Историческая эволюция управления физической культурой и спортом в России
Федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЕЖИ И ТУРИЗМА
(ГЦОЛИФК)»
ИНСТИТУТ
ТУРИЗМА РЕКРЕАЦИИ, РЕАБИЛИТАЦИИ И ФИТНЕСА
Кафедра
спортивного менеджмента, экономики и права
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на
тему: «Историческая эволюция управления физической культурой и спортом в
России»
Москва
- 2012
Оглавление
Введение
. Возникновение и становление
управленческих отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной
России
. Управление физической
культурой и спортом в советский период
.1 От создания Советского
государства до Великой Отечественной войны
.2 Послевоенный период
. Современный период
Заключение
Список литературы
Введение
Каждая исторически определенная общественная
формация формирует соответствующие формы управления социально-экономическими
процессами. На западе сформировался менеджмент, одной из отраслей которого
является спортивный менеджмент. В рамках российской традиции параллельно
формировалось управление физической культурой и спортом.
Спортивный менеджмент как комплексная наука стал
формироваться в российской практике довольно поздно - в последнее десятилетие
ХХ века. Это обусловлено целым рядом причин исторического, идеологического и
политического характера, а также тем уникальным путем, который прошла наша
страна в 20-м веке.
Нельзя сказать, чтобы в России, а затем и в СССР
не было создано системы управления физической культурой и спортом. Это,
конечно, не так. Однако и отдельной науки в виде спортивного менеджмента в
советский период создано не было. Научные подходы заменяли методы проб и
ошибок. Именно на их основе постепенно оформлялись общие принципы научного
управления, обобщались эмпирические данные, выводились нормативы, создавались
теории. [1]
Чтобы лучше понять предпосылки становления
спортивного менеджмента в России, следует обратиться к краткому
историко-управленческому анализу физкультурно-спортивной отрасли, к уяснению
нашей особой национальной культуры и традиций. Проследив историю вопроса, нам
будет значительно легче понять тенденции развития физкультуры и спорта в нашей
стране, осмыслить эволюцию управленческих отношений в физкультурно-спортивной
отрасли. [2]
1. Возникновение и становление управленческих
отношений в сфере физической культуры и спорта в дореволюционной России
Как и во многих других странах, система
управления физическим воспитанием и спортом стала формироваться в России в
рамках военного ведомства. Это обстоятельство объясняется тем фактом, что
именно армией физическая культура и спорт были востребованы в наибольшей
степени. И это вполне объяснимо, так как от того, насколько солдаты и офицеры
были подготовлены физически, зачастую зависели их жизнь и здоровье, определялась
победа или поражение в бою.
В свою очередь, хорошая физическая
подготовленность личного состава невозможна без надлежащего управления
физкультурно-спортивной работой в армейских подразделениях, без соответствующих
специалистов, нормативов, методик тренировки, соревновательной деятельности и
проч. Таким образом, спрос на физическую культуру и спорт был вызван
первоначально потребностями российской армии, где впервые начинает
накапливаться опыт управления физической подготовкой. И лишь позднее физическое
воспитание и спорт, а также управление и самоуправление отраслью получают
распространение в гражданском обществе, в образовательной и культурной сфере.
[3]
Элементы организованного внедрения физкультуры и
спорта в систему военно-физической подготовки российской армии закладываются с
конца 17 века. В этот период командование отдельных подразделений, руководство
военных и гражданских учебных заведений вводит в процессы подготовки
обязательные комплексы физических упражнений, направленных на увеличение силы,
выносливости, скорости реакции, отработки навыков рукопашного боя. В целях
увеличения боеспособности армии в повседневную подготовку сухопутных и морских
сил включаются занятия по фехтованию, стрельбе, гимнастике, конной выездке и
иным видам спорта. [1]
В связи с тем, что практически вся физическая
подготовка была сосредоточена в армии, система целенаправленного управления
этой отраслью формировалась в военном ведомстве.
В первой половине 19 века физическая культура и
спорт стали распространяться в широких общественных кругах и образовательных
учреждениях, впервые в нашей стране формируются спортивные школы, общества и
клубы. В Петербурге, Москве и Киеве появляются яхт-клубы, общества гребного
спорта, плавания и атлетической гимнастики. Тогда же начинают проводиться
первые спортивные соревнования.
Значительную роль в развитии и популяризации
физического воспитания и спорта в России сыграли Петербургское общество
любителей бега на коньках (основано в 1877 г. в Петербурге), Русское
гимнастическое общество (1882 г., Москва), Кружок любителей атлетики (1885 г.,
Петербург), Петербургский кружок любителей спорта (1889 г.).
В 1896 г. основоположник научной системы
физического образования П.Ф. Лесгафт открыл в Петербурге Курсы воспитательниц и
руководительниц физического образования, ставшие прообразом созданных
впоследствии в России и за рубежом вузов физической культуры. В начале 20 века
были образованы всероссийские союзы по видам спорта, организованы первые
чемпионаты страны. В 1913 г. в Киеве состоялись первые Русские олимпийские игры
(собравшие 579 участников из 15 спортивных организаций и воинских частей), а в
1914 г. - вторые (свыше 1000 участников). В программу игр входили: фехтование,
гимнастика, легкая атлетика, теннис, тяжелая атлетика, плавание, гребля,
парусный спорт, пятиборье, стрельба, конный и велосипедный спорт.
К началу первой мировой войны в России было
создано и действовало около 1200 физкультурно-спортивных объединений,
насчитывавших 45 тыс. членов в 332 городах и поселках. Все образованные неправительственные
спортивные организации действовали как самоуправляемые структуры в рамках
общегражданского законодательства. [3]
Государственное управление физическим
воспитанием и спортом в начале 20 века находилось в ведении двух ведомств -
военного министерства и министерства просвещения. Однако набиравшее силу
общественное физкультурно-спортивное движение не было охвачено единой системой
управления и контроля со стороны правительства. Это обстоятельство беспокоило
государство, так как под эгидой спортивных школ и клубов могли вести
политическую и пропагандистскую деятельность различные партии и группировки,
которые подрывали основы государственного строя.
Указанные опасения, а также желание упорядочить
спортивное движение привели к тому, что в 1913 г. правительством была учреждена
должность Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской
империи и его канцелярия. На вновь образованную должность был назначен почетный
член олимпийского комитета, командир лейб-гвардии гусарского полка генерал
Владимир Николаевич Воейков.
Для улучшения работы новой управленческой
структуры 8 февраля 1914 г. при Главнонаблюдающем Воейкове был образован
Временный Совет по делам физического развития народонаселения России. В задачи
Совета входило управление и координация деятельности государственных,
образовательных и общественных организаций, содействие развитию физического
воспитания и спорта в стране, пропаганда здорового образа жизни.
В соответствии с этими задачами формировался
состав Временного Совета - в него входили представители ведомств, в подчинении
которых находились учебные заведения, председатель Российского Олимпийского
комитета, являвшийся одновременно заместителем председателя Совета,
представители крупнейших спортивных обществ и клубов, начальник офицерской
военной фехтовально-гимнастической школы и врачи - специалисты по гигиене и
физическому воспитанию.
Начало первой мировой войны (Россия вступила в
войну в августе 1914 г.), а затем и бурные революционные события 1917 г.
прервали эволюционное развитие российских управленческих структур в сфере
физического воспитания и спорта. Пришедшее на смену царскому правительству
коммунистическое руководство коренным образом реорганизовало всю
физкультурно-спортивную отрасль и систему управления ею, поставив физическое
воспитание в подчиненное положение идеологическим установкам.[3]
2. Управление физической культурой и
спортом в советский период
<#"799509.files/image001.gif">
Рис. 1. Состав Высшего Совета физической
культуры и спорта РСФСР (1920-1923 гг.).
Управленческая и организационная работа
российского ВСФК послужила примером для других союзных республик. Аналогичные
Советы были созданы при ЦИК Украины, Белоруссии, Закавказской Федерации,
Узбекистана и Туркмении.
Следует отметить, что ВСФК России и других
республик осуществляли управление физкультурно-спортивной отраслью на
подведомственных им территориях не напрямую, а опосредованно, вырабатывая
управленческие решения для соответствующих правительств (ЦИК), имеющих
необходимые полномочия. Это обстоятельство в известной мере тормозило
эффективную работу ВСФК, так как отчасти утрачивалась оперативность в принятии
управленческих решений, не все члены правительства были компетентны в вопросах
физического воспитания и спорта, что порождало разнобой и субъективизм при
реализации многих предложений. [4]
Помимо управленческой весьма острыми были и
проблемы иного характера. Назовем основные из них:
Социальные проблемы. В период с 1921 г. по 1930
гг. в стране проводилась политика Нэпа и общество было разделено на отдельные
классы и социальные группы - кулаков, нэпманов, рабочих, крестьян-бедняков и
середняков. Наиболее просвещенная и состоятельная часть населения создавала
свои спортивные клубы и общества, осуществляла самоуправление ими и не хотела
подчиняться распоряжениям государственных органов, так как была финансово и
организационно независимой. Подобная политика «неприсоединения» никоим образом
не устраивала правительственные органы, которые справедливо полагали, что это -
основа будущей оппозиции.
Культурные проблемы. Не следует забывать о том,
что отрасль физической культуры и спорта в те годы делала только первые шаги в
массы. Соответственно, в этом направлении нужно было разрешить ряд серьезных
проблем - значительный уровень пьянства, предрассудки и предубеждения (особенно
по поводу женского спорта), неграмотность, сословные и религиозные стереотипы.
Помимо перечисленных, сложной проблемой оставался вопрос построения новой
пролетарской культуры, которая должна была в корне отличаться от буржуазной. И
здесь наблюдалась довольно значительная дифференциация идей и мнений, -
присутствовало так называемое «рекордсменское» направление, культурно-массовый
гигантизм, «изоляционизм» в международном сотрудничестве с буржуазными
спортивными организациями и проч.
Экономические проблемы. В условиях послевоенной
разрухи люди нуждались в самом необходимом - в пище, в одежде, жилье. Конечно,
финансовых средств катастрофически не хватало ни на спортинвентарь, ни на
спортсооружения. Естественно, что в такой ситуации успешно руководить
физкультурно-спортивной отраслью было чрезвычайно сложно. [4]
Национальные проблемы. В состав нового
советского государства вошли многие нации и народности, со своими этническими
предпочтениями, религиозными верованиями, обычаями и традициями. Поэтому далеко
не все предложения и мероприятия по развитию физической культуры и спорта в
центральной России были пригодны для республик Закавказья и Средней Азии.
Вовлечение этих народов в физкультурно-спортивное движение требовало особых
подходов и методов.
Однако, несмотря на массу имевшихся трудностей и
проблем, массовый спорт в 20-е годы интенсивно развивался. Всего же численность
физкультурников за период с 1923 по 1928 гг. возросла в шесть раз.
Окрепшее физкультурно-спортивное движение
партийное руководство страны в середине 1920-х гг. решило использовать также в
идеологических и воспитательных целях. В решениях коммунистической партии и
правительства говорилось: «Социалистическую систему физического воспитания нужно
рассматривать как неразрывную часть общего политического и культурного
воспитания, а также защиты здоровья масс. Другими словами, советское физическое
воспитание следует считать неразрывной частью коммунистического воспитания».
Было также определено место физкультурного и спортивного движения:
В социалистическом преобразовании страны; В
осуществлении культурной революции; В защите здоровья трудящихся; В борьбе за
укрепление обороноспособности СССР. [4]
Вслед за укрупнением спектра задач, отводимых
физкультуре и спорту, был расширен круг компетенции ВСФК. Руководителям
общественных организаций предписывалось активное участие в физическом
воспитании масс, а профсоюзным и комсомольским организациям - осуществлять
шефство над заводским и молодежным спортом.
После нескольких лет параллельной работы
комсомол и профсоюзы стали полемизировать друг с другом из-за разных точек
зрения на развитие физической культуры и спорта в стране. Руководство комсомола
выдвинуло идею о переводе всех спортивных клубов и кружков под эгиду единого
всесоюзного спортивного общества по примеру «Осоавиахима». Профсоюзы были
противниками этого предложения и выступали за сохранение
физкультурно-спортивных организаций в рамках производственных предприятий.
Оживленная полемика по этой проблеме велась с конца 1928 по сентябрь 1929 г.
[1]
Конец дебатам положило решение ЦК ВКП(б),
согласно которому при ЦИК СССР был образован Всесоюзный Совет физической
культуры как единый государственный центральный орган управления и контроля за
всей работой в сфере физкультуры и спорта как по линии государственных, так и
общественных организаций. Республиканские, краевые, областные и районные советы
физической культуры в связи с реорганизацией вливались в единую управленческую
структуру и занимали в ней соподчиненное положение.
Вновь созданная управленческая структура (см.
рис. 2) стала более централизованной, дисциплинарно более жесткой. В то же
время демократические начала местных физкультурно-спортивных организаций в
значительной мере урезались, а самоуправление ограничивалось. [4]
Рис. 2. Структура и состав Всесоюзного Совета
физической культуры при ЦИК СССР (1930-1936 гг.).
Подобное усиление административных принципов в
физкультурно-спортивной отрасли было вызвано двумя основными причинами:
Во-первых, общей политической и
макроэкономической ситуацией в стране, когда повсеместно происходил отход от
нэпа и усиливались тенденции централизации власти;
Во-вторых, физкультурно-спортивная отрасль
быстро расширялась и усложнялась; ее роль с каждым годом становилась все более
весомой.
Совершенствования управления и организации
отрасли требовало развитие физического воспитания в учебных заведениях и на
производстве, ускорение роста спортивной науки и оздоровительных методик, налаживание
связей с международными рабочими спортивными организациями, расширение сети
спортивных сооружений. Помимо этого, присутствовала и идеологическая
составляющая, - всему миру следовало показать преимущества нового
социалистического строя, продемонстрировать его превосходство над
капиталистической системой. [4]
А повод для гордости в части работы системы
физкультурного и спортивного воспитания действительно имелся. Так, десятилетие
активного развития физкультуры и спорта оказало существенное влияние на увеличение
продолжительности жизни в стране, которая возросла на 30%.
Благодаря активной пропаганде здорового образа
жизни и идей спортивного совершенствования в СССР ежегодно увеличивалось число
физкультурников, получил развитие спорт высоких достижений, регулярно
проводились физкультурные парады и праздники. С целью вовлечения широких масс
трудящихся в физическую культуру и спорт были разработаны нормативы «Готов к
труду и обороне», которые различные возрастные группы населения стали выполнять
с 1931 г. [1]
Всесоюзный Совет физической культуры
просуществовал в первоначально созданном виде шесть лет и в 1936 г. подвергся
очередной реорганизации. Формальным поводом для этого послужило принятие в этом
году Конституции СССР, под цели и задачи которой выстраивалась новая структура
правительства. Вновь созданный управленческий орган получил название Всесоюзный
комитет по делам физической культуры и спорта при СНК СССР. Соответственно, все
республиканские, краевые и местные Советы физической культуры и спорта переименовывались
в комитеты по делам физкультуры и спорта.
Казалось бы, зачем упразднять эффективно
действующую управленческую структуру и на ее месте создавать другую, с
аналогичными целями и функциями? С точки зрения развития физической культуры и
спорта в стране - это нецелесообразно и нелепо. Однако если рассмотреть
ситуацию сквозь призму грядущих событий - кадровой перетряски, устранения
неугодных, репрессий и установления авторитарной власти в стране - весь
комплекс проводимых мероприятий выглядел логичным и целенаправленным.
После репрессий и кадровых чисток, когда из
управленческих органов устранялись люди инициативные и самостоятельно мыслящие,
ВКФКС был полностью подготовлен под авторитарное управление и выполнение любых
распоряжений вождя. Оставалось лишь передать ВКФКС всю полноту власти над
физкультурно-спортивной отраслью в стране. Что и было сделано в марте 1940 г.,
когда правительством было утверждено Положение о ВКФКС. В Положении
указывалось, что на Всесоюзный комитет, как высший в стране орган
государственного руководства и контроля за работой по физической культуре и
спорту, возлагалось управление деятельностью всех физкультурных организаций и
всей работой по спорту в СССР; контроль за выполнением всеми государственными и
общественными организациями СССР, ведущими физкультурную и спортивную работу,
решений правительства и приказов Всесоюзного комитета по вопросам физической
культуры и спорта. [4]
.2 Послевоенный период
Под вновь выстроенную управленческую вертикаль в
сфере физкультуры и спорта формировался и состав ВКФКС - теперь его возглавлял
председатель и его заместители, у которых имелся соответствующий
организационно-управленческий аппарат. Совет из представителей государственных
и общественных организаций превращался в декоративный орган с совещательными
функциями. К тому же его состав утверждался правительством и был ему полностью
подотчетен. Таким образом, демократические начала и плюрализм мнений
практически полностью ликвидировались, за личную инициативу или особое мнение
можно было поплатиться не только должностью, но и жизнью. В этом смысле весьма
показательно, что ВКФКС в тот период возглавляли профессиональные чекисты. Так,
например, в 1948-1951 гг. ВКФКС возглавлял Аполлонов Аркадий Николаевич
(1907-1978), генерал-полковник НКВД, который с 1951 по 1953 гг. был
заместителем министра государственной безопасности.
Такое положение в ВСФКС сохранялось вплоть до
смерти Сталина в 1953 г., после которой началась целая волна модернизации и
реорганизации управленческих структур. В основе этого процесса было желание
нового руководства страны перераспределить властные полномочия, ослабить
влияние одних управленческих структур и усилить другие. [5]
В результате последовавшей реорганизации ВКФКС
был упразднен, а его функции были переданы Министерству здравоохранения СССР.
Теперь физкультурно-спортивное ведомство действовало в рамках этого
министерства под названием Главного управления по физической культуре и спорту.
Перевод всей физкультурно-спортивной деятельности под эгиду министерства здравоохранения
имело в своей подоплеке две причины:
во-первых, ВКФКС долгое время курировался
чекистами и там было велико влияние Л.П. Берия (что было весьма нежелательно
для новой правящей элиты);
во-вторых, министерство здравоохранения наиболее
близкая по задачам к ВКФКС управленческая структура, функции и задачи которых
по многим позициям совпадают. Недаром в свое время председателем Высшего Совета
физической культуры был нарком здравоохранения Н.А. Семашко.
Таким образом, наиболее оптимальным вариантом
решения задачи по снижению влияния скрытых сотрудников сталинско-бериевского
периода в составе физкультурно-спортивного ведомства, был перевод его под
управление министерства здравоохранения.
В этих условиях успехи советского спорта
приобретают важный идеологический и политический оттенок, так как свидетельствовали
о преимуществах социалистической системы. И, конечно, руководство СССР хорошо
понимало, что следует активно развивать это направление. Однако этому
препятствовала существующая управленческая структура. К тому же внутренняя
борьба, развернувшаяся при смене власти, завершилась, а опасность путча
миновала. Теперь уже ничто не препятствовало возрождению самостоятельного
физкультурно-спортивного ведомства, которое было восстановлено в феврале 1954
г. Вместе со вновь образованным Комитетом по физической культуре и спорту
восстанавливались его территориальные структуры в регионах.
В январе 1955 г. правительство утвердило
правовой документ, на основании которого строилась вся деятельность
физкультурно-спортивного ведомства - Положение о Комитете по физической
культуре и спорту при Совете Министров СССР. Согласно этому Положению на
Комитет возлагалось государственное руководство массовым спортом в стране и
повышением мастерства советских спортсменов; рассмотрение основных вопросов
развития физкультуры и спорта, вопросов управления организациями, учреждениями
и учебными заведениями, подведомственными Комитету. Помимо этого, на Комитет по
физической культуре и спорту возлагались задачи по подготовке, переподготовке и
распределению кадров физкультурно-спортивного профиля, пропаганде здорового
образа жизни, курирование специализированных изданий и другие функции. [5]
В компетенцию Комитета по физической культуре и
спорту входило руководство и координация деятельности профсоюзных,
комсомольских и общественных физкультурно-спортивных организаций, контроль за
их работой и выполнения ими предписаний и распоряжений правительства в сфере
физкультуры и спорта.
К концу 1950-х гг. государственными комитетами
по физической культуре и спорту всех уровней был накоплен огромный опыт по
руководству спортивной отраслью и организациями физкультурно-оздоровительной
направленности. За двадцатилетие 1940-1960 гг. основные показатели удалось
улучшить в несколько раз. [5]
Наряду со штатными работниками
физкультурно-спортивной отрасли (численность которых к тому времени составила
112 тыс. чел.), успешно действовали и добровольные спортивные общества,
общественные спортивные инструкторы и активисты, судейские коллегии и
объединения.
Однако за впечатляющими количественными
показателями скрывались серьезные проблемы советской физической культуры и
спорта, которые в послевоенный период постепенно нарастали и углублялись.
Назовем основные из них.
Изначально советский спорт стал развиваться как
чисто любительский, то есть спортсмены-любители тренировались в свободной от
основной работы время. Однако любители не могли показывать таких же высоких
результатов, что и профессиональные спортсмены. В то же время стране
требовались рекорды и громкие победы на международном уровне, чтобы показать
всему миру преимущества советского строя. Возникла коллизия - как обеспечить
высокие результаты при официально запрещенном профессиональном спорте? Данную
проблему спорткомитеты должны были решать нелегитимными способами, косвенно
финансируя профессиональный спорт. [5]
В восстановительный послевоенный период весьма
чувствительными были экономические проблемы - не хватало продуктов питания,
спортинвентаря, спортивной одежды и обуви, материальных ресурсов. Чтобы
обеспечить массовость физкультурно-спортивным мероприятиям спорткомитеты были
вынуждены задействовать административные рычаги. Однако принуждение со временем
порождало формализм, в результате чего эффективность системы физического
воспитания мало-помалу снижалась.
Жестко выстроенная управленческая вертикаль военного
типа, которая существовала в советской физкультурно-спортивной отрасли, несла в
себе все пороки, свойственные огосударствленным системам. Ее недостатки
выражались, в первую очередь, в том, что в управляющем звене не всегда
оказывались лучшие специалисты, выдвинутые коллегами, а зачастую карьеристы и
просто «свои люди», подобранные по принципу личной преданности, а не
компетентности. В итоге в физкультурно-спортивной отрасли допускались грубые
управленческие ошибки, принимались необоснованные и субъективные решения,
осуществлялась неправильная кадровая политика. [5]
В послевоенные годы все более остро
стала проявляться проблема адекватного стимулирования спортсменов и тренеров.
Побывавшие за рубежом советские спортивные делегации с удивлением узнавали о
суммах вознаграждений спортсменов и спортивных специалистов. В условиях, когда
отечественные спортсмены могли в одночасье лишиться всех регалий и доходов,
<#"799509.files/image003.gif">
Рис. 3. Структура Союза спортивных обществ и
организаций СССР.
В виде ССОО физкультурно-спортивное ведомство
СССР просуществовало вплоть до 1968 г. В этом году произошла очередная
управленческая реорганизация и новая структура получила уже использовавшееся
ранее название - Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров
СССР. Руководством страны были учтены допущенные ошибки, громоздкость и малая
эффективность Союза спортивных обществ и организаций. Частая сменяемость
менеджеров высшего и среднего звена не создавала атмосферы стабильности и не
стимулировала на повседневное повышение квалификации. Кроме того, работников,
занявших свои должности в результате выборов, невозможно было уволить - даже в
случае очевидной некомпетентности. И хотя ССОО привнес в деятельность
физкультурно-спортивной отрасли много полезных и нужных идей, много сделал для
развития «большого» и массового спорта, правительство решило вернуться к
старой, отработанной системе управления. [5]
Во времена горбачевской «перестройки»,
деятельность Комитета по физической культуре и спорту была в очередной раз
скорректирована. В апреле 1986 г. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР спортивное
ведомство реформировалось в соответствии с провозглашенными принципами
антиалкогольной кампании, проводимой политики «хозрасчета» и «ускорения». Новая
управленческая структура получила наименование Государственного комитета СССР
по физической культуре и спорту (Госкомспорт СССР). В первоначально созданном
виде Госкомспорт СССР просуществовал до момента распада СССР в 1991 г.
3. Современный период
С распадом СССР и появлением на его месте целого
ряда независимых государств в становлении отечественной физической культуры и
спорта наступил новый период. Ушли в прошлое выступления единой сборной
командой, распалась единая система управления физкультурой и спортом в стране,
возник целый комплекс финансовых и организационных проблем международного и
внутреннего характера.
Происходившие в стране бурные политические
события в полной мере отразились и на физкультурно-спортивной сфере, на ее
управленческих структурах и кадровом составе. Чтобы понять логику
преобразования отрасли, органов руководства ею, необходимо уяснить специфику
происходивших тогда событий, определить движущие силы и векторы их
направленности. После увязки с внешними событиями изменения в управлении
физкультурно-спортивной отрасли становятся более упорядоченными, во многом
утрачивают черты бессистемности и хаотичности. [6]
Распад СССР пришелся на 1991 год - последний год
предолимпийского цикла. Оставшееся до проведения Олимпиады время не позволило
вновь образованным на территории СССР государствам выполнить все процедуры,
связанные с создание национальных олимпийских комитетов и представлением заявок
для участия в Играх. Поэтому бывшие республики СССР (в том числе и Россия)
должны были, в соответствии со специальным решением Международного Олимпийского
комитета, выступать единой командой, которая получила название Объединенной
Команда Содружества Независимых Государств (ОК СНГ).
На решение задачи успешного выступления
российских спортсменов в составе ОК СНГ на барселонской Олимпиаде-1992 было
направлено формирование специального управленческого органа. В этой связи
функции упраздненного Госкомспорта СССР передавались Комитету по содействию
Олимпийскому движению при Правительстве РСФСР. [6]
После проведения Олимпийских Игр Комитет по
содействию Олимпийскому движению был ликвидирован, а вместо него указом
Президента РФ от 27 ноября 1992 г. был образован Комитет РФ по физической
культуре.
Следует отметить, что десятилетие 1992-2002 гг.
было для управления физкультурно-спортивной отраслью делом чрезвычайно сложным
и неблагодарным. Постоянное недофинансирование, реорганизации и чехарда кадров
(в этот период ведомство реформировалось еще восемь раз), региональный
сепаратизм и радикальные перемены в социально-экономической жизни общества -
все это многократно затрудняло процесс управления физическим воспитанием и
спортом в стране.
Снижение управляемости в отрасли имело как
объективные, так и субъективные предпосылки, которые, часто накладываясь друг
на друга, усугубляли остроту проблем. Назовем наиболее острые и глубокие коллизии.
Неадекватность целей и средств в
физкультурно-спортивной отрасли. Одной из основных проблем сферы физической
культуры и спорта стала в пореформенные годы проблема адекватного
финансирования отрасли. В этот период вся физкультурно-спортивная сфера получала
не более 8-10% от сумм необходимого финансирования. В этой связи следует
подчеркнуть, что Госкомспорт физически не мог исполнить возложенные на него
задачи. В аналогичной ситуации оказались и другие государственные министерства
и ведомства, профсоюзные и молодежные организации. Распад СССР, утеря
хозяйственных связей, огромный внешний долг страны, гиперинфляция и падение
промышленного производства привели к коллапсу бюджетов всех уровней. При этом
физкультурно-спортивная отрасль, зависящая почти полностью от бюджетных
средств, фактически боролась за выживание.
Итогом недофинансирования и снижения
управляемости стало развитие социальных, демографических и культурных процессов
по негативному сценарию. Так, резко возросла смертность населения, снизилась продолжительность
жизни. Так, если в 1966 г. продолжительность средняя жизни составляла 73,41
года, то в 2002 г. она понизилась до 72 лет. При этом обострились проблемы
наркомании (особенно подростковой и молодежной), увеличилось потребление пива и
крепких алкогольных напитков, значительно возросло табакокурение (особенно
среди девушек и женщин). [6]
В то же время заметно скромнее стали результаты
российских спортсменов на международной арене. Приостановилось строительство
новых спортивных сооружений, а многие существующие постепенно приходили в
негодность. Все эти явления свидетельствовали о том, что отрасль не справлялась
с возложенными на нее задачами. Одна из основных причин такого положения дел -
неадекватное финансирование.
Управленческая проблема. В последние 10-12 лет
существенные изменения претерпели управленческие отношения в сфере физической
культуры и спорта, иной стала социальная и управленческая среда. Если во
времена СССР управленческая вертикаль выстраивалась по жесткому иерархическому
принципу, основанному на единоначалии и партийной дисциплине, то позже ситуация
переменилась.
С уходом КПСС с командных позиций невозможно
стало управлять общественными организациями или коммерческими структурами с
помощью партийной дисциплины. Теперь уже трудно заставить людей
административными методами заниматься физкультурой и спортом. Государственным
управленческим структурам приходилось «на марше» менять стиль и методы
руководства отраслью, больше использовать косвенные методы и возможности
саморегулирующихся спортивных организаций.
Кадровая проблема. Большую остроту в десятилетие
1992-2002 гг. приобрела кадровая проблема в широком смысле слова. С ухудшением
экономической ситуации страну стали покидать многие талантливые спортсмены и
тренеры. Тем самым был снижен качественный уровень подготовки отечественных
спортсменов, опустилась планка чемпионатов России (особенно в игровых видах
спорта), снизился зрительский интерес и посещаемость спортивных соревнований.
[2]
Возникли и стали нарастать проблемы в системе
подготовки и переподготовки физкультурно-спортивных кадров. Недостаточное
финансирование значительно затруднило развитие спортивной науки, внедрение
новых технологий в учебный процесс, приостановило многие разработки по
фундаментальным и прикладным проблемам физической культуры и спорта.
Не обошла стороной кадровая проблема и
управленческие структуры. Спортивные менеджеры всех уровней с переходом к
рыночной экономике оказались в сложном положении - их предыдущий опыт работы в
физкультурно-спортивной сфере отчасти обесценился и был мало применим в новых
условиях. При этом планомерной работы по повышению квалификации специалистов
высшего и среднего управленческого звена не проводилось. В то же время доступ
молодых перспективных менеджеров на руководящие должности по разным причинам
ограничивался.
Нельзя также не отметить неоправданно частую
сменяемость управленческих кадров во время президентства Б.Н. Ельцина.
Спонтанные и произвольные смены правительств и руководителей
физкультурно-спортивного ведомства приводили к внеплановой сменяемости
менеджеров всех уровней. Причем высокие управленческие должности далеко не
всегда занимали люди достаточно компетентные и профессиональные. [6]
Вместе с проводимыми реорганизациями
физкультурно-спортивного ведомства видоизменялась его структура и функции:
Госкомспорту то передавалась сфера туризма (в 1994 г.), то изымалась у него
(апрель 2002 г.), то вновь возвращалась (май 2004 г.). Аналогичная процедура
касалась молодежной политики - в 1994 г. Госкомспорт стал называться Комитетом
РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму и в этом же году (спустя 4
месяца) молодежная политика были изъята из его компетенции.
Внезапные кадровые перестановки и
организационные эксперименты были приостановлены в 2002 г., после того, как
пост главы Госкомспорта занял В.А.Фетисов, имевший многолетний опыт
профессионального спортсмена и спортивного менеджера. В течение последующих лет
В.Фетисову удалось стабилизировать положение в физкультурно-спортивной отрасли,
улучшить ее финансирование и укрепить кадровый состав.
В связи с избранием В.В. Путина в 2004 г. на
новый президентский срок, а также в целях оптимизации государственных функций,
Правительство РФ было реформировано. В соответствии с концепцией
правительственной реформы Госкомспорт переходил под эгиду вновь созданного
Министерства здравоохранения и социального развития и получал статус
Федерального агентства по физической культуре, спорту и туризму (к началу 2005
г. управление туристической отраслью стало осуществлять Федеральное агентство
по туризму). При этом лимитировалась штатная численность сотрудников агентства
(152 чел.) и пересматривалась структура управления (см. рис. 4).
Следует отметить, что задуманная управленческая
реформа правительственных структур была реализована лишь частично. Федеральное
агентство по физической культуре и спорту, благодаря весу и влиянию В.Фетисова,
практически сразу было выведено из под эгиды Министерства здравоохранения и
социального развития, осуществляя свои полномочия без внешнего контроля
(находясь в формальном подчинении главы правительства). Тем самым был
торпедирован главный посыл управленческой реформы, состоявший в том, что
министерство является контролирующей структурой, а федеральное агентство
исполняет его поручения. [6]
Рис. 4. Структура государственного
управления физкультурно-спортивной отраслью.
Не претерпела каких-либо
существенных изменений ситуация с управлением отраслью в 2008 г., когда В.А.
Фетисова без какой-либо публичной огласки отправили в Совет Федерации, а
Федеральное агентство по физической культуре и спорту (Росспорт) тихо
ликвидировали.
Место Росспорта как управленческого
органа заняло Министерство спорта, туризма и молодежной политики. Министерство
возглавил экс-глава Российского футбольного союза В.Л. Мутко. Также, как и его
предшественник, В. Фетисов, В. Мутко не пожелал, чтобы его ведомство курировало
Министерство здравоохранения и социального развития. В настоящее время
реализована управленческая схема, когда Минспорттуризма имеет в своем
подчинении Федеральные агентства по туризму и молодежной политике, но не имеет
соответствующего агентства по спорту.
мая 2012 года Министерство спорта,
туризма и молодёжной политики Российской Федерации указом Президента Российской
Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом
функции по выработке государственной политики в области туризма переданы
Министерству культуры Российской Федерации, а функции по разработке молодёжной
политики - Министерству образования и науки Российской Федерации. [7]
Заключение
Исторические факты свидетельствуют, что в
досоциалистический период были заложены организационные основы управления
физической культурой и спортом. Организационная структура управления физической
культурой и спортом в досоциалистической России имела мозаичный характер и
включала в себя общегосударственный орган управления, Российский олимпийский
комитет и около 1000 спортивно-гимнастических обществ, спортивных клубов, школ
и т.п., каждое из которых организовывало занятия одним или несколькими видами
спорта.
В советский период были сформированы научные
основы управления физической культурой и спортом, закрепленные в
соответствующем учебном курсе, включенном в учебные планы физкультурных вузов и
техникумов в качестве обязательного предмета; систематически издавались учебные
пособия и учебники. Первым изданием в России в рассматриваемой области науки
было учебное пособие доцента А.А. Афанасьева "Организация физической
культуры в СССР" (1952 г.), предназначенное для физкультурных вузов. В
этот период сформировалось три центра НИР по проблемам управления - во ВНИИФК,
в ГЦОЛИФКе и ГДОИФКе им. П.Ф. Лесгафта. физический
культура спорт менеджмент
Современный период, характеризующийся
ослаблением государственной формы централизованного управления физической
культурой и спортом. Его основные черты: интенсивное развитие спортивного
предпринимательства, коммерческих спортивно-оздоровительных организаций;
саморазрушение первичного организационного звена физической культуры и спорта и
автаркия ДФСО; самоликвидация производственной физической культуры; снижение
статуса и сокращение компетенции государственных органов управления и особенно
Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту; существенное
повышение статуса Олимпийского комитета России, которому передано право
регулирования деятельности федераций по видам спорта, а также других
общественных организаций.
Центр НИР по проблемам спортивного менеджмента
сместился в РГАФК из ВНИИФК, который начиная с 60-х годов был признанным центром
исследований проблем управления физической культурой и спортом и где была
подготовлена целая плеяда ученых в этой области. На кафедре управления и
экономики физической культуры и спорта РГАФК: налажено широкое обобщение
зарубежных концепций спортивного менеджмента и маркетинга, что отражено в
многочисленных публикациях профессорско-преподавательского состава кафедры;
спортивный менеджмент включен в государственные образовательные стандарты и
учебные планы высшего и профессионального среднего физкультурного образования в
качестве самостоятельного предмета; открыта специализация по спортивному
менеджменту на очном и заочном факультетах; ведется подготовка
научно-педагогических кадров по спортивному менеджменту.
Список литературы
1. Управление физической
культурой и спортом : учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: ФиС, 1987. - 288 с.
. Переверзин И. Спортивный
менеджмент в России: историческая эволюция и современное состояние / Переверзин
И. // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тез. докл.
Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 318-319.
. Формирование и развитие
системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 1)
. Формирование и развитие
системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 2)
. Формирование и развитие
системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 3)
. Формирование и развитие
системы управления физической культурой и спортом в России (Часть 4)
. Положение «О Министерстве
спорта Российской Федерации» (утверждено постановлением Правительства
Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 607).