Формирование самооценки в онтогенезе психики человека

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    27,22 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование самооценки в онтогенезе психики человека

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

Кафедра психологии




КУРСОВАЯ РАБОТА

ФОРМИРОВАНИЕ САМООЦЕНКИ В ОНТОГЕНЕЗЕ ПСИХИКИ ЧЕЛОВЕКА

Студент гр. Б 4102

Пересыпкина Адель Константиновна

Руководитель: канд. филос. наук, доцент

Е.А. Романова





г. Владивосток 2014

Введение

Австрийской писательнице Марии фон Эбнер-Эшенбах принадлежат слова: «Мы недооцениваем то, что имеем, и переоцениваем то, чем мы являемся». Из этих слов справедливо полагать, что оценка насущного и нашего «Я» и понимается под самооценкой. Что такое самооценка, каковы её критерии и виды, возможности и закономерности формирования? На эти вопросы мы попытаемся дать ответ в курсовой работе.

Сначала определим, что такое самооценка. Суть термина заключена в самом слове - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но неужели мы можем приписать себе любое качество и позиционировать себя таковыми в обществе?

От степени адекватности самооценки зависит правильность постановки целей, выбор их трудности, составления программ действий. Известны ключевые виды самооценки: заниженная, адекватная, завышенная. В ходе исследований этих видов были выделены два типа людей: одни стремятся к успеху, а другие в достижении боятся претерпеть неудачу. В первом случае это такой тип людей, который, приступая к деятельности, нацелен на достижение успеха, во втором случае это такой тип, мысли которого сосредоточены в негативном русле - возможности неудачи, порицание, наказание за недостигнутый положительный результат. И та и другая тенденция обозначаются как мотивация достижения.

Знания в области самооценки имеют свою ценность. Ускоренный темп развития, постоянно претерпевающие изменения отрасли бытия, быстрый темп жизни оказывают прямое влияние на наше мироощущение и мировоззрение. Следовательно, исследование самопонимания представляют огромную роль, ведь от уровня самооценивания зависит наша счастливая жизнь.

Цель исследования: определить закономерности формирования самооценки в онтогенезе психики индивида.

В соответствии с целью были выделены следующие задачи исследования:

. На основе изучения литературы по теме исследования выявить понятие, структуру, функции и виды самооценки.

. Изучить основные направления исследований самооценки в зарубежной психологии.

. Изучить основные направления исследований самооценки в отечественной психологии.

. Рассмотреть особенности формирования и динамики самооценки в индивидуальном развитии.

Объект исследования: самооценка.

Предмет исследования: закономерности формирования самооценки.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников литературы.

Глава 1.Теоретический обзор изучения самооценки в психологии

1.1 Направления в исследовании самооценки: западная психология

Зарубежные психологи рассматривают самооценку в основном как механизм, обеспечивающий согласованность требований индивида к себе с внешними условиями, то есть максимальной уравновешенности личности с окружающей его социальной средой. Понятие самооценки, как правило, не является самостоятельным, оно обычно включено в более широкую теорию личности или теорию «Я». В зарубежной психологии так же принято рассматривать самооценку в структуре «Я-концепции», которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой.

Наиболее полная разработка теоретических аспектов самооценки нашла в трудах зарубежных психологов - Э. Берна, У. Джемса, Ч. Кули, Дж. Мида,

К. Роджерса, З. Фрейда, Э. Эриксона. Этими учеными обсуждаются такие вопросы, как онтогенез самооценки, ее структура, функции, возможности и закономерности формирования.

Уильям Джемс, автор первых исследований самосознания, рассматривая личность как состоящую из физического, социального и духовного элементов, выделяет в последнем также несколько элементов. Ядро духовного Я - чувство активности. При этом самооценка может быть выражена в двух модусах - в самодовольстве и недовольстве собой. Самолюбие стоит отдельно от самооценки. Также отдельно выделяется самоуважение, определяемое соотношением успеха и притязаниями на него.

Зигмунд Фрейд первым стал на психологическом уровне разрабатывать теорию самосознания, но оно рассматривается в рамках общей структуры психического. Всю психику Фрейд делит на три системы, различные по законам их функционирования. Прежде всего, это психическая инстанция «Оно», в основе которой лежат субъективные бессознательные потребности биологического или аффективного порядка. Вторая система инстанция «Я» - это центр, регулирующий процесс сознательной адаптации, ответственный за интрапсихическую переработку и регуляцию всех внешних ощущений, за организацию личного опыта. «Я» является той частью «Оно», которая модифицировалась благодаря близости и влиянию внешнего мира. Но в отличие от «Оно», «Я» руководствуется принципом реальности. Инстанция «Сверх-Я» представляет собой своеобразную, моральную цензуру, содержанием которой являются нормы, запреты, требования общества, принятые личностью. «Сверх-Я» выступает как носитель «Я-идеала», с которым «Я» соизмеряет себя, к которому оно стремится, чье требование постоянного самосовершенствования оно старается выполнить. Структура «Я» обеспечивает уравновешенность «Оно» и «Сверх-Я».

Психоаналитическая школа в дальнейшем развивалась в нескольких направлениях. Одна из последователей З.Фрейда - Карен Хорни центральным моментом самосознания считала условные иллюзорные представления о себе. Такое «идеальное Я» позволяет чувствовать себя в псевдобезопасности. Таким образом, К. Хорни рассматривает самосознание человека через взаимодействие «реального Я» и «идеального Я». При этом, отношения к себе формируется под влиянием родителей, в значительной степени определяя «знак» отношения.

Практически сходную позицию, с использованием той же терминологии, занимает Эрик Берн, он делил всех людей на :

А)принцев

Б) лягушек

Принцами он считал людей успешных, самодостаточных, способных иметь свою собственную точку зрения, способных противостоять общественному мнению, способных себя любить и разрешать себе мечтать, строить планы, ставить цели и успешно их достигать.

Лягушками - людей зависимых, несамостоятельных, подчиненных стереотипам и правилам, не имеющих собственного мнения и неспособных достигать успеха. Причем, по мнению Э.Берна, все люди рождаются принцами, и лишь потом в процессе воспитания и влияния социума большинство из них превращается в лягушек. Это говорит о большом влиянии общества на самопонимание.

Идеал Я в концепции Берна определяется из сознательных и бессознательных образов того, чем он хотел бы быть; образы эти сформированы по образцу некоторых людей, кем он восхищается и кому хотел бы подражать, поскольку приписывает им идеальные качества.

Самым влиятельным представителем неофрейдизма был Эрик Эриксон. Его подход обращен к социокультурному контексту становления сознательного «Я», в котором выделяется восемь этапов. В основе его теории развития самосознания лежит концепция кризиса как поворотной точки становления личности. Становление личности Э.Эриксон рассматривает с точки зрения усиления «Я» и продвижения к «идентичности» (в представлении Эриксона «идентичность» означает чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям). Наиболее принципиальным для становления идентичности является подростковый возраст (стадия идентичности или ролевой диффузии). Эта фаза характеризуется появлением чувства своей неповторимости, индивидуальности, непохожести на других; в отрицательном же варианте возникает диффузное, расплывчатое «Я», ролевая и личностная неопределенность.

Гораздо большее значение для проблемы самосознания имеет гуманистическая психология, для которой ядром человека является представление человека о себе, именуемая как «Я-образ», «Я-система» и т.д. Одним из ведущих представителей этого направления является Карл Роджерс видел категорию самооценки центральным звеном в теории личности. Условием ее нормального формирования он считал положительную оценку со стороны общества и принятой им морали.

Абрахам Маслоу исходит из утверждения об изначальном и спонтанном стремлении личности к самоактуализации, которую он определяет, как желание стать всем, чем возможно; это - потребность в реализации своего потенциала.

Однако, эта потребность - в самореализации - является высшей потребностью, и возможна только после удовлетворения иных, более низкого уровня. Это потребности физиологического характера, в безопасности, далее в любви и уважении. Собственно, притязание на признание (если приравнивать к нему потребность в любви и уважении), занимает промежуточное положение в иерархии, хотя и не последнее. Получается, что самоактуализирующийся человек не столь нуждается в любви и уважении со стороны других. Феномены самоактуализации и самореализации относятся к другому аспекту самосознания, нежели самоодобрение (самоуважение) и ближе к самоосознанию себя как личности и субъекта деятельности.

М.Л. Раусте фон Врихт в лонгитюдном исследовании демонстрирует, что от 11 до 18 лет отношение к образу «Я» мало изменяются с возрастом и почти не зависят от характера социального окружения. Например, по отношению к образу «Я» есть лишь одна четкая разница: молодые люди, живущие в сельской местности, заметно ниже оценивают свой интеллект, чем те, которые живут в столице. Из частных характеристик самооценки можно отметить, что у тех, кто в свободное время занимается культурной деятельностью, особенно высока самооценка интеллекта, у занимающихся спортом - привлекательности. У мальчиков, пассивно проводящих свое свободное время, образы «Я» вообще менее положительны. Иная картина наблюдается у девушек. У них культурные интересы связаны прежде всего с высокой оценкой собственной инициативности и лидерства. Социальные интересы у девушек связаны с высокой самооценкой привлекательности и непринужденности

О. Клэпп, рассматривая возможность всеобщего утверждения своего Я, согласно своим представлениям, говорит о возможности полной анархии.

Кто-то может вернуться на лоно природы, но возможно и преступление. Проблема приобретает иной аспект. Иногда проблема идентичности решается «от обратного» - с кем не надо идентифицироваться. Не надо с символическими моделями, предоставляемыми средствами массовой информации. При этом, как полагает Л.Шнейдерман, те чувства, цели, ценности и т.д., которые мы не считаем своими, отчуждаем от себя, внедряются через идентификацию с другими людьми, даже символами. Л. Шнейдерман, как и О. Клэпп, предупреждает о «идентификации с агрессором», принятии демонического в себе. При этом сегодня люди принимают свои деструктивные импульсы без чувства вины, умеют избежать мучительной борьбы между самоконтролем и самоутверждением. Но он все же предлагает, хотя и гипотетическое, но конструктивное решение - признавать события, которые вызывают в нем сильный эмоциональный отклик, отличать их от «умеренных» эмоционально. Первые могут быть показателем соотнесенности с концепцией Я.

В качестве «стержня» личной идентичности Л. Мак-Фолл предлагает набор принципов, которые делают нас теми, кто мы есть. Они не могут быть сведены к иным ценностям, поскольку являются самыми фундаментальными из всех; они определяют, что мы принимает в расчет в поступках. Хотя, как признается, эти принципы не обязательно должны быть моральными по своей природе, и сознательный аморализм также должен считаться равноценным принципом. Принципы могут быть самыми разнообразными. Это и правда для Томаса Мора, и преданность семье для Антигоны. Это то, за что человек готов умереть. (Довольно интересный подход к исследованию личностного «Я».) Наоборот, стержню противоречит все то, с чем потом будет трудно жить.

Из оригинальных гипотез относительно индикаторов личностного Я можно привести работу Х.Фингаретте, который предполагает, что самозабвение может быть показателем автономного функционирования личностного Я. Иначе говоря, в деятельности с самозабвением выражается сущность человека; здесь не человек не может принимать себя в расчет, наоборот, именно его сущность в субъективном самозабвении действует наиболее эффективно.

1.2 Направления в исследовании самооценки: отечественная психология

Принятие себя, по определению С.Л.Братченко и М.Р.Мироновой, означает признание себя и безусловную любовь к себе такому, каков я есть, отношение к себе как личности, достойной уважения, способной к самостоятельному выбору, веру в себя и свои возможности, доверие собственной природе, организму.

По мнению Д.А.Леонтьева, самопринятие является частью более широкого понятия - самоотношения. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка - общее положительное или отрицательное отношение к себе. Однако просто одним знаком самоотношение не опишешь. Во-первых, следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то моими реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие непосредственное эмоциональное отношение к себе, не зависящее от того, есть ли во мне какие-то черты, объясняющие это отношение. Нередко встречается высокое самопринятие при сравнительно низком самоуважении или наоборот. Во-вторых, не менее важными характеристиками самоотношения, чем его оценочный знак, являются степень его целостности, интегрированности, а также автономности, независимости от внешних оценок.

Иная трактовка структуры самоотношения предлагается В.Ф. Сафи-ным. Исходя из концепции целостной самооценки (а не соотношения) субъекта, он выделяет целый ряд аспектов, среди которых особенно выделяется самоуважение. Этот вид самооценки - результат соотнесения своего отношения, оценки с отношением к субъекту окружающих, с оценкой его «значимыми другими».

Но самоуважение более глубокое, глобальное образование, чем отдельные самооценки. Если «я-образы» больше когнитивные образования, то самоуважение - целостное эмоционально-ценностное отношение. Хотя В.Ф.Сафин несколько противоречит сам себе, определяя относительно самостоятельные виды самооценки как эмоционально-когнитивно-ценностным отношением к себе как активному субъекту деятельности. Первый из аспектов можно назвать самооценкой сферы интеллектуальных возможностей, второй - самооценкой сферы мотивационно- потребностных сил, третий - самооценкой относительно устойчивых, закрепившихся наличных свойств (физических, психофизиологических, характерологических).

Осознание своей значимости для ближайшего окружения может включаться как элемент самоуважения, но может и не совпадать с ним. Поэтому можно предположить, что самоуважение - это отношение к своей значимости для других, исходя из своего идеала, которое обеспечивает самоутверждение и удовлетворенность субъекта самим собой. Получается, что самоудовлетворенность результат глобального, целостного самоотношения, включающего в себя «я-образы» - всякие формы самооценок, обобщающие самооценивание. (Как предполагает И.И.Чеснокова, здесь наибольшую роль играет не столько ситуативный приспособительный образ самого себя (хотя и в нем также обнаруживается качественное своеобразие именно данного человека), сколько то истинное отношение к себе, когда он в наибольшей степени является самим собой, когда в нем раскрываются наиболее глубинные, скрытые сущностные основания, когда он в наибольшей степени является самим собой.)

Стоит отметить, что иной механизм самоуважения предлагает В.М. Раева, согласно которой самоуважение эмоционально-ценностное отношение к себе, отражающее уровень общей позитивной или негативной самооценки, основанной на совпадении уровня притязаний и уровня достижений. Иными словами, самоуважение не зависит от мнения референтной группы, от достоинств и недостатков, а только от совпадения желаемого и достигнутого. Исходя из этого, можно сказать, что высокое самоуважение будет у человека, ставящего реальные цели, но низкое - у человека с «Наполеоновскими планами», но не достигшими всего. С этим трудно согласиться.

В.В. Столин практически не употребляет терминов самоуважение и самоудовлетворенность. В структуре самоотношения предлагается как минимум три типа отношений: к себе, к другому и ожидаемое отношение от него. Учет этих составляющих позволяет выделить уровни самоприятия субъекта. У наиболее развитой личности предполагается симпатия и уважение к себе и другому, и ожидание взаимной симпатии. В менее развитом варианте к другому уважения нет, ожидается враждебность. Далее, сознательное отсутствие уважения к себе, антипатия к другому, ожидается презрение. Наконец, бессознательное неприятие себя может сочетаться с преувеличенным пиететом к другому.

Э.А. Орлова приводит механизм формирования самоидентификации при взаимодействии таких значимых для этого процесса личностных характеристик, как самоуважение и самооценка.

Личность может испытывать самоуважение, когда проявляет конформность по отношению к ожиданиям других, к групповым ценностям, моральным нормам, и когда эта конформность вознаграждается. Самоуважение - это личностная характеристика, складывающаяся на основе отношения других. Самооценка возникает из ощущения собственных потенций личности. В отличие от самоуважения самооценка переживается и формируется, когда личность нарушает ожидания других, проявляет способность к дистанцированию и автономии по отношению к другим и к их требованиям, а не конформность или причастность к ним. Самоуважение проверяется консенсусом; самооценка потенций - конфронтацией. Такая самооценка переживается, когда личность может реализовать свои намерения вопреки сопротивлению других. Проверка в конфронтации обостряет ощущение личностных границ, индивидуальной специфичности, выдвигает на передний план личностную идентичность.

А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский используют термин образ Я - относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переливаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими. При этом самооценка - оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Но она показывает лишь степень адекватности Я-образа исходя из соотношения Я-идеального и Я-текущего.

Т.А. Никулина и Н.Е. Харламенкова, однако, используя термин самоутверждение как стремление человека к высокой оценке и самооценке своей личности и вызванным этим стремлением поведением, получили данные противоречащие результатам, полученным на выборках из других культур. В работе исследовались механизмы «защиты Я». Отрицание считается «женским» механизмом, а проекция - «мужским», но это не совсем подтвердилось. Хотя половозрастные различия все же были обнаружены.

По определению Д.А.Леонтьева, физическое Я - это переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживание физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного или физического Я представлена не столько личность, сколько ее материальный субстрат - тело - через посредством которого она проявляет себя и иначе проявить себя не может.

Как считает Е.Т.Соколова, в самосознании физического Я присутствуют два компонента - когнитивный и эмоциональный. Когнитивный компонент - совокупность представлений индивида о своей внешности, или, в других терминах, набор признаков, в которых он ее описывает. Хотя многие из признаков выглядят чисто описательными, большинство из них допускает возможность количественной оценки. Два уровня сравнительной оценки признака достаточно очевидны: а) интерсубъектный, на котором сравнение происходит в рамках сопоставления «Я - Другой» по принципу «больше или меньше, чем у другого (других)»; б) интрасубъектный, где сравнение происходит в рамках сопоставления «Я-Я», например, во временной перспективе: «Я наличное - Я прошлое», либо в пространственно-временной перспективе: «Я в одной ситуации - Я в другой ситуации», либо в аспекте желаемого: «Я наличное - Я идеальное» и т.п. Таким образом, функционирование физического Я в целом не сильно отличается от иных компонентов самосознания.

«Я сам» (персональная идентификация) и «Я в группе» (социальная идентификация) иногда сливаются, т.е. их трудно разделить. Поэтому Т.З.Козлова, приводя выявленные эмпирическим путем характеристики персональной идентичности, говорит об их условности в смысле четкости границы с идентичностью социальной. Т.З.Козлова выделяет:

. Физические характеристики

Внешние данные

Демографический статус

Здоровье

Темперамент

Способности

Психические особенности (мазохист, пессимист)

. Социо-психологические черты, обусловленные социальным контекстом

Нравственные качества

Этические качества

Черты характера

«Не могу сказать: «Это - мы, я чувствую себя одиноким»

Отношение к противоположному полу

Отношение к спиртному

Элементы в структуре поведения

.Мировоззренческие черты

Интересы

Политические взгляды

Особенности мироощущения (эстет, философ, мечтатель, любимый цвет, несчастный)

. Локус-контроль

«У меня нет нужды чувствовать себя частью какого-то «мы». Я живу сам по себе»

Уровень самооценки («Я - маленький человек»)

. Социостатусные характеристики и особенности стиля жизни

Уровень материального благосостояния

Образование

Профессия

Стиль жизни (мало сплю, устал, много ем)

Здесь следует отметить, что самооценка как отношение к собственной характеристике, отдельно не выделяется. Поэтому чисто эмпирический подход подтверждает правомерность различения собственно личностной идентичности и самоотношения, выведенные теоретически.

Ю.И. Филимоненко под самоидентификацией подразумевает полное, деятельное и соответственно не искаженное выражение вовне и осознание своего целостного «Я», однако конкретнее его содержание не раскрывается.

Л.А. Коростылева приводит два философских подхода к проблеме: эссенциалистической и экзистенциалистической. Эти ориентации основываются на противоположных концепциях человека и человеческой свободы. К эссенциалистической концепции относятся взгляды Аристотеля и его последователей, которые считали, что самореализации подлежат те черты, свойства или способности человека, которые конституируют его сущностную природу. При этом возникает проблема независимого критерия выбора тех или иных человеческих качеств, конституирующих человеческую сущностную природу. Подобная трактовка стремится включить лишь положительные, морально приемлемые способности и потребности человека, который, несомненно, обладает и отрицательными качествами.

И.Б. Дерманова и Л.А. Коростылева говорят о том, что здесь наблюдаются наибольшие расхождения во мнениях. Если самореализация - это выражение подлинной природы человека, то вопрос в том, какова она, эта природа? По убеждению одних - слаба, порочна и безнравственна, других - позитивна и социально ориентирована.

Если правы первые, то:

изначально «Я» - слабо и беспомощно, и стремлением к самосовершенствованию оно только пытается компенсировать свою слабость либо удовлетворить свои нарциссические склонности; а потому и самореализация не несет в себе положительное, нравственное начало, если ее не ограничить определенными условиями, если на нее не набросить своего рода «узду2.

Если же правы вторые, то:

любой человек будет двигаться путем самореализации, саморазвития и самосовершенствования, достаточно только создать ему необходимые условия; и одним из существенных моментов самореализации будет высокая нравственность, так как ориентация на общечеловеческие ценности как бы генетически закодирована в природе человека.

Занимая некоторое компромиссное, среднее положение между двумя крайними точками зрения, некоторые авторы считают, что в каждом из нас есть и плохое и хорошее и там, где было зло, может быть добро. Поэтому они предлагают «не выдвигать основополагающую предпосылку о природе человека, а принять рабочее положение о том, каковы мы в реальности. И тогда точно главной будет основополагающая тенденция человека изменяться».

Эссенциалистический подход, таким образом, лишает человеческое бытие личностного измерения и отрицает право личности на авторство своей жизни.

Как видно даже из относительно короткого обзора только отечественных авторов, в психологической литературе, посвященной данной проблеме, нет однозначного определения содержания, строения, механизмов, генезиса этого феномена. Одни обозначают феномен личного (личностного и т.д.) самосознания в структурных терминах, другие - с точки зрения их функций, механизмов, одни рассматривают формирование, становление, другие - как субстанцию и т.д.

Данные подходы, конечно, вносят вклад в создание общей теории самосознания личности, но затрудняют понимание места и роли частных феноменов. Специально ограничивая дальнейшее рассмотрение концепций отечественных авторов, можно лишь привести некоторые термины, с помощью которых (соотнося которые друг с другом) авторы выводят понятия самоуважение, самопринятие, самооценка и др. Многие из них заимствованы из работ зарубежных авторов.

Таким образом, если в зарубежной психологии даётся определение самооценки через «Я-концепцию», говорится наряду с принятием самого себя в начале онтогенеза о влиянии основополагающего фактора, такого как постоянно движущееся реальность вокруг индивида, то, напротив, в отечественной психологии в некоторых случаях становление самооценки рассматривается как субстанция - во главе стоит уважение к себе, без которого немыслима дальнейшая счастливая жизнь.

Глава 2. Основные этапы формирования самооценки в онтогенезе индивида

2.1 Этап формирования самооценки у детей дошкольного возраста

Попытка синтетического охвата культурного развития должна исходить из двух основных положений. Первое заключается в том, что по своему содержанию этот процесс развития может быть охарактеризован как развитие личности и мировоззрения ребенка. Оба этих понятия являются недостаточно определенными и точными научными терминами. В науку о ребенке они вносятся почти впервые.

Под мировоззрением мы также не склонны понимать какую-либо логическую, продуманную, оформленную и осознанную систему взглядов на мир и его важнейшие части. Мы склонны употребить это слово тоже в синтетическом охватывающем смысле, соответствующем личности в плане субъективном. Мировоззрение - это то, что характеризует все поведение человека в целом в его культурной части по отношению к внешнему миру. В этом смысле у животного нет мировоззрения, и в этом же смысле нет его у ребенка в момент рождения. И в первые годы жизни, иногда вплоть до поры полового созревания, мировоззрение в собственном смысле этого слова отсутствует у ребенка. Часто скорее это миродействие. Личность развивается как целое. Только тогда, когда личность овладевает той или иной формой поведения, только тогда она поднимает ее на высшую ступень. Сущность культурного развития, как мы видели, заключается в том, что человек овладевает процессами собственного поведения, но необходимой предпосылкой для этого овладения является образование личности, и поэтому развитие той или иной функции является всегда производным и обусловленным развитием личности в целом. Приобретение речью социальных функций (обогащение внимания) и выход за ее пределы естественной органологии через употребление орудий - вот два важнейших момента, подготовляющих в первые годы жизни важнейшие изменения, которые лягут в основу всего дальнейшего культурного развития.

Вот характерные черты этой стадии. Остановимся на двух чрезвычайно важных примерах, характеризующих её. Первый - это память. При всей необычной силе памяти ребенка в этом возрасте впечатления первого года жизни, как известно, никогда не сохраняются и не удерживаются в продолжение последующей жизни ребенка.

Овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Речь становится универсальным средством для воздействия на мир. Решающим моментом в смысле развития личности ребенка в этом периоде является осознание им своего Я. Как известно, ребенок первоначально называет себя собственным именем, он с некоторым трудом переходит к тому, чтобы усвоить личное местоимение.

Следующей типической стадией в развитии детского мировоззрения мы считаем возраст игры как особую форму поведения ребенка, чрезвычайно интересную именно с этой точки зрения. Мы видим, что ребенок на стадии игры еще чрезвычайно неустойчиво локализует свою личность и локализует свое мировоззрение. Он так же легко может быть другим, как и самим собой, так же, как и каждая вещь, может принять любой облик, но что примечательно - это то, что, при общей лабильности, неустойчивости детского Я и окружающих его вещей, внутри каждой игры ребенок уже не магически, а разумно расчленяет обращение с вещами и обращение с людьми. Примечательно и то, что ребенок на этой стадии развития уже не путает деятельность игры и деятельность серьезную. То и другое выделено у него как бы в особую сферу, и ребенок легко и с сознанием дела переходит из одной сферы в другую, никогда не путая их. Это значит, что он уже владеет одной и другой.

В раннем детстве ребенок начинает выделять свойства окружающих предметов, улавливать простейшие связи между ними и использовать эти связи в своих манипуляциях. Это создает предпосылки для дальнейшего умственного развития, которое происходит в связи с овладением предметной деятельностью (а позднее - элементарными формами игры и рисования) и речью.

В ходе психического развития ребенка происходит не только усвоение разнообразных действий и формирование психических процессов и качеств, необходимых для их выполнения. Ребенок постепенно овладевает свойственными человеку формами поведения в обществе и, главное, теми внутренними чертами, которые отличают человека как члена общества и определяют его поступки. Внутренний мир ребенка лишь начинает приобретать определенность и устойчивость. И хотя образование этого внутреннего мира происходит под решающим влиянием взрослых, они не могут вложить в ребенка свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является то, что он действует, не задумываясь, под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Эти чувства и желания вызываются прежде всего непосредственным окружением ребенка, тем, что попадается ему на глаза. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств.

Начиная с полутора лет, оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувствогордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения.

Несколько позднее, чем чувство гордости, ребенок начинает испытывать чувство стыда, в случаях, если его действия не оправдывают ожиданий взрослых, порицаются ими. Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимоотношений людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей.

Притязание на признание и идентификация с именем теснейшим образом связаны с другими параметрами самопознания. Важнейшей особенностью развития самопознания является познание себя как субъекта действия. Ребенок раннего возраста непременно проходит период, когда он по много раз совершает одно и то же действие, при этом неукоснительно контролируя это действие в стереотипном его исполнении и в небольших вариациях (классический пример: открывает и закрывает дверь, ящик в шкафу или толкает предмет с края стола, чтобы он упал, и др.). Именно в этих действиях ребенок начинает чувствовать свою волю, себя как источник изменения предметов и тем самым выделяет самого себя из окружающего мира.

В раннем возрасте ребенок переживает качественное преобразование себя как субъекта, наконец осознающего себя в единстве и тождественности своего «Я».

Соотнесение имени и своего «Я» имеет достаточную временную протяженность. Осознание себя как отдельного субъекта, как уникального «Я» происходит через телесные чувствования, «образ» тела, визуальный образ своего отражения в зеркале, через переживание своего волеизъявления и свою способность выделять себя как источник своих воли, эмоций и воображения.

2.2 Этап формирования самооценки у детей школьного возраста

Эрик Эриксон и восемь стадий развития человеческой жизни.

Умелость и неполноценность. Четвертая стадия - возраст от шести до одиннадцати лет, годы начальной школы. Классический психоанализ называет их латентной фазой. В этот период любовь сына к матери и ревность к отцу (у девочек наоборот) еще находится в скрытом состоянии. В этот период у ребенка развивается способность к дедукции, к организованным играм и регламентированным занятиям. Только теперь, например, дети как следует учатся играть в камешки и другие игры, где надо соблюдать очередность. Эриксон говорит, что психосоциальный параметр этой стадии характеризуется умелостью с одной стороны и чувством неполноценности - с другой. В этом возрасте, однако, окружение ребенка уже не ограничивается домом. Наряду с семьей важную роль в его возрастных кризисах начинают играть и другие общественные институты. Здесь Эриксон снова расширяет рамки психоанализа, до сих пор учитывавшего лишь влияние родителей на развитие ребенка. Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома. Он не так туп, чтобы попасть в школу для умственно отсталых детей, но он усваивает учебный материал медленнее, чем сверстники, и не может с ними соревноваться. Непрерывное отставание в классе несоразмерно развивает у него чувство неполноценности.

Зато ребенок, склонность которого мастерить что-нибудь заглохла из-за вечных насмешек дома, может оживить ее в школе благодаря советам и помощи чуткого и опытного учителя. Таким образом, развитие этого параметра зависит не только от родителей, но и от отношения других взрослых.

Идентификация личности и путаница ролей. При переходе в пятую стадию (12-18 лет) ребенок сталкивается, как утверждает классический психоанализ, с пробуждением «любви и ревности» к родителям. Эриксон считает, что возникающий в этот период параметр связи с окружающим колеблется между положительным полюсом идентификации «Я» и отрицательным полюсом путаницы ролей. Иначе говоря, перед подростком, обретшим способность к обобщениям, встает задача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне, спортсмене, друге, бойскауте, газетчике и так далее. Все эти роли он должен собрать в единое целое, осмыслить его, связать с прошлым и проецировать в будущее. Если молодой человек успешно справится с этой задачей - психосоциальной идентификацией, то у него появится ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет.

Если из-за неудачного детства или тяжелого быта подросток не может решить задачу идентификации и определить свое «Я», то он начинает проявлять симптомы путаницы ролей и неуверенность в понимании того, кто он такой и к какой среде принадлежит. Такая путаница нередко наблюдается у малолетних преступников. Девочки, проявляющие в подростковом возрасте распущенность, очень часто обладают фрагментарным представлением о своей личности и свои беспорядочные половые связи не соотносят ни со своим интеллектуальным уровнем, ни с системой ценностей. В некоторых случаях молодежь стремится к «негативной идентификации», то есть отождествляет свое «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители и друзья.

Но иногда лучше идентифицировать себя с «хиппи», с «малолетним преступником», даже с «наркоманом», чем вообще не обрести своего «Я».

Однако тот, кто в подростковом возрасте не приобретает ясного представления о своей личности, еще не обречен оставаться неприкаянным до конца жизни. А тот, кто опознал свое «Я» еще подростком, обязательно будет сталкиваться на жизненном пути с фактами, противоречащими или даже угрожающими сложившемуся у него представлению о себе. Пожалуй, Эриксон больше всех других психологов-теоретиков подчеркивает, что жизнь представляет собой непрерывную смену всех ее аспектов и что успешное решение проблем на одной стадии еще не гарантирует человека от возникновения новых проблем на других этапах жизни или появление новых решений для старых, уже решенных, казалось, проблем.

На первой стадии подросткового периода, в 12-13 лет, наряду с общим принятием себя сохраняется и ситуативно-отрицательное отношение ребенка к себе, зависящее от оценок окружающих, прежде всего сверстников. В то же время критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождаются возрастанием потребности в самоуважении, общем положительном отношении к себе как личности. У ребёнка такого возраста складывается отношение к самому себе, когда самооценка утрачивает зависимость от ситуаций успеха-неуспеха, а приобретает стабильный характер. Самооценка в этом возрасте выражает отношение, в котором образ самого себя относится к идеальному Я.

На второй стадии этого возраста, в 14 -15 лет, возникает «оперативная самооценка», определяющая отношение подростка к себе в настоящее время. Эта самооценка основывается на сопоставлении подростком своих личностных особенностей, форм поведения с определенными нормами, которые выступают для него как идеальные формы его личности.

Подростка волнует то, что красиво и некрасиво во внешнем облике окружающих. В том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Структура самооценки представлена двумя компонентами - когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй - его отношение к себе. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве.

Исследователями были выделены три уровня сформированности когнитивного компонента самооценки:

. Наиболее высокий уровень характеризуется реалистичной самооценкой: преимущественной ориентацией подростков и обосновании самооценки на знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

. Среднему уровню свойственна непоследовательность проявления реалистичных самооценок: ориентация подростков при обосновании самооценок в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

. Низкий уровень отличается преимущественной неадекватностью самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.

Многие исследователи отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя».

Я. Л. Коломинский установил ряд интересных закономерностей социальной перцепции у подростков, таких как:

тенденция к завышенной самооценке социометрического статуса у низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

ретроспективная оптимизация - тенденция более благоприятно оценивать свой статус в прежних группах.

Таким образом, самооценочные суждения молодых людей определяются совокупностью различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

2.3 Самооценка взрослого индивида

Всякий человек в своем физическом и духовном развитии проходит последовательно целый ряд определенных ступеней; причем каждая последующая ступень характеризуется большим богатством и интенсивностью духовной жизни по сравнению с предыдущей. Этот процесс «психического роста» или «психического развития» отличается наибольшей стремительностью в первые годы жизни ребенка, а также в отроческом и отчасти в юношеском возрасте, по мере же приближения к 25-30 годам он постепенно замедляется и, наконец, совершенно останавливается; основное ядро личности окончательно определилось, психический уровень человека более или менее выяснился. В дальнейшем ему предстоит, быть может, еще развить крайне интенсивную и разнообразную деятельность, но это будут лишь обнаружения уже сформировавшейся личности, сводящиеся преимущественно к ее проявлениям.

Близость и одиночество. Шестой стадией жизненного цикла является начало зрелости - иначе говоря, период ухаживания и ранние годы семейной жизни, то есть от конца юности до начало среднего возраста. Об этой стадии и следующей за ней классический психоанализ не говорит ничего нового или, иначе, ничего важного. Но Эриксон, учитывая уже совершившееся на предыдущем этапе опознание «Я» и включение человека в трудовую деятельность, указывает на специфический для этой стадии параметр, который заключен между положительным полюсом близости и отрицательным - одиночества.

Под близостью Эриксон понимает не только физическую близость. В это понятие он включает способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. С близостью дело обстоит так же, как с идентификацией: успех или провал на этой стадии зависит не прямо от родителей, но лишь от того, насколько успешно человек прошел предыдущие стадии. Так же как в случае идентификации, социальные условия могут облегчать или затруднять достижение близости. Это понятие не обязательно связано с сексуальным влечением, но распространяется и на дружбу. Между однополчанами, сражавшимися бок о бок в тяжелых боях, очень часто образуются такие тесные связи, которые могут служить образчиком близости в самом широком смысле этого понятия. Но если ни в браке, ни в дружбе человек не достигает близости, тогда, по мнению Эриксона, уделом его становится одиночество - состояние человека, которому не с кем разделить свою жизнь и не о ком заботиться.

Общечеловечность и самопоглощенность. Седьмая стадия - зрелый возраст, то есть уже тот период, когда дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью - на другом. Общечеловечностью Эриксон называет способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Такой интерес к новым поколениям не обязательно связан с наличием собственных детей - он может существовать у каждого, кто активно заботится о молодежи и о том, чтобы в будущем людям легче жилось и работалось. Тот же, у кого это чувство сопричастности человечеству не выработалось, сосредоточивается на самом себе и главной его заботой становится удовлетворение своих потребностей и собственный комфорт.

Цельность и безнадежность. На восьмую и последнюю стадию в классификации Эриксона приходится период, когда основная pa6oта жизни закончилась и для человека наступает время размышлений и забав с внуками, если они есть. Психосоциальный параметр этого периода заключен между цельностью и безнадежностью. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение. Тот же, кому прожитая жизнь представляется цепью упущенных возможностей и досадных промахов, осознает, что начинать все сначала уже поздно и упущенного не вернуть. Такого человека охватывает отчаяние при мысли о том, как могла бы сложиться, но не сложилась его жизнь.

Таким образом, рассмотренные этапы формирования самооценки являются переломными. Справившись с самопринятием и самоосознанием на том или ином этапе, мы закрепляем наши знания о себе в обществе, семье, личной жизни, выстраиваем свою жизнь по выбранному пути. Если не удается справиться с грамотным оцениванием себя, мы занижаем границы самооценивания, следовательно, занижаем границы своей личности в целом.

самооценка школьный индивид социостатусный

Заключение

Итогом проведенного исследования стал вывод о важности формирования самооценки на каждом, выделенном этапе. От того, что будет заложено в начале онтогенеза, будет зависеть дальнейший путь развития и становления личности. Были выполнены задачи: ознакомление с ведущими исследованиями в области самооценки в зарубежной и отечественной психологии; раскрытие характеристик основных этапов формирования самооценки в онтогенезе индивида.

Основные выводы по курсовой работе:

В теоретических обзорах самооценки зарубежных и Российских исследователей прослеживается явное отличие: в понимании самооценки через «Я концепцию» в западной психологии, человек находится под влиянием окружающего и постоянно претерпевающего изменения мира; напротив дело обстоит в отечественной психологии, здесь во главе - уважение к себе, а результат- счастливая жизнь .

Рассмотренные этапы формирования самооценки являются переломными, справившись с самооцениванием мы закрепляемся в обществе, семье, успешны в личной жизни .В случае неудачи самопонимания происходит занижение границ понимания и личности в целом .

Список литературы

1. Братченко С.Л., Миронова М.Р. Личностный рост и его критерии // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 44.

. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных: Пер. с англ. - С. - Петербург: МФИН, 1992. - 717 с.

. Выготский, Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка // Психология личности /Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырей. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. - С. 161-165.

. Дерманова И.Б., Коростылева Л.А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 25.

. Джемс У. Личность // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - 288 с.

. Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии - М.: Издательство МГУ, 1982. - 128 с.

. Ильин, Е.П. Два типа людей: различия в самооценке и уровне притязаний [электронный ресурс] : статья-Режим доступа URL: #"justify">. Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту "Кто Я?" // Социальная идентификация личности. - Т. 2: Книга 1 / Ред. коллегия: В.А. Ядов (отв. ред.). - М.: Институт социологии РАН, 1994.

. Коростылева Л.А. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 8.

. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. - М.: Смысл, 1993. - С. 41.

. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., М.: Издательский центр Академия, 1999. - 456 с.

. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - 288 с.

. Никулина Т.А., Харламенкова Н.Е. Половозрастные различия в стремлении личности к утверждению и защите «Я» // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. - М.: Институт психологии РАН, 1997.

. Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. - М.: Издательство МГИК, 1994.

. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для высших педагогических учебных заведений - М.: Издательский центр Академия, 1998.- 500 с.

. Петанова. Е.И., Реан. А.А Психологическая энциклопедия/Психология подростка//Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. - 656 с.

. Раева В.М. Особенности Я-концепции несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. - М., 2000.

. Сафин В.Ф. Психология самоопределения личности: Учебное пособие Свердловск: СГПИ, 1986.

. Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: Издательство МГУ, 1989.

. Столин В.В. Самосознание личности - М.: Издательство МГУ, 1983. - С. 230.

. Филимоненко Ю.И. Жизненный путь: самореализация личности с опорой на подсознание // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А.А. Крылова, Л.А. Коростылевой. - СПб.: Издательство С. - Петербургского университета, 1997. - С. 72.

. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. - М.: Наука, 1989. - 455 с.

. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю.Б, Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Издательство МГУ, 1982. - С.97-105.

. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. С. 84-85.

. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. - С. 6-22.

. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996. - 340 с.

. Fingarette H. The Ego and mystic selflessness // Identity and anxiety: Survival of the person in mass society / Ed. by M.R. Stein et. al. - Glencoe (Ill.): The Free press, 1960. - Р. 563.

. Klapp O.E. Collective search for identity. - New-York: Holt, Rinehart and Winston, 1969. - Р. 185.

. McFall L. Integrity // Ethics and personality: Essays in moral psychology / Ed. by J. Deigh. - Chicago; London: The university of Chicago press, 1992. - P. 87-89.

. Schneiderman L. The psychology of social change. - New-York: Human sciences press, inc., 1988. - Р. 104-107.

. Schneiderman L. Repression, anxiety and the self // Identity and anxiety: Survival of the person in mass society / Ed. by M.R. Stein et. al. - Glencoe (Ill.): The Free press, 1960. - P. 160.

Похожие работы на - Формирование самооценки в онтогенезе психики человека

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!