Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    8,88 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг

ФИЛИАЛ НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. КРАСНОЯРСКЕ










КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Российское предпринимательское право»












Красноярск 2015

Содержание

1.Соотношение гражданского и Российского предпринимательского права

2.Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг

.Практическое задание

Библиографический список

1.Соотношение гражданского и Российского предпринимательского права

Одна из актуальных проблем современной юридической науки - выявление особенностей межотраслевых связей внутри системы права. Выявляя такие связи, возможно, сформировать целостное представление о праве как системе, выработать предложения по устранению правовых пробелов в смежных отраслях права, разрешить вопросы о допустимости применения соответствующих правовых норм одной отрасли права к отношениям, регулируемым другой правовой отраслью и др.

Ведущей отраслью права является гражданское право. Гражданское право - это система правовых норм, регулирующих имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, базирующиеся на автономии и имущественной самостоятельности участников таких отношений, методом юридического равенства сторон. Имущественные отношения, являющиеся предметом гражданского права, могут выражать: принадлежность имущества определенным лицам (вещные правоотношения); управление имуществом организаций (корпоративные правоотношения); переход имущества от одних лиц к другим (обязательственные правоотношения). Неимущественные отношения, связанные с имущественными, представляют категорию исключительных прав (авторских, патентных и т.п.).

Предпринимательские имущественные отношения служат важным элементом предмета гражданского права. Гражданский кодекс, другие законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права, не только дают легальное определение предпринимательской деятельности, но и регламентируют особенности источников ее гражданско-правового регулирования, их участия в обязательствах.

Гражданское право регулирует порядок заключения, исполнения договоров, вопросы наследования, авторства, изобретательства, жилищные отношения. Главная особенность гражданского права заключается в том, что оно регулирует отношения между равноправными и независимыми субъектами, вступающими в отношения друг с другом по собственной воле.

Гражданское право - это регулятор рыночных отношений. Вместе с другими отраслями права оно способно в полной мере регулировать предпринимательский сектор экономики. Нормы, регулирующие предпринимательство, т.е. деятельность по систематическому получению прибыли, органично слиты с гражданским правом. Однако гражданское право - не единственная отрасль права, регулирующая имущественные отношения. Некоторые отношения регулируются другими отраслями частного и публичного права.

Среди источников предпринимательского права особая роль принадлежит принятым в 1994 и 1996 гг. первой и второй частям Гражданского кодекса РФ. В них определены имущественные отношения рынка, основные права и обязанности предпринимателей. Кодекс является основой для последующего формирования законодательства Российской Федерации в сфере предпринимательства и защиты имущественных прав граждан.

Предметом предпринимательского права является нормативно определенная комплексная отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм и институтов, регулирующих общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности.

Каждая отрасль и подотрасль права, как правило, имеет системообразующий правовой акт (кодекс), вокруг которого формируется вся система данной отрасли и подотрасли права. В ходе развития рыночного законодательства системообразующие правовые акты предпринимательского права были поглощены различными отраслями права, что затруднило формирование данной отрасли права как системы правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность.

Предпринимательское право основывается на теории хозяйственного права, но не тождественно ему. В РСФСР концепция хозяйственного права связывалась с правовым оформлением принципов демократического централизма и планово-централизованной системы управления экономикой, изменившей свое значение при переходе к рыночной организации хозяйства.

С введением в действие в 1996 г. нового Гражданского кодекса РФ большая часть статей Закона о предприятиях и предпринимательской деятельности была поглощена Кодексом и утратила силу. Таким образом, в настоящее время основу законодательства о предпринимательстве составляет гражданское законодательство, регулирующее отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Наряду с этим предпринимательскую деятельность регулируют:

нормы административного права.

нормы финансового и налогового, трудового, земельного, уголовного и большинства других отраслей законодательства.

Следовательно, речь идет о комплексном правовом регулировании устойчивой группы общественных отношений, которую точнее следовало бы именовать законодательством о предпринимательстве и предпринимательской деятельности. В отечественной науке неоднократно предлагалось урегулировать круг данных правоотношений принятием Предпринимательского кодекса, однако на законодательном уровне подобное решение принято не было.

Современное российское законодательство о предпринимательстве достаточно унифицировано для использования международных учений о предпринимательстве в российском правопорядке с учетом его национальных особенностей как традиционной части европейского континентального права.

Предпринимательское право не следует смешивать с торговым (коммерческим) правом, ибо последнее всегда развивалось как часть (подотрасль) частного права, а в законодательной сфере торговые кодексы (в тех государствах, где они имеются, например, в Германии и во Франции) всегда рассматривались как специальные законы по отношению к гражданским кодексам. Правовые нормы финансового, налогового и других отраслей права традиционно не входят в содержание торгового права.

2.Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг

Недобросовестная конкуренция по своей сути является действием хозяйствующего субъекта, направленным на приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательской деятельности. В настоящее время не выработано единое понятие «недобросовестная конкуренция». В юридической науке и законодательстве есть определения недобросовестной конкуренции, однако, имея единый смысл, их трактовки существенно отличаются.

Так, по мнению В.А. Дозорцева, недобросовестная конкуренция (согласно представлениям В.А. Дозорцева - несправедливая конкуренция) - это «сообщение потребителю (потенциальному потребителю) вопреки обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости данных (ложных или соответствующих действительности), способных вызвать у него неправильные представления, дискредитирующие конкурента, его деятельность и (или) товар (в том числе способных вызвать заблуждение относительно характера, способа изготовления, свойств, пригодности к применению или количества товара) либо вызвать смешение с конкурентом, его деятельностью и (или) товаром».

Ю.И. Свядосц определял недобросовестную конкуренцию как «совершение таких действий в промышленных и торговых делах, которые направлены на извлечение имущественных выгод путем осуществления недобросовестных, противоречащих честным правилам и обычаям действий по отношению к конкурентам в капиталистическом обороте».

В.И. Еременко формулирует определение недобросовестной конкуренции, полагая таковой «любое виновное действие, противоречащее деловым обычаям, профессиональной этике или добропорядочности при осуществлении хозяйственной деятельности в целях конкуренции, которое причиняет или может причинить вред».

Ю. Касьянов определяет недобросовестную конкуренцию как «состязательность независимых хозяйствующих субъектов на товарном рынке с целью получения каких- либо экономических преимуществ или выгод посредством формирования негативного мнения потребителя по отношению к товару своих конкурентов или формирования мнения потребителя по отношению к своему товару, не соответствующего действительности».

Как видно, в настоящее время единого подхода к определению недобросовестной конкуренции в юридической литературе не существует. Обратимся к легальному определению недобросовестной конкуренции. Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» установлено, что недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Таким образом, недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг - действия финансовых организаций, направленные на приобретение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречащие законодательству РФ и обычаям делового оборота и причинившие или могущие причинить убытки другим финансовым организациям - конкурентам на рынке финансовых услуг либо нанести ущерб их деловой репутации.

Не допускается недобросовестная конкуренция: 1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений; 2) некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами, производимыми или реализуемыми другими хозяйствующими субъектами; 3) продажа, обмен или иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации ю/л, работ, услуг; 4) незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

Ненадлежащая реклама относится к одной из форм недобросовестной конкуренции (недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодательством РФ).

Приведем пример недобросовестной конкуренции на финансовом рынке. Так, Федеральная антимонопольная служба возбудила дело в отношении ООО «МОССБЕРКАССА» по признакам нарушения запрета на недобросовестную конкуренцию. Дело возбуждено в связи с использованием этой микрофинансовой организацией (МФО) на своем сайте обозначений, которые могут быть признаны сходными до степени смешения с товарными знаками ОАО «Сбербанк России», а также распространением на сайте недостоверной информации о своей деятельности, в том числе сроке работы на рынке микрофинансирования.

Будучи МФО, общество при описании условий привлечения в свою пользу на основании договоров займа денежных средств граждан и организаций использовало характерную для сферы оказания банковских услуг терминологию (например, термин «вклад»), а в некоторых случаях фактически указывало на наличие у себя статуса банка.

Кроме того, несмотря на отсутствие у упомянутого Общества договора страхования финансовых рисков, на его сайте размещалась информация о защищенности привлекаемых им денежных средств и гарантированном получении дохода от их размещения.

Рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия, а также основные права антимонопольного органа, позволяющие осуществлять такое воздействие. Право доступа к информации, право беспрепятственного доступа в органы государственной власти, органы МСУ, в коммерческие и некоммерческие организации с целью ознакомления на основании письменного запроса с необходимыми документами.

Предварительный контроль предполагает направление в федеральный антимонопольный орган в случаях, определенных Законом, ходатайства о даче согласия на создание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Государственная регистрация или исключение из реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа. Последующий контроль предполагает уведомление федерального антимонопольного органа о создании или реорганизации субъекта в 15-дневный срок со дня государственной регистрации.

Государственный контроль за концентрацией капитала. Критериями для проведения контроля являются характер совершаемых сделок или действий. В статье 16 Закона о конкуренции на рынке финансовых услуг перечислены случаи осуществления контроля:

приобретение более 20 процентов акций (долей в уставном капитале) финансовой организации;

приобретение более 10 процентов балансовой стоимости активов финансовой организации;

создание финансовой организации и изменение ее уставного капитала;

слияние, присоединение финансовых организаций.

Решение о принудительном разделении (выделении) имеет форму предписаний, которые направляются хозяйствующему субъекту. В предписании указывается срок, в течение которого реорганизация должна быть осуществлена. Этот срок не может быть менее шести месяцев. Федеральный антимонопольный орган вправе обращаться а суд или арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или частично договоров, противоречащих антимонопольному законодательству, об обязательном заключении договора с другим хозяйствующим субъектом, а также участвовать в рассмотрении судом (арбитражным судом) дел, связанных с применением и нарушением антимонопольного законодательства.

3.Решите правовую ситуацию, обосновав ответ ссылкой на статью нормативно правового акта

Арбитражный суд области рассмотрел иск главного управления ЦБ РФ по области к банку о его ликвидации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций. В обоснование своих требований управление сослалось на ч. 4 ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности» и на указания ЦБ, согласно которым отзыв лицензии влечет за собой безусловную ликвидацию кредитной организации в судебном порядке. Представитель банка, возражая против иска, заявил, что названные указания не соответствуют ГК РФ и поэтому в споре неприменимы.

Тем не менее суд вынес решение о ликвидации банка.

Оцените законность судебного решения.

Решение:

Суд вынес обоснованное решение, т.к. ч. 2 ст. 61 ГК РФ предусматривает возможность такой ликвидации, в связи с отзывом лицензии. Кроме того, ст. 23.1 ФЗ «О банках и банковской деятельности» указывает на обязанность Банка России обратиться в суд с иском о ликвидации банка, у которого была отозвана лицензия. Таким образом, во взаимосвязи указанных нормативных правовых актов можно говорить о законности и обоснованности данного судебного решения.

предпринимательский финансовый конкуренция банк

Библиографический список

1.Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»

2.Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О защите конкуренции»

.Еременко В.И. Особенности пресечения недобросовестной конкуренции // Адвокат. 2000. № 7.

4.Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2005. С. 13.

6.Касьянов Ю. Проблемы российского антимонопольного законодательства // Законодательство и экономика. 2000. № 6.

.Свядосц Ю.И. Правовая охрана товарных знаков в капиталистических странах. М., 1969.

Похожие работы на - Недобросовестная конкуренция на рынке финансовых услуг

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!