Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    198,93 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

.1 Образ Я младших школьников

.2 Самооценка и оценивание младших школьников

.3 Младший школьник и его окружение

.4 Межличностные отношения у младших школьников

.5 Коинг Стратегии у младших школьников

Глава 2 Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

2.1 Методики и процедура исследования

.2 Исследование

2.3 Описание и обсуждение результатов

Выводы

Заключение

Литература

Введение

Младший школьный возраст является очень важной ступенью в развитии личности человека. Ребёнок в этом возрасте становится наиболее автономным, самостоятельным настраивает в социальные контакты. Дети в этот период своей жизни становятся более автономными. Происходит развитие логических структур, адаптации, автономии, но, пожалуй, самое важное, что происходит с ребёнком в этом возрасте это развитие самооценки. Ребенок становится более автономным от семьи, теперь его самооценка зависит не только от похвалы и наказания родителей, но теперь его оценивают ещё и в школе, что конечно оказывает огромное влияние на его самооценку, то, как к нему относятся учителя, ровесники и одноклассники оказывает на самооценку большое влияние. Удачи приводят к её росту, неудачи к её понижению. Так же на характер человека оказывает влияние, если у него низкая или вымокая самооценка. Низкая самооценка ведет к личностному кризису, закрытости отстраненности, высокая к высокомерию, и высокой самокритичности.

В данной курсовой работе будет исследоваться уровень самооценки у детей младшего школьного возраста, то, как дети оценивают себя, в чем основные отличия самооценки у детей 2, 3 и 4 класса и как это влияет на их поведение в повседневной жизни.

Глава 1. Теоретическое обоснование исследования

.1 Образ «Я» младших школьников

«Образ Я» или «Я концепция» это совокупность представлений человека или ребёнка о себе, которая складывается из многих факторов: контактов с окружающим миром, людьми, самооценкой, это рефлексивная часть личности, с помощью которой у человека складывается ясный образ себя осознание себя и своего мировозрения в обществе. Но человек всегда убеждён в своей «я концепции» независимо от того основываются ли его знания на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. В младшем школьном возрасте «Я концепция» складывается из отношений ребёнка с родителями, учителем, сверстниками. В младшем школьном возрасте для формирования личности очень важно то, что окружает младшего школьника, поскольку это влияет на его самооценку.

«Я» концепция состоит из:

) Когнитивной составляющей к ней относятся ролевые, статусные, психологические характеристики индивида, описание жизненных целей, и пр. Говоря проще эта часть я концепции включает в себя то, как человек обрисовывает и видит себя.

) Оценочной составляющей к ней относится оценочные знания различных представлений индивида о себе. Это могут быть его социокультурное окружение, социальные реакции на него и т.п. Из всего этого в частности складывается самооценка человека.

) Поведенческая составляющая. Формирование «Я концепции» складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма общения.(22)

По Э. Эриксону «Я» концепция проходит через несколько стадий формирования. По его мнению, каждая стадия развития отвечает своему, присущему данному обществу ожиданию, которые человек может оправдать или не оправдать, и, исходя из этого он либо включается в общество, либо отвергается и «изгоняется» им. (21)

Таким образом «Я концепция» имеет многоуровневую структуру и большое внутреннее содержание. В данной курсовой работе более подробно будут описываться подструктуры, которые формируют у людей самооценку (как человек или ребёнок оценивает себя, значимости оценивания и на важных близких) и которые, безусловно, важны для младших школьников.

.2 Самооценка и оценивание младших школьников

Самооценка является важной частью «Я концепции». Самооценка это представление человека о важности своей личности в обществе и непосредственное оценивание себя и собственных качеств, чувств, достоинств <#"797879.files/image001.gif">

Исходя из данных полученных по рисункам, большинству детей второго класса комфортнее видеть себя в контексте семьи, поскольку там они испытывают чувство защищенности, комфорта, получают защиту и комфорт. Рассматривать себя отдельно от семьи большинство детей могут с трудом, но двое детей представили координально другую картину их рисунки говорят о том, что они лучше представляют себя как отдельных личностей, возможно, это говорит о том, что они испытывают проблемы в контакте с родителями или подвергаются угнетению с их стороны.

класс

Рисунок семьи

Девочки, как и во втором классе, нарисовали более структурированные рисунки, на которых изображена семья занимающаяся общим делом, но 3 девочки (30%) нарисовали детали, которые тревожат, у одной из девочек был очень выражен фон на рисунке, это может свидетельствовать о том, что её гложет некие тревоги, с которыми она сама не в силах справиться, у двух других девочек у всех членов семьи руки убраны за спину, это свидетельствует о наличии некоторой тайны или травмирующей ситуации, после общения с преподавателем, стало известно, что у одной из девочек недавно умерла мать, что конечно является ужасной травмой для ребёнка особенно в таком юном возрасте.

У мальчиков опять получились карикатурные рисунки, у трех из них это была полная абстракция с элементами некоторого сценария, понаблюдав за ними в течение исследования я понял что это, скорее всего зачатки истероидных черт личности, что в принципе свидетельствует о низкой самооценке. Два других мальчика в целом нарисовали достаточно хорошие рисунки, но люди на них были маленькими, что так же может свидетельствовать о нарушении в самооценке, скорее о её стремлении к низкому уровню, но у этих двух ребят рисунки более структурированы.

Почти все дети рисуют полную семью, кроме девочки, которая потеряла мать, замещений, нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность.

Рисунок человека

Девочки в третьем классе так же изобразили достаточно детальных людей, конечно, та девочка, у которой не стало матери, по прежнему рисовала человека с руками за спиной и достаточно маленького в левом верхнем углу листа, что свидетельствует о травматизации в прошлом.

Мальчики. Продолжили рисовать карикатуры, но в этот раз у них получились более детальные рисунки, хотя те, что рисовали маленьких человечков и здесь нарисовали, маленьких людей, что укрепляет меня в мысли, что у них низкая самооценка.

В целом замещений по классу не было лишь уменьшенные фигурки, что говорит о низкой самооценке


Исходя из данных полученных при обработке можно увидеть что только трое детей находят гармонию и понимание в семейном кругу, остальные 7 по тем или иным причинам абстрагируются от семьи не получая от неё того внимания и заботы которого бы им хотелось. В рисунке человека 5 детей получают от социума внимание, которого, скорее всего им не хватает в семье, они стараются удовлетворить свою потребность, во внимании совершая определённые поступки, возможно не всегда хорошие, которые им позволяют получить внимание окружения, ведь даже потребность в наказании никто не отменял. По всей видимости ещё двое детей не получают удовлетворения и от социума, что приводит к понижению самооценки у этих детей.

класс

Рисунок семьи

У девочек опять же были самые структурированные рисунки, но у двух девочек в рисунках присутствовала некоторая доля карикатуризма, хотя в целом рисунки очень хорошо прорисованы и достаточно детально.

У мальчиков из 7 рисунков только три наиболее прорисованы, остальные 4 имеют карикатурный стиль. У трех мальчиков наблюдаются дефекты в рисунках семьи у двух люди маленькие, что свидетельствует о недостатке внимания со стороны родителей или неуверенности в себе. У одного из мальчиков каждый член семьи разделён отдельными рамками, возможно, ему не хватает личного пространства либо каждый член семьи ему представляется как отдельная независимая от других личность.

Все дети рисуют полную семью, замещений нет, рисуют себя рядом включенными в деятельность. В целом почти у всех детей члены семьи и сами дети, достаточно крупные, что свидетельствует о средней самооценке.

Рисунок человека

В целом дети нарисовали хорошие рисунки, правда 2 девочки нарисовали в рисунке человека персонажей мужского пола, а один мальчик нарисовал женского персонажа, скорее всего это связано с тем что некоторые дети видят в людях противоположного пола пример для подражания или им просто не хватает общения с родителем того пола которого они нарисовали. 3 мальчика изобразили людей в нижней части листа скорее всего, они испытывают некоторую подавленность. Ещё один мальчик нарисовал человека в середине листа, там, где условно начинается верхняя его часть, но достаточно маленького, это может говорить о высоком уровне притязаний при низкой самооценке.

В целом замещений по классу не было у многих детей человек изображен крупно что свидетельствует о средней самооценке

Таким образом, получается, что в четвертом классе данные схожи с данными детей, которые учатся во втором классе. У многих детей благоприятные отношения с семьёй, но при этом как личности они чувствуют себя не уверенно. И меньшинство более адекватно оценивают себя как личности при этом не могут найти общего языка с семьёй. По всей видимости, дети к четвертому классу смиряются с тем, что происходит в их семейной жизни и это влияет на то, что как личности они имеют слабую дифференцировку и наоборот те, кто видят себя как отдельные личности имеют проблемы в отношениях с семьей.


Делая общий вывод по проективным методикам можно сказать, что рисунки является непосредственным передатчиком тревожных мыслей чувств и переживаний детей. Кроме того они позволяют оценить как ребёнку легче рассматривать себя как члена семьи или как отдельную личность.

Рисунок семьи показал что 40% детей не получают эмоциональной отдачи от родителей или она крайне негативна для них что ярко выражено в рисунках.

Рисунок человека показал, что 66% детей имеют низкую самооценку в связи с отсутствием теплых контактов с родителями, проблем с учителями и общей подавленностью.

По всей видимости, детям из 2-го класса более комфортно в семейных условиях, и только двое находят комфорт в социуме (в общении с одноклассниками, друзьями и т.п.)

В третьем классе есть небольшой коллектив который не находит комфорта ни в семье ни в социуме, но большинство детей комфортнее ощущает себя в социуме.

В четвертом классе, так же как и во втором, дети находят больший комфорт в семье.

Исходя из этого можно предположить, что во втором классе дети склонны к идеализации своей семьи, при этом не готовы рассматривать себя как отдельных личностей. В третьем классе дети пытаются отстраниться от семьи и найти комфорт в социуме, некоторым это не удается и они остаются в маленькой группе аутсайдеров. В четвертом классе наступает некоторое примирение с семьей, ребёнок осознает, что он не всемогущ и примеряется со своим семейным и социальным положением.

Сводная диаграмма по проективным методикам

.3 Описание и обсуждение результатов

Резюмируя данные полученные по ученикам 2, 3 и 4 классов, хотелось бы обратить внимание на результаты и добавить комментарии учителей, по тем детям, с которыми проводилась работа

класс

В целом дети, учувствовавшие в исследовании показали высокий уровень самооценки по всем методикам для детей второго класса этоявляется нормой.

По тесту Куна у детей этого класса четко можно выявить Социальное, Рефлексивное и Физическое Я, действительно дети в этом возрасте весьма эгоцентричны, что четко просматривается в данной методике, лишь двое детей смогли проявить деятельное Я, что свидетельствует о некоторой самостоятельности детей в целом это неплохо, такой вид оценки себя чаще проявляется при появлении младших братьев и сестер или когда родитель просят выполнить ту или иную посильную работу. Но многие дети не смогли дать больше 6-7 определений своей личности, это тоже норма их личность ещё формируется.

В методике Дембо-Рубинштейн выявились довольно высокие показатели самооценки, но со стороны родителей оценивают себя довольно низко.

Рисунки семьи показали, что у детей очень позитивное отношение к себе и своей семье дети рисуют гармоничную и дружную семью рисуют всех членов своей семьи без замещений. Но 2 мальчика имеют некоторые проблемы во взаимоотношениях с семьей.

Рисунок человека показал, что у детей хорошее представление о себе, но самооценка у всех детей разная 8 детей имеют по данной методике низкуюую самооценку или ориентированы на прошлое.

Как говорит преподавательница этого класса «В целом дети хорошие, спокойные, не заставляют на них кричать или повышать голос. Класс и дети, с которыми вы работаете хороший»

Класс

В тесте Кунаопять же проявляются Рефлексивное, Социальное, Физическое Я, но в данном классе более четко формируется Деятельное Я. В среднем дети дают 7-8 определений себя некоторые смогли дать 10

В тесте Дембо-Рубинштейн показатель стали более разными, если во втором классе показатели держались на уровне 80-95, в третьем классе некоторые показатели начали уменьшаться до 70. В качестве родителей дети оценивают себя так же по-разному, но так же достаточно высоко.

В рисунке семьи возникли некоторые скрытые детали у двух девочек люди были нарисованы с руками за спиной, словно они пытались что-то скрыть. Два мальчика нарисовали семью очень маленькой.

В рисунке человека одна девочка опять изобразила человека с руками за спиной, два мальчика опять изобразили нереалистичные карикатуры, ещё один мальчик нарисовал человека очень маленьким в середке, возможно неуверенность в себе.

Как говорила их учительница «У девочки (которая в обоих рисунках рисовала людей с руками за спиной) недавно умерла мать, Те двое мальчишек любят привлекать к себе внимание по этому хулиганят». Про мальчика с маленьким человеком на рисунке сказала «Мальчик замкнут в себе и держится в стороне» что действительно говорит о его неуверенности в себе.

Класс

В данном классе, так же как и в 3 показатели были очень разнообразными.

В тесте Куна опять прослеживаются Социальное, Рефлексивное, Физическое и Деятельное Я, но некоторые дети смогли найти в себе ещё и Коммуникативное (общителен, имею много друзей) Я. Все дети кроме одного смогли дать 8-10 определений себя, лишь один ребенок смог дать всего 4 определения своей личности

Тест Дембо-Рубинштейн показал, что нормой в данном классе являются 50-70% никто из детей не дал о себе резко негативную оценку, ни у кого из детей самооценка не ушла за среднюю линию, к этому возрасту нормой, скорее всего, будет являться средняя самооценка.

Рисунок семьи показал, что у детей очень различное отношение в этом возрасте к семье, кто-то рисует большие фигуры на весь лист, кто-то рисует маленьких человечков в разных областях листа, преимущественно слева внизу. Это говорит об очень разном отношении к семье и внутрисемейным отношениям. По классу лишь у троих детей проблемы во взаимодействии с семьей

В рисунке человека так же были очень разнообразные рисунки, человек на них так же имел разные размеры и места расположения, две девочки изобразили мужскую фигуру, возможно, не хватает внимания отца или ревность к младшему брату. В целом 7 из 10 детей имеет проблемы в личностном плане и взаимоотношении с социумом.

Учитель говорит о них «В целом класс послушный, дети, с которыми вы работаете очень разные есть и посильнее (в умственном плане) есть и послабее, но в целом класс очень хороший.

Подводя итоги о проделанной работе можно заметить некоторые изменения в самооценке детей, с возрастом от высокой она переходит разряд средней, что в принципе говорит о нормальном развитии детей, иногда самооценка может стать низкой это зависит от того в какой среде растет ребёнок и от того как к нему относится окружение, родители, сверстники, учителя и пр.

Выводы

Исходя из полученных мною данных можно предположить, что с возрастом у детей взгляды на самооценку изменяются. От более идеалистических они становятся более реальными. Думаю на примере 2, 3 и 4 классов это видно достаточно четко. Дети второго класса представляют семью очень идеальной, гармоничной, позитивной и светлой, себя оценивают как добрых, светлых и умных, самооценка достаточно высокаа, скорее всего, для детей 7-8 лет это норма. В третьем классе взгляды у некоторых детей немного меняются они понимают, что семьи не похожи одна, на другую и что в жизни бывают трудности, особенно это выражается у детей переживших развод и смерть одного из родителей, примерно у половины детей самооценка становится более адекватной и более адекватной, хотя у половины она по прежнему остается высокой. У детей 4 класса взгляд на мир наиболее адекватен, они понимают, что семья это святое, но и происходящее вокруг не менее важно, у них возникает понимание, что они не совершенны и что они очень разные. Конечно, на их самооценку помимо семьи огромное значение оказывают учителя, друзья, коллеги и другие близкие, но семья, на мой взгляд, для детей особенно в начальных классах оказывает огромное влияние.

У детей второго класса нормой является завышать свою самооценку, с возрастом эта тенденция уходит, иногда меняется на низкий уровень самооценки.

Заключение

Подводя итог к проведённой работе можно сказать, что самооценка действительно важная часть личности даже для детей младшего школьного возраста. Она играет важную роль в построении контактов, общении и поведении детей младшего школьного возраста.

Исходя из проведенных исследований можно заметить, что у детей 2 класса наиболее позитивное отношение к себе и сильная привязанность к родителям, что делает их самооценку достаточно высокой, они ещё не видят в себе некоторых негативных черт, таких как лень, зависимости от интернета и компьютерных игр (тест Куна (4 класс)), в третьем классе у некоторых детей проявляется более реалистичный взгляд на себя и на свои действия, они обнаруживают свою лень, вредные привычки, хулиганистость и др. У детей четвертого класса у 80-90% наблюдается наиболее реалистичная оценка себя они уже наиболее четко могут отлавливать в себе негативные черты, остается, пожалуй, их проработать для их устранения. Из выше изложенного могу считать гипотезы 1 и 2 доказаны.

Список литературы

.     Белобрыкина О.А. Диагностика развития самосознания в детском возрасте. СПб.: Речь, 2006. - 320 с.

2.      Бернс Р. Развитие «Я - концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986. - 422с.

.        Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Питер, 1968. - 400с.

4.   Вачков И. Психологические сказки о лидерстве для младших школьников/ М.: Чистые пруды, 2009. - 32с.

5.      Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 160 с.

6.   Венгер А.Л. Схема индивидуального развития детей младшего школьного возраста. Для школьных психологов. Томск.: «Пеленг» 1993. - 69с.

.     Гамезо М. В., Герасимова В. С., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. - М.: «Институт практической психологии», 1998. - 256с.

8.      Кон И.С. Открытие «Я». М.: Издательство политической литературы <http://www.ozon.ru/brand/1404752/> 1978. 368с.

9.   Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 460с.

.     Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. - 64 с.

11.    Макаренко А.С. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1983. - 568с.

.        Никольская И. М., Грановская Р. М. Психологическая защита у детей.- СПб.: Речь, 2001 .- 507 с.

13.    А. Захарова <http://www.ozon.ru/person/277007/>, В. Слободчиков <http://www.ozon.ru/person/1303867/> Мир детства: Младший школьник. М.: Педагогика.1981. -400с.

.        Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М.: Педагогика, 1973. - 192с.

.        Рувинский Л.И. Нравственное воспитание личности. М.: Издательство МГУ <http://www.ozon.ru/brand/856612/> 1981. - 184с.

.        Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Издательство политической литературы <http://www.ozon.ru/brand/1404752/> 1972. - 304с.

17. Строганова Л.В. Подсказки психологу в коррекционной работе с младшими школьниками. Учебно-методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2007. - 112с.

.     Щетинин М.П. Объять необъятное: Записки педагога. М.: Педагогика, 1986.- 176с.

.     Эльконин Д.Б., Давыдов В. В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. - М.: Академия психологических наук РСФСР, 1962. 267с

Похожие работы на - Экспериментальное исследование представлений о себе у младших школьников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!