Исторические предпосылки формирования и развития экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,26 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исторические предпосылки формирования и развития экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли

План

Введение

. Исторические предпосылки и особенности формирования отрасли экологического права

. Становление и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права

. Особенности понимания экологического права в качестве самостоятельной отрасли

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Формирование отрасли экологического права, самостоятельность которой признается в наши дни многими учеными, происходило на всем протяжении исторического пути России. При этом само оформление рассматриваемой нами отрасли в отдельное теоретическое и нормативное образование произошло сравнительно недавно - с момента осознания такого права как собственно экологического и появления соответствующих отдельных нормативных актов, придерживающихся данной концепции.

В настоящее время под экологическим правом, как правило, понимается система правовых норм и правовых институтов, образующих комплексную отрасль права, предметом которой являются общественные отношения по охране окружающей природной среды, а также по использованию и охране природных ресурсов и отношения по обеспечению экологической безопасности человека и других объектов. Указанное определение удовлетворяет широкому пониманию рассматриваемого термина в науке.

В рамках данной контрольной работы нами были исследованы не только исторические предпосылки формирования и развития экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли, но и проблемы, связанные с этим процессом, а также их различная теоретическая оценка. Сама проблема оформления экологического права в отдельную комплексную отрасль, на наш взгляд, является на сегодняшний день достаточно актуальной, так как этот процесс нельзя считать завершенным, так как он осуществляется в том числе и сейчас. В науке не утихают споры по поводу необходимости принятия отдельного Экологического кодекса, в котором бы были объединены все специализированные нормы рассматриваемой нами отрасли.

Настоящая контрольная работа состоит из введения, основной части, разделенной на три пункта, заключения и списка использованных источников и литературы.

1. Исторические предпосылки и особенности формирования отрасли экологического права

Экологическое право как отрасль права сформировалось сравнительно недавно, тогда как природоохранные нормы в том или ином виде существовали в российском законодательстве с давних времен. Такие нормы, как правило, являлись частью отдельных подинститутов права собственности или административного права, но никогда не воспринимались в качестве самостоятельной совокупности норм.

В теории выделяют три исторических этапа становления рассматриваемой нами отрасли права:

) дореволюционный этап, включающий в себя экологического право начального периода, Средних веков и времен Российской империи;

) советский этап, длившийся, соответственно с 1917 по 1991 год;

) современный этап, характеризующий развитие действующего экологического законодательства России.

В рамках данного пункта контрольной работы нами будут рассмотрены исторические предпосылки становления и развития отрасли экологического права, сформировавшиеся в ходе первых двух этапов развития природоохранного законодательства.

Как уже было отмечено нами ранее, природоохранные нормы чаще всего относились к способам правовой защиты института собственности (прежде всего, государственной) на природные ресурсы, а также входили в административное законодательство в качестве санитарных норм. Первые правовые акты, принятые на территории современной России не давали повода утверждать, что в дальнейшем экологическое право может выделиться в отдельную правовую отрасль. Так, в «Русской правде» 1016 года предусматривалась охрана общинной собственности, объектом которой, к примеру, был лес, или собственности князя. В данном документе также устанавливались финансовые санкции за связанные с экологическими отношениями правонарушения: штраф за кражу дров, за уничтожение или повреждение борти. Но при этом, на фоне общей слабой структуризации данного документа, расположение природоохранных норм было достаточно бессистемным.

С XVII века совокупность природоохранных норм пополнилась также нормативными установлениями, связанными с пушным промыслом. Так, в 1681 году был принят царский указ, предусмотревший, «чтобы в ясачных местах лесов не секли и не жгли и оттого бы зверь вдаль не бежал и... ясачному сбору порухи и недоброму не было». Также, начиная с XVII века, предметом природоохранного регулирования стала также добыча объектов животного мира, что в свою очередь явилось мерой по предотвращению их истощения.

С этого момента уже можно было утверждать о наличии реальных исторических предпосылок к оформлению экологического (в то время - природоохранного) права в отдельную отрасль, хотя его общее понимание все же осталось на общем уровне, доказательством чему явилось введение в XVII веке в Российской империи ограничения права собственности на природные объекты и право пользования ими в интересах государства, а позже и третьих лиц. Так, Петр I запрещал своими указами уничтожать леса вдоль рек, удобных для лесосплава. Некоторые особо ценные леса и деревья объявлялись заповедными, что исключало возможность их хозяйственного использования.

Здесь можно говорить о том, что экологическое право в рассматриваемый нами период представляло собой не отрасль, а институт (или даже подинститут) в рамках права собственности в публичном контексте.

Также, ранее нами уже было отмечено, что некоторые нормы, являющиеся на сегодняшний день частью отрасли экологического права, в то время регулировались санитарным законодательством. К таким нормам относились, прежде всего, требования по охране воздуха, воды и общественных мест от загрязнения. Потребность в таких нормах возникла в России в XVII веке. Санитарные акты принимались практически всеми российскими монархами. Так, в 1775 году был принят указ Екатерины II «Учреждения для управления губерний», в соответствие с которым земский исправник обязан был наблюдать, чтобы везде на местах и дорогах была чистота. Устав благочиния, или полицейский, 1782 года возлагал обязанности «смотрения о чищении, о мощении улиц» на частного пристава.

Стоит отметить, что в начале ХХ века экологическое право уже могло бы выделиться в отдельную правовую отрасль, так как назрела необходимость создания специального нормативного акта в области охраны природы. Кроме того, в это же время начал обсуждаться вопрос о создании специального органа по контролю за соблюдением природоохранных правил. Однако на последнем этапе дореволюционного периода так и не было создано ни закона, ни государственного органа в области охраны природы.

Говоря о советском этапе развития экологического права, ознаменовавшегося в конечном итоге признанием его в качестве отдельной правовой отрасли, то здесь, прежде всего, стоит отметить, что вплоть до семидесятых годов ХХ века в развитии законодательства в сфере экологического права господствующим был природоресурсный подход. В соответствие с этим подходом регулирование природопользования и охраны природы осуществлялось применительно к отдельным природным ресурсам.

В рассматриваемый период, на фоне выделения природоохранных норм из права собственности, произошло их фактическое разделение на несколько отдельных правовых институтов, не воспринимавшихся в качестве единого целого правового образования. При этом понимание проблемы охраны природы от загрязнения продолжало носить санитарный, а не экологический характер. Это в свою очередь означало, что при регулировании охраны атмосферного воздуха и вод учитывались преимущественно интересы охраны здоровья человека, а не всех живых организмов, страдающих от загрязнения.

Рассматриваемый нами исторический период характеризовался также наличием кодифицированного природоресурсного законодательства. Основной массив кодифицированных актов в данной области сложился в период с 1970 по 1982 годы и включал в себя такие акты, как Земельный кодекс РСФСР 1970 года, Водный кодекс РСФСР 1972 года, Кодекс РСФСР о недрах 1976 года, Лесной кодекс РСФСР 1978 года, Закон РСФСР об охране атмосферного воздуха 1982 года, Закон РСФСР об охране и использовании животного мира 1982 года. Все эти акты были приняты в соответствии с Основами земельного, водного, лесного и горного законодательства СССР и союзных республик, законами СССР об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира.

В целом, стоит отметить, что, не смотря на то, что в советский исторический период экологическое право также не воспринималось в качестве отдельной правовой отрасли, все же были заложены основы к ее формированию. В качестве таких основ можно выделить: оформление и нормативное закрепление отдельных институтов в рамках экологического права, отделение его от права собственности, а также наличие значительного количества кодифицированных актов, регулировавших природоохранные и природоресурсные отношения.

2. Становление и развитие экологического права как самостоятельной отрасли права

Как уже было отмечено нами ранее, если в течение дореволюционного и большей части советского периодов экологическое право развивалось неконтролируемо, бессистемно и стихийно, и рассматривалось, прежде всего, в рамках права собственности, а позже в качестве природоресурсного и санитарного права, то современный этап его развития был связан с оформлением природоохранных норм в достаточно определенную и структурированную отрасль права. При этом стоит отметить, что в качестве начала современного этапа развития экологического права выступают восьмидесятые годы ХХ века.

Особенности рассматриваемого этапа были связаны, главным образом, с тем, что в последние годы существования СССР было отмечено резкое ухудшение состояния окружающей среды. Среди причин данного явления выделялись слабое правовое регулирование природопользования и охраны окружающей среды, несовершенная организация государственного управления в этой сфере, остаточный принцип финансирования природоохранительной деятельности, отсутствие у предприятий экономических стимулов к рациональному использованию природных ресурсов и охране природы от загрязнения. В связи с этим 7 января 1988 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране», содержащее в себе ряд существенных директив, к которым, в частности, относились:

) консолидация государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды путем образования Государственного комитета СССР по охране природы;

) совершенствование экономического механизма, обеспечивающего эффективное использование и охрану природных богатств;

) решение о подготовке проекта Закона СССР об охране природы.

Таким образом, данным постановлением, а также рядом других нормативно-правовых актов, принятых в конце восьмидесятых годов прошлого века было положено нормативное и теоретическое основание выделения экологического права в отдельную правовую отрасль. Связано это было с тем, что проблема охраны природных ресурсов получила свою экологическую характеристику и интеграция природоохранных норм достигла того уровня, который позволил говорить об отдельной отрасли экологического права, не являющейся частью какого-либо другого правового образования.

В период девяностых годов ХХ века наблюдался явный прогресс как с точки зрения совершенствования научного материала, так и со стороны развития природоресурсного законодательства. Связано это и с утверждением понимания экологических отношений и существующих в рамках них проблем, и с окончательным отделением экологического права от всех других отраслей (главным образом, от земельного и санитарного права), и с высокими темпами интеграции Российской Федерации в международное сообщество.

Помимо указанных выше причин, важнейшим условием самостоятельности отрасли экологического права являются новые проблемы в области охраны природы, связанные с экологическим кризисом в России. На настоящий момент объемы выброса загрязняющих веществ в атмосферу, водные объекты, почву в несколько раз превышают установленные законом пределы. Похожая ситуация наблюдается и с вырубкой лесов, и с уничтожением животного мира.

Экологическое право понимается как самостоятельная отрасль, прежде всего, на теоретическом уровне. Современное экологическое законодательство продолжает носить разрозненный характер. На сегодняшний день не существует специализированного экологического кодекса или закона, подобного ему. Однако во всяком случае важнейшим этапом оформления экологического права в отдельную отрасль явилось принятие Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подробно регулирующего как общие понятия и принципы охраны окружающей среды, так и основы управления в области этой охраны. На основе данного нормативного акта разрабатываются конкретные нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы допустимых физических воздействий, антропогенной нагрузки и так далее.

Представленный блок нормативных актов фактически отделен от санитарного законодательства и относится к источникам экологического права.

) оформление его в качестве самостоятельной отрасли права с собственными предметом, методом и источниками;

) обусловленность необходимости существования данной отрасли экологическим кризисом и общими экологическими проблемами современного российского общества, усилением антропогенной нагрузки, сокращением объема природных ресурсов, возрастающей долей загрязнения всех элементов окружающей среды;

) интеграцию российского права в международное правовое пространство, использование положительного опыта зарубежного экологического законодательства (данное обстоятельство также способствует развитию рассматриваемой нами отрасли права);

) выделение общего нормативного блока источников экологического права, к которым, в частности, относятся:

природоохранные нормы Конституции Российской Федерации;

международно-правовые акты и соглашения;

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 2002 года;

различного рода специализированные кодексы, такие как, Лесной, Водный, Земельный кодекс и другие;

ряд законов об охране отдельных видов ресурсов: животного, растительного мира, недр, почвы и так далее;

нормативные требования, касающиеся допустимых объемов выбросов загрязняющих веществ в окружающую среду;

иные нормативно-правовые документы.

Наличие разветвленной базы источников также позволяет говорить о самостоятельности экологического права среди других правовых отраслей.

В целом, стоит отметить, что становление и развитие экологического права именно в качестве правовой отрасли происходило исключительно на современном этапе его развития, так как ранее исследуемая нами отрасль рассматривалась в рамках других правовых конструкций. Кроме того, именно в последние годы экологическое право получило свое широкое развитие, выразившееся в изменениях в федеральном законодательстве, обширных научных исследованиях в данной области, направленных на создание практических рекомендаций и норм, а также в использовании зарубежного опыта в процессе регулирования экологических правоотношений.

3. Особенности понимания экологического права в качестве самостоятельной отрасли

Как уже неоднократно отмечалось нами ранее, экологическое право понимается большинством современных ученых в качестве самостоятельной отрасли права. Каковы же основания выделения совокупности нормативных предписаний в отдельную правовую отрасль? По мнению А.Г. Нецветаева, для этого необходимо выполнение четырех основных условий:

) наличие государственного интереса в создании такой отрасли;

) выделение круга специфических общественных отношений, составляющих предмет самостоятельного правового регулирования;

) потребность в особом методе правового регулирования;

) наличие либо потребность в наличии особых источников права.

Все эти признаки присущи экологическому праву, и поэтому его относят к самостоятельной отрасли в системе российского национального права. При этом общий вопрос о понимании пределов этой отрасли различается. Исторически сложилось понимание экологического права в качестве природоохранной отрасли, однако современное его развитие привело к необходимости более широкого толкования этой правовой отрасли. При этом в сферу общественных отношений, регулируемых экологическим правом включаются, в том числе, отношения в сфере обеспечения экологической безопасности человека и окружающей среды, и в рамках которых, по мнению некоторых ученых, осуществляется экологическая функция государства. Указанное понимание предмета рассматриваемой нами правовой отрасли сложилось достаточно недавно в процессе эволюции экологического права.

Также в качестве особенности отрасли экологического права на современном этапе его развития можно назвать формы его проявления. Их выделяется три: правовая концепция, нормы права и правоотношения.

Концепция (идеология) в экологическом праве служит формой политики государства и объединения эколого-правовых норм в систему. Эту политику выражают идеи, доктрины, теории, образующие в совокупности правовую концепцию экологически безопасного устойчивого развития общества при взаимодействии с природой.

Нормы экологического права закрепляют экологическую политику государства в обязательных правилах поведения физических и юридических лиц и субъективных правах этих лиц в отношениях природопользования и охраны окружающей среды. В своей совокупности такие нормы составляют обособленную систему, устанавливающую правовую основу реализации экологических общественных отношений.

Экологические правоотношения представляют собой урегулированные правом общественные экологические отношения - юридические связи субъектов права. Посредством правоотношений экологическое право приводится в действие и реализуется.

Таким образом, на современном этапе своего развития экологическое право приобрело все черты отдельной правовой отрасли, стало осознаваться в качестве комплексного правового образования, а также получило собственные, характерные для правовой отрасли формы выражения, в связи с чем можно утверждать, что экологическое право действительно является самостоятельной правовой отраслью. экологический право охрана природа

Заключение

Подводя итог исследованию, проведенному в рамках данной контрольной работы, можно сделать вывод о том, что процесс становлении экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли был достаточно длительным и на настоящий момент нельзя считать его завершенным. Первые правовые нормы в области охраны окружающей среды появились с момента образования на территории России первых государственных образований. Свидетельства существования таких норм можно найти и в Русской Правде, и в отдельных нормативных актах князей, а позже царей и императоров. Общей особенностью данного периода явилось то обстоятельство, что экологические проблемы не осознавались в качестве таковых, а блок правоохранительных норм включался в институт права собственности государства. Кроме того, такие нормы носили еще и санитарное значение.

Большую часть советского периода развития экологического права оно также не осознавалось в качестве самостоятельной отрасли, хотя начали формироваться определенные предпосылки к этому. В качестве таких предпосылок можно выделить увеличение массива собственно природоохранного законодательства, его обширная кодификация. Однако при этом экологическое право все еще считалось частью блока санитарных правил, а все кодифицированные акты в данной области не объединялись в единое правовое образование, а только регулировали каждый свой отдельный институт или подотрасль.

В конце восьмидесятых годов прошлого века экологическое право оформилось в самостоятельную отрасль как теоретическом, так и на законодательном уровне. Этому процессу во многом способствовало осознание экологической функции государством, а впоследствии принятие Федерального закона «Об охране окружающей среды». В последнее время в научной среде ведутся активные споры относительно целесообразности принятия специализированного Экологического кодекса, объединившего бы в себе все разрозненные положения экологического законодательства современного этапа.

Список использованных источников и литературы

Нормативно-правовые документы

. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.

. Об охране окружающей среды : федер. закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ : в ред. от 12.03.2014. - Режим доступа : СПС «Консультант Плюс».

. Русская Правда. Пространственная редакция. - Режим доступа : www.tanceflex.ru.

. Учреждения для управления губерний : указ Екатерины II от 07.11.1775. - Режим доступа : www.tanceflex.ru.

. Устав благочиния, или полицейский от 08.04.1982. - Режим доступа : www.tanceflex.ru.

. О коренной перестройке дела охраны природы в стране : постановление ЦК КПСС и Совет Министров СССР от 07.01.1988 № 93. - Режим доступа : www. law7.ru.

Специальная литература

. Бринчук, М.М. Экологическое право : учебник / М.М. Бринчук. - М. : «Консультант Плюс», 2009. - 670 с.

. Голиченков, А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учеб. пособие / А.К. Голиченков - М. : Издательский Дом «Городец», 2011. - 448 с.

. Нецветаев, А.Г. Экологическое право: учебно-практич. пособие / А.Г. Нецветаев. - М. : Издательство МГУЭСИ, 2010. - 223с.

Похожие работы на - Исторические предпосылки формирования и развития экологического права в качестве самостоятельной правовой отрасли

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!