Арт-терапия как средство коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста
АРТ-ТЕРАПИЯ
КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ
ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТ
.1 Психолого-педагогическая
характеристика тревожных детей
1.2 Методы арт-терапии в
коррекции тревожности у детей старшего дошкольного возраста
Выводы по первой главе
. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ АРТ-ТЕРАПИИ
.1 Психолого-диагностический
комплекс изучения тревожности
2.2 Программа коррекции
тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов арт-терапии
Выводы по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
По данным исследователей в области психологии,
можно говорить, что в последнее 10-летие увеличивается количество детей,
которые отличаются повышенным беспокойством и эмоциональной неустойчивостью,
вследствие чего проблема эмоциональных нарушений и своевременная ее коррекция,
становится актуальной [17, с. 26].
Тревожность имеет ярко выраженную возрастную
специфику, обнаруживающуюся в ее источниках, содержании, формах проявления
компенсации и защиты.
Решение проблемы тревожности относится к числу
острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед
необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности.
Большое значение в развитии тревожности имеет
адекватность развития личности ребенка. Известно, что при этом среда играет
предопределяющую роль, способствуя образованию системы отношений, центром
которых является самооценка, ценностные ориентации и направленность интересов и
предпочтений.
Г. М. Бреслав в своей книге описывает, что при
исследовании связи самооценки и уровня тревожности было выявлено, что тревожные
дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает
ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Тревожные дети очень
чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от
той деятельности, в которой испытывают затруднения [2, с. 66].
Методы арт-терапии являются ценным инструментом
в деятельности образовательных учреждений, особенно в работе с детьми
дошкольного возраста. Используемые формы и методы арт-терапевтической работы с
детьми разнообразны. Разные виды творческой активности могут оказывать важные
психопрофилактические, развивающие эффекты, снижают высокое эмоциональное
напряжение, детскую тревожность.
Вышесказанное определяет объект нашего
исследования.
Объект исследования: дети старшего дошкольного
возраста, испытывающие тревожность.
Предмет исследования: средства работы по
снижению тревожности.
Цель: составить программу снижения тревожности
детей дошкольного возраста, средствами арт-терапии.
Задачи:
1) изучить влияние тревожности на развитие
личности ребенка;
2) обобщить опыт работы педагогов-психологов
в данной проблеме;
) составить программу снижения
тревожности.
Гипотеза: предполагается, что тревожность детей
старшего дошкольного возраста можно снизить посредством методов арт-терапии:
изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, драмтерапии, вокалотерапии, фототерапии
и телесной терапии.
Научная новизна исследования состоит:
1) в систематизации методов, технологий и
упражнений, используемых педагогами и психологами РФ и РС (Я), направленных на
коррекцию тревожности детей старшего дошкольного возраста;
2) в составлении программы коррекции
тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством методов
арт-терапии.
Практическая значимость: составленная программа
может быть использована в качестве средства коррекции тревожности детей
старшего дошкольного возраста педагогами-психологами, воспитателями, дошкольных
учреждений и студентами при прохождении практики.
Методы исследования:
I. Теоретические: анализ, синтез,
обобщение.
II. Эмпирические:
1) изучение и анализ психолого-педагогической,
методической, научной литературы;
2) обобщение психолого-педагогического
опыта работы с тревожными детьми;
3) методика «Паровозик» (С. В. Велиева);
4) модификация теста детской тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр»;
) методика эмоционального состояния по
типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).
Структура курсовой работы состоит из введения,
двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 35 источника,
приложений.
.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
арт
терапия тревожность дети
1.1 Психолого-педагогическая характеристика
тревожных детей
Я. Л. Коломенский, Е. А. Панько, в своих работах
считают, что проявления тревожности в различных ситуациях не одинаковы. В одних
случаях люди склоны вести себя тревожно всегда и везде, в других они
обнаруживают свою тревожность лишь время от времени, в зависимости от
складывающихся обстоятельств [10, с. 68].
В психологической литературе можно встретить
разные определения этого понятия, хотя большинство исследований сходятся в
признании необходимости рассматривать его дифференцированно - как ситуативное
явление и как личностную характеристику с учетом переходного состояния и его
динамику.
Так А. М. Прихожан указывает, что тревожность -
это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как
эмоциональное состояние и как устойчивое свойство, черту личности или
темперамента [18, с. 84].
По определению А. В. Петровского, тревожность
это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом
возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных
различий. Тревожность обычно повышена при нервно-психических и тяжелых
соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия
психотравмы, у многих групп лиц с отклоняющимся субъективным проявлением
неблагополучия личности [16, с. 18].
Под тревожностью в психологии понимают
склонность человека переживать тревогу, т.е. эмоциональное состояние,
возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании
неблагополучного развития событий [20, с. 269].
Таким образом, понятием «тревожность» в
психологи обозначают, как состояние человека, которое характеризуется
повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей
отрицательную эмоциональную окраску.
В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык
чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при
помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т.д.
Одной из причин такого эмоционального состояния
ребенка может быть проявление повышенного уровня тревожности.
Усилению в ребенке тревожности могут
способствовать такие факторы, как завышенные требования со стороны родителей и
воспитателей, так как они вызывают ситуацию хронической неуспешности.
Сталкиваясь с постоянными расхождениями между своими реальными возможностями и
тем высоким уровнем достижений, которого ждут от него взрослые, ребенок
испытывает беспокойство, которое легко перерастает в тревожность. Еще один
фактор, способствующий формированию тревожности, - частые упреки, вызывающие
чувство вины. В этом случае ребенок постоянно боится оказаться виноватым перед
родителями. Часто причиной большого числа страхов у детей является и
сдержанность родителей в выражении чувств при наличии многочисленных
предостережений, опасностей и тревог. Излишняя строгость родителей также
способствует появлению страхов. Однако это происходит только в отношении
родителей того же пола, что и ребенок, т. е., чем больше запрещает мать дочери
или отец сыну, тем больше вероятность появления у них страхов. Часто, не
задумываясь, родители внушают детям страхи своими никогда не реализуемыми
угрозами [10, с. 254].
По мнению психолога М. Кузьминой существует
несколько причин тревожности, кроющихся в семье:
- традиционализм отношений в семье. В этих семьях
взаимоотношения с ребенком построены по принципу «должен» и «обязан»;
- открытые посылы и прямые угрозы. Обычно
в подобных семьях ребенку говорят: «Сейчас же иди...» или «Если ты не пойдешь в
детский сад, то я...»;
- недоверие ребенку. Многие родители
проверяют карманы у детей, заглядывают в «потайные» места. Ребенку указывают, с
кем дружить;
- отдаленность родителей. Многие
родители ходят в гости, театр или ездят отдыхать без детей. Ребенок ощущает
себя брошенным, ему не с кем поговорить о своих проблемах и тревогах. У таких
детей появляется страх одиночества;
- отсутствие привязанности внутри
семьи. Это семьи, где каждый имеет свою частную жизнь;
- негативное отношение к престарелым.
В некоторых семьях старики становятся излишней обузой, на них выросшие дети
срывают накопившееся зло. Старики и маленькие дети психологически близки друг к
другу и нередко объединяются в негласный союз;
- тревожность ребенка может вызываться
и особенностями взаимодействия педагога с ребенком, превалированием
авторитарного стиля общения или непоследовательности требований и оценок;
- тревожность ребенка вызывает и
непоследовательный воспитатель тем, что не дает ему возможности прогнозировать
собственное поведение. Постоянная изменчивость требований воспитателя,
зависимость его поведения от настроения, эмоциональная лабильность влекут за
собой растерянность у ребенка, невозможность решить, как ему следует поступить
в том или ином случае;
- тревожность возникает в ситуациях
соперничества, конкуренции. Ребенок, попадая в ситуацию соперничества, будет
стремиться быть первым, любой ценой достигнуть самых высоких результатов;
- ситуация повышенной ответственности.
Когда ребенок попадает в нее, его тревога обусловлена страхом не оправдать
надежду, ожиданий взрослого и быть им отвергнутым [6, с. 24].
А. И. Захаров, утверждает, у детей старшего
дошкольного и младшего школьного возраста тревожность еще не является
устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении
соответствующих психолого-педагогических мероприятий, а также можно существенно
снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут
соблюдать нужные рекомендации [4, с. 88].
Анализ психолого-педагогической литературы
позволяет сделать следующие выводы:
1. Понятием «тревожность» в психологии
обозначают, как состояние человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную
эмоциональную окраску, не является устойчивой чертой характера, обратима при
проведении соответствующих мероприятий. Признаками тревожности является,
неуверенность в себе, робость, несамостоятельность, агрессия направленная на
других, одиночество, замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от
реальности.
2. Основными причинами возникновения
тревожности у детей является, завышенные требования со стороны взрослых, частые
упреки, излишняя строгость родителей, открытые посылы и частые угрозы,
недоверие ребенку, отдаленность родителей, отсутствие привязанности внутри
семьи, негативное отношение к престарелым, превалирование авторитарного стиля
общения или непоследовательности требований и оценок, у ребенка нет возможности
прогнозировать собственное поведение, ситуации соперничества, конкуренции,
повышенной ответственности.
1.2 Методы арт-терапии в коррекции тревожности у
детей старшего дошкольного возраста
Современное дошкольное образование постоянно
совершенствуется новейшими педагогическими методиками, направлениями и
технологиями, что позволяет изменять в лучшую сторону дидактические подходы к
процессу воспитания, развития и обучения личности.
Одним из ведущих направлений, используемых в
педагогической практике, считается арт-терапия для дошкольников.
Данный метод психологической коррекции
заключается в развитии и раскрытии личности ребенка с помощью художественной
деятельности и соединяет в себе педагогические, психологические и медицинские
знания.
Любое творческое занятие благотворно влияет
внутренний мир ребенка. Развитие происходит в деятельности, что лежит в основе
арт-терапевтического воздействия, состоящего из:
1) изотерапии - терапия изобразительным
творчеством, в первую очередь рисованием;
2) игротерапии - это психокоррекционное
использование игры, которое оказывает сильное влияние на развитие личности,
способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает
снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных
ситуациях общения, поскольку в процессе игры снимается опасность социально
значимых последствий;
) фототерапии - это терапия, основанная
на применении фотографии или слайдов для решения психологических проблем, а
также для развития и гармонизации личности;
) песочной терапии - психокоррекционный,
развивающий метод, направленный на разрешение личностных проблем, снятия
внутреннего напряжения, с использованием песка;
) сказкотерапии - метод, использующий
сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей,
расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром;
) музыкотерапии - это контролируемое
использование звуков и музыки в лечении и реабилитации клиентов, представляющее
собой деятельность, включающую: воспроизведение, фантазирование, импровизацию с
помощью человеческого голоса и выбранных музыкальных инструментов или
прослушивание специально подобранных музыкальных произведений;
) танцевальной терапии - это
психотерапевтическое использование танца и движения как процесса,
способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности [7,
с. 60, 100, 115, 134, 148, 184, 246];
) цветотерапии - это немедикаментозный
метод лечения, основанный на том, что каждая из биологически активных зон
организма реагирует на один из цветов: воздействие цветом происходит на орган
зрения, а через него и через зрительный анализатор - на нервную систему и др.
[21, с. 25].
Главными задачами, которые эффективно решает
арт-терапия для дошкольников, являются:
- развитие познавательно-речевой активности,
коррекция поведения;
- гармонизация эмоционального
состояния детей;
- расширение кругозора через
приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись,
скульптура, фотография);
- раскрытие творческого потенциала;
- развитие оригинальности мышления;
- улучшение внимания и памяти;
- формирование активной жизненной
позиции;
- повышение самооценки;
- развитие коммуникативных
способностей.
Арт-терапия не требует художественных навыков
или способностей к изобразительному искусству, поэтому каждый ребенок может
участвовать в этой работе. Рисунки и поделки отражают мысли и настроение детей
и позволяют диагностировать психологические отклонения в развитии (неврозы,
стресс).
На занятиях ребенок свободно проявляет свою
фантазию. Использование подручного материала (глина, гуашь, нитки, макароны,
камни и песок) развивает мелкую моторику.
Уроки музыки, пения и танцев помогают ему уже за
несколько занятий снять напряжение, избавиться от негативных эмоций, преодолеть
свои глубинные страхи (боязнь воды, собак, темноты и насекомых).
В ходе учебного процесса дошкольник учится
общению со сверстниками и приобретает веру в себя, получает новые знания об
окружающем мире.
Занятия проводятся профессиональными педагогами
(психолог, логопед) в развлекательной форме, что позволяет заинтересовать
пассивных детей и сделать их активными участниками процесса, а не просто
слушателями. С помощью игр и специальных упражнений выявляются и развиваются
скрытые умения, вызывающие у детей положительные эмоции и чувство
удовлетворения от результатов своего творчества.
Важное преимущество арт-терапии состоит в том,
что ее применение возможно как при посещении детских учебных центров, так и в
домашних условиях. Особенно это имеет большое значение для детей с ограниченными
возможностями.
Совместная деятельность взрослых и детей
помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы для их
решения.
Участие родителей в домашних спектаклях,
тематических играх не только развлекает дошкольника, но и оказывает на него
благоприятное психотерапевтическое воздействие.
Анализ методической литературы позволил выявить
следующие методы и технологии арт-терапии, которые наиболее активно
используются в воспитательном процессе педагогами РФ и РС (Я).
Методы:
1) изотерапия (Шестакова Елена Юрьевна, г.
Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Могилева Ирина Евгеньевна, г.
Москва; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г.
Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь Александровна,
г. Пущино; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ганюшкина Ольга Анатольевна, г.
Саратов; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова
Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри);
) игротерапия (Лехнер Нина Александровна,
Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова Любовь
Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева
Светлана Валерьевна, г. Самара; Даньшина Любовь Александровна, г. Пущино;
Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А.,
Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г. Нерюнгри);
) цветотерапия (Могилева Ирина Евгеньевна,
г. Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс);
4) фототерапия (Могилева Ирина Евгеньевна,
г. Москва; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ахмедова С. А., г.
Нерюнгри);
) песочная терапия (Калетина Елена
Валентиновна, г. Ижевск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова
Наталия Викторовна, г. Маркс; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов;
Ганюшкина Ольга Анатольевна, г. Саратов; Онищенко Е. А., г. Нерюнгри);
) сказкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна,
г. Норильск; Калетина Елена Валентиновна, г. Ижевск; Лехнер Нина Александровна,
Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Морозова Наталия
Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик Татьяна
Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск; Ахмедова С. А., г.
Нерюнгри; Колесникова Е. А., Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри; Казакова И. В., г.
Нерюнгри);
) драмтерапия (Шестакова Елена Юрьевна,
г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Морозова Наталия
Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Ярославцева
Любовь, г. Томск);
) музыкотерапия (Шестакова Елена Юрьевна,
г. Норильск; Барко Галина Ивановна, г. Ачинск; Орлова Любовь Владимировна, г.
Москва; Морозова Наталия Викторовна, г. Маркс; Салеева Светлана Валерьевна, г.
Самара; Гудзик Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Даньшина Любовь
Александровна, г. Пущино; Ахмедова С. А., г. Нерюнгри; Колесникова Е. А.,
Какаулина Н. Э., г. Нерюнгри;);
) танцевальная терапия (Шестакова Елена
Юрьевна, г. Норильск; Орлова Любовь Владимировна, г. Москва; Гудзик Татьяна
Владимировна, г. Ломоносов);
) телесная терапия (Лехнер Нина
Александровна, Маслова Оксана Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, г. Омск; Орлова
Любовь Владимировна, г. Москва; Салеева Светлана Валерьевна, г. Самара; Гудзик
Татьяна Владимировна, г. Ломоносов; Ярославцева Любовь, г. Томск).
Рассмотрим опыт работы специалистов, более
подробно.
Шестакова Елена Юрьевна, воспитатель, МБДОУ №
83, г. Норильск, в своей работе «Проблема тревожности и страхов у детей
дошкольного возраста», использовала такие методы арт-терапии как, драмтерапия,
музыкотерапия, танцедвигательная терапия. Считает, что для успешного снижения тревожности
детей необходимо использовать формы воздействия, которые основаны на игровой
деятельности и приемах изобразительной, музыкальной, драматически-ролевой и
художественной экспрессии [34].
Елена Юрьевна, полагает, что программы
арт-терапевтической коррекции эмоциональных расстройств у детей могут быть
основаны на использовании разных форм творческого самовыражения в первую
очередь, изотерапией, которая дополняется музыкотерапией, элементами
сказкотерапии. В коррекционной программе присутствует метод изотерапии.
Калетина Елена Валентиновна, педагог-психолог,
МОУ «Прогимназия № 159 для детей дошкольного и младшего школьного возраста», г.
Ижевск. В своей работе «Коррекция эмоциональной сферы и отклонений в поведении
методом песочной терапии», считает, что, этот вид терапии используется при
сильнейших эмоциональных нагрузках. Через свои ощущения, через прикосновения
рук к песку, человек ощущает покой и одновременно огромные возможности [28].
Автор подчеркивает, что песочная терапия
используется как, терапевтическим, так и диагностическим методом. Для детей -
это способ рассказать о своих тревогах, страхах и переживаниях, преодолеть
эмоциональное напряжение. В отличие от взрослого, ребенок не всегда может
выразить внутреннее беспокойство. Вследствие чего, могут возникать трудности в
жизни ребенка. Песочная терапия дает ему возможность не только перенести свои
переживания и взглянуть на них со стороны, но и научиться успешно с ними
взаимодействовать.
Метод подходит для детей тревожных и мнительных,
испытывающих страх перед поставленной задачей; подходит для детей с
неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые
ситуации.
В песочной терапии, Елена Валентиновна,
использует следующие формы работы: сказкотерапевтический подход; психодиагностика
в песочнице; работа в паре; групповая работа.
Лехнер Нина Александровна, Маслова Оксана
Ивановна, Шутенко Елена Юрьевна, педагоги-психологи, МДОУ «Детский сад № 94»;
МОУ «Центр развития ребенка - детский сад № 355»; МДОУ «Детский сад №275 общеразвивающего
вида», г. Омск, разработали «Программу психолого-педагогического сопровождения
тревожных детей дошкольного возраста» [29].
Авторы в данной программе использовали методы
арт-терапии: сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия; приемы: релаксация,
концентрация внимания, функциональная музыка.
Целью коррекционной программы является:
коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках
психолого-педагогического сопровождения.
Предполагают, что создание и внедрение
практико-ориентированной программы психолого-педагогического сопровождения
служит гуманизацией педагогического процесса и методов воспитания детей.
Барко Галина Ивановна, педагог-психолог, МБДОУ №
50, г. Ачинск, Красноярский край. В своей работе предоставила совместное
детско-родительское занятие «Гармонизация детско-родительских отношений методом
арт-терапии» (авторская методика) [23].
В предложенном занятии, Галина Ивановна,
использовала музыкотерапию и изотерапию.
Психолог считает, что проводя занятие, можно
использовать полученный материал как возможность дополнительной диагностики.
Часто в процессе рисования подтверждается состояние дисгармоничных связей или
передается атмосфера гармоничных отношений в семье.
Могилева Ирина Евгеньевна, педагог-психолог, ГОУ
СОШ «Школа здоровья» №659, г. Москва. В своей работе «Применение арт-терапии в
работе с детьми», считает, что применение арт-терапии в работе с детьми весьма
актуально. Во-первых, это достаточно простой путь для налаживания контакта с
детьми с помощью красок, глины, сказок, музыки - того, чем так нравится
заниматься большинству детей. Во-вторых, дети в силу возраста еще не знают, как
понять то, что происходит внутри них, не умеют осознавать и формулировать
собственные проблемы. Тогда им предлагается простой способ выразить все, что
они хотят, с помощью красок, глины, песка и др. Рисование позволяет ребенку
выразить то, что он знает, чувствует, но не может высказать и сформулировать
словами [30].
В своей работе, автор, считает что, часто
использованным методом работы с дошкольниками является изотерапия с элементами
фототерапии. В занятии использовала: цветотерапию, изотерапию и фототерапию.
Орлова Любовь Владимировна, учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №55, г. Москва. В своей работе «Арт-терапия в коррекции детских
страхов», считает что, применение арт-терапевтических методов незаменимы в
случаях эмоциональных нарушений (страх, тревожность) и коммуникативной
некомпетентности. В случае трудностей общения - замкнутости, низкой
заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности -
арт-терапевтические занятия позволяют объединить детей в группу (при сохранении
индивидуального характера их деятельности) и облегчить процесс их коммуникации,
опосредовать ее общим творческим процессом и его продуктами [32].
В своих занятиях, педагог, использует следующие
методы арт-терапии: музыкотерапию, песочную терапию, изотерапию, драмтерапию,
телесную терапию, танцевальную терапию, игротерапию. В изотерапии использовала
такие техники как «Каракули», «каракули Винникотта», «каракули тела», «закрытые
глаза», «автографы», «эстафета линий»; упражнения «Рисование в пространстве»,
«прогулка по пространству тетрадного листа», рисование по опорным точкам и
графические упражнения. Эти техники и упражнения позволяют снизить контроль со
стороны сознания в процессе рисования, раскрепостить ребенка, настраивая его на
художественно-продуктивную деятельность.
Морозова Наталия Викторовна, педагог-психолог,
МОУ Прогимназия для детей дошкольного и младшего школьного возраста, г. Маркс.
В своей работе «Арт-терапия в работе педагога-психолога», считает, что
дошкольное образование в России, на современном этапе, ориентировано не только
на обеспечение познавательного развития ребенка, но и на становление базовых
свойств его личности: самооценки, эмоциональной сферы, нравственных ценностей,
смыслов и установок, а также социально психологических особенностей в системе
отношений с другими людьми. Смыслом работы педагога-психолога видит в оказании
поддержки в развитие личности ребенка, развитии его индивидуальных способностей,
самовыражения и самопознания [31].
Автор, считает, что арт-терапия - один из самых
«мягких» и в то же время глубоких методов в арсенале своей работы. Через
арт-техники развиваются ассоциативно-образное мышление, а также заблокированные
или слаборазвитые системы восприятия. Арт-терапия ресурсная, так как находится
вне повседневных стереотипов, а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет
уверенности детям в своих силах. Чем лучше ребенок, а в последствии взрослый
человек, умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой
личностью.
Наталия Викторовна, предоставила методы и
упражнения, которые использует на занятиях с детьми: музыкотерапия,
цветотерапия, игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, песочная терапия. В
методике рисования песком использует следующие упражнения: свободные движения
по песку сверху вниз, слева направо; правильно брать песок, открывать и
закрывать ладошку, просто сыпать песок через кулачок; «Трудная дорога»;
«Опасный поворот»; «Молния»; «Чудовище на острове»; «Следы на песке»; «Радуга»;
«Грустное дерево»; «Легкий ветерок»; рисунки на свободные темы, на заданную
тему «добро и зло», «страх» и др.; рисование портретов (друга, себя, родителей
и т.д.; моделирование бытовых сцен; создание композиций «шторм», «взрыв».
Встречи с детьми, совместная работа с
воспитателями постепенно приносят свои плоды и дают ожидаемые результаты:
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие моторных способностей
детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические
функции;
- снижение эмоциональной тревожности;
- повышение самооценки;
- развитие самосознания;
- осознание внутренних ресурсов
- улучшение детско-родительских
отношений;
- закрепление положительных
поведенческих реакций
- позитивные изменения в
психологическом состоянии детей, и образе Я.
В коррекционных занятиях «Сотворение мира» и
«Волшебные краски», использует сказкотерапию, музыкотерапию, изотерапию.
Салеева Светлана Валерьевна, педагог-психолог,
учитель-логопед, МБДОУ детский сад №153, г. Самара. В своей работе с тревожными
детьми, считает, что в категорию тревожных детей входят дети, которые чувствуют
дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за
исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны
ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и
опасения, частью реальные, а частью вымышленные [33].
Основная трудность работы с такими детьми
заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Поэтому
необходимо как можно раньше обращать внимание на детей с проявлениями
тревожности, пока эти качества еще не сформировались окончательно, а дети не
овладели умением оставаться невидимками для взрослых. Только тогда грамотное
воздействие педагога-психолога детского сада в тесном контакте с педагогами
групп, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре ДОУ и
родителями ребенка может дать значительный положительный эффект.
В целях снятия тревожности как качества
личности, снижения уровня мышечной зажатости, для нахождения контакта с детьми,
мной была разработана программа «Эмоционального развития детей дошкольного
возраста».
Для осуществления программы, автор, использовала
следующие этапы:
- проведение диагностики уровня тревожности в
средних группах МДОУ;
- воспитателям, педагогам, родителям
выдаются рекомендации «Тревожный ребенок в группе», «Как помочь тревожному
ребенку на занятиях по физкультуре и музыке»;
- индивидуальное консультирование
родителей по результатам диагностики; рекомендации «Поможем ребенку справиться
с тревожностью»;
- формирование групп для проведения
занятий по программе;
- проведение занятий;
- повторная психологическая
диагностика детей с целью отслеживания динамики их развития и результативности
занятий;
- консультирование педагогов и
родителей по результатам диагностики.
Психолог, использовала такие методы арт-терапии,
как сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, драмтерапия, телесная терапия.
Гудзик Татьяна Владимировна, педагог-психолог,
ГБДОУ детский сад №14 комбинированного вида, г. Ломоносов. В своей работе
«Использование методов арт-терапии в работе с детьми старшего дошкольного
возраста», считает, что арт-терапия в практике педагога-психолога дошкольного
образовательного учреждения обоснована присущими ему функциями: воспитательной,
развивающей, коррекционной, психотерапевтической, диагностической. Арт-терапия
имеет широкие возможности в развивающей и коррекционной работе с
детьми-дошкольниками. Позволяет развивать коммуникативные навыки ребенка
способность к сотрудничеству со сверстниками [25].
На ее взгляд, проведение интегрированных
коррекционно-развивающих занятий, в которых сочетаются музыкотерапия,
фототерапия, техники телесно-ориентированной арт-терапии и др. наиболее
эффективно, так как у ребенка появляется возможность реализовать свои
творческие способности и фантазию, обогащается словарь детей, а главное -
развиваются коммуникативные умения.
Арт-терапевтические методы и упражнения, которые
использовала автор:
- изотерапия «Имя», «Прекрасный сад», «Рисуем на
спине», «Волшебные краски», «Каракули», «Воображаемый зверь», «Мое настроение»,
«Создай маску»;
- песочная терапия;
- фототерапия;
- телесная терапия «Импульс»,
«Разговор с руками», «Дождь в лесу», «Путешествие на облаке»;
- музыкотерапия «Танцы для пальцев»,
«Оркестр», «Ритм»;
- сказкотерапия «Сказка по кругу»;
- танцевальная терапия «Сочини свой
танец», «Ритмичное эхо», «Свободный танец», «Танцы для масок», «Волшебный лес».
Даньшина Любовь Александровна, воспитатель, МДОУ
КВ д\с №6 «Незабудка», г. Пущино. В своей работе мастер-класс для педагогов с
элементами арт-терапии «Методы и приемы развития творческих способностей
дошкольников», считает, что арт-педагогика имеет мощный потенциал, актуализация
которого позволяет кардинально менять дидактические подходы к процессу
обучения, воспитания, развития личности, организации и реализации совместной
интеллектуальной и эмоционально-художественной деятельности педагога и
воспитанника. Использование средств арт-педагогики дает возможность неформально
реализовывать процесс интеграции научных и практических знаний, умений, навыков
в разных видах деятельности (речевой, познавательной, двигательной,
художественно - эстетической и т.д.) [26].
Автор, использовала следующие
арт-терапевтические методы: изотерапия, музыкотерапия, игротерапия.
Ярославцева Любовь, педагог-психолог, г. Томск.
В своей работе «Психокоррекционные занятия с тревожными детьми младшего
школьного возраста» считает, что тревожный ребенок постоянно находится в
подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром. Мир
воспринимается как враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера,
эта черта приводит к формированию заниженной самооценки. Такой человек,
терзаемый постоянными сомнениями, не способен на серьезные жизненные достижения
и, как следствие, социально дезадаптивен. Данная проблема настолько актуальна,
что требует своего скорейшего разрешения, так как в противном случае вполне
может привести к формированию поколения неуверенных, тревожных, абсолютно неспособных
адаптироваться в жизни людей [35].
Автор, полагает, что сочетание
арт-терапевтических методик и методик оригами с основными процедурами
психодрамы, дает ребенку возможность не только воплотить свои творческие
фантазии, но и прожить их - «проиграть в реальности», а также развить
креативное мышление, мелкую моторику, память, логическое мышление.
Исходя из вышеперечисленного, психолог,
использует, такие методы арт-терапии как сказкотерапия, драмтерапия, телесная
терапия, изотерапия.
Зайцева Наталья Анатольевна, педагог-психолог,
«Тотемский центр психолого-медико социального сопровождения» ГОУ, г. Тотьма. В
своей программе «Коррекция страхов и тревожности у детей дошкольного и младшего
школьного возраста», считает, что нарушениям психологического здоровья
соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к
существенному снижению внимания, в особенности произвольного. У детей с
защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную
двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Учащиеся с
наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в состоянии
постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение
работоспособности. У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными
страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски, на контрольных.
Учащиеся с демонстративной агрессивностью вырабатывают стереотип поведения,
направленный на получение негативного внимания [27].
Созданная автором программа ориентирована на
коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. Данная программа
полностью направлена на работу с различными страхами, возникающими у детей
дошкольного и школьного возраста.
Используемые арт-терапевтические методы:
музыкотерапия, игротерапия, телесная терапия, сказкотерапия, фототерапия.
Ганюшкина Ольга Анатольевна, педагог-психолог,
МОУ «СОШ № 11» г. Саратова. В своей коррекционно - развивающей программе по
арт-терапии «Цветной мир» для 1-4 классов, считает, что сталкиваясь с
трудностями, пусть даже мнимыми, дети реагируют привычным для них образом. Как
правило, психологу приходится иметь дело с детьми, которые на препятствия
реагируют разными формами защиты. Наличие трудностей любого плана - учебных,
коммуникативных, эмоциональных, семейных, перед которыми ребенок чувствует себя
слабым и незащищенным, когда-то спровоцировало появление проблем, с которыми
внимательные родители впоследствии обратились к детскому психологу. Арт-терапия
предполагает создание безопасных условий, способствующих самовыражению и
спонтанной активности, вызывает новые способы активности и помогает их
закрепить [24].
В программе использованы методы арт-терапии:
изотерапия и песочная терапия.
Арт-терапевтические техники и упражнения,
которые используются в программе: «Марания», «Штриховка, каракули»,
«Монотипия», «Фроттаж», «Рисование пальцами», «Рисование сухими листьями»,
«Рисование предметами окружающего пространства», «Трехмерные изображения из
газет» (изотерапия); «Здравствуй, песок», «Песочный дождик», «Песочный ветер»,
«Необыкновенные следы», «Узоры на песке», «Песочный круг», «Песочные прятки»
(песочная терапия).
С. А. Ахмедова, студентка, Технический институт
(филиал) ФГАОУ ВПО «СВФУ», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение
агрессивности младших школьников средствами арт-терапии», считает, что одним из
эффективных методов работы с агрессивными детьми, является метод арт-терапии.
Автор, провела анализ психолого-педагогического опыта специалистов РФ и РС (Я),
где отображено, какие методы арт-терапии используют в своей деятельности.
Изотерапия, музыкотерапия, имаготерапия, кинезитерапия способствуют
благоприятному воздействию на эмоциональное состояние детей, устранению
страхов, агрессии и тревожности [1].
С. А. Ахмедова, в своем опыте работы разработала
программу арт-кружка «Радуга», которая направлена на снижение и профилактику
агрессивности младших школьников посредством методов арт-терапии. В занятиях
используются различные методы арт-терапии, такие как: изотерапия,
сказкотерапия, музыкотерапия, куклотерапия и игротерапия.
Е. А. Онищенко, студентка, Технического
института (филиала) ГОУ ВПО «Якутский государственный университет имени М.К.
Аммосова», г. Нерюнгри. В своей работе «Профилактика и снижение тревожности
младших школьников с использованием элементов арт-терапии», полагает, что
методы профилактики и снижения тревожности младших школьников на разнообразны.
Наиболее оптимальным и продуктивным, является метод арт-терапии [14].
В своем опыте работы, автор, разработала систему
работы с тревожностью младших школьников с использованием элементов
арт-терапии. Основные методы арт-терапии, которые использовались на занятиях:
изотерапия, игротерапия, песочная терапия и техника оригами.
И. В. Казакова, воспитатель, ДОУ «Снегири», г.
Нерюнгри. В своей работе «Сказкотерапия - как средство развития творческих
способностей, совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром
детей дошкольного возраста», считает, что через сказку можно узнать о
переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать с
взрослыми. В детском дошкольном учреждении сказкотерапия приобретает
актуальность, потому что, напрямую связанна с игротерапией [5].
Автор, полагает, что использование
сказкотерапевтических технологий дает возможность помочь детям в их проблемах,
восстановить их эмоциональное равновесие, установить имеющиеся нарушения в
поведении.
Е. А. Колесникова, Н. Э. Какаулина.,
воспитатели, МБС (К) ОУСКНШДС№2, г. Нерюнгри. В своей программе «Использование
технологии «Арт-терапия» в коррекции детско-родительских отношений»», считают,
что в дошкольном возрасте у ребенка развивается самосознание, формируется
самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, их соподчинение. И именно
в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности
ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также
детско-родительских отношений. Их нарушение влечет за собой значительные
неблагоприятные последствия, т.к. многие родители не знают эмоциональных
потребностей своих детей с ограниченными возможностями здоровья и не обладают
необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с ними на эмоциональном
уровне. Поэтому, авторы разработали данную программу. В программе
использовались следующие методы арт-терапии: сказкотерапия, музыкотерапия,
изотерапия и игротерапия [9].
Проведя сравнительный анализ детско-родительских
отношений, на заключительном этапе, выявили что, высокий уровень развития
детско-родительских отношений увеличился на 14%, средний остался на том же
уровне 46%, а низкий снизился на 15%. Таким образом, полученные результаты в
ходе исследования подтверждают, что разработанная ими программа способствовала
положительному развитию отношений партнерства и сотрудничества родителей с
ребенком.
Выводы по первой главе
1. Проведя анализ психолого-педагогической
литературы по данной проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте
тревожность это состояние человека, которое характеризуется повышенной
склонностью к переживаниям, не является устойчивой чертой, обратима при
проведении соответствующих мероприятий.
. Проведенный нами анализ
психолого-педагогического опыта педагогов РФ и РС (Я) позволил нам рассмотреть
методы и техники арт-терапии, применяемые в коррекции тревожности у детей
старшего дошкольного возраста. Такие методы арт-терапии, как сказкотерапия,
изотерапия, игротерапия, фототерапия, драмтерапия и вокалотерапия позволяют
снижать психо-мышечное напряжение, развивать умения решать проблемные ситуации
и повышать эмоциональную самооценку ребенка.
.
ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА В ДОУ ПО КОРРЕКЦИИ ТРЕВОЖНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ
АРТ-ТЕРАПИИ
.1 Психолого-диагностический комплекс изучения
тревожности
В соответствии с целями нашего исследования,
нами были подобранны следующие методы изучения тревожности:
1) методика «Паровозик» (С. В. Велиева) [2, с.
92];
2) модификация теста детской тревожности
(Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» [19];
) методика эмоционального состояния по
типу сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) [2, с. 77].
1) Методика «Паровозик» (С. В. Велиева)
(ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
Цель: направлена на определение степени
позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния. Применяется
индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: белый паровозик и 8
разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый,
коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотри все вагончики. Давай
построим необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым
красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивый, и т.д.».
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все
вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок, тем чаще повторяется инструкция,
одновременно обводятся рукой оставшиеся вагончики.
Фиксируются: позиция цвета вагончиков;
высказывания ребенка в протоколе.
2) Модификация теста детской тревожности (Р.
Тэммл,М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр» (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
Цель: изучение степени позитивного или
негативного эмоционального состояния детей с 4-х до 8 лет.
Инструкция: «Представь, что ты - мальчик
(девочка), изображенный на рисунке. Какое у тебя будет лицо в данной ситуации?»
Фиксируется содержание картинки и выбранная
пиктограмма в протоколе.
Как правило, наибольший уровень тревожности
проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с
младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное
нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках,
моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем»,
«Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях,
моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в
одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
3) Методика эмоционального состояния по типу
сдвига цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева) (ПРИЛОЖЕНИЕ 3)
Цель: оценка эмоционального состояния ребенка
через изменение сдвига чувствительности по трем цветам.
Инструкция при первом предъявлении: «Посмотри
внимательно. Перед тобой лежат три карточки разного цвета - красная, синяя,
зеленая. Выбери из них ту, которая тебе больше всего нравится».
Инструкция, когда выбор ребенком сделан: «А,
теперь, какую карточку по цвету выберешь?». Третья карточка, также фиксируется
в протоколе.
При предъявлении карточек в середине и в конце
общения инструкция не меняется. По результатам обследования заполняется
протокол на каждого ребенка. В протоколе обследования фиксируется три варианта
сдвига цветов и проводится анализ устойчивости психического состояния ребенка.
.2.
Программа коррекции тревожности детей старшего дошкольного возраста посредством
методов арт-терапии
Данная программа направлена на снижение
тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Одной из актуальных проблем является снижение
уровня тревожности у дошкольников, так как высокая тревожность оказывает
отрицательное, дезорганизующее влияние на результаты любой деятельности
дошкольников. Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро
реагируют на них. Дети с нормальным уровнем тревожности адекватно реагируют на
успех и неудачу в своей деятельности. Ребенок, не испытывающий тревоги и
беспокойства, будет значительно меньше зависеть от других людей, от их
расположения и заботы, что будет способствовать его психологическому здоровью.
Цель данной программы - снижение уровня
тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения.
Задачи:
1. Снижение психо-мышечного напряжения.
2. Способствовать развитию умений решать
проблемные ситуации.
. Повышение самооценки.
Принципы психолого-педагогической коррекции
(Осипова А. А.).
1. Принцип единства коррекции и развития.
Решение о необходимости коррекционной работы принимается на основе
психолого-педагогического анализа внутренних и внешних условий развития
ребенка.
2. Принцип единства возрастного и
индивидуального в развитии. Индивидуальный подход к ребенку в контексте его
возрастного развития.
. Принцип единства диагностики и
коррекции развития. Задачи коррекционной работы могут быть поняты и поставлены
только на основе полной диагностики и оценки ближайшего вероятностного прогноза
развития, который определяется исходя из зоны ближайшего развития ребенка.
. Деятельностный принцип осуществления
коррекции. Этот принцип определяет выбор средств, путей и способов достижения
поставленной цели.
. Принцип подхода в коррекционной работе
к каждому ребенку как к одаренному. Мобилизация движущих сил развития
происходит у ребенка тогда, когда он чувствует, что взрослый верит в него,
доверяет ему, включает его в решение все более и более трудных задач и проблем.
. Принцип безусловного принятия ребенка
со стороны психолога, педагога.
. Принцип демократизма в общении
взрослого и ребенка, соблюдение равноправия на фоне общего безусловного
принятия.
. Принцип поощрения (и проявление этого
психологического поощрения) достижений ребенка в плане обретения творческой
самостоятельности и продуктивности.
. Принцип символического отреагирования
детских проблем, вызывающих тревогу и страхи, и превращение их в объект
творческой проработки [11, с. 9].
Методы, используемые в программе: драмтерапия,
вокалотерапия, изотерапия, сказкотерапия, фототерапия, игротерапия, телесная
терапия.
Форма работы: групповая; продолжительность 30
минут. Контингент - дети старшего дошкольного возраста.
Ожидаемый результат: по окончанию программы, дети
будут более раскованными, открытыми в коммуникативных контактах, уметь
принимать самостоятельно решения, более активны в социальных контактах за
пределами близкого окружения.
Структура занятий:
- 1 этап: диагностический (начало исследования);
- 2 этап: коррекционно-развивающий;
- 3 этап: диагностический (конец
исследования).
Программа включает в себя 20 занятий. Занятия
проводится два раза в неделю, продолжительностью 30 минут, на протяжении 2,5
месяцев.
Календарно-тематический план
№
п/п
|
Тема
занятия
|
Методы
арт-терапии / техники, упражнения
|
Количество
часов
|
Дата
|
1.
|
Здравствуйте,
это я
|
-
драмтерапия
«Подари подарок другу»; - вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Качели»; - беседа
«Что я люблю?»; - изотерапия
«Художники-натуралисты».
|
30
минут
|
|
2.
|
Мое
имя
|
-
драмтерапия
«Подари подарок другу»; - вокалотерапия
«Доброе утро»; - беседа
«Мое имя»; - изотерапия
«Рисование самого себя»; - телесная
терапия «Доверяющее падение».
|
30
минут
|
|
3.
|
Будь
смелым
|
-
драмтерапия
«Подари подарок другу»; - беседа:
«Будь смелым»; - телесная
терапия «Воздушный шарик»; - сказкотерапия
«Два брата»; - изотерапия
«Нарисуй любимого героя».
|
30
минут
|
|
4.
|
Поверь
в свои силы
|
-
драмтерапия
«Я дарю тебе»; - беседа
«Поверь в свои силы»; -
сказкотерапия
«Продолжи предложение»; - изотерапия
«Техника каракулей»; -
телесная
терапия «Горячие ладошки».
|
30
минут
|
|
5.
|
Настроение
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - драмтерапия
«Возьми и передай», «Превращения»; - телесная
терапия «Неваляшка»; -
изотерапия
«Мое настроение»; - сказкотерапия
«Моя сказка настроения».
|
30
минут
|
|
|
Настроение
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Росточек под солнышком», «Злые и добрые кошки», «Ласковый мелок»; - драмтерапия «На что похоже
мое настроение»; - изотерапия
«Угадай, что спрятано в крупе», «Автопортрет».
|
30
минут
|
|
|
6.
|
Волшебный
лес
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - сказкотерапия
«Небылицы в лесу»; -
беседа
«За что меня любят мама, папа и др.»; - изотерапия
«Коллаж волшебного леса»; - телесная
терапия «Доверяющее падение».
|
30
минут
|
|
|
7.
|
Сказочная
шкатулка
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Росточек под солнышком», «Горячие ладошки»; - сказкотерапия «Фея и ее
шкатулка», «Придумай веселый конец»; - изотерапия
«Волшебные зеркала».
|
30
минут
|
|
|
8.
|
Волшебники
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Путаница», «Волшебники», «Горячие ладошки»; - сказкотерапия «Волшебный
сон»; - изотерапия
«Рисование своего сна».
|
30
минут
|
|
|
9.
|
Солнце
в ладошке
|
-
драмтерапия
«Подари подарок другу», «Комплементы»; - вокалотерапия
«Доброе утро»; - сказкотерапия
«Не оконченные предложения», «Солнце-работяга»; - фототерапия «Солнышкин
день»; - изотерапия
«Солнышко в ладошке».
|
30
минут
|
|
|
10.
|
Верь
в себя
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - беседа
«Верь в себя»; - телесная
терапия «На море»; -
изотерапия
«Я и море», «Стройка».
|
30
минут
|
|
|
11.
|
Помоги
другим
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - сказкотерапия
«Дедушка и внучек»; -
фототерапия
«Тимуровцы»; - изотерапия
«Моя помощь».
|
30
минут
|
|
|
12.
|
Люби
себя таким, какой ты есть
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Винт», «Дружба», «Я очень хороший - ты очень хороший»; - изотерапия «Красивое имя
(контур)».
|
30
минут
|
|
|
13.
|
Уважай
и люби близких
|
-
драмтерапия
«Подари подарок»; - беседа
«Кто любит своих близких»; - телесная
терапия «Найди своего друга», «Небо»; - сказкотерапия
«В лесу»; - изотерапия
«Моя семья».
|
30
минут
|
|
|
|
Умей
справляться с трудностями
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - беседа
«Как вы справляетесь с трудностями»; - телесная
терапия «Волны», «Ручей»; - сказкотерапия
«На реке»; - игротерапия
«Разведчики» - изотерапия
«Ладошка».
|
30
минут
|
|
|
14.
|
Прими
решение
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - драматизация
«Комплементы»; - телесная
терапия «Доверительное падение»; - фототерапия
«Звериные чувства»; -
игротерапия
«Смелые ребята»
|
30
минут
|
|
|
15.
|
Прими
решение
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - драматизация
«Возьми и подари»; -
телесная
терапия «Ищем клад»; -
сказкотерапия
«Прими решение»; - игротерапия
«Смелые ребята».
|
30
минут
|
|
|
16.
|
Смелость,
города берет
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Горячие ладошки», «Небо»; - изотерапия
«Азбука смелости»; -
драмтерапия
«На полянке»; - сказкотерапия
«Сказка по кругу».
|
30
минут
|
|
|
17.
|
Самооценка
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - сказкотерапия
«Приятные воспоминания»; - беседа
«Самое-самое»; - телесная
терапия «Неваляшки».
|
30
минут
|
|
|
|
Итоговое
занятие
|
-
вокалотерапия
«Доброе утро»; - телесная
терапия «Что тебя привлекает в соседе», «Я очень хороший - ты очень хороший»,
«Доверительное подение»; - изотерапия
«Мое взрослое будущее»; - игротерапия
«Клеевой дождик», «Зайцы и слоны».
|
30
минут
|
|
|
|
Итого
|
|
10
часов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выводы по второй главе
1. Анализ психолого-педагогической,
методической литературы позволил нам составить психолого-диагностический
комплекс выявления уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста,
включающую в себя следующие методики: методика «Паровозик» (С. В. Велиева);
модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амэн) и методики
«Кинотеатр»; методика эмоционального состояния по типу сдвига цветовой чувствительности
(Э. Т. Дорофеева).
. Опираясь на практический опыт работы
педагогов-психологов с тревожными детьми, мы разработали программу
коррекционной работы, направленную на снижение тревожности посредством методов
арт-терапии. Среди изученных методов по снижению тревожности у детей старшего
дошкольного возраста, чаще всего используются такие методы арт-терапии как:
изотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия,
драмтерапия и телесная терапия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, тревожные дети могут не
пользоваться всеобщим признанием в группе, но и не оказываются в изоляции, они
чаще входят в число наименее популярных, так как очень часто такие дети крайне
неуверенные в себе, замкнутые, малообщительные, или наоборот, слишком
общительные, назойливые. Причиной непопулярности иногда является их
безынициативность из-за неуверенности в себе, поэтому эти дети скорее не могут
быть лидерами в межличностных взаимоотношениях. Результатом безынициативности
тревожных детей является и то, что у других детей появляется стремление
доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного
ребенка, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения,
усиливается неуверенность в себе, агрессия направленная на других, одиночество,
замкнутость, малоактивность, фантазии отходящие от реальности.
Причин возникновения тревожности у детей
старшего дошкольного возраста много, перечислим некоторые из них: завышение
требований со стороны взрослых, упреки, частые угрозы, недоверие ребенку,
отдаленность родителей.
В психолого-педагогической литературе по данной
проблеме, мы выяснили что, в психологическом аспекте тревожность это состояние
человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, не
является устойчивой чертой, обратима при проведении соответствующих
мероприятий.
На основе анализа психолого-педагогического
опыта работников образования РФ и РС (Я) нами было выявлено, что наиболее
эффективными методами арт-терапии, которые способствуют снижению тревожности
детей старшего дошкольного возраста являются: изотерапия, музыкотерапия,
сказкотерапия, игротерапия, песочная терапия, драмтерапия и телесная терапия.
Использование этих методов помогают дошкольнику избавится от тревоги,
эмоционально и личностно познавать себя и других людей; способствует познанию
окружающего мира; помогают реализовать свои способности, умение
активизироваться, расслабляться; выражать свои эмоции и чувства.
Опираясь на опыт работы специалистов по данной
проблеме, мы разработали программу коррекционной работы, направленную на
снижение тревожности посредством методов арт-терапии. Среди изученных методов
по снижению тревожности у детей старшего дошкольного возраста, мы используем
следующие методы арт-терапии: изотерапия, вокалотерапия, сказкотерапия, игротерапия,
драмтерапия, фототерапия.
Более продолжительная коррекционная работа по
снижению тревожности приведет к тому, что уровень проявлений тревоги снизится
до минимума.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахмедова
С. А. Профилактика и снижение агрессивности младших школьников средствами
арт-терапии // Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции
молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященной 20-летию ТИ (ф) ФГАОУ ВПО
«СВФУ» (5 - 7 апреля 2012г.). - Нерюнгри, 2012. - С. 12-14.
2. Бреслав
Г. М. Эмоциональная особенность формирования личности в детстве: норма и
отклонение. - М. : Педагогика, 1998. - 180 с.
. Велиева
С. В. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста:
учеб.-методическое пособие // сост. С.В. Велиева. - СПб. : Речь, 2005. - 240 с.
. Захаров
А. И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. - СПб. :
Союз, 1997. - 224с.
. Казакова
И. В. Сказкотерапия - как средство развития творческих способностей,
совершенствования способов взаимодействия с окружающим миром детей дошкольного
возраста // Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного
процесса: Материалы III региональной научно-практической конференции (18
февраля 2012г.). - Нерюнгри, 2012. - С. 29-32.
. Кирьянова
О. Н. Причины возникновения высокого уровня тревожности у детей дошкольного
возраста / О. Н. Кирьянова // Психология в России и за рубежом: материалы
междунар. науч. конф. - СПб. : Реноме, 2011. - С. 23-25]
. Киселева
М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе. - СПб. : Речь,
2007. - 336 с.
. Киселева
М. В. Арт-терапия в работе с детьми. Руководство для детских психологов,
педагогов, врачей и специалистов., работающих с детьми. - СПб. : Речь, 2007. -
160 с.
. Колесникова
Е. А., Какаунина Н. Э. Использование технологий Арт-терапия в коррекции
детско-родительских отношений // XVI Всероссийской научно-практической
конференции молодых ученых, аспирантов и студентов в г. Нерюнгри, с
международным участием: материалы конференций (11-13 апреля 2013г.). -
Нерюнгри, 2013. - С. 95-98.
. Коломенский
Я. Л, Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и
патологии. Психологическая диагностика, профилактика и коррекция. - СПб. :
Питер, 2004. - 480 с.
. Копытин
А. И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
. Крамер
Э. Арт-терапия с детьми. - М. : Владос, 2013. - 320 с.
. Обухова
Л. Ф. Детская возрастная психология. - М. : [б. и.] 2001. - 98 с.
. Онищенко
Е. А. Профилактика и снижение тревожности младших школьников с использованием
элементов арт-терапии // XI Всероссийской научно-практической конференции
молодых ученых, аспирантов и студентов, посвященная 75-летию Высшего
образования в Якутии и 35-летие города Нерюнгри: Материалы конференции (2-3
апреля 2010г.). - Нерюнгри, 2010. - С. 179-182.
. Осипова
А. А. Общая психокоррекция. - М. : Сфера, 2002. - 510 с.
. Петровский
А. В. Проблема развития личности с позиции социальной психологии // Вопросы
психологии - 1984. - № 4. - С. 15-30.
. Прихожан
А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст. - СПб. : Питер,
2009 - 192 с.
. Прохоров
А. О. Психические состояния детей дошкольного возраста / С. В. Велиева, А. О.
Прохоров // Вопросы психологии - 2003. - № 5. - С. 56-67.
. Рубинштейн
С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720
с.
. Серов
Н. В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб. : Бионт, -
1997. - 64 с.
. Тест
тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) / Дерманова И. Б. Диагностика
эмоционально-нравственного развития. - СПб. : [б. и.] 2002. - С. 19-28.
. Барко
Г. И. Гармонизация детско-родительских отношений методом арт-терапии // Всероссийский
фестиваль педагогических идей «Открытый урок» 2010-2011 уч.г. Режим доступа:
#"797510.files/image001.gif">
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных.
балл присваивается, если ребенок поставил
вагончик фиолетового цвета на вторую позицию; черный, серый, коричневый - на
третью; красный, желтый, зеленый - на шестую.
балла присваивается, если ребенок поставил
вагончик фиолетового цвета на первую позицию; черный, серый, коричневый - на
вторую; красный, желтый, зеленый - на седьмую, синий - на восьмую.
балла присваивается, если черный, серый или
коричневый вагончик поставлен на первую позицию; синий - на седьмую; красный,
желтый, зеленый - на восьмую позицию.
Если в результате суммирования полученных
данных, баллов оказывается менее трех, то психическое состояние оценивается как
позитивное, при 4-6 баллах - как негативное психическое состояние низкой степени
(НПС нс); при 7-9 баллах - как НПС средней степени; больше 9 баллов - НПС
высокой степени.
Оценка результатов
балла - позитивное психическое состояние
балла - негативное психическое состояние низкой
степени
балла - негативное психическое состояние средней
степени
балл - негативное психическое состояние высокой
степени
Наряду с полученным индивидуальным результатом
можно определить и общий психологический климат в группе. Для этого
определяется сумма всех ППС (а) и НПС (б), разница между ними делится на количество
детей и умножается на 100 %.
Оценка результатов:
% и выше - высокая степень благоприятности
психологического климата (сБПК);
- 69 % - средняя сБПК;
- 41,9 % - незначительная сБПК;
- 25 % - начальная степень неблагоприятного
психологического климата (сНПК);
до - 25% -средняя сНПК;
26 % и ниже - сильная сНПК.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Модификация теста детской тревожности (Р. Тэммл,
М. Дорки, В. Амэн) и методики «Кинотеатр».
Протокол обследования.
Ф.И.О.______________ Возраст______ Дата
проведения___________
Рисунок
|
Высказывание
ребенка
|
Выбор
|
|
|
Веселое
лицо
|
Грустное
лицо
|
Рис.1.
Игра с младшими детьми: «Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое
или печальное? Он (она) играет с малышами».
|
|
|
|
Рис.2.
Ребенок и мать с младенцем: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом».
|
|
|
|
Рис.3.
Объект агрессии: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное?»
|
|
|
|
Рис.4.
Одевание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное? Он (она) одевается».
|
|
|
|
Рис.5.
Игра со старшими детьми: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) играет со старшими детьми».
|
|
|
|
Рис.6.
Укладывание спать в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого
ребенка: веселое или печальное? Он (она) идет спать».
|
|
|
|
Рис.7.
Умывание: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное? Он (она) в ванной».
|
|
|
|
Рис.8.
Выговор: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное?»
|
|
|
|
Рис.9.
Игнорирование: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное?»
|
|
|
|
Рис.10.
Агрессивное нападение: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное?»
|
|
|
|
Рис.12.
Изоляция: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое или
печальное?»
|
|
|
|
Рис.13.
Ребенок с родителями: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка:
веселое или печальное? Он (она) со своими мамой и папой».
|
|
|
|
Рис.14.
Еда в одиночестве: «Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка: веселое
или печальное? Он (она) ест».
|
|
|
|
Стимульный материал для девочек
Стимульный материал для мальчиков
Протоколы, полученные от каждого ребенка, далее
подвергаются анализу, который имеет две формы: количественную и качественную.
Ключ, интерпретация.
Количественный анализ.
На основании данных протокола вычисляется индекс
тревожности ребенка (ИТ), который равен процентному отношению числа
эмоционально негативных выборов (печальное лицо) к общему числу рисунков (14):
ИТ = Число эмоциональных негативных выборов
х100%
В зависимости от уровня индекса тревожности дети
подразделяются на 3 группы:
a) высокий уровень тревожности (ИТ выше 50%);
b) средний уровень тревожности (ИТ от 20 до
50%);) низкий уровень тревожности (ИТ от 0 до 20%).
Качественный анализ.
Ребенок анализируется индивидуально. Делаются
выводы относительно возможного характера эмоционального опыта ребенка в данной
(и подобной ей) ситуации. Особенно высоким
проективным значением обладают рис. 4 («Одевание»), 6 («Укладывание спать в
одиночестве»), 14 («Еда в одиночестве»).
Дети, делающие в этих ситуациях отрицательный
эмоциональный выбор, вероятнее всего, будут обладать наивысшим ИТ.
Дети, делающие отрицательные эмоциональные
выборы в ситуациях, изображенных на рис. 2 («Ребенок и мать с младенцем»), 7
(«Умывание»), 9 («Игнорирование») и 11 («Собирание игрушек»), с большей
вероятностью будут обладать высоким или средним ИТ.
Как правило, наибольший уровень тревожности
проявляется в ситуациях, моделирующих отношения ребенок-ребенок («Игра с
младшими детьми», «Объект агрессии», «Игра со старшими детьми», «Агрессивное
нападение», «Изоляция»). Значительно ниже уровень тревожности в рисунках,
моделирующих отношения ребенок - взрослый («Ребенок и мать с младенцем»,
«Выговор», «Игнорирование», «Ребенок с родителями»), и в ситуациях,
моделирующих повседневные действия («Одевание», «Укладывание спать в
одиночестве», «Умывание», «Собирание игрушек», «Еда в одиночестве»).
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Методика эмоционального состояния по типу сдвига
цветовой чувствительности (Э. Т. Дорофеева).
Индивидуальный протокол фиксации ответов
ребенка.
Фамилия, имя ребенка_______________
Возраст_______
Группа детского сада__________ Дата
заполнения________
№
п/п
|
Ф.
И. ребенка
|
Порядок
расположения цветов в общении
|
Основной
цветовой сдвиг
|
Устойчивость
|
Лабильность
|
|
|
1
в начале
|
2
в середине
|
3
в конце
|
|
|
|
1.
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка данных проводится в соответствии с
оценкой (характеристикой) психического состояния по типу сдвига
чувствительности.
Количественная обработка данных проводится по
формуле:
X=nх100%/N,
где n
- известное число детей с теми или иными психическим состоянием,
N - общее количество
детей, X - искомые %.
Оценка эмоционального состояния по типу сдвига
цветовой чувствительности.
№
п/п
|
Порядок
расположения цветов
|
Название
эмоционального состояния
|
Характеристика
эмоционального состояния
|
1.
|
К-С-З
|
Активные
аффекты. Состояние аффективного возбуждения (АВ)
|
Диапазон
изменений переживания, чувства нетерпения, возмущения до состояния гнева,
ярости. В клинике у психических больных (дисфория)
|
2.
|
К-З-С
|
Переживание
состояния функционального возбуждения (ФВ)
|
Эмоции,
связанные с удовлетворением потребности. Диапазон - от переживания чувства
удовлетворения до восторга, ликования. Доминирование положительных эмоций
|
|
З-К-С
|
Состояние
функциональной расслабленности (ФР)
|
Отсутствие
выраженных переживаний. Оценивается человеком как спокойное состояние,
устойчивое, самое оптимальное для реализации человеческих контактов,
отношений, различных видов деятельности, где не требуется напряжения.
|
3.
|
З-С-К
|
Состояние
функциональной напряженности, настороженности (ФН)
|
Ориентировочные
реакции характеризуются повышением внимания, активностью, встречаются в тех
случаях, где требуется проявление подобных качеств. Оптимальный вариант
функциональной системы.
|
4.
|
С-З-К
|
Состояние
эмоционального торможения (ФТ)
|
Неудовлетворение
потребностей (печаль, тоскливость, напряженность): от состояния грусти до
подавленности, от озабоченности до тревоги. Полярно ФВ. Доминирование
отрицательных эмоций. Перенапряжение всех систем организма.
|
5.
|
С-К-З
|
Состояние
аффективного торможения (АТ)
|
Встречается
в основном в клинике при глубоких экзогенных депрессиях. Диапазон: от
состояния растерянности, психологического дискомфорта до страха. Полярно АВ.
Доминирование сильных отрицательных эмоций.
|
Соответствие эмоционального состояния типу
сдвига цветовой чувствительности.
Сдвиги
цветов
|
Названия
сдвигов
|
Характеристика
эмоций
|
К-С-З
К-З-С
|
Аффективное
возбуждение (АВ) Функциональное возбуждение (ФВ)
|
Положительные
эмоциональные состояния (+)
|
З-К-С
З-С-К
|
Функциональная
расслабленность (ФР) Функциональная напряженность, настороженность (ФН)
|
Нейтральные
эмоциональные состояния (*)
|
С-З-К
С-К-З
|
Функциональное
торможение (ФТ) Аффективное торможение (АТ)
|
Отрицательное
эмоциональное состояние (-)
|