Влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    202,87 Кб
  • Опубликовано:
    2014-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность работы. На сегодняшний день в каждой семье формируется определенный стиль поведения с детьми, который зачастую не согласован с теми целями и задачами, которые преследует родитель в воспитании. Взрослым людям в настоящее время приходится выбирать между мечтой об успешной карьере и должном воспитании, им приходится выбирать между материальным обеспечением детей и возможностью уделять им внимание, между ролью хорошего работника и заботливого родителя. И, как правило, выбор делается не в пользу ребенка. Все это приводит к тому, что родитель уделяет ребенку все меньше времени и становится агрессивным. И важно помочь родителям не занимать позицию тирана в семье, а учиться понимать и помогать детям. Важнейшим качеством родителей в настоящее время является способность к ответным реакциям на индивидуальные и возрастные особенности ребенка, готовность к совместному поиску наиболее эффективного стиля взаимоотношения и воспитания [6; с. 71]. И в наше время для этого есть немало возможностей. В данной работе стили воспитания рассматриваются как наиболее важные факторы, влияющие на формирование личности ребенка, в том числе, и на уровень успеваемости в школе. Проблема выбора метода воспитания очень актуальна в наше время. И это связано с тем, что в основном преобладает деструктивный метод, который не приводит к должному формированию личностных качеств и успехов ребенка. Важной характеристикой является и возраст ребенка. В данной работе мы рассматриваем подростковый возраст. Это период развития детей от 11- 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся 5-8 классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил.

Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток - уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку. В подростковом возрасте происходит ломка многого из того, что являлось привычным, уже сложившимся у подростка. Это касается почти всех сторон его жизни и деятельности.

Особенно заметные изменения претерпевает характер учебной деятельности - в подростковом возрасте начинается систематическое усвоение основ наук, что требует изменения привычных форм работы и перестройки мышления, новой организации внимания, приемов запоминания. Изменяется и отношение к окружающему; подросток уже не ребенок и требует иного к себе отношения. Подростковый возраст - это возраст пытливого ума, жадного стремления к познанию, возраст исканий, особенно если это имеет общественное значение, возраст кипучей деятельности, энергичных движений. Эти качества часто находят свое проявление в весьма неорганизованной форме. При правильном и твердом руководстве коллектив детей этого возраста уже способен организованно и самостоятельно провести ряд общественных мероприятий. Чувства дружбы и товарищества становятся более глубокими и стойкими. Значительные сдвиги отмечаются в усвоении моральных понятий и развитии их под влиянием воспитательной работы школы и семьи. Успеваемость ребенка является важным критерием оценивания его как сверстниками и учителями, так и родителями. И в тех семьях, где преобладает теплое отношение к ребенку и благоприятная эмоциональная атмосфера, где его принимают и уважают как личность, ребенку дается шанс успешно развиваться и достигать успехов в учебе.

Объект исследования: влияние стиля воспитания на развитие личности ребенка.

Предмет исследования: влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе.

Гипотеза исследования: стиль родительско-детских отношений оказывает влияние на успеваемость ребенка в школе.

Задачи исследования:

·  провести анализ литературы по исследуемой проблеме, рассмотреть классификации стилей воспитания разными авторами, выделить и изучить влияние преобладающего типа родительского отношения на успеваемость ребенка в школе;

·        подобрать методики исследования;

·        исследовать влияние преобладающего стиля воспитания на развитие личности ребенка;

·        установить зависимость выраженности успеваемости ребенка в школе от преобладающего стиля родительского отношения;

·        проанализировать полученный результат, проверить гипотезу исследования и дать объяснение полученным материалам;

ГЛАВА I. ПРОБЛЕМА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ПСИХОЛОГИИ

1.1 Исследование родительско - детских отношений в современной психологии

Первым научным направлением, изучающим родительско - детские отношения был, как известно, классический психоанализ. Психоанализ, стал определяющим вектором развития основных концепций детского развития, в которых ключевая роль отводится проблеме отношений между родителями и детьми [5; с. 131]. Наиболее популярной была теория привязанности (Д. Боулби, М. Эйнсворт). Главным положением в теории привязанности является то, что для нормального социального и эмоционального развития ребенку необходимо установить взаимоотношения хотя бы с одним человеком, который бы о нём заботился. Ребенок познает себя через отношение к нему матери, а мать воспринимает, как источник отношения к себе. Эта сложная взаимосвязь понималась как отношение к себе и к близкому взрослому, которое дает чувство защищенности и безопасности.

Привязанность рассматривается уже не как отношение, а как стратегия поведения с родителями. E. Moсс и др., отмечают положительную взаимосвязь между "надежным" типом привязанности и школьной адаптацией. В исследовании П. Критенден показана прямая зависимость стратегии поведения школьников и подростков от качества привязанности к матери [13, электронный ресурс].

Баумринд Д. предложил классификацию родительских стилей поведения, включающую 3 типа:

) авторитетный;

) авторитарный;

) попустительский стиль;

Шафер E.С., Р.A. Белл разработали динамическую двухфакторную модель родительского отношения, где один из факторов отражает эмоциональное отношение к ребенку: "принятие-отвержение", а другой - стиль поведения родителей: "автономия-контроль". Хотя данные теоретические модели были предложены более 30 лет назад, они остаются практически единственными, на сегодняшний день, дающими содержательное описание родительского отношения.

В последнее время одним из наиболее распространенных направлений исследования детско-родительских отношений становятся кросс - культурные и гендерные исследования. Проведенные исследования в этой области, показали, что каждому типу темперамента ребенка соответствует определенный родительский стиль поведения. Интересное исследование половых различий родительских стилей, показали, что матерям в большей степени свойственен авторитетный стиль, отцам - авторитарный или попустительский. Авторитарный стиль более свойственен родителям мальчика, авторитетный - родителям девочки.

Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения. Наличие этих двух противоположных начал характерно не только для родительского отношения, но и для межличностных отношений вообще [7; с. 57].

Ответственное отношение, беспокойство за будущее ребенка, порождает оценочную позицию родителей, обостряя контроль над его действиями, превращая ребенка в объект воспитания. Родительское отношение определяет стиль поведения родителя с ребенком, и как следствие определяет отношение ребенка к родителю и их взаимоотношения друг с другом.

Могут быть выделены четыре стиля воспитания в семье и четыре типа семейных взаимоотношений:

·        диктат; в семье выражается в постоянном проявлении инициативы одними членами семьи. Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Но, те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, желают утвердить собственное превосходство над другим, более слабым существом, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на принуждение и угрозы лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление удается сломить, то вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности, такие как самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, подавление, а, в случае сопротивления ребенка порой еще и эмоциональное или физическое издевательство над ним гарантирует серьезные неудачи при формировании личности ребенка;

·        чрезмерная опека в семье; опека - это система отношений, при которых родители, обеспечивая удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема - удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей. Родители полностью блокируют процесс подготовки детей к столкновению с реалиями жизни за пределами родного дома. Именно эти дети оказываются самыми неприспособленными к жизни в коллективе. Эта категория подростков наиболее подвержена срывам в переходном возрасте. Как раз эти дети, которым, казалось бы, не на что жаловаться, начинают восставать против чрезмерной родительской опеки. Если диктат предполагает насилие и приказ, то опека - заботу, ограждение от трудностей. Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они так или иначе отстранены от решения вопросов, лично их касающихся, а тем более общих проблем семьи [4; с. 32].

·        тактика "невмешательства"; подобная система взаимоотношений в семье строится на признании независимого существования взрослых от детей. При этом предполагается, что есть два мира: взрослые и дети, и ни тем, ни другим не следует переходить линию. Чаще всего в основе этого типа взаимоотношений лежит пассивность, а порой и их эмоциональная холодность, безразличие, неумение и нежелание учиться быть родителями. Такой вариант может встречаться как в бедных, неустроенных семьях, так и относительно устроенных, богатых и благополучных семьях.

·        сотрудничество; предполагает межличностные отношения в семье обусловленные общими целями и задачами совместной деятельности и высокими нравственными ценностями. В этой ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья, где ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, где родители общаются с детьми на равных, где каждый может обратиться к другому члену семьи с вопросом и получить помощь становится группой высокого уровня развития - коллективом [4; с.33].

1.2 Родительское отношение к ребенку: определение и типы

Понятийный аппарат для анализа детско-родительских отношений неоднороден. Родительское отношение обладает общим характером, направляя на зависимость родителя и ребенка. Это понятие содержит в себе субъективно-оценочное мнение о ребенке, которое устанавливает признаки восприятия ребенка, схему общения с ним, характер приемов влияния. В структуре родительского отношения отмечают экспансивный, познавательный и поведенческий компоненты [11, с.86]. Характер и степень влияния родителя на ребенка зависит от множества отдельных факторов.

Прежде всего, это характеристики родителя как непосредственного субъекта взаимодействия:

) его пол (противоположный или такой же, как у ребенка);

) возраст;

) темпераментальные особенности родителя;

) национально-культурная принадлежность (немецкая, европейская, японская, английская и другие модели воспитания);

) социальное положение (экономические слои, высокопоставленность родителя);

) профессиональная принадлежность;

) степень педагогической и общей культуры.

Отношения изображают через те роли, какие реализует ребенок. По представлению А.С. Спиваковской, роль ребенка можно четко выделить именно в негармоничной семье, в которой члены относятся друг к другу стереотипно или нейтрально, сберегая замершие суждения, далеко не отвечающие реалиям взаимоотношений. Роль представляет собой стандарты поведения по отношению к ребенку в семье.

Наиболее обыденны четыре образа:

.        «козел отпущения», играет роль объекта для канализации недовольства супругов, т.е. родителей;

.        «любимчик», наполняет эмоциональную пустоту в отношениях между супругами, любовь и попечительство к нему излишне утрированы. И, наоборот, при сильной близости супругов друг к другу их ребенок в семье останется только ребенком с очень ограниченными правами;

.        «примиритель», играет роль взрослого, ликвидирует и регулирует супружеские конфликты и таким образом занимает основное место в структуре семьи;

.        «беби».

Обозначают и прочие роли: ребенок-раб; ребенок-обуза; ребенок как средство в битве с супругом; ребенок - заместитель супруга; ребенок любовник [13; электронный ресурс].

Наиболее предпочтительный для родителя вариант поведения лучше всего будет выражаться в конфликтных ситуациях. Условно выделены семь вариантов родительского стиля поведения:

. Классический - родитель влияет в основном руководящими методами, навязывает свое мнение, строго ориентирует ребенка по пути общественных успехов и достижений, нередко блокируя личную энергичность и инициативность ребенка. Ребенок кажется родителю неспособным принимать решения, его суждение почти не учитывается родителем. Этот стиль отвечает авторитарному стилю, многократно описанному в психологической литературе.

. Пояснительный - родитель прибегает к словесному истолкованию. По мнению родителя, ребенок довольно воспитан и способен ухватить причинно - следственные взаимоотношения между явлениями, на базе которых родитель основывает свои разъяснения.

. Автономный - родитель разрешает ребенку самому отыскать выход из сложившейся ситуации, дает ему максимум независимости и самостоятельности. Родитель перекладывает всю ответственность за содеянное ребенком на него же самого. Планируется, что ребенок сам должен узнать все на личном опыте.

. Компромиссный - для решения проблемы родитель может предложить ребенку что-то интересное в обмен на совершение ребенком нужного, но непривлекательного для него поступка, либо предлагает распределить трудности и обязанности пополам. Родитель знает об интересах и выборах ребенка, его слабостях, знает то, что нужно предложить в обмен, чтобы пробудить интерес у ребенка.

. Содействующий - родитель ориентируется на то, в какое время ребенку необходимо его содействие и как он должен ему оказать. Такие родители сочувствуют и сопереживают ребенку, и этим показывают свое участие в жизни ребенка, разбираются в его надобностях и увлечениях, жаждут помочь ребенку, разделить с ним его трудности.

. Потакающий - полная нацеленность на увлечения ребенка, которые ставятся выше родительских, а иногда и выше потребностей всей семьи в целом. Родитель готов принять любые поступки, для удовлетворения комфорта ребенка, даже если это может нанести какой-либо вред.

. Ситуативный - родитель принимает решение в соответствии с той обстановкой, в которой он находится; у родителей этого типа нет определенной стратегии воспитания ребенка. Поэтому она вырабатывается каждый раз заново, в зависимости от ряда причин: состояние ребенка, его пристрастия на данный момент, родительское состояние, потребности и цели, а также от обстановки, в которой они находятся [15; электронный ресурс].

При этом, характеризуя манеру воспитания в целом, можно заявлять лишь о доминировании той или иной тактики, как у определенного родителя, так и у группы родителей в целом. Подобный подход позволяет создать неповторимый стиль родительского поведения, который отражает наиболее свойственный стиль воспитания [2; с.67]. В любой семье формируется установленная, но, зачастую, не всегда достигнутая система воспитания.

Психологами выделены 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 вида семейных взаимоотношений: диктат, "невмешательство", опека и сотрудничество. Потакание в семье - это способ организации взаимоотношений, при которых родители, обеспечивая собственным трудом, удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо усилий, забот и трудностей, принимая их на себя. Вопрос о воспитании личности отходит на второй план. В центре воспитательного процесса находится другая проблема - удовлетворение нужд ребенка и оберегание его от забот. Родители, по существу, не дают своим детям возможности подготовиться к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются наиболее неприспособленными к существованию в коллективе. Данные дети, которым, казалось бы, не на что пожаловаться, начинают бунтовать против чрезмерной родительской заботы.

Если диктат предусматривает принуждение и строгий авторитаризм, то опека - потакание, ограждение от трудностей. При этом результаты во многом совпадают: у детей отсутствует самостоятельность, инициатива, они ограждены от решения проблем, затрагивающих их самих и интересы семьи [8, с.24]. На признании целесообразности и возможности самостоятельного развития детей, основывается тактика «невмешательства». Здесь предполагается, что, возможно, сосуществование двух миров: взрослые и дети. И никому не следует переходить намеченную черту. Зачастую на основе этого типа отношений лежит безразличие родителей, как наставников. Диктат в семье проявляется в регулярном ущемлении одними членами семьи инициативы и чувства собственного достоинства других. Эти родители могут предъявлять требования к своему ребенку, отталкиваясь от целей воспитания и абстрактных ситуаций, в которых необходимо предпринимать морально оправданные педагогические установки. И даже если сопротивление ребенка оказывается сломленным, то совместно с ним оказываются сломленными и многие свойства личности: независимость, чувство своего достоинства, предприимчивость, вера в себя и в свои возможности. Авторитарность родителей, пренебрежение интересами и взглядами ребенка, постоянное лишение его права высказать свое мнение при решении проблем, которые имеют отношение к нему, - это все не гарантирует успешное развитие его личности. Сотрудничество, как разновидность взаимоотношений в семье обусловлено наличием межличностных связей, совместных целей и вопросов деятельности, системой высоких этических ценностей. Та семья, где главным типом взаимоотношений является сотрудничество, становится группой высшей степени сформированности - коллективом [6, с.68]. Большую роль в становлении самооценки играют семейные ценности и стиль семейного воспитания. Выделяют три стиля семейного воспитания: авторитарный, демократический и попустительский (либеральный). При демократическом стиле учитываются увлечения ребенка. Это стиль «согласия». А при авторитарном стиле ребенку навязывается мнение родителей. Это стиль «усмирения». При попустительском стиле ребенок предоставляется сам себе.

Ученик видит себя глазами близких взрослых, развивающих его. Если оценки в семье не отвечают гендерным и личностным качествам ребенка, его мнение о себе выглядят искаженными. М.И. Лисина проследила формирование самосознания младших школьников в зависимости от специфики семейного воспитания. Дети с адекватным мнением о себе воспитываются в тех семьях, где родители уделяют им довольно много времени; позитивно оценивают их умственные и физические данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства ровесников; предсказывают положительную успеваемость в школе. Данных детей нередко поощряют, но не подарками; карают, чаще всего, отказом от общения [14, электронный ресурс].

В семьях дети с заниженной самооценкой в основном недовольны собой. Чаще всего это бывает в семье, где родители часто осуждают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что не отвечает запросам родителей. Неадекватное поведение также может быть последствием завышенной самооценки. Это происходит в семье, где ребенка часто хвалят за мелочи, а за достижение несущественных целей дарят ему подарки (ребенок привыкает к вещественному вознаграждению). Так же ребенка наказывают очень редко, уровень требований занижен.

Успеваемость в школе является значительным критерием оценки ребенка, как личности со стороны сверстников и родителей. Отношение к себе как к ученику обусловливается семейными ценностями, традициями. У ребенка на первое место выходят те качества, которые главным образом волнуют его родителей. В самосознании маленького ученика смещаются приоритеты, когда родителей заботят не учебные, а повседневные события в его школьной жизни («Что вам сегодня давали на обед?», «А в вашем классе не дует из окон?»), или наоборот, мало что их беспокоит. Зачастую школьная жизнь не обсуждается или обсуждается формально. Весьма безразличный вопрос: «Что у вас было сегодня в школе?» все равно приведет к надлежащему ответу: «Ничего необычного», «У меня все хорошо» [15, электронный ресурс]. Родители формируют первоначальный уровень притязаний у своего ребенка - это то, на что он претендует в отношениях и учебной деятельности. Дети с высокой степенью притязаний, высокой мотивацией и завышенной самооценкой надеются только на успех. Их суждения о будущем так же оптимистичны. Дети с низким уровнем притязаний не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Эти дети не ставят перед собой высоких целей и сомневаются в своем потенциале, легко смиряются с тем уровнем успеваемости, который установился в самом начале обучения. Индивидуальной особенностью в таком возрасте иногда возникает тревожность. Высокая беспокойность приобретает постоянство при долговременном недовольстве учебой со стороны близких ребенку людей, когда он болеет и отстает от учебной программы и ему тяжело включиться в ход обучения. И если испытываемые им временные трудности нервируют взрослых, появляется тревожность, боязнь сделать что-то плохо, совершить ошибку. Такой же итог будет и в условиях, когда ребенок учится довольно успешно, но родители ждут чего-то другого от своего ребенка и предъявляют ему завышенные, зачастую несбыточные требования [8, с.26]. Поэтому нарастание тревожности и связанной с ней низкой самооценки уменьшаются учебные достижения, фиксируется неудача. Неуверенность в себе приводит к ряду таких особенностей, как желание слепо руководствоваться правилам взрослого, страх проявить инициативу.

Взрослые, недовольные падающей успеваемостью ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт. Выходит замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка оказывают влияние на его учебную деятельность, низкая эффективность деятельности активизирует надлежащую реакцию окружающих, а эта негативная реакция в свою очередь, умножает сформировавшиеся у ребенка качества. Прервать этот круг можно, изменив предпочтения и оценки родителей. Взрослые, устремляют свое внимание на любые достижения ребенка. Тем не менее, не осуждая его за некоторые недостатки, уменьшают уровень его тревожности и этим содействуют благополучному выполнению учебных требований.

Второй вариант - демонстративность - специфика личности, объединенной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Источником демонстративности, как правило, становится нехватка заинтересованности взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье «недолюбленными». Бывает, что ребенку уделяется достаточное внимание, но оно его не устраивает в силу гипертрофированной необходимости в контактах. Повышенные запросы к взрослым предъявляются не заброшенными, а напротив, наиболее разбалованными детьми. Такой ребенок будет завоевывать внимания, даже преступая правила поведения. («Пусть лучше меня ругают, чем не замечают»). В этом случае задача взрослых заключается в избегании наставлений и назиданий, устремлении внимания на серьезные провинности и наказания за них. Если для ребенка с высокой беспокойностью главная проблема - постоянное неодобрение взрослыми, то для демонстративного ребенка - нехватка одобрения.

Третий вариант - «бегство от действительности». Замечается в таких случаях, когда у детей демонстративность совпадает с беспокойностью. Такие дети имеют большую потребность во внимании к себе, но не могут осуществить ее из-за личной беспокойности. Эти дети незаметны, боятся инициировать порицание своим поведением, стараются выполнить запросы взрослых. Их потребность во внимании приводит к нарастанию бездействия, что затрудняет нахождение контактов. При поощрении взрослыми инициативности детей, проявлении внимания к их школьной деятельности и поисках путей самореализации достигается сравнительно легкая коррекция их формирования [7, с.86]. Самые неблагоприятные для становления ребенка случаи - строгий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти абсолютное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается безнадзорным, предоставленным самому себе.

Существует немало промежуточных вариантов:

. ребенок хочет высказать свою точку зрения, но родители, принимая решение, не прислушиваются к его мнению;

. родители регулярно ориентируют детей на то, что им необходимо делать;

. ребенок может принимать различные решения сам и должен заработать одобрение родителей. Исходя из этого, родители и ребенок обладают почти равными правами, принимая конкретные решения;

. решение зачастую принимает сам ребенок;

. ребенок сам решает, подчиняться ему родителям или нет [6, с.70].

Демократичные родители дорожат самостоятельностью и дисциплинированностью ребенка. Эти родители предоставляют ему право быть свободным в собственной жизни; не ущемляют его прав, и совместно с тем контролируют выполнения его обязанностей. Этот контроль, держится на теплых чувствах и рациональной заботе. Ребенок часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одно, а лучше всего сделать другое. Воспитание взрослости при похожих отношениях происходит без конфликтов и волнений. Авторитарные родители требуют от ребенка безоговорочного повиновения и не предполагают, что должны ему разъяснять причины своих распоряжений и запретов. Они строго следят за всеми сторонами жизни, и делают это совершенно не корректно. В таких семьях дети, как правило, становиться замкнутым, и общение их с родителями расстраивается. Некоторые из таких детей идут на конфликт. Но все-таки чаще всего дети авторитарных родителей привыкают к стилю семейных взаимоотношений и зачастую становятся нерешительными и неуверенными в себе.

Ситуация осложняется, когда жесткий контроль и высокая требовательность сочетаются с бездушным, отвергающим отношением к ребенку. В таком случае неминуема абсолютная утрата контакта.

Более тяжелый случай - безразличные и бессердечные родители. Дети в подобных семьях редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, очень часто сами безжалостны, хотя и обладают сильной потребностью в любви. Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроля - гипоопека - так же является неблагоприятным вариантом семейных отношений. Детям разрешается делать все, что им заблагорассудится, потому, что никто не интересуется их делами. Поведение таких детей становится неконтролируемым. Несмотря на то, как бы эти дети не бунтовали, они неизменно будут, нуждаться в родителях, как в опоре. Таким детям необходимо видеть положительный образец взрослого, на который можно было бы положиться. Гиперопека - это излишняя забота о ребенке, тотальный контроль над его жизнью, основанный на близком контакте, который приводит к бездействию, несамостоятельности и трудностям в общении со сверстниками [10; с.38].

.3 Влияние семейных взаимоотношений на развитие личности ребенка и качество успеваемости ребенка в школе

Сегодня родитель разрывается между потребностью в творческой самореализации, профессиональном росте и родительскими обязанностями. При этом детей в семьях стало мало, они обычно желанные и долгожданные, потому матери и отцу хочется проводить с ними больше времени. В результате родители попадают в сети постоянного недовольства собой и все чаще раздражаются на тех самых детей, ради которых стараются. В большинстве случаев главенствующая роль перешла к женщине. Таким образом, требования к обязанностям отца повышаются, и когда мужчина не приобретает или теряет ответственность за семью, либо не в состоянии выполнять свои обязанности, семья рушится. И с каждым годом число неполных семей возрастает. А мать, чтобы прокормить своих детей, начинает работать на нескольких предприятиях, и у нее практически не хватает времени уделять внимание своим детям [1, с.75].

Известный зарубежный физиолог Ганс Селье считает: «В семье человек находит защиту от стрессовых ситуаций» [7, с.198]. Сегодня и всегда главное в семье - теплота в отношениях, особый психологический климат, спокойствие и радость. А необдуманные действия родителей, педагогическая безграмотность, выяснение отношений на глазах у ребенка вызывают нарастание внутреннего конфликта, что в конечном итоге сказывается и на их успеваемости. Почему же сходные внешние конфликты у одних детей пробираются в глубь души, в тот момент как другие остаются безразличными? Существует множество причин, но главная среди них это то, какие отношения для ребенка являются важными. Если единственной существенной личностью для ребенка оказывается мать, то небольшие трения в их отношениях могут обернуться в душевную трагедию. Дети много ждут от родителей: защищенности, любви, ласки, примера, опыта, глубокого взаимопонимания [3, с.69].

Кочубей Б. считает, что в семье ребенок в первую очередь приобретает признание своего «Я», утверждается как личность, находит определенный круг людей, с которыми может поделиться собственными волнениями, а также для развития интеллекта ребенка, необходимо, чтобы в его окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский. Мужчины, как правило, имеют более высокие математические способности, более склонны размышлять над проблемой, раскладывать все по полочкам, чаще обладают, что называется «умными руками», и вообще их ум больше направлен на вещи, чем на людей. Женщины, в свою очередь, часто превосходят мужчин в том, что касается владения речью, богатством словаря, умением оперировать понятиями, способностью к быстрому интуитивному реагированию на ситуацию в целом. Они обычно лучше разбираются в людях, более точно чувствуют нюансы человеческих отношений. Из этого следует, что все функции и способности ребенка развиваются в полных благоприятных семьях, где отец и мать одинаково благоприятно влияют на ребенка [8, с.23].

Развитие учебно-познавательных мотивов школьника зависит от уровня познавательных потребностей, с которыми ребенок пришел в школу. Познавательная потребность рождается из потребности во внешних впечатлениях и активности и начинает проявляться явно в первые дни жизни ребенка, и в этом большую роль играют родители.

Множество вопросов, связанных с воспитанием детей, формированием личности, а также благополучием взрослых и детей, не могут быть разрешены без опоры на свою семью. Те дети, которые были разлучены с родителями в детстве, могут отставать в психическом развитии, а это значит и отставание от сверстников по учебе. Немало важную роль имеет сама семья и для самих взрослых, являясь ключом благополучия, чувства уверенности, оптимизма. Чтобы выявить обусловленность успеваемости ребенка в школе доминирующим типом родительского отношения, рассмотрим проблемы родительско - детских отношений и их влияния на успеваемость ребенка в школе [2; с.73].

В нашем исследовании мы опираемся на положения о роли родителей, как факторе, влияющем на успеваемость ребенка в школе, выдвинутые в трудах Выготского Л.С., Зеньковского В.В., Эльконина Д.Б., Мухиной В.С. и др.

Гарбузов В.И., определяет четыре типа неправильного воспитания:

. Неприятие. Под этим типом воспитания понимается любовь родителей к ребенку или ее отсутствие.

. Гиперсоциальное воспитание. Данный тип воспитания становится все более распространенными. Матери рожают детей, потому, что «так должно быть», а воспитывают ребенка «как должно быть». Родители строго регламентируют жизнь ребенка, не считаясь с его индивидуальным режимом и желаниями. Можно предположить, что при таком типе отношений к ребенку формируется внешняя сторона ответственности, выражающаяся в дисциплинированности.

. Тревожно - мнительное воспитание. Этот тип неправильного воспитания характерен для тех случаев, когда у родителей возникает постоянная тревога, за ребенка, его жизнь и здоровье. В результате чрезмерная опека и забота о своем ребенке не позволяет ему социально взрослеть, проявлять себя самостоятельным, инициативным, целеустремленным, ответственным, уверенным, решительным и т.д.

. Эгоцентрическое воспитание. Такой тип воспитания наблюдается у родителей с недостаточным уровнем ответственности за будущее, когда единственный и долгожданный ребенок превращается в кумира, смысл жизни, все приносится в жертву ребенку, его прихоти немедленно исполняются, для него нет ограничений, дисциплины, слов «нет» и «нельзя». Следовательно, мы можем предположить, что при таких обстоятельствах родительского отношения личность демонстрирует необязательность, недисциплинированность, он эгоцентричен и, как следствие, проявляет ответственность только в сугубо личностно значимых обстоятельствах.

Таким образом, любой из типов неправильного воспитания способствует появлению нервных срывов у ребенка, затрудняет взаимоотношение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и препятствует его успеваемости в школе.

Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым запросам: адекватности, прогностичности и эластичности. Адекватность позиции взрослого базируется на точной оценке особенностей своего ребенка, на умении узнать и уважать его индивидуальность. Эластичность родительского мнения рассматривается как готовность и способность изменять стиль общения, способы влияния на ребенка по уровню его взросления, а также условия его жизни в семье. Позиция прогностичности выражается в направленности на «зону ближайшего развития» ребенка и на проблемы завтрашнего дня, в изменении общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [11, с.83].

Изучение литературы по проблеме взаимодействия родителей и детей свидетельствует о многообразии стратегий. Их анализ показывает, что все типы моделей родительско - детских отношений строятся на основе различного вида. Кроме того, эти отношения, как правило, сводятся к отношениям «мать - ребенок» [5, с.130].

Воздействие семьи на психологические качества ребёнка и становление его личности неоднократно аргументировано. В последнее время, в связи с имеющимися нравственно-психологическими и социокультурными вариантами, которые случаются в российской семье, эта проблема становится более жизненной. Но, тем не менее, для таких исследований нужен адекватный метод исследования и оценки родительского отношения к ребёнку. Необходимо заметить, что особенность родительского отношения, в настоящее время изображается главным образом политической терминологией (авторитаризм, либерализм, демократия и т.п.). Подобная особенность терминологии отображает недостаточную изученность понятийного аппарата, а это необходимо для научной обоснованности исследовательских технологий. Так как отношение родителя к ребенку является одним из вариантов межличностных отношений, мы отталкивались от того, что теоретическая база для изображения и анализа родительских отношений должна основываться на общих знаниях межличностных отношений. Чаще всего плодотворным является подход, в соответствии с которым межличностные отношениям сформированы на двух полярных началах: овеществлении и персонификации, устремлении к единству, союзу, родству и тяге к «самости», индивидуализации. В одной ситуации человек принципиально не объединяется какими-то определенными характеристиками. Но он причастен к субъекту и объединен с ним снаружи; в другой ситуации - проявляет себя как самодостаточная личность, обладающая определёнными свойствами и характеристиками [12, с.80] Базируясь на этих утверждениях, мы отталкивались от того, что родительские отношения сформированы из двух основных принципов: личностном, где ребёнок выступает как монолитная личность, а также предметном, где ребёнок становится предметом воспитания, управления.

Таким образом, эти два начала, не являются различными видами или формами отношений. Они связывают два аспекта, в некоторой мере свойственных каждому отношению. Отличие конкретных связей сдвигается к преобладанию и к выраженности каждого из этих двух факторов. Целостностью и противоположностью таких аспектов обусловливается неоднозначность и сложность отношений между людьми. Оригинальность родительского контакта заключается в предельной выраженности обоих аспектов, т.е. глубинной связи родителя и ребенка.

Роль родителей в создании условий и направлении развития определенных навыков, помогающих детям преуспевать в учении, чрезвычайно важна. Если ребенок происходит из семьи, в которой наблюдаются сложные взаимоотношения и авторитарно-диктаторский стиль поведения родителей велика вероятность того, что он будет плохо успевать в школе. Если мы посмотрим на родителей, дети которых отличаются успехами в школе, мы обнаружим такие стили родительского поведения, как демократический, пояснительный и содействующий.

семейный личность ребенок школа

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ РЕБЕНКА В ШКОЛЕ.

2.1 Исследование доминирующего типа отношений по методике «Моя семья»

Исследование влияния доминирующего типа отношений на успеваемость ребенка в школе проводилось в г. Воронеж (в МОУ СОШ № 8). Выборку исследования составили 22 учащихся 8-го «Б» класса (11 девочек, 11 мальчиков). На Таблице 1 отображена успеваемость выбранных испытуемых.

Таблица 1. Успеваемость выбранных испытуемых

Фамилия ребенка

Успеваемость

Уровень взаимоотношений

Балл взаимоотношений

Пол

1

Акулова

4

Выше среднего

84

ж

2

Анохин

4

Выше среднего

87

м

3

Артемьев

4

Выше среднего

82

м

4

Бирюков

3

Отрицательный

75

м

5

Долматов

4

Выше среднего

85

м

6

Зенкова

4

Выше среднего

82

ж

7

Карпова

Благополучный

90

ж

8

Коротхи

5

Благополучный

91

м

9

Критинина

5

Благополучный

96

ж

10

Куликов

4

Выше среднего

81

м

11

Луценко

3

Отрицательный

73

ж

12

Носов

4

Выше среднего

88

м

13

Пашков

5

Благополучный

90

м

14

Перегудова

4

Выше среднего

85

ж

15

Пожидаева

4

Выше среднего

83

ж

16

Свиридов

5

Благополучный

93

м

17

Сергеев

3

Отрицательный

72

м

18

Стадиченко

5

Благополучный

92

ж

19

5

Благополучный

93

ж

20

Хохлов

4

Выше среднего

85

м

21

Шабанова

3

Отрицательный

76

ж

22

Янина

4

Выше среднего

74

ж

Это исследование мы проводили на основе опросника социализации для школьников «Моя семья». Может быть использован для изучения мнений учащихся (анализ взаимоотношений в семье, методов воспитания), родителей (самоанализ тех же аспектов), что дает возможность сделать более объективные выводы относительно организации воспитания ребенка в семье. После изучения работ детей, мы получили результаты, который отображены на Рисунке 1.

Рисунок 1. Взаимосвязь успеваемости ребенка и уровня взаимоотношений в семье.

.2 Исследование родительских установок и реакций по методике «PARY»

Выборку составили 22 матери учащихся 8-го «Б» класса МОЙ СОШ №8 г. Воронеж, в возрасте от 30 до 40 лет.

Тип родительского отношения определяется по опроснику измерения родительских установок и реакций, который направлен на изучение общих особенностей родительского воспитания. Он не связан с установками на воспитание конкретного ребенка. Родители выражают свое мнение, касающееся воспитания детей вообще. Это позволяет изучать установки родителей на воспитание ребенка априорно.

Среди родителей был проведен опрос, в ходе которого выяснились общие установки родителей, которые указаны на Рисунке 2.

Рисунок 2. Установки родителей

Таким образом, мы можем проследить зависимость успеваемости детей в школе от стиля родительских отношений, изображенную на Рисунке 3.

Рисунок 3. Зависимость успеваемости детей в школе от стиля родительских отношений в семье

Так же нам следует показать, как связаны установки родителей и успеваемость их детей. Что и показано на Рисунке 4.

Рисунок 4. Взаимосвязь родительских установок и успеваемости детей

Оценки детей, у которых в семье отношения не всегда бывают теплыми и дружескими, в большинстве своем не поднимаются выше «4», тогда как дети с «5» воспитываются в благополучной семейной атмосфере.

Вывод

В результате проведенных методик можно сделать вывод, что при дружеских и доверительных отношениях в семье успеваемость ребенка в школе заметно повышается, в то время как при напряженных - понижается.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенных теоретических и эмпирических исследований была доказана гипотеза о том, что стиль родительско-детских отношений влияет на успехи ребенка в школе. Задачи, поставленные в начале работы, были выполнены.

Семья служит базисом формирования личности ребенка. Родители играют важнейшую роль в формировании Я - концепции, и хотя окружающие могут внести свой вклад в развитие способностей ребенка, приоритет родителей в воспитании личности неоспорим. Психологический климат, который создают родители, имеет для ребенка жизненно важное значение. Ведущим фактором успеваемости ребенка в школе являются особенности построения отношений ребенка со значимыми взрослыми, а именно с родителями.

Проблема влияния доминирующего типа родительского отношения на ребенка сегодня приобрела особую актуальность. От того, какие стратегии поведения выбирают родители зависит эмоциональная, мотивационная, поведенческая и многие другие сферы ребенка, что в дальнейшем влияет на его успеваемость в школе.

Проведя исследование, мы сделали вывод, что в семьях, где отношения родителей и детей строятся на понимании, принятии и признании, характеризуются высокой самооценкой, позитивными установками, социальной открытостью, нацелены на развитие у ребенка активности, самостоятельности, инициативности, в целом создаются необходимые психологические условия для успеваемости ребенка в учебной деятельности. А дети, в семьях, с отрицательным типом родительского отношения, характеризуются низкой успеваемостью в школе и плохой дисциплиной.

В соответствии с полученными результатами были разработаны следующие рекомендации для классных руководителей:

) проводить разъяснительную работу с родителями, говоря о том что, несмотря на трудности, вызванные кризисом, не должно ослабевать внимание к ребенку, необходимо психологическое и педагогическое просвещение родителей;

) точно определить тип воспитания семьи и при необходимости вовремя помочь в корректировке семейных отношений совместно с педагогом-психологом;

) усилить работу по повышению значимости отца в воспитании и в обучении своего ребенка.

А также были разработаны рекомендации для родителей:

) формируйте у ребенка положительное отношение к учебной деятельности, интеллектуальному труду, учителю, одноклассникам;

) будьте внимательными к чувствам и переживаниям маленького ученика;

) ни в коем случае нельзя сравнивать результаты учебной деятельности ребенка с достижениями других, более успешных учеников;

) необходима моральная и эмоциональная поддержка;

) подчеркивайте ту сферу деятельности, где ребенок более успешен, помогая ему тем самым укрепить уверенность в себе;

) спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать трудности школьной жизни.

Таким образом, проведенное исследование факторов, влияющих на успеваемость ребенка в школе позволили решить поставленные задачи, подтвердить выдвинутую гипотезу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Алексанрова, Е. Подружитесь с собственным ребенком / Е. Александрова // Воспитательная работа в школе. -2005. - № 3. -С. 73 - 84

.        Архиреева, Т. В. Влияние родительского воспитания на самоотношение младшего школьника / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. С. 67 - 77

.        Волков, Б. С. Младший школьник: как помочь ему учиться / Б. С. Волков. - М.: Академический проект, 2004г. - 142 с.

.        Емельянова, М. Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни / М. Н. Емельянова // Начальная школа плюс. - 2006. -№ 11. - С. 32 - 36

.        Зиганов, М. А. Родители и школа: как обеспечить качество образования и чувство комфорта / М. А. Зиганов // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 128 - 133

.        Лопатин, А. Успешность школьника в учебе зависит и от семьи / А. Лопатин // Сельская школа. - 2005. - № 3. - С. 67 - 74

.        Марковская, И. М Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. - СПб.: Речь, 2004. - 219 с.

.        Недвецкая, М. Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи / М. Недвецкая // Начальная школа. - 2007. - № 1. - С. 21 - 29

.        Самыгин, С. И. Психология и педагогика / С. И. Самыгин, Л. Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 2012. -480с.

.        Холина, З.Н. Родительский авторитет, воспитание в семье: Материал для родительского собрания / З. Н. Холина // Начальная школа. - 2008. - № 5. С. 31 - 42

Похожие работы на - Влияние особенностей воспитания в семье на уровень успехов ребенка в школе

 

Не нашел материал для своей работы?
Поможем написать качественную работу
Без плагиата!