Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,82 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Московский региональный социально-экономический институт











Курсовая работа № 1

Учебная дисциплина - Общие основы психологии

Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Специальность: Психология и педагогика

Специализация: Психологическое консультирование

Тихонова Татьяна Алексеевна

пс-10/у

Руководитель -

Кандидат педагогических наук,

Доцент Кислинская Н.В.


Видное - 2013

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников

.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников

.2 Опыт эффективного развития творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Глава II. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в процессе эксперимента

.2 Практические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Заключение

Терминология

Список литературы

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, что художественное конструирование, являясь одним из видов художественного творчества, позволяет формировать творческое мышление, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное творчество, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения. В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д. Именно поэтому так высока актуальность данного исследования.

Многие ученые (А.А.Адамян, Д.Благоев, А.И.Буров) пришли к выводу о том, что существуют достаточные основы для дальнейшего изучения проблемы воспитания человека, способного к эмоционально-оценочной и творчески созидательной деятельности, направленной на организацию гармонической предметной среды, т.е. проблемы творческого образования учащихся. Некоторые ученые (Р.Арнхейм, В.С.Мейлах, А.Пейпер) в своих работах подтвердили высокую степень значимости творческого развития, воздействия на психику человека цвета и формы, способности их вызывать различные эмоции и т.д. Руководствуясь комплексом, состоящим из особой установки сознания, оценочных суждений и способов творческой деятельности, человек может формировать в себе эстетическое отношение к миру вещей. Художественное конструирование - это процесс рационального проектирования изделий с учетом законов гармонии и красоты. Эстетическая выразительность должна достигаться как результат последовательного осуществления конструкторского замысла. Многие педагоги и психологи (Д.Н.Джола, Б.Т.Лихачев, З.И.Калмыкова, Г.П.Калинина и др.) подтверждают необходимость для воспитательного и общеразвивающего воздействия специально организованной художественно-эстетической деятельности. Выдающиеся педагоги (Сухомлинский В.А., Коротаева Г.С., Пестоногова Л.П., Чуварина Н.П.) придают большое значение эстетическому воспитанию ребенка через воздействие на них природы, эстетики быта, общественных и трудовых отношений. Дети младшего школьного возраста, по утверждению В.В.Алексеевой, Н.А.Дмитриевой, Н.М.Зубаревой, А.А.Мелик-Пашаева, Н.Н.Фоминой, В.С.Щербаковой и др., эмоционально воспринимают изменения планировки и обстановки помещения, достаточно верно ориентируются в этих изменениях. Также они предпочитают художественно - образное оформление предметной среды, их привлекает оригинальная конструкция, необычная цветовая отделка, подвижность предметов. Знания и умения по обращению с инструментами и обработке материала, знания свойств материала и элементарной технологии, умение анализировать трудовые задания, планировать и применять знания на практике, воспринимать окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также знания о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

Цель исследования: определение психолого-педагогических условий развития творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования.

Объект исследования: творческое мышление младших школьников.

Предмет исследования - психолого-педагогические условия развития творческого мышления младших школьников в процессе художественного конструирования

Гипотеза исследования: эффективность развития творческого мышления школьников будет достигаться, если:

методы развития творческого мышления обеспечивают художественно-конструкторскую деятельность учащихся

содержание экспериментальных уроков направлено на самостоятельную творческую активность учащихся

Задачи исследования:

1.установить методы развития творческого мышления младших школьников

2.определить содержание экспериментальных уроков

Методологической основой исследования являются ведущие психологические теории: концепция поэтапного формирования умственных действий (Б.Ф. Ломов, И.С. Якиманская, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), психолого-педагогические труды о методах развития творческого мышления младших школьников (Лыкова Н.С., Симановский А.Э., Тарловская Н.Ф., Давидчук А.Н. и др.).

Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; анализ опыта работы психолога; анализ практики психологической деятельности; наблюдение; психолого-педагогический эксперимент

Новизна исследования заключается в том, что на экспериментальных уроках труда учащиеся не только, выполняя задания по образцу педагога формируют художественно-конструкторские способности, но и развивают творческое мышление в самостоятельной деятельности.

Противоречие исследования заключается в том, что в психолого-педагогической литературе теоретически обоснованы, но на практике в процессе школьного обучения не в полной мере раскрыты методы развития творческого мышления учащихся в процессе художественно-конструкторской деятельности.

Практическая значимость исследования: разработанная методика развития творческого мышления учащихся существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе.

Глава I. Теоретические основы развития творческого мышления младших школьников

1.1 Сущность развития творческого мышления младших школьников

Евдокимова Л.Н. выделяет 6 блоков, по которым осуществляется выделение факторов и процессов функционирования творческого мышления: восприятие и память; мышление; воображение и новизна; интуиция; потребность в самовыражении, самостоятельность; эстетические и морально-этические качества личности. Самым многочисленным по количеству показателей является блок, связанный с деятельностью мышления. Обратимся к определению понятия "мышление". Леонтьев А.Н. говорил, что мышление - это процесс сознательного отражения действительности в таких объективных ее свойствах, связях и отношениях, в которые включаются и недоступные непосредственному чувственному восприятию объекты. Брушлинский А.В. понимал под мышлением неразрывно связанный с речью, социально обусловленный психический процесс самостоятельного искания и открытия существенно нового в ходе анализа действительности, возникающий на основе практической деятельности. Педагогический словарь дает такое определение: «мышление опосредованное и обобщенное познание человеком предметов и явлений объективной действительности в их существенных связях и отношениях». Мышление представляет собой активную целенаправленную деятельность, в процессе которой осуществляется переработка имеющейся и вновь поступающей информации, отчленение внешних, случайных, второстепенных ее элементов от основных, внутренних, отражающих сущность исследуемых ситуаций, раскрываются закономерные связи между ними. Это обобщенное и опосредованное познание действительности, в процессе которого мысль человека бесконечно углубляется в суть окружающей действительности, открывая ее закономерности. Калмыкова З.И. в своей работе «Продуктивное мышление как основа обучаемости» отмечает, что самый существенный признак, отличающий мышление от других психических процессов, - направленность на открытие новых знаний, т. е. его продуктивность. Суммируя основные моменты в определениях, можно сказать, что мышление:

.Это психический процесс, который является обобщенным и опосредованным отражением общего и существенного в действительности.

.Мышление выполняет регулирующую функцию по отношению к поведению человека, поскольку связано с образованием целей, средств, программ деятельности.

.Мышление является социально обусловленным процессом: оно не возможно без знаний, добытых в ходе человеческой деятельности.

Для раскрытия понятия творческого мышления необходимо раскрыть механизмы продуктивного мышления, поскольку они тесно связаны между собой и имеют сходную природу. Выразителями подхода к мышлению как к чисто продуктивному процессу являются представители гештальтпсихологии

(М. Вертгаймер, В. Келер, К. Коффка и др.) Продуктивность рассматривается ими в качестве специфической черты мышления, отличающей его от других психических процессов. Мышление возникает в проблемной ситуации, включающей неизвестные звенья. Преобразование этой ситуации приводит к такому решению, в результате которого получается нечто новое, не содержащееся в фонде имеющихся знаний и не выводимое из него непосредственно на основе законов формальной логики. В продуктивных теориях мышления новое, возникающее в результате мыслительной деятельности, характеризуется своей оригинальностью. Оно возникает в проблемной ситуации, обычно предполагающей преодоление "барьера прошлого опыта", мешающего поиску нового, требующего понимания этой ситуации.

Идеи о продуктивном характере мышления человека, о его специфике, взаимоотношении с другими процессами, и прежде всего с памятью, о закономерностях его развития разрабатывались в исследованиях многих советских психологов (Б. Г. Ананьев, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, Г. С. Костюк, А. Н. Леонтьев, Ю. А. Самарин, Б. М. Теплов, М. Н. Шардаков, П. Я. Шеварев и др.). Движущей силой процесса мышления являются возникающие противоречия между целью и средствами, которыми располагает субъект. В результате продуктивного мышления происходит становление психических новообразований - новых систем связей, новых форм психической саморегуляции, свойств личности, ее способностей, что знаменует сдвиг в умственном развитии. Продуктивность мышления учащихся обеспечивает самостоятельное решение новых для них проблем, глубокое, высокого уровня усвоение знаний, быстрый темп овладения ими, широту их переноса в относительно новые условия, т.е. успешность выполнения учебной деятельности.

Репродуктивное мышление, характеризуясь меньшей продуктивностью, тем не менее играет важную роль и в познавательной и в практической деятельности человека. Лук А.Н. в работе «Мышление и творчество», подчеркивает, что репродуктивное мышление имеет большое значение в учебной деятельности школьников. Оно обеспечивает понимание нового материала при его изложении, применение знаний на практике. Возможности репродуктивного мышления прежде всего определяются наличием у человека исходного минимума знаний, оно, как показали исследования, легче поддается развитию, чем мышление продуктивное, и в то же время играет немалую роль в решении новых для субъекта проблем. В этом случае оно выступает на начальном этапе, когда человек пытается решить новую задачу известными ему способами и убеждается в том, что знакомые способы не обеспечивают ему успеха. Осознание этого приводит к возникновению "проблемной ситуации", т.е. активизирует продуктивное мышление, обеспечивающее открытие новых знаний, формирование новых систем связей, которые позднее обеспечат ему решение аналогичных задач. Осознание найденного субъектом пути решения, его проверка и логическое обоснование вновь осуществляются на основе репродуктивного мышления. Т. о, реальная продуктивная (и его высшая ступень- творческая) деятельность, процесс самостоятельного познания окружающей действительности - результат сложного взаимодействия репродуктивного и продуктивного видов мыслительной деятельности. Основание деления на репродуктивное и продуктивное мышление- степень новизны для субъекта получаемых в процессе мышления знаний. Творческое же мышление следует рассматривать как "крайнюю точку", высшую степень проявления продуктивного мышления, отличающуюся объективной новизной, оригинальностью своего продукта.

Пономарев Я.А. в своей работе «Психология творчества и педагогика» отмечает, что в современной школе роль мышления возрастает. При современном обучении ученику необходимо не просто приобрести знания, умения, навыки, освоить сложившиеся способы человеческой деятельности, но и овладеть творческим подходом к ее осуществлению, развивать устойчивые познавательные интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании. Таким образом, на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирования творческого мышления учащихся. Функция учителя - не только донести до учащихся необходимое для усвоения содержания, но и создать условия для возникновения деятельности учения(сформировать цель деятельности),организовать и управлять познавательной(или практической) деятельностью, контролировать и оценивать его результаты. Изложение материала учителем играет в обучении важную роль, состоящую в предоставлении материала для собственной деятельности ученика. Следовательно, согласно учениям Рубинштейна С.Л., мышление, во-первых, проявляется в учебной деятельности как понимание учебного материала. Во-вторых, у ученика должна сформироваться адекватная цель деятельности. Т.е. необходима работа мышления, связанная с постановкой целей в учебной деятельности. В-третьих, для успешной учебной деятельности нужно владение приемами управления деятельностью, самоконтроля, саморегуляции, что невозможно без анализа закономерностей самой деятельности. Иными словами, в учебной деятельности необходима рефлексия. В-четвертых, решение проблем и задач - еще одно важное проявление мышления. Т.о, мышление проявляется в учебной деятельности в понимании учебного материала, в решении разнообразных задач и проблем, в постановке целей, в рефлексивной регуляции. Рассмотрим основные виды мышления, которые тесно связаны с продуктивным, а для этого остановимся сначала на определении творчества. Проблемы происхождения, функционирования, проявления результатов творчества интересовали философов, психологов, педагогов, эстетиков. Число характеристик данного понятия превышает тысячи. В.Н. Николко была сформулирована комплексная модель понятий, определяющих творчество, позволяющая классифицировать проанализированные теоретические взгляды в соответствии с различными подходами к сущностному определению творчества.

.Процессуальный (философы-Ж.Лякруа, М.Ортега-и-Гассет, А.Библер, С.Х.Раппопорт; психологи Л.С.Выготский, А.Я.Дудецкий, О.М.Дьяченко, Ю.Д.Полуянов, А.Н.Мелик-Пашаев, В.О.Пушкин и др.), определяющий творческое мышление как совокупность функционирующих психических процессов.2.Деятельностный (философы - Аристотель, М.Недонсель, Г.Сиегваль, Д.Дьюи, психологи - А.П.Николко, Б.П.Никитин), характеризующих творчество с точки зрения деятельности и социальной значимости ее продуктов.3.Особая форма иррациональности (А.Шопенгауэр, Ф.Т.Фишер, З.Фрейд и др.)где творчество является проявлением бессознательного.

.Состояние человека( А.Камю,Ж.П.Сартр,А.Мальро),направленное напреодоление человеческих комплексов.

.Самовыражение (А.Дюфренн, А.Бержон, А.Ф.Лосев) - теория, где творчество есть естественная потребность человека выразить свой внутренний мир в реальной форме. Остановимся на определении, которое, как исследователю кажется, наиболее тесно связано с исследуемой проблемой.

Творчество - активная созидательная деятельность, результатом которой является создание качественно новых материальных ценностей, отличающихся новизной, оригинальностью, уникальностью. Т.о. выдвигается следующая ормулировка понятия творческого мышления.Творческое мышление - это процесс, врожденно присущий человеку, включающий в себя восприятие, эмоции, опыт человека, особенности памяти, воображения, интуицию, лежащие в основе потребности к самовыражению личности в условиях свободы и ведущей к преобразованию действительности. Продуктивное мышление рассматривается как высшая ступень творческого мышления. Продуктивное мышление это такой психический процесс, в результате которого возникает оригинальное, принципиально новое для данного субъекта решение задачи, причем такое, которое не вытекает непосредственно из уже известного, а требует его преобразования, выхода за его пределы. Рассмотрим основные виды мышления, тесно связанные с продуктивным, творческим. Теоретически - понятийное мышление, пользуясь которым человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, выполняет действия в уме, непосредственно не имея дело с опытом, получаемым при помощи органов чувств, как утверждает Симановский А.Э. Теоретико-образное мышление - отличается от понятийного тем, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются -не понятия, суждения или умозаключения, а образы. Оно или непосредственно извлекается из памяти, или творчески воссоздаются воображением.

Главным механизмом продуктивного мышления Л.С.Выготский считает способность комбинировать образы жизненного и культурного опыта на основе ассоциации и диссоциации. Младшие школьники учатся не столько у учителя, сколько вместе с ним. Они вместе проходят по длительной истории вынашивания и развития способов деятельности, завершающихся актом творчества. Т.о, исходя из возрастных особенностей функционирования творческого процесса у детей младшего школьного возраста, необходимо обратить внимание на следующее: функционирование психических процессов является предпосылкой и основой для формирования продуктивного мышления.

Развитие продуктивного мышления у детей младшего школьного возраста заключается в развитии следующих качеств, лежащих в основе данного процесса, сформулированных на основе психологически исследованных фактов: цепкости и цельности восприятия; различных видов памяти, включая обогащение эмпирического опыта ребенка; логических операций: анализа, синтеза, обобщения, классификации; воображения на основе ассоциирования образного сравнения, овладение различными способами формирования образов воображения; интуиции; интеллектуальных, эстетических, морально-нравственных качеств личности, включая способность к доведению дела до конца и к оценочным действиям. Развитие перечисленных качеств осуществляется в учебно-воспитательном процессе посредством использования элементов художественного конструирования при организации эстетико-педагогических условий, обеспечивающих функционирование данных качеств на всех этапах творческой деятельности.

1.2 Опыт эффективного развития творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

творческий мышление художественный конструкторский

Психолого-педагогические условия развития творческого мышления широко представлены в трудах педагогов: Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, А.Ф. Харламова, Ю.К. Бабанского, Ш.А. Амонашвили, Б.П. Никитина, Дж. Смита и других. Эстетические условия вытекают из теории дизайна и эргономических требований организации окружающей среды, вопросами которой занимались: В.П. Зинченко, В.П. Глазычев, И.М. Демина, Л.М. Холмянский, И.П. Юров и другие. Синтез эстетических и педагогических условий как единая система организации школьного учебного пространства был осуществлен Р. Штейнером в процессе создания вальфдорских школ. А также, попытки аналогичного синтеза были осуществлены педагогами: В.А. Караковским, Н.Л. Арининой, Г.Б. Кобахидзе, С.А. Анискиным, что и стало теоретической основой для создания эстетико-педагогических условий в учебно-воспитательном процессе, обоснованных в данной исследовательской работе. Итак, сначала остановимся на анализе педагогических условий, создаваемых известными педагогами в русле своей теории с точки зрения их применения в конкретной школьной и классной обстановке, ставшей базой экспериментального исследования. Субъективные условия, способствующие развитию творчества у детей имеют двустороннюю структуру. С одной стороны - это субъективно-индивидуальные, физиологические, психологические и интеллектуальные особенности ребенка, позволяющие ему усвоить в той или иной степени необходимые для формирования творческого мышления мыслительные процессы; с другой стороны - интеллектуально-психологические особенности педагога, лежащие в основе его творческой личности. Создание данной группы условий осуществляется на основе положений экспериментальной эстетики по формо-цветовым предпочтениям. Качественные характеристики, которые необходимо развивать для возможности функционирования творческого мышления у младших школьников: цепкость и цельность восприятия, память, воображение, логическое мышление, речь, интуиция, способность к оценочным действиям и доведению дела до конца, интеллект. Таким образом, субъективные факторы, влияющие на развитие творческого мышления у младших школьников почти не отличается от тех, которые необходимы для общего гармоничного развития, обучения и воспитания ребенка. Исходя из этого, субъективные условия развития творческого мышления можно сформулировать как индивидуально творческие.

Данные условия находят свое выражение и становятся эффективными только в результате непосредственного взаимодействия педагога с детьми, то есть проявляются через объективно субъективные условия.

Д.Б. Никитин считает, что создание условий успешного развития творческих способностей надо начинать задолго до поступления ребенка в учебное заведение. В качестве таких условий Никитин выдвигает следующие положения: ранее начало развития творческих способностей, со дня рождения ребенка необходимо подготавливать почву для функционирования творческого мышления; окружить ребенка такой средой и системой отношений, которые бы стимулировали его разнообразную творческую деятельность;

максимальное напряжение сил, которые вытекают из самого характера творческого процесса; представление ребенку большей свободы в выборе деятельности, способов работы, чередовании дел, продолжительности занятий; ненавязчивая, умная, доброжелательная помощь взрослого. Создание условий, касающиеся развития элементов творчества посредством создания соответствующих эмоционально-психологической комфортности учащегося во время учебно-воспитательного процесса, основано на использовании определенных форм и методов работы, с помощью которых достигается необходимая для творчества атмосфера коллектива, и в связи с тем, что речь идет о развитии творческого мышления, характеризующегося оригинальностью, непредсказуемостью, - то наряду с традиционными формами и методами учебно-воспитательной работы, без которых не обходится формирование ни с одного психологического и интеллектуального процесса, объединяют в себе многочисленный опыт педагогов и подразделяются на следующие группы: объяснительно-иллюстрированный или рецензивный метод (рассказ, лекция, объяснение и т.д.), репродуктивный - воспроизведение действий по применению знаний на практике, проблемное изложение изучаемого материала, исследовательский метод при котором учащимся предлагается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого методы. Ю.К. Бабанский все многообразие методов обучения подразделил на три основные группы: методы организации и осуществление учебно-познавательной деятельности; методы стимулирования и мотивации познавательной деятельности; методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности. Кроме того, творческие формы и методы работы предполагают постоянное использование эстетических качеств среды и эстетических ценностей - продуктов человеческой деятельности в качестве наглядно-иллюстративного, творчески стимулирующего материала. Исследователь считает, что на уроках труда необходимо показать, что художественное начало присутствует при создании всех окружающих нас предметов, и каждый человек должен уметь создавать красивые вещи. С этой целью можно использовать элементы художественного конструирования, которые предполагают в предмете: единство цвета и формы; сочетание материала и формы; соответствие формы назначению; пропорциональность различных форм в композиции. Этот комплекс знаний исследователь называет художественно-конструкторскими. Рассмотрим использование этих знаний на уроках трудового обучения в связи с эстетическим воспитанием учащихся.

Воспринимая окружающие предметы, соотношения различных форм, сочетания цветов, а также получая соответствующие знания на занятиях в детском саду и на уроках в школе, дети усваивают определенную систему знаний о различных комбинациях, средств выразительности в художественном конструировании. Эти знания способствуют формированию у ребенка пространственных представлений, цветоощущения, конструкторских знаний и знаний о композиции. Таким образом, художественно-конструкторские знания необходимо формировать с младшего возраста, так как они помогают восприятию красоты окружающего мира и развитию пространственных представлений.

Рассмотрим наиболее распространенные формы организации работы учащихся по созданию новых для них конструкций изделий.

. Конструирование под диктовку учителя. Учитель поочередно показывает конструкции деталей, демонстрирует примы их изготовления и соединения, порядок отделки изделия, использование по назначению. Учащиеся занимаются репродуктивной деятельностью, воспроизводят, копируют действия учителя.

.Конструирование по аналогии. После того, как учащиеся под руководством учителя изготовят изделие, им предлагается самостоятельно провести конструирование аналогичного по конструкции или несколько более сложного, о подобного по конструкции изделия.

.Конструирование по образцу. Учащиеся анализируют конструкцию образца, выясняют из каких деталей он состоит, выясняют порядок и приемы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия. В данной форме обучения конструированию обеспечивается в основном прямая передача детям готовых знаний. Это необходимый этап, в ходе которого дети узнают о свойствах материала, овладевают техникой конструирования.

.Конструирование по собственному замыслу. Это вид конструирования на основе самостоятельного рассмотрения задания на конструирование изделия, для изготовления которого требуется применить известные учащимся материалы, инструменты и усвоенные ранее приемы труда. 5. Конструирование по письменным или графическим описаниям изделия, включающим общие технические требования к готовому изделию (его назначение, условия использования, материал, общие требования к конструкции и пр.)

.Конструирование по условиям. Не давая образца и способов изготовления, детям задают лишь условия, которыми композиция замысла должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают ее практическое назначение.

В условиях систематического решения конструктивных задач проблемного характера у детей формируется правильное отношение к своим ошибкам, формируются обобщенные способы анализа, значительно повышается умственная активность. Одним из аспектов конструктивной деятельности является результат, выражающийся в законченном предмете. Ребенку нужно доказать, что все, что делает человек, имеет свою форму, композицию, цвет, линию и поэтому сделанное им самим может быть красивым или некрасивым, прекрасным или безобразным. Оформляя результат труда, школьник должен думать не только о том, удобна ли данная вещь, но и о том, как она выглядит. Поэтому одна из важнейших задач обучения конструированию, как утверждает Р. Гибсон, состоит в том, чтобы учить ребенка не только навыкам добросовестной работы, но и чувству формы, сочетанию цвета, композиции, симметрии. Прежде всего, дети постигают важную мысль, что конструкция формы должна быть целесообразной, разумной, проявляющейся в удобстве вещи при ее пользовании. Чем полнее соответствует форма своему назначению, чем целесообразнее решена, тем она проще. Поэтому здоровый эстетический вкус расценивает простоту формы как выражение ее красоты.

В процессе создания замысла происходит обдумывание предстоящей деятельности, представление конечной цели- конструкции, выбор способов достижения этой цели, планирование последовательности практических действий. Однако, практическая деятельность, направленная на выполнение замысла, не является чисто исполнительской, она сочетает мыслительные и практические действия. При этом особую роль играют практические действия, носящие поисковый характер, они являются как бы источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений. В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения.

Тарловская Н.Ф. в своей работе «Обучение детей дошкольного возраста конструированию», отмечает, что, решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность. В основу систематизации содержания обучения конструированию должна быть положена зависимость конструируемых объектов от их практического назначения.

Методы развития творческого мышления в процессе изобразительной деятельности:

.Анализ серии образцов, выполненных одним способом.

Представленность сразу нескольких предметов, выполненных одним и тем же способом, дает возможность вычленения обобщенного способа их создания.

Анализ серии образцов помогает также сконцентрировать внимание детей на учебной задаче. Учитель подводит детей к выводу: главное- научиться" читать чертеж", "слушать линии", которые всегда "говорят", что с ними надо сделать (разрезать, согнуть и др.) Анализируя серию образцов, дети ставятся в ситуацию выбора конкретной поделки. Смысл ситуации выбора в том, что взрослый не навязывает детям решение. Создавая поделку на основе деления листа бумаги пополам, в серии "дома", можно предложить детям следующие варианты: домики одной величины (высоты и ширины) с одним окном на каждой стороне, но разного цвета (детям надо выбрать цвет бумаги), домики разного цвета и разной высоты (высокий и низкий), дети выбирают цвет и длину прямоугольника, домики разной высоты, цвета и ширины (дети ориентируются на учет всех трех свойств). Когда у детей накапливается опыт создания поделок разнообразными способами, надо предоставить им возможность анализировать образцы с позиций способа их изготовления. Так, учитель предлагает объемные фигурки животных из бумаги на основе куба, бруска, конуса, разделенного пополам прямоугольника. Ребенок выбирает тот или иной способ работы. Умение находить общий способ создания основы конструкции развивает самостоятельность ребенка в выборе цвета, величины, возможных деталей, украшений для конкретной, задуманной им поделки. А в результате работа каждого ребенка индивидуальна. В художественном труде качество результата небезразлично ребенку. Его не устраивает плохо сделанная вещь.

Основными методами формирования рациональных действий являются: показ; объяснение. Чтобы показ и объяснение были эффективными, педагог должен:

сам четко представлять алгоритм рационального действия; обеспечить совершенствование действий по линии осознанного и самостоятельного его применения; помочь сделать "перенос" усвоенного действия с одной конкретной поделки на другую, с одного материала на другой, корректируя действие с четом специфики материала; в выборе конкретных приемов показа и объяснения учитывать трудности, с которыми встречается ребенок при усвоении действий. Т.к. внимание ребенка при выполнении работы, как правило, направлено на результат действия, а не на способ его выполнения, необходимо при показе действий переключить внимание детей с результата на способ действий и учить выполнению нужных движений рукой и инструментом. Трудность, которую часто испытывают дети, -отсутствие или недостаточность зрительного контроля, также дети затрудняются в сравнении особенностей движений в оценке их качества, не могут отличить правильное от неправильного. Чтобы преодолеть эти трудности, нужно своевременно установить связь между характером движений и получаемым от этого движения результатом и дать установку на самоконтроль за действием.

.Анализ промежуточных результатов и побуждение к самоконтролю.

Анализ промежуточных результатов способствует убеждению ребенка в необходимости соблюдать последовательность действий. Представленность промежуточных результатов может быть использована учителем для обучения детей самоконтролю. Не всегда дети удерживают в памяти последовательность работы, даже если они участвовали в ее определении. Действиям сопоставления надо учить: ребенку предлагается прикладывать под каждый промежуточный результат, начиная с первого, свою работу, сравнивая их. Когда ребенок доходит до промежуточного результата, идентичного своему, учитель обращает внимание на следующий и устанавливает, что следует сделать, чтобы его получить.

Постепенно отпадает необходимость сопоставления промежуточных результатов под непосредственным руководством взрослого, дети самостоятельно с этим справляются.

.Анализ несовершенной поделки. В ней представлены наглядно те ошибки, которые могут быть у детей. В любой работе есть возможность предугадать возможную детскую ошибку и с помощью анализа несовершенной поделки дать установку на самоконтроль. Также надо побуждать детей к взаимоконтролю. Они легче обнаруживают ошибку у другого, чем у себя.

.Педагогическая оценка или анализ результатов деятельности.

Детские поделки обязательно оцениваются с точки зрения решения художественно-конструкторских задач, должны быть отмечены их выразительность, оригинальность. Очень важно соблюдать следующие требования к оценке: оценивается только результат, который достигается усилиями самого ребенка; по мере развития ребенка оценка становится все более дифференцированной; нельзя сопоставлять результаты деятельности с успехами других детей, нужно оценивать его достижения; оценку необходимо построить так, чтоб дети были максимально активны в ней.

. Игровые приемы. Игровые приемы используются для упражнения детей в решении конструктивной задачи. Чтобы ошибок в конечном результате было как можно меньше, персонажи, используемые на занятиях, по ходу работы детей не оставляют их без внимания и вносят свои предложения, задают вопросы, помогающие контролировать свои действия и корректировать работу, уточнять, обогащать замысел. Замечания сказочного героя принимается детьми легче, чем от педагога. Если по ходу работы дети исправляют свои ошибки, конечные результаты значительно выше по качеству, и это радует их, создает уверенность в своих возможностях. Остановимся на этапах изготовления изделия.

Процесс изготовления вещи целесообразно разбить на 4 этапа:

.Планирование труда. И.И. Будницкая выделяет в процессе такого планирования 3 момента: анализ образца; определение последовательности операций; поиски вариантов решения. Остановимся подробнее на анализе образца. Каждый объект труда должен быть проанализированным в двух частях: самостоятельное восприятие и определение достоинств объекта; педагогическое руководство процессом восприятия. Во время самостоятельного восприятия объекта детьми, вопросы учителем не задаются, дети высказывают свои впечатления. После этого учитель дает целевую установку: посмотреть на изделие и ответить на вопрос: "Нравится предмет? В чем его красота?" Калинина Г.П. предлагает вот такие ориентировочные вопросы по выявлению и восприятию эстетических признаков, которые можно использовать при анализе образца изделия. Нужно учить видеть объект в целом и по частям. Дети данного возраста с неустойчивым вниманием не умеют видеть несколько предметов в единстве. Они часто выхватывают один предмет и постепенно к нему присоединяют другие. Поэтому очень важно научить их видеть несколько предметов в комплексе, показывать красивое сочетание, необходимость единства. С этой целью можно, например, использовать картины с изображением интерьера комнаты, где учтено и цветовое решение, и пространственное соотношение различных предметов. Такого вида упражнения учат видеть несколько предметов в единстве, ощущать красоту этого единства. Нельзя ставить цель только в изготовлении какого-либо изделия, нужно чтобы дети получали знания о различных материалах и их свойствах, цвете и форме, а изделие должно быть упражнением для закрепления знаний. Это подтверждается учением психологов о том, что: определяющую сторону в развитии детей младшего школьного возраста в процессе обучения составляет усложнение знаний и способов деятельности; в ходе обучения и воспитания происходит накопление и изменение способов, умений выполнять все более разнообразные действия.

Перечисленные условия выдвигают и педагогические требования к построению и проведению уроков трудового обучения: систематическое введение элементов художественного конструирования в уроки; создание проблемных ситуаций; введение элементов творчества.

Таким образом, планирование трудовых действий играет немаловажную роль, т.к. сам процесс планирования эстетически весьма выразителен, он является ярким проявлением творчества человека, способного спроектировать свои трудовые действия, организацию труда, также планирование активно способствует достижению детьми высокой организации коллективного труда, красоты индивидуальных трудовых действий.

.Анализ чертежа, выполнение разметки. В чертеже (следует напомнить об этом детям)заложена красота формы предмета. При выполнении чертежа-разметки в качестве главной задачи следует выдвигать перед детьми задачу -обеспечить точность чертежа, ибо в нем заложена основная красота предмета, красота формы. Точность выполнения чертежа достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования чертежных инструментов. При анализе чертежа, на наш взгляд, следует остановиться на трех моментах: на основных деталях изделия; на трудовых операциях; на технике выполнения чертежа.

.Обработка материала, монтаж, сборка. Нельзя обеспечить умелую, искусную обработку материала, не зная его свойств. Поэтому ознакомлению со свойствами материала всегда следует отводить необходимое время и место. Далее надо сформировать умения, связанные с осуществлением операций резания, навыками обработки сгиба, обработке линий постепенного сгиба, линий плавного перехода. Далее, во время сборки надо учить детей активно проявлять чувство формы изделия, эстетический вкус.

Глава II. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

2.1 Этапы развития творческого мышления младших школьников в процессе эксперимента

Принципы построения экспериментальной программы:

.Общекультурная (мировоззренческая, духовно-пространственная) направленность. Этот принцип подразумевает формирование у учащихся через практическую деятельность системы знаний и представлений об окружающей действительности: в первую очередь о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о социально-психологической и социально-исторической информативности мира вещей и так далее. Содержание курса призвано также обеспечить расширение круга художественно-эстетических и специальных знаний и формирование широких созидательных возможностей личности.

. От общего к частному (в формировании духовно нравственных установок) и от частного к общему (в формирование конкретных знаний и способов работы). Младшие школьники удивительно отзывчивы на эмоциональное воздействие природы и искусства, благодаря чему они в состоянии довольно глубоко «ощущать» те сложные философские идеи, которые лежат в основе творческого мышления. В связи с этим программа предусматривает освоение более частных творческих вопросов (единства эстетических и функциональных качеств в предмете целесообразности конструкции, технологичности способов работы, единства цвета и формы, соответствие материала формы, соответствие различных форм в композиции) на фоне выработки общефилософского подхода к проблеме «Природа-Человек-Предметная среда».Что касается конкретных способов ручной работы и соответствующих им знаний и умений, то в соответствии с психологической природой ребенка их формирование удобнее осуществить от простого к сложному, от частного к общему.

. Целостность формирования творческого мышления. Личность едина; большинство видов человеческой деятельности также целостны, то есть одновременно включают в себя несколько различных компонентов. В связи с этим наиболее естественно строить формирование конкретных параметров творческого мышления не изолированно друг от друга, а комплексно, т о есть в процессе выполнения конкретного изделия ученик рассматривая его как часть целого, учитывая возможные эстетические, социально-психологические и другие взаимосвязи с этим целым.

.Вариативность содержания, многообразие конкретных тем и изделий, творчество учителя. При общности цели и единстве принципов программа предусматривает самые широкие возможности для отражения в конкретном содержании уроков, региональных, социально-культурных и других местных особенностей. Количество уроков также может меняться.

Основываясь на принципах и учитывая теоретические положения нашего исследования приведем примерный тематический план.

При организации творческой деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации. А.Осборн предлагает 3 метода активизации творческой мысли:

исключение критики, возможность высказывания любых мыслей без боязни. Что их признают плохой;

поощрение самого необузданного ассоциирования;

количество идей должно быть как можно больше. Дж.Каган дает такие рекомендации для стимулирования творческого мышления детей (по книге "Одаренные дети"):

повысить вовлеченность ребенка в учебный процесс. Способствующий повышению эффективности усвоения;

стимулировать интеллектуальные усилия ребенка;

повысить уверенность ребенка в своих силах;

воспитать определенную независимость взглядов.

Д.Треффингер предлагает следующие рекомендации по выработке в детях творческих способностей(по книге "Одаренные дети")

не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо. Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей, не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;

не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

научитесь не торопиться с вынесением суждения;

научите детей прослеживать межпредметные связи;

приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

используйте трудные ситуации. Возникшие у детей в школе или дома как область приложения полученных навыков в решении задач;

помогайте детям научиться управлять процессами усвоения знаний;

подходите ко всему творчески

Ценность данной точки зрения в том, что авторы в методике развития творческого мышления опираются на возрастные особенности функционирования различных психических процессов у детей. Данные положения были использованы в экспериментальной работе в течение формирующего эксперимента и подтверждают их правомерность.

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная база: средняя общеобразовательная школе

№ 2 г.Московский Ленинского р-на Московской области. В эксперименте участвовали ученики 1 б класса (13 детей).

Методика проведения констатирующего эксперимента позволила установить уровень развития отдельных компонентов творческого мышления учащихся до начала специального обучения. В данной части исследования исследователь опиралась на психолого-педагогические методики тестовых испытаний. Предпочтение было отдано варианту, предположенному Башаевой Т.В., Чередняковой Т.О., Калининой Г.П., Падалко А.Е. , Головиной Т.Н., Евдокимовой Л.Н.. В силу их ориентированности на интересующую нас группу детей с цель близкой к нашей: установить уровень развития творческого мышления. В число констатирующих заданий были включены такие, которые позволили выявить степень новизны, оригинальности, склонности к творческой деятельности, уровень знаний о цвете, форме, пространственных отношениях, понимание целесообразности, рациональности вещи, а также стилевого чутья.

Цель исследования: Выявить уровень развития компонентов творческого мышления, включающих знания о цвете, пространственных отношениях, элементах технической эстетики, понимание художественных особенностей общности предметов, объединенных ансамблей, понимание целесообразности в оценке предметов, рациональности и гармоничности вещи.

План проведения методик.

Название теста. Цель

. Ассоциативный тест цветоразличения (по

Башаевой Т.В.) Выявить знание о цветовых оттенках

. Тест цветоразличия (по Чередняковой Т.В.)

Выявить знания о насыщенности о цвета, светлоте тона

. Выявление знаний о форме, пространственных представлениях (по Падалко А.Е.) Выявить знание детьми геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете и форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге

. Выявление элементов технической эстетики. Выявить элементы технической эстетики, на которые обращает внимание ребенок

. «Парта будущего». Выявление способности детей к творческой деятельности, созданию воображаемого образа предмета существующего в нереальных условиях

. Выявление чувства стиля. «Чайный сервиз» (Малиновская). Выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем

.Дорисуй фигуры (Головина Т.Н.). Выявить уровень представлений о симметричности предметов, умения достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа.

2.3 Практические рекомендации по развитию творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

Рассмотрим методики, по которым проходил формирующий этап эксперимента.

Методика № 1.

Цель: Выявить знания детей о цветовых оттенках

Подготовка: учитель приготовил знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и фишки цветные для того, чтобы дети разложили к каждому предмету его цвет. Задание: Подбери к каждому предмету фишку определенного цвета: горох, морковь, паук в паутине, цыпленок, снеговик, виноград, солнце, капуста, пингвин, бананы, свекла, облака.

Задание осложнилось двумя условиями. Первое - это ограничение во времени. На выполнение данного задания детям отвели 20 минут, предупредив их об этом заранее. Сложности так же вызвало и количество цветных фишек, что явилось для исследователя полной неожиданностью. Дело в том, что карточек каждому ребенку выдали по 12 шт., а фишек по 25 шт. различных, в том числе и повторяющихся цветов. У большинства детей это вызвала недоумение и растерянность - они полагали, что цвета повторяться не будут и количество карточек и фишек будет совпадать. А так, вариантов выбора оказалось больше ожидаемого. Основные ошибки заключаются в определении цвета моркови и свеклы как красного, а не оранжевого и бордового. Поскольку, детям разрешалось по ходу выполнения теста задавать вопросы учителю и обсуждать задание между собой, разгорелся спор по поводу цвета моркови. Большинство детей утверждали, что морковь красная, но некоторые настаивали, что морковь имеет оранжевый (трое детей назвали этот цвет «рыжим») цвет. Так же спор разгорелся по поводу цвета пингвина. Как известно, тело пингвина имеет черный и белый цвет. Двое детей утверждали, что фишку к слову «пингвин» надо ставить фишку черного цвету, т.к. большая часть его тела черная и это важнее. В итоге, учитель разрешил поставить к любому слову столько фишек, сколько преобладает цветов на этом слове. И все дети, поддавшись мнению большинства, поставили к слову «пингвин» две фишки: черного и белого цвета. С помощью учителя все дети успели выполнить задание в установленное время.

1.все дети неплохо ориентируются в цветовых оттенках, проблемы возникли с промежуточными оттенками одного цвета;

2.если данное задание проводить не индивидуально, а, как вариант, поделив учеников на команды, или индивидуально, но разрешив ученикам общаться и даже спорить между собой. то, помимо закрепления знаний о цветовых оттенках, дети учатся не только анализировать, логически мыслить, а так же отстаивать свое мнение среди сверстников не агрессивно, а путем нахождения разумных доводов;

.ограничение во времени никак не сказалось на качестве выполнения работы;

.при проведении данного задание впервые, необходим ненавязчивый контроль и советы учителя;

.если вариантов ответа много, то детям труднее определиться с правильным выбором,

.при повторном проведении данного задания, рекомендуется увеличить количество карточек со словами, уменьшить время, отведенное на выполнение задания и не разрешать детям общаться между собой, чтобы не получать советы и подсказки.

Итак: на среднем уровне -7 детей - 54%

на высоком уровне - 1 человек - 8%

на низком уровне - 5 человек - 38%.

Поскольку, что дети плохо различают оттенки промежуточных тонов, необходимо провести серию упражнений, направленных на изучение, распознавание цветов.

Методика № 2. Тест цветоразличения (по Чередниковой Т.В.)

Цель: Выявить знания детей о насыщенности цвета, светлоте тона.

Подготовка: ребенку предлагается 8 карточек одного цвета, но разных по светлоте.

Задание:

. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого (взяли 2 цвета - зеленый и красный).

. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

. Данные занесены в таблицу:

Количественный анализ:

Высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, светлоте тона : не допустил ошибок при выполнении задания

Средний уровень: допустили 1-2 ошибки

Низкий уровень: допустили 3 и более ошибок.

Анализ показал:

высокий уровень: 1 человек - 7,7 %

средний уровень: 2 человека - 15%

низкий уровень: 9 человек - 69%

Анализ результатов: без ошибок справилось 5 человек. Необходимо провести практические занятия на цветоразличение.

Методика №3.

Цель: Выявить знание геометрических фигур, уровень знаний детей о цвете форме, умение составлять узор из геометрических и растительных элементов в круге. Задание: Составьте из фигур узор - орнамент для украшения тарелки (аппликация из геометрических фигур) так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы сочетались друг с другом цвета.

Вопросы для анализа по окончании работы:

. Какие геометрические формы использовали?

. Как расположены формы относительно друг друга (симметрично, различно)?

. Какие цвета использовали (контрастные, теплые, холодные)?

.Сочетаются ли цвета?

Уровни знаний детей:

Низкий: дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

Средний: учащиеся знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

Высокий: учащиеся вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Анализ результатов:

Низкий уровень - 9 человек - 70%

Средний уровень - 2 человека - 15%

Высокий уровень - 2 человека - 15%.

В целом результаты плохие.

Методика №4

Выявление элементов технической эстетики.

Цель: Выявление элементов технической эстетики, на которые ребенок

обращает внимание.

Методом исследования была беседа.

Учащимся предлагалось ответить на следующие вопросы:

. Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

. Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?

. Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему ?

. Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

Выделены 3 уровня

* высокий: учащийся обращает внимание на пользу, приносимую предметами,

удобство в пользовании, отмечают красоту формы.

* средний: учащийся отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.

* низкий: учащийся не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты. Количественный анализ дан в сводной таблице.

Низкий уровень: 7 человек - 54%,

Средний уровень: 4 человека - 30%,

Высокий уровень: 2 человека - 16%.

Анализ ответов показал, что половина опрошенных детей предпочитает

игрушки похожие на настоящие предметы, так как с ними можно проводить какие -либо действия, то есть дети обратили внимание на пользу, приносимую игрушками. Вторая половина детей назвала в качестве любимых - красивые игрушки, на удобство игрушек обратили внимание только трое опрошенных.

Анализируя ответы детей, касающиеся интерьера квартиры, оборудования игровых площадок, мы получили интересные результаты: в интерьере ребят больше привлекает красота вещей, в то время как во дворе и на улице они обращают внимание на пользу, которую приносят вещи (в машине скорой помощи лечат людей, тротуар спасает от грязи, светофор помогает переходить улицу, пешеходные переходы также помогает переходить улицу).

Таким образом, мы установили, что дети младшего школьного возраста

обладают некоторым запасом технико-эстетических знаний, не всегда видят красоту и пользу предметов, окружающих их, удобство.

Методика №5 "Парта будущего".

Цель: выявить способность творческой деятельности, к созданию воображаемого образа предмета, существующего в нереальных условиях.

Задание: спроецировать и нарисовать школьную парту будущего, такую какой сейчас не существует, но она появится, возможно, в будущем. Создайте такую парту, которая была бы максимально полезна, но в то же время и красива.

Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в

будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для

целесообразность,

рациональность,

новизна и оригинальность,

доработанность.

Целесообразность - способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели. Недостаточная подчиненность работы единой цели отсутствие сюжетности, цельности замысла,

недостаточный контроль и коррекция своих действий. Замысел сопоставляется с

задачей, но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнению. Собственные действия и замысел полностью адекватны задаче, цель реализована.

Рациональность - выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического

применения продукта творческой деятельности. Детали изобретения бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствие гармоничности, красоты в изображении. Практическое применение изобретения не возможно. Детали хотя и неудобны и не красивы, но полезны. Практическое применение изобретения возможно, если

его красиво оформить. Изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональностью деталей. Продукт возможно претворить в реальности.

Новизна и оригинальность - продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи. Отсутствие стремления к поиску новых решений, использование стандартных форм, основанных на прошлом опыте, отсутствие оригинальности.

Наличие стремления к поиску новых решений, использование стандартных воссоздающих конкретных форм, но с применением новых элементов. Работа творческая с использованием оригинальных методов, выразительных средств работы, фантастическим сюжетом.

Доработанность - законченность форм, реализация замысла, эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности. Работа не закончена по форме и замыслу, недостаточная эмоциональная удовлетворенность. Работа закончена по замыслу, но не доработана по оформлению, недостаточная эмоциональная удовлетворенность. Творческая работа выполнена полностью и по замыслу и по форме, эмоциональная удовлетворенность.

Количественный анализ представлен в Таблице:

Таблица результатов методики.

Имена детейРезультаты за каждое заданиеОбщий уровеньЛена Р.11114низкийКоля Л.12115среднийВаня М.11114низкийИлья Т.11114низкийДима М.11125среднийСергей У.11114низкийОля Б.11215среднийТоля М.11226среднийКирилл М.11114низкийРуслан Р.11114низкийЛариса Ж.21216среднийДенис Т.11114низкийСлава К.11114низкийУровни: Низкий: 1-4 балла - 8 человек - 62%,

Средний: 5-8 баллов - 5 человек - 38%,

Высокий: 9-12 баллов - 0 - 0%.

Качественный анализ: данное задание характеризуется пониженным уровнем новизны и оригинальности, целесообразности и рациональности, что связанно с необычностью и сложностью поставленной перед детьми задачи. Однако, стопроцентное выполнение задания свидетельствует о наличии потенциала для развития творческого мышления. И не смотря на низкий уровень новизны и оригинальности, выполненные работы можно считать условно творческими, так как подобного вида занятия ранее детям не задавались, и изобретения новой формы мебели требовало от каждого большого напряжения

процессов соображения. Все рисунки несколько однообразны, реалистичны, большинство парт имеет стандартную прямоугольную форму. Новизны заключается в создании различных удобств вокруг парты или встроенных в нее. В подавляющем большинстве в парту встроен компьютер, механизмы раскладывания парты, полки для книг и игрушек, осветительные системы. Эти приспособления созданы на основе имеющихся знаний, прошлого опыта путем "склеивания" отдельно существующих объектов в единое целое. Уровень рациональности в основном находится на низком и среднем уровне, затем чаще всего неудобны, не достаточно полезны, не эстетичны. Дети на интуитивном уровне чувствуют красоту и гармоничность изобретения.

Таким образом, дети не подготовлены заданиям подобного вида, направленным на развитие творческого мышления, не умеют фантазировать в нестандартных, непривычных условиях, мыслительные процессы функционируют на основе хорошо усвоенного прошлого опыта и знаний путем репродуктивного воспроизведения, использования стандартных форм.

Методика №6 "Чайный сервиз"

Цель: выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.

Задание: подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту. Работа оценивалась по 3-х бальной системе.

Уровни знаний детей:

Низкий: не понимают художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.

Средний: частично устанавливают связь между предметами. Сочетают предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, так как интуитивно чувствуют принадлежность предмета к ансамблю.

Высокий: легко определяют принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяют общие черты, обосновывая то или иное сочетание.

Анализ ответов детей показывает, что большей части из них стилевые отличия

не знакомы. Необходимо уделить внимание развитию чувства стиля на формирующем этапе эксперимента.

(низкий уровень)

(средний уровень)

(высокий уровень)

Анализ: на низком уровне находится 8 детей - 62%, на среднем - 3 ребенка - 23%, на высоком ребенка - 15%.

Методика №7 "Дорисуй фигуры"

Цель: выявить уровень представлений о симметричности примеров, умение достраивать фигуры с незаконченным контуром до целостного образа.

Задание: даются 3 бланка (21*30) и предлагают дорисовать на них фигуры (квадраты, круги, стрекозы, рыбы). Подчеркивают, что все квадраты (круги, стрекозы, рыбы) одинаковые.

Оценка результатов:

Высокий уровень: дети понимают принцип работы, безошибочно дорисовывают фигуры.

Средний уровень: дети понимают принцип работы, дорисовывают фигуры, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.

Низкий уровень: уменьшение площади дорисованной фигуры, грубые изменения ее формы, не понимание принципа работы.

Количественный анализ показал, что дети в основном находятся на среднем уровне развития представлений о симметричности, пытаются не уменьшать площадь дорисованной фигуры, соблюдают ее форму, но иногда допускают небольшую асимметрию в рисунке.

Анализ:

Высокий уровень - 9 человек - 70%,

Средний уровень - 2 человека - 15%,

Низкий уровень - 2 человека - 15%.

Общий анализ эксперимента:

Таблица итоговых результатов констатирующего эксперимента.

Имена детейРезультат за каждое задание экспериментаОбщий результатОбщий уровеньЛена Р.112212110среднийКоля Л.212221111среднийВаня М.11111117низкийИлья Т.211212110среднийДима М.223221214среднийСергей У.11111117низкийОля Б.213322316высокийТоля М.211121311среднийКирилл М.231212112среднийРуслан Р.311111210среднийЛариса Ж.221323114среднийДенис Т.11111117низкийСлава К.11111117низкийМаксимум баллов по методикам - 21.

Низкий уровень: 1-7 баллов - 4 человека - 30%

Средний уровень: 8-14 баллов - 8 человек - 62%

Высокий уровень: 15-21балл - 1 человек - 8%.

Характеристика уровней:

Высокий уровень: не допускает ошибок в определении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Вполне сознательно выделяет свойства формы и цвета, правильно сочетает их в композиции, обосновывая то или иное сочетание. Понимает пользу предметов, удобство, красоту. При выполнении творческих заданий замысел полностью адекватен задаче, цель реализовывает, изобретение характеризуется единством пользы и красоты, многофункциональность деталей. Использует оригинальные методы, выразительные средства. Легко определяет принадлежность объекта к ансамблю, понимает художественные особенности предметов, выражающихся в сочетании цвета, формы, орнамента. Чувствует симметричность в предмете и не нарушает ее. Эмоционально удовлетворен работой.

Средний уровень: допускают 1-2 ошибки при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона, знают геометрические фигуры, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют при изготовлении изделий. При оценке предметов отмечают только красоту, обосновывая лишь тем, что просто нравится. При выполнении творческих заданий замысел сопоставляет с задачей, но не всегда способен контролировать свою деятельность по ее выполнению. Детали изобретения хотя и не удобны, некрасивы, но полезны. В изобретении использует стандарты, воссоздающие формы, но с привнесением новых элементов. Частично устанавливает связь между предметами, объединенными стилевым единством, сочетает предметы по одному признаку (цвет, форма, орнамент). Иногда допускает небольшую асимметрию в рисунке. Недостаточная эмоциональная удовлетворенность.

Низкий уровень: допускает более 2-х ошибок при различении цветовых оттенков, насыщенности цвета, светлоте тона. Хотя и знают геометрические фигуры, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора. Интуиция в этом направлении не развита. При оценки предметов не видит пользы, красоты, удобства. При создании творческих работ нет целостности замысла, недостаточен контроль и коррекция своих действий. Детали в изображении бесполезны, неудобны, излишни. Отсутствует красота, гармоничность в изображении. Использует стандартные формы, отсутствует стремление к поиску новых решений. Не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбирает предмет случайно, не сочетая ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту, интуиция в этом направлении не развита. Работа чаще незакончена по форме и замыслу. При дорисовывании фигур наблюдаются грубые изменения ее формы, нарушение контуров.

Результаты и выводы по констатирующему эксперименту.

В ходе начального констатирующего эксперимента были выявлены и

подтверждены следующие теоретические положения, рассмотренные в

теоретических главах работы.

) Процессы творческого мышления у младших школьников функционируют на основе наглядно-образного мышления воссоздающего воображения, оперирующими конкретными, детализированными образами, хорошо усвоенными на протяжении эмпирического опыта ребенка, на что указывали психологи: Л.С. Выготский, Г.П. Блонский, А.Я. Дудетский и другие.

) Продукты творческой деятельности детей отражают интересы и потребности, а также состояние чувственно-эмоциональной и эмоционально-психологической сфер жизнедеятельности ребенка, активизированные в данный возрастной период.

) Восприятие детьми окружающего мира и эстетических качеств среды таково, что младшие школьники не достаточно целостно воспринимают эстетические объекты, концентрируясь на одном, более привлекательном для них качестве предмета.

) В практической деятельности правильно используют различные цвета, но пользуются законами цветоведения не осознанно, так как нет достаточной теоретической подготовки.

) При эстетической оценке предметов окружающей среды не всегда обращают внимание на рациональность, целесообразность вещи, ее удобство и красоту.

) Дети младшего школьного возраста в основном находятся на начальных уровнях проявления творчества. Они обладают некоторым запасом знаний по технической эстетики, пытаются применять их в своих работах, но чаще копируют увиденное.

) Элементы дизайна необходимо вводить в программу трудового обучения и использовать их в заданиях требующего творческого решения.

Система упражнений для формирования художественно-конструкторских умений:

Задания и упражнения были составлены с учетом следующих требований: соответствие целям и задачам трудового обучения, его программному содержанию; постепенное усложнение заданий и упражнений;

характер заданий заставляет обратить внимание на композиционную целостность, функциональность(степень соответствия формы, цвета, материала, декора основным функциям изделия) технологичность( лаконичность конструкции, адекватность способов работы),единство предмета и среды(стиль);

Исследователь предлагает следующую систему упражнений во втором классе:

.Знакомство с цветовым кругом. Основные цвета.

.Составление композиции с использованием 1-2 форм, располагая ритмично.

.Составление композиции с использованием 1-2 формы и 1-2 цветов, располагая ритмично.

.Создание собственных композиций с использованием различных форм и цветов.

.Использование знаний о контрастном сочетании цветов при изготовлении изделий.

.Закрепление понятия "симметричность" и асимметричность" при изготовлении аппликации.

.Создание вещей определенного настроения (новогоднего)

.Упражнения на формирование умений разбивки общей конфигурации предмета на элементарные геометрические фигуры.

.Понятие "целесообразности". Задания, направленные на выявление функции предмета и его формы, на исключение лишнего предмета.

.Понятие "проектирование". Создание проектов будущих, пока еще не существующих предметов.

.Понятие "стиль", "стилевое единство". Подбор подходящих по художественным особенностям деталей к ансамблю предметов.

.Проверка знаний детей о форме, цвете, их свойствах (комплексная самостоятельная работа).

Одним из аспектов эксперимента является последовательная организация эстетико-педагогических условий, способствующих развитию творческого мышления. Организация эстетико-педагогических условий началась с учебно-творческих условий, создающих объективную среду, способствующую развитию творческого мышления. С педагогической точки зрения, утилитарная организация школьного пространства предполагает создание окружающей учебной среды, удовлетворяющей психо-физиологическим потребностям детей в соответствии с эргономическими требованиями. Участие детей в организации учебно-творческих условий идет по следующим направлениям:

создание и оформление предметов классного интерьера; изготовление декораций и костюмов к празднику.

Социально-эмоциональные0 условия строятся на взаимоотношениях, которые переносятся и на взаимоотношения детей между собой. Главным акцентом является педагог, обладающий духовной гармоничностью (добротой, порядочностью, тактом, честностью, эстетическим отношением к действительности, эстетическими убеждениями, вкусом, высоким уровнем интеллекта, артистичностью, творческим мышлением и т.д.)

Кроме этого, учитель устанавливает демократический стиль общения, приближенного к взаимоотношениям матери и детей, строящегося на любви, ласке, доверии, взаимопонимании. Это способствует установлению тех показателей, которыми характеризуется эмоциональная комфортность каждого ребенка, чувства защищенности, уверенности в себе и поддержка других, творческая свобода. Социально-эмоциональные условия обеспечивают отсутствие в детском коллективе серьезных конфликтных ситуаций, враждебности, агрессивности и сохранение долгих дружеских отношений в классе и с педагогом. Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико-дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов педагогической деятельности. После проведения формирующего эксперимента, общий уровень творческого мышления детей заметно повысилось. Это показал контрольный эксперимент. На нем детям вновь предложили пройти те же задания, которые они прошли на первом, контрольном этапе, но в более усложненной форме. На этом этапе дети улучшили свои результаты.

Таблица результатов контрольного эксперимента

Имена детейРез-т конс-татирующего экспериментаУровень на констатирующем экспериментеРезультат контрольного экспериментаУровень на контрольном экспериментеЛена Р.10средний16высокийКоля Л.11средний12среднийВаня М.7низкий10СреднийИлья Т.10средний11СреднийДима М.14средний17ВысокийСергей У.7низкий12СреднийОля Б.16высокий18ВысокийТоля М.11средний12СреднийКирилл М.12средний16ВысокийРуслан Р.10средний12СреднийЛариса Ж.14средний16ВысокийДенис Т.7низкий11СреднийСлава К.7низкий10Средний

Общий уровень развития творчества на констатирующем эксперименте среди детей экспериментальной группы составил 136 баллов, средний балл равен ±10,4. Насколько эффективны методики формирующего эксперимента, показали результаты контрольного эксперимента: Общий балл равен 173, средний балл равен ± 13,3, что заметно выше, чем до проведения данного эксперимента.

Заключение

Изобразительная деятельность позволяет формировать творческие способности, содействует воспитанию эстетической культуры личности, и в то же время дает возможность закрепить и углубить знания, умения, навыки, полученные детьми на уроках трудового обучения. Также развивается художественный вкус, способность находить адекватные средства для выражения создаваемого образа, формируя творческий потенциал личности, а также знания, умения, навыки в области художественно-трудовой деятельности. Но вместе с тем художественное конструирование, как всякий продуктивный вид деятельности, создает хорошие возможности для моделирования различных типов взаимодействия детей в процессе деятельности, что воспитывает чувство долга, ответственности, умение подчиняться требованиям группы и творчески работать в коллективе, проявлять взаимопомощь, усваивать нормы общественного поведения. В процессе конструирования у школьников интенсивнее развивается пространственное воображение, вырабатывается способность быстро переходить от мышления к действию, заранее обдумывая ход своей работы, планировать ее, формируется и развивается точность и ловкость движений и т.д.

В ходе формирующего эксперимента был создан комплекс эстетико-педагогических условий (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, дидактико-эвристических, индивидуально-творческих), которые эффективно способствовали расширению диапазона деятельности различных процессов и видов творческого мышления, т. е, его развитию. В ходе наблюдений за деятельностью детей и ее оценивания было установлено: если на констатирующем срезе новизна и оригинальность работ была низкой, характеризовалась репродуктивными методами и формами, то в ходе формирующего эксперимента проявилась тенденция к усложнению композиции, появлению продуктивных форм, методов, характеризующихся оригинальностью, необычным оформлением, использованием незнакомых сюжетов. При выполнении творческих работ степень самостоятельности возросла. Дети с увлечением и азартом создавали, проектировали новые изделия.

Практически все занятия носят игровой характер. Но игра используется лишь как механизм для более глубокого вхождения в суть задания. Она позволяет ребенку воспринять сложную и трудную работу как интересную и понятную.

В результате проведенного исследования удалось показать, что путем целенаправленной работы можно прогнозировать формирование у учащихся элементов особого стиля мышления, которое мы назвали творческим мышлением, для которого характерно понимание основных критериев гармоничной вещи (целесообразность и эстетическая выразительность), стилевое чутье, эстетическое отношение к миру вещей. Исследователю также удалось обосновать, что в соответствии с первоначальным предположением, формирование элементов такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико-педагогических условий: учебно-творческих, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических. дивидуально-творческих, что подтверждает положения теоретической части исследования. Постановка и решение творческих проблемных ситуаций на основе специальных знаний, раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества, приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды способствовали активизации творческого потенциала личности., и перехода от алгоритмических к эвристическим способам решения задач.

Проведенная экспериментальная работа подтверждает необходимость сообщения младшим школьникам в доступном виде законов композиции, элементов цветоведения, правил изображения различных форм предметов на плоскости и в пространстве. Усложнение содержания художественно-конструкторских знаний влияет на переход детей от пассивного приобретения знаний к активному и творческому их применению в новых условиях, к решению других задач более глубоко и осознанно.

Проведенное исследование в целом подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов творческого мышления у учащихся младшего школьного возраста и подтвердило первоначальную гипотезу о том, что в процессе специально организованных занятий возможно формировать у детей особый стиль творческого мышления, если будет реализована совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (учебно-дизайнерских, социально-эмоциональных, эвристико-дидактических, индивидуально-творческих); единство эмоциональной, интеллектуально-оценочной и проектно-практической деятельности в процессе обучения; постановка и решение творческих проблемных ситуаций на основе специальных знаний; приобщение детей к активным самостоятельным наблюдениям природы, окружающей предметной среды.

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена гипотеза о том, что экспериментальные занятия будут способствовать эффективному развитию творческого мышления младших школьников в процессе изобразительной деятельности.

Терминология

Абстракция - мысленное отвлечение от тех или иных сторон, свойств или связей предметов.

Адаптация - привыкание организма к новым условиям

Акселерация - ускорение соматического развития и физиологического созревания детей.

Анализ - операция мысленного или реального расчленения целого (вещи, свойства, процесса или отношения между предметами) на составные части, выполняемая в процессе познания или предметно-практической деятельности человека.

Афазия - нарушение речи, возникающее при локальных поражениях головного мозга

Валидность - достоверность вывода, которую обеспечивают результаты реального эксперимента

Внимание - избирательная направленность на тот или иной объект, сосредоточение сознания на нем

Воображение - психический процесс создание новых наглядных образов на основе имеющихся представлений памяти.

Воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на человека с помощью формирования у него определенных форм поведения, мировоззрения и умственных способностей

Гипотеза - предположение, которое выдвигается как временное на основе имеющихся наблюдений и уточняемое в последующем эксперименте

Задача - цель деятельности, данная в определенных условиях и требуемая для своего достижения использования адекватных этим условиям средств.

Исследование - может быть также определено, как развитие знаний или систематическое расследование с целью установления фактов

Методы исследования - способы получения фактов проявления психики

Методы обучения - приемы, которыми пользуется учитель в своей профессиональной деятельности

Мышление - психический процесс обобщенного, опосредованного отражения объективной действительности

Наблюдение - метод психологического исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

Навык - автоматизированный способ выполнения действия

Норма - долговременные требования, призванные содействовать сохранению культурных и общественных завоеваний человечества, а также обеспечить выполнение индивидуумами и сообществами общечеловеческих, гражданских, семейных и других обязанностей.

Обучение - передача человеку определенных знаний, умений и навыков

Память - запечатление, сохранение и последующее воспроизведение человеком собственного опыта

Психика - системное свойство высокоорганизованного материала, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира

Психические процессы - (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную ее эффективность

Цель - осознанный образ предвосхищаемого результата

Эксперимент - проведение исследования в специально созданных условиях с целью получения обобщенного результата

Список литературы

1.Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - № 4

2.Астахов А.И. Воспитание творчеством. - М., 1986.

.Батоев Г.Б. Развитие творческого воображения учащихся. - Улан-Удэ: 2007

.Белова Е.С. Выявление творческого потенциала дошкольников с помощью теста Е.П. Торренса // Психологическая диагностика. - 2006. - № 1.

.Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества / Отв. ред. Б. М. Кедров - Ростов-на-Дону: 1983.

.Богоявленская Д.Б. Вчера и сегодня психологии творчества // Творчество в искусстве - искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. - М.: 2002

.Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Учеб. пособие. - М.: Академия, 2002

.Боно Э. Серьезное творческое мышление / Перевод с англ. - М.: Попурри, 2005

.Буш Г.Я. Творчество как диалогическое взаимодействие. Автореф. дис. докт. филос. наук. - Минск, 1999

.Велтистов М. Е. Развитие творческого воображения на занятиях изобразительным искусством // Детское творчество, № 3. - М.: Народное образование, 2006

.Велтистов М. Е. Об опыте развития фантазии ребенка и усвоении новых художественных знаний в системе дополнительного образования. // Сб. Искусство в школе XXI века. - М.: 2003

.Венгер, Л.А. Пути к развитию детского творчества // Дошкольное воспитание. - 1983. - №2

13.Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 5

14.Волков Б.С., Волкова Н.В., Губанов А.В. Методология и методы психологического исследования. М.:2006

.Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Схемы. М.:2007

.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте-М., 2000.

.Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. М.: 1986.

.Гульянц Э. К. Как организовать работу// Что можно сделать из природного материала. - М., 1996.

.Качнев В.И. Методология научного исследования. - М.: 2000.

.Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. - Пенза, 2004

.Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М., 1995

.Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. - М., 1998

.Лук А.Н. Психология творчества. - М.: 1978

25.Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей. М.:2007

26.Марцинковская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. М.:1996

27.Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. - М.: 2003.

28.Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Ступени творчества. М.:1995

29.Немов Р.С. Общая психология. М.: 1999

.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.:2004

31.Общая психология. Под ред. Тугушева Р.Х., Гарбера Е.И., М.:2006

.Основные психологические термины и их определения. Сост. Волков Б.С. М.:2007

33.Парамонова Л. А., Христ О.А. Детское творческое конструирование. - М., 1999.

34.Понамарев Я.А. Исследование проблем психологии творчества / - М.: 1983

.Субботина Л.А. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 2005

36.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961

37.Туник Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты. - М.: 2006

38.Урадовских Г. В. Оптимизация процесса формирования творчества у школьников в конструкторской деятельности.//Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. - М., 1997.

39.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.- М., 1999

Похожие работы на - Развитие творческого мышления младших школьников в процессе художественно-конструкторской деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!