Правомерность действий сотрудника охранного предприятия.
В приведённом в задаче факте мы имеем дело с загрязнением гражданином Мусоркиным окружающей среды в месте отдыха горожан.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ «несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей…» Поскольку Мусоркин бросил окурок, то есть «отход потребления», мимо урны, то, формально, штраф не должен превышать указанного размера, а именно от одной тысячи до двух тысяч рублей. Поэтому постановление главы муниципального образования (если таковое постановление действительно имело место) о размере штрафа за подобное правонарушение 10 МРОТ (примерно 55 540 рублей) противоречит КоАП РФ.
Далее следует проанализировать действия сотрудника ЧОП Дубинкина.
Согласно статье 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 02.07.2013) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»: «частный охранник - гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен, получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией». Причем формулировка не допускает иных толкований.
Следовательно, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется, так как ЧОП не является государственным органом (под органами обеспечения правопорядка и безопасности в РФ понимают специально созданные государственные органы, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и законных интересов человека и гражданина, борьба с правонарушениями и их предупреждение). На этом основании Дубинкин неправомочно потребовал уплатить ему Мусоркиным штраф, тем более забирать личные вещи в качестве залога, равно как и составлять акт.
Тем более о штрафе не должно идти и речи! Статья 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях чётко устанавливает последовательность мер административного наказания, первой из которых является предупреждение: «предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба».
Поскольку гражданин Мусоркин впервые в данных обстоятельствах совершил правонарушение, именно этой меры было достаточно.
Поводя итог, следует сделать вывод: судя по тому, что Мусоркин готов был ответить за свой проступок, сотруднику ЧОП Дубинкину достаточно было лишь сделать замечание, чтобы окурок оказался поднятым с земли и опущенным в урну. Дубинкин явно превысил свои полномочия, и его действия стали носить неправомерный характер.
ЗАДАЧА № 5.
ОАО «Первоуральские коммунальные сети» на основании договора аренды с МУП «ЖКХ г. Первоуральска» от 01.10.2003 г. получило во временное владение и пользование городские тепловые сети. В течение четырёх месяцев со дня передачи тепловых сетей Общество вело работу по подготовке документов для получения лицензии на право осуществлять деятельность по эксплуатации тепловых сетей.
.02.2004 г. инспектором Госэнергонадзора была проведена проверка правомерности использования Обществом тепловых сетей. Инспектором было установлено, что сети эксплуатируются без соответствующей лицензии. Был составлен протокол об административном правонарушении.
Генеральный директор ОАО пояснил, что им предпринимались все меры для получения соответствующей лицензии, однако в соответствии с лицензионными требованиями соискатель должен владеть данными сетями и представить в лицензирующий орган соответствующие документы по ним. Кроме того, соискатель должен иметь специально обученный персонал. Срок получения лицензии очень длительный, а заработную плату работникам Общество платить обязано. Поэтому не эксплуатировать сети Общество не могло.
Помимо этого Генеральный директор пояснил, что фактически Общество самостоятельно не эксплуатировало сети, поскольку работы по ремонту и обслуживанию сетей осуществляли подрядные организации, Общество лишь контролировало их действия.
Кто прав в данной ситуации? Каков порядок лицензирования деятельности по эксплуатации тепловых сетей?
ОТВЕТ:
В данной ситуации инспектор был прав. Согласно ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения <#"justify">2. Деятельность по эксплуатации тепловых сетей включает в себя прием, передачу и распределение тепловой энергии, техническое обслуживание и ремонт тепловых сетей.
. Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей осуществляется Министерством энергетики Российской Федерации (далее именуется - лицензирующий орган).
. Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении деятельности по эксплуатации тепловых сетей являются:
а) соблюдение требований нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных технических документов, устанавливающих правила эксплуатации тепловых сетей;
б) наличие сертификатов на оборудование, используемое лицензиатом при осуществлении лицензируемой деятельности;
г) наличие у лицензиата работников, имеющих специальное высшее или среднее профессиональное образование либо иное высшее или среднее профессиональное образование, при условии прохождения ими переподготовки с целью осуществления лицензируемой деятельности, а также специалистов, прошедших в установленном порядке специальную подготовку;
д) наличие в штате лицензиата должностного лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения потребителей, а также за безопасность эксплуатации и проведения ремонта тепловых сетей;
е) наличие у лицензиата паспорта (акта) готовности к работе в зимний период.
. Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:
а) заявление о предоставлении лицензии с указанием:
наименования, организационно-правовой формы, места нахождения - для юридического лица;
фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемой деятельности;
б) копии учредительных документов и копия документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;
копия свидетельства о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве индивидуального предпринимателя;
в) копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
г) копии документов, подтверждающих соответствующую установленным требованиям квалификацию должностного лица, ответственного за обеспечение надежного и бесперебойного теплоснабжения и за безопасность эксплуатации и ремонта тепловых сетей;
д) копии документов, подтверждающих квалификацию работников соискателя лицензии;
е) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии.
Если копии документов, предусмотренных подпунктами "б" и "в" настоящего пункта, не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.
Требовать от соискателя лицензии представления иных документов не допускается.
За предоставление недостоверных сведений соискатель лицензии несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 60 дней с даты получения заявления со всеми необходимыми документами.
Соответствующее решение оформляется приказом руководителя лицензирующего органа.
Лицензирующий орган при проведении лицензирования имеет право проводить проверки соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
. Лицензия на осуществление деятельности по эксплуатации тепловых сетей предоставляется на 5 лет.
Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.
. Лицензирующий орган ведет реестр лицензий, в котором указываются:
а) наименование лицензирующего органа;
б) лицензируемая деятельность;
в) сведения о лицензиате:
наименование, организационно-правовая форма, место нахождения (с указанием мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность) - для юридического лица;
фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя;
код лицензиата по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций и идентификационный номер налогоплательщика;
г) адреса сооружений, используемых для осуществления лицензируемой деятельности;
д) дата принятия решения о предоставлении лицензии;
е) номер лицензии;
ж) срок действия лицензии;
з) сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;
и) сведения о продлении и переоформлении лицензии;
к) основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;
л) основание и дата аннулирования лицензии.
. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий осуществляется путем проведения лицензирующим органом проверки на основании распоряжения (приказа) его руководителя, в котором указываются:
а) фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного осуществлять проверку;
б) цели, задачи и предмет проверки;
в) даты начала и окончания проверки.
Продолжительность проверки не должна превышать 1 месяц.
Плановая проверка проводится лицензирующим органом не чаще 1 раза в 2 года.
Внеплановая проверка проводится для подтверждения устранения лицензиатом выявленных при проведении плановой проверки нарушений лицензионных требований и условий.
По результатам проверки составляется акт с указанием конкретных нарушений и срока их устранения. Акт составляется по установленной лицензирующим органом форме в 2 экземплярах, один из которых вручается лицензиату. К акту при необходимости прилагаются копии документов, подтверждающих наличие выявленных нарушений.
Если лицензиат не согласен с результатами проверки, он имеет право отразить в акте свое мнение. В случае отказа лицензиата от ознакомления с результатами проверки должностное лицо (лица) фиксирует этот факт в акте и заверяет его своей печатью.
Лицензиат обязан уведомить (в письменной форме) лицензирующий орган об устранении выявленных нарушений.
. Лицензиат обязан проинформировать (в письменной форме) в 15-дневный срок лицензирующий орган об изменении места своего нахождения, а также мест нахождения территориально обособленных подразделений, осуществляющих лицензируемую деятельность.
. Лицензирующий орган при проведении лицензирования руководствуется Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и настоящим Положением.