Католическая партия Центра

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,99 Кб
  • Опубликовано:
    2014-09-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Католическая партия Центра

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования заключается в том, что особое место в политической системе Германии занимала разношерстная католическая партия Центра. Изучение ее политической деятельности представляет интерес для современной науки, так как в партии Центр всецело были отражены общественные конфликты, имелись важные исторические линии конфликтов между церковью и государством, католичеством и протестантством, городом и деревней, этническими группами и регионами, которые свойственны и для России современного периода. Партия Центра возникла как манифестация общественно-политических конфликтов. В Германии существовали противоположности интересов, истоками которых являются многие факторы, католическую партию Центра следует понимать как фокусировку этих конфликтов. Исследование деятельности католической партии Центра также представляет интерес, т.к. на сегодняшний момент нет согласия по вопросу о том, чем же является католическая партия Центра: классической «партией высокопочитаемых лиц», «авторитетов» из числа дворян, чиновников и священников, как другие буржуазные партии Германии, современной массовой партией наподобие социал-демократической, или массовым движением протеста, «союзом по интересам», наподобие Союза сельских хозяев. Дело, по-видимому, в том, что как политический феномен католическая партия Центра не укладывается в традиционные дефиниции, а при более тщательном рассмотрении в нем можно увидеть признаки всех трех определений, и речь нужно вести о своеобразном симбиозе классической «партии авторитетов» и массового движения, опирающихся в своей деятельности на влиятельную поддержку церковных структур.

Объект исследования - католическая партия Центра.

Предмет исследования - роль и деятельность католической партии Центра в политическом развитии Германии во второй половине XIX - первой трети ХХ вв.

Цель работы - изучить эволюцию католической партии Центра во второй половине XIX - первой трети ХХ вв.

Исходя из цели исследования определены следующие задачи:

-исследовать историю создания католической партии Центра;

-рассмотреть роль католической партии Центра в Германской империи;

проанализировать деятельность католической партии Центра в Веймарской республике.

Нижняя граница исследования определена образованием католической партии Центра. В октябре 1870 г. группа католических политиков Германии собралась в городе Зост, где выработала единую политическую программу, включающую защиту автономии и прав католической церкви, противодействие введению светских браков, создание и поддержку церковно-приходских школ в стране. Верхняя граница исследования определена 1933 г., т.к. 5 июля 1933 г. было принято решение о роспуске католической партии Центра в связи с переходом большинства ее участников в ряды Национал-социалистической немецкой рабочей партии.

Для написания работы использовался формационный подход, согласно которому социальное и политическое развитие Германии во второй половине XIX первой трети ХХ вв., зависело от особенностей перехода к капиталистическому способу производства. Стоит заметить, что в исследуемый период Германия представляла собой быстро развивающееся капиталистическое государство. Католическая партия Центра наибольшую популярность приобрела у представителей аграрного сектора Германии, т.к. ее политические ориентиры были направлены на сохранение традиционного уклада государства.

В основе данной работы лежит формационный подход, применительно к теме исследования данный подход находит свое отражение в освещении вопросов политической деятельности католической партии Центра в Германии при переходе от монархии к буржуазно-парламентской республике.

Работа основывается на применении общенаучных и специальных методов. К первым относятся - анализ, синтез; ко вторым - историко-генетический, историко-сравнительный и хронологический методы. Анализируя и синтезируя деятельность католической партии Центра, ее развитие рассматривается на основе комплексного анализа источников и историографии. Историко-генетический метод позволяет показать причинно-следственные связи и закономерности исторического развития католической партии Центра в их непосредственности, а исторические события охарактеризовать в их индивидуальности и образности. При изучении проблемы исследования историко-сравнительный метод обладает широкими познавательными возможностями. Он дает возможность выходить за пределы изучения деятельности католической партии Центра в Германской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв. и на основе аналогий приходить к широким историческим параллелям. При изучении деятельности католической партии Центра также использовался хронологический метод, позволяющий рассматривать эволюцию партии строго во временном (хронологическом) порядке.

В основе исследования лежат принципы историзма и объективности. Принцип историзма является одним из наиболее значимых при изучении вопроса политической деятельности католической партии Центра. Эволюционное развитие католической партии Центра необходимо изучать с точки зрения того, где, когда, вследствие каких причин (политических, идеологических) произошло создание данной партии, какой она было вначале, на что была направлена ее деятельность, как затем развивалась в связи с изменением общей обстановки в Германии и содержания процессов изменения внутри партии, как изменялась ее роль в политической жизни Германии, как оценивали деятельность католической партии Центра на различных этапах ее развития, каковы итоги деятельности партии. Принцип объективности позволил дать беспристрастную, всестороннюю и независимую оценку деятельности католической партии Центра во внутренней политике Германской империи во второй половине XIX - начале ХХ вв.

При проведении исследования была выявлена, систематизирована и изучена имеющаяся по теме исследования литература.

Историки кайзеровской Германии не составили о деятельности католической партии Центра сколько-нибудь полного представления. Имеются лишь единичные работы, посвященные этой исторической эпохе, среди которых особого внимания заслуживает работа У. Массоу «Немецкая внутренняя политика под Кайзером Вильгельмом II». Более значительный вклад в изучение внутриполитической деятельности католической партии Центра внесла немецкая историография 1920-1930-х гг. Для нее был характерен преимущественно интерес к политическим аспектам: взаимоотношения партии и правительства, ноябрьский политический кризис 1908 г., история отдельных партий и т.п., отраженных в работе В. Бумелберга «Вильгельм II и Бюлов». Социальная проблематика в 1920-1930-е гг. затрагивалась гораздо реже.

В годы Веймарской республики изучение истории католической партии Центра и оценка ее деятельности были связаны с дискуссией о причинах и виновниках Ноябрьской революции, об отношении к ее результатам, к Веймарской республике и нередко были частью политической борьбы. Большинство работ историков католического направления носило апологетический характер, для них были характерны тенденциозность изложения и оправдание политики партии (К. Бахем, А. Ланге, В. Ханкакмер, Й. Штауф и др.). Вместе с тем эти работы представляют интерес в том, что, основываясь на многих партийных источниках, приводят немало фактов из истории партии. Историки консервативного направления неоднозначно относились к деятельности католической партии Центра. Либеральная историография рассматривала католическую партию Центра как срединную партию, отмечала ее антирадикальный характер и стремление к компромиссам (У. Неман, Л. Бергштрессер и др.). В работах деятелей коммунистической партии Германии католическая партия Центра рассматривалась как ведущая партия германской буржуазии и враг революционного пролетариата (Э. Гельман, Э. Эйхгорн, и др.).

Отсутствие серьезных отличий между подходами к этой теме авторов в годы Веймарской республики и в период нацизма позволяет рассматривать межвоенную историографию как единое целое.

После Второй мировой войны ученые ФРГ и ГДР продолжили изучение социально-политической истории Германии начала ХХ в. В работе К. Е. Борна проявился особый интерес к выявлению в деятельности католической партии Центра истоков немецкого парламентаризма и социального государства. В работе П. Вита «Финансовая политика Германской империи с 1903 по 1913 гг.» получили специальное рассмотрение такие проблемы, как финансовая политика в начале ХХ в. и борьба за строительство Среднегерманского канала в 1899-1905 гг.. В 1949-1950 гг. в Кильском университете была защищена диссертация У. Немана, посвященная внутренней политики Германской империи при правлении канцлера Бюлова. И все же деятельность католической партии Центра не стала для западногерманских историков объектом повышенного внимания.

Современные немецкие авторы нечасто обращаются к вопросам изучения деятельности католической партии Центра.

Отечественная историография обращалась к изучению деятельности католической партии Центра крайне редко и осветила лишь отдельные аспекты ее внутриполитической деятельности. В 1920-1930-х гг. деятельность католической партии Центра была затронута в работе обобщающего характера Н. М. Лукина-Антонова. Е. В. Тарле одобряя позиции лидеров правого крыла, резко критиковал левое крыло католической партии Центра, внесшего определенный вклад в демократизацию и парламентаризацию Германии, перекладывал на его лидеров часть ответственности за поражение в Первой мировой войне и революцию. В послевоенный период наибольший вклад в исследование деятельности католической партии Центра внесли А. Б. Цфасман, изучавший политические партии Германии, и осветивший взаимоотношения правительства Германской империи с католиками в период блоковой политики канцлера Бюлова и др., М. И. Богданович, изучавший деятельность католической партии Центра в политической жизни Германской империи и Веймарской республике, И. В. Волков, рассматривающий политическое и экономическое развитие Германии в конце XIX начале ХХ вв., В. Г. Баев, исследовал влияние отношений Бисмарка и католической партии Центра на внутреннюю политику Германской империи и др. Кроме этого, значение деятельности католической партии Центра изучали В. П. Водовозов, В. С. Головин, А. С. Галкин, Э. Гельман, Е. Гергей, А. С. Иерусалимский, Г. А. Космач, С. В. Оболенская и др.

В современной российской историографии интерес к периоду германского империализма и деятельности католической партии Центра в значительной степени упал. За весь период 1990-х гг. и двенадцать лет XXI в. число появившихся работ было более чем скромным. Здесь необходимо упомянуть статью о деятельности католической партии Центра в контексте буржуазного реформизма, которую опубликовал уральский историк Т. З. Шмидт, однако она страдает некоторой поверхностностью и излишне упрощенными подходами.

Источниковую базу исследования составили нарративные (авторские работы современников исследуемого периода, а также мемуарные сочинения политических деятелей исследуемой эпохи) и делопроизводственные (законы, документы исследуемого периода) источники.

Группу нарративных источников составляет мемуарное и эпистолярное наследие современников изучаемых в работе событий. Важные сведения содержат выступления кайзера Вильгельма II, речи одного из лидеров консерваторов Г. Шверина-Левитца, позволяющие определить значение деятельности католической партии Центра с точки зрения правительства Германской империи. Первостепенное внимание уделялось сочинениям Б. Бюлова «Немецкая политика» и «Мемуары». Они писались на протяжении нескольких лет: с 1913 г. по 1920-е гг., что позволяет проследить изменение взглядов канцлера на деятельность католической партии Центра.

Воспоминания представителей разных партий, общественных и социальных групп существенно расширяют кругозор и позволяют выявить широкий спектр мнений и оценок по одному и тому же вопросу. Позиция придворной камарильи представлена мемуарами, дневниковыми записями и перепиской самого кайзера. Отношение ведущих партий к социально-экономическим мерам канцлера Германской империи Б. Бюлова, особенностей противостояния канцлера и католической партии Центра нашло отражение в мемуарах их лидеров. Настроения правых кругов прослеживаются по воспоминаниям Э. Ольденбурга-Янушау, либеральная точка зрения - по мемуарам Б. Блэкмана.

Среди делопроизводственных источников наибольшее значение имели стенографические отчеты заседаний рейхстага и прусского ландтага. Они содержат важную информацию о позиции католической партии Центра, ее лидеров и позволяют представить весьма полную картину парламентской борьбы по всей проблематике социально-экономического развития Германии.

Привлеченный комплекс источников позволяет решить поставленные в исследовании задачи.

Практическая значимость работы заключается в том, что выводы проведенного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курса «Новая и новейшая история стран Европы и Америки», на семинарских занятиях, а также при разработке и чтении спецкурсов по истории Германии, по проблемам истории политических партий.

католический партия германский империя

1. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЦЕНТРА

.1 Возникновение католической партии Центра

В декабре 1870 г. образовалась католическая партия Центра (Центр), занявшая место справа от либералов. Свое название она получила от католической фракции, в 1850-1860-е гг. располагавшейся в центре прусской палаты депутатов. После образования в 1875 г. Социал-демократической рабочей партии она действительно оказалась в центре спектра политических сил. Католическая партия Центра возникла в связи с опасениями католической церкви утратить свои традиционные привилегированные позиции в Германии, в которой утвердилось «протестантское, северогерманское начало», а католическое население оказалось в меньшинстве, так описывал предпосылку создания партии Центра Б. Блэкман.

Основной целью деятельности католической партии Центра являлась поддержка деятельности Римской Католической церкви в Германии, а именно свободы католической церкви Германии в решении внутренних вопросов, расширения католического образования, увеличения сферы применения церковного брака, предоставления возможности священникам служить в госпиталях, тюрьмах и других государственных учреждениях, отмечал В.Г. Баев.

Католическая партия Центра имела большое влияние в Южной и Западной Германии, среди католического населения Эльзаса и Лотарингии и польских земель. Конфессиональный принцип организации партии позволял ей не ориентироваться на отдельные социальные группы и способствовал притоку членов из всех слоев общества, которые стремились сообща отстаивать свои интересы в империи.

К.Е. Борн считал, что активность католической партии Центра, объединившейся в рейхстаге с «врагами империи», поляками, эльзасцами и ганноверцами, дала Бисмарку повод считать католическую партию Центра «международной» группировкой «ультрамонтанов», т.е. резидентов Ватикана, которой «управляют издалека» и которая, поддерживая связи с Ватиканом, инсценировала «заговор» против империи для установления светской власти Римского папы над кайзером Германии.

Во время кризиса «войны в пределах видимости» 1875 г. подобное толкование альянса католических сил было весьма важным элементом политики Бисмарка. Еще в мае 1872 г. в речи в рейхстаге он произнес неосторожную фразу, которая впоследствии часто цитировалась: «Не беспокойтесь, в Каноссу мы не пойдем», что означало нежелание Бисмарка идти на компромисс с Католической церковью. История возникновения данного фразеологизма уходит корнями к XI в., когда император Великой римской империи Генрих IV был отлучен от церкви папой Григорием VII. Тогда, чтобы вымолить прощение Генрих IV отправился в Каноссу, крепость, где находился Римский папа. Несмотря на столь громкие слова, вскоре выяснилось, что ни государственные меры, направленные против церковных учреждений, ни страстные нападки Бисмарка на католическое духовенство цели не достигли.

По словам К. Е. Борна, раскола католической партии Центра не произошло, а в результате следующих выборов в рейхстаг она лишь усилилась. Когда новый папа Лев XIII дал понять, что готов пойти на компромисс, Бисмарк, начиная с 1876 г., шаг за шагом сдавал позиции (это продемонстрировали прежде всего «майские законы» министра по делам культов Фалька).

По мнению М. И. Богдановича, католическая партия Центра решительно выступала против чрезмерного контроля Бисмарка над общественной жизнью, за федерализм, и привлекала к себе сторонников, подчеркивая необходимость защиты автономии католиков. В своих программных установках и реальной политике Центр был так же консервативен, как и консерваторы-протестанты. Но наличие среди его избирателей большого числа рядовых католиков побуждало его выдвигать социальные требования.

По мнению В. П. Водовозова, католическая партия Центра, в отличие от других буржуазных партий, была строго организована, опиралась на разветвленную сеть католических союзов и объединений. Проповедовала христианско-социальные идеи, воспитывала у своих приверженцев неприятие индустриализации, научно-технического прогресса, ратовала за сохранение особого, близкого к корпоративному образу жизни католиков. Особую неприязнь партия испытывала к идеям социализма, либерализма и к их носителям.

Конфессиональная организация католической партии Центра позволяла ей привлекать избирателей из всех слоев общества, но на самом деле стояла она не столько за католичество, сколько против пруссачества и протестантизма.

Как отмечал М. И. Богданович, в 1871 г. прошли первые выборы в Рейхстаг Германской империи, по итогам которых Партии Центра досталось 61 из 382 мест.

В. С. Головин в своей работе писал, что в это же время в Германии появились региональные католические партии, сотрудничающие с Центром: в Баварии - Баварская патриотическая партия, в Бадене - Католическая народная партия.

По воспоминаниям Б. Бюлова, католическая партия Центра образовывала действительную и интегрирующую, хотя долгое время спорную составную часть немецкой партийной системы. В этом заключается ее особенность и своеобразие.

Три корня лежали в ее основе: во-первых, надо назвать стремление к соответствующему представительству христиански - церковно настроенных групп людей во все больше секуляризированном национальном государстве. Поэтому становящиеся политически активными католики требовали с 1848 г. предоставления церковных прав свободы, которые стояли для них наряду с гражданскими основными правами. Во-вторых, многим великогермански настроенным католикам после малогерманского объединения Империи в 1871 г. казалось необходимым выступить за сохранение федеральной организации и нынешнего существования как меньшинства. В-третьих, уже первые предвыборные обращения, конференции и проекты программы 1860-ых гг. свидетельствовали об осознании социальных и экономических переворотов возникающего промышленного общества. В начале 1871 г. депутаты после первых выборов Рейхстага вследствие объединения Германии 1870-1871 гг. объединились во фракцию Центра Рейхстага, отмечал Е. В. Тарле .

Во главе ее стояли видные политические деятели, такие как Людвиг Виндтхорст, Эрнст Либер, Альфред фон Гомпеш, Георг фон Гертлинг и Петер Шпан, которые оставались определяющей силой партии до конца существования Германской Империи, по мнению В.П. Водовозова.

Как подтверждают исследования В. П. Водовозова: политические гонения и репрессии против непокорных католических епископов и других священнослужителей увеличили число ее приверженцев: партия центра в 1874 г. получила 91 место в рейхстаге вместо прежних 61. Не была достигнута и другая цель «культуркампфа» - отвлечение пролетариата от борьбы за его классовые интересы. На выборах в рейхстаг в 1874 г. число голосов, поданных за кандидатов-социалистов, выросло почти втрое по сравнению с 1871 г..

В своих воспоминаниях Б. Бюлов писал, что с конца 1870-х гг. наметилось некоторое сближение между правящими кругами и католической партией Центра, прежде всего на почве заинтересованности крупных аграриев, игравших в ней главную роль, в протекционистских ввозных пошлинах, введенных правительством. Быстрое индустриальное развитие страны вело к усилению в руководстве партии прослойки крупных промышленников.

По мнению М. И. Богдановича, угроза извне вела к внутренней сплоченности. Центр охватывал членов всех социальных слоев, компромисс интересов которых был также программно прилагаем. Между 1874 г. и 1890 г. время от времени более 80% имеющих право голоса католиков голосовали за Партию Центра. Во время этих лет возникла также регионально дифференцированная католическая пресса. Вместо партийной организации католические союзы служили Центру как социальная основа. Самым значительным из них стал после 1890 г. Народный союз для католической Германии. Он посвящал себя «апологетическим» заданиям и социальному обучению индустриальных рабочих.

Также М. И. Богданович указывал, что мелкие предприятия, купеческое и среднее сословия имели представительство в Центре. Для поддержки неоднократно принебреженных в университетах католических ученных в 1876 г. около Бонна было создано «Геррес общество».

Католическая партия Центра выражала не столько католические, сколько антипрусские настроения, широко распространенные среди населения на юге и западе Германии, особенно в Баварии. Партия Центра имела внушительную социальную базу в лице мелкой и средней буржуазии, крестьян и рабочих католического вероисповедания, а руководящее положение в ней занимали аристократы-католики, духовные лица и некоторые представители крупной буржуазии, что отмечено в работе И. В. Волкова.

В своих воспоминаниях Б. Бюлов писал, что одним из влиятельных лидеров партии стал ганноверский адвокат Людвиг Виндтхорст. По его заявлению, католическая партия Центра была открыта не только для католиков, но и для всех, разделяющих ее программу, но, несмотря на это, поддержка католической партии Центра со стороны протестантского населения империи оставалась очень незначительной.

Как указывал В. П. Водовозов, впоследствии отдельные представители партии неоднократно высказывались в пользу преобразования Центра в более широкую, общехристианскую политическую организацию.

Таким образом, католическая партия Центра была создана на основе фракции Центра, существовавшей еще в Прусском парламенте. Основной целью деятельности католической партии Центра являлась поддержка Римской Католической церкви, а именно свободы католической церкви Германии в решении внутренних вопросов, расширения католического образования, увеличения сферы применения церковного брака, предоставления возможности священникам служить в госпиталях, тюрьмах и других государственных учреждениях.

1.2 Программные установки католической партии Центра

Католическая партия Центра была наиболее строго организованной партией, она опиралась на сеть католических союзов и объединений. Рабочие в католических сельских прирейнских районах преимущественно голосовали за партию Центр, которая ориентировалась на христианско-католические ценности.

По словам У. Массоу, пик влияния католической партии Центра пришелся на 1870-е гг. - период борьбы Бисмарка с католической церковью, когда она, подвергаясь гонениям, сумела создать себе образ «мученицы» за нее в эти годы голосовало до 80 % избирателей-католиков.

Усиление социалистической пропаганды, активизация рабочего движения побуждали реакционные силы к сплочению, писал В. П. Водовозов.

М. И. Богданович писал, что на момент своего возникновения католическая партия была представлена врагом народившейся империи и сразу же попала в состояние глубокого отчуждения от всех основных субъектов политической системы созданного Бисмарком государства: от императора и местных правящих династий, от рейхсканцлера и протестантского чиновничества, от консервативных партий и национал-либеральной партии.

По воспоминаниям Б. Бюлова, к концу 1890-х гг., став сильнейшей фракцией рейхстага и эксплуатируя в интересах удержания избирательной базы остатки «культуркампфа», сохранившиеся в законодательстве, выступая за достижение паритетного представительства католиков в структурах исполнительной власти и сохранение клерикального школьного образования, Центр, занимал ключевое положение в рейхстаге и имел возможность, блокируясь то с левыми, то с правыми фракциями, торпедировать любой правительственный проект. Партия Центра встала перед задачей более глубокой интеграции в существующую политическую систему.

К этому периоду у него имелся «опыт позитивного сотрудничества с правительством, с консерваторами, либеральными фракциями; с ним были вынуждены вступать в отношения недавние заклятые враги - национал-либералы.

По словам В. Г. Баева, с другой стороны, эти отношения были неустойчивы, периоды сотрудничества перемежались с периодами ожесточенной тактической борьбы; не произошло, также, никаких сдвигов во взаимоотношениях «ультромонтанов» (как называли сторонников Центра) с императором и местными династиями, с правительствам всех союзных государств, исключая Пруссию, и руководству Центра предстояла большая работа по стабилизации и упрочению своего места в существующей системе.

К. Бахем в своей работе «Политические партии Германской империи» отмечал, что партия Центра занимала, как правило, промежуточную позицию, лавируя между партиями, поддерживающими правительство, и левыми оппозиционными фракциями рейхстага.

Католическая партия Центра объединяла под знаменем католицизма различные по социальному положению слои католического духовенства, помещиков, буржуазии, части крестьянства преимущественно мелких и средних государств Западной и Юго-Западной Германии, поддерживала их сепаратистские и антипрусские настроения. Центр находился в оппозиции к правительству Бисмарка, в то же время голосовал за его мероприятия против рабочего и социалистического движения, отмечал В. Г. Баев.

По словам К. Е. Борна, с самого начала Партия Центра противостояла кайзеру и германскому правительству во главе с Бисмарком.

В. Г. Баев, изучая деятельность католической партии Центр, отмечал, что католическая церковь, опасавшаяся, что с дальнейшей централизацией государства ее политическое влияние упадет, а роль протестантской Пруссии возрастет, поддерживала антипрусские настроения. «Культуркампф» был вызван стремлением юнкерско-буржуазного блока нанести удар по антипрусским, сепаратистским настроениям, сохранившимся в некоторых частях империи: не только среди подвергавшихся тяжкому национальному гнету поляков, датчан, французского населения Эльзаса и Лотарингии, но также среди баварцев, вюртембержцев, баденцев - жителей всех земель, на которые до объединения не распространялась власть прусского юнкерства.

С 1876 г. издание антикатолических законов было прекращено и наметилось некоторое сближение между имперским правительством и клерикалами. В дальнейшем большая часть законов, изданных в период «культуркампфа», была отменена, отмечал М. И. Богданович.

Изучая политическую деятельность партии Центра, Е. В. Тарле отмечал, что Центр не всегда был лоялен Ватикану, особенно в светских вопросах. Так, в 1886 г. партия отказалась поддержать предложенный Бисмарком военный бюджет, несмотря на то, что тот предварительно заручился одобрением папы, обещая тому отменить некоторые принятые во времена Культуркампфа законы. Это привело к политическому скандалу и роспуску Рейхстага; перед новыми выборами Бисмарк агитировал католиков голосовать против партии, мотивируя это тем, что Центр утратил лояльность Ватикана. Но Виндтхорсту удалось получить от Римского папы подтверждение автономии партии.

После прекращения Культуркампфа правительство пошло на некоторые уступки; партия Центра осталась в оппозиции, но все чаще поддерживала правительственные начинания, особенно после отставки Бисмарка в 1890 г.

По мнению Б. Бюлова, католическая партия Центра решительно выступала против чрезмерного контроля Бисмарка над общественной жизнью, за федерализм, и привлекала к себе сторонников, подчеркивая необходимость защиты автономии католиков.

При рассмотрении политических партий Германии Б. Бюлов отмечал, что Центр подразумевался как политическая и надконфессиональная партия, которая выступала за соблюдение права и конституции.

Таким образом, католическая партия Центра, объединившая в своих рядах крайне разнородные элементы: силезских помещиков-католиков, капиталистов Западной Германии и эксплуатируемых ими католиков-рабочих, баварских крестьян существовала в Парламенте Пруссии еще в 1850-х, 1860-х гг. Формирование католической партии Центра, как единой партии в федеральном собрании Германской империи произошло в декабре 1870 г. Руководство партией центра принадлежало Виндхорсту, Либеру и др., взгляды и требования которых ближе всего подходили к политической программе консерваторов. Католическая партия Центра занимала, как правило, промежуточную позицию, лавируя между партиями, поддерживающими правительство, и левыми оппозиционными фракциями рейхстага. Партия Центра решительно выступала против чрезмерного контроля Бисмарка над общественной жизнью, за федерализм, и привлекала к себе сторонников, подчеркивая необходимость защиты автономии католиков.

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАТОЛИЧЕСКОЙ ПАРТИИ ЦЕНТРА В ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ (1871-1918 гг.)

2.1 Политические ориентиры католической партии Центра в Германской империи

Объединение Германии привело к тому, что в одном государстве оказались общины, некогда ожесточенно конфликтующие между собой. Одной из важнейших проблем, вставших перед вновь созданной империей, стал вопрос о взаимодействии между государством и Католической церковью. На этой почве началась борьба Бисмарка за культурную унификацию Германии, которая получила название Культуркампф.

Пруссия, игравшая ведущую роль, была определенно протестантской. В принципе, центральное правительство было настроено поддерживать Ватикан, как консервативную силу в Европе после ухода французских войск из Италии в 1870 г., как отмечал И. В. Волков.

По словам М. И. Богдановича, значительное количество католиков постоянно создавало проблемы для правительства Германской империи. Они имели значительное влияние в малых присоединившихся к Пруссии странах и княжествах. Католики Польских областей, Лотарингии и Эльзаса были вообще настроены к государству отрицательно. Кроме того, и у католиков не было единства.

Категория католиков, не признававших решения Ватиканского собора 1869-1870 гг. о непогрешимости Папы, вносила разброд в католический лагерь, отмечал И. В. Волков.

В своих мемуарах Б. Блэкман писал, что провозглашение на I Ватиканском соборе (1870 г.) догмата о папской непогрешимости привело к образованию в Германии т.н. старокатолической церкви, отвергавшей ряд принятых на соборе догматов. Старокатолики были официально признаны в Пруссии и других германских государствах.

Католическая партия Центра осудила это признание, вызвав конфликт между церковью и государством. Канцлер Бисмарк поддерживал старокатоликов и провел так называемые майские законы (или «законы Фалька») в 1873, 1874 и 1875 гг. Согласно этим законам, религиозные ордена (в том числе орден иезуитов) запрещались, подготовка католических клириков разрешалась только в государственных заведениях, обязательным становился гражданский брак. Бисмарк с горечью заявил, что не «пойдет в Каноссу», намекая на покаянный визит императора Генриха IV в эту итальянскую деревню по требованию папы Григория VII (1077 г.). Тем не менее, под давлением католической партии Центра канцлер был вынужден пойти на компромисс, отмечал М. И. Богданович.

В 1871 г. рейхстаг внес в конституцию «Кафедральный параграф» («Pulpit Paragraph»), запрещающий какую-либо политическую пропаганду с церковной кафедры, который оставался в силе до 1953 г. Поэтому «Культуркампф» велась на периферии, в бывших карликовых государствах и княжествах.

В. П. Водовозов, при исследовании деятельности католической партии Центра отмечал, что среди депутатов рейхстага сформировалась мощная оппозиционная коалиция, ядром которой стала недавно созданная католическая партия Центра, объединившаяся с партиями, представляющими национальные меньшинства. Чтобы противостоять клерикализму католического Центра, Бисмарк пошел на сближение с национал-либералами, которые имели самую большую долю в рейхстаге.

Одним из основателей Национал-либеральной партии был Эдуард Ласкер (1829-1884 гг.), приверженец буржуазной идеологии и деятельный борец за предоставление еврейскому населению экономических прав в полном объеме. По словам К. Бахема, выступая в парламенте, Бисмарк настаивал на том, что для обеспечения конституционного большинства необходимо опираться на поддержку даже тех партий, с которыми нет внутреннего единства взглядов.

А. Ланге отмечал, что с самого начала партия Центра противостояла кайзеру и германскому правительству во главе с Бисмарком, особенно проводимой ими в 1871-1878 гг. политике Культуркампфа, направленной на уменьшение влияния католической церкви в стране.

По словам Е. В. Тарле, Бисмарку не удалось подчинить католическую церковь правительству. Наоборот, политические гонения и репрессии против непокорных католических епископов и других священнослужителей увеличили число ее приверженцев.

В своих работах В. П. Водовозов отмечал, что усиление социалистической пропаганды, активизация рабочего движения побуждали реакционные силы к сплочению. Деятели партии Центра в качестве главного аргумента против «культуркампфа» неизменно ссылались на роль католической церкви как «мощного вала против социал-демократии». Выступая против законопроекта об изгнании иезуитов, один из лидеров партии заявил: «Если вы отнимете у рабочего рай в потустороннем мире, тогда он захочет его на земле. Поэтому иезуиты всегда будут самыми деятельными противниками Интернационала». Для борьбы с социал-демократией и проведения других мероприятий требовались голоса Центра - и правительство пошло понемногу на уступки. Фальк получил отставку, и место его заняли привержены клерикальных стремлением сначала (1879 г.) Путкаммер, затем (1881 г.) Госслер.

В 1879 г. начались переговоры между Бисмарком и папой Львом XIII, которые привели к отмене майских законов.

Таким образом, политическая деятельность католической партии Центра в Германской империи была направлена на противодействие правительству Германии. Наиболее ярко данное противодействие можно проследить на внутриполитической борьбе, носящей наименование Культуркампф, организованной канцлером Германии О. Бисмарком. Центр не имел всесторонней политической программы. Самым важным мотивом его политической и парламентской деятельности было противодействие Культуркампфу правительства и сохранение позиций папской власти.

2.2 Рост политического влияния католической партии Центра

Интересы церкви, преимущественно католической, настолько господствовали над всеми другими, что католическая партия Центра, поставившая данные интересы в основу своей политической мысли, особенно в первые двадцать лет своего существования (до смерти Виндтхорста в 1891 <#"justify">-исследована история создания католической партии Центра. Католическая партия Центра, объединившая в своих рядах крайне разнородные элементы: силезских помещиков-католиков, капиталистов Западной Германии и эксплуатируемых ими католиков-рабочих, баварских крестьян существовала в Парламенте Пруссии еще в 1850-х, 1860-х гг. Датой создания католической партии Центра считается 1871 г. Руководство партией Центра принадлежало консерваторам Виндхорсту, Либеру и др., взгляды и требования которых ближе всего подходили к политической программе консерваторов. Католическая партия Центра занимала, как правило, промежуточную позицию, лавируя между партиями, поддерживающими правительство, и левыми оппозиционными фракциями рейхстага. Партия Центра решительно выступала против чрезмерного контроля Бисмарка над общественной жизнью, за федерализм, и привлекала к себе сторонников, подчеркивая необходимость защиты автономии католиков. В своих программных установках и реальной политике Центр был так же консервативен, как и консерваторы-протестанты. Пик влияния партии Центра пришелся на 1870-е гг. - период борьбы Бисмарка с католической церковью;

-выявлена роль католической партии Центра в Германской империи. Самым важным мотивом его политической и парламентской деятельности в Германской империи было противодействие Культуркампфу правительства и сохранение позиций папской власти. В вопросах чисто политических, в первые два десятилетия существования Германской империи, Центр стоял, по большей части, на почве общей со свободомыслящей (прогрессистской) партией; в вопросах же экономических и финансовых он сближался с консерваторами, стремясь, например, к восстановлению цеховой организации ремесленников и к защите ее законодательством от свободной конкуренции. В вопросах социальной политики большинство членов Центра шло вместе с социал-политиками разных партий, и иногда довольно далеко. Центр поддерживал фабричное законодательство <#"justify">БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баев В.Г. Бисмарк и Конституция Германской империи 1871 года [Текст] / В.Г. Баев // Вопросы истории. - 2005. - № 8. - С. 113-120.

. Бахем К. Политические партии Германской империи [Текст] / К. Бахем, пер. с нем. / под ред. А.Е. Иерусалимского. - М.: Высшая школа, 1978 265 с.

3. Бергштрессер Л. Буржуазные партии Веймарской республики [Текст] / Л. Бергштрессер, пер. с нем. / под ред. А.Е. Иерусалимского. - Л.: Политиздат, 1978. - 176 с.

4. Блэкман Б. Мемуары [Текст] / Б. Блэкман. - М.: Бек, 2009. - 359 с.

. Водовозов В.П. Католическая партия Центра [Электронный ресурс] / В.П. Водовозов. - URL: #"justify">. Гельман Э. Партии Веймарской республики [Текст] / Э. Гельман, пер. с нем. / под ред. А.Е. Иерусалимского. - М.: Высшая школа, 1971. - 188 с.

. Иерусалимский А.С. Германский империализм: история и современность [Текст] / А.С. Иерусалимский. - М.: Наука, 1964. - 664 с.

. Космач Г.А. Кризис германского империализма в годы Вейсмарской республики: идеология и политика партий в 1918-1929 гг. [Текст] / Г.А. Космач - Минск: Университетское издание, 1989. - 190 с.

. Ланге А. Берлин во время Бебеля и Бисмарка [Текст] / пер. с нем. П.В. Севостьянов. - М.: Наука, 1980. - 928 с.

. Лукин-Антонов Н.М. Очерки по новейшей истории Германии. 1890-1914 [Текст] / Н.М. Лукин-Антонов. - М.-Л.: Политиздат, 1975. - 222 с.

. Ханкакмер В. Становление Веймарской республики [Текст] / В. Ханкакмер, пер. с нем. / Под ред. А.Е. Иерусалимского. - М.: Политиздат, 1968. - 196 с.

12. Цфасман А.Б. Буржуазные партии и рабочее движение в Германии (1900-1914) [Текст] / А.Б. Цфасман. - Челябинск, 1975. - 121 с.

. Чубинский-Надеждин В.В. Бисмарк [Текст] / В.В. Чубинский-Надеждин. М.: Мысль, 1988. - 414 с.

. Широкоград А.Б. Германия. Противостояние сквозь века [Текст] / А.Б. Широкоград. - М.: Вече, 2002. - 400 с.

Шмидт Т.З. Стратегия католической партии Центра [Текст] / Т.З. Шмидт // Вестник Пермского университета. Серия история. - 2001. - № 1. - С. 71-78.

. Штауф И. Политическая система Веймарской республики / И. Штауф, пер. с нем. [Текст] / под ред. А.Е. Иерусалимского. - М.: Политиздат, 1972. - 167 с.

17. Эггерт З.К. Борьба классов и партий в Германии в годы первой мировой войны [Текст] / З.К. Эггерт. - М.: АН СССР, 1957. - 734 с.

. Эйхгорн Э. Коммунистическая партия Германии [Текст] / Э. Эйхгорн, пер. с нем. / под ред. А.Е. Иерусалимского. М.: Высшая школа, 1970. - 232 с.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!