Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья
НЕГОСУДАРТСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ (Академия ВЭГУ)
Институт Психологии и социально-культурной работы
Кафедра психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Связь эмоционального состояния личности с уровнем её психического здоровья.
УФА - 2014
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в современной российской науке одним из актуальных предметом исследования является здоровье человека. Психика современного человека испытывает мощные негативные воздействия социального, природного, бытового и многих других характеров, что требует специальных мер для охраны и укрепления психического здоровья. В этих условиях особую актуальность приобретает вопрос о критериях самого психического здоровья. В самой общей форме под ним, по-видимому, следует считать нормальное течение психических процессов. Психическое здоровье важная составная часть здоровья человека, поэтому нет ничего удивительного в том, что социальное, физическое и психическое здоровье связаны самым тесным образом.
Проблема здоровья относится к категории таких проблем, о которых вроде бы все знают - и как его сохранить, и чем его поправить.[4] И делают для сохранения здоровья как будто бы все лучше и больше, но результат получается не всегда, какой мы ожидаем. Проблема состоит в том, что трудно поддерживать гармонию процессов, протекающих в мозгу, но именно эта гармония есть важнейшее условие психического здоровья, залог успешной деятельности.
Проблема психического здоровья человека рассматривается на основе теории эмоций Джеймса - Ланге и А. Адлера; отношением к здоровью занимались В.М. Смирнов и Т.Н. Резникова, которые в 1983 году ввели понятие «внутренняя картина здоровья». Авторы рассматривают внутреннюю картину здоровья как своеобразный эталон здоровья человека, который может иметь достаточно сложную структуру и включать как образные, так и когнитивные представления человека о своем здоровье. Ананьев В.А. определяет внутреннюю картину здоровья, с одной стороны как совокупность интеллектуальных описаний здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческие реакции, а с другой как особое отношение к здоровью, выражающегося в осознании его ценности и активно - позитивном стремлении к его совершенствованию. [24]
Практическая значимость работы заключается в исследовании и проведении анализа уровня психического состояния здоровья студентов. В ходе исследования мы выявим уровень психического здоровья студентов, самоактуализацию личности и общее психологическое состояние двух групп студентов разных факультетов.
Структура работы:
Цель исследования: провести анализ эмоционального благополучия как фактора психического здоровья.
Задачи исследования:
Провести анализ литературы по изучаемой проблеме;
Подобрать методики и провести исследование;
Проанализировать результаты и сделать выводы.
Объект исследования: уровень психического здоровья студентов.
Предмет исследования: эмоциональное благополучие как фактор состояния психического здоровья студентов.
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, метод математической обработки данных.
В исследовании были использованы следующие методики: диагностика самоактуализации личности А.В.Лазукин в адаптации Н.Ф.Калина, ориентировочная оценка эмоционального благополучия.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЛИЯНИЯ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ
1.1 Психическое здоровье личности
Человек сложная живая система. Его жизнедеятельность обеспечивается на трех уровнях: биологическом, психическом и социальном. На каждом из этих уровней здоровье человека имеет свои особенности.
Здоровье на биологическом уровне связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды.
Здоровье на социальном уровне связано с личностью других людей, общества в целом и зависит от места и роли человека в межличностных отношениях, от нравственного здоровья социума. Социальное здоровье складывается под влиянием родителей, друзей, любимых людей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.п.
Здоровье на психическом уровне связано с личностью и зависит от таких личностных характеристик, как эмоционально-волевая и мотивационно-потребностная, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни.[20]
Различие между социальным и психическим здоровьем условное: психические свойства личности не существуют вне системы общественных отношений. Человек- существо общественное, социум влияет на развитие личности; причем это влияние может быть как негативным, так и позитивным. Люди со здоровой психикой чувствуют себя достаточно уверенно и благополучно в любом обществе. В здоровом обществе, как правило, формируются здоровые личности. Недостатки воспитания и неблагоприятные влияния окружающей среды могут вызвать деградацию личности, в таком случае измениться ее отношение к самой себе, к другим людям, к деятельности и общению.
Личность с развитым самосознанием, самостоятельная и ответственная может противостоять воздействию внешних условий, бороться с трудностями и препятствиями, достигать поставленных целей и оставаться здоровой физически, психически и социально.
Долгое время ценности личности, в том числе и здоровье, не были приоритетными в нашем обществе. Здоровье определялось специалистами как «отсутствие болезни». Всемирная организация здравоохранение определяет здоровье как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а