несколько дней. Он считал, что революции не может быть. 28 февраля он едет обратно. Позднее многие считали, что Николай совершил двойную ошибку: первой был его отъезд из Петербурга в критический момент, который императору не раз предсказывали, второй - поспешный отъезд Николая из Ставки, в результате которого он оказался оторванным от управления войсками. 1 марта царский поезд прибыл на псковский вокзал, где Николай узнал, что весь гарнизон Петрограда и царского Села перешёл на сторону революции, так же, как гвардия и казачий конвой. Известие, что его личная гвардия дезертировала, было жестокой неожиданностью для Николая II. В тот же день Родзянко сообщил из столицы, что там разразилась ужасная революция и уже сформировалось Временное правительство, которое согласилось, что Николай должен отречься от престола. 2 марта командующий Северным фронтом генерал Рузский принёс императору телеграммы от великого князя Николая, генералов Брусилова, Эверта, Сахарова. Их мнение было беспощадно: Николай должен отречься. Император был потрясён, такого единодушия он никак не ожидал. После долгого разговора с Рузским и другими генералами, Николай объявил о своём согласии. После этого он вызвал профессора Фёдорова и расспросил его о здоровье цесаревича Алексея. Фёдоров отвечал, что хотя Алексей и может прожить долго, вылечить его нельзя. Николай решил отречься в пользу своего брата великого князя Михаила Александровича. Около полуночи манифест об отречении был подписан. «Я буду благодарить Бога, если Россия без меня будет счастлива» - сказал Николай II. Он пытался спасти Россию от раскола и ужасов братоубийственной войны, а кроме того, надеялся на дальнейшее беспрепятственное продолжение войны с Германией.

Там же, в Могилёве, Николай узнал об отречении брата Михаила.

марта бывший император был взят под стражу, в то время как в Петербурге арестовали Александру. На следующий день Николая привезли в Царского Село.

В заключении Романовы коротали время за просмотром фильмов, подаренных до революции фирмой «Пате». Николай взял на себя преподавание детям истории и географии. По газетам он с острым интересом следил за политическими и военными событиями. Много и подолгу общался с детьми, сам чистил снег на дорожках и много читал. В мае Николай с помощью детей начал вскапывать огород. Летом он стал рубить в парке сухие деревья на дрова.

Тем временем Временное правительство приняло решение перевести семью Романовых в Тобольск в целях безопасности.

В Тобольске мало что слышали о революции. Там к царской семье народ относился с большим почтением, обращение с узниками караула стало мягче, чем в Петербурге.

Большим лишением для Николая в Тобольске стало отсутствие свежих газет. Местная пресса питалась скорее слухами, чем фактами. Тем не менее, Николай понял, что власть ускользает из рук Временного правительства. Октябрьский переворот произвёл на него тягостное впечатление. Теперь низложенный император сожалел о своём отречении. Ему было тяжело видеть, что отречение было напрасным и что своим уходом от власти в интересах Родины он в действительности оказал ей медвежью услугу.

Материальное положение Романовых в заключении было очень стеснённым.

апреля 1918 г. в Тобольск прибыл комиссар Яковлев. У него был приказ перевезти царскую семью в Москву. Поскольку Алексей был очень болен, его оставили вместе с тремя сестрами и Жильяром. 6 апреля Николай, Александра Фёдоровна и Мария отправились в Москву. Яковлев предполагал ехать через Омск, Челябинск, Уфу и Самару. Этот окружной маршрут был выбран, чтобы миновать Екатеринбург. Но под Омском поезд был остановлен, и Яковлев получил приказ из Москвы от Свердлова передать Романовых Уральскому Совету в Екатеринбурге. С вокзала узников доставили в дом купца Ипатьева, куда в середине мая привезли Алексея и трёх дочерей Николая.

В дневнике Николая после прибытия в Екатеринбург встречаются такие записи: «…По случаю 1 мая слышали музыку какого-то шествия. В садик сегодня выйти не позволили!.. Дышал воздухом в открытую форточку», «тюремщики стараются не говорить с нами, как будто им не по себе, и чувствуется как бы тревога или опасение чего-то у них! Непонятно!», «… произошла смена комендантов…вместо Авдеева назначается… Юровский», «Сегодня начал VII том Салтыкова», и последняя запись: «Алексей принял первую ванну после Тобольска; колено его поправляется, но совершенно разогнуть его он не может. Вестей извне никаких не имеем».

июня Уральский Совет получил из Москвы разрешение самостоятельно решить судьбу низложенной династии. Совет постановил расстрелять всех Романовых и поручил исполнение казни Юровскому.

июля тот раздал чекистам 12 револьверов, разбудил всех Романовых и оставшихся при них людей и велел им спуститься в полуподвальную комнату. Там они были расстреляны.

Заключение

По сей день остаётся загадкой, как палачи распорядились с телами своих жертв. По этому вопросу приводится множество версий. По одной из них все 11 трупов завернули в простыни и вывезли на автомобиле к заброшенной шахте неподалёку от деревни Коптяки. Здесь все тела были облиты керосином и сожжены. Пепел и не перегоревшие останки сброшены в шахту.

Однако много лет спустя была открыта другая могила неподалёку от Екатеринбурга. Сейчас, после многолетней экспертизы, с большей вероятностью можно утверждать, что Николай II и его близкие нашли свой последний покой именно в ней.

Невозможно с уверенностью утверждать, каким путём стала бы развиваться Россия, если бы в тот период правил другой император. Автор данной работы склонен думать, что Россия не узнала бы ни Февральской революции, ни Октября, будь на престоле более подготовленный в деле управления царь, более дальновидный, способный уловить перемены в стране и перестроить свою политику так, чтобы эти перемены не привели к смуте. Возможно, если б Николай II был менее консервативен, его царствование не закончилось бы столь трагично. Он очень добросовестно относился к своим обязанностям, но никак нельзя назвать его талантливым политиком. Он сознавал ответственность, возложенную на него, как он считал, Богом. Николай, безусловно, любил свою страну и старался служить ей во благо. Но он не смог уберечь Россию от бури, принесшей ей немало бед. Дело не в слабоволии, в котором так любят упрекать Николая. Невероятную выдержку и упорство, с которым последний российский царь держался своих принципов, едва ли можно обнаружить в слабовольных людях. Николай не возражал своим министрам, он молча увольнял их, когда они начинали предъявлять свою программу, расходящуюся со взглядами государя. Николай не сознавал значения событий в стране. Уже согласившись на отречение, он надеялся, что сможет уехать с семьёй в Ливадию и работать там в саду. Царская чета была слишком изолирована от общества, погружённая в своё семейное счастье. Хотя, конечно, образ жизни семьи Николая II во многом определялся болезнью Алексея.

Последний император России был замкнут, одинок и недоверчив. В юности ему хотелось жить так, как живут обыкновенные люди. Он преклонялся перед долгом государя, но этот долг представлялся ему несколько упрощённо.

Хотя правитель оказывает сильнейшее влияние на обстановку в стране и несёт ответственность за жизнь своего народа, нельзя не признать, что Николаю II выпало править в очень непростое время, и он и его семья не заслужили такого конца.

Список использованной литературы

1.Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М.: «Наука», 1989. 256 с.

2.Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. М.: «Мысль», 1990.

.Мосолов А.А. При дворе последнего Российского императора. М.: «Анкор», 1993.

.Справочник школьника. История Отечества/ ред. С.В. Новиков. М.: Филологическое общество «Слово», 1996. 544 с.

.Русские цари. 1547 - 1917/ ред. С.В. Пономарёва. Ростов н/Д.: «Феникс», 1997. 576 с.

.Рыжов К. Все монархи мира. Россия. М.: «Вече», 1999. 640 с. («Энциклопедии. Справочники. Неумирающие книги»).

Похожие работы на - Николай II как личность

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!