История Русского флота

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    История
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    590,95 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

История Русского флота

Санкт-Петербургский Государственный Морской

Технический Университет

Факультет корабельной энергетики и автоматики








Курсовая работа на тему:

История Русского флота


Выполнил:

Студент 1-го курса

Березкин Р.А.

Проверил:

Преподаватель

Столяров С.П.



Санкт-Петербург

г.

Содержание

Аннотация

Введение

.Вступление России в войну

1.1 Стратегия сухопутных войск

.2 Военно-морские силы России к началу войны

.Минные катера в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

.2 Форсирование Дуная

.3 Минные катера в Черном море

.Судьбы морских офицеров-новаторов

Заключение

Список литературы

Аннотация

Березкин Р.А. Курсовая работа по дисциплине "История Русского флота" на тему "Минные катера в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг. Судьбы морских офицеров-новаторов".

Работа посвящена роли минных катеров в Русско-турецкой войне, а также рассказу об экипажах катеров и о русских офицерах-героях этой войны. В работе отражена хронология конфликта в целом и его итог - победа Российской империи.

Ключевые слова: Русско-турецкая война, офицеры-новаторы, минный катер, победа Российской империи.

Введение

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. была одним из наиболее значительных событий второй половины XIX столетия. Она оказала большое влияние на исторические судьбы многих народов, на внешнюю политику велики держав. Война началась в условиях мощного подъема национально-освободительной борьбы народов Балкан и небывалого в истории России общественного движения в их поддержку. Это наложило отпечаток на ее характер. В результате победы русского оружия освободилась от пятивекового Османского Ига Болгария, обрели полную национальную независимость Румыния, Сербия, Черногория.

Значительно повысилась боеспособность русской армии. В войне 1877-1878 гг. русские войска, действуя в различной обстановке показали высокие морально-боевые качества, дали замечательные примеры решения сложных задач, внесли новое во многие области военного дела.

Активное участие в войне на стороне России принимали балканские народы. Плечом к плечу с русскими солдатами сражались воины молодой румынской армии. Доблестно воевали на своем участке фронта сербские и черногорские союзные войска. В ходе совместной борьбы против общего врага крепло и закалялось боевое содружесво народов России и Балкан.

На основе глубокого изучения широкого круга источников советские историки убедительно доказали, что войны, которые Россия вела против Османской империи в XVIII - XIX вв, явились важным событием для всех стран Балканского полуострова. Они способствовали "освобождению балканских народов от многовекового рабства и оформлению их государственности.

1. Вступление России в войну

.1 Стратегия сухопутных войск


Планы сторон

В июне 1876 года Сербия, а следом за ней и Черногория, объявили войну Турции. Представители России и Австрии официально предостерегали против этого, но сербы не придавали этому особого значения, так как были уверены, что Россия не допустит их разгрома турками. В течение сентября Россия пыталась договориться с Австрией и Англией о приемлемом варианте мирного урегулирования на Балканах, который можно было бы от имени всех европейских держав выставить Турции. Дело не заладилось - Россия предлагала оккупацию Болгарии русскими войсками и ввод объединённой эскадры великих держав в Мраморное море, причём первое не устраивало Австрию, а второе - Великобританию. 11 декабря началась созванная по инициативе России Константинопольская конференция. Был выработан компромиссный проект решения, дарующего автономию Болгарии, Боснии и Герцеговине под объединённым контролем великих держав. 23 декабря Порта заявила о принятии конституции, провозглашавшей равенство религиозных меньшинств в империи, на основании чего Турция заявила об отказе признать решения конференции. Игнорирование турками объединённой воли европейских держав дало России возможность обеспечить нейтралитет европейских держав в войне с Турцией. Неоценимую помощь в этом оказали сами турки, которые своими действиями помогли демонтировать положения Парижского договора, защищавшие их от войны с Россией один на один.

апреля 1877 года Россия объявила войну Турции: после парада войск в Кишинёве на торжественном молебне епископ Кишинёвский и Хотинский Павел прочёл Манифест Александра II об объявлении войны Турции.

План войны против Турции был составлен ещё в октябре 1876 года генералом Н. Н. Обручевым. К марту 1877 года проект был исправлен самим императором, военным министром, главнокомандующим, великим князем Николаем Николаевичем-старшим, его помощником штаба генералом А. А. Непокойчицким, помощником начальника штаба генерал-майором К. В. Левицким. В мае 1877 года русские войска вступили на территорию Румынии. Существовало два возможных театра боевых действий: Балканы и Закавказье. Ключевым были Балканы, так как именно тут можно было рассчитывать на поддержку местного населения (ради освобождения которого война и велась). Кроме того, успешный выход русской армии к Константинополю выводил Османскую империю из войны. На Чёрном море полностью доминировал турецкий флот, что вынуждало организовывать снабжение русской армии на Балканах по суше.


Военные действия на Балканах

План войны был основан на идее молниеносной победы: армия должна была перейти Дунай на среднем течении реки, на участке Никополь - Свиштов, где у турок не было крепостей, в районе населённом дружелюбно настроенными к России болгарами. После переправы следовало разделить армию на три равные группы: первая - блокирует турецкие крепости в низовьях реки; вторая - действует против турецких сил в направлении Виддина; третья - переходит через Балканы и идёт на Константинополь.

Турецкий план предусматривал активно-оборонительный образ действий: сосредоточив главные силы (около 100 тыс. человек) в "четырёхугольнике" крепостей - Рущук - Шумла - Базарджик - Силистрия, завлекать переправившихся русских к Балканам, вглубь Болгарии, и затем разгромить их, обрушившись на их левый фланг сообщения.

Одновременно с этим довольно значительные силы Османа-паши, около 30 тыс. человек, были сосредоточены в Западной Болгарии, у Софии и Видина, имея задачей наблюдение за Сербией и Румынией и воспрепятствование соединению русской армии с сербами. Кроме того, небольшие отряды занимали балканские проходы и укрепления по Среднему Дунаю.

.2 Военно-морские силы России к началу войны

Военно-морские силы России переживали переходный период от парусного деревянного флота к паровому броненосному. На состояние Черноморского флота сильно сказывались последствия Парижского договора(по завершению Крымской войны): в его составе не было ни одного современного боевого корабля. Имелись всего две броненосные плавучие батареи, 4 винтовых деревянных корвета, 7 вооруженных пароходов, 13 винтовых шхун и яхта "Ливадия". К этим кораблям в начале войны были присоединены еще 12 пароходов, купленных у Русского общества пароходства и торговли, и минные катера. В лучшем положении был Черноморский флот. В его составе числилось 27 броненосных, 26 неброненосных и два парусных корабля. Существовали Каспийская, Аральская и Сибирская флотилии, включающие в себя в общей сложности еще 25 неброненосных судов. Однако вследствие стратегической разобщенности флотилий собрать их всех вместе на Черном море представлялось невозможным.

План войны, разработанный русским командованием, представляет большой интерес с точки зрения развития военной мысли. Он отличается оригинальностью и смелостью замысла. Предусмотренная планом решительная концентрация сил и средств на направлении главного удара обеспечивала достижение целей войны в течение одной скоротечной компании. Однако, как показали следующие события, верховное командование не сумело в полной мере реализовать свой план. В результате борьба затянулась и потребовала значительных усилий и жертв.

2. Минные катера в Русско-турецкой войне 1877-1878 гг.

.1 Устройство минных катеров

Минный катер - класс малых боевых судов, носители минного оружия буксируемых, шестовых и "самодвижущихся" мин. Также использовались и для постановки минных заграждений. Имели распространение во второй половине XIX века.


Первые минные катера в России стоились на базе неспециализированных паровых катеров - разъездных, гидрографических и т. п. Они имели водоизмещение примерно 5-12 тонн. Также для минных катеров характерны небольшие размеры, малая скорость хода.

Первая попытка активной доставки минного оружия, да и первое применение минного оружия вообще состоялась во время войны США за независимость. Носителем первой мины была подводная лодка Дэвида Бушнелла "Turtle"(от англ. - черепаха). Атака была неудачной - закрепить мину под днищем цели не удалось. Первый опытный образец парового катера с минным вооружением был построен в России на Николаевской верфи во время Крымской войны по инициативе генерала Тизенгаузена. Но в боевых действиях он не участвовал, так как затонул во время испытаний из-за невысоких мореходных способностей.

Минные катера были вооружены буксируемыми или шестовыми минами.


2.2 Форсирование Дуная

На каждом катере было 8 мин. Заряд мины составлял 2,5 пуда пороха. При атаке катер подходил вплотную к неприятельскому судну и ударял его шестовой миной или подводил под днище буксирную мину.

После объявления войны русские моряки приступили к постановке мин на Нижнем Дунае. Заграждения ставились с минных катеров и гребных шлюпок линиями по 5-10 минут в чрезвычайно сложных условиях. Сильное течение срывало мины, поэтому минерам зачастую приходилось ставить каждую мину на 5-8 пудовом якоре. Заграждения ставились под прикрытием огня береговых батарей, расположенных у Рени, Барбоша и Браилова. Находившийся рядом отряд турецких кораблей проявлял незначительную активность, лишь периодически обстреливал русские позиции. 29 апреля от навесного огня русских береговых батарей погиб броненосный корвет "Лютфи Джелиль", не имевший броневой палубы. Он получил одновременно два попадания и после сильного взрыва затонул на глубине 22 метра. Гибель "Лютфи Джилиль" произвела сильное впечатление на турок. Их флотилия отошла вглубь Мачинского рукава.

Используя создавшуюся обстановку, русские моряки заградили минами северный выход из рукава. Турецкие корабли были изолированы. Это дало возможность установить русское судоходство на участке Рени - Браилова. Против вражеских судов, укрывшихся в Мачинском рукаве было решено действовать минными катерами, предварительно заградив южный выход. Вследствие недостатка мин произвели их демонстративную постановку: в воду были сброшены мешки с песком. Это достигло цели - противник был введен в заблуждение. Атаку назначили на ночь 15 мая 1877 года. Четыре выделенных для этого катера в строе кильватера малым ходом вошли в Мачинский рукав. Они держались у берега, чтобы обеспечтиь скрытность подхода. В 2 часа 30 минут был обнаружен турецкий отряд. В середине стоял на якоре монитор "Сельфи", а по его бортам - колесный пароход "Килиджи Али" и броненосная канонерская лодка "Фехтхуль Ислам". Основным объектом атаки был монитор "Сельфи". С дистанции 126 метров катера дали полный ход. Первым атаковал "Царевич" под командованием лейтенанта Ф. В. Дубасова. Он ударил своей шестовой миной в корму турецкого монитора, но тот, хотя и получил пробоиу, остался на плаву. Во время атаки от всплеска при взрыве мины катер наполовину был залит водой и едва смог отойти на небольшое расстояние. Он временно лишился хода и должен был отливать воду, чтобы поднять пар в котлах. В это время к монитору подошел катер "Ксения" во главе с лейтенантом А. П. Шестаковым и ударил миной в середину корабля. Произошел взрыв, и "Сельфи" пошел ко дну.

После атаки катер "Ксения" оказался в тяжелом положении и едва не погиб, запутавшись винтом в снастях тонущего корабля. Это показало, с какой опасностью связано использование шестовых мин.

Атака "Сельфи" - первый в истории военно-морского искусства успешный пример ночного группового боя минных катеров. Атака производилась под ожесточенным артиллерийским и ружейным огнем противника и свидетельствовала об исключительной выдержке и мужестве русских моряков. За потопление "Сельфи" лейтенанты Дубасов и Шестаков были награждены орденом Георгия 4-й степени. Награды подучили все офицеры, участвующие в атаке. Нижние чины экипажей удостоились знаков Военного ордена.

Борьба за господство на Среднем Дунае началась с выходом войск Дунайской армии к реке. Было отдано распоряжение о постройке батареи. Ей ставилась задача не допустить подхода турецкой флотилии к району главной переправы и бомбардировать Рущук и Никополь, прикрывая минирование реки. Попытки турок воспрепятствовать постановке минных заграждений отражались огнем береговых батарей и атаками минных катеров. К середине июня удалось оградить минами главный участок переправы с обоих флангов. Суда противника ушли под защиту батареи Рущука. Они не рисковали больше появляться в этом районе. Несмотря на неравенство в силах, умелое использование минного оружия позволило русским морякам овладеть рекой. Это создало выгодную обстановку для форсирования Дуная. В тех условиях мина явилась единственным доступным и мощным оборонительным и наступательным средством. Английские морские специалисты были уверены в безусловном превосходстве турецких морских сил над русскими, считая, что русские корабли в лучшем случае смогут сыграть некоторую роль в защите своих баз и берегов. Но флотилия русских минных катеров парализовала действие созданной еще в мирное время сильной речной флотилии противника.

Первые операции Дунайской армии имели важное значение в общем ходе войны. Форсирование Дуная стало началом освобождения Болгарии от турецкого ига. Русские войска продемонстрировали свои высокие морально-боевые качества. Противник понес значительные потери и был вынужден принимать срочные меры, чтобы не допустить продвижения русских за Балканский хребет.

.3 Минные катера в Черном море

Турецкий флот, объявив блокаду русских черноморских портов, избрал в качестве главного направления действий кавказское побережье, где проходили основные сообщения русской Кавказской армии. Активным наступательным средством здесь, как и на Дунае, явилась мина. Но минные катера вследствие малого радиуса действия могли с успехом действовать лишь на ограниченном речном театре. Идея сделать катера "возимыми", чтобы они могли наносить удары по кораблям противника в его базах и в открытом море, была выдвинута С. О. Макаровым перед самым началом войны. Он предложил оборудовать пароход, который являлся бы сам носителем минного оружия и, кроме того, мог бы поднимать на борт катера, вооруженные минами.

Пароход бы доставлял катера к местам базирования турецкого флота. В качестве такого парохода-матки минных катеров был использован пароход "Вел. кн. Константин". Кроме мортиры и четырех 9-фунтовых орудий он имел шестовые и буксирные мины и четыре минных катера. Чтобы подготовить корабль и команду к подъемам, спускам и транспортировке катеров, Макаров использовал все свои знания, весь опыт в военно-морской практике. Особенно трудно было сконструировать устройство для быстрого спуска и подъема катеров в открытом море. Прекрасно понимая, что успех атаки зависит главным образом от внзапности, Макаров предельно ускорил подготовку катеров к спуску, обеспечив подачу пара и горячей воды в котлы катеров из котлов "Вел. кн. Константина". Это сократило время подъема пара на катерах до 5-10 минут вместо 1,5-2 часов. Минные катера явились грозным оружием борьбы на Черном море. Помимо "Вел. кн. Константина" было вооружено еще шесть пароходов. Отряд развернул энергичную боевую деятельность на морских сообщениях врага против его баз и якорных стоянок. Наиболее активно действовал сам Макаров на пароходе "Вел. кн. Константин". Хотя его первый выход к Батуму 28 апреля 1877 года не увенчался успехом, атака крейсеров имела большое значение, показав туркам, что их флот не может считать себя в безопасности даже на собственных рейдах. В августе "Вел. кн. Константин" оказал у Гагр серьезную поддержку сухопутному отряду полковника Шелковникова. Он отвлек на себя турецкий броненосец "Ассари Шефкет", а в это время отряд, отбросив войска противника, прошел ущелье и повел дальнейшее наступление на юг. Узнав затем, что "Ассари Шефкет" встал на сухумском рейде, Макаров 10 августа выслал туда свои катера. В результате успешной атаки броненосец был подорван и на длительное время вышел из сторя.

3. Судьбы морских офицеров-новаторов

Подвиг лейтенанта Дубасова и лейтенанта Шестакова

мая 1877 года - подвиг Ф. В. Дубасова. В этом подвиге особенно ярко проявились героизм, боевая дерзость и профессиональное мастерство российских моряков. В историю флота он вошел как подвиг лейтенантов Дубасова и Шестакова, потопивших шестовыми минами один из лучших турецких мониторов "Сеифи". Этот подвиг, совместно с аналогичными подвигами лейтенанта С.О. Макарова на Черном море, положил начало широкому применению на флоте торпедного оружия, развитию миноносцев и торпедных катеров, как совершенно новых классов кораблей, а также крупным нововведениям в области военно-морского искусства. В 1877 году при начале войны с Турцией, ему было вверено командование минным катером "Цесаревич". 14 мая 1877 года капитан-лейтенант Дубасов и лейтенант А. П. Шестаков с несколькими мичманами и матросами на четырех минных катерах атаковали турецкие броненосцы, взорвали и потопили турецкий однобашенный броненосныймонитор "Сеифи". Дубасов, мичманы Персин и Баль подплыли на трех катерах к затонувшему броненосцу и сняли с него флаг.

Дубасов и Шестаков первыми в ту кампанию были награждены орденом св. Георгия 4-й степени, Дубасов был зачислен в Свиту Его Величества флигель-адъютантом. С 1901 года Федор Дубасов находится на государственной службе. В последние годы жизни адмирал тяжело болел - сказывались ранения. Последним его большим делом было активное участие в строительстве храма Спаса-на-Водах в Санкт-Петербурге в память моряков, погибших в Порт-Артуре и при Цусиме.

Федор Васильевич Дубасов умер в 1912 году. Похороны состоялись 21 июня 1912 года, в день его рождения, в Александро-Невской лавре. Николай II и члены царской фамилии лично выразили вдове почившего соболезнование.

Степан Осипович Макаров - родился 8 января 1849 года в г. Николаев. Русский военно-морской деятель, океанограф, полярный исследователь, кораблестроитель, получил звание вице-адмирала 20 августа 1896 года. Окончил Мореходное училище в Николаевске-на-Амуре в 1865 году. Герой русско-турецкой войны 1877-1878 года. Во время войны впервые в мире успешно применил торпедное оружие, потопив турецкое сторожевое судно "Интибах". Генерал Скобелев обменялся с ним георгиевскими крестами (своеобразный вариант братания у георгиевских кавалеров), с этим крестом Макаров и погибнет в 1904 году. В 1879 году женился на Капитолине Николаевне Якимовской. В браке родилось трое детей: Ольга, Александра, Вадим.

В 1880 г. награжден Малой золотой медалью Русского Географического общества.

Командовал пароходом "Тамань" (1881-1882), фрегатом "Князь Пожарский" (1885), корветом "Витязь" (1886-1889), на котором совершил кругосветное плавание. С.Макаров внёс значительный вклад в развитие отечественной океанографии, в том числе и аппаратных исследований Мирового океана, им был сконструирован один из первых надёжных батометров.

Является исполняющим должность главного инспектора морской артиллерии (1891-1894). На этом посту он изобрёл новые наконечники к бронебойным снарядам (т. н. "макаровские колпачки"), которые, однако, были внедрены в практику русского флота лишь после его смерти. Макаров внес множество предложений по совершенствованию флота, буквально заваливая рапортами военно-морское министерство и руководство флотом, однако лишь немногие из них получили развитие. Более того, некоторые реализовались частично, что принесло скорее вред, чем пользу. Не менее, а скорее и более важной его разработкой была теория непотопляемости корабля. Степан Осипович настаивал на выделении непотопляемости в отдельную научную дисциплину. После начала русско-японской войны назначен командующим Тихоокеанской эскадрой и 8 марта прибыл в Порт-Артур. Руководил действиями кораблей при обороне Порт-Артура, но вскоре погиб на броненосце "Петропавловск", подорвавшемся на японской мине.

В 2005 году китайскими водолазами, обследовавшими погибшие корабли в гавани Порт-Артура были найдены останки 6 тел, на одном из которых были частично сохраненные адмиральские знаки различия.

минный катер война офицер

Заключение

Русско-турецкая война 1877-1878 гг. оказала большое влияние на развитие всех областей военного дела, способствовала укреплению прогрессивных тенденций в русском военном искусстве. Русский флот показал замечательный пример содействия сухопутным войскам при форсировании такого водного рубежа, как Дунай. Корабли миноносной флотилии получили огромный импульс для развития. Русские моряки в условиях численного превосходства неприятеля умело использовали силы и средства для организации активной обороны Черноморского побережья. Большой вклад в нашу победу внесли офицеры военно-морского флота со своими инновациями. Их передовые идеи и стойкость в бою оказались решающими в этой войне. Многие их них погибли, однако их доблесть и патриотизм навсегда останутся в истории этой войны.

Список литературы

1.Русско-турецкая война 1877-78 гг. Под ред. И.И.Ростунова. -М.: 1977.

2."Морской сборник" 1877-1878 гг.

.Торпедой - пли! История малых торпедных кораблей. 1999.

.Генов Ц. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и подвиг освободителей. - С.: София Пресс, 1979.


Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!