Исследование этнотолерантности на примере содержания сайта www.censor.net.ua
ИССЛЕДОВАНИЕ ЭТНОТОЛЕРАНТНОСТИ НА
ПРИМЕРЕ СОДЕРЖАНИЯ САЙТА WWW.CENSOR.NET.UA
Герасимова Анна Андреевна
Студент 2 курса, Факультета Психологии СГУ им. Чернышевского
Введение
Проблема толерантности - одна из наиболее актуальных и сложных в
современной науке. Значительное увеличение количества исследований в данной
области в конце XX - начале XXI века связано с участившимися актами насилия,
терроризма, обострившимися межрелигиозными и межнациональными конфликтами.
Любое убеждение может привести к нетерпимости, непринятию другого и конфликту,
если не остается никакого сомнения в непогрешимости идей, в которые мы верим, и
в ложности тех взглядов, которые нами оспариваются. Результаты такой
нетерпимости могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости,
пренебрежения к другим, до этнических чисток и геноцида - умышленного
уничтожения людей. Человек, который не желает признавать достоинство, права и
свободы других людей, также не может требовать признания своего достоинства,
своих прав и свобод. Мы живем в такое время, когда в обществе происходит
неостановимое смешение этносов, религий, экономических политических и жизненных
взглядов, а потому проблема толерантности никогда не утратит для нас значения,
и особенно остро она встает сейчас, в связи с ситуацией в России, на Украине и
в мире. Актуальность моего исследования связана с тем, что мы живем в такое
время, когда в обществе происходит неостановимое смешение этносов, религий,
экономических политических и жизненных взглядов, а потому проблема
толерантности никогда не утратит для нас значения, и особенно остро она встает
сейчас, в связи с ситуацией на Украине, в России и мире
Нами была выдвинута следующая гипотеза:
Этнотолератнтность и ее нарушения имеют ассиметричный характер.
Цель:
Исследовать
проблематику этнотолерантности на примере анализа сайта www <#"799280.files/image001.gif">
Рис. 1
На рис. 1 показано разнообразие отрицательных и положительных характеристик
украинцев и русских. Хорошо заметно, что отрицательные характеристики,
касающиеся русских, гораздо более разнообразны и встречаются чаще, нежели
отрицательные характеристики украинцев. К тому же, в тексте характеристики
такого занимают доминирующее положение, что может говорить об негативном,
отрицательном настрое как украинцев по отношению к русским, так и русских по
отношению к украинцам. Особенно острую реакцию, как было мной замечено,
вызывают статьи и заметки о России, причем совершенно не важно, касается ли
дело при этом Украины или это просто внутренние дела страны, никоим образом не
относящиеся к внешнему миру. Самые резкие и разнообразные по степени
оскорбительности отрицательные характеристики можно увидеть под статьями где
так или иначе упоминается все, связанное с войной, причем как той, что идет
сейчас, так и чисто гипотетической ядерной. Если же статья соответствует и
первому (речь идет о России) и второму (обсуждаются военные действия) статья в
кратчайшие сроки (буквально за сутки) может набрать не менее пятисот-девятисот
комментариев. Статьи же, в которых говорится об обычных событиях на Украине и
за рубежом, даже за неделю могут не набрать и сотни комментариев, причем и в
этой сотне будет обсуждаться не описываемое в заметке событие, а влияние России
на него и жизнь Украины в целом. Нередко встречаются достаточно любопытные
диспуты, далеко уходящие от изначальной темы, в которых чувствуется спор
образованных людей - здесь избегают как либо характеризовать и русских, и
украинцев, ограничиваясь достаточно нейтральным высказываниями. Отрицательных
характеристик украинцев немного, но исходить они могут как от русских, так и от
украинцев, чаще всего сообщения, в которых они появляются, несут не
информативный, а исключительно негативно-эмоциональный подтекст. Кроме того
мной было замечено, что украинцы очень редко употребляют какие-либо
положительные характеристики по отношению к своему народу, а большая часть
высказываний, включенных в статистику, исходила от людей с русским или другим
«флажком».
Рис. 2
На рис. 2 указано соотношение отрицательных и положительных характеристик
русских у украинцев. Как уже говорилось ранее, негативные высказывания
превалируют. При этом негативных высказываний о русских на порядок больше.
Рис. 3
На рис. 3 указано соотношение положительных характеристик украинцев и
русских, а второй график показывает соотношение отрицательных характеристик
украинцев и русских. Результаты очень примечательны: мы легко можем заметить,
что если процентное соотношение положительных характеристик русских и
положительных характеристик украинцев примерно одинаково (с восьмипроцентным
перевесом в сторону Украины), то процентное соотношение отрицательных
характеристик имеет очень серьезную асимметрию. Отрицательных характеристик
русского народа в восемь раз больше, чем отрицательных характеристик украинцев.
Рис. 4
Далее, мне было бы любопытно указать на то, что наиболее часто
встречающимися отрицательными характеристиками по отношению к русским были
такие: «русские-националисты», «рабы», «моральное опустившиеся люди» и
«гомосексуалисты» (там было «пидоры», и лично я считаю это не вопросом
сексуальных предпочтений, а моральной характеристикой). По отношению же к
украинцам это были утверждения о «глупости», «сумасшествии» и том, что страна
«продалась США за крайне невеликую цену» (кхм, вообще-то там было «дешевые американские
подстилки»). Любопытным может быть тот факт, что наиболее часто встречающиеся
положительные характеристики совпадают - это «патриотичные», «героичные»,
«настоящие люди».
Вывод: В результате анализа данных можно сделать вывод о том, что
этнотолерантность имеет ассиметричный характер. Этническая нетерпимость
украинцев по отношению к русским в восемь раз больше, чем нетерпимость русских
в отношении украинцев.
толерантность этнос психологический нация
Список литературы
1. Асмолов А.Г. Слово о толерантности. /Журнал «Век
толерантности», 2001
2. Крысько В.Г. Этническая психология. 4-е изд./М.: Академия, 2008
3. Липа Ю.И. Назначения Украины/
Нью-Йорк: Б. в., 1953
4. Пилипенко В.Ф. Толерантность // Безопасность: теория,
парадигма, концепция, культура. /Словарь-справочник, М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
5. Чижевский Д.И. Очерки по истории
философии на Украине. / К.: Факел, 1992.