Интеллектуальная шкала Д. Векслера
Психодиагностика
Интеллектуальная
шкала Д.
Векслера
Содержание
Введение
.
Обзор методов измерения интеллекта
.
Тест измерения интеллекта детей-дошкольников Д. Векслера (WPPSI)
.
Опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в
Челябинской области
.
Роль методики WPPSI в психодиагностике
Заключение
Список
литературы
Введение
Актуальность проблемы. Одним из важнейших
показателей социально-экономического благополучия общества является состояние
интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв
страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного
развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает
особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все
более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им
нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не
механическим, а осмысленным.
В ряду задач, стоящих перед дошкольным
учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из
основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие
интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий,
считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при
выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно
сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и
сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить
познавательную активность.
Тест Векслера (или Шкала Векслера)
является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального
развития и разработана Дэвидом Векслером
<#"798954.files/image001.gif">
Рисунок 1 - Результаты исследования интеллекта
по субтестам у детей с нормальным интеллектом
Сравнительный анализ результатов по методикам
WPPSI и WISC в группе нормальных детей свидетельствует о довольно близких
значениях по всем субтестам, за исключением субтеста «Кубики». По тесту WPPSI
дети лучше справляются с этим субтестом. Качественный анализ этих субтестов в
сравниваемых методиках показал, что имеются различия в системе предъявления
стимульного материала. Если в методике WISC ребенку предоставляется возможность
иметь перед собой предметный образец только однажды, а далее складывать кубики
по нарисованной на карточке фигуре, то в методике WPPSI такую возможность
ребенок имеет на протяжении семи предъявлений. Кроме того, в методике WPPSI
используются не кубики, а пластины.
Сравнительный анализ вербального, невербального
и общего интеллекта по двум методикам показал практически полное совпадение
результатов диагностики.
Аналогичные результаты сравнения получены в
группах детей с умственной отсталостью (рис. 3,4) и детей с ЗПР (рис. 5,6).
Рисунок 2 - Результаты исследования вербального,
невербального и общего интеллекта у детей с нормальным интеллектом
Рисунок 3 - Результаты исследования интеллекта
по субтестам у умственно отсталых детей
Рисунок 4 - Результаты исследования вербального,
невербального и общего интеллекта у умственно отсталых детей
Рисунок 5 - Результаты исследования интеллекта
по субтестам у детей с ЗПР
Рисунок 6 - Результаты исследования вербального,
невербального и общего интеллекта у детей с ЗПР
Проверка валидности и надежности методики WPPSI
осуществлялась и методом корреляций. Коэффициент надежности соответствует
высокому коэффициенту корреляции между результатами по тестам WISC и WPPSI. В
нашем исследовании получен коэффициент корреляции между общим IQ - 0,88,вербальным
- 0,79, невербальным - 0,62. Об этом же способе определения надежности пишет А.
Анастази и называет это «надежностью взаимозаменяемых форм». Этот путь
определения надежности теста более предпочтительный по сравнению с «ретестовой
надежностью», когда требуется повторное обследование испытуемого с помощью
одного и того же теста. В этом случае слишком велико влияние тренировки и
навыка [16, с.60].
Доказательством надежности методики WPPSI
является также надежность частей теста. У А. Анастази этот метод называется
методом расщепления, а коэффициент надежности - коэффициентом внутренней
согласованности. Полученные положительные корреляции между частями теста WPPSI
(для общего IQ -0,97; для вербального - 0,89; для невербального - 0,96) также
свидетельствуют о надежности методики.
Критерием валидности теста является показатель
принадлежности индивида к определенной группе. При сопоставлении результатов по
методике WPPSI у детей с нормальным интеллектом, детей с ЗПР и с умственной
отсталостью оказалось, что эта методика обладает большой дифференцирующей
силой, то есть дает возможность отделять детей, имеющих ЗПР, от нормы, детей с
умственной отсталостью от нормы, детей с ЗПР - от детей с умственной
отсталостью (различия достоверные, р < 0,001).
В качестве критерия валидности методики WPPSI
может служить совпадение деления обследованных детей на группы в соответствии с
медицинским диагнозом, согласно которому дети были помещены в специальный
детский сад для детей с ЗПР или умственной отсталостью. Такой метод определения
валидности называется «методом контрастных групп». Дети с ЗПР попали в
результате обследования по методике WPPSI в диапазон IQ от 80 до 94 баллов, а с
умственной отсталостью - от 65 до 79 баллов.
Валидность этого теста подтверждает также корреляция
его показателей с показателями теста Стэнфорд-Бине (Кг =0,75). Эти результаты
совпадают с данными зарубежных психологов. Например, А. Анастази указывает на
высокие связи (на уровне 0,82) показателей общего интеллекта по шкале
Стэнфорд-Бине и шкале WPPSI.
Таким образом, можно считать, что надежность и
валидность теста WPPSI достаточно высокая.
интеллект диагностика векслер
психическое
4. Роль методики WPPSI в психодиагностике
Такой качественный анализ позволяет значительно
обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой
давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и
осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком,
имеющим проблемы в развитии [12, с.200].
Качественный анализ при работе с методикой WPPSI
включает следующие аспекты:
особенности общения ребенка с психологом: легко
ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие и т. д.; при квалификации
дефекта необходимо иметь в виду, что низкие качественные показатели по
вербальной шкале могут являться следствием речевого недоразвития;
мотивационные особенности поведения: с интересом
ли работает ребенок, как он реагирует на успех или неудачу, как оценивает свои
результаты;
динамические характеристики деятельности: импульсивность,
заторможенность, медлительность, истощаемость; например, медлительный ребенок
может не укладываться во временные рамки и, таким образом, иметь низкие
результаты;
характеристики моторики: быстрота движений,
координация, мышечный тонус и т. д.;
речевые проявления: уровень понимания речи,
трудности произношения, несформированность фразовой речи, речевая инертность и
др.;
способы выполнения заданий: неадекватные, метод проб
и ошибок, хаотичность действий и т. д.
Таким образом, количественная и качественная
оценки выполнения ребенком заданий теста WPPSI взаимно дополняют друг друга. С
одной стороны, низкий балл указывает на неблагоприятное положение обследуемого
среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и
допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющихся
интеллектуальных нарушений; с другой - при помощи качественного анализа имеется
возможность выявить различные типы нарушения интеллектуальной деятельности, а
на основе количественной оценки установить их степень. Это позволяет
своевременно поставить клинический диагноз, определить психологическую
структуру дефекта и разработать комплексную психокоррекционную программу для
детей дошкольного возраста.
Особое значение имеет клинико-психологическая
диагностика интеллектуального развития у дошкольников с помощью методики WPPSI
для работы психолого-медико-педагогических комиссий, когда принимается решение
о том, какой тип дошкольного учреждения является наиболее оптимальным для
ребенка [3, с.45].
Правила проведения тестирования:
проводить диагностику может только
высококвалифицированный психолог;
перед диагностикой психологу целесообразно
сказать ребенку, что он собирается поиграть с ним в различные игры;
создать теплую, дружескую атмосферу; не начинать
тестирование ребенка, если не удалось наладить с ним хороший контакт; психолог
должен быть уверен, что ребенок не опасается его, что у ребенка нет излишней
тревожности;
необходимо строго придерживаться инструкции;
не выставлять оценки в присутствии ребенка;
после проведения пяти субтестов сделать перерыв;
если ребенок выглядит усталым, прервать встречу
и назначить дополнительную.
Заключение
На основании изученного материала следует
сделать следующие выводы.
Перед нами были поставлены задачи, которые
считаю выполненными:
. Проведенный обзор методов измерения интеллекта
показал, что основным методом изучения детей до 5 лет является
стандартизированное наблюдение, оценка хода развития поведения ребенка в
обыденной жизни и сравнение показателей со средне-нормативными для каждого
возрастного этапа.
Наиболее широко используются в нашей стране
тесты Векслера (детский вариант - WIS С). Тест Д. Векслера является одним из
наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и
медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется
в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым
Рассмотрели вариант методики Д. Векслера для
дошкольников (WPPSI) от 4 до 6,5 лет. С помощью этого теста можно определить
уровень интеллектуального развития ребенка, оценить его общие способности,
нарушения в разных интеллектуальных сферах, выявить сохранные зоны, чтобы
своевременно начать коррекционную работу. Структура методики соответствует
принципам построения методики Д. Векслера (детский вариант) и методики Д.
Векслера для взрослых. WPPSI, так же как и WIS С, состоит из 10 субтестов (5
вербальных и 5 невербальных), которые измеряют разные способности, а в сумме дают
IQ -коэффициент умственного развития ребенка.
. Для того, чтобы лучше сущность и значение
интелелктуальной шкалы Д.Векслера, рассмотрим опыт проведения диагностики
интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области. Данное
исследование было опубликовано в журнале «Психология» за 2013 год.
Таким образом, можно считать, что надежность и
валидность теста WPPSI достаточно высокая.
. Проанализировали роль методики WPPSI в
психодиагностике. Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить
диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не
только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять
прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы
в развитии.
Считаю, цель работы достигнута, задачи решены.
Список литературы
Анастази
А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Наука, 2004. - 690с.
Беломестнова
Н. В.Клиническая диагностика интеллекта / Н. Беломестнова. - СПб.: Питер, 2007.
- 700с.
Блонский
П. П. Проблема ума и его измерение / П.Блонский. - СПб.: Питер, 2009. - 453с.
Бурлачук
Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф.Бурлачук. - СПб.: Питер, 2007. - 560с.
Бурлачук
Л.Ф. Психодиагностика личности / Л.Ф.Бурлачук. Киев, 2003. - 164 с.
Бурлачук
Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук. - 2-е
изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.
Выготский
Л. С. Предмет и методы в современной психологии / Л.С.Выготский. - М.:
Просвещение, 2002. - 844с.
Гильяшева
И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. - М.: Наука, 2008. - 390с.
Гуревич
К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 387с.
Дружинин
В. Н. Психодиагностика общих способностей / Дружинин В. Н. - М.: Норма, 2008. -
400с.
Ильина
М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н.Ильина. - М.:
Просвещение, 2010. - 342с.
Корнилов
К Н. Методика исследования ребенка / К.Н.Корнилов. - М.: АСТ, 2006. - 390с.
Кабанов
М., Личко А., Смирнов В. Методы психологической диагностики и коррекции в
клинике / М. Кабанов. - СПб: Питер, 2006. - 380с.
Кулагин
Б. Основы профессиональной психодиагностики / Б.Кулагин. - М.: АСТ, 2006. -
600с..
Носс
И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент / И.Н.Носс. - М.:
Издательство "КСП +", 2009. - 320 с.
Опыт
проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской
области// Психология. - № 2. - 2013 - С.56-71
Панасюк
А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение,
2002. - 378с.
Рубинштейн
С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я.Рубенштейн.- СПб.: Питер,
2005. - 280с.