Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае
Дипломная
работа
на тему:
«Анализ психологической адаптации студентов, проживающих в Забайкальском крае»
Введение
Актуальность исследования.
Актуальность исследования на социальном уровне
заключается в том, что сегодня, в условиях экологического и
социально-экономического кризиса, важно сохранить и улучшить физическое и
психологическое здоровье человека. Общество нуждается в здоровых, социально
активных, адаптированных людях, которые способны принимать решения, работать,
воспитывать новое поколение, могут эффективно решать жизненные задачи,
справляться с трудностями. Поэтому изучение механизмов и закономерностей
адаптации человека в разнообразных (и меняющихся) природных и социальных
условиях, на различных уровнях приобретает в настоящее время все большее
значение.
Весь период жизни человека - с момента рождения
и до самой смерти - непрерывно сопровождает процесс адаптации. Этот процесс
неразделим с самим понятием "жизнь": немыслима жизнь без адаптации,
так же и адаптация не существует вне жизненного цикла живого организма.
Научная актуальность работы заключается в том,
что, несмотря на множество работ, посвященных психологической адаптации, почти
отсутствуют исследования, которые определяли бы уровень психологической
адаптации человека в не вполне адекватных его природе экологических условиях
жизненной среды. Изучается в основном адаптация к социальным условиям, к
условиям обучения, профессиональной деятельности, межличностного взаимодействия
[11; 12; 17; 23; 39]. Адаптация к природной среде изучается меньше, в основном
анализируется адаптация к экстремальным природным условиям (жаре, холоду,
невесомости, высокогорью и т.д.) [5; 10; 24; 25; 29; 31]. Практически не
изучается психологическая адаптация человека к единым условиям жизненной среды,
природной и социальной. Само понятие "адаптация" в психологической
науке неоднозначно и нуждается в уточнении в системном контексте.
В нашей работе психологическая адаптация
рассматривается как целостное, системное явление. Изучается психический и
социально-психологический уровни психологической адаптации студентов,
проживающих в Забайкальском крае.
Несмотря на большой объем литературы по анализу
психологических аспектов адаптации студентов к разного рода средовым
воздействиям (прежде всего, социальным), недостаточно изучена их
психологическая адаптация к осложненным условиям жизненной среды. В нашей
работе реализуется экопсихологический подход к развитию психики В.И. Панова,
отличительной чертой которого является то, что в качестве исходного
методологического основания исследования выступает анализ системы «человек -
жизненная среда».
На прикладном уровне актуальность работы
заключается в том, что на основе наших данных могут быть разработаны программы
психологической адаптации. Они будут полезны психологам, сопровождающим
процессы обучения и воспитания людей, проживающих в экологически
неблагоприятных условиях, и людей, имеющих проблемы психологической адаптации.
Все сказанное обусловило выбор темы
исследования.
Цель исследования: определить показатели психического
и социально-психологического уровней психологической адаптации студентов.
Объект исследования: психологическая адаптация
человека.
Предмет исследования: показатели психического и
социально-психологического уровней психологической адаптации студентов,
проживающих в Забайкальском крае.
Гипотеза исследования: исходя из системного
представления о психологической адаптации и имеющихся в литературе сведений о
сниженных показателях психофизиологического уровня психологической адаптации
людей, проживающих в осложненных условиях [41], мы предполагаем, что:
- на психическом уровне
психологической адаптации студентов сохранится тенденция к снижению показателей
психологической адаптации;
- на социально-психологическом уровне
за счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей войдут в
границы средней нормы.
Цель и гипотеза исследования определили его
задачи:
. Дать теоретический анализ состояния
проблемы психологической адаптации человека в психологической науке.
. Выявить показатели психического уровня
психологической адаптации с помощью опросника СМИЛ
. Определить показатели
социально-психологического уровня психологической адаптации по тесту
жизнестойкости С. Мадди.
Методологическую и теоретическую основу работы
составили
методологические принципы: принцип единства
человека и среды, принцип детерминизма, принцип системности;
экопсихологический подход к развитию психики
В.И. Панова.
теории адаптации зарубежных и отечественных
исследователей Г. Селье, Н.А. Агаджаняна, Ю.А. Александровского, Б.Ф. Березина,
В.П. Казначеева, А. Г. Маклакова, В.И. Медведева, А.А. Реана, М.С. Яницкого.
Методы исследования:
. Теоретический анализ литературы по
проблеме исследования;
. Метод тестирования, который представлен
методикой СМИЛ (стандартизированным многофакторным методом исследования
личности) Л.Н. Собчик и тестом жизнестойкости, представляющим собой адаптацию
опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе
Мадди.
. Методы математической обработки данных.
Применялся метод статистического анализа: определялись среднегрупповые значения
и стандартное отклонение от них, были построены усредненные личностные профили;
определялись процентные соотношения между различными подгруппами общей выборки.
Относительная новизна исследования заключается:
- в интеграции и систематизации
теоретического материала по проблеме исследования, в выделении недостаточно
изученных вопросов;
- в получении новых эмпирических
данных о психологической адаптации (психического и социально-психологического
её уровней) студентов, проживающих в Забайкальском крае.
Проведена апробация исследовательской программы,
разработанной в лаборатории региональных исследований психики ЗабГГПУ.
Глава 1. Проблема психологической адаптации
человека в психологической науке
Понятие адаптации играет важную роль в
психологии, а также в других науках.
Адаптация (лат. Adaptation
- приспособление) - термин, введенный в научный оборот физиологами в конце 18
века, в самом общем виде означает приспособляемость - способность некоего
объекта сохранять свою целостность при изменении параметров среды [55].
Большая способность к приспособлению, или
адаптации - вот что делает возможным жизнь на всех уровнях сложности. Это
основа поддержания постоянства внутренней среды и сопротивления стрессору.
Проанализировав литературу по проблеме
адаптации, можно выделить следующие ее виды применительно к человеку:
биологическая, социальная, психическая и психологическая. Эти виды тесно
взаимосвязаны, но иногда могут иметь относительную независимость или приобретать
временный приоритет. Причем все перечисленные виды могут вступать во
взаимодействие, образуя, например, социально-психологическую адаптацию. Такие
сложные адаптационные процессы в действительности представляют собой единое
целое, но традиционно виды адаптации исследуются отдельно.
.1 Биологическая и физиологическая адаптация
Проблема адаптации является одной из
кардинальных проблем биологии. Изучение проблемы адаптации исторически было
связано, прежде всего, с биологическими процессами. Это обусловлено тем, что в
биологии рано начались попытки исследования взаимосвязи организмов с окружающей
их средой.
Впервые проблема адаптации была выдвинута и
обоснована Ж.Б.Ламарком, Ж.Сент-Илером, Ч.Дарвином [36]. Сам термин «адаптация»
был впервые введен в научную терминологию немецким физиологом Аубертом в 1865
году для характеристики явления «приспособления чувственных органов (зрения,
слуха и др.) к воздействию соответствующих раздражителей» [36].
Изначально проблема адаптации развивалась в
русле эволюционной теории и биологии, но в процессе развития она вышла за эти
рамки и стала проникать в медицину, психологию, социологию, кибернетику.
Адаптация - это процесс приспособления, который
имеет определенные стадии развития и протекает фазно. В адаптивном процессе обычно
выделяются фазы кратковременного повышения резистентности (чаще первые часы и
дни воздействия) и ее снижения, после чего развивается состояние устойчивого
приспособления [20].
Среди всего многообразия адаптивных реакций
различают специфические и неспецифические. Специфические реакции вырабатываются
очень медленно, характерная их черта - это взаимодействие и кооперация тех
элементов функциональных систем, которые обеспечивают формирование конечного
полезного эффекта. Для осуществления специфических реакций в организме нет
готовых сформировавшихся механизмов, а есть лишь генетически детерминированные
предпосылки. Неспецифические адаптивные реакции отражают наиболее общую реакцию
организма и чаще всего выражаются в развитии общего адаптивного синдрома [42].
Для таких реакций в организме имеются готовые, вполне механизмы, и реакции
долговременной адаптации.
Процесс адаптации с использованием специфических
и общих адаптивных механизмов приводит к изменениям первоначального
психического состояния с которого личность начала свой адаптивный процесс. По
завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с
породившей его проблемой исчезает или сильно меняется.
Общий адаптационный сидром, как явление
биологическое, впервые был описан Г. Селье в 1936 году и назван им
"синдромом, вызываемым различными вредоносными агентами". Были
описаны 3 фазы:
. Реакция тревоги. Организм мобилизует свои силы
для противостояния угрозе за счет активизации симпатической нервной системы,
т.к. подвергнут стрессу. Но сопротивление его недостаточно, и если стрессор
сильный, может наступить смерть.
2. Фаза
сопротивления. Во время второй фазы организм пытается справиться с угрозой
путем борьбы или бегства. Если действия стрессора совместимы с возможностями
адаптации, организм сопротивляется им. Признаки реакции тревоги практически
исчезают, уровень сопротивления поднимается значительно выше обычного.
3. Фаза
истощения. Наступает в том случае, если организм не смог избежать угрозы или
побороть ее и истощил свои физиологические ресурсы, пытаясь сделать это. После
длительного действия стрессоров, к которым организм приспособился, постепенно
истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции
тревоги, но теперь они необратимы и индивид погибает [43].
Следует отметить одно обстоятельство ввиду его
большого практического значения: трехфазная природа ОАС дала первое указание на
то, что способность его организма к приспособлению или адаптационная энергия не
беспредельна.
В биологии процесс адаптации - это приспособление
строения и функций организма к условиям существования. В ходе адаптации
формируются признаки и свойства, которые оказываются наиболее выгодными для
живых существ, благодаря которым организм приобретает способность к
существованию в конкретной среде обитания. Адаптация организма к условиям среды
может носить, самый различный характер и затрагивать все стороны организации и
жизнедеятельности человека.
Биологическая адаптация человека является
комплексной социально биологической проблемой.
Биологический аспект адаптации присущ человеку и
животным - включает приспособление организма (биологического существа) к
устойчивым и изменяющимся условиям внешней среды:
- температуре;
- атмосферному давлению;
- влажности;
- освещенности и др. физическим условиям.
А также к изменениям в организме:
- заболеванию,
- потере какого-либо органа,
- ограничению функций какого-либо
органа.
Организм, как биологическая система, стремиться
к сохранению биологической жизни. Биологическая адаптация человека включает в
себя нормальное биологическое и социальное развитие человека, оптимальную
жизнедеятельность человеческого организма, приспособление организма выступает
одной из форм гармонизации взаимодействия человека и природы в условиях
социального и научно-технического прогресса.
Разновидностью биологической адаптации является
адаптация физиологическая.
В физиологии процесс адаптации -
совокупность физиологических реакций, лежащая в основе приспособления организма
к изменению окружающих условий и направленная к сохранению относительного
постоянства его внутренней среды - гомеостаза
<#"797489.files/image001.gif">
Рис.1. Усредненный график по показателям
студентов, входящих в группу «Норма адаптации (узкий коридор)»
Полученный профиль по группе студентов,
показатели которых соответствуют норме адаптации (узкий коридор), согласно Л.Н.
Собчик, называется «линейный» профиль. Это говорит о том, что лица, вошедшие в
данную группу, гармоничны и адаптированы.
В данном профиле, за рамки узкого коридора нормы
выходят две шкалы: 6-я - шкала «ригидность» и 9-я - шкала «оптимистичность».
Шкала «ригидность» (56 Т) выявляет устойчивость
интересов, упорство в отстаивании собственного мнения, стеничность установок,
активность позиции, усиливающуюся при противодействии внешних сил,
практичность, трезвость взглядов на жизнь, стремление к опоре на собственный
опыт, синтетический склад ума с выраженным тропизмом к системным построениям, к
сферам конкретных знаний, к точным наукам. Такие лица проявляют любовь к
аккуратности, верность своим принципам, прямолинейность и упорство в их
отстаивании.
Изобретательность и рациональность склада ума
сочетается с его недостаточной гибкостью и трудностями переключения при
внезапно меняющейся ситуации. Лицам этого круга импонирует точность и
конкретность. Это - реалистичный рациональный тип личности, отличающийся стеничностью
и негибкостью установок.
В межличностных контактах проявляется выраженное
чувство соперничества, соревновательность, стремление к отстаиванию престижной
роли в референтной группе, высокая эмоциональная захваченность доминирующей
идеей, способность "заражать" своей увлеченностью других и выраженная
склонность к планомерности действий является фундаментом для формирования
лидерских черт, особенно при хорошем интеллекте и высоком профессионализме.
Настроение приподнятое, но в ответ на
противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция.
Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности
воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость
недостижимого легко обесценивается.
Отсутствует склонность к серьезному углублению в
сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего
окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.
В целом, по профилю можно сказать, что люди,
вошедшие в группу «норма адаптации» активны, уверены в себе, легко справляются
с трудностями, способны преодолеть неудачи, позитивны, обладают высокой
мотивацией достижения. Такие люди уравновешенны, гармоничны, отличается полной
сбалансированностью, умеренно выраженной тенденцией к самореализации с хорошим
самоконтролем, обеспечивающим полное соблюдение нормативных требований среды.
В группу нормы адаптации с несколько повышенными
показателями вошли 21 человек (55,3 %).
Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены
ниже (М± SD):
Шкала 1. Сверхконтроль - 52,95Т ±5,39;
Шкала 2. Пессимистичность - 54,62Т±7,49;
Шкала 3. Эмоциональная лабильность -
53,19Т±7,76;
Шкала 4. Импульсивность - 58,76Т±7,46;
Шкала 5. Мужественность-женственность -
61,62Т±10,51;
Шкала 6. Ригидность - 54,71Т±8,90;
Шкала 7. Тревожность - 53,57Т±5,14;
Шкала 8. Индивидуалистичность - 54,38Т±6,75
Шкала 9. Оптимистичность - 61,86Т±10,40;
Шкала 0. Социальная интроверсия - 48,81Т ±5,60.
Код профиля по Уэлшу: 95-4628731/0:
По этим данным выстроен профиль (см. рис.2).
Рис.2. Усредненный график по показателям
студентов, входящих в группу «Норма адаптации с несколько повышенными
показателями»
Полученный профиль по группе студентов, вошедших
в группу «Норма адаптации с несколько повышенными показателями», согласно Л.Н.
Собчик, называется «линейный» профиль. Это говорит о том, что лица, вошедшие в
данную группу, адаптированы.
В данном профиле, за рамки узкого коридора нормы
выходят две шкалы: 4-я - шкала «импульсивность» и 9-я - шкала «оптимистичность».
Шкала «импульсивность» (58,76 Т) выявляет
активную личностную позицию, высокую поисковую активность, преобладание
мотивации достижения, уверенность и быстроту в принятии решений.
Для лиц этого круга характерны нетерпеливость,
склонность к риску, неустойчивый, часто завышенный уровень притязаний, уровень
которых имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних
влияний, от успеха и неудач.
Поведение раскованно, непосредственность в
проявлении чувств, в речевой продукции и в манерах. Высказывания и действия
часто опережают планомерную и последовательную продуманность поступков.
Тенденция к противодействию внешнему давлению, склонность опираться в основном
на собственное мнение, а еще больше - на сиюминутные побуждения. Заметно выраженное
стремление идти на поводу у собственных примитивных желаний, потворство своим
слабостям.
Отсутствие конформности, стремление к
независимости. Защитный механизм - вытеснение из сознания неприятной или
занижающей самооценку личности информации.
Шкала «оптимистичность» (61,86 Т) отражает
активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в
себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию
достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и
речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.
Настроение приподнятое, но в ответ на
противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция.
Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются
как легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко
обесценивается.
Отсутствует склонность к серьезному углублению в
сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего
окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что
люди, вошедшие в группу «норма адаптации с несколько повышенными показателями»
активны, уверены в себе, быстро принимают решения, позитивны, обладают высокой
мотивацией достижения, но не склонны к серьезному углублению в проблемы,
относятся к ним с лекгостью. Лица, вошедшие в эту группу, часто следуют
сиюминутным побуждениям, нетерпеливы, эмоциональны, склонны к риску.
Студентов, имеющих показатели Норма адаптации с
акцентуацией,
оказалось 8 человек (21,1%).
Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены
ниже (М± SD):
Шкала 1. Сверхконтроль -58,25Т±6,82;
Шкала 2. Пессимистичность - 64,00Т±9,24;
Шкала 3. Эмоциональная лабильность -
60,63Т±7,50;
Шкала 4. Импульсивность - 66,25Т±7,83;
Шкала 5. Мужественность-женственность -
62,50Т±10,56;
Шкала 6. Ригидность - 59,38Т±6,23;
Шкала 7. Тревожность - 64,63Т±7,52;
Шкала 8. Индивидуалистичность - 65,75Т±9,74;
Шкала 9. Оптимистичность - 63,63Т±11,51;
Шкала 0. Социальная интроверсия - 54,00Т ±10,27.
Код профиля по Уэлшу: 4872953-610/
По этим данным выстроен профиль (см.рис. 3).
Рис.3. Усредненный график по показателям
студентов, входящих в группу «Норма адаптации с акцентуацией»
Полученный профиль по группе студентов, вошедших
в группу «Норма адаптации с акцентуацией», согласно Л.Н. Собчик, называется
«пограничный» профиль.
В данном профиле, в рамки узкого коридора нормы
входит значение одной шкалы: «сверхконтроль» (50,25 Т). Остальные шкалы разбросаны
в диапазоне широкой нормы, приближаясь к верхней границе (70 Т). Самые высокие
значения выявлены по следующим шкалам: «оптимистичность»,
«индивидуалистичность», «эмоциональная лабильность», «социальная интроверсия».
Шкала “эмоциональная лабильность" (64 Т)
выявляет неустойчивость эмоций и конфликтное сочетание разнонаправленных
тенденций, демонстративность, яркость эмоциональных проявлений при некоторой
поверхностности переживаний, неустойчивость самооценки, на которую значительное
влияние оказывает значимое окружение, убежденность в идентичности своего
"Я", некоторая "ребячливость", незрелость установок и
суждений.
Шкала "индивидуалистичность" (64,63 Т)
выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад
мышления; склонность к раздумьям, избирательность в контактах, известный
субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов,
склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от
конкретики и повседневности. Выявляется выраженная потребность в актуализации
своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к
обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. У них недостаточно
сформирована реалистическая платформа, базирующаяся на житейском опыте, они больше
ориентируются на свой субъективизм и интуицию.
Шкала “социальная интроверсия" (63,63 Т)
выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир
внутренних переживаний, низкий уровень включенности в социальную среду,
замкнутость, застенчивость. Нередко является признаком внутренней дисгармонии.
Шкала «оптимистичность» (61,86 Т) отражает
активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в
себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию
достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и
речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.
Настроение приподнятое, но в ответ на
противодействие легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция.
Успех вызывает известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности
воспринимаются как легко преодолимые, в противном случае значимость
недостижимого легко обесценивается.
Отсутствует склонность к серьезному углублению в
сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего
окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.
Итак, люди, вошедшие в группу «Норма адаптации с
акцентуацией», эмоционально неустойчивы, ориентированы во внутренний мир,
избирательны в контактах, минимально включены в социальную среду. Самооценка у
них неустойчива, зависит от мнения окружающих людей. Они ориентируются в
большей степени на свои чувства, житейский опыт. Характерна незрелость
установок и суждений. У таких лиц возникают затруднения адаптации в группе,
сложности в общении.
В группу студентов с нарушениями адаптации вошли
6 человек (15,8 %)
Среднегрупповые данные по шкалам СМИЛ приведены
ниже (М± SD):
Шкала 1. Сверхконтроль -68,00Т±8,46;
Шкала 2. Пессимистичность - 76,17Т±8,86;
Шкала 3. Эмоциональная лабильность -
72,67Т±7,17;
Шкала 4. Импульсивность - 71,50Т±8,57;
Шкала 5. Мужественность-женственность -
59,33Т±13,06;
Шкала 6. Ригидность - 64,67Т±9,77;
Шкала 7. Тревожность - 67,33Т±10,25;
Шкала 8. Индивидуалистичность - 75,50Т±4,18;
Шкала 9. Оптимистичность - 71,83Т±14,03;
Шкала 0. Социальная интроверсия - 53,83Т ±6,55.
Код профиля по Уэлшу: 28394´176-50/
По этим данным выстроен профиль (см.рис. 4).
В среднегрупповом профиле, в рамки узкого
коридора нормы входит значение одной шкалы: «социальная интроверсия» (53,83 Т).
Остальные шкалы находятся в диапазоне широкой нормы, приближаясь к верхней
границе (70 Т). Самые высокие значения выявлены по следующим шкалам:
«оптимистичность», «индивидуалистичность», «пессимистичность», «социальная
интроверсия».
Шкала «оптимистичность» (63,63 Т) отражает
активность позиции, высокий уровень жизнелюбия, уверенность обследуемого в
себе, позитивную самооценку, склонность к шуткам и проказам, высокую мотивацию
достижения, однако ориентированную в большей степени на моторную подвижность и
речевую сверхактивность, нежели на конкретные цели.
Настроение приподнятое, но в ответ на противодействие
легко вспыхивает и так же легко угасает гневливая реакция. Успех вызывает
известную экзальтацию, эмоцию гордости. Житейские трудности воспринимаются как
легко преодолимые, в противном случае значимость недостижимого легко
обесценивается.
Отсутствует склонность к серьезному углублению в
сложные проблемы, преобладает беспечность, радостное восприятие всего
окружающего мира и своего бытия, радужность надежд, уверенность в будущем.
Шкала "индивидуалистичность" (75,50 Т)
выявляет обособленно-созерцательную личностную позицию, аналитический склад
мышления; склонность к раздумьям, избирательность в контактах, известный
субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, независимость взглядов,
склонность к абстракции, т.е. к обобщениям и к информации, отвлеченной от
конкретики и повседневности. Выявляется выраженная потребность в актуализации
своей индивидуалистичности. Личностям этого круга труднее адаптироваться к
обыденным формам жизни, прозаическим аспектам быта. У них недостаточно
сформирована реалистическая платформа, базирующаяся на житейском опыте, они
больше ориентируются на свой субъективизм и интуицию.
Шкала «пессимистичность» выявляет преобладание
пассивной личностной позиции. Ведущая мотивационная направленность - избегание
неуспеха. Для лиц данного типа свойственны следующие особенности: высокий
уровень осознания имеющихся проблем через призму неудовлетворенности и
пессимистической оценки своих перспектив; склонность к раздумьям, инертность в
принятии решений, выраженная глубина переживаний, аналитический склад ума,
скептицизм, самокритичность, некоторая неуверенность в себе, в своих
возможностях. Стиль межличностного поведения проявляется чертами зависимости,
которые наиболее заметны в контактах с авторитетной личностью и с объектом привязанности;
при этом могут одновременно звучать дистантность и болезненно заостренное
чувство собственного достоинства (особенно при сочетании пиков по 2-й и 4-й
шкалам профиля). Одновременное повышение 2-й и 9-й шкал отражает склонность к
перепадам настроения, циклотимный вариант личности или циклотимию.
Шкала “социальная интроверсия" (63,63 Т)
выявляет пассивность личностной позиции и большую обращенность интересов в мир
внутренних переживаний, низкий уровень включенности в социальную среду,
замкнутость, застенчивость. Нередко является признаком внутренней дисгармонии.
Среднегрупповой профиль выявил личность
пассивную (0-я и 2-я шкала поглощают 9-ю), склонную к размышлениям, инертную,
неуверенную в себе, но в тоже время стремящуюся показать свою индивидуальность,
ориентированную, в первую очередь, на собственные интересы и потребности.
Характерны перепады настроения (сочетание повышенных 2-ой и 9-ой шкал). Это тип
личности негармоничный, возможны затруднения адаптации.
Таким образом, эмпирическое исследование подтверждает
выдвинутую гипотезу. На психическом уровне психологической адаптации существует
тенденция к снижению показателей психологической адаптации студентов.
Значительная часть (15,8%) опрошенных имеет нарушения адаптации. Пятая часть
(21,0%) - имеет акцентуации. В совокупности это 36,8 % опрошенных. Только 3
человека в выборке имеют показатели узкого коридора нормы адаптации.
.3 Результаты исследования показателей
социально-психологического уровня психологической адаптации студентов
Для изучения показателей психологической
адаптации студентов на социально-психологическом уровне использовался тест
жизнестойкости, представляющий собой адаптацию опросника Hardiness Survey,
разработанного американским психологом Сальваторе Мадди [5].
В результате проведённого исследования были
получены следующие данные.
Среднегрупповой показатель вовлечённости
студентов составил 36,04±9,2 баллов при нормативном показателе 38,03 балла. У
девяти человек (18%) показатель вовлеченности занижен (ниже 28 баллов), у
четырех (8%) - завышен (выше 48 баллов).
По шкале контроля среднее значение в выборке
составило 31,12 ±7,84 балла при нормативном показателе 29,86 баллов. Заниженный
показатель (ниже 18 баллов) отмечен у одного человека, завышенный (выше 38
баллов) у шести человек (12%).
Среднее значение по шкале принятия риска
составило 35,86±5,02 при нормативном показателе 35,32. Заниженных и завышенных
показателей нет.
Среднегрупповой показатель уровня жизнестойкости
студентов составил 85,14±19,38 балла при нормативном показателе 85,22 балла. У
тринадцати человек (26%) показатель занижен (ниже 75 баллов), у четырнадцати
(28%) завышен (выше 95 баллов). У двадцати трех человек (46%) уровень
жизнестойкости находится в пределах нормы.
Таким образом, у 26% студентов заниженный
показатель жизнестойкости. Для этой группы характерны низкая активность и темп
реакций, отсутствие готовности к самостоятельному планированию и
ответственности. Такие люди не могут справиться со страхами, редко идут на
риск. У них высокий уровень тревожности по поводу неизвестного, нового
будущего. Они не готовы действовать, если нет гарантий успеха. Они предпочитают
спокойную, комфортную и безопасную жизнь.
Студентов с высоким уровнем жизнестойкости
оказалось 74%. Такие люди легко справляются с трудностями, действуют на свой
страх и риск в отсутствии каких-либо гарантий успеха. Они контролируют свою
жизнь, активно влияют на стрессогенную ситуацию, в меньшей степени подвержены
возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях, успешно совладают
со стрессом, с тревогой, хорошо адаптированы.
Итак, эмпирическое исследование подтверждает
выдвинутую гипотезу. На социально-психологическом уровне психической адаптации
показатели студентов находятся в границах средних значений. У 13 человек (26%)
заниженный показатель уровня жизнестойкости, у 37 человек (74%) данные
показатели в норме.
Таким образом, результаты проведенного
исследования адаптации студентов, проживающих в осложненных условиях жизненной
среды, показали, что на психическом уровне психологической адаптации у 14
человек из 38 наблюдаются отклонения адаптации от нормы. У 21 человека
наблюдаются повышения тех или иных шкал, и всего у 3 человек уровень адаптации
в норме.
На социально-психологическом уровне большая
часть испытуемых (37 человек из 50) хорошо адаптированы. Затруднения адаптации
на этом уровне возникают у 13 человек.
Исследование подтвердило выдвинутую гипотезу. На
психическом уровне психологической адаптации сохраняется тенденция к снижению
показателей психологической адаптации. На социально-психологическом уровне за
счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей вошли в
границы средней нормы.
Заключение
В условиях экологического и
социально-экономического кризиса, важно сохранить и улучшить физическое и
психологическое здоровье человека. Общество нуждается в здоровых, социально
активных, адаптированных людях, которые способны принимать решения, работать,
воспитывать новое поколение, могут эффективно решать жизненные задачи,
справляться с трудностями. Поэтому изучение механизмов и закономерностей
адаптации человека в разнообразных и меняющихся природных и социальных
условиях, на различных уровнях приобретает в настоящее время все большее
значение.
Адаптация является сложным,
многоуровневым процессом. Многие ученые делят адаптацию на различные виды:
биологическую, физиологическую, психологическую, социальную и т.п. Мы считаем,
что разделение психической и психологической адаптации необоснованно.
Несмотря на множество работ, посвященных
психологической адаптации, почти отсутствуют исследования, которые определяли
бы уровень психологической адаптации человека в не вполне адекватных его
природе экологических условиях жизненной среды. Изучается в основном адаптация
к социальным условиям, к условиям обучения, профессиональной деятельности,
межличностного взаимодействия. Адаптация к природной среде изучается меньше, в
основном анализируется адаптация к экстремальным природным условиям (жаре,
холоду, невесомости, высокогорью и т.д.). Практически не изучается
психологическая адаптация человека к единым условиям жизненной среды, природной
и социальной.
Несмотря на большой объем литературы по анализу
психологических аспектов адаптации студентов к разного рода средовым
воздействиям (прежде всего, социальным), недостаточно изучена их психологическая
адаптация к осложненным условиям жизненной среды. В нашей работе реализуется
экопсихологический подход к развитию психики В.И. Панова, отличительной чертой
которого является то, что в качестве исходного методологического основания
исследования выступает анализ системы «человек - жизненная среда».
Психологическая адаптация человека представляет
собой системную характеристику данной системы. Психологическая адаптация есть
продукт, результирующее взаимодействие компонентов названной системы. Свойства
психологической адаптации порождаются организующими отношениями между
компонентами системы «человек - жизненная среда».
С системных позиций можно дать следующее
определение психологической адаптации. Это процесс и результат приспособления
человека к средовым условиям на уровне целостной психики в системе «человек -
жизненная среда» с целью сохранения ее динамического равновесия.
Жизненную среду человека в Забайкальском крае
называют осложненной. Особые природно-климатические, экологические и социальные
характеристики жизненной среды, затрудняющие жизнедеятельность человека и
обусловливающие специфику адаптационных процессов, называются осложненными
условиями.
Природно-климатические условия проживания в
Забайкальском крае по праву можно назвать неблагоприятными для человека. Для
жителей Забайкальского края характерно большое количество эколого-обусловленных
заболеваний. Природно-климатические условия региона вызывают напряжение
адаптационных механизмов.
Биологи говорят о сниженном уровне биологической
адаптации населения Забайкальского края. Исследования адаптации студентов,
проживающих в Забайкальском крае, показали, что в экологически неблагополучных
условиях жизненной среды наблюдается отчетливое снижение показателей
психофизиологического уровня психологической адаптации.
На основании этого мы предположили, что на
психическом уровне психологической адаптации сохранится тенденция к снижению
показателей психологической адаптации, а на социально-психологическом уровне за
счет социальной компенсации показатели адаптации большинства людей войдут в
границы средней нормы.
Результаты проведенного исследования адаптации
студентов, проживающих в осложненных условиях жизненной среды, показали, что на
на психическом уровне психологической адаптации существует тенденция к снижению
показателей психологической адаптации студентов. Значительная часть (15,8%)
опрошенных имеет нарушения адаптации.
Пятая часть (21,0%) - имеет акцентуации. В
совокупности это 36,8 % опрошенных. Только 3 человека в выборке имеют
показатели узкого коридора нормы адаптации.
На социально-психологическом уровне психической
адаптации показатели студентов находятся в границах средних значений. У 13
человек (26%) заниженный показатель уровня жизнестойкости, у 37 человек (74%)
данные показатели в норме.
В процессе исследования, обработки и
интерпретации данных, наша гипотеза нашла свое подтверждение.
Список используемой литературы
1. Агаджанян
Н.А., Гомбоева Н.Г. Адаптация, экология и здоровье населения различных
этнических групп Восточного Забайкалья. Чита: ЗабГГПУ, 2005. 152с.
2. Адаптация
организма подростков к учебной нагрузке / под ред. Колесова Д.В. М.,
Педагогика,1987. 150 с.
. Александровский
Ю.А. Пограничные психические расстройства: Учебное пособие. - 3е изд., перераб.
и доп. М.: Медицина, 2000. 496 с.
. Александровский,
Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука, 1976. 272
с.
. Антипов
В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВладосПресс,
2002. 176 с.
. Балл
Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы
психологии. 1989. № 1. 92 - 100 с.
. Березин
Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука,
1988. 270 с.
. Большой
психологический словарь / под ред. Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М.:
ПедагогикаПресс, 2002. 630 с.
. Васильева
О., Филатов Ф. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. М.: Академия, 2001. 352 с.
. Волович
В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. М.: Мысль, 1983. 224 с.
. Вострокнутов
Н.В. Школьная дезадаптация: ключевые проблемы диагностики и реабилитации //
Школьная дезадаптация. Эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и
подростков. М., 1995. 8 - 11 с.
. Гапонова
С.А. Особенности адаптации студентов вузов в процессе обучения //
Психологический журнал. 1994. Т.15 № 3. 131 - 135 с.
. Головин
С.Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998. 975 с.
14. Гордашников
В.А. <http://www.famous-scientists.ru/3600/>, Осин А.Я.
<http://www.famous-scientists.ru/3529/> Образование и здоровье студентов
медицинского колледжа // Фундаментальные исследования. 2008. № 12. 66 с.
15. Горлачев
В.П., Сердцев М.И. Экология Забайкалья и здоровье человека. Чита, 2003. 100 с.
16. Государственный
доклад «О санитарноэпидемиологической обстановке в Читинской области в 2006
году» / Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека по Читинской области; Федеральное
государственное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в
Читинской области». Чита, 2007. 158 с.
17. Данияров
С.Б., Соложенкин В.В., Краснов И.Г. Взаимосвязь физиологических и
психологических показателей в процессе адаптации у студентов // Психологический
журнал. 1989. №1. 99 - 105 с.
18. Елизарова
Т.В. Загрязнения окружающей среды и ее влияние на здоровье городского детского
населения (на примере города Читы): автореф. дис. канд. мед. наук. Иркутск,
1997. 21 с.
19. Зеленский
В.В. Толковый словарь аналитической психологии. М.: КогитоЦентр, 2008. 336 с.
20. Казначеев
В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск: Наука, 1980. 192 с.
. Казначеев
В.П., Лозова В.П. Некоторые медикобиологические вопросы адаптации человека //
Медикобиологические проблемы адаптации населения в условиях Крайнего Севера.
Новосибирск, 1974. 3 - 13 с.
. Калайков
И. Цивилизация и адаптация. М.: Прогресс, 1984.
. Кличева
З.Б., Кондратова Н.В., Смирнова Е.Э. Некоторые итоги изучения адаптации
студентов ЛГУ // Психологические и социальнопсихологические особенности
адаптации студенчества: Тез. докл. Ереван, 1973. 130 - 133 с.
. Короленко
Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л.: Медицина, 1978. 271
с.
. Лебедев
В.И. Личность в экстремальных условиях. - М.: Политиздат, 1989. 304 с.
. Ломов
Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 444
с.
. Леонтьев
Д.А. Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.
. Маклаков
А. Г. Общая психология. СПб.: Питер, 2001. 592 с.
. Маклаков
А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в
экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. 15 - 23 с.
. Медведев
В.И. О проблеме адаптации. Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984.
3 - 16 с.
. Медведев
В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при
действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 104с.
. Медикопсихологические
аспекты нарушения психической адаптации эмигрантов на материале изучения
эмигрантов из Ирака в Швецию: Дис. канд. психол. наук. Хармз Вахид Аблахад.
Спб.,2000.
. Морозов
А. В. Деловая психология. Курс лекций: учебник для высших и средних специальных
учебных заведений. СПб.: Союз, 2000. 576с.
. Налчаджан
А.А. Социальнопсихическая адаптация личности. Ереван, 1988г. 236 с.
. Нигматов
З.Г. Сущностно содержательная характеристика понятия «адаптация» // Вестник
ТГГПУ. 2007. № 2 - 3 (9 - 10).
. Оксфордский
толковый словарь общей медицины, 2002 г.
. Психоаналитические
термины и понятия: словарь / под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина /
пер. с англ. М., 2000. 304 с.
. Реан
А.А. К проблеме социальной адаптации личности // Вестник СПбГУ. 1992. №20.
вып.3. 74 - 75 с.
40. Сараева
Н. М. Психологический статус человека, живущего на экологически неблагополучной
территории (в Читинской области): монография. М: ЛКИ, 2008. 176 с.
41. Сараева
Н.М., Суханов А.А. Показатели психофизиологического и психического уровней
психологической адаптации человека в условиях жизненной среды Забайкальского
края // Ученые записки Забайкальского государственного
гуманитарнопедагогического университета. Серия «Педагогика и психология», 2010.
№ 5 (34). 234 - 239 с.
42. Селье
Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960. 352 с.
. Селье
Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. 123 с.
44. Сердцев
М.И. Экология, метаболизм, здоровье. Чита: Читинский пединститут, 1996. 161 с.
45. Собчик
Л.Н. Стандартизированный Многофакторный метод исследования личности СМИЛ. М.:
Речь, 2002. 134 с.
46. Философские
проблемы теории адаптации / под. ред. Г.И. Царегородцева, М.: «Мысль», 1957.
275 с.
. Хуткая,
С. Социальная адаптированность личности: концептуализация понятия //
Социология: теория, методы, маркетинг. 2007. №2. 164 - 175 с.
. Хьел
Л. Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1999г. 697 с.
49. Экологозависимые
состояния (биохимия, фармакология, клиника): тезисы докладов Всероссийской
научнопрактической конференции (24-25 апреля 1997 г.). Чита, 1998. 256 с.
50. Шибутани.
Т. Социальная психология: Пер. с англ. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. 544 с.
51. Яницкий
М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности
динамики. Учебное пособие. Кемерово: КемГУ, 1999. 184 с.
52. Яницкий
М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности:
Автореф. канд. дис. Иркутск, 1995. 24 с.