Правовое регулирование социального обеспечения

  • Вид работы:
    Ответы на вопросы
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Правовое регулирование социального обеспечения

1. Социальное обеспечение - форма выражения социальной политики государства, направленная на материальное обеспечение определённой категории граждан из средств государственного бюджета и специальных внебюджетных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством социально значимыми (на данном этапе его развития) с целью выравнивания социального положения граждан по сравнению с остальными членами общества.

. Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении. Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению), дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности) и деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

Правоотношение - одно из важнейших звеньев правового механизма, обеспечивающего реальную жизнь права как регулятора общественных отношений. Правоотношения входят в систему общественных отношений (экономических, политических, социальных, нравственных и т.д.), но занимают в ней особое место. Правоотношения по социальному обеспечению безусловно являются относительными, поскольку все участники таких отношений четко определены законом и никакие другие лица (органы) прав и обязанностей в них не имеют.

. Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления. К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить:

. способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

. круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

. виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов;

. систему органов осуществляющих социальное обеспечение. Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно квалифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные. Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, принимаемую для определенных специальных субъектов.

. Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО. К числу отраслевых принципов относятся:

. Всеобщность социального обеспечения. Он предполагает равную для каждого члена общества возможность получать определенные виды социальной поддержки независимо от пола, расы национальности и т.п.

. Общедоступность социального обеспечения.

. Установление уровня социального обеспечения, гарантирующего достойную жизнь человека, свободное развитие личности. Достаточный уровень жизни включает в себя достаточное питание, достаточную одежду, достаточное жилище и непрерывное улучшение условий жизни.

. Многообразие оснований, форм и видов социального обеспечения.

. Дифференциация условий и порядка представления социального обеспечения субъектами общественных отношений. Она может быть обусловлена факторами: вид трудовой деятельности, местность выполнения работ или место проживания, материальное положение субъектов, семейное положение и т.д.

. Целевое использование средств. Данный принцип предлагает осуществление социального обеспечения за счет денежных средств. Специально выделенных и предназначенных для этих целей (государственные средства и добровольного социального страхования, благотворительности…). Кроме того, в соответствии с гл.24 НК РФ для создания эффективных условий социального обеспечения на территории России был введен единый социальный налог.

. Источники права социального обеспечения - акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения. Система источников права социального обеспечения: а) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность; б) международные акты: Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Европейская конвенция о социальном обеспечении; Конвенция "О правах ребенка"; Соглашение стран СНГ "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" и др.; в) Федеральные законы: "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ; "Об основах социального обслуживания населения в РФ", который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ; "О социальной защите инвалидов в РФ", который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ; "О медицинском страховании граждан в РФ", который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.; г) подзаконные акты: Указы Президента РФ. постановления Правительства РФ. иные нормативные акты.

. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ является основным источником любой отрасли национального права, и в первую очередь конституционного. Специфика Конституции как основного источника конституционного права выражается в следующем:

) Конституция принимается народом или от имени народа, она является высшей формой воплощения государственной воли народа. Российская Конституция 1993 года была принята на референдуме, который является высшим непосредственным выражением власти народа;

) конституционные нормы имеют учредительный характер, устанавливая основные принципы существования государства (основы конституционного строя), основы организации государственной власти, устанавливают порядок создания иных правовых норм. Конституционные нормы первичны, нет другого правового акта, которому Конституция должна бы была соответствовать;

) Конституция определяет некоторые виды иных источников права;

) Конституция РФ обладает высшей юридической силой и непосредственным действием на всей территории Российской Федерации. Законы и иные нормативно-правовые акты не должны противоречить Конституции РФ;

) Конституция РФ имеет не только правовое, но и большое общественно-политическое и идеологическое значение, закрепляя status quo российской государственности, а также идеалы, к которым стремится общество индивидов, объединенных совместным существованием в рамках Российской Федерации. Конституция РФ выступает одним из фундаментальных, основополагающих факторов существования российского общества: 6) большинство конституционных положений имеют общий характер, направлены на регулирование широкого круга вопросов жизни общества, затрагивая главные аспекты регламентирования общественных отношений. Указанные черты присущи также конституциям республик в составе Российской Федерации и уставам краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти акты действуют на территории соответствующих субъектов Федерации и возглавляют систему правовых актов регионального уровня. В конституциях и уставах субъектов Российской Федерации закрепляется правовой статус регионов как составных частей Федерации. Региональные конституции и уставы не должны противоречить Конституции РФ.

. Экономической основой осуществления человеком права на социальное обеспечение являются специально для этого предназначенные финансовые источники (средства). В КРФ 1993г. нет упоминания о таких средствах, не указывается и порядок их образования и распределения. Это вытекает из социальной функции собственности и конституционных принципов, на которых основано функционирование отечественной экономической системы. К ним можно отнести такие принципы: использование национальных богатств и ресурсов с учетом всех собственников и общества в целом, возможность государственного регулирования экономических отношений (ст8,9,34-36 КРФ). В советской литературе финансовые средства, направляемые на нужды социального обеспечения, именовались фондом социального обеспечения. В последние годы данный термин вышел из обихода в научной литературе и делового оборота. Применительно к современному периоду развития страны представляется вполне возможным его условное использование с учетом происходящих перемен. Во-первых в его состав входят средства обязательного социального страхования (бюджет ПФР, ФСС России, ФФОМС). Они направляются на социально-страховое обеспечение застрахованных лиц, а в отдельных, установленных законом, случаях и членов их семей, во вторых та часть бюджета государственного, которая непосредственно ассигнуется (направляется) на социальное обеспечение граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию.

. На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств государственных социальных фондов. Пенсионная система функционирует на основе непрерывной финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью населения. Такая система пенсионного обеспечения называется распределительной. Она характеризуется тесной зависимостью от демографической и общей экономической ситуации в стране. Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. Первоочередная задача Пенсионного фонда - обеспечение финансовой стабильности пенсионной системы, создание условий для регулярной выплаты пенсий в установленные сроки и повышение их размеров с учетом изменения потребительских цен. В соответствии с принятыми в 2001 г. законами в настоящее время через Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляются выплаты по государственному пенсионному страхованию и государственному пенсионному обеспечению. Граждане, застрахованные по обязательному пенсионному страхованию, имеют право на получение трудовой пенсии, которое реализуется в случае уплаты страховых взносов. Лица, которые по тем или иным причинам не охвачены пенсионным страхованием, имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению. К ним относятся: - федеральные государственные служащие; - военнослужащие; - граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф; - участники Великой Отечественной войны; - нетрудоспособные граждане. средства Пенсионного фонда направляются на следующие выплаты: - по обязательному пенсионному страхованию - это выплаты трудовой пенсии, пособий и компенсаций (например, неработающим гражданам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, получающими трудовые пенсии, выплата пособий на погребение и т.п. - по государственному пенсионному обеспечению (пенсии государственным служащим, военнослужащим, социальные пенсии); - на дополнительное пенсионное обеспечение (доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выплаты дополнительного ежемесячного пожизненного материального обеспечения работникам ядерного оружейного комплекса Российской Федерации). - на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности фонда (расходы на содержание органов управления, на подготовку и повышение квалификации работников Пенсионного фонда и прочие расходы); - прочие расходы. Система пенсионного обеспечения представляет собой технологическую цепочку, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Это региональное отделение Пенсионного фонда - банк - управление социальной защиты населения субъекта РФ - районный (городской) орган социальной защиты - почта (Сбербанк) - пенсионер.

. Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений.

Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Нормы права социального обеспечения живут и действуют лишь в правоотношениях сферы данной отрасли. И нет в реальной жизни государственного материального обеспечения граждан при нетрудоспособности и нуждаемости без соответствующих правоотношений. Все правоотношения по социальному обеспечению - это система конкретных юридических связей субъектов права социального обеспечения. Правоотношения по социальному обеспечению имеют претензионно-обеспечительный характер, когда один субъект - гражданин (семья) - правомочен требовать предоставления полагающегося ему вида социального обеспечения, а другой субъект - орган социального обеспечения - обязан его предоставить. Хотя эти правоотношения являются двусторонними и оба субъекта имеют в них и права и обязанности, но право по обеспечению - на стороне гражданина (семьи), а обязанности по его предоставлению - у органа социального обеспечения. Все правоотношения по социальному обеспечению следует классифицировать по следующим основаниям:

) по характеру правоотношения, определяемому целями правоотношения (для назначения или для получения вида обеспечения, для рассмотрения спора о социальном обеспечении);

) по видам социального обеспечения (конкретные виды пенсий, пособий, социальных компенсаций и социальных услуг, являющихся объектом правоотношений);

) по срокам правоотношений (длящиеся постоянно, до определенного срока (т.е. периодические) и разовые (единовременные). Можно также классифицировать их и по формам социального обеспечения; a) государственное социальное страхование b) социальное обеспечение из государственного и муниципального бюджета; c) дВсе основные материальные правоотношения можно классифицировать по видам обеспечения следующим образом:

) пенсионные;

) по выплате пособий, социальных компенсаций;

) по предоставлению социальных услуг. Каждый из указанных трех видов правоотношений следует классифицировать по конкретным видам социального, обеспечения. Так, существуют пенсионные правоотношения по выплате назначенной пенсии: а) по старости; б) за выслугу лет или военной службы; в) по инвалидности; г) по случаю потери кормильца; д) социальной.

Дополнительные виды добровольного страхования (дополнительные пенсии, услуги, пособия). Все правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций можно классифицировать по видам пособий и компенсаций и срокам их выплаты следующим образом: единовременного характера по выплате:

) пособия при рождении ребенка;

) пособия на погребение (ритуальное);

) пособия нуждающемуся работнику на проезд для санаторно-курортного лечения;

) пособия беременной женщине, вставшей в ранние сроки беременности на учет в женской консультации; периодические по выплате:

) пособия по беременности и родам;

) пособия по временной нетрудоспособности; ежемесячные по выплате:

) пособия пострадавшим от радиации;

) пособий семьям на детей до 16-летнего возраста;

) ежемесячного пособия за отпуск по уходу за ребенком до полуторагодичного возраста;

) пособий по безработице и др., что будет раскрыто подробнее в § 7 данной главы. Правоотношения по выплате разовых или ежемесячных социальных компенсаций нуждающимся в них могут быть классифицированы на следующие виды: а) по выплате работнику компенсаций за время вынужденного неоплачиваемого отпуска; б) по компенсации за неоплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до 3 - летнего возраста; в) по выплате компенсаций беженцам и вынужденным переселенцам; г) по выплате компенсаций лицам (семьям), пострадавшим от радиации и аварии на ЧАЭС и др.

. Юридическая ответственность в праве социального обеспечения - это фактическое претерпевание правонарушителем лишений имущественного характера, предусмотренных санкцией, вследствие нарушений предписаний норм права социального обеспечения с целью восстановления нарушенного права. особенности юридической ответственности субъектов правоотношений по социальному обеспечению:

) отношения в праве социального обеспечения имеют распределительный характер.

) хотя в этих правоотношениях отсутствует равенство, их стороны не несут друг перед другом публично-правовой (административной, уголовной) ответственности.

) получатель материального блага по системе социального обеспечения является экономически зависимой стороной, что ограничивает его имущественную ответственность.

) в праве социального обеспечения широкое распространение должны получить восстановительные имущественные санкции, призванные служить исключительно восстановлению нарушенного права.

. Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы. Уже в процедурных правоотношениях исследуется, существуют или нет соответствующие юридические факты для самого права гражданина на данный объект предполагаемого основного правоотношения (на пенсию по старости, на пособие на детей и т.д.). Таким образом, прежде чем установить основное материальное правоотношение по реализации конкретного права, уже в предшествующем ему процедурном правоотношении устанавливается, есть ли само данное право у гражданина, и если есть, назначается этот вид обеспечения, а если нет, то отказывается в его назначении, поскольку нет того или иного юридическою факта. Поэтому юридические факты имеют определяющее значение для возникновения изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению, являясь основанием этого.

. Трудовой стаж - время (продолжительность) трудовой или другой общественно-полезной деятельности работника. Является основанием для возникновения права на пенсионное обеспечение, отпуск, получение пособия по временной нетрудоспособности, а также в ряде случаев - заработной платы. Основным документом, подтверждающим трудовой стаж является трудовая книжка. В случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников Министерство труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионный фонд Российской Федерации рекомендовали следующим образом организовать работу по реализации указанным гражданам права на исчисление пенсии из заработной платы, полученной за осуществление ими трудовой деятельности. Различаются виды трудового стажа: общий и специальный. Общий (в настоящее время-страховой) трудовой стаж определяется как суммарная продолжительность работы по трудовому договору, иной общественно-полезной деятельности и других периодов, указанных в законе, независимо от перерывов. При этом общий трудовой стаж является юридически значимым обстоятельством в сложном составе, порождающем возникновение или изменение правоотношений в связи с назначением трудовых пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, а также некоторых других правоотношений в социальном обеспечении. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации. Значение непрерывного трудового стажа: от его продолжительности зависит размер пособия по временной нетрудоспособности. При этом непрерывный стаж исчисляется ко дню временной нетрудоспособности; его продолжительность влияет на размер вознаграждения по итогам работы за год; с ним связано установление доплат и надбавок к тарифным ставкам оклада.

. При подсчете стажа периоды работы или иной деятельности подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. Периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, а если он не установлен, то - исходя из периода уплаты за работника обязательных платежей. Для трудовых пенсий исчисление периодов работы, в том числе на основании свидетельских показаний, и (или) иной деятельности, а так же иных периодов производится в календарном порядке из расчета полного года (12 месяцев). При этом каждые 30 дней указанных периодов переводится в месяцы, а каждые 12 месяцев - в полные года.

. Специальный трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а также некоторые виды общественно полезной деятельности. Такое определение содержал ранее действующий Закон РФ от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации". В обновленном законодательстве Законе "О трудовых пенсиях"; Законе "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и Законе "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" понятие специальный трудовой стаж фактически уже не фигурирует. Однако, то, что в ранее действующем законодательстве, называлось специальным трудовым стажем сохраняется и в новом пенсионном законодательстве. Но законодатель пошел по пути сокращения льгот по пенсионному обеспечению. В этой связи из нового законодательства исключены пенсии по выслуге лет и льготный порядок исчисления стажа. В новом законе сохранены прежние правила исчисление специального трудового стажа в связи с особыми условиями работы, в том числе стаж по выслуге лет, и в связи с особыми социальными условиями. Предполагается, что в будущем он будет регулироваться специальным законом о профессиональных пенсиях. С учетом специального трудового стажа, т.е. суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы), устанавливается пенсия по старости в связи с особыми условиями труда, работой на Крайнем Севере, а также пенсия за выслугу лет.

. 1. Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

) лица, работающие по трудовым договорам;

) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан");

) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации

. Социальные пособия - это выплаты, производимые гражданам в установленных законом случаях ежемесячно, периодически или единовременно, с целью возмещения полностью либо частично временно утраченного заработка или оказания материальной поддержки. В настоящее время предусмотрены следующие виды пособий, выделенные по основанию для их предоставления (помимо пособий и компенсационных выплат в связи с материнством, отцовством и детством): пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; пособие при рождении ребенка; пособие на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет; пособие на ребенка; пособие на погребение; пособие по безработице.

Социальные пособия классифицируются по различным критериям, помимо оснований для их предоставления:

. по их целевому назначению: компенсация полностью или частично временно утраченного заработка (пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, пособие по безработице); оказание помощи в пополнении доходов в связи с наступлением различных иных обстоятельств (пособие при рождении ребенка, пособие на погребение, пособие на ребенка).

. по продолжительности их выплаты: ежемесячные (пособие на ребенка); единовременные (пособие женщинам, вставшим на учет в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, пособие при рождении ребенка); периодические (на период временной нетрудоспособности).

. в зависимости от источника средств, за счет которых выдаются пособия: выплачиваемые за счет средств централизованных внебюджетных фондов обязательного социального страхования; бюджетных ассигнований.

. в зависимости от контингента граждан - получателей: пособия для всех (пособие на ребенка, пособие при рождении ребенка); пособия для работающих, в том числе определенных категорий занятого населения (пособие по беременности и родам - для работающих женщин по найму и проходящих определенную службу.

. Право на пособие по временной нетрудоспособности имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности (далее - застрахованные лица). Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

) лица, работающие по трудовым договорам;

) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

) лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъекта Российской Федерации, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, являются застрахованными лицами.

. Адвокаты, индивидуальные предприниматели, члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями (нотариусы, занимающиеся частной практикой, иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой), члены семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со статьей 4.5 настоящего Федерального закона.

. Пособие по безработице - это денежные выплаты гражданам, признанным безработными в установленном надлежащем порядке. Пособие по безработице выплачивается только тем людям, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Однако, важно понимать - пособие по безработице выплачивается не весь период нетрудоустройства. Период выплаты и размер его меняется в зависимости от срока, в течение которого Вы его получаете. Итак, каждый период выплаты Вам пособия по безработице не может быть больше 12 месяцев (в общей сложности, они могут идти непоследовательно друг за другом) в течение 18 календарных месяцев. Если Вы, будучи безработным, не нашли работу по истечении первого периода (первых 12 месяцев) выплаты пособия по безработице, Вы имеете право на повторное получение пособия по безработице.

. Получать ежемесячное пособие на ребенка имеют право граждане (в том числе иностранные), проживающие в РФ, подлежащие обязательному страхованию, среднедушевой доход которых не превышает размер прожиточного минимума, установленного для данного субъекта РФ. Размер и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и нормативными актами субъектов РФ, поэтому в разных регионах размер и условия выплаты пособия различны. Необходимо предоставить следующие документы: - заявление о назначении пособия; - копию свидетельства о рождении с предъявлением оригинала; - паспорта родителей; - выписки о последнем месте работы из трудовых книжек родителей; - справку об учебе в общеобразовательном учреждении, для ребенка старше 16 лет; - справку о совместном проживании ребенка с родителем. В заявлении необходимо указать сведения о доходах всех членов семьи за последние три месяца, на основании которых орган социальной защиты исчисляет среднедушевой доход конкретной семьи и принимает решение о назначении пособия.

. Размер и порядок назначения ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и нормативными актами субъектов РФ, поэтому в разных регионах размер и условия выплаты пособия различны. Например, на 2009 год в Москве и Московской области ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 3 лет составляет 2000 рублей, на ребенка в возрасте от 3 до 16 лет - 1000 рублей. При этом на детей одиноких матерей размер пособия увеличивается на 100%, на 50% на детей, у которых родители уклоняются от алиментов, а также для детей военнослужащих, проходящих службу по призыву. Ежемесячное пособие на ребенка оформляется на одного из родителей (усыновителей, попечителей, опекунов) на каждого рожденного, также как на бывшего усыновленным или принятого под опеку (попечительство), проживающего вместе с ним ребенка до окончания им обучения в общеобразовательном учреждении, но не более чем до достижения им возраста 18 лет. Пособие оформляется по месту жительства в органах социальной защиты. При этом граждане, проживающие не по месту регистрации, обязаны предоставить справку из органов социальной защиты по месту регистрации о том, что пособие не выплачивается.

. Порядок назначения и выплаты пособия на похороны регламентируется Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле". C 1 января 2013 года размер пособия на погребение составляет 4764 рубля, в местностях, где применяется районный коэффициент к заработной плате, социальное пособие на погребение выплачивается с учетом этих коэффициентов. В некоторых регионах РФ назначается дополнительная выплата к социальному пособию на погребение (например, для г. Москва выплата составляет 11 000 р) Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, независимо от степени родства, а если таковые отсутствуют, то знакомые либо коллеги. Для оформления пособия следует обращаться: По месту работы умершего, Гражданам, взявшим на себя расходы по захоронению трудоустроенного на дату смерти; в пенсионный фонд РФ. Гражданам, взявшим на себя расходы по захоронению умершего пенсионера, не работавшего на дату смерти; в управление социальной защиты. Гражданам, взявшим на себя расходы по захоронению умерших неработавших не являвшихся пенсионерами граждан, мертворожденных детей по истечении 196 дней беременности. Срок обращения за выплатой пособия должен быть не позднее 6-ти месяцев со дня смерти. Необходимые документы для получения пособия на погребение заявление; паспорт или документ, удостоверяющий личность заявителя; справка о смерти; трудовая книжка или иные документы, подтверждающие факт отсутствия работы умершего на день смерти; (для управления соц. защиты или ПФР); номер счета и полные банковские реквизиты кредитной организации.

. Компенсационные выплаты по социальному обеспечению являются одним из видов социального обеспечения граждан, который заключается в денежных выплатах (разовых и периодических), имеющих четко выраженный характер возмещения в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

Различают следующие виды компенсационных выплат: матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях с работодателем, и женщинам-военнослужащим на период отпуска по уходу за ребенком; на детей, находящихся под опекой и попечительством в приемной семье; студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами; на питание обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях; неработающим женам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел в отдаленных гарнизонах и местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; супругам военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в период их проживания вместе с супругами в местностях, где они вынуждены не работать или не могут трудоустроиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства, а также по состоянию здоровья детей; отдельным категориям инвалидов (на санаторно-курортное лечение, на бензин и техническое обслуживание транспортных средств, на транспортное обслуживание). иные компенсационные выплаты по социальному обеспечению.

. Трудовая пенсия по старости - один из видов трудовой пенсии (еще закон выделяет: по инвалидности и по случаю потери кормильца). Она назначается пожизненно. Трудовая пенсия по старости может состоять из следующих частей: страховой части; накопительной части. Условия назначения трудовой пенсии по старости. К юридическим фактам, определяющим право на получение трудовой пенсии по старости, относятся:

. достижение общеустановленного пенсионного возраста: для мужчин - возраста 60 лет; для женщин - возраста 55 лет;

. наличие страхового стажа - не менее 5 лет. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии со ст.14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" по формуле: СЧ = ПК/Т + Б, где СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости; ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости; Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев); Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, который устанавливается в соответствии со Справкой о фиксированных базовых размерах страховой части трудовой пенсии и коэффициентах индексации.

. Пенсии - это гарантированные ежемесячные денежные выплаты, установленные в целях материального обеспечения граждан в старости, по инвалидности, за выслугу лет, а членов их семей - по случаю потери кормильца. Закон "О государственных пенсиях в Российской Федерации" различает трудовые и социальные пенсии. Трудовые пенсии, исходя из специфики события, при наступлении которого предоставляется пенсионное обеспечение, делятся на пенсии:

) по старости;

) по инвалидности;

) по случаю потери кормильца;

) за выслугу лет. Пенсии по старости назначаются при наличии двух условий: а) при достижении установленного.

Право на пенсию по случаю потери кормильца имеет семья умершего кормильца. В состав семьи входят лица: а) имеющие установленную в законе степень родства; б) нетрудоспособные; в) как правило, находившиеся на иждивении умершего или которые вправе были находиться на его иждивении. в законе возраста, б) при наличии определенного трудового стажа. Пенсия за выслугу лет устанавливается в связи с длительной подземной и некоторой другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, работой в гражданской авиации и летно-испытательном составе, педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, лечебной и иной работой по охране здоровья населения, творческой деятельностью в театрах и других театрально-зрелищных предприятиях и коллективах. Условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, устанавливаются в законе.

. Инвалид - человек, у которого возможности его личной и жизнедеятельности в обществе ограничены из-за его физических, умственных, сенсорных или психических отклонений. Инвалидность - состояние человека, при котором имеются препятствия или ограничения в деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями. В Российской Федерации установление статуса "инвалид" осуществляется учреждениями медико-социальной экспертизы и представляет собой медицинскую и одновременно юридическую процедуру. Установление группы инвалидности обладает юридическим и социальным смыслом, так как предполагает определенные особые взаимоотношения с обществом: наличие у инвалида льгот, выплата пенсии по инвалидности, ограничения в работоспособности и дееспособности. Некоторые специалисты рассматривают инвалидность как одну из форм социального неравенства.

. Пенсия по инвалидности является одним из видов социальной защиты нетрудоспособных граждан. Пенсии по инвалидности можно определить как ежемесячные денежные выплаты из Пенсионного фонда, назначаемые в случае установления медицинским органом одной из трех групп инвалидности, повлекшей полную или частичную утрату трудоспособности. Пенсии по инвалидности присущи все общие черты, характерные для других видов пенсии. Она назначается на длительное время или бессрочно лицу, которое утратило трудоспособность, выплачивается ежемесячно в денежной форме, зависит от заработка и обусловлена трудовой деятельностью человека. В основе пенсии по инвалидности, в отличие от пенсии по возрасту, лежит четко выраженная нетрудоспособность гражданина. Это означает, что пенсия по инвалидности назначается только в результате проверки и оценки медицинским органом состояния здоровья и индивидуальной трудоспособности человека. С установлением инвалидности связано возникновение права на пенсию. Право на пенсию по инвалидности обеспечивается всем гражданам, ставшим нетрудоспособными.

. Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке). Нетрудоспособными членами семьи признаются: Дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, в том числе в иностранных образовательных учреждениях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей; Один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, и не работают. При этом, указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца (за исключением лиц, совершивших умышленное уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

Родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами; Дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать. Усыновители имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родителями, а усыновленные дети - наравне с родными детьми. Несовершеннолетние дети, имеющие право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца, сохраняют это право при их усыновлении.

Отчим и мачеха имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с отцом и матерью при условии, что они воспитывали и содержали умершего пасынка или падчерицу не менее пяти лет. Пасынок и падчерица имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца наравне с родными детьми, если они находились на воспитании и содержании умершего отчима или мачехи, которые подтверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

. Обращаться за оформлением пенсии по потере кормильца следует в местный пенсионный фонд. Для этого потребуется собственноручно заполнить заявление установленного образца, который вам выдадут на месте. Обычно заявление содержит данные о заявителе, умершем кормильце, на пенсию которого вы претендуете, перечень иждивенцев на которых предполагается назначение пенсии. Кроме того указываются паспортные данные и расчетный счет в сберегательном банке, на который необходимо будет переводить полагающиеся выплаты, а также основания по которым иждивенцы имеют право на получение пенсии либо на ее продление. Заявление можно отправить по почте, но это потребует предварительного нотариального заверения самого заявления и всего пакета прилагаемых документов. Пакет документов к заявлению условно делится на две части. Первая часть состоит из документа, удостоверяющего личность заявителя, документа, устанавливающего факт смерти кормильца и документа, устанавливающего степень родства между заявителем и умершим, трудовой книжки выданной работодателем умершего - она является обязательной для всех. А вот вторая часть содержит различные подтверждающие дополнительные сведения документы, индивидуальные для каждого конкретного случая.

Это могут быть: справка о среднем заработке умершего; паспорт или другой документ, подтверждающий личность опекуна или представителя. подтверждение факту ухода за нетрудоспособным гражданином, в связи с которым возникает право на получение пенсии; подтверждения факта нахождения на иждивении для усыновленных детей умершего; если умерший кормилец - мать, то документ, подтверждающий ее статус матери одиночки; справка из учебного заведения об очном обучении для детей до 23 лет; документ, подтверждающий факт того, что обратившийся за пособием не работает и действительно осуществляет уход за несовершеннолетними иждивенцами умершего; подтверждение того, что дети, братья, сестры или внуки умершего имеют право получать пособие; документ о смерти другого родителя; документ, подтверждающий инвалидность того, на кого будет оформляться пособие; судебное решение о признании человека безвестно отсутствующим или умершим; документ, подтверждающий, что утрачен источник средств к существованию; документ о других получателях пенсии по случаю утери этого кормильца; документ о регистрации на территории РФ, подтверждающий постоянное или временное место проживания; документ, подтверждающий постоянное место жительства гражданина РФ за границей.

. Основанием для перерасчета трудовой пенсии является продолжение пенсионером трудовой деятельности после установления ему страховой части или доли страховой части пенсии. Первый перерасчет трудовой пенсии можно произвести по истечении 12 полных календарных месяцев со дня назначения пенсии, а последующие - по истечении 12 полных месяцев работы со дня предыдущего аналогичного перерасчета. Перерасчет трудовой пенсии производится в связи с увеличением у работника пенсионного капитала за счет страховых взносов, перечисленных работодателем после выхода на пенсию.

Перерасчет размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) производится: с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размера трудовой пенсии в сторону уменьшения. При этом не имеет значения, когда пенсионер сообщил о необходимости перерасчета пенсии и подал заявление или не подал; с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (части трудовой пенсии) в сторону увеличения.

. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего ФЗ, следующим лицам:

) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.

) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. 3) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в с/х, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;

) женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью; лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет; и т. д

. К регионам с особыми природно-климатическими условиями относятся острова Северного Ледовитого океана, районы Крайнего Севера и местности, приравненные к ним. Пенсионные льготы, предоставляемые работникам за работу в регионах, непосредственно связаны как с характером, условиями труда, так и длительностью работы. Назначение пенсии при сниженном пенсионном возрасте происходит для мужчин в 55 лет, для женщин в 50 лет при наличии страхового стажа: у мужчин - 25 лет, у женщин - 20 лет, а также одинаковой для них продолжительности специального стажа: 15 календарных лет - в районах Крайнего Севера и 20 календарных лет - в приравненных к ним местностях. Право на пенсию по данному основанию не зависит от того, была ли работа в северных регионах непрерывной, или же она перемежалась с работой в других районах страны, продолжалась ли она непосредственно перед днем обращения за пенсией, либо специальный стаж был выработан задолго до этого.

. Досрочные трудовые пенсии в связи с медико-биологическими факторами не связаны с особыми условиями труда. Характерными признаками таких пенсий являются: а) снижение установленного пенсионного возраста, б) понижение требования к продолжительности стажа. Основания установления пенсии:

) многодетность женщин и воспитание детей до возраста, определенного законом о трудовых пенсиях. 2) рождение двух и более детей в сочетании с работой и проживанием в регионах с неблагоприятными условиями проживания. 3) инвалидность вследствие военной травмы. 4) инвалидность по зрению и ограничение способности к труду. 5) наличие особого заболевания.

. Социальная пенсия - это гарантированная государством денежная помощь, предоставляемая в установленных законом случаях независимо от трудового стажа и уплаты страховых пенсионных, взносов за счет средств государственного бюджета. Круг лиц, имеющих право на социальную пенсию, остается довольно узким. Он ограничивается следующими категориями граждан: престарелые, достигшие 65 лет (мужчины) и 60 лет (женщины); инвалиды 1-й и 2-й группы, в том числе инвалиды с детства, инвалиды 3-й группы; дети-инвалиды до 16 лет; дети, потерявшие кормильца, в возрасте до 18 лет.

. Порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим регулируются двумя федеральными законами "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим независимо от основания ее назначения - это трудовая пенсия, которую надо заработать, заслужить длительной трудовой деятельностью. Ее размер соизмеряется с трудовым вкладом работника и определяется тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность на государственной службе. Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. К государственной службе относится исполнение должностных обязанностей лицами, замещающими государственные должности категорий "Б" и "В". Государственная служба на должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются лица, замещающие государственные должности категории "А". Все остальные государственные должности классифицируются по пяти группам. Стаж государственной службы, дающий право на получение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах и на должностях в органах местного самоуправления. Зачет иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с законодательством.

. Право на пенсию по возрасту на общих основаниях имеют мужчины по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет, женщины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. При этом для назначения трудовой пенсии по возрасту необходимо наличие не менее 5 лет стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы. При отсутствии стажа работы, необходимого для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях, назначаются пенсии по возрасту при неполном стаже работы. Данные пенсии назначаются лицам, имеющим не менее 5 лет стажа работы, в период которой они подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы. Заявление о назначении трудовой пенсии гражданам, работающим у работодателей - юридических лиц, и членам их семей (в случае потери кормильца) подается через работодателя по месту последней работы. Заявление о назначении трудовой пенсии неработающим гражданам, индивидуальным предпринимателям, членам крестьянского (фермерского) хозяйства, творческим работникам, не работающим по трудовым и гражданско-правовым договорам, домашним работникам, работникам религиозных организаций, лицам, обучающимся в учреждениях образования, и другим, и членам их семей, а также о назначении социальной пенсии подается непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства заявителя. В тех случаях, когда обратившийся за пенсией не согласен с решением работодателя об отказе в представлении его к назначению пенсии, он может подать заявление о назначении пенсии непосредственно в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства. Заявление о назначении пенсии несовершеннолетнему или недееспособному лицу подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту жительства его законного представителя (родителя, усыновителя, опекуна, попечителя) либо по месту нахождения учреждения, в котором находится на содержании несовершеннолетний (недееспособный). Заявление о назначении трудовой пенсии лицам, находящимся в местах лишения свободы, подается в районное (городское) управление (отдел) по труду, занятости и социальной защите по месту нахождения исправительного учреждения через администрацию этого учреждения.

. В соответствии с законом РФ от 26 июня 1992 г о статусе судей в РФ" судьям пенсия назначается на общих основаниях. Взамен пенсии судьи имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания, не облагаемого налогом и выплачиваемого из средств федерального бюджета. Такое содержание назначается только судьям, ушедшим в отставку, бывшим судьям, находящимся на пенсии. В стаж работы учитываемый при исчислении размера ежемесячного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и в других должностях по юридической профессии в государственных организациях, для замещения которых необходимо высшее юрид. образование, а также время работы адвокатом до назначения его на должность судьи.

. Пенсия назначается со дня обращения за ней, кроме случаев, указанных в статье 19 Закона от 17.12.2001 и статье 23 Закона от 15.12.2001, но не ранее дня приобретения права на пенсию. Днем обращения за назначением пенсии считается день приема территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации заявления со всеми необходимыми документами. При направлении заявления и всех необходимых документов по почте днем обращения за пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления (Закон от 17.12.2001). Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

. Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Право на социальное обслуживание имеют: граждане РФ; иностранцы и лица без гражданства, если иное не установлено международными договорами РФ. Социальное обслуживание основывается на следующих принципах. Адресность, т.е. предоставление персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами социальной защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных и одиноких семей. Доступность. Обеспечивается возможность бесплатного и частично платного получения социальных услуг, которые включены в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг. Добровольность. Социальное обслуживание осуществляется на основании добровольного обращения гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, органа местного самоуправления или общественного объединения. В любое время гражданин может отказаться от получения социальных услуг. Гуманность. Граждане, проживающие в стационарных учреждениях, имеют право на свободу от наказаний. Не допускается в целях наказания или создания удобств для персонала использование лекарственных средств, средств физического сдерживания, а также изоляция. Лица, допустившие указанные нарушения, несут дисциплинарную, административную или уголовную ответственность. Конфиденциальность. Сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну. Работники, виновные в ее разглашении, несут установленную законом ответственность.

. Существуют следующие формы социального обслуживания.

. Социальное обслуживание на дому направлено на максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в привычной социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.

. Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

. Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание социально-бытовой помощи гражданам пожилого возраста и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

. Социально-консультативная помощь гражданам пожилого возраста и инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.

. Виды социальных услуг.

. Социально-бытовые услуги.

. Социально-медицинские услуги.

. Социально-психологические услуги.

. Социально-педагогические услуги.

. Социально-экономические услуги.

. Социально-правовые услуги.

. Право на получение один раз в год из материнского капитала единовременной выплаты установлено законом РФ. Согласно статье 10 Федерального закона от 28.04.2009 No 72-ФЗ, в котором говорится о том, что получить выплату из материального капитала один раз в год могут те граждане Российской Федерации, которые являются владельцами материнского капитала. При осуществлении выплаты с материнского капитала спишется сумма, равная 12 тысячам рублей. мея сертификат на материнский капитал, единовременная выплата может быть предоставлена после подачи владельцем в Пенсионный фонд следующих документов: Сертификат. Документ, который подтверждает наличие реквизитов счета. В качестве такого документа может выступить договор банковского счета. Паспорт.

правовое обеспечение социальное регулирование

42. Социальная реабилитация - это комплекс мер, направленных на восстановление статуса инвалида, обеспечение социализации личности. К реабилитационным мероприятиям относятся:

) меры медицинского характера - восстановительная терапия (вкл лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (; санаторно-курортное лечение. б) протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов. в) обеспечение профессиональной ориентации инвалидов

. К реабилитационным мероприятиям относятся:

) меры медицинского характера - восстановительная терапия (вкл лекарственное обеспечение при лечении заболевания, ставшего причиной инвалидности); реконструктивная хирургия (; санаторно-курортное лечение. б) протезирование и ортезирование, предоставление слуховых аппаратов. в) обеспечение профессиональной ориентации инвалидов.

. Медицинская помощь - всякие действия, направленные на сохранение здоровья и жизни. Виды медицинской помощи определяют её объём и зависят от знаний (наличие и уровень медицинского образования), её оказывающего, и имеющихся для реализации этих знаний условий и оборудования, различают: первую медицинскую помощь (неотложная помощь); доврачебная медицинская помощь; первую врачебную помощь; квалифицированную и специализированную медицинскую помощь.

. Лекарственная помощь тесно связана с медицинской помощью. Эффективность лечения непосредственно зависит от своевременного обеспечения больных всем арсеналом имеющихся лекарственных средств и препаратов медицинского назначения. Производство лекарственных средств и изделий медицинского назначения должно обеспечиваться в соответствии с потребностями населения. Вместе с тем низкий уровень жизни подавляющего большинства сограждан, дороговизна многих лекарств на практике приводят к тому, что зачастую лекарственная помощь становиться недоступной. Поэтому особое значение имеет закрепленная в законодательстве система льгот в обеспечении граждан лекарственными средствами и препаратами медицинского назначения.

Бесплатная лекарственная помощь. Прежде всего правом на бесплатное лекарственное обеспечение пользуются все граждане, проходящие лечение в стационарных условиях лечебно-профилактических учреждений - больницах, клиниках, госпиталях, диспансерах и т.д. При этом не имеют значения вид заболевания, продолжительность лечения и какие-либо иные обстоятельства. Бесплатная лекарственная помощь предоставляется: а) при лечении граждан в соответствующих стационарных условиях; б) определённым группам населения; в) лицам, страдающим тяжелыми заболеваниями. Лекарственные препараты выдаются бесплатно также следующим категориям граждан: - участникам Великой Отечественной войны; - инвалидам Великой Отечественной войны и приравненным к ним по льготам другим инвалидам; - родителям и женам военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите страны или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; - Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы; - ветеранам боевых действий на территории других государств; - детям первых трёх лет жизни, а также детям из многодетных семей в возрасте до 6 лет; - инвалидам 1 группы, неработающим инвалидам 2 группы, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет; - гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС;

. Государственная социальная помощь оказывается в целях: - поддержания уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; - адресного использования бюджетных средств; - усиления адресности социальной поддержки нуждающихся граждан; - создания необходимых условий для обеспечения всеобщей доступности и общественно приемлемого качества социальных услуг; - снижения уровня социального неравенства; - повышения доходов населения. Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют следующие категории граждан: - инвалиды войны; - участники Великой Отечественной войны; - ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах"; военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период; - лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; - лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств; - члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда; - инвалиды; - дети-инвалиды.

. Единовременные пособия для граждан из числа детей-сирот. Таких пособий два. Их выплата предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 20 июня 1992 г. Гражданам из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, обучающимся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, выплачивается ежегодное пособие в размере месячной стипендии до окончания ими обучения. Выпускники учебных заведений и учебно-воспитательных учебных заведений всех типов, в том числе ведомственных, из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, при трудоустройстве обеспечиваются единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. Помимо этого, они обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием (соответствующий перечень "натурального" обеспечения утвержден Правительством РФ).

. Право на пособие по беременности и родам имеют: женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; женщины, уволенные в связи с прекращением деятельности их работодателем в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их безработными; женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования; женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах; упомянутые категории женщин при усыновлении ими ребенка (детей). Пособие выплачивается за период отпуска по беременности и родам продолжительностью: до родов - 70 дней (при многоплодной беременности - 84); после родов - 70 дней (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110). Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью независимо от числа дней, фактически использованных до родов. Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Размер пособия: Для застрахованных женщин размер пособия составляет 100% среднего заработка.

Похожие работы на - Правовое регулирование социального обеспечения

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!