Интеллектуальная шкала Д. Векслера

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    141,28 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Интеллектуальная шкала Д. Векслера














Психодиагностика

Интеллектуальная шкала Д. Векслера

Содержание

Введение

. Обзор методов измерения интеллекта

. Тест измерения интеллекта детей-дошкольников Д. Векслера (WPPSI)

. Опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области

. Роль методики WPPSI в психодиагностике

Заключение

Список литературы


Введение

Актуальность проблемы. Одним из важнейших показателей социально-экономического благополучия общества является состояние интеллектуального развития детей, поскольку дети составляют важнейший резерв страны, который будет определять уровень ее экономического и духовного развития, состояние науки и культуры. Поэтому проблема интеллекта занимает особое место в психологической науке. С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования к детям: неуклонно растет объем знаний, которые им нужно передать; педагоги хотят, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.

В ряду задач, стоящих перед дошкольным учреждением, важное место занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению является развитие интеллектуально-познавательных способностей. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, испытывают затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Поэтому в дошкольном возрасте важно сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, развить познавательную активность.

Тест Векслера (или Шкала Векслера) является одним из самых известных тестов для измерения уровня интеллектуального развития и разработана Дэвидом Векслером <#"798954.files/image001.gif">

Рисунок 1 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у детей с нормальным интеллектом

Сравнительный анализ результатов по методикам WPPSI и WISC в группе нормальных детей свидетельствует о довольно близких значениях по всем субтестам, за исключением субтеста «Кубики». По тесту WPPSI дети лучше справляются с этим субтестом. Качественный анализ этих субтестов в сравниваемых методиках показал, что имеются различия в системе предъявления стимульного материала. Если в методике WISC ребенку предоставляется возможность иметь перед собой предметный образец только однажды, а далее складывать кубики по нарисованной на карточке фигуре, то в методике WPPSI такую возможность ребенок имеет на протяжении семи предъявлений. Кроме того, в методике WPPSI используются не кубики, а пластины.

Сравнительный анализ вербального, невербального и общего интеллекта по двум методикам показал практически полное совпадение результатов диагностики.

Аналогичные результаты сравнения получены в группах детей с умственной отсталостью (рис. 3,4) и детей с ЗПР (рис. 5,6).

Рисунок 2 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у детей с нормальным интеллектом

Рисунок 3 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у умственно отсталых детей

Рисунок 4 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у умственно отсталых детей

Рисунок 5 - Результаты исследования интеллекта по субтестам у детей с ЗПР

Рисунок 6 - Результаты исследования вербального, невербального и общего интеллекта у детей с ЗПР

Проверка валидности и надежности методики WPPSI осуществлялась и методом корреляций. Коэффициент надежности соответствует высокому коэффициенту корреляции между результатами по тестам WISC и WPPSI. В нашем исследовании получен коэффициент корреляции между общим IQ - 0,88,вербальным - 0,79, невербальным - 0,62. Об этом же способе определения надежности пишет А. Анастази и называет это «надежностью взаимозаменяемых форм». Этот путь определения надежности теста более предпочтительный по сравнению с «ретестовой надежностью», когда требуется повторное обследование испытуемого с помощью одного и того же теста. В этом случае слишком велико влияние тренировки и навыка [16, с.60].

Доказательством надежности методики WPPSI является также надежность частей теста. У А. Анастази этот метод называется методом расщепления, а коэффициент надежности - коэффициентом внутренней согласованности. Полученные положительные корреляции между частями теста WPPSI (для общего IQ -0,97; для вербального - 0,89; для невербального - 0,96) также свидетельствуют о надежности методики.

Критерием валидности теста является показатель принадлежности индивида к определенной группе. При сопоставлении результатов по методике WPPSI у детей с нормальным интеллектом, детей с ЗПР и с умственной отсталостью оказалось, что эта методика обладает большой дифференцирующей силой, то есть дает возможность отделять детей, имеющих ЗПР, от нормы, детей с умственной отсталостью от нормы, детей с ЗПР - от детей с умственной отсталостью (различия достоверные, р < 0,001).

В качестве критерия валидности методики WPPSI может служить совпадение деления обследованных детей на группы в соответствии с медицинским диагнозом, согласно которому дети были помещены в специальный детский сад для детей с ЗПР или умственной отсталостью. Такой метод определения валидности называется «методом контрастных групп». Дети с ЗПР попали в результате обследования по методике WPPSI в диапазон IQ от 80 до 94 баллов, а с умственной отсталостью - от 65 до 79 баллов.

Валидность этого теста подтверждает также корреляция его показателей с показателями теста Стэнфорд-Бине (Кг =0,75). Эти результаты совпадают с данными зарубежных психологов. Например, А. Анастази указывает на высокие связи (на уровне 0,82) показателей общего интеллекта по шкале Стэнфорд-Бине и шкале WPPSI.

Таким образом, можно считать, что надежность и валидность теста WPPSI достаточно высокая.

интеллект диагностика векслер психическое

4. Роль методики WPPSI в психодиагностике

Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии [12, с.200].

Качественный анализ при работе с методикой WPPSI включает следующие аспекты:

особенности общения ребенка с психологом: легко ли вступает в контакт, задает ли вопросы и какие и т. д.; при квалификации дефекта необходимо иметь в виду, что низкие качественные показатели по вербальной шкале могут являться следствием речевого недоразвития;

мотивационные особенности поведения: с интересом ли работает ребенок, как он реагирует на успех или неудачу, как оценивает свои результаты;

динамические характеристики деятельности: импульсивность, заторможенность, медлительность, истощаемость; например, медлительный ребенок может не укладываться во временные рамки и, таким образом, иметь низкие результаты;

характеристики моторики: быстрота движений, координация, мышечный тонус и т. д.;

речевые проявления: уровень понимания речи, трудности произношения, несформированность фразовой речи, речевая инертность и др.;

способы выполнения заданий: неадекватные, метод проб и ошибок, хаотичность действий и т. д.

Таким образом, количественная и качественная оценки выполнения ребенком заданий теста WPPSI взаимно дополняют друг друга. С одной стороны, низкий балл указывает на неблагоприятное положение обследуемого среди группы сверстников, а тщательный разбор применяемых им способов решения и допускаемых ошибок позволяет определить структуру и характер имеющихся интеллектуальных нарушений; с другой - при помощи качественного анализа имеется возможность выявить различные типы нарушения интеллектуальной деятельности, а на основе количественной оценки установить их степень. Это позволяет своевременно поставить клинический диагноз, определить психологическую структуру дефекта и разработать комплексную психокоррекционную программу для детей дошкольного возраста.

Особое значение имеет клинико-психологическая диагностика интеллектуального развития у дошкольников с помощью методики WPPSI для работы психолого-медико-педагогических комиссий, когда принимается решение о том, какой тип дошкольного учреждения является наиболее оптимальным для ребенка [3, с.45].

Правила проведения тестирования:

проводить диагностику может только высококвалифицированный психолог;

перед диагностикой психологу целесообразно сказать ребенку, что он собирается поиграть с ним в различные игры;

создать теплую, дружескую атмосферу; не начинать тестирование ребенка, если не удалось наладить с ним хороший контакт; психолог должен быть уверен, что ребенок не опасается его, что у ребенка нет излишней тревожности;

необходимо строго придерживаться инструкции;

не выставлять оценки в присутствии ребенка;

после проведения пяти субтестов сделать перерыв;

если ребенок выглядит усталым, прервать встречу и назначить дополнительную.

Заключение

На основании изученного материала следует сделать следующие выводы.

Перед нами были поставлены задачи, которые считаю выполненными:

. Проведенный обзор методов измерения интеллекта показал, что основным методом изучения детей до 5 лет является стандартизированное наблюдение, оценка хода развития поведения ребенка в обыденной жизни и сравнение показателей со средне-нормативными для каждого возрастного этапа.

Наиболее широко используются в нашей стране тесты Векслера (детский вариант - WIS С). Тест Д. Векслера является одним из наиболее известных и часто используемых в психологической, педагогической и медицинской практике. Он относится к числу индивидуальных тестов и применяется в ходе личного взаимодействия психолога с испытуемым

Рассмотрели вариант методики Д. Векслера для дошкольников (WPPSI) от 4 до 6,5 лет. С помощью этого теста можно определить уровень интеллектуального развития ребенка, оценить его общие способности, нарушения в разных интеллектуальных сферах, выявить сохранные зоны, чтобы своевременно начать коррекционную работу. Структура методики соответствует принципам построения методики Д. Векслера (детский вариант) и методики Д. Векслера для взрослых. WPPSI, так же как и WIS С, состоит из 10 субтестов (5 вербальных и 5 невербальных), которые измеряют разные способности, а в сумме дают IQ -коэффициент умственного развития ребенка.

. Для того, чтобы лучше сущность и значение интелелктуальной шкалы Д.Векслера, рассмотрим опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области. Данное исследование было опубликовано в журнале «Психология» за 2013 год.

Таким образом, можно считать, что надежность и валидность теста WPPSI достаточно высокая.

. Проанализировали роль методики WPPSI в психодиагностике. Такой качественный анализ позволяет значительно обогатить диагностические возможности тестов и наряду с количественной оценкой давать не только более точную постановку психологического диагноза, но и осуществлять прогноз и намечать пути психокоррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

Считаю, цель работы достигнута, задачи решены.

Список литературы

Анастази А. Психологическое тестирование / А. Анастази. - М.: Наука, 2004. - 690с.

Беломестнова Н. В.Клиническая диагностика интеллекта / Н. Беломестнова. - СПб.: Питер, 2007. - 700с.

Блонский П. П. Проблема ума и его измерение / П.Блонский. - СПб.: Питер, 2009. - 453с.

Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика / Л. Ф.Бурлачук. - СПб.: Питер, 2007. - 560с.

Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности / Л.Ф.Бурлачук. Киев, 2003. - 164 с.

Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике / Л.Ф.Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - Спб.: Питер, 2009. - 528 с.

Выготский Л. С. Предмет и методы в современной психологии / Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2002. - 844с.

Гильяшева И. Н. Исследование интеллекта / И. Н. Гильяшева. - М.: Наука, 2008. - 390с.

Гуревич К. М. Психологическая диагностика / К. М.Гуревич. - СПб.: Питер, 2008. - 387с.

Дружинин В. Н. Психодиагностика общих способностей / Дружинин В. Н. - М.: Норма, 2008. - 400с.

Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей / М. Н.Ильина. - М.: Просвещение, 2010. - 342с.

Корнилов К Н. Методика исследования ребенка / К.Н.Корнилов. - М.: АСТ, 2006. - 390с.

Кабанов М., Личко А., Смирнов В. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / М. Кабанов. - СПб: Питер, 2006. - 380с.

Кулагин Б. Основы профессиональной психодиагностики / Б.Кулагин. - М.: АСТ, 2006. - 600с..

Носс И.Н. Психодиагностика. Тест, психометрия, эксперимент / И.Н.Носс. - М.: Издательство "КСП +", 2009. - 320 с.

Опыт проведения диагностики интеллекта детей по методикам WPPSI и WISC в Челябинской области// Психология. - № 2. - 2013 - С.56-71

Панасюк А. Ю. Адаптированный вариант методики Векслера / А.Ю. Панасюк.- М.: Просвещение, 2002. - 378с.

Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я.Рубенштейн.- СПб.: Питер, 2005. - 280с.

Похожие работы на - Интеллектуальная шкала Д. Векслера

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!