Колористика города Набережные Челны

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    География, экономическая география
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,77 Мб
  • Опубликовано:
    2014-07-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Колористика города Набережные Челны

План

Введение

Глава 1. Факторы, формирующие цветовую среду городов     

.1 Природно-климатические характеристики 

.2 Градостроительная форма и ее содержание        

.3 Цветовая культура 

.4 Материалы, технология и средства проектирования

Глава 2. Анализ внешнего восприятия города Набережные Челны

.1 Предыстория образования города Набережные Челны        

.2 Анализ колористических особенностей архитектуры города Набережные Челны

.3 Градостроение города Набережные Челны

.4 Сравнительный анализ колористики городов Набережные Челны и Казань

.5 Использование материалов исследования в школе

Заключение

Литература

Приложение

 набережные челны градостроительная колористический

Введение

Интенсификация строительства, которая характерна сегодня для большинства российских городов, влечёт за собой уплотнение их центральной части, в том числе исторической. Это позволяет говорить о необходимости формирования нового взгляда на архитектурные объекты, основанного на индивидуальном подходе к проектированию. В этом случае создание нестандартного решения базируется на применении многообразия композиционных принципов и приёмов, в том числе использовании богатой цветовой палитры. Почти во всех случаях, использование цвета не обосновывается, что приводит к разрозненности цветовых соотношений при организации среды городов. Вследствие чего цветовые картины городов кардинально меняются. В связи с особенностями современной архитектуры актуальной стала проблема создания гармоничной цветовой картины города [5].

Набережные Челны не является исключением, поскольку изучение цветовых характеристик различных исторических периодов развития любого города достаточно интересный и актуальный процесс.

Город - это пространственно-временное образование со сложной социальной инфраструктурой. Как и человек, каждый город индивидуален, так как имеет свои отличительные черты. Индивидуальность города проявляется в его истории, которая отражена в архитектуре. У каждого города есть свой неповторимый образ, который возникает не только благодаря социальной инфраструктуре и особенностям ландшафта, но и архитектуре, как исторической, так и современной. Цвет играет важную роль в создании образа города. Он несёт мощный эмоциональный эффект при восприятии архитектурной формы, но не может воздействовать без других художественных средств выразительности и свойств форм. Именно поэтому необходимо проанализировать взаимодействие цвета с такими свойствами форм как: фактура, свет, размеры архитектурного объекта, геометрия формы, пространство.

Помимо свойств формы и пространства формирование цветовой картины города складывается на основе внешних факторов: природное окружение, цветовая культура, технология.

Изучение исторических и современных особенностей цветовой среды г. Набережные Челны позволит составить картину визуальной среды города, используя при этом методику выявления колористических особенностей городской среды.

Цель работы - характеристика визуальной среды города Набережные Челны.

Объект исследования - город Набережные Челны.

Предмет исследования - визуальная среда города Набережные Челны.

Задачи:

рассмотреть факторы, формирующую цветовую среду городов;

проанализировать колористические особенности визуальной среды г. Набережные Челны.

Глава 1. Факторы, формирующие цветовую среду городов

.1 Природно-климатические характеристики

Формирование колористической среды города, прежде всего, зависит от природного окружения, фактора наиболее всеобъемлющего, влияющего не только непосредственно, но и опосредованно, через структуру города и цветовую культуру, которые в известной мере сами по себе являются продуктами природного воздействия. Отметим существование взаимосвязи между природными компонентами и многообразными продуктами градостроительной деятельности: с одной стороны - рельефа, водных бассейнов, зеленых насаждений, микроклимата, с другой - структуры города и его застройки.

Динамичность цветовой среды города снижается по мере уменьшения в нем удельного веса естественных элементов, т. е. с развитием урбанизации. Это обстоятельство заставляет искать пути преодоления цветовой статичности архитектуры, возможно, за счет развития в архитектурной полихромии цветовой динамики природного окружения, что позволяет поддержать в городской среде ритм цветовых перемен, которые человек считает естественными, обеспечивающими привычный ритм жизнедеятельности, несущими смысловую и эмоциональную информацию, побуждающими к эстетическим переживаниям. Моделирование динамики цветового поля города на основе интерпретации цветовой динамики природного ландшафта требует глубокого изучения ее законов. Познав процесс цветовой природной саморегуляции, архитекторы смогут действовать заодно с ним в городской среде [9].

Цветовая картина природного ландшафта зависит от множества компонентов. Среди них - климатические условия, в частности, состояние атмосферы, ее чистота или степень загрязнения; температурный режим, вызывающий туман и осадки в виде дождя и снега; морфологические особенности территории, в том числе ее рельефность, создающая игру светотени, холодных и теплых оттенков; фактура поверхности, от которой во многом зависит ее общая светлота и, конечно, цвет собственно покрытия. Эрозированные земли, лишенные травяного покрова, непосредственно проявляются в полихромии природного ландшафта и, кроме того, при сильном ветре могут запылять атмосферу, изменяя общий колорит местности. Флора значительно влияет на хроматические составляющие природного ландшафта.

Атмосфера является компонентом природного окружения, способным привести к визуальному единству почти любой природный или искусственный ландшафт. Атмосфера влияет не только на характер освещенности, прямой или рассеянный свет, но и обладает собственными цветовыми оттенками: в зависимости от наличия в ней взвешенных частиц и водяных паров, придает ландшафту цветовую характерность, смягчая светлотные и хроматические контрасты, создавая общий валёр.

Рельеф существенно влияет на структуру цветового бассейна природного ландшафта, задает пространственные планы, подчеркнутые цветовой перспективой, потенциально содержит значительные возможности цветовой динамики при восприятии этого ландшафта с различных видовых точек [9].

Некоторые авторы (М. Пурвиненс, Д. Буатро, Л.Леопольд, Ю.Курбатов) все многообразие цветовых бассейнов, обусловленных строением рельефа природного ландшафта, представляют шестью основными типами: замкнутый (небольшая площадка, окруженная горами), перетекающий (небольшая площадка, окруженная горами, имеющими сквозные прорывы), направленный (вытянутая площадка, фланкированная параллельными цепями гор), односторонний (площадка, окруженная горами с одной из сторон), сквозной (площадка, частично окруженная горами), открытый (площадка, не имеющая вертикально означенных границ) [9].

Описанная выше типология может использоваться только для горных ландшафтов. Поэтому мы предлагаем основные типы цветовых бассейнов для равнинных территорий, присущих Республике Татарстан и в частности городу Набережные Челны.

замкнутый (небольшая площадка, окруженная лесами),

перетекающий (небольшая площадка, окруженная лесами, имеющими сквозные прорывы),

направленный (вытянутая площадка, вдоль реки),

односторонний (площадка, окруженная лесом с одной из сторон),

сквозной (площадка, частично окруженная лесами),

открытый (площадка, не имеющая вертикально означенных границ).

Каждый из типов цветового бассейна складывается из различных компонентов природного ландшафта, являющихся цветоносителями, и поэтому предполагает определенный характер цветовой палитры и ее динамики.

Гидрография природного окружения тесно связана с состоянием атмосферы и характером рельефа местности. Насыщенность атмосферы водяными парами, ее прозрачность зависят от наличия рек, озер и других водоемов. Зеркало водных поверхностей, отражающее доминирующие природные цвета, усиливает их, а поскольку они изменчивы, усиливается хроматическая динамика природы.

Флора - наиболее динамичная составляющая природного окружения. Лесные массивы, степная, альпийская растительность существенно влияют на хроматическое содержание природной цветовой среды. Сезонные изменения флоры - самый активный фактор природной цветодинамики. Почва - важнейший компонент природного окружения. Ее цвета в основном зависят от минеральных составляющих и поэтому могут значительно колебаться по цветовому тону [4].

Все компоненты природного окружения тесно взаимосвязаны. Так, например, низкие температуры существенно преображают природный ландшафт: изменяется цвет растительности, почвы и замерзшие водные поверхности покрываются снежным покровом. Зимний период отличается увеличением доли ахроматических составляющих в цветовой палитре природного окружения. Цветовые оттенки природного ландшафта могут меняться в зависимости от направления и скорости ветра, который приводит в движение растительность, создавая подвижную фактуру, наполняет атмосферу взвешенными частицами. Среди всех климатических особенностей наиболее мощное цветовое воздействие на природный ландшафт производит солнечное сияние. Его качество (спектральный состав) и продолжительность (в течение суток и по сезонам) довершают цветовой образ природного ландшафта [6].

Итак, полихромия природного ландшафта понимается как определенный тип цветового бассейна, обладающего конкретным хроматическим содержанием и динамикой. Такое представление о ландшафтной полихромии согласуется с установкой исследователей природной среды как некоей емкости, состоящей из пространственных единиц, что способствует более полной оценке природного ландшафта, в частности, его визуальных характеристик.

.2 Градостроительная форма и ее содержание

Объемно-пространственная структура города - в значительной степени результат планировочной структуры, получившей вертикальное развитие в конкретных формах архитектурной массы. Объемно-пространственная структура современных городов гораздо сложнее структуры городов прошлого, в то время как их планировочная основа становится значительно проще. Это происходит из-за усиления роли вертикальной координаты в построении современного города. План и вертикальная координата - два взаимодействующих элемента целого [9].

Говоря о плане города, прежде всего, отметим доминирующее влияние на него природного окружения: рельефа и водных бассейнов. Градостроитель не слепо повторяет структурные ценности природного ландшафта в плане города, а осуществляет сознательный выбор, отмечая случайное, обнажая и развивая характерные черты ландшафта, исходя не только из утилитарной потребности и логики пространственных связей, но и из эстетического потенциала ландшафта. «Следуя особенностям ландшафтной ситуации, связывая с ней внешний абрис, трассировку улиц и размещение узлов, план становился сознательной геометрической интерпретацией пластических форм земли» [13].

Развитие плана города по вертикальной координате упоминается в градостроительстве обычно в связи с горным рельефом или с силуэтом города, но еще не исследовано в его объемно-пространственном выражении. Правда, уже появилось понятие «вертикальная композиция города» для обозначения пространственной системы акцентов с их связями, панорам города, его силуэта. Выделены два уровня вертикальной композиции: первый - вертикальная композиция отдельной доминанты (или рядового здания) и второй - вертикальная композиция города (центра, зоны, ансамбля). Для формирования вертикальной композиции города основное значение имеет рельеф участка. Совокупность вертикальных доминант и пространственно-визуальных связей между ними, образуемая ландшафтом, коммуникациями, городской тканью, образует пространственный каркас города. Построение этого каркаса основано на взаимосвязи естественных и искусственных элементов, их соразмерности, повторяемости, пластичности и динамике. Именно этот каркас задает характер и размеры пространственного цветового бассейна города, предопределяет его цветовую специфику.

1.3 Цветовая культура

Цветовая гармония связана с эмоциональным впечатлением от сочетания цветов», которое может меняться не только у разных людей, но и у одного и того же человека. Мы устаем от привычных сочетаний и рады изменениям. Эта мысль еще раз убеждает нас в необходимости динамики окружающего цветового поля. Но здесь должна быть соблюдена мера - постоянная нестабильность, по мысли Р. Ивенса, может явиться причиной дисгармонии цветовых сочетаний, ведь мы учимся оценивать цветовое сочетание, неоднократно наблюдая его. Цветовая гармония во многом зависит от смысла и толкования изображения, что при переносе на форму градостроительную, видимо, должно прозвучать так: цветовая гармония городской среды во многом зависит от ее наполненности динамикой социально-пространственных и социально-культурных процессов и способности понимания их цветового толкования [2].

Трудности цветовой гармонизации городской среды связаны с тем, что здесь речь идет о цветогармонизации объемно-пространственного поля, воспринимаемого в движении, именно поэтому не срабатывают приемы гармонизации плоскостных цветовых композиций. Использование цветового круга, в котором диаметрально противоположные цвета определялись как гармоничные, не способно решить задачи цветогармонизации пространственного поля, которое содержит разнообразные цветовые множества. Цветовой круг, содержащий лишь насыщенные цвета, не может подсказать, как поступить с разбеленными и затемненными цветами, которые преобладают в нашем окружении. Необходимость гармонизации цветовых множеств требует новых идей и нового инструментария в ее достижении.

1.4 Материалы, технология и средства проектирования

Строительный материал играл решающую роль в создании цветового облика архитектурных сооружений, их комплексов и целых городов. Возникали искусственные ландшафты из глины, камня, дерева, позднее - из кирпича. В наше время строительный материал не столь безраздельно определяет цветовую среду городов, которая в значительной степени формируется облицовкой, стеклом, покраской.

Преимущественное использование искусственных строительных и отделочных материалов и сборных железобетонных конструкций создает серую монотонность городских ландшафтов. Материалы - главный барьер на пути цветовой выразительности современных городов. Сейчас массовое домостроение ориентируется на железобетонные конструкции. В этой ситуации важно развивать разнообразные виды индустриальных отделок и покрасок.

Индустриальная отделка зданий - облицовка камнем или керамической плиткой, присыпка каменной крошкой, создание лицевой поверхности бетона с помощью цветных цементов, глазурование, безусловно, имеют положительное качество - долговечность. Покраска зданий даже в заводских условиях по стойкости цвета уступает облицовке. Казалось бы, преимущество, скажем, облицовки керамикой перед покраской силикатными красками очевидно. Однако при оценке цветовой среды города исключительно важное значение придается новизне впечатлений, возникающей от цветовых изменений отдельных элементов архитектуры. Любые интенсивные цвета облицовки жилого дома или выразительный цветовой орнамент на его фасаде скоро перестают восприниматься жителями, теряют остроту, становятся психологически невидимыми и адресуются лишь тем, кто изредка посещает этот район. Глазурованные поверхности фасадов, застывшие на многие годы, как бы создают новое бесцветие. Возникает вопрос: целесообразны ли затраты на подобную облицовку, не вызывающую должной эмоциональной реакции жителей и, следовательно, мало эффективную? Доводы в пользу покраски: она динамична и, возобновляясь через относительно короткий срок, способна учесть новые веяния в архитектуре, художественной культуре, в формировании городской среды. По мере уплотнения застройки, завершения строительства отдельных объектов она способна создать новые акценты, придать завершенность пространствам, отразить суть деятельности, протекающей в них, способствовать решению различных композиционных задач. По мере развития городской среды покраска может оперативно содействовать разрешению насущных художественных и утилитарных запросов [7].

Практически невозможно через каждые два-три года заново окрашивать многоэтажные жилые дома в обширных районах крупного города. Здесь целесообразна стойкая цветовая отделка, но полихромия в целом должна быть стратегически зрелой, т. е. подразумевать и включение покраски, и другие формы внесения цвета под влиянием предпочтений жителей, например, объектов непрофессионального творчества. Вопрос сводится не к конкретному способу нанесения цвета на внешние поверхности зданий, а к соотношению относительно постоянных и переменных цветовых элементов архитектуры, обеспечивающему стабильность, преемственность традиционных черт, и одновременно - подвижность за счет усвоения новых тенденций цветовой культуры, способности к ассимиляции нетрадиционных тем [1].

Архитектурная полихромия во многом определяет статику и динамику цветовой среды города. И если исторические районы обладают цветовой инерцией, районы новостроек гораздо легче принимают учащенный ритм цветовых перемен. Причем не следует кардинально изменять целиком полихромию новых зданий, достаточно цветовых изменений лишь на уровне отдельных фрагментов.

Мы сталкиваемся с противоречием, возникающим между развивающейся цветовой средой и существующей технологией возведения зданий индустриальными методами. Постоянное развитие цветовой среды города требует динамичной архитектурной полихромии. Это требование возрастает с усилением урбанизации, которая неуклонно меняет соотношение естественных и искусственных элементов городской среды в сторону увеличения последних.

Глава 2. Анализ внешнего восприятия города Набережные Челны

.1 Предыстория образования города Набережные Челны

Город Набережные Челны расположен на северо-востоке Республики Татарстан, находится в восточной половине Восточно-Европейской равнины, занимает Камско-Бельскую низину, там, где в реку Каму впадают реки Челнинка и Шильна.

Город раскинулся на 25 километров по левому берегу реки Камы, на правом берегу находится поселок Тарловка, который входит в черту города. С запада на восток Набережные Челны протянулись на 10 километров. На северо-западе город граничит с Елабужским районом, на западе с рекой Камой, на юге и востоке с Тукаевским районом, на севере с Нижнекамским водохранилищем. Географические координаты города Набережные Челны - 56° северной широты и 52° восточной долготы. Город лежит в умеренном климатическом поясе на границе южной тайги с лесостепью, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой.

Рис. 1. Местоположение города Набережные Челны

По документам, сохранившимся в государственных архивах, Набережные Челны в русских летописях впервые упоминаются в 1626 году. В 1626 году в дворцовом селе Елабуге образовалась «община из новых крестьян елабужан» во главе с Федором Поповым. В том же году «Попов с пятью дружественным семейством, перейдя через реку Кама, засел на готовые дома». Поселение, основанное в 1626 г. первоначально носило название Чалнинский починок. Позднее Береговые, Бережные и, наконец, Набережные Челны.

Огромное богатство составляли леса. Ещё 4-5 столетий назад оба берега Камы были почти сплошь покрыты могучими лесами. Особенную ценность представляли сосновые леса - Большой и Малый Бор под Елабугой, а также «корабельные рощи», встречавшиеся по обоим берегам Камы. В этих рощах в течение XVII-XIX веков заготавливали мачтовую сосну, шедшую на строительство судов в Казани, Астрахани и в ряде других городов. Боровецкая корабельная роща находилась недалеко от с. Боровецкого и д. Малой Шильны. Разработкой леса и охраной его до 60-х гг. XIX века здесь занималось морское министерство. Именно этому обстоятельству мы обязаны тем, что корабельные рощи хотя бы частично сохранились до наших дней.

В настоящее время на месте Боровецкой рощи находится лесной массив Кзыл-Тау. Он известен прежде всего тем, что это единственное в Татарстане и вообще в Среднем Поволжье место, где тайга в результате изменения русла реки «перешагнула» на левый, лесостепной берег Камы. Ведь главная достопримечательность Кзыл-Тау - это красавица пихта. Большой Бор и Кзыл-Тау в настоящее время являются памятниками природы республиканского значения и входят в состав государственного природного национального парка «Нижняя Кама».

Постановлением ВЦИК СССР от 10.08.1930 г. селу Набережные Челны присвоен статус города. Жителей тогда насчитывалось 9300 чел. (рис. 2). Из промышленных предприятий были 31 мельница, различные артели, лесозавод «Республиканец», действовали артели «Победа», «Красная заря», «Металлист».

Рис. 2. Динамика численности населения города Набережные Челны (тыс. чел.)

Генеральным проектировщиком города Набережные Челны приказом Госкомитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР № 28 от 10.03.1970 года в связи со строительством КамАЗа был назначен Центральный научно-исследовательский и проектный институт типового и экспериментального проектирования жилища (ЦНИИЭПжилище).

Главным инженером проекта по Набережным Челнам был назначен крупнейший специалист-градостроитель Р. К. Патеев. Непосредственное участие в проектировании города принимал директор института, архитектор с мировым именем Б. Р. Рубаненко, в честь которого сегодня названа улица в первом жилом районе города. Под его руководством был разработан первый Генплан города Набережные Челны. За его разработку и участие в создании города Рубаненко был награждён орденом Ленина.

Проектирование старой части города (поселков ГЭС, ЗЯБ и др.) осуществлял институт Татгражданпроект. Со строительством КамАЗа Постановлением СМ СССР от 9 июня 1970 года «О мерах по строительству города Набережные Челны» началось и строительство нового города на берегу реки Кама. Временных бараков для расселения новоселов, как это было на всех предшествующих стройках, возводить не стали. Решили создавать вагонные городки и поселки. Таких поселков "одноэтажных Челнов" было создано больше десятка: Надежда, Энтузиастов, Молодежный, Автозаводец, Энергетик, Комсомольский, Трампарк, Автовокзал.

Вагонные поселки ставились также для размещения студенческих стройотрядов, прибывавших на летний сезон по несколько десятков с тысячами стройотрядовцев из самых известных ВУЗов страны.

Из вагончиков создавались административные поселки.
Еще в 1979 г. в вагонных поселках проживало 26 тысяч человек. Ликвидированы они окончательно были в 1984-85 гг.

Предприятие заработало на полную мощность в декабре 1981 года, сразу же став лидером отечественного грузового автомобилестроения, но еще продолжало расти и расширяться. Через семь лет "КАМАЗ" достиг лучшего результата по итогам года и окупил затраты страны на строительство.

.2 Анализ колористических особенностей архитектуры города Набережные Челны

Набережные Челны по строению рельефа природного ландшафта мы отнесли к смешанному «направленно-сквозному» типу, где полосой вдоль города Набережной Челны лежит река Кама, город частично окружен лесом (по М. Пурвиненс, Д. Буатро, Л.Леопольду, Ю.Курбатову) [13].

Благодаря тому, что город расположен на территории Восточно-Европейской равнины, то при рассмотрении снимка территориального расположения города со спутника можно заметить преобладание зеленого цвета (рис. 3).

Рис. 3. Снимок города Набережные Челны со спутника

Зеленый цвет присутствует не только в окружении города, но и на территории города - Набережные Челны считается одним из самых ухоженных и зеленых городов в Республике Татарстан, степень озеленения города на 2012 год составляет 50,05%. Площадь цветников по автограду составляет 144 тысячи квадратных метра [21]. Особое внимание уделяется разнообразию цветочного оформления, освоению новых видов цветников: строгих геометрических форм, альпийских горок, свободных групп с использованием в оформлении многолетних культур.

Также применяются приемы вертикального озеленения и оформление объемных фигур. Хочется отметить, что в наши дни цветовое оформление уделяется не только центральным улицам и районам города, но и «окраинам» города. Благодаря управляющим компаниям, которые отвечают за содержание и оформление выделенным им территорий мы можем любоваться различного рода цветниками во всех уголках города.

Рис. 4. Цветники города Набережные Челны

Помимо озеленения города в цветовой культуре города Набережные Челны используются и архитектурные решения, в которых базисными цветами являются: желтый, белый, голубой, зеленый и красный.

Согласно описанию и обоснованию символики города Набережные Челны жёлтый цвет (золото) обозначает прочность, величие, богатство, интеллект, стабильность, уважение; белый цвет (серебро) - символ чистоты, совершенства, духовности, взаимопонимания; голубой цвет - символ истины, чести и добродетели; зелёный цвет - символ природы, здоровья, весны, роста и обновления; красный цвет - символ труда, мужества, жизненной энергии, красоты, праздника [18,19,20].

Учитывая тот, факт, что бурное строительство города Набережные Челны началось лишь в 1969 году, когда стали возводить завод Камаз, то о цветовом восприятии города, о его красоте мало кто задумывался, людям надо было где-то жить, поэтому строились в основном типовые дома. В ту пору (70-е года) в шутку город называли «общежитие для завода».

В тот период времени в основном шло строительство жилых домов и объектов для жизнеобеспечения (детсады, больницы, небольшие магазины и т.д.), ни о каких торговых центрах, крупных банках, автосалонах не было и речи. Поэтому количество используемого цвета гораздо меньше, чем в настоящее время.

Проведем анализ цветовой среды города двух периодов времени - 1960-1980-е годы и 1990-2010-е годы.

В 60-80 гг. XX века активно шла стройка города на Каме, параллельно со строительством автогиганта КАМАЗ. Поэтому со всей страны (СССР) приехали люди разных национальностей, привнося частичку своей культуры и ее цвета. Уже в ту пору город стали называть «белым», т.к. при взгляде на него со стороны большая часть домов была белой (рис. 5).

Рис. 5. Проспект Мира, 1970 г.

Только с начала 90-х годов при строительстве жилых домов стали применять различные цветовые решения и город стал приобретать «цвет». Строительство нежилых объектов (например, банк «Девон-Кредит», ТЦ «Омега», магазин «Мегастрой») расставило яркие акценты на карте города.

Сравнение снимков улиц города Набережные Челны двух периодов показано на рисунках 6 и 7.

Рис. 6. Улицы города Набережные Челны в период 1960-х - 1980-х годов

Рис. 7. Улицы города Набережные Челны в период с 1990-х годов по настоящее время

Таблица 1

Цветовая палитра объектов города Набережные Челны

Период

Объект

Цветовая палитра

1960-1980 г.г.

  

1990-2011 г.г.

   


На рис. 7 видно, что в архитектуре 1960-80-х годов использовалось мало цветов, только базисные. А в 1990-х - 2011-х годах стали появляться различные оттенки. Но объединяющим фактором двух периодов является наличие озеленения - зеленого цвета. В городе по-прежнему много зеленых насаждений, по сравнению с другими городами, такими как Казань.

В таблице 1 представлено сравнение цветовой палитры объектов города Набережные Челны двух периодов прошлого и настоящего времени. Сравнивая город в два периода времени можно сказать, что раньше город воспринимался как бело-зеленый город, было «постоянство» цвета. В настоящее же время творится «цветовой хаос» - огромное количество рекламных баннеров, стендов, которые вносят свою лепту в световое восприятие города, новые здания и сооружения, архитектура которых подчас выбивается из внешнего вида улицы, преграждает обзор на пейзаж природы.

2.3 Градостроение города Набережные Челны

Существенным фактором, повлиявшим на пространственно- планировочную организацию города, явилась природно-ландшафтная ситуация: город ориентирован на «большую воду» - акваторию Нижнекамского водохранилища и «малую воду» - Шильнинский залив, а также расположенные на их берегах лесные массивы.

В основе планировочной организации города Набережные Челны лежит линейная (полосовидная) структура с «классическим» функциональным зонированием, с параллельным расположением промышленности, селитебной зоны, пригородной зоны отдыха.

К недостаткам этой структуры можно отнести протяженность (сильную вытянутость) и узость города вдоль реки Камы. К достоинствам - небольшое расстояние до зоны отдыха (река Кама, парк Прибрежный, парк Комсомольский, Боровецкий лес, бульвар Энтузиастов, Боровецкий бульвар), что доставляет удобство жителям города (по сравнению, например, с многолучевой структурой города Казань).

Транспортно-планировочный каркас города Набережные Челны составляют продольные магистрали, связывающие жилые районы города, и поперечные, связывающие функциональные зоны между собой. Главным «диаметром» города является продольная магистраль, включающая в себя пр. Джалиля, пр. Набережночелнинский и пр. Мира.

В существующей планировочной структуре города определились три основные функциональные зоны: производственная, селитебная, зона отдыха (рис.8).

Производственная зона состоит из 5 производственных районов:

Автозаводской (комплекс предприятий КамАЗ), расположен в юго-восточной части города;

Юго-западный район (район пищевых производств);

База строительной индустрии (БСИ), в юго-западной части города;

Промышленный район ГЭС, расположен в северо-западной части города на берегу Нижнекамского водохранилища;

Район Завода ячеистых бетонов (ЗЯБ), расположен в центральной части города, разделяя город на два крупных жилых района.

Грузовой порт ОАО «КамАЗ», Элеватор находятся в селитебной зоне города.

Площадь производственных территорий, территорий инженерных сооружений города составляет 4239,7 га [21].

Селитебная зона города занимает всю территорию вдоль водохранилища от населенного пункта Сидоровка до Боровецкого леса и состоит из двух крупных планировочных районов: юго-западного (Старый город) и северо-восточного (Новый город) (рис. 8). Селитебная зона города включает в себя территории жилого назначения, общественно-деловые территории, рекреационные территории. Площадь жилых территорий составляет 1820,9 га.

Северо-восточный район города решен крупными регулярными планировочными кварталами с композицией застройки, раскрываемой на зеленые массивы парков «Победа», «Гренада», «Прибрежный».

Административные учреждения и объекты культурно-бытового обслуживания городского значения размещены, в основном, вдоль проспектов Мира, Вахитова, Х. Туфана, Автозаводского. Существующим центром данного района можно считать бульвар Энтузиастов, ул. Рубаненко и площадь на их пересечении.

Рис. 8. Функциональные зоны города Набережные Челны

Современное использование территории в границах пр. Мира, ул. Раиса Беляева, пр. Сююмбике, пр. Вахитова (15,17,18,19,21 комплексы), зарезервированной предыдущим генеральным планом города для формирования ядра общегородского центра, характеризуется, в основном, как коммунальное. На территории размещены гаражи и автостоянки индивидуального автотранспорта жителей близлежащих микрорайонов, а также некоторые объекты деловой сферы и 25-этажный недостроенный жилой дом.

На прибрежных территориях, примыкающих к парку «Прибрежный» вдоль ул. Раскольникова размещены блокированные жилые дома.

В северной части района сохраняется усадебная застройка села Боровецкое.

В северо-восточном направлении за пр. Яшьлек разместился район жилой застройки усадебного типа.

Юго-западный планировочный район состоит из разрозненных массивов жилой застройки, не объединенных единой планировочной структурой.

На отдельных участках сохраняется усадебная застройка населенных пунктов Сидоровка, Орловка, Мироновка, Красные (Мысовые) Челны, Бережные Челны.

На территориях от поселка Сидоровка до места впадения р. Мелекеска в Нижнекамское водохранилище расположен поселок Гидростроителей, на территориях от Сармановского тракта до поселка Орловка - жилой массив «ЗЯБ». К поселку «ЗЯБ» с северо-восточной стороны примыкают садовые участки «ЗЯБ».

Застройкой усадебного типа начато освоение территории на правом берегу р. Мелекески (жилой район «Замелекесье»). На свободных территориях данного района между усадебной застройкой и автодорогой №1 осуществлены отводы земельных участков различного назначения, в том числе для жилищного строительства. Вдоль правого берега р. Мелекеска ближе к пр. Казанский, расположено садоводческое объединение «Союз».

Центр юго-западного района города сформировался учреждениями административного и культурно-бытового назначения, размещенными вдоль пр. Джалиля, ул. Гидростроителей, ул. Центральная. В структуру центра включены спорткомплекс и бассейн между Набережной Тукая и прудом на р. Мелекеска.

В городе построены и строятся объекты, которые ранее не были предусмотрены: ипподром, зеленый театр для проведения праздника «Сабантуй» (Майдан) в парке «Прибрежный», здания банков, мечети, офисы коммерческих структур и др.

Особенно хочется отметить строительство торговых центров. За последнее десятилетие в России произошли серьезные социально - экономические изменения, которые затрагивают весь типологический ряд зданий и сооружений. Торговые здания испытали их воздействие в большей степени, чем какие-либо другие. Государство перестало контролировать размещение торговых точек в городской структуре, вследствие чего они стали возникать спонтанно. Плотность их размещения в различных районах города оказалась не зависящей от напряженности пассажиропотоков, наличия конкурентов в непосредственной близости («Торговый Квартал», «Омега»), и т.п.

В городе создана развитая сеть учреждений воспитания и образования, однако часть зданий частично приспособлено для размещения объектов непроизводственной сферы. Большое количество объектов социальной сферы размещено во встроенных в жилые дома помещениях.

На территориях на стыке двух планировочных жилых районов расположено большое количество коммунально-складских и промышленных предприятий, инженерных сетей, ЛЭПов, железнодорожных путей и т.д.

Обеспеченность жителей города зелеными насаждениями общего пользования на сегодняшний день составляет 8,8 м2 на одного жителя, удельный вес озелененных территорий различного назначения - 12,3% от территории города, что не соответствует нормативным требованиям [21].

Наиболее крупными зелеными массивами являются парки «Победа», «Гренада», «Прибрежный» в северо-восточном районе, Комсомольский парк в юго-восточном районе города. В систему озеленения включены бульвары, зеленые насаждения вдоль транспортных магистралей и территории санитарно-защитных зон промрайонов.

В последнее время наметилась тенденция застройки всех территорий, предназначавшихся для организации общественных озелененных пространств и организации массового отдыха. Одним из недостатков существующей системы озеленения является недостаточное благоустройство территорий парков.

Санитарно-защитные зоны остаются плохо благоустроенными и озелененными. Значительные площади санитарно-защитных зон от предприятий Автозаводского промышленного района, подлежащие озеленению, заняты одноэтажными боксовыми гаражами и автостоянками.

Пригородная зона отдыха расположена к северу от города, включает в себя крупные зеленые массивы Национального парка «Нижняя Кама», выходит к Камскому водохранилищу и Шильнинскому заливу. Однако, в настоящее время приречные территории не благоустроены и не озеленены. В районе села Боровецкое на берегу Шильнинского залива развернуто строительство коттеджей, в связи, с чем население северо-восточного жилого района малоэтажной застройки лишается зоны отдыха на воде.

В целом, за прошедшие этапы развития в городе Набережные Челны удалось создать полноценную материально-пространственную базу для дальнейшего социально-экономического развития и функционирования градостроительной системы.

Описывая структуру города Набережные Челны необходимо сказать, что деление жилой части города на Старый и Новый город несет в себе отличия в архитектурном плане, а значит и цветовом решении. Старый город был построен значительно раньше, уже на имеющихся постройках села Бережные Челны, поэтому дома в большинстве своем 5-этажные, и ниже. По световосприятию Старый город более насыщен цветами такими как красный, коричневый, серый (влияние строительных материалов того времени). При строительстве Нового города стали использоваться более современные материалы, новые методы и методики строительства, а значит и новая архитектура. Но, как говорилось выше, о красоте мало кто задумывалось из-за темпа строительства, поэтому дома получились однотипные - многоэтажки.

Однако есть и положительные моменты в архитектуре города 60-80-х годов - улицы были просторными, что давало ощущение света, свободы в городе. Поэтому сравнивая город в два периода времени можно сказать, что раньше город воспринимался как бело-зеленый город, было «постоянство» цвета. В настоящее же время творится «цветовой хаос» - огромное количество рекламных баннеров, стендов, которые вносят свою лепту в световое восприятие города, новые здания и сооружения, архитектура которых подчас выбивается из внешнего вида улицы, преграждает обзор на пейзаж природы, например супермаркет «Перекресток» в 50-ом комплексе.

В последнее время наметилась тенденция застройки всех территорий, предназначавшихся для организации общественных озелененных пространств и организации массового отдыха. Одним из недостатков существующей системы озеленения является недостаточное благоустройство территорий парков.

Санитарно-защитные зоны остаются плохо благоустроенными и озелененными. Значительные площади санитарно-защитных зон от предприятий Автозаводского промышленного района, подлежащие озеленению, заняты одноэтажными боксовыми гаражами и автостоянками.

Пригородная зона отдыха расположена к северу от города, включает в себя крупные зеленые массивы Национального парка «Нижняя Кама», выходит к Камскому водохранилищу и Шильнинскому заливу. Однако, в настоящее время приречные территории не благоустроены и не озеленены. В районе села Боровецкое на берегу Шильнинского залива развернуто строительство коттеджей, всвязи, с чем население северо-восточного жилого района малоэтажной застройки лишается зоны отдыха на воде.

В целом, за прошедшие этапы развития в городе Набережные Челны удалось создать полноценную материально-пространственную базу для дальнейшего социально-экономического развития и функционирования градостроительной системы.

Проведя анализ цветового восприятия города Набережные Челны можно сказать, что в целом при строительстве, украшении, озеленении города используются республиканские цвета: белый, зеленый, красный, голубой, желтый. Современная жизнь, с ее новыми возможностями внесла свои коррективы - появилось множество оттенков цветов, что с одной стороны украшает город, делает его ярче и интереснее, но с другой стороны нет единого плана цвета города, что создает беспорядок цвета при строительстве новых объектов.

.4 Сравнительный анализ колористики городов Набережные Челны и Казань

Казань - столица Республики Татарстан один из крупных экономических, научных, культурных центров и древних городов нашей страны. Расположена на большой реке Волге.

Казань - город с весьма выгодным географическим положением, издавна был торговым посредником между Востоком и Западом и сегодня играет все большую роль в политических, экономических и международных связях.

Казанский Кремль является уникальным архитектурным и историческим памятником, по праву причисленным к самым замечательным объектам мирового наследия. Уникальность Казанского Кремля состоит в целом ряде присущих лишь ему черт, ведь Казанский Кремль - это: единственный в мире действующий центр татарской государственной культуры и государственной власти; единственная сохранившаяся в Российской Федерации татарская крепость, в которой сбережены основы первоначальной градостроительной идеи: основы планировки, градостроительная композиция и функциональная организация архитектурных комплексов; итог исторического взаимодействия различных градостроительных и архитектурных культур: волжско-булгарской, золотоордынской, средневековой казанско-татарской, итальянской, русской и современной; наиболее северная точка распространения исламской культуры в мире и наиболее южная точка распространения памятников псковско-новгородского строительного стиля в России. Казанский Кремль прошел в своем многовековом развитии целый ряд исторических этапов, всегда оставаясь центром притяжения окружающего края.

Казанский Кремль - не единственная старинная городская крепость на берегах Волги, но лишь в Казани эта историческая цитадель представляет собой уникальный памятник ханского периода поволжской истории - единственную сохранившуюся татарскую крепость со следами первоначальной концепции городского строительства. При этом, однажды став духовным и административным ядром татарской столицы, Казанский Кремль никогда не терял своей градообразующей функции, на протяжении веков оказывая влияние на всю окружающую городскую застройку.

Казань сегодня - это 1540 улиц, площадей, переулков протяженностью 987 км, 34 моста и путепровода. В городе располагается множество парков, садов и скверов, действует 31 фонтан. Протяженность городских улиц, проездов, набережных, площадей 990,5 км. Территория города Казани занимает площадь 412 кв.км.

Город Казань разделён на 7 административных районов: Авиастроительный, Вахитовский, Кировский, Московский, Ново-Савиновский, Приволжский, Советский.

Город никогда не переставал строиться и расти, и дома ХХ века стоят как красноречивые вехи его развития. Это и новое здание Татарского Академического Театра им.Г. Камала, отражающееся в озере Кабан, это и Большой концертный зал консерватории - элегантное здание, в котором так прекрасно звучит орган, это и Казанский цирк в форме «летающей тарелки» на набережной, это и Культурный центр «Казань», в котором размещаются музей народных искусств и галерея современного искусства, это и реконструированные здания железнодорожного вокзала и Дворца спорта - гордость столицы, это и возведенные мечети и церкви, которые преобразуют облик столицы.

Проводя сравнение двух городов необходимо в первую очередь отметить превалирование бежевого и темно-красного цвета в домах Казани. Большинство жилых домов старой части города выполнены с использованием данных цветов.

Учитывая, что Казань является столицей, то и архитектурных достопримечательностей в ней гораздо больше по сравнению с Набережными Челнами. Но есть объединяющий их фактор, материалы исполнения памятников одинаковые, поэтому цветовое исполнение совпадает.

Парки Казани более насыщены по количеству цвету вследствие большей площади. В Набережных Челнах парки в последнее время стали преображаться, появляются новые элементы, которые гармонично вливаются и дополняют общий вид парка и города.

Улицы Казани по сравнению с улицами Набережных Челнов выглядят темнее, во-первых, за счет ширины - казанские улицы более узкие и свет из-за зданий и сооружений не может попасть во все места, во-вторых как уже было сказано выше большая часть зданий выполнена из материала темно-красного либо бежевого цвета, что еще более сужает улицу. Поэтому улицы Набережных Челнов смотрятся выигрышнее - они шире и дома по большей части белые или светло-серые. А возводимые вновь здания и сооружения разбавляют светлый цвет, добавляя, таким образом, акценты и придавая «лицо» улице.

Проводя анализ цветоисполнения архитектуры таких разных городов как Казань и Набережные Челны можно сказать, в архитектуре этих городов цвета совпадают, но по объему использования того или иного цвета есть расхождения, что вполне логично. Стоит заметить, что есть цвет, используемый в архитектуре обоих городов - зеленый, который считается национальным цветом Татарстана.

2.5 Использование материалов исследования в школе

Рассмотрев особенности визуальной среды города Набережные Челны, была разработана и апробирована экскурсия «Этапы формирования цветовой среды города Набережные Челны».

Для того чтобы школьники могли анализировать цветовое восприятие города необходимо их этому научить, а, следовательно, включить в школьную программу. Данный материал можно включить в курс краеведения в качестве факультативного урока, так как он не является обязательным, но в целях развития личности, мышления будет очень полезен для школьников.

Данный материал представим в виде урока, который будет проходить в форме экскурсии. Прежде чем разработать план экскурсии необходимо рассмотреть, какие виды экскурсий бывают, чем они отличаются. В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности. [14]

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т.д.;

экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т.д.;

экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т.д.;

рекламная экскурсия. [12]

Наша экскурсия по содержанию является тематической, так как в ней раскрывается одна тема - цветовоспритяие города. Предметом экскурсии станут архитектурные постройки города, а также его природа.

В нашем случае экскурсия будет групповой, для школьников, количество участников в пределах 10 человек. Большее количество не рекомендуется, так как удержать внимание и интерес всех участников будет сложнее.

По месту проведения наша экскурсия относится к городской, весь маршрут проходит именно по городу, производственную зону включать в маршрут не стали.

Передвигаться по маршруту мы будем на трамвае и на маршрутном автобусе. Данные виды перемещения самые оптимальные и удобные.

По продолжительности наша экскурсия займет 3 часа, с учетом передвижения по городу.

Деление экскурсий на четко определенные группы на практике носит несколько условный характер, однако имеет большое значение для деятельности экскурсионных учреждений. Правильная классификация экскурсий обеспечивает условия для лучшей организации работы экскурсовода с клиентами, облегчает специализацию, создает основу для деятельности методических секций. Использование закономерностей проведения экскурсий для конкретной группы способствует тому, чтобы каждая экскурсия готовилась и была эффективной. При разработке новых тем экскурсий с большей полнотой и целенаправленностью используются достижения отдельных отраслей знаний. [14]

В ходе организации экскурсии был составлен маршрут:

Район Замелекесье

Парк культуры на ГЭСе, при этом рассматривая дома расположенные около парка

Речпорт на Центральной

Проезд по проспекту Мира с акцентом на Торговый Квартал, Омегу, Палитру.

Бульвар Энтузиастов, осмотр башни Тюбетейка.

Бульвар Боровецкий со спуском к Свято-Вознесенскому собору.

Проезд по проспекту Чулман до 37 комплекса с осмотром домов комплексов, расположенных на данном проспекте (дома 80-90-х годов и наших дней).

Данный маршрут отобразим на карте города (рис. 9).

Рис. 9. Схема маршрута экскурсии

Цель экскурсии - способствование формированию в сознании детей представления о цветовом восприятии города Набережные Челны.

Задачи:

показ развития города;

эстетическое воспитание учащихся;

изучение составляющих цветовой среды города;

знакомство с особенностями природы края и города, которые являются неотъемлемой составляющей цветовой среды города.

расширение знаний учащихся о населенном пункте, где они проживают, знакомство с его наиболее важными объектами и достопримечательностями

Оборудование: карта города Набережные Челны, фотографии основных объектов города в разные года (1970-1980 и 2000-2010 года).

Ход экскурсии-урока представлен в приложении.

Положительные моменты: Тема экскурсии школьникам была понятна и интересна. С первых же фраз некоторые школьники стали делать предположения, о чем пойдет речь. В ходе всей экскурсии все дети принимали активное участие в диалогах, отвечали на вопросы, проявляли живой интерес. После того, как экскурсия была завершена и подведены итоги мероприятия детям был задан ряд вопросов об услышанном и увиденном, на которые они все ответили правильно. Данный факт, что говорит о том, что проведенное мероприятие было действительно интересно и все сказанное было ими услышано.

Из отрицательных моментов можно отметить, что перед тем, как проводить экскурсию необходимо подготовить школьников в плане дисциплины, так как в начале экскурсии некоторые дети пытались брать всю инициативу на себя, отвлекали других детей, но потом, видя, что урок интересный включились в процесс.

И, хотелось бы отметить, что такие экскурсии-уроки лучше проводить систематически и в разные времена года, чтобы дети могли сравнить город в разных временах года, например зимний и весенний город. Знания, полученные таким способом, быстрее и лучше усваиваются, школьники проявляют больше интереса и инициативы, чем сидя за партой в классе.

Для фиксации увиденного на экскурсии школьникам надо брать с собой фотоаппараты. При дальнейшем пересмотре кадров они смогут вновь окунуться в пройденный урок и закрепить полученные знания.

Заключение

Проблема формирования системы цветовых отношений приобретает все большую актуальность в XXI веке в связи с появлением большого количества зданий и объектов городов уникальных по функциональному назначению с использованием современных новых технологий, применением новых конструкций и строительных материалов, имеющих новые смысловые и философское содержание, не привычные для восприятия образы формы в городском пространстве и применение принципов их системы цветовых сочетаний, появление и развитие в архитектурной практике направления «хай-тек» и его разновидностей. Цвет в архитектуре города стремительно завоевывает важные позиции. Специалистами отмечается устойчивая тенденция проявления данного процесса в архитектурной практике, продиктованная временем. Колористика городского пространства становится разнообразной по форме, масштабам освоения, имеет технологически различное назначение. В этой связи необходимы научные методические дополнения и уточнения по вопросам организации целостного цветового бассейна предметного пространства города.

Восприятие города каждым конкретным человеком зависит не только от возраста, образования, культуры, интересов человека, но и от настроения человека, от различных бытовых мелочей, с которыми он сталкивается в этом городе, не говоря уже о том, что восприятие зависит от времени суток, сезона, погоды и множества иных крайне субъективных факторов, учесть все из которых просто невозможно. Восприятие города коренным образом отличается у жителя это города и приезжего. У приезжего изначально вообще нет образа города, а есть только некий стереотип, который сложился под влиянием того, что человек ранее слышал, видел или читал об этом городе. Но, попадая в сам город, у человека тут же возникает первичный образ этого города, который в дальнейшем может смениться полностью, но, как правило, дополняется и развивается. С развитием города меняется и его образ - образ города в сознании человека не есть некая застывшая аморфная масса, а динамичное местоощущение.

Таким образом, образ любого города - это некая крайне субъективная совокупность исторических, географических, бытовых и психологических составляющих, частных портретов-срезов этого города.

Описывая структуру города Набережные Челны можно сказать, что деление жилой части города на Старый и Новый город несет в себе отличия в архитектурном плане, а значит и цветовом решении. Старый город был построен значительно раньше, уже на имеющихся постройках села Бережные Челны, поэтому дома в большинстве своем 5-этажные, и ниже. По световосприятию Старый город более насыщен цветами такими как красный, коричневый, серый . При строительстве Нового города стали использоваться более современные материалы, новые методы и методики строительства, а значит и новая архитектура. Но, как говорилось выше, о красоте мало кто задумывалось из-за темпа строительства, поэтому дома получились однотипные - многоэтажки.

В архитектуре 1960-80-х годов использовалось мало цветов, только базисные. А в 1990-х - 2011-х годах стали появляться различные оттенки. Но объединяющим фактором двух периодов является наличие озеленения - зеленого цвета. В городе по-прежнему много зеленых насаждений, по сравнению с другими городами, такими как Казань.

Проведя анализ светового восприятия города Набережные Челны можно сказать, что в целом при строительстве, украшении, озеленении города используются республиканские цвета: белый, зеленый, красный, голубой, желтый. Современная жизнь, с ее новыми возможностями внесла свои коррективы - появилось множество оттенков цветов, что с одной стороны украшает город, делает его ярче и интереснее, но с другой стороны нет единого плана цвета города, что создает беспорядок цвета при строительстве новых объектов.

Рассмотрев особенности визуальной среды города Набережные Челны, была разработана и апробирована экскурсия «Этапы формирования цветовой среды города Набережные Челны». Данный материал представлен в виде урока, который будет проходить в форме экскурсии. Наша экскурсия по содержанию является тематической, так как в ней раскрывается одна тема - цветовоспритяие города. Предметом экскурсии станут архитектурные постройки города, а также его природа.

Экскурсия была групповой, состояла из 10 участников. По продолжительности наша экскурсия заняла 3 часа, с учетом передвижения по городу на автобусе и трамвае.

Выбранная тема экскурсии школьникам была понятна и интересна. С первых же фраз некоторые школьники стали делать предположения, о чем пойдет речь. В ходе всей экскурсии все дети принимали активное участие в диалогах, отвечали на вопросы, проявляли живой интерес. После того, как экскурсия была завершена и подведены итоги мероприятия детям был задан ряд вопросов об услышанном и увиденном, на которые они все ответили правильно. Данный факт, что говорит о том, что проведенное мероприятие

было действительно интересно и все сказанное было ими услышано.

Литература

Айдаров, С. Е. Национальное своеобразие в архитектуре автономных республик Средневолжской зоны РСФСР //Архитектура СССР. - 1981. - # 7. - С. 58 - 62.

Аскаров, Ш.Д. Рекомендации по градостроительной колористике. / Ш.Д. Аскаров, М.А. Зайнутдинова, Р.Х. Салиханов. - Ташкент, 1983.

Баринова, Л.М. Жить в гармонии с природой. // Строительство: Новые технологии, Новое оборудование/ Под ред. Фомина И.А. -М.: Просвещение. №3(51) 2008.-е 57-61

Бархин, М. Г. Архитектура и человек. Проблемы градостроительства будущего. / М.Г. Бархин - М.: Наука, 1979.

Бархин, М.Г. Архитектура и город. / М.Г. Бархин - М.: Наука, 1979.

Баталова, Е.А. История городов/ Е.А. Баталова, Э.В. Королева, И.Д. Саначев, А.М. Яковенко.- Учебное пособие - Владивосток, 2001 - 290 с.

Бунин, А.В. История градостроительного искусства, т. I, II,/ А.В. Бунин, Т.Ф. Саваренская - М.: Стройиздат, 1979.

Бутягин, В.А. Планировка и благоустройства городов / В.А. Бутягин - Москва, Стройиздат, 1974.

Вальников, И.У. Карта экологической ситуации РТ. / И.У. Вальников, Е.И. Игонин, О.В. Ильина, Б.Г. Петров. и др. - Казань, 1994.

Газеев, Н.Х. Природопользование в РТ: эколого-экономические аспекты. / Н.Х. Газеев, Е.А. Силкин. - Казань , 1996.

Гилязов, В.И. Набережные Челны - 75 лет: Любопытные исторические факты из жизни города //Вечерние Челны - 2005. - №3, август. - С. 10.

Долженко Г.П. Экскурсионное дело. Москва - Ростов-на-Дону, Издательский центр «МарТ». 2005.

Дубровский, А.Г. Памятники исторического города / А.Г. Дубровский - Наб. Челны, 2006. - 58 с.

Емельянов, Б. В. Основы экскурсоведения: Учеб. пособие./ Б. В. Емельянов - М.: ЦРИБ «Турист», 1981._С. 30-33.

Емельянов, Б. В. Профессиональное мастерство экскурсовода: Учеб. пособие./ Б. В. Емельянов - М.: ЦРИБ «Турист», 1986

Емельянов, Б. В. Экскурсоведение. В 3_х частях./ Б. В. Емельянов - М.: ЦРИБ «Турист», 1992

Емельянов, Б.В. Экскурсоведение: Учебник./ Б. В. Емельянов - 5-е издание. - М.: Советский спорт, 2004.

Ефимов, А.В. Колористика города./ А.В. Ефимов - М.: Стройиздат, 1990. - 272 с.

Кузнецов, В.Е. Природное богатство Республики Татарстан: Пособие для педвузов. / В.Е. Кузнецов - Наб. Челны, 2000. -148стр.

Лаппо, Г.М. География городов: Учеб.пособие для геогр. факультетов вузов./ Г.М. Лаппо - М.: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 1997. - 480 с.

Лаппо, Г.М. Рассказы о городах./ Г.М. Лаппо. - М.: Мысль, 1976. - 219 с. - О Казани - с. 75, 119, 164; о Свияжске - с. 134; о Набережных Челнах - с. 103, 104, 164, 205.

Миркин, Б.М. Экология России./ Б.М. Миркин, Л.Г. Наумова - М.: АО «МДС», 1996.

Миронов, А.В. Камский экономический район Республики Татарстан: природные особенности, экологическая обстановка и пути ее оптимизации./ А.В. Миронов, А.А. Миронова. - Наб. Челны: НГПИ, 2008. - 211 с.

Официальный сайт города Набережные Челны - <#"798826.files/image020.jpg">

Модные веяния в архитектуре жилых домов


Архитектура административно-бытовых зданий


Улица и дома наших дней



Недавно построенный храм


Восстановленная улица Старого города


План урока:

Организационный момент

Добрый день! Сегодня мы с вами отправимся на экскурсию. Что такое экскурсия? Как нужно вести себя во время экскурсии? (внимательно слушать и запоминать). Кто такой экскурсовод?

Актуализация знаний учащихся

Наша экскурсия будет необычной. Мы совершим её по городу, в котором живём, и поговорим о его переменах, как с годами меняется цвет города. Я сегодня буду вашим экскурсоводом, а вы будете мне помогать. А может быть, кто - то знает, кем был основан наш город? Почему он получил такое название? Какой район (часть) города была построена первой? (ГЭС) Есть ли отличия между районами ГЭС и Новый город в цветовом плане, в зданиях?

Прохождение маршрута экскурсии, беседа учителя с детьми

Город Набережные Челны считается одним из самых ухоженных и зеленых городов в Республике Татарстан, зеленый цвет присутствует не только в окружении города, но и на территории города, о чем свидетельствуют парк Победы (Новый город), парк Культуры (ГЭС), а также многочисленные посадки внутри комплексов.    Рис. 1. Парк Победы  Особое внимание уделяется разнообразию цветочного оформления, освоению новых видов цветников: строгих геометрических форм, альпийских горок, свободных групп с использованием в оформлении многолетних культур.   Рис. 2. Цветник в парке Победы  Полосой вдоль города протекает река Кама, что вносит свой вклад в световое восприятие города, а именно добавляет в гамму синий цвет.   Рис. 3. Река Кама  Город Набережные Челны делится на Новый и Старый город. Данное разделение отчетливо различается по цветовому восприятию, особенно в наши дни, так как большая часть строительных зданий и сооружений возводится именно в Новом городе. Нельзя сказать, что в Старом городе не ведутся строительные работы, но их не так много по сравнению с количеством работ в Новом городе. Один из последних объектов, который был возведен в районе Старого города и добавил свежую каплю красок - это район Замелекесье. Где мы сейчас с вами и находимся.  Рис. 4. Новые дома района Замелекесье  В цветовой отделке домов данного района активно использовался яркий цвет - оранжевый, что позволило сделать световой акцент. Данный район еще не полностью обжит, зеленые насаждения еще не выросли, но через несколько лет здесь будет красочный полноценный район, который будет добавлять свою нотку цвета в общее цветовосприятие города. Далее мы с вами отправимся рассмотреть объект, который дает городу синий цвет. Что это? Правильно - река Кама. Мы с вами находимся берегу реки Кама, откуда видно наш город. Обратите внимание - город делится на районы в цветовом плане. Новый город светлее, а дома на ГЭСе темнее. Сейчас мы с вами проедем по проспекту Мира, прошу обратить внимание на торговые центры. Вы их знаете? Назовите. В современных зданиях, таких как торговые центры используется много стекла, тонированного, цветного. В городе присутствуют крупные гипермаркеты, такие как Торговый Квартал, Омега, Палитра. Каждый из них имеет свою «изюминку», но у них у всех есть общая черта - фасады этих зданий оснащены большими и яркими баннерами торговых компаний, что добавляет в световую среду города свой вклад, выделяя эти здания на фоне города.               Рис. 7. Торговые центры города  Если говорить о нежилых объектах, то хочется отметить известную башню Тюбетейка, которая «славится» как долгострой.    Рис. 6. Башня «Тюбетейка» тогда и сейчас  В наши дни башня Тюбетейка (официальное название 2.18) является украшением города, как современное здание. Благодаря высоте здания его видно с разных точек города, а также он несет роль смотровой башни, откуда видно весь город как на ладони. Если рассматривать зоны отдыха, то хочется отметить строительство нового бульвара - Боровецкого. Бульвар находится на окраине города, при прогулке по которому виден Свято-Вознесенский Собор с золотыми куполами и Боровецкий лес. Это благоприятно отражается на окружении, т.к. окружающие дома построены еще в 1980 годах, и строительство бульвара «вдохнуло» новую жизнь району. Давайте пройдемся по бульвару вниз к Собору, обратите внимание на клумбы, которые здесь посадили, они тоже добавляют свои краски.    А сейчас мы с вами проедем по проспекту Чулман, вдоль которого мы рассмотрим дома тех лет и новостройки. Новые дома разительно отличаются от старых.      Рис. 5. Дома новых комлексов

4.Завершение экскурсии

Мы с вами совершили познавательную экскурсию по городу, рассмотрели его здания, построенные в прошлом веке и нынешнем. Вы заметили разницу? В чем она заключается? Как изменился город?

5.Итог

На этом мы с вами прощаемся. Я думаю, всем понравилась наша экскурсия. И все, наверное, увидели положительные и отрицательные изменения старого и нового периода города Набережные Челны. Спасибо всем за участие. Всего доброго!


Похожие работы на - Колористика города Набережные Челны

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!