Изучение социально-психологического климата в детском саду
Введение
В профессиональной деятельности психолога
определяющую роль играют практические навыки: чем больший опыт накоплен по
практическому использованию теоретических знаний, тем более эффективна его
работа. Поэтому целью производственной практики является активное использование
теоретических психологических знаний в практической деятельности психолога.
Задачи практики:
. Углубление и закрепление теоретических знаний,
полученных в процессе учебы в ВУЗе.
. Приобретение практических навыков
самостоятельной работы в деятельности психологической службы в системе
образования.
. Умение применять на практике:
методы психологического обследования;
обработки и анализа полученных материалов;
постановки психологического диагноза;
составления текстов заключений и практических
рекомендаций.
Продолжительность практики 6 недель: с
13.07.2013 по 16.08.2013 года.
Тема практики: изучение
социально-психологического климата.
Цель практики: приобретение практических навыков
работы психолога детского дошкольного учреждения (ДОУ) по изучению и
гармонизации социально-психологического климата в коллективе.
Задачи, решаемые за время прохождения практики:
общее знакомство с организацией работы ДОУ;
знакомство с администрацией и персоналом ДОУ;
знакомство с рабочим местом психолога, основной
документацией и основными направлениями работы психолога в ДОУ;
в соответствии с выбранной темой практики -
провести исследование состояния социально-психологического климата в ДОУ.
В современных условиях на образовательные
учреждения (ОУ) возлагаются ответственные задачи - воспитывать, обучать и
готовить к жизни поколение людей, труд, инициатива и творчество которых будут
определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс
России XXI века. В связи с этим одним из принципов работы ОУ является - принцип
психологической комфортности в коллективе, который предполагает создание в
учреждении доброжелательной атмосферы и комфортного психологического климата.
В социальной психологии психологический климат
определяется как качественная сторона межличностных отношений, способствующая
или препятствующая продуктивной совместной деятельности членов коллектива и
всестороннему развитию каждого человека (Н.Н. Вересов).
Б.Ф. Ломов включает в понятие «психологический
климат» систему межличностных отношений, психологических по природе (симпатия,
антипатия, дружба); психологические механизмы взаимодействия между людьми
(подражание, сопереживание, содействие); систему взаимных требований, общее
настроение, общий стиль совместной трудовой деятельности, интеллектуальное,
эмоциональное и волевое единство коллектива.
Педагоги находятся в наиболее сложной ситуации,
т.к. испытывают двойные нагрузки в связи с эмоциональной загруженностью и
стрессонасыщенностью. Поэтому проблема создания в коллективе благоприятного
социально-психологического климата на сегодняшний день является одной из самых
основных в современной системе образования.
1. Общая характеристика МБДОУ
«Детский сад №9»
Базой производственной практики является
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9
«Семицветик» (МБДОУ д/с №9). Адреса учреждения: Россия, 663690, Красноярский
край, г. Зеленогорск, ул. Бортникова, 6.
Детский сад осуществляет деятельность на
основании лицензии: Серия РО № 017511, регистрационный № 4755-л, выдана Службой
по контролю в области образования Красноярского края от 28.03.2011 г., срок
действия - бессрочно.
Детский сад размещается в 2-х этажном отдельно
стоящем здании общей площадью 1443,8 м². На
территории имеются: общая физкультурная площадка, игровые площадки для каждой
возрастной группы, на каждой площадке установлено стационарное современное
игровое оборудование.
Режим работы МБДОУ: круглогодичный, в режиме
пятидневной рабочей недели с двумя выходными (суббота, воскресенье). Группы в
ДОУ функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания) с 6.30 до
18.30.
В детском саду функционируют 9 групп
общеразвивающей направленности:
раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 3.
дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 6.
Дети находятся в закрепленных за каждой
возрастной группой помещениях, где созданы все условия для самостоятельного
активного и целенаправленного действия детей во всех видах деятельности:
игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной, конструктивной и т.д.
Прием детей в ДОУ осуществляется по направлению,
выданному Управлением образования, на основании медицинского заключения,
заявления одного из родителей или иного законного представителя о приеме в ДОУ,
документов, удостоверяющих личность одного из родителей или иных законных
представителей.
Порядок комплектования и приема детей в детсад
определяется «Положением о порядке комплектования и приема детей в
муниципальные дошкольные образовательные учреждения», с которым родители
(законные представители) знакомятся до приема детей в ДОУ. Общее количество
детей - 149 человек: мальчиков - 78, девочек - 71.
Характеристика социального состава семей:
количество полных семей - 145, неполных - 28, многодетные семьи - 5.
Детей-инвалидов - нет. Детей, получающих пенсию по потере кормильца - нет.
Данные о родителях:
|
Количество
человек
|
%
от общего числа родителей
|
Рабочие
|
116
|
46,2%
|
Служащие
|
92
|
36,6%
|
Предприниматели
|
9
|
3,7%
|
Безработные
|
34
|
13,5%
|
Образовательный уровень:
|
Количество
человек
|
%
от общего числа родителей
|
Высшее
|
89
|
35,5%
|
Среднее
и средне-специальное
|
162
|
64,5
%
|
Таким образом, контингент воспитанников
социально благополучный, преобладают мальчики; в основном дети из русскоязычных
и полных семей; из семей рабочих со средним специальным образованием.
Функции и полномочия Учредителя ДОУ осуществляет
Администрация ЗАТО г. Зеленогорска и Управление образования Администрации ЗАТО
г. Зеленогорска.
Управление ДОУ строится на принципах
единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный
характер управления ДОУ.
Формами самоуправления МБДОУ д/с №9 являются:
Общее собрание ДОУ, Совет педагогов ДОУ, Родительский комитет, Общее собрание
родителей.
Так, работа Родительского комитета направлена
на:
оказание помощи в создании предметно-развивающей
среды в каждой возрастной группе к началу учебного года;
благоустройство территории и участков;
организацию и контроль за качеством питания и
нормой выдачи блюд;
координацию родительской общественности в рамках
акции «Весенняя неделя добра»;
оказание благотворительной помощи детям
нуждающимся в лечении.
Кадровое обеспечение
воспитательно-образовательного процесса МБДОУд/с №9 обеспечивает 51 сотрудник:
. Административный персонал:
ФИО
|
Заведующий
|
Быкова
Людмила Николаевна
|
Заместитель
заведующего по воспитательной и методической работе
|
Рашкина
Елена Алексеевна
|
Заместитель
заведующего по хозяйственной работе
|
Ланг
Розалия Михайловна
|
Педагогический персонал - 24 человека, в т.ч.:
воспитатели - 19, педагог-психолог - 1, учитель-логопед - 1, музыкальный руководитель
- 1, инструктор по физической культуре - 1.
Учебно-вспомогательный персонал - 13 человек.
Обслуживающий персонал - 13 человек.
Сведения о кадровом составе, об образовании и
уровне квалификации педагогического состава представлены в Приложении А, анализ
которых свидетельствует о благополучии в плане методического и кадрового
обеспечения педагогического процесса.
Миссия ДОУ: создание благоприятных условий
проживания ребёнком дошкольного детства, всестороннее формирование личности
ребёнка с учётом его физического и психического развития, индивидуальных
возможностей, интересов и способностей, обеспечивая качественную подготовку к
школе.
Образовательную деятельность МБДОУ д/с №9
осуществляет в соответствии с основной образовательной программой образовательного
учреждения, в основе которой лежит реализация «Программы воспитания и обучения
в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), а
также примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования
«От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой), программы психолого-педагогического учебного центра им Л.А.
Венгера «Развитие»; программы «Безопасность» (под ред. Н.Н. Авдеевой, Н.Л.
Князевой, Р.Б. Стеркиной).
Учебный год в ДОУ начинается 1 сентября и
заканчивается 31 мая. Обучение детей осуществляется по кабинетной системе (5
кабинетов). Детский сад обеспечен учебными материалами, наглядными пособиями,
игрушками и игровыми предметами.
Для воспитанников создана современная предметно-развивающая
среда. В здании находятся специализированные помещения для занятий с детьми,
предназначенные для поочерёдного использования группами или подгруппами
воспитанников: музыкальный зал, физкультурный зал, кабинет педагога-психолога,
изостудия, кабинет учителя-логопеда.
При проектировании предметно-развивающей среды в
каждой группе ДОУ, исходят из необходимости учёта следующих факторов:
социально-психологических особенностей ребёнка; развитие любознательности;
гендерного развития; физического развития и укрепления здоровья,
эмоционально-личностного развития ребёнка.
В дошкольном учреждении создана и постоянно
совершенствуется система дополнительного образования детей, обучение ведется в
кружках и студиях.
В течение года в ДОУ проводятся закаливающие
процедуры (полоскание горла травами, точечный массаж, промывание носа,
дыхательная гимнастика, горячее обтирание, хождение по солевым дорожкам).
Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в физкультурном зале, 1 раз -
на улице. Ежедневно проводятся утренняя гимнастика, бодрящая гимнастика после
сна, динамические паузы во время и после занятий. Во всех возрастных группах
оборудованы физкультурные уголки.
В ДОУ функционирует логопункт, реализуется
программа «Учим ребёнка говорить и читать» (Цукановой С.П., Бетс Л.Л.),
осуществляется коррекционная работа по преодолению общего недоразвития речи по
системе Нищеевой Н.В.
Кроме того, организован консультативный пункт
для родителей, где по различным вопросам воспитания и образования дают
консультации специалисты МБДОУ. Проводятся общие, групповые родительские
собрания, консультации, открытые занятия, выставки, конкурсы рисунков и
поделок, выполненных детьми совместно с родителями. Составлены социальные
паспорта семей.
2. Изучение
социально-психологического климата
Педагог-психолог МБДОУ №9 «Семицветик» -
Воробьева Ольга Анатольевна.
Стаж работы - свыше пять лет, образование высшее
профессиональное.
Работа педагога-психолога строится в
соответствии «Положением о психологической службе в ДОУ», с обязанностями и
правами, которые определяют рамки профессиональной компетенции.
Основные направления деятельности
педагога-психолога ДОУ:
психопрофилактическая работа;
психодиагностическая работа;
развивающая и сопровождающая работа;
консультативная работа.
Объектом деятельности, т.е. с кем проводится
данные виды работы, являются дети, педагоги, родители.
Главная задача педагога-психолога в детском саду
- создание условий, способствующих охране физического и психического здоровья
детей, обеспечение их эмоционального благополучия, свободного и эффективного
развития способностей каждого ребёнка.
Занятия с детьми на развитие эмоциональной сферы
проводятся по программе «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»
(Крюковой С.В., Слободяник Н.П.). На учебный год психолог-педагог составляет
календарный план, в котором распределены занятия для детей в течение года.
С целью создания условий для полноценного
психического развития ребенка педагог-психолог оказывает помощь родителям и
педагогам, составляя рекомендации по предупреждению эмоциональных перегрузок
детей.
План работы педагога-психолога в различных
функциональных областях в МБДОУ д/с №9 представлены в Приложении Б.
В ходе своей деятельности педагог-психолог ДОУ
проводит психологическое обследование детей (диагностика памяти, внимания,
мышления, речи, восприятия в старшей, средней и младшей группах детского сада),
анализирует полученные результаты, и на их основе осуществляет развивающую и
коррекционную работу.
Кроме того, поскольку в дошкольном возрасте
большинство психических функций находится в стадии формирования, большое
внимание психолог уделяет профилактической и развивающей работе.
Особое значение психолог придает работе с
педагогическим коллективом. Педагогический коллектив - это не просто
организационно-оформленная общность людей, имеющих общественно-полезные и
значимые цели, задачи деятельности, органы управления, но и общность, в которой
люди могут испытывать друг к другу симпатию или антипатию, сходиться или
расходиться во взглядах, вкусах, личных потребностях и интересах. Правильная
организация образовательно-воспитательного процесса, как результат работы
педагогического коллектива, в значительной степени определяется не только
объективными данными (возраст, образование, стаж работы), но и существующим в
нем социально-психологическим климатом.
Социально-психологический климат - это
качественная сторона межличностных отношений и психического состояния группы
людей. Качественная сторона межличностных отношений проявляется как
совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих их
продуктивному взаимодействию. В тех случаях, когда в коллективе недооценивается
роль тех или иных факторов, благоприятно влияющих на психологический климат,
может сложиться нездоровая атмосфера, проявляющаяся в напряженности
человеческих отношений с другими, в конфликтах между членами коллектива.
Дошкольное образовательное учреждение -
социальная организация и она представляет собой систему совместной деятельности
людей: педагогов, воспитанников, родителей, поэтому социально-психологические
условия здесь являются важнейшими. На психологический климат коллектива
педагогов действуют как внешние, так и внутренние факторы. К внешним факторам
относятся:
высокая эмоциональная загруженность;
наличие большого числа эмоциональных факторов,
вызывающих сильное напряжение и стресс;
формирование защитного поведения в ответ на
неблагоприятные эмоциональные состояния;
однополый состав коллектива.
К внутренним фактором относится личностный
фактор, проявляющийся в неудовлетворенности своей самореализацией в различных
жизненных и профессиональных ситуациях.
Данные факторы негативно сказываются на качестве
работы педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них
профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на психологический
климат воспитанников, на формирование личности вообще, на создание
благоприятных условий для совместной работы. Продуктивная и творческая работа
педколлектива возникает только в условиях благоприятного психологического
климата, развитого чувства гордости за свое учреждение и свою профессию. В
благоприятных социально-психологических условиях работы значительно легче
заниматься самообразованием, предвидеть возможные конфликты в коллективе,
предотвращать их, а в случае возникновения - гасить. Проявлять внимание к
нуждам, бедам и радостям своих коллег, поддерживать и культивировать полезные
инициативы друг друга, творческие проявления. Поэтому изучение и проведение
коррекционной работы с педагогами является необходимым условием для улучшение
социально-психологического климата в коллективе ДОУ.
Многообразие и сложность
социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества
методик их изучения. В практике исследования психологического климата
коллектива педагогом-психологом ДОУ используются различные методики (Приложение
В).
В зависимости от полученных результатов, после
проведения диагностики, психолог выстраивает направления дальнейшей
деятельности в работе с педагогическим коллективом. С результатами диагностик и
рекомендациями психолог знакомит администрацию ДОУ и воспитателей.
В соответствии с темой практики, для изучения
социально-психологического климата МБДОУ д/с №9, нами проведено
психодиагностическое исследование коллектива с применением ряда диагностических
методик (поперечных срезов), т.е. проведение одноразового анкетирования по
разным методикам и анализ результатов деятельности, которые помогут определить
трудности в создании благоприятного социально-психологического климата
коллектива ДОУ.
В исследовании приняли участие 22 человека -
педагогический персонал.
С целью выявления удовлетворения условиями
работы в детском саду проведено анкетирование педагогов (анонимное), которое
дало следующие результаты:
работать в детском саду нравится - 88%, не
нравится - 12%;
хотели бы поменять свою работу - 31%, не хотят -
69%;
мероприятия, проходящие в ДОУ устраивают 93%, не
устраивают - 7%;
хотели бы изменить условия труда 86% педагогов,
не нуждаются - 14%;
хорошие взаимоотношения с детьми у 93%;
устраивают взаимоотношения с родителями 43%, 57%
- не устраивают;
хотели бы изменить взаимоотношения с родителями
86% педагогов, тогда как 14% не хотели бы;
не устраивает материальное положение 73%
педагогов, устраивает - 27%;
хотели бы участвовать в психологическом тренинге
и релаксационных паузах 77% педагогов, 23% - не нуждаются.
Диагностика социально-психологического климата
(СПК) в педагогическом коллективе детского сада проведено по методике О. Немова
«Социально-психологическая самооценка коллектива» (СПСК), которая показала
следующее (рис. 1):
коллектив стремится сообща решать все вопросы,
сохраняя и укрепляя группу как целое, препятствуя ее разрушению;
показатель «сплоченности» говорит о единстве
мнений членов группы по самым важным для нее вопросам, а также единстве
действий в самых существенных жизненных ситуациях;
показатель «контактность» говорит о взаимной
общительности, личных, эмоционально-непосредственных отношениях между членами
группы;
открытость свидетельствует о положительном
отношении членов группы к другим группам или к новым участникам своей группы;
организованность свидетельствует о способности к
быстрому созданию и изменению организационной структуры деловых
взаимоотношений, необходимых для эффективной групповой работы;
информированность говорит о доступности всем членам
группы наиболее важной информации о состоянии дел в ней и о каждом члене
группы;
отношения членов группы к совместной работе
положительные.
детский сад работа удовлетворение
Рисунок 1 - Распределение выборки самооценки по
уровням
Кроме того, для оценки привлекательности группы
для каждого ее члена, для представления о том, в какой мере цели и установки
членов группы совпадают, - в наше исследование психологического климата
педагогического коллектива ДОУ, мы включили определение индекса групповой
сплоченности Сишора. Данный показатель оказался равным 14,4 баллам, что также
говорит о среднем уровне групповой сплоченности.
Далее изучение социально-психологического
микроклимата в педагогическом коллективе ДОУ проведено по методике «Диагностика
социально-психологического климата группы» (Л.Ю. Шалыто и О.С. Михалюк),
результаты которого представлены в Приложении Г.
Диагностика уровня и особенностей
социально-психологического климата в педагогическом коллективе позволило
сделать следующие выводы: в коллективе сложилась средняя степень благоприятности
социально-психологического климата; большинство педагогов трактуют свои
отношения в коллективе как благоприятные.
Общий показатель психологического климата можно
охарактеризовать как положительный. При оценке психологической атмосферы внутри
коллектива средний показатель составляет 0,68, что говорит об уровне немного
выше среднего. В трудные минуты для коллектива происходит эмоциональное
единение «один за всех и все за одного».
Между членами коллектива установились деловые
отношения. У педагогических работников преобладает бодрый, жизнерадостный тон
настроения, доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии.
Лишь 12% педагога не удовлетворены существующим
отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам
социально-психологического климата. Возможной причиной неудовлетворения
является нежелание вступать в контакт по принципу «Я никого не трогаю, и меня
не трогайте». Кроме того, может быть личностная пассивность: не у всех есть
желание тратить личное время на общественные мероприятия, и они ограничиваются
только фактически отработанным временем.
Полученные данные показали нам на необходимость
осуществления мероприятий по улучшению психологического климата в коллективе.
Направления дальнейшей деятельности в работе с педагогическим коллективом
психолог выстраивает по следующим направлениям:
. Развитие сплоченности коллектива: проведение
семинара-практикума (Приложение Д); психологического тренинга (Приложение Е);
. Работа с личностными проблемами: консультации,
направление к специалистам; тренинговые занятия на развитие навыков
ауторелаксации, коммуникативных навыков и т.д.; подключение администрации к
разрешению проблем.
Следует отметить, что непосредственную
ответственность за состояние благоприятного социально-психологического климата в
коллективе несет руководитель ДОУ, который создаёт условия для удовлетворения
их профессиональных потребностей; сплачивает людей вокруг общих целей; готовит
каждого члена коллектива к совместной деятельности на основе постоянного
профессионального развития и саморазвития; устанавливает необходимые деловые
отношения; мотивирует и стимулирует труд, создаёт в коллективе атмосферу
уважения, доверия и успеха. И здесь, одним из условий развития благоприятного
психологического климата коллектива являются установившиеся традиции ДОУ,
которые дают возможность повысить самооценку, уважение, почувствовать
собственную значимость и внимание коллег, руководства к своей персоне, например
«Чествование ветеранов труда» (10, 15, 20 ... лет трудового стажа); конкурс
«Фея детского сада»; профессиональные конкурсы педагогического мастерства;
разнообразные личностные конкурсы воспитателей; празднование Дней рождения
детского сада, Вечеров выпускников и т.д.
Большое значение в плане взаимопонимания в
коллективе имеет совместное проведение досуга: совместные вылазки на природу,
посещение музеев, театров, концертов способствует лучшему узнаванию членами
коллектива друг друга. Когда люди хорошо знают друг друга, у них исчезает
необходимость в психологической защите, что позволяет проявлять большую
открытость в общении.
Итак, социально-психологический климат в
дошкольном учреждении играет значительную роль в формировании воспитательного
процесса, влияет на качество обучения и воспитание подрастающего поколения.
Решение социально-психологических проблем является залогом стабильности и
успешного функционирования ДОУ.
Заключение
Таким образом, производственную практику я
проходила в МБДОУ «Детский сад №9 Семицветик» г. Зеленогорска, за время которой
ознакомилась с организацией работы учреждения в целом. Познакомилась с
коллективом ДОУ, который состоит из педагогического персонала, в т.ч.:
воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель,
инструктор по физической культуре; учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала.
Подробно изучила деятельность
педагога-психолога: его должностные и функциональные обязанности, планы работы;
основные направления, методы и формы работы. Кроме того, в процессе прохождения
практики я присутствовала на занятиях разных возрастных групп развития;
совместно с психологом проводила диагностические исследования и анализировала
их результаты.
В настоящее время, особое внимание уделяется
созданию благоприятного социально-психологического климата в среде
педагогического коллектива, которые в основном состоят из женщин, вынужденных
часто выполнять сверхурочную и малооплачиваемую работу, ограниченных в общении
друг с другом. Данные факторы негативно сказываются на качестве работы
педагогов дошкольных учреждений, способствуют формированию у них
профессиональных деформаций, что в значительной мере влияет и на
психологический климат воспитанников, на формирование личности вообще, на
создание благоприятных условий для совместной работы.
Следовательно, изучение
социально-психологического климата, а также проведение коррекционной работы с
педагогами является необходимым условием для улучшения СПК в коллективе,
которое позволит создать благоприятные условия для профессиональной
деятельности педагогов и целостного развития детей.
Поэтому, в соответствии с целью производственной
практики - изучение социально-психологического климата, - я более подробно
ознакомилась с деятельностью педагога-психолога в данном направлении.
Создание благоприятного СПК в ДОУ - это
результат сложной и кропотливой работы. В ходе практики мною получен опыт:
в изучении факторов, влияющих на СПК в
коллективе ДОУ;
в проведении исследования СПК в коллективе ДОУ;
в разработке мероприятий по улучшению СПК в
коллективе данного учреждения.
Диагностика СПК имеет многопрофильный характер,
поэтому для диагностики рекомендуют применять комплекс методик и процедур,
позволяющих наиболее полно составить картину благополучия в коллективе. Нами, в
процессе исследования, использовался методы анкетирования и тестирования, а
также обработанных данных.
Проведенное исследование уровня и особенностей
СПК в педагогическом коллективе МБДОУ д/с №9 показало, что большинство
педагогов трактуют свои отношения в данном коллективе как благоприятные (64% от
всех испытуемых), в то же время 14% педагогов не удовлетворены существующим
отношениям в коллективе в полной мере по тем или иным компонентам
социально-психологического климата.
С целью улучшения психологического климата в
коллективе психологом проводятся мероприятия по развитию сплоченности
педколлектива, а также работа с личностными проблемами отдельных членов
коллектива.
Необходимо также отметить, что в ходе
исследования я столкнулась с такой проблемой, как нежелание некоторых
сотрудников участвовать в диагностике.
В целом же, практика прошла успешно, и мне
удалось реализовать все намеченные цели и задачи: приобрести практический опыт
и навыки работы с коллективом с учетом его психологической структуры; углубить
свои знания в психологии; сформировать умения по организации психологического
исследования и анализировать полученные результаты.
Список использованных источников
1. Вересов
Н.Н. Психология управления / Н.Н. Вересов. - М., 2006. - 304 с.
2. Ильин
Г.Л. Руководство и лидерство в ДОУ / Г.Л. Ильин // Управление ДОУ. - 2005. - №
3.
. Ломов
Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологи / Б.Ф. Ломов. - М.:
Директ-Медиа, 2008. - 444 с.
. Лосев
П.Н. Управление методической работой в современном ДОУ / П.Н. Лосев - М.: ТЦ,
2005. - 160 с.
. Немов
Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика: учебник / Р.С. Немов. - М.:
ВЛАДОС, 2008. - 631 с.
. Овчарова
Р.В. Технологии работы школьного психолога с педагогическим коллективом / Р.В.
Овчарова - Курган: изд-во КГУ, 2006. - 187 с.
. Прохорова
Л.Н. Мастер - класс по созданию творческого коллектива в ДОУ / Л.Н. Прохорова.
- М.: 5 за знание, 2008.
. Рогов
Е.И. Настольная книга практического психолога. Кн. 2: Работа психолога со
взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: учеб. пособие / Е.И. Рогов. - М.:
ВЛАДОС-ПРЕСС, 2008. - 480 с.
. Рогов
Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 430 с.
. Социально-психологический
практикум: Учеб.-метод. пособие / Авт.-сост. В.В. Гриценко. - Балашов: Изд-во
«Николаев», 2004. - 184 с.
Список сокращений
ВУЗ - Высшее учебное заведение.
ДОУ - Дошкольное образовательное учреждение.
ЗАТО - Закрытое административно-территориальное
образование.
МБДОУ - Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение.
ОУ - Образовательное учреждение.
СПК - социально-психологический климат.
СПСК - Социально-психологическая самооценка
коллектива.
ФГТ - Федеральные государственные требования.