Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    187,7 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

Оглавление

Введение

Глава 1. Краткое описание работы

Глава 2. Организация и процедура психолого-педагогического обследования

Глава 3. Результаты диагностики учащихся

Заключение

Список литературы

Приложение

межличностный отношение школа коллектив

Введение

Сфера межличностных отношений охватывает практически весь диапазон существования человека. Можно утверждать, что человек, даже будучи в совершенном одиночестве, продолжает опираться в своих действиях и мыслях на свои представления об оценках, значимых для других. Межличностные отношения - характеристика отношений между двумя или более людьми, при условии, что взаимодействие является взаимным.

Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения. Для диагностики межличностных отношений бывает чрезвычайно важно выделить те индивидуальные личностные свойства участников взаимодействия, которые проявляются и влияют на процессы общения. С этой целью созданы тесты и шкалы для измерения таких свойств, как стиль лидерства, авторитарность, совместимость, тревожность, личностные ценности и т.д. Существуют попытки объединить разные шкалы в обширные психологические опросники, составить специальные батареи тестов для изучения межличностных отношений.

Мной была выбрана методика Т. Лири "Межличностные отношения" потому что диагностируемой мной группе подходит данная методика по возрастным показателям (от 14 лет), а также важным преимуществом, которое дает использование опросника Т. Лири в групповых исследованиях, является мпогоаспектность перцептивных представлений. Самооценка и оценка человека здесь дополнены рядом важных характеристик, таких как оценка идеала (друга, одноклассника). Другими словами, методика выявляет: самооценку и степень неудовлетворенности собой, ожидания в отношении личности других и степень расхождения этих ожиданий с реальным образом, т. е. условия, создающие напряжение в коллективах и коренящиеся в возможном недовольстве собой и другими людьми.

Глава 1. Краткое описание работы

Не случайно, были созданы и до сих пор показывают свою теоретическую и практическую ценность такие психологические теории, в которых важнейшее значение для всех личностных составляющих приписывается межличностным отношениям (В.Н. Мясищев, 1969; Н. Sullivan, 1953). Межличностные отношения проявляются в большом разнообразии сфер человеческого бытия, которые существенно отличаются друг от друга, и в которых действуют различные психологические факторы. В настоящее время в психологии существует огромное количество конкретных методических приемов исследования межличностных отношений.

Систематика методик психодиагностической оценки межличностных отношений возможна на различных основаниях:

а) на основании объекта (диагностика отношений между группами, внутригрупповых процессов и т.д.);

б) на основании задач, решаемых обследованием (выявление групповой сплоченности, совместимости и т.д.);

в) на основании особенностей используемых методик (опросники, проективные методики, социометрия и т.д.);

г) на основании исходной точки отсчета диагностики межличностных отношений (методики субъективных предпочтений, методики выявления субъективного отражения межличностных отношений и т.д.)

Методика диагностики межличностных отношений также позволяет изучать проблему психологической совместимости и часто используется в практике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.1

В данном исследовании принимало участие 10 человек (7 юношей и 3 девушки). Все являются учащимися школы №102 Чкаловского района, 11"А" класса. Средний возраст учащихся 17 лет (от 16 до 18).

Целью нашего исследования было: измерение преобладающего типа отношений к людям в самооценке и взаимооценке учащихся 11 "А" класса школы №102 г. Екатеринбурга, Чкаловского района.

Глава 2. Организация и процедура психолого-педагогического обследования

Диагностирование учащихся проводилось в Екатеринбургской средней школе №9, в 11 "А" классе.

Дата 11.03.2014 г.

Место проведения - учебный кабинет.

Время с 9.00 до 10.30. Это было не учебное время, у учащихся была запланирована экскурсия.

Юноши: Щур Александр, Потапов Роман, Бондарь Антон, Букин Сергей, Исаев Рустам, Пьянков Александр, Щипицын Евгений

Девушки: Яблочкина Дарья, Писаревская Екатерина, Вихарева Анна.

Все являются учащимися школы №9, 11"А" класс

Средний возраст учащихся 17 лет (от 16 до 18).

По национальному составу класс состоял из русских или метисов (наполовину русских) учащихся.

Основываясь на том, что личность проявляет в поведении, актуализированном в процессе взаимодействия с окружающими, Т. Лири систематизировал эмпирические наблюдения в виде 8 общих или 16 более конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия. Соответственно типам межличностного поведения был разработан опросник, представляющий собой набор достаточно простых характеристик-эпитетов.

Тест был задуман как инструмент клинической диагностики и проходил проверку на валидность путем сопоставления данных этой методики с результатами обследования Миннесотского многоаспектного личностного опросника (MMIP). Была обнаружена достоверная связь между типами интерперсонального поведения и определенными клиническими описаниями, проявляющимися аналогично поведенческим характеристикам, что нашло свое отражение в соответствующих подъемах шкал профиля MMIP. Формирование методики Лири происходило на базе использования контрастных, болезненно заостренных моделей межличностного стиля поведения, свойственных лицам с психологическими отклонениями.2 Возрастной диапозон применимости - от 14 лет.

Нижеприводимые сведения даются по книге "Психодиагностика" [Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. пособие. Екатеринбург, 2005 С. 187-211].

На основании исследований межличностных отношений Т. Лири выделил 8 общих и 16 боле конкретизированных вариантов межличностного взаимодействия, которые представил в виде круговой психограммы.


Полярные на этой схеме варианты являются противоположными друг другу. Опросник составлен соответственно этим выделенным типам межличностного поведения и представляет собой набор из 128 простых лаконичных характеристик-эпитетов, которые группируются по 16 вопросов в 8 октантах, отражающие различные психологические профили.

Методика может быть представлена испытуемому списком или на отдельных карточках. Оценивая себя по пунктам опросника, испытуемый должен отмечать + те характеристики, которые считает присущими себе.


Одна из характерных особенностей класса 11 "А" - большей частью данная группа - это уверенные в себе люди, но не обязательно лидеры, хотя упорные и настойчивые. (Властно-лидирующий признак).

По независимо-доминирующему признаку 11 А имеет эгоистичные черты, ориентированы на себя и склонны к соперничеству.

По прямолинейно-агрессивности наш класс является упрямым, упорным, настойчивым и энергичным.

"А" по недоверчиво - скептическому признаку является критичным по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

По покорно-застенчивому признаку 11-тиклассники - скромны, робки, эмоционально сдержанны, послушны и честно выполняют свои обязанности.

А по зависимо-послушному признаку учащиеся - мягки, ожидают помощи и советов, доверчивы, склонны к восхищению окружающих, вежливы.

По сотрудничающему признаку учащиеся склонны к сотрудничеству, кооперации, гибки и компромиссны при решении проблем, стремятся быть в согласии с мнением окружающих, следуют условностям, инициативные энтузиасты в достижении целей группы, стремятся помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслуживать признание и любовь, общительны, проявляют теплоту и дружелюбие в отношениях.

По ответственно-великодушному признаку учащиеся ответственны по отношению к людям, деликатны, мягки, добры, эмоциональное отношение к людям проявляют в заботе, симпатии, заботе, ласки, умеют подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстны и отзывчивы.

Заключение

В заключении отражается значимость изученной темы для педагогической теории и практики в том, что среди старшеклассников наиболее часто встречается агрессия у мальчиков, а также недоверчивость и независимость, нежели чем у девочек. По итогу проделанной работы можно сделать вывод, что в 11"А" классе всё гладко на фоне дружбы, почти все учащиеся являются застенчивыми и скромными. Только один мальчик более всех проявляет агрессию и доминирование (Букин). Есть, конечно, и те, кто дружит между собой, но единого дружного коллектива, на мой взгляд, в этом классе нет. Вся группа более или менее пассивна. Возможно, этот класс был сформирован из нескольких классов, которые дошли до 11-го. Безусловно данному классу необходимо быть более решительными и независимыми для полноценности своих личностей. А Букину стоит смягчиться и быть более гибким и уступчивым.

Список литературы

1.      #"798406.files/image002.gif">

Похожие работы на - Диагностика индивидуальных свойств человека, влияющих на межличностные отношения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!