Государственная политика в сфере курортного дела

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Туризм
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,86 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственная политика в сфере курортного дела

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

"Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых"

Кафедра музеологии и истории культуры





Государственная политика в сфере курортного дела














год

Оглавление

Введение

. Развитие курортного дела в России

. Отличительные черты государственной политики России в сфере курортного дела

. Иностранный опыт государственного регулирования курортного дела

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, неотъемлемым правом человека является право на охрану здоровья и благоприятную среду обитания. Одним из важнейших средств обеспечения названного права в Российской Федерации без сомнения является курортного дело. В настоящее время развитие отечественных курортов и курортных регионов приобретает особое значение в связи с необходимостью формирования единого правового пространства Российской Федерации, отвечающего требованиям современности.

Целью данного исследования является анализ организационных и правовых основ государственной политики в сфере отечественного курортного дела. Научная задача - выявление содержания правового регулирования отечественного курортного дела. Задачи исследования:

проанализировать развитие курортного дела в России;

раскрыть принципы и особенности организации и деятельности органов управления курортным делом;

изучить иностранный опыт государственного регулирования отрасли курортного дела.

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, связанных с возникновением и развитием правового регулирования отечественного курортного дела.

Исследование построено с использованием различных методов, таких как системно-структурный, диалектический, абстрагирования и обобщения, сравнения.

1. Развитие курортного дела в россии

Санаторно-курортное дело в России является одним из древнейших видов рекреации. Отечественные климатические курорты хорошо известны и пользовались спросом, начиная с XIX в., однако наибольшего развития претерпели в ХХ ст.

В современных условиях рыночного хозяйствования в санаторно-курортном деле России происходят структурные изменения, связанные, в первую очередь, с организационно-управленческими аспектами, а именно: растет коммерциализация услуг данной сферы, увеличивается количество частных (или коллективной формы собственности) учреждений, увеличивается количество предложений санаторно-курортного отдыха.

Благоприятные климатические условия для сезонных видов отдыха сохраняются в течение 10-11 месяцев, что позволяет говорить о возможности практически круглогодичного функционирования заведений. Наиболее благоприятные климатические условия в горных районах России. Услуги санаторно-курортных учреждений в 2010 г. составили 45% от общего объема деятельности туристической отрасли России.

На сегодня в России существует развитая сеть санаторно-курортных и оздоровительных учреждений, которая насчитывает более 3 тыс. субъектов, однако по данным Госслужбы статистики, в стране уменьшается количество санаторно-курортных и оздоровительных учреждений.

За период с 1.10.2009 г. по 30.10.2010 г. в России уменьшилось количество санаториев и пансионатов с лечением на 3 заведения и составляет 810 заведений данного типа, однако количество коек при этом осталась неизменным - 541 тыс. Количество санаториев-профилакториев сократилось на 18 и составляет 434 заведения, количество коек в них - 29 тыс. (36 тыс. годом ранее); количество домов и пансионатов отдыха уменьшилось на 6 и составляет 290, количество коек в них уменьшилось на 2 тыс. и составляет 60 тыс.; количество баз и других учреждений отдыха за указанный период увеличилась на 13 и составляет 1920 заведений данного типа, количество коек увеличилось на 1 тыс. и составляет 217 тыс.; количество детских оздоровительных лагерей уменьшилось на 37 и составляет 342, количество коек уменьшилось на 2 тыс. и составляет 196 тыс. Причины сокращения учреждений данной сферы заключаются, прежде всего, в организационных недостатках управления, моральной и физической изношенности материально-технической базы, недостаточности финансирования, низкой конкурентоспособности хозрасчетных предприятий, поэтому более чем половина санаторно-курортных заведений России являются убыточными.

Для потребителей санаторно-курортного продукта наиболее сдерживающим фактором являются завышенные цены. Возможно, рост стоимости санаторно-курортных путевок являются требованиями времени, однако должно бы улучшаться и качество предоставления услуг в таких заведениях. Пока что повышение цен приводит к уменьшению загруженности санаториев (в среднем 18-20% в год), но в большинстве не влияет на улучшение материально-технической базы и совершенствование качества предоставления услуг. Учитывая ситуацию, что сложилась, увеличение количества заболеваний среди населения, неспособность большинства отечественных санаторно-курортных учреждений обеспечить надлежащее качество оздоровительных процедур и проживания, целесообразно способствовать развитию не больших частных оздоровительно-курортных учреждений. В дальнейшем возможно расширение деятельности таких заведений и формирования национальных (региональных) сетей данной сферы. Россия имеет мощные бальнеологические запасы, среди которых наиболее ценными являются минеральные воды и лечебные грязи различных типов. Однако земля с такими ценными ресурсами должным образом не охраняется, в результате чего часто наблюдается приватизация рекреационных территорий, их нецелевое использование. С целью предотвращения таких негативных тенденций должна быть разработана комплексная государственная программа развития санаторно-курортного дела и рекреационных территорий. Формирование государственной стратегии развития курортно-рекреационного хозяйства России является актуальной проблемой в связи со следующими факторами:

) необходимостью массового оздоровления населения страны;

) обеспечение конструктивного взаимодействия органов государственной власти России и ее субъектов относительно комплексного рационального использования природно-рекреационных ресурсов и его сохранения; курортный рекреация санаторный россия

) курортно-рекреационные комплексы имеют большое национальное и международное значение: содействие социально-экономическому прогрессу и ускорению интеграции России в мировую экономическую систему.

Мероприятия по улучшению деятельности санаторно-курортных учреждений должны предусматривать:

совершенствование финансово-экономических механизмов поддержки;

воспроизводство и рациональное использование природно-рекреационных ресурсов;

проведение приватизации санаторно-курортных учреждений;

содействие привлечению инвестиций в развитие соответствующей инфраструктуры;

выход на международные рынки.

Россия обладает самыми разнообразными природно-рекреационными ресурсами, на базе которых функционируют санаторно-курортные учреждения. Однако работы данных заведений нельзя назвать эффективными по ряду причин, делающих отрасль неконкурентоспособной. Поэтому на сегодня существует объективная необходимость в смене приоритетов управления и приведении отрасли к международным стандартам, что не может обойтись без участия государства.

2. Отличительные черты государственной политики России в сфере курортного дела

Реалии времени заставляют Россию искать свое место в мировой курортной индустрии. Становление массового курортного дела в России через его коммуникативность является также важным фактором формирования гражданского общества, утверждения гуманитарных ценностей. Народная дипломатия в этом процессе более реальная, чем современные часто неэффективные законы.

Главной проблемой курортной отрасли является ненадлежащее качество услуг, отсутствие четкого контроля, недостаточная популяризация внутреннего Российского курортного отдыха.

Нормативно-правовой базой функционирования отечественного курортного дела является Конституция Российской Федерации, Федеральный закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", другие законодательные акты России, которые дополняют, международные договора и соглашения, в которых участвует Россия.

Основными направлениями государственной политики в области курортного дела являются:

привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведение содержательного досуга, ознакомление с историко-культурным наследием, природной средой, организация оздоровления населения и обеспечение прав граждан на отдых;

обеспечение рационального использования и сохранения лечебно-оздоровительных ресурсов, становление курортного дела как высокорентабельной отрасли экономики России, создание эффективной системы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма;

создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области курортного дела в соответствии с действующим законодательством России, международных норм и правил;

защита прав и интересов государства в области курортного дела;

создание благоприятного для развития курортного дела налогового, валютного, таможенного, пограничного и других видов контроля; создание экономических условий, стимулирующих развитие курортного дела в России;

введение льготных условий для организации курортного отдыха среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;

поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие курортного бизнеса;

установление порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в области курортного дела;

содействие развитию конкуренции, обеспечение соблюдения в этой области антимонопольного законодательства;

обеспечение безопасности потребителей курортных услуг, защита их прав, интересов и имущества;

организация и развитие системы научного обеспечения отрасли курортного дела, подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития курортного дела, разработка и заключение международных двусторонних и многосторонних договоров в области курортного дела и определение механизма их реализации.

Государственное регулирование в курортной отрасли осуществляется путем:

принятия нормативно-правовых актов относительно процедур туристической деятельности;

лицензирование туристической деятельности, сертификации услуг и контроля за соблюдением требований действующего законодательства в этой сфере;

выделение бюджетных субсидий на разработку и реализацию государственных программ и финансирования мероприятий по пропаганде курортных возможностей России;

содействие продвижению национальных курортных услуг через участие отечественных субъектов этой деятельности в международных мероприятиях.


За последние годы курортный бизнес начал свое стремительное развитие во всех странах мира. Знакомясь с опытом различных зарубежных стран можно увидеть, что успех развития курортного бизнеса во многом зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, и как государственные институты поддерживают эту отрасль. Для того чтобы получать доходы любое цивилизованное государство должно вкладывать значительные средства для исследования своих территорий с целью оценки туристического потенциала. Государственные программы должны способствовать развитию курортного дела, развитию туристских центров, созданию и развитию необходимой инфраструктуры, а также рекламы и информационного обеспечения.

Практика показывает, что частный сектор никогда не сможет вложить крупные инвестиции для развития курортных туристских предприятий, а также основных элементов туристской инфраструктуры, ему не под силу выполнять функции Национальной Туристской Администрации. В странах с развитым курортным бизнесом есть такие организации, которые подчинены, как правило, министерствам, которые занимаются разработками национальных программ развития курортного дела. Носят такие организации различные названия, так в Великобритании это ВТА (British Nourist Authority), в Италии - ENIT, в Ирландии - Irish Board, в Испании - Turespana, в Норвегии - NOTRA. Такие организации имеют свои представительства по туризму в других странах. Эти организации разрабатывают программы, которые будут привлекать потоки и обеспечивают туристскую информацию.

Специфика курортного дела связана с широким спектром взаимоотношений. В эти отношения вступают лица, которые участвуют в процессах организации путешествий и отдыха. Существующие отношения настолько разнообразны, что порождают определенную сложность правового регулирования.

На сегодняшний день сложилось несколько подходов к организационному процессу государственного регулирования курортного дела. Так во многих странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование полностью отсутствует, а субъекты рынка сами осуществляют оперативное регулирование. В тех странах, где существует государственное регулирование рынка курортных услуг, применяются две модели - существуют специальные органы государственной власти, или же регулирование выполняют многопрофильные органы.

В Австрии курортная отрасль курируется Министерством экономики. Рекламу курортных возможностей государства осуществляет Австрийский национальный туристский офис, который имеет свои представительства в 26 странах мира.

В Великобритании сферой курортов руководит Министерство культуры, зрелищ и спорта, которому напрямую подчиняется орган, который отвечает за туризм - British Tourist Authority (ВТА). Эта организация занимается привлечением потоков иностранных туристов в Великобританию, а также занимается развитием внутреннего туризма. Кроме того, эта организация проводит консультации с правительством и другими государственными учреждениями, занятых в сфере курортного дела. Для этого по инициативе администрации проводятся рекламные компании за пределами страны через сеть своих офисов и представителей. Также для этих целей используется пресса, радио, телевидение. Администрация занимается организацией международных конференций, предоставляет консалтинговые и маркетинговые услуги по вопросам международного туризма и занимается издательством различных информационно-справочных материалов. По своей организационно-правовой форме ВТА является и частнопредпринимательским институтом, который наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках предоставляет также ряд платных маркетинговых и консалтинговых услуг, занимается организацией семинаров и выставок, осуществляет ряд проектов с привлечением иностранного капитала, издает и занимается реализацией путеводителей, видеофильмов и других рекламно-информационных продуктов. Возглавляет ВТА совет директоров, который состоит из пяти членов и президента. В штате этой организации насчитывается около 300 работников, из которых приблизительно треть работает непосредственно в Лондоне, а остальные работают в 26 представительствах за рубежом. Порядка 68% необходимых денежных средств ВТА получает из государственного бюджета.

В Германии организацией курортного бизнеса занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, который отвечает за увеличение туристских потоков в страну. Представительства данного комитета работают в 27 странах мира.

В Израиле работает Министерство туризма. В 2007 году бюджет этой организации составлял 150 млн. долларов США. Эти средства использовались для финансирования различных мероприятий, которые связаны с презентационной, информационной, выставочной деятельностью по всем странам мира. Также часть этих средства направлялась на проведение различных конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание рекламных материалов и буклетов.

В Соединенных Штатах Америки первый Национальный закон США "О международном туризме" был принят в 1961 году. Этот закон предусматривал создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ), которая функционировала в составе Федерального министерства торговли США. Кроме того Администрация осуществляет государственное регулирование в сфере курортного дела. В 1992 г. принимается Закон "О политике в сфере туризма и развития экспорта", который поставил перед АПТ следующие задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, ведение статистики туристической деятельности, исследование конъюнктуры туристского рынка, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам, руководство программой развития туризма. Кроме Национального органа, занимающегося регулированием туристской деятельности на федеральном уровне, в каждом из штатов США функционирует соответствующая служба, которая отвечает за развитие туристского бизнеса, в том числе и курортного дела.

В Швейцарии всеми вопросами курортного дела занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ), которое является самым крупным национальным рекламным агентством.

Заключение

Проанализировав национальную политику России в сфере курортного дела, приходим к выводу, что ряд законов, принятых правительством России, значительно ускорил развитие курортной отрасли в стране, способствовал налаживанию связей и сотрудничеству с иностранными государствами, вхождению России в ряд международных организаций. Это свидетельствует о признании курортного потенциала России на мировом туристическом рынке, восприятии ее мировым сообществом как великой державы с богатыми природно-рекреационными и историко-культурными ресурсами, мощной туристической инфраструктурой. Вместе с тем существует ряд объективных и субъективных социально-экономических и правовых проблем, которые мешают эффективному функционированию курортного дела в России.

В современных условиях система санаторно-курортной помощи в стране не имеет единой структуры и рассредоточена между министерствами, ведомствами, общественными организациями, акционерными обществами, в силу чего потребности населения России в санаторно-курортном лечении и оздоровлении удовлетворяются лишь в той мере, в какой эта деятельность отвечает собственным интересам владельцев санаториев, а также учреждений, в ведении которых санаторно-курортные учреждения находятся. Обладая уникальными курортными ресурсами, санаторно-курортный комплекс России во многих случаях функционирует не достаточно эффективно. В числе причин - ведомственная разобщенность, неконкурентное развитие, неадекватная налоговая система, отсутствие единой структуры санаторно-курортной помощи, затратный подход к развитию и многие другие.

Список использованной литературы

1.Конституция Российской Федерации. // Российская газета. № 237. 25 декабря 1993 г.

2.Федеральный закон от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". // СЗ РФ. 1995. № 9. Ст. 713.

.Александров В. А. О механизме действия главнейших курортных факторов. "Клиническая медицина", 2009, № 6. - 121 с.

.И.З. Вульфсон и др. Справочник по курортологии и курортотерапии / Гл. ред. Ю.Е. Данилова, П.Г. Царфис.. - М.: Медицина, 1993. - 648 с.

5.Ветитнев А.М, Курортное дело. М.: КНОРУС, 2007. - 528 с.

6.Ветитнев А.М., Кусков А.С. Лечебный туризм. - М.: ФОРУМ, 2010. - 592 с.

.Кусков А.С., Лысикова О.В. Курортология и оздоровительный туризм. Ростов: Феникс, 2004.- 128 с.

.Маньшина Н.В. Курортология для всех. За здоровьем на курорт. - М.: Вече, 2007. - 592 с.

.Слоним А. Д., Воронин Н. М. Влияние на организм климата как средства профилактики и курортного лечения. Основы курортологии, т. II. Медгиз, 1999. - 231 с.

Похожие работы на - Государственная политика в сфере курортного дела

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!