Протекционные тарифы в XIX - начале XX века

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Таможенное право
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Протекционные тарифы в XIX - начале XX века

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»

КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНОГО И ТАМОЖЕННОГО ПРАВА






КУРСОВАЯ РАБОТА

ПРОТЕКЦИОНИСТСКИЕ ТАРИФЫ В XIX - НАЧАЛЕ XX вв.










Санкт-Петербург 2014

Оглавление

Введение

Глава 1. Принципы протекционизма

.1 Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

.2 Виды протекционизма

.3 Положительные и отрицательные качества политики протекционизма

Глава 2. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг

Глава 3. Политика протекционизма

.1 Переход от фритредерства к протекционизму

.2 Политика протекционизма в России во второй половине XIX века

Глава 4. Таможенные тарифы

Заключение

Список литературы

Введение

Международная торговля не может развиваться без вмешательства государства. История международной торговли - это и история развития и совершенствования системы государственного регулирования международной торговли. Существует протекционистская торговая политика и политика свободной торговли.

Это тема актуальна тем, что без знания исторического опыта торговой политики и ее особенностей невозможно успешное дальнейшее продвижение бизнеса в нынешнем мире на пути к цивилизованному рынку.

Протекционистские тарифы представляют собой акцизы или пошлины, которыми облагаются импортные товары. Большинство из них предназначено для защиты внутренних производителей от иностранной конкуренции. Они затрудняют свободную торговлю, увеличивая цены на импортные товары и сдвигая спрос в сторону продукции внутреннего производства

Цель этой работы заключается в рассмотрении таможенного протекционизма XIX века. На основе цели работы поставлены следующие задачи:

.Рассмотрение термина «протекционизм», как общее понятие, его содержания, положительных и отрицательных сторон.

.Изучение внешнеторговой политики России 19 века.

.Прослеживание наличия идей протекционизма и его развитие в это время.

Политика протекционизма является объектом исследования, проводимая русским правительством на протяжении 19-го столетия.

Методами исследования являются теоретические методы.

Глава 1. Принципы протекционизма

.1 Сущность протекционизма во внешнеторговой политике

Термин "протекционизм" происходит от латинского "protectio", что означает "покровительство, защита". В современном обществе протекционизм - это экономическая политика государства, которая противоположна по направлению политике "свободной торговли" и старается решать такие задачи как:

. Защита отраслей отечественной экономики, имеющих какое-либо стратегическое значение, от иностранной конкуренции;

. Защита новых или созданных недавно отраслей отечественной экономики;

. Расширение внешнего рынка.

Так же он является ответной мерой при проведении политики протекционизма торговыми партнёрами.

В наиболее полном виде теория протекционизма была изложена немецким экономистом Фридрихом Листом в середине XIX в. в книге "Национальная система политэкономии". Так он писал о положительном влиянии протекционизма на экономическое развитие страны: "Протекционная политика обеспечивает: развитие промышленности, устойчивую экономику, зависящую в большей мере от развитого внутреннего рынка, внутреннее благосостояние нации, что бесконечно важнее, чем материальное богатство, и рост среднего класса, обеспечивающий политическую стабильность". И это действительно так.

Реализация национальных экономических интересов - дело экономической комплексной политики государства. Являясь частью этой комплексной экономической политики, политика государственного достижению этой главной цели в своей области. Сама политика подразделяется на несколько направлений, которые классифицируются по мероприятиям государства, связанных с внешней торговлей. Первое - это оборонительный или пассивный, протекционизм, направлен на предотвращение существующей или потенциальной, явной или скрытой угрозы национальным, таких как иностранные предпринимательские группы, отдельные государства и даже группы стран.

Второе - активный протекционизм, который заключается в создании особо благоприятных условий для становления и ускоренного накопления отечественного капитала с целью обеспечения динамичного расширенного воспроизводства и устойчивости всей национальной экономики.

Третье - наступательный протекционизм, который усиливает конкурентные возможности национальных предпринимателей, сверх имеющихся в их распоряжении, в случае осуществления экономической экспансии на мировой рынок или на рынки конкретных государств.

Так же к протекционизму в широком смысле относятся и поддержка науки, и защита национального фондового рынка, и защита финансовой системы страны и пр. В реализации протекционизма во внешнеэкономической политике государство использует целую систему экономических институтов, таких как: льготы и ограничения, тарифы, пошлины, квоты, лицензии, государственное законодательство; и определяет порядок экономических взаимоотношений хозяйствующих субъектов с зарубежными странами. Для внешнеторговых отношений России в годы реформирования характерно отсутствие какой-либо хорошо продуманной протекционистской государственной политики. В этой сфере деятельности, как и внутри страны правительство по существу отказалось от всесторонне обоснованного экономически эффективного регулирования. Открыв внутренний рынок для зарубежных производителей, и разрушив обрабатывающую промышленность, правительство сосредоточило свои интересы на сырьевом экспорте, что придает экономике России неустойчивый и зависимый от внешнего мира характер.

1.2 Виды протекционизма

Политика протекционизма подразделяется на несколько видов:

. Селективный протекционизм. Такой протекционизм заключает в себе защиту страны от какого-либо конкретного товара или против конкретного государства.

. Отраслевой протекционизм. Означает защиту конкретной области.

. Коллективный протекционизм. Это взаимная защита нескольких объединившихся в союз стран.

. Скрытый протекционизм. Это протекционизм, выполняющийся при помощи каких-либо не таможенных методов.

. Местный протекционизм. Протекционизм, связанный с продукцией и услугами местных компаний.

. Зеленый протекционизм. Протекционизм, пользующийся нормами экологического права.

. Коррупционный протекционизм. Возникает, когда политические деятели действуют в интересах не массового избирателя, а организованных бюрократических и финансовых групп.

.3 Положительные и отрицательные качества политики протекционизма

Как и любой другой институт экономической сферы страны политика протекционизма имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Протекционизм - это естественная реакция многих стран на экономический кризис. Государства стремятся сохранить рабочие места, защитить внутренний рынок от иностранной конкуренции через систему определенных ограничений.

Протекционизм защищает молодые отрасли хозяйства страны. Новые отрасли, зарождающиеся в одних странах, но уже развитые в других, без, хотя бы временной защиты, могут погибнуть, не развившись до конца, в условиях конкуренции с иностранной продукцией.

Таможенные платежи являются важным источником дохода бюджета государства. Во многих развивающихся и слаборазвитых странах эта статья доходов очень важна для бюджета.

Протекционизм борется со структурной безработицей, вызванной импортом более дешевой и эффективной продукции.

Так же политика протекционизма обеспечивает национальную безопасность.

К положительным качествам протекционизма так же относится то, что он защищает от продажи товаров по искусственно заниженным ценам - демпинга, стимулирует рост промышленного производства и, как следствие из всего вышесказанного, уравновешивает внешний торговый баланс страны.

Но в чём же недостатки протекционизма?

Протекционизм создает благоприятные условия для возникновения и поддержки внутренних монополий в торговле, промышленности, финансовой сфере, что связано с ограничением конкуренции. И это, рано или поздно, приводит к застою в экономике.

Протекционизм замедляет экономический рост. Тарифы ведут к сокращению объема международной торговли, в целом отрицательно воздействуя на мировую экономику и на уровень благосостояния страны.

Политика протекционизма, в частности одностороннее введение тарифов, нередко приводит к торговым войнам и подрыву международной торговли

Протекционизм не способствует снижению цен. Импортная продукция дорожает из-за тарифов. Происходит общее повышение цен. Так же протекционизм косвенно подрывает экспорт страны, сокращая доходы других стран при защите внутреннего рынка от их производителей. При нём не используются преимущества международного разделения труда; растут цены, и выбор товаров становится значительно меньше. При протекционизме подрываются возможности экспорта, и со временем падает эффективность производства.

Таким образом, политика протекционизма обладает привлекательными положительными и настораживающими отрицательными сторонами.

Снижение импорта за счет ухудшения условий торговли может иметь эффект, обратный желаемому. Существует достаточно исторических примеров наглядно показывающих противоречивость протекционизма. Так, во время Великой депрессии правительством США был принят закон Смута - Хоули, в соответствии с которым поднимались ставки пошлин на более чем 20 тысяч импортируемых товаров. Против закона выступили 1028 известных американских экономистов, однако президент Герберт Гувер подписал его. Результатом стала ответная реакция государств-партнёров США, поднявших пошлины на американские товары, что привело к резкому падению торгового оборота между США и европейскими странами и окончательно столкнуло экономику в Великую депрессию.

Глава 2. Социально-экономическое и внешнеполитическое положение России в 1850-е гг

Вторая половина XIX столетия занимает особое место в истории России. В это время в стране наступает новый этап в её развитии. Предыдущие века формирования и укрепления основ самодержавного государства сменились временем, когда неумолимый ход исторического процесса подверг его существование суровым испытаниям и сделал неизбежным близкое крушение всей прежней феодально-крепостнической системы.

Под влиянием развития капитализма в России правительство во внутренней и внешней политике должно было учитывать интересы не только помещиков, но и буржуазии. Поэтому во второй половине 19 века внешняя политика страны приобретала все более буржуазный характер.

Перед Россией в области международных отношений встали весьма сложные задачи. Первой из них была необходимость освободиться от статей Парижского мирного договора. Далее нужно было ликвидировать «нейтрализацию» Черного моря, а так же усилить защищенность своих южных границ. И последним было необходимо получить возможность оказывать более активную помощь балканским славянским народам в их борьбе против османских поработителей.

Это нашло свое выражение в проекте «О мерах к распространению внешней торговли России», подготовленном коммерции советником Поповым. В этом документе трудности сбыта русских товаров объяснялись высокими таможенными пошлинами на вывозные товары и запретительным тарифом на привозные. Срочно начал готовиться новый тариф. Его разработку возглавил известный экономист Л.В. Тенгоборский, симпатизировавший фритредерству. Принятый 13 октября 1850 г. таможенный тариф значительно смягчил запретительные тенденции. Если старый тариф имел 336 статей обложенных пошлиной товаров, то новый состоял из 118 статей. Что же касается главных товаров ввоза, таких как: хлопчатобумажные ткани, красящие вещества, оборудование, то пошлины по ним резко снизились.

Данный тариф положил начало либерализации в таможенном деле, которая особенно активизировалась, в последующих за ним, тарифах 1857 и 1868 гг.

В последующем в 1859 и 1861 гг. к ставкам тарифа 1857 г. сделаны были две 10-процентные прибавки. Естественно, что в период с 1850 г. и до середины 70-х годов в Россию хлынул поток товаров. В подобных условиях значительная часть фабрик и заводов страны, созданных в 30-40-е гг., не выдержала иностранной конкуренции, из-за того, что продукция из-за рубежа была более качественной, из-за того, что выпускалась по новой технологии.

Кроме этого, благодаря Крымской войне, которая привела к сокращению торговли, в России наступила резкая инфляция денег. И хотя таможенные доходы в этот период возросли, так как увеличился ввоз товаров, экономика России находилась в кризисном состоянии, требовались незамедлительные меры по стабилизации финансов. В этих условиях общественное мнение стало поддерживать протекционистские меры, но это было лишь пожелание.

Фритредерские тенденции широко раскрыли путь к ввозу товаров из-за рубежа. С развитием промышленности возросла потребность в машинной технике. До 1850 г. на чугун и железо применялись запретительные тарифы, позволявшие русским промышленникам монополизировать внутренний рынок и диктовать высокие цены. Однако отсталость металлургии вынуждала Россию ввозить металлургическую продукцию, в частности рельсы, потребность в которых возрастала в связи со строительством железных дорог. Экспорт же металла к концу второй половины XIX в. значительно сократился.

С середины XIX в. активно развивался товарооборот с Закавказьем и Средней Азией. В страны Азии вывозились в основном промышленные изделия. Из Средней Азии ввозили в Россию хлопок-сырец, хлопковую пряжу, козий пух, сухие фрукты. Развитие торговли со Средней Азией представляло особую трудность из-за крайней отсталости ее народов, недопонимания цивилизованных форм торговых отношений.

Но и в этих сложных условиях русская торговля проложила себе путь в среднеазиатские страны и далее на Восток. Именно в середине XIX в. усилились торговые связи Бухары и Ташкента с Афганистаном, Ираном, Индией. Значительно вырос внешнеторговый оборот. Тесные торговые связи поддерживались с Китаем. В этом отношении выгодно для России был заключен 16 мая 1858 г. Айгунский договор, благодаря которому была достигнута договоренность о взаимной торговле подданных обоих государств, проживающих по рекам Сунгари, Амуру, Уссури. С 1 июля 1858 г., по договору в Тянь-Дзине, для русских судов были открыты те китайские порты, где велась торговля с другими государствами.

Ряд льгот в торговле предоставлялся в соответствии с Пекинским дополнительным трактатом. То есть, разрешалось ввести обменную торговлю по всей границе и подтверждалось право русских купцов на круглогодичную торговлю и провоз товаров по пути из Кяхты в Пекин и с Урги до Калгана. В соответствии с договором 1862 г. были установлены особые правила торговли в 50-километровой пограничной полосе. Для русских торговых судов в Японии были открыты порты Симода, Хокодате, Нагасаки.

Во второй половине XIX в. в России успешно осуществлялась промышленная индустриализация, строились железные дороги, развертывалась добыча полезных ископаемых, постепенно складывался внутренний рынок, быстро развивалась внешняя торговля и, как следствие, финансовая система приходила в норму. Во второй половине 1850-х гг. значительно увеличивается количество механических заводов. Быстрый рост фабрик в период после 1850 г. обусловлен тем, что основная их масса была открыта после отмены крепостного права. Уменьшение их количества после 1865 г. объясняется тем, что не все они выдержали конкуренцию из-за малого числа рабочих, примитивной техники, невысокой производительности. Фритредерские тенденции в стране не способствовали их защите.

В качестве итога можно сказать что, активное развитие промышленности способствовало расширению внешнеторговых связей и, в перспективе, увеличению доходов государства. Однако в силу отсталости России ее промышленное развитие очень сильно запаздывало по сравнению с Западом.

Глава 3. Политика протекционизма

.1 Переход от фритредерства к протекционизму в России ХIХ в

Начало ХIХ в. ознаменовано постепенным повышением импортного таможенного тарифа. Так, после разрешения в 1797 г. импорта в Россию некоторых товаров, в 1800 г. в целях развития отечественного производства был подтвержден запрет ввоза отдельных грузов (шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса). С приходом же к власти Александра I «последовала череда указов, постановлений и практических мер, направленных на облегчение торговли и ослабление таможенных запретов», которые позволили решить лишь отдельные мелкие частные вопросы. Накануне войны с Францией в 1810 г. комиссией под руководством М.М. Сперанского в интересах купцов-промышленников и дворян-мануфактуристов разработан предельно запретительный таможенный тариф. В результате 19 декабря 1810 г. утверждено «Положение о неутральной торговле на 1811 год в портах Белого, Балтийского, Чернаго и Азовскаго морей и по всей Западной сухопутной границе». После этого промышленники стали как группами, так и поодиночке направлять в Министерство финансов и Министерство внутренних дел прошения о сохранении принятых мер на возможно более длительный срок.

Впечатляет тот исторический факт, согласно которому Наполеон избрал в качестве повода вторжения в Россию принятые ею меры, по существу, сорвавшие установленную им экономическую блокаду Англии. После того как была одержана победа над Наполеоном влияние России в европейских делах значительно выросло. Это лишний раз побудило у Александра I «иллюзию о возможности внесения в политическую жизнь… Европы начал правды, взаимопомощи, христианской любви и братства».

В результате приобрели распространение фритредерские тенденции, что отразилось в принятии таких мер, как: 1816 г. - отмена запретов на ввоз европейских (в основном французских) товаров, 1817 г. - введение в Одессе зоны порто-франко (она начала функционировать с 1819 г., когда были завершены все подготовительные работы, выделена экономическая зона, обведенная рвом).

Были организованы две таможни - Херсонская и Тираспольская для пропуска через черту порто-франко оплаченных пошлиной товаров. При оформлении грузов сопроводительные документы скреплялись печатью Одесской таможни. Порто-франко в Одессе существовал до апреля 1859 г.), 1819 г. - принятие «самого умеренного тарифа в России», фактически снявшего все запреты на импорт иностранных товаров и экспорт российских. Но столь либеральные меры отнюдь не способствовали конкуренции российских изделий иностранным (английским). Кроме того, ни одна страна четко не следовала принципу свободы торговли. Все это привело к принятию в 1822 г. охранительного тарифа, запретившего вывоз 21 и ввоз 300 товаров. На протяжении двух десятилетий в него вносились изменения (1824, 1825, 1830, 1831, 1836, 1838, 1841 гг.), еще раз отразившие фискально-протекционистский характер тарифа.

Итак, при проведении таможенно-тарифных, по большей части протекционистских, мероприятий в первой половине ХIХ в. государство исходило первым делом из фискальных интересов - пополнения казны, стремления достижения активного торгового баланса и повышения курса кредитного рубля.

Развитию внешней торговли России во второй половине ХIХ в. способствовали такие обстоятельства, как освобождение крестьян от крепостной зависимости, развитие сети железных дорог, отмена подушной подати с мещан и крестьян, создание земских учреждений, проведение судебной реформы, принятие городского положения и т.д. Уже после ухода Е.Ф. Канкрина с поста министра финансов в стране возникло движение за отмену вывозных и снижение ввозных пошлин. Как и было сказано выше, в 1844 г. советник В.А. Попов обратился к правительству с запиской «О мерах к распространению внешней торговли России», которая была отдана на рассмотрение особого комитета. И в феврале 1845 г. председателем этого комитета графом Орловым была подготовлена записка, содержавшая в себе критику запретительной системы ввоза/вывоза товаров, сдерживавшей в результате внутреннее производство и обременявшей потребителей высокими ценами. Работа особого комитета продолжилась в целях подготовки нового тарифа. В обсуждении вопросов таможенной политики путем направления различного рода ходатайств в компетентные органы приняли также участие заводчики и фабриканты. Зачастую между ними обнаруживались серьезные трения, подчеркивающие наличие отраслевых и региональных интересов в торгово-промышленной среде. Новый тариф был утвержден 13 октября 1850 г. Он разрешил ввоз 64 из 89 товаров, запрещенных в 1841 г., тем самым «пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговли, которая господствовала с 1822 г., положил начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политики, продолжавшемуся по 1877 г.».

В Комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадала от введения тарифа 1850 г. Потому в новом тарифе предлагалось сохранить сложившийся баланс интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Над новым проектом работа протекала в острой полемике между сторонниками свободной торговли и четкими протекционистами. Влияние вторых обусловило осторожность, и постепенность правительственных мер в области таможенно-тарифного регулирования. Поэтому принятый в 1857 г. тариф представлял собой не более чем уступку в пользу системы свободной торговли. Тариф на самом деле ограждал основную массу русских промышленников от иностранных конкурентов. Любые попытки иностранцев убедить в преимуществе низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или же сырья и полуфабрикатов (германцы) были отвергнуты. Но в то же время призывы фритредеров к свободной конкуренции как необходимому условию выхода на мировой уровень в России не остались без внимания. Так, московские фабриканты доказывали, что каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности шаг за шагом, обретая его не произвольным изменением тарифов, а путем развития собственного производства и внутренней конкуренции.

Период с 1857 по 1868 гг. отличался все теми же либеральными реформами в таможенной политике. Наиболее частыми были понижения ввозных сырьевых таможенных пошлин в интересах таких кругов, как представителей железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности. Так, министр финансов А.М. Княжевич добивался в интересах отечественного машиностроения беспошлинного ввоза в страну чугуна, железа, в 1863 г. было принято решение о беспошлинном ввозе в страну хлопка-сырца через европейскую границу. В 1861 г. снят запрет на ввоз китайского чая из Европы, в интересах отечественных сахарозаводчиков были понижены ввозные пошлины на сахар.

В 1865 г. состоялся очередной пересмотр действовавшего тарифа, и в конце июня 1867 г. Александр II повелел собранные в Министерстве финансов материалы после рассмотрения Мануфактурным и Коммерческим советами, а также Владимирским мануфактурным комитетом и некоторыми представителями торгово-промышленных интересов отдать в выбранную ими тарифную комиссию. Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 г. В целом он отвечал принципам свободной торговли, но имел ряд особенностей. Так, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличению государственного дохода. Тариф вводил пошлины на машины, повышались пошлины на шерсть, льняную пряжу, полотно и некоторые другие товары. Можно говорить о том, что тариф 1868 г. имел умеренно-протекционистский, охранительный для главных отраслей отечественной промышленности характер. Более того, тариф оказался результативным и с точки зрения фискальных интересов. В первое пятилетие после 1868 г. таможенный доход государства увеличился более чем на 50 % в сравнении с предыдущим пятилетием, превысив в среднегодовом исчислении 45 млн. рублей.

С первыми признаками кризиса 1873 г., ухудшением платежного баланса и состояния финансов страны правительственная политика стала быстро отходить от либеральной доктрины, в какой-то степени это было вызвано прекращением в середине 70-х гг. ХIХ века притока иностранных вложений, необходимостью выплатить немалые проценты по ранее заключенным облигационным займам. В 1870-х гг. таможенная политика сводилась к повышению тарифов на импортные товары, потому как основной целью данных мер были действия, направленные на защиту интересов русских капиталов от конкуренции иностранных организаций, а также пополнение средств в государственной казне.

Последнее десятилетие ХIХ в. ознаменовано принятием протекционистского тарифа 1891 г., согласно которому на многие предметы пошлины в сравнении с тарифом 1868 г. возросли от двух до десяти раз.

Не менее важен следующий момент. Мировой истории известно немало так называемых «таможенных войн», о содержании которых говорилось выше. Примером могут служить взаимоотношения России и Германии в период 1893-1894 гг., когда в течение полугода эти страны в отношении друг друга трижды поднимали ставки ввозных таможенных пошлин. Причиной этого послужило непредставление Германией льгот для ввоза и транзита русских товаров. В 1893 г. был принят закон о двойном таможенном тарифе, согласно которому товары из стран, отказавших в предоставлении льготных условий для ввоза и транзита российских товаров, облагались пошлинами, на 15-20 % превышавшими обычные ставки. После нескольких месяцев изнурительной и в сущности бессмысленной для обеих сторон таможенной войны Россия и Германия пришли вначале 1894 г. к соглашению и подписали торговый договор сроком на 10 лет, согласно которому вступили в силу пониженные ставки для Германии, Франции и ряда других стран. С этих пор таможенная политика характеризуется отказом от строго проводимого принципа таможенно-тарифной автономии.

.2 Политика протекционизма в России во второй половине XIX века

Российская промышленность во второй половине XIX в. развивалась динамично. К 1880-м гг. в ведущих отраслях промышленности завершился промышленный переворот. Россия вступила в новую стадию, что требовало новых подходов в экономической политике.

Особенно в то время отличился министр финансов С.Ю. Витте. Он был одним из главных сторонников модернизационной политики России на рубеже веков.

По инициативе Витте в 1895 году была введена винная монополия. Основная масса производимого и продаваемого спирта и спиртной продукции сосредотачивалась в руках государства. Регламентировалось время и место торговли спиртным. Впрочем, частные лица также могли заниматься винокуренным делом и производством водки, но только по заказу государства и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление пива, браги и виноградного вина.

Благодаря этой реформе в казну стали поступать огромные деньги: не менее миллиона рублей в день. В год, таким образом, в среднем в казну поступало 530-540 млн. рублей, обеспечивавших до 1/4 бюджета. Современники справедливо называли тогдашнюю казну «пьяным бюджетом». Сам же С. Ю. Витте писал, что проводил реформу «с целью уменьшения народного пьянства».

Следующим этапом деятельности С. Ю. Витте в бытность министром финансов стала денежная реформа. Бумажный рубль деноминировали на треть, но зато теперь его можно было обменять на золото. По закону 1895 года все сделки должны были оплачиваться либо золотом, либо бумажными рублями по их курсу к золоту на день платежа. Завершающим этапом реформы стал закон 1897 года, по которому Госбанк имел право на эмиссию денежной массы в размере не более 300 млн. рублей. Таким образом, девальвация рубля на 1/3 и ограничение денежной эмиссии обеспечили все имевшиеся в обращении бумажные банкноты золотым запасом страны. Россия получила стабильную устойчивую валюту европейского уровня. Это вызвало настоящий взлет банковского дела. Введение золотого стандарта способствовало притоку иностранного капитала, способствовавших развитию промышленности. За пять уходящих лет девятнадцатого века сумма иностранного капитала в России возросла с 200 до 900 млн. рублей. За их счет было покрыто около 40% вложений в промышленность, а сам рубль превратился в конвертируемую валюту. С.Ю. Витте получил славу защитника российского рубля.

Также С. Ю. Витте проводил политику протекционизма. Таможенные пошлины защищали отечественных производителей, поощряя здоровую конкуренцию и конкурентоспособность российских производителей. Вводя поощрительные премии на экспорт продукции, изменяя ставки таможенных пошлин и создавая благоприятные условия в различных отраслях производства, государство добивалось активного торгового баланса.

Благодаря ему были приняты меры протекционистской политики, которые заключались в:

. торговой войне между России и Германией в 1892-1894 гг.;

. законе 1893 г., по которому министр финансов имел право повышать таможенные пошлины на товары тех государств, которые не благоприятствовали российскому экспорту;

. принятии в 1891 году усиленного протекционистского таможенного тарифа, который устанавливал средний уровень пошлин как 33%, а по некоторым товарам до 100%.

В то же время вывоз облагался низкими таможенными пошлинами. Это позволило добиться активного торгового баланса. Система протекционизма способствовала, с одной стороны, развитию отечественной промышленности, так как высокие пошлины ограждали ее от иностранной конкуренции, но, с другой стороны, она не способствовала повышению технического уровня и качества продукции русской промышленности. Итоги проведённых С.Ю. Витте реформ следует разделить на положительные и отрицательные.

К положительным следует отнести в первую очередь огромный промышленный и конкурентоспособный (за счет политики протекционизма) потенциал, который получила Россия. Благодаря ему Россия превращалась в огромную промышленную державу, где сельское хозяйство переставало играть свою основополагающую роль. Возникали новые и современные отрасли производства. Важнейшим положительным достижением было и железнодорожное строительство. Кроме того, Россия наконец-то сумела получить стабильную валюту европейского класса благодаря денежной реформе, что сделало ее привлекательной для иностранных инвестиций. Нельзя не отметить и положительный итог введенной винной монополии, дававшей казне много денег.

Но вместе с тем все эти реформы имели и оборотную сторону. Отрицательные последствия здесь следующие.

Если взять введенную винную монополию, то из-за нее началось массовое спаивание населения. Государство было заинтересовано в больших доходах от продажи спиртных напитков, а потому палатки - «казенки» работали без выходных и праздников с 7 утра до 10 вечера. И цены в них были относительно доступными.

Если взять стремление С.Ю. Витте поддержать российскую модернизацию, то надо помнить и о том внешнем долге, который получила Россия. Кроме того, интегрирование России в мировой рынок в итоге стало одной из причин затяжного кризиса 1900-1903 гг. Отрицательным последствием стала и некоторая зависимость промышленности от иностранного капитала, а также зависимость российского экспорта и, соответственно, доходов от зарубежных рынков.

Кроме того, на вновь открывающихся предприятиях применялся труд многочисленных рабочих, до которых не было дела ни государству, ни владельцам предприятий. Низкая зарплата, ужасные жилищные условия, высокая смертность и травматизм, система штрафов и прочее - все это вело к их недовольству, усиливало революционные настроения и озлобленность против хозяев. А любой кризис мог привести к закрытию предприятия и как следствие к увольнению рабочих, из-за чего запросто могло вспыхнуть «пламя революционного движения». Но государству вместо экономических методов борьбы с трудным положением рабочих было проще применять свои старые методы: бюрократическую волокиту и вооруженное подавление забастовок и стачек. А потому быстро приближались революции 1905-1906 гг. и 1917 г.

И все же главный итог реформ С.Ю. Витте - это сильная промышленность с развитой отраслевой инфраструктурой. Именно в период Витте Россия получила мощную промышленную базу. И этот вывод впоследствии подтвердило время: те последующие министры финансов (Э.Д. Плеске и В.Н. Коковцов), сменившие С.Ю. Витте, уже не думали о каком бы то ни было дальнейшем промышленном развитии России, а целиком сосредоточились на финансировании русско-японской войны и предотвращении финансовой катастрофы.

Глава 4. Таможенные Тарифы

протекционизм внешнеполитический таможенный тариф

Таможенный тариф 1822 г. В действие был введен второй в России протекционистский тариф 1822 г. В основу его разработки были положены следующие аргументы: низкими пошлинами облагались товары, необходимые для государства, производство которых возможно в России. Освобождались от пошлин иностранные товары, не производимые в стране, но в которых имеется потребность; всепрощение ввоза иностранных товаров, которые бы конкурировали с отечественной промышленностью; обложение высокими пошлинами предметов роскоши и товаров, которые могут производиться в стране; пошлиной не облагались сырые продукты, вывозимые из России в Польшу и обратно. Некоторые товары совершенно не допускались к ввозу (железо, чугун, набивные ткани, пиво, цикорий).

Активное участие в разработке таможенно-тарифной политики принимал Е.Канкрин. Он разработал 13 правил о составлении таможенной росписи. Судя по тексту, Канкрин предлагал политику «дозированной конкуренции», которая бы не угрожала развитию русской промышленности, но одновременно стимулировала ее развитие.

Тем не менее, таможенный тариф 1822 г. имел ярко выраженный запретительный характер. Был запрещен вывоз 21 наименования товара и ввоз 301 наименования товара (льняные, более дорогие хлопчатобумажные ткани, медные изделия, стекло, фаянс, железо и т. д.). Действие тарифа 1822 г., препятствовавшего притоку импортных товаров в Россию, благоприятствовало обеспечению активного торгового баланса и развитию внутренней хлопчатобумажной промышленности.

Находясь на посту министра финансов, которому была подчинена таможенная охрана России, Е.Канкрин сумел покончить с инфляцией и стабилизировать финансы, добился увеличения в 2,5 раза таможенных доходов государства, при его активном участии начался промышленный переворот в России. Из года в год росли фабрики и заводы, в основном, легкой промышленности и лакокрасочного дела, началось строительство железных дорог.

Таможенный тариф 1857 г. Начавшиеся буржуазные реформы побуждали правительство к смягчению запретительной системы и созданию нового тарифа.

В основания данного тарифа были положены следующие правила:

понижение окладов на ввозимые «жизненные припасы» в интересах, во-первых, российских потребителей, во-вторых, доходов казны, в-третьих, с целью предотвращения контрабанды;

понижение пошлин на сырье и полуфабрикаты, если они не производились в достаточном количестве на российских предприятиях - бумажная пряжа, чугун, который был разрешен к привозу, железо, химические продукты и т.п.

Данный тариф сохранил и закрепил сложившийся баланс различных интересов: внешней торговли и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Например, в интересах обрабатывающей промышленности рекомендовалось понижение таможенных пошлин на сырье и полуфабрикаты, в том числе на олово, поташную соду, щавелевую и серную кислоты. В то же время Государственный Совет отмечал вполне охранительный характер проектируемых пошлин, призванных обеспечить защиту интересов обрабатывающей промышленности. В таможенном тарифе от 28 мая 1857 г. насчитывалось всего 367 статей. Из них товары по 298 статьям были обложены таможенной пошлиной, по 60 - разрешены для беспошлинного ввоза, а по 9 - запрещены для ввоза. Таким образом, новый таможенный тариф, принятый в 1857 г., представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.

Несмотря на то, что тариф 1857 г. ограждал основную массу русских промышленников от иностранной конкуренции, призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в России без внимания. Тем не менее, таможенный тариф 1857 г. способствовал значительному росту внешней торговли России.

В период 1857-1868 гг. стала проводиться таможенная политика, которая была направлена на постепенное облегчение тарифа. Были понижены ввозные пошлины на чугун и железо - сырье для развивающейся русской промышленности, а в 1863 г. освобожден от пошлины хлопок-сырец. Возрос ввоз в Россию хлопка, пряжи, машин, оборудования, чая, кофе. Вывозился из страны в основном хлеб.

В интересах отечественных промышленников, прежде всего для развития машиностроения, заводам, имеющим паровой или гидравлический двигатель с 1861 г. предоставлялось право на получение из-за границы без уплаты пошлины чугуна и железа в требуемом количестве. В 1864 г. это положение было распространено на любые машиностроительные заводы, которые занимались производством и ремонтом любых машинных приборов, механизмов, пароходов, мостов и т.п. За период 1861-1871 гг. эту льготу получил 141 завод, хотя реально ей смогли воспользоваться только 119 предприятий.

Развитие промышленности в России, расширение железнодорожной сети и водного транспорта - всё это сильно способствовало расширению торговых связей. В период господства фритредерских тенденций на началах взаимного благоприятствования были заключены торговые договора и соглашения с Францией, Англией и Бельгией, Австро-Венгрией, Италией, Гавайями, Швейцарией, Перу, Испанией.

Таможенный тариф 1868 г. В 1865 г. состоялся очередной пересмотр тарифа. Изменения были направлены на сокращение числа статей тарифа путем соединения некоторых из них, имевших однородный характер, а также упразднения тех статей, которые приносили незначительный доход. В целом это свидетельствовало об общем понижении пошлин, и привело к появлению нового, улучшенного тарифа. Новый тариф 1868 г. также отвечал принципам свободной торговли, но имел при этом ряд особенностей.

Во-первых, понижение ввозных пошлин затронуло в основном сырьевые и потребительские товары с целью поощрения их ввоза, противодействия контрабанде и увеличения таможенного дохода.

В тарифе 1868 г. были отменены пошлины по 16 статьям, уменьшены ставки по 152 статьям и увеличены по 35 статьям. Значительно были понижены пошлины на привозное сырье и полуобработанные материалы в тарифе 1868 г.

Во-вторых, тарифом 1868 г. вводилась пошлина на машины, повышалась пошлина на шерстяную и льняную пряжу, полотно, шелк, шелковые ткани, а также некоторые другие товары, что свидетельствовало возросшем влиянии заинтересованных группировок торгово-промышленного класса на сам процесс выработки и принятия правительственных решений в области внешнеэкономической деятельности. Следует также отметить и еще одно обстоятельство - последующее десятилетие было ознаменовано быстрым развитием обрабатывающей промышленности и железнодорожного строительства. В 1860-1870 гг. практика предоставления индивидуальных таможенных льгот для отдельных компаний продолжалась широко применяться. Железные дороги в России до конца 70-х гг. XIX в. строились почти исключительно из импортного, беспошлинно ввозимого материала.

Рост внешней торговли, которому способствовал таможенный тариф 1868 г., негативно сказался на состоянии торгового баланса страны. С другой стороны, понижение ставок повлияло на возрастание суммы таможенных доходов в казну.

Подводя итог, следует отметить, что, ни таможенный тариф 1850 г., ни тариф 1857 г. не смогли обеспечить крупного роста таможенного дохода, а так же увеличения положительного внешнеторгового сальдо и заметного развития промышленности. Хотя таможенный тариф 1868 г. и стимулировал значительный прирост производства в главных отраслях отечественной промышленности, однако, в стране в период его действия имелся огромный отрицательный баланс внешней торговли.

Таможенный тариф 1891 г. Период с 1877 по 1891 г. ознаменовался переходом к охранительным тарифам и преданию таможенной политике значения политического курса, попыткой приостановить экономическую экспансию иностранных государств (и в первую очередь Германии) против России. По оценке специалистов и статистическим данным, 1877 г. является годом перехода к протекционизму. В рассматриваемый период пошлины были еще сравнительно невелики и очень далеки от размеров покровительственных, так как привоз товаров в Россию еще был высокий - 565,314 тыс. руб., вывоз - 369,540 тыс. рублей.

Тем не менее в последующие годы таможенные пошлины неуклонно росли, а также вводились новые на многие товары, ранее пропускавшимися по тарифу 1868 г. беспошлинно. Особенно активно повышались пошлины на сталь и железо. Размеры этой пошлины служили показателем защиты национальной экономики. Ставки пошлин являлись показателем стратегии таможенной политики и развития всех отраслей промышленности. К середине 80-х годов законодательство защитило все отрасли железной индустрии высокими таможенными ставками.

Переход к резко выраженной покровительственной политике подтверждается конкретными цифрами. Средний годовой размер таможенного дохода повысился с 42,3 млн руб. кред. (в 1869-1871 гг.) до 57,2 млн руб. кред. (в 1872-1875 гг.). Далее после введения золотой пошлины - с 60,6 млн руб. зол. (в 1878-1880 гг.) до 80,2 млн руб. зол. (в 1888-1890 гг.).

Торговый баланс также изменился в пользу России. Так в 1876-1880 гг. вывоз составил 527,3 млн. руб., а ввоз 517,7 млн. руб.; в 1881-1885 гг. вывоз составлял уже 550 млн. руб., ввоз 494,3 млн. руб.; в 1886-1890 гг. вывоз составлял 630,9 млн. руб., а ввоз только 392,3 млн. руб.

Рост пошлин на чугун, железо и сталь в 80-е годы привел не только к сокращению ввоза, но и росту их внутреннего производства. Так, если в 1881 г. ввоз чугуна составил 14,3 млн пудов при внутреннем производстве 28,6 млн пудов; железа - 6,5 и соответственно 17,8 млн пудов; стали - 1,5 и 17,9 млн пудов, то к 1890 г. эти данные в корне изменились. Ввоз чугуна снизился до 7,6 млн. пудов при росте внутреннего производства до 57,5 млн пудов; железа - 4,9 и 26; млн пудов; стали - 0,94 и 23,1 млн пудов.

Таможенная политика в этот период строилась на потребностях охранительных факторов и предполагала подъем промышленности и, безусловно, решение фискальных проблем. Повышение таможенных пошлин в период после 1877 г. по 1890 г. более чем на 100% вызвало потребность их систематизации и придания таможенной политике значения политического курса.

Разработка нового тарифа осуществлялась по распоряжению Александра III и началась в 1889 году. Этому предшествовала записка Д.И.Менделеева в адрес министра финансов И.А.Вышнеградского «Материалы для пересмотра таможенного тарифа Российской империи». Для разработки нового тарифа был создан комитет во главе с Д.И.Менделеевым, в который, кроме экспертов, вошли 62 представителя от торгово-промышленных предприятий, 7 профессоров технологического института, представители сельскохозяйственного производства. Новый протекционистский тариф по европейской торговле был разработан и окончательно утвержден 11 июня 1891 г. и введен в действие с 1 июля того же года.

По тарифу 1891 г. ставки пошлин по статьям тарифа были повышены в среднем до 25-30%. А по таким предметам, как керосин, - в 3 раза, на нефть - в 2 раза, на медь - от 6 до 8 раз, чугун - в 10 раз, железо - от 3 до 4,5 раза, паровозы - в 4 раза, рельсы - в 4 раза, хлопчатобумажные ткани - в 2 раза и т.д. Тариф, в смысле охранительной политики, превосходил все существующие до этого в Европе запретительные пошлины. По официальным правительственным взглядам, принятие тарифа 1891 г. имело своей целью не конкуренцию на внешних рынках, где европейские страны достигали высокого уровня экономического развития, а введение защитных мер от экономической экспансии извне.

Заключение

Аргументы в пользу протекционизма имеют экономические и моральные аспекты, а общим аргумент против свободной торговли в том, что она является замаскированным колониализмом и империализмом. Моральная категория, в широком смысле, включает проблемы неравенства доходов, деградации окружающей среды, детского труда и тяжелых условий труда, гонку на выживание, наёмного рабства, усиление бедности в бедных странах, нанесение ущерба национальной обороне и принудительные культурные изменения. Теория рационального выбора предполагает, что люди часто рассматривают только затраты, которые они сами несут при принятии решений, а не расходов, которые могут нести другие.

Некоторые экономисты пытаются выработать нейтральный взгляд на протекционизм и фритредерство, рассматривая их влияние на рост национального благосостояния через анализ выигрышей и потерь. По их мнению, выгода от применения экспортных и импортных пошлин может быть производителям.

Так же можно отметить, что существенную роль политика протекционизма в развитии экономической политики России получила именно во второй половине XIX века, чем обязана министру финансов того времени С.Ю. Витте, который многое сделал для её становления.

Таким образом, все поставленные задачи выполнены в полном объеме и в указанный срок.

Список литературы

1.Ф. Лист. Национальная система политической экономии. Под ред. К.В. Трубникова. - СПб, 1891.

.Суходоев Д.В., Котихина А.С. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебно-методическое пособие. - Нижний Новгород, 2010.

.Кулишер И.М. История русской торговли и промышленности/ Сост. А.В. Куряев. - Челябинск: Социум, 2003.

.Таможенное дело в России X - начало XX в. (Исторический очерк. Документы. Материалы). - СПб, 1995.

.Кисловский Ю.Г. История таможни государства российского. - М., 1995.

.Тимошенко И.В. Таможенное право Росси: курс лекций. - М., 2009.

.А.Ю. Соломеин. История таможенного дела и таможенной политики./А.Ю. Соломеин. - СПб, 2006.

.Зуева М.Н. История России с начала XVII века до конца XIX века. - М.: Высшая школа, 2004.

.Захарова Л.Г. Российские самодержцы. Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2010. - М., 1994.

.Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в именах, датах, фактах: Справочник. - М., 1992.

.Внешняя политика России XIX и начала XX века. М., 1976.

.Головачев А.А. Свобода торговли и протекционизм.// Вестник Европы. 1876.

.Гусейнов Р. История экономики России. Учебное пособие. - М., 1999.

.Дубянский А.Н. Сравнительный анализ денежных реформ Е.Ф. Канкрина и С.Ю. Витте. // Вестник Санкт-Петербургского университета.

Похожие работы на - Протекционные тарифы в XIX - начале XX века

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!