Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Психология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    24,85 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста














КУРСОВАЯ РАБОТА

Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

Введение

память мышление педагогический

Идея развития пришла в психологию из других областей науки. Дорога к ее научному изучение была проложена известной работой Чарльза Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора…», вышедший в свет в 1859 г. Влияние этой теории, по словам И.М. Сеченова, состояло в том, что она заставила естествоиспытателей «признать в принципе эволюцию психических деятельностей».

Как отмечает Дж. Баттерворд и М. Харрис, эволюционная теория оказала значительное влияние на формирование идей психологии развития. [13 c. 167]

В 1888 г. В Германии выходит работа Прейера «Душа ребенка» - первая книга, открывшая в литературе по детству дорогу своеобразному биографическому направлению, - книга, в которой автор описал тщательные наблюдения за психофизиологическим развитием своей дочери в течение первых 3 лет.

Наиболее крупные достижения в этой области пришлись на первую треть 20 века и связаны они с именами таких зарубежных и отечественных ученых, как А. Адлер, А. Бине, Дж. Болдуин, Карл и Шарлота Бюлер, А. Гезелл, Э. Клапаред, Ж. Пиаже, З. Фрейд, С. Выгодский, А.Б. Залкинд, А.П. Нечаев, Г.А. Фортунатов и др.

В последующие годы свой вклад в понимание различных аспектов психического развития человека внесли и отечественные ученые: Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леоньтьев, М.И. Лисина, А.Р. Лурия, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин.

Актуальность темы исследования развития памяти, мышления определяются рядом теоретических и практических предпосылок и факторов, требований, предъявляемых к образовательному процессу обществом.

Развитие памяти, мышления - одни из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленные на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в 21 веке.

Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые 3 года играют стратегически важную роль как стартовый период, период интенсивного мозга ребенка.

Амплификация (обогащение) умственного развития с первых лет жизни - основная идея для работы с детьми раннего возраста.

Проблема нашего исследования - одна из наиболее сложных и актуальных во многих сферах научных знаний - в философии, социологии, биологии, педагогики и др. В психологии ее можно считать кардинальной. Стремясь проникнуть в психологическую природу движущих сил развития человека как личность, отечественные психологи проводят углубленные и разноправленные исследования. Особенности развития прослеживаются в этих исследованиях на большом отрезке жизни. Определяются характеристики разных уровней развития, закономерности его проявления, прежде всего на этапах детства.

Накопленные знания - с одной стороны, новые подходы современной науки - с другой, а также формирующиеся требования современного общества к человеку выявляют не только недостающие звенья в понимании развития, но и многие важнейшие направления поиска, определяя проблемы развития детства.

Потребность в решении этих и многих других проблем и вопросов обусловила в последние годы повышенное внимание к ним, что нашло отражение в литературе.

В основе настоящей теории развития детства лежат, прежде всего, концептуальные положения и экспериментальные материалы научной школы Выгодского - Леонтьева - Эльконина. [15 c. 93]

Анализ этих положений и материалов позволил В.П. Зинченко вычленить некоторые важнейшие принципы, характеризующие процессы психического развития ребенка, которые уже сейчас являются руководящими как при разработке основ и проектирования системы обучения, воспитания детей, так и при организации исследования детства.

В настоящее время существует достаточно большой объем знаний, раскрывающий процесс развития с разных сторон. В то же время реальная картина развития детства пока четко не обрисована. Углубленного изучения требуют механизмы переходов от одного возраста к другому, особенности взаимодействия социальной ситуации и специфики развития в этой ситуации, взаимоотношений между взрослым и ребенком и др. Существенное значение в действительности имеют и факторы совершенно иного порядка: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной и многие другие.

Цель исследования: Выявить эффективные методы развития памяти, мышления у детей раннего возраста.

Объект исследования: Процесс развития памяти, мышления у детей раннего возраста.

Предмет исследования: Комплекс Психолого-педагогических условий, способствующих успешному развитию мышления, памяти у детей раннего возраста.

Гипотеза исследования:

Эффективность развития памяти, мышления у детей раннего возраста будет возрастать, если учитывать следующий комплекс педагогических условий:

·Приобщение детей к действию с различными предметами-игрушками и пособиями, которые должны быть подобраны по цвету, форме и материалу;

·Проведение психологически и педагогически обоснованных систем занятий;

·Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Для достижения цели и проверки гипотезы в работе определены задачи исследования:

1.Изучить проблемы в теории и практике

2.Выявить сущности понятий «память и мышления»

.Выявить уровень развития памяти, мышления у детей раннего возраста

.Подобрать и апробировать циклы занятий, упражнений и игр

.Разработать методические рекомендации.

Методы исследования:

·Изучение Психолого-педагогической литературы

·Педагогический эксперимент

·Анализ реального педагогического процесса.

Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные исследования, методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности студентов для повышения эффективности процесса развития памяти, мышления у детей раннего возраста.

1. Сущность понятия «развитие памяти, мышления»

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. [18 c. 100]

Основным свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность.

Наряду с понятием «развитие» в психологии развития существуют понятия «созревание» и «рост».

Созревание - это процесс, течение которого «зависит от унаследованных особенностей индивидуума», - писал К. Коффка. [3 c. 55]

Рост - это процесс количественных изменений в ходе совершенствования той или иной психической функции. «Если не удается обнаружить качественных изменений - это рост», - уточняет Д.Б. Эльконин. [3 c. 57]

Развитие мышления

Мышление является высшим психическим познавательным процессом. [12 c. 17] Суть данного процесса заключается в порождении нового знания на основе творческого отражения и преобразования в сознании человека окружающей действительности.

Как известно, развитие речи ребенка самым тесным образом связано с мышлением, поскольку человек излагает свои мысли в речевой форме. Однако речь является не только формой мышления, но и орудием. Человек не может мыслить без участия речи. Все, что имеет для нас смысл, трансформируется в речевую форму. Поэтому можно предположить, что развития мышления обусловило необходимость более точного выражения сформированных понятий, мыслей. Это, вероятно, и подталкивает ребенка к овладению точными значениями слов языка, его морфологией и синтаксисом, к совершенствованию фонетики своей речи.

Развитие памяти. Первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, которые наблюдаются уже в первые месяцы жизни ребенка. Например, прекращение плача, когда в комнату входит мама.

Более отчетливо проявление памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые этот процесс наблюдается в конце первого полугодия жизни малыша и сначала ограничивается узким кругом объектом: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если же промежуток времени между узнаванием и последним восприятием и последним восприятием предмета, так называемый латентный (скрытый) период, был достаточно большим, то ребенок может не узнать предъявляемый ему предмет. Обычно этот скрытый период не должен превышать несколько дней, иначе ребенок будет не в состоянии узнать что-либо или кого-либо.

Первоначально память носит непроизвольный характер - в дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что-либо запомнить.

Степень запоминания зависит у ребенка от его интересов. Дети лучше запоминают то, что у них вызывает интерес, и запоминают осмысленно, понимая то, что запоминают. При этом дети, преимущественно опираясь не наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений.

Кроме того, у детей в рассматриваемом возрастном периоде существенно удлиняется латентный период, при котором ребенок может узнать предмет, уже известный ему из прошлого опыта. Так к концу третьего года жизни ребенок может вспомнить то, что воспринималось им несколько месяцев назад, а концу четвертого-то, что было примерно год назад.

Таким образом, к концу второго года жизни память ребенка достигает уровня развития, обеспечивающего дальнейший рост всех психических процессов в его организме.

1.1 Психологические особенности развития памяти и мышления в раннем возрасте

Уровень современных научных знаний о ребенке раннего возраста позволяет судить о младенчестве с точки зрения уникальности этого периода, а не с точки зрения его несовершенства. Не случайно в последние десятилетия во всем научном мире появился особый интерес к раннему периоду жизни ребенка. Человечество как будто заново открыло его величайшую «тайну»: его слабость и несовершенство, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для духовного и физического совершенствования, для формирования основ будущей взрослой личности. Начинать следует с первых шагов ребенка, двигаясь целенаправленно и обдуманно.

Особый интерес представляет интеллектуальное и познавательное развитие маленьких детей. Вспомним, что они овладевают речью за какие-нибудь 2-3 года. В год ребенок произносит примерно 10 слов, в 2 года - 300-400, а к 3 годам в его активном словаре уже 1500 и более слов. Ребенок познает грамматический строй языка, от простых предложений переходя к сложным, в том числе к сложно-подчиненным. Он употребляет слова, обозначающие не только предметы и действия, но и признаки предметов.

Усилия взрослого попадают на благодатную почву, потому что именно в ранние годы происходит интенсивное развитие мозга, т.е. увеличения мозгового вещества. Такого не будет ни в один последующий период жизни. Так, например, к семи месяцам после рождения мозг ребенка увеличивается в два раза, к полутора годам - в три раза, а к трем годам составляет уже три четверти массы мозга взрослого. И происходит это не спонтанно, не само собой, а как уже говорилось выше, под влиянием окружающей среды и развивающего общения. Не случайно ранние годы называют сензетивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, высокой умственной активности во взрослом состоянии.

Как писал Л.С. Выгодский, душевная жизнь маленького ребенка «отличается самым серьезным образом от психической жизни, возможной при развитой и зрелой центральной нервной системе». [11 c. 257]

На первый взгляд примитивные действия, которыми занят ребенок (бросает кубики, что-то строит из них, пытается большой шарик втолкнуть в малое отверстие, высыпает песок из ведра, надевает кольца на пирамидку и т.д.), имеют исключительное значение для его интеллектуального развития. Благодаря этим действиям, ребенок познает свойства предметов (большой - маленький; твердый - мягкий;), их количество (один, много). Он узнает, что предмет не может одновременно обладать взаимоисключающими свойствами (например, быть сухим и мокрым), что свойства его относительны: большой мяч «становится» маленьким, если его сравнивать с еще большим. Так происходит накопление чувственного опыта, который ребенок еще не может выразить словами, но он практически осваивает окружающую его действительность, и это очень важно.

Следовательно, понимание и освоение мира происходят сначала через решение практических и - позднее - логических задач, и эта последовательность объективна: человек не сразу овладевает высшими формами мышления.

У двух-, трехлетних детей анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое. При этом ранние формы мышления не исчезают, а как бы свертываются, но в нужный момент взрослый извлекает их из глубин своего сознания. [3 c. 64]

С помощью речи в мышлении формируются, являющимися единицами мыслительного процесса.

Интеллектуальная компетентность ребенка 2-3 лет выражается, прежде всего, в развитии восприятия, символической функции мышления и осмысленной предметной деятельности. Развитие символической функции опирается на опыт использования выразительных жестов, предметов-заместителей, картинок и языковых знаков в игре и общении. В практической деятельности на занятиях и в игре малыш познает свойства предметов, опираясь на зрительное восприятие и накопившийся опыт их использования. Он активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, из рассказов взрослого узнает новое о явлениях, которые им непосредственно не воспринимаются.

Этапы развития мышления

Обобщение - продукт мыслительной деятельности, форма отражения общих признаков и качеств явлений действительности. [6 c. 123]

В большинстве существующих в настоящее время подходов к периодизации этапов развития мышления принято считать, что начальный этап развитие мышления человека связан с обобщениями. При этом первые обобщения ребенка неотделимы от его практической деятельности: мы видим, как ребенок совершает одни и те же действия со сходными между собой предметами. Эта тенденция начинает, проявляется уже в конце первого года жизни малыша. Причем проявление мышления у ребенка является жизненно необходимой тенденцией, поскольку сам процесс мышления для ребенка имеет практическую направленность. Оперируя предметами на основе знания отдельных их свойств, ребенок уже в начале второго года жизни может решать определенные практические задачи.

Например, ребенок в возрасте 1 года и 1 месяца в состоянии догадаться, что для того чтобы достать орехи со стола, необходимо к столу поставить скамейку. Или другой пример: мальчик в возрасте 1г. 3 мес., для того чтобы передвинуть тяжелый ящик с вещами, сначала вынул половину вещей, а потом выполнил необходимую операцию.

Во всех вышеприведенных примерах ребенок опирался на опыт, уже полученный им раньше. Причем следует учитывать, что этот опыт ребенка не всегда является его личным опытом. Очень многое ребенок узнает, когда наблюдает за взрослым.

Овладение речью

Сравнение

Сравнение - одна из логических операций мышления, суть, которой заключается в сопоставлении одинаковых по модальности признаков и свойств различных предметов между собой. [13 c. 65]

Другим весьма значимым этапом развития мышления ребенка является этап, в процессе которого малыш может один и тот же предмет назвать несколькими словами. Это явление наблюдается, как правило, в возрасте около 2 лет и свидетельствует о формировании у ребенка такой умственной операции, как сравнение. На данном этапе развитии мышления в сознании ребенка происходит процесс обнаружения сходства или различия между предметами и явлениями реального мира. Когда мы смотрим на два предмета, мы всегда замечаем, в чем они похожи или в чем они различаются. Следовательно, к концу второго года жизни ребенок в состоянии обнаружить различия между окружающими его предметами.

В процессе активного восприятия включается память. В основном это узнавание, хотя ребенок уже может и непроизвольно воспроизводить увиденное и услышанное раньше - ему что-то вспоминается.

1.2 Характеристика педагогических условий развития памяти, мышления у детей раннего возраста

У детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающему, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружающем.

В связи с этим вначале осуществляется целенаправленное ознакомление с домашним (дети 1 года - 1,5 лет), а затем и более широким кругом людей, принимающих участие в их жизни повседневно в бытовых ситуациях, а затем эпизодических и в других ситуациях. [4 c. 43]

Нужно помочь ребенку «открыть себя», привлекая внимание к нему самому. Особое внимание надо обращать на лицо человека и вести к первым элементарным обобщениям: у всех людей есть лицо, глаза, рот, нос и т.п. и более детально: губы, зубы, брови, щеки и т.д. Позднее дети узнают и запоминают названия частей тела: голова, руки, ноги (9991,5-2 г.); живот, спина, шея, пальцы, ногти, (2-3 г.) Дети постепенно начинают понимать, что части тела, имеют свое значение. К 3-м годам они способны заметить, что у всех живых существ имеются такие же, как у человека, или подобные части тела. Эти знания по-новому определяют отношение ребенка к кукле как живому существу и игрушкам-животным, стилизованным под человека.

Взрослый может использовать конкретные ситуации для раскрытия ребенка его собственных физических состояний и эмоциональных переживаний (дети 1-2 года) Учить замечать и соответствующим образом реагировать на физические и душевные состояний других людей - взрослых и детей, сочувствовать им (1,5 - 3 лет)

Взрослый помогает ребенку понять причину и следствие эмоционального состояния как результат каких-либо событий (дети 1,5-2 лет) или удавшейся/ неудавшейся деятельности (дети 2-3 лет)

Особое значение в познании окружающего отводится предметам и действиям с ним. Непосредственные контакты с предметами ближайшего окружения способствуют накоплению чувственного опыта об их свойствах (дети 1 года - 1,5 лет), способах действий с ним. В более раннем возрасте детей привлекает в основном внешняя сторона предметов - яркость, необычность формы, звучание и т.д. После 2 лет особую значимость приобретают способы действий с ним. Взрослый подводит детей к первым «открытиям»: каждый предмет имеет не только название, но и назначение (например, ложкой едят, а расческой причесываться).

Главенствующую роль в ознакомлении с окружающим детей 2-3 лет приобретают сведения о людях и их деятельности. Принимая непосредственное участие в деятельности взрослых в качестве участников (1,5 - 2 года), а затем и помощников (2-3 года), дети знакомят с предметами, необходимыми для выполнения той или иной деятельности.

После 2 лет детей знакомят не только с животными, но и с их детенышами. Для этого используют наблюдения за реальными объектами, игрушки.

В течение 2-3-го года надо расширять представления о животном мире, последовательно усложняя содержание: что едят животные, животные-помощники людей. [18 c. 57]

Мышление и воображение детей развиваются, поэтому есть смысл расширить знакомство с миром, выйти за пределы их непосредственного окружения.

Мир растений раскрывается детям 2-3 - го года жизни с ориентацией на сезонные изменения в природе.

Большое значение имеет подбор художественной литературы. Необходимо иметь красочные книги-панорамы, книги с сюрпризом. Из игрушек предпочтение отдается игрушкам-забавам и народным.

Развитие - это процесс необратимых, направленных и закономерных изменений, приводящих к возникновению количественных, качественных и структурных преобразований психики и поведения человека. [18 c. 100]

Основным свойствами развития, отличающими его от всех других изменений, являются необратимость, направленность, закономерность

Развитие мышления и памяти - одни из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленные на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в 21 веке, в третьем тысячелетии. Это ко многому нас обязывает: мы должны обеспечить ребенку возможности для овладения технологиями, базирующимися на новейших достижениях науки и рассчитанными на развитый человеческий интеллект. [18 c. 111]

Следует помнить, что формирование мышления начинается с первых лет жизни ребенка. Это непрерывный процесс, в котором первые 3 года играют стратегически важную роль как стартовый период

У двух-, трехлетних детей проявляются такие психические процессы как: анализ, синтез, сравнение и другие мыслительные операции еще не отделимы от практических действий с предметом, с реальным расчленением его на части и соединением элементов в одно целое и т.д.

В раннем детстве мышление носит наглядно-действенный характер, но постепенно формируется наглядно-образное мышление, свойственное дошкольному периоду детства, а затем - отвлеченное, логическое.

У детей раннего возраста следует формировать систему знаний об окружающему, ведя их от простого к сложному, последовательно и постепенно расширяя круг знакомых предметов, явлений и ситуаций: от конкретных к более обобщенным знаниям и представлениям об окружающем. Главенствующую роль в ознакомлении с окружающим детей 2-3 лет приобретают сведения о людях и их деятельности.

Поэтому, с самого первого года жизни необходимо уделять большое внимание развитию мышления и памяти.

2. Создание педагогических условий для успешного развития памяти и мышления в раннем возрасте

Описание базы эксперимента.

Базой исследования является ДОУ №97. В эксперименте принимают участие 10 детей группы «Цыплята» раннего возраста.

Список детей:

1. Бушева Милана

. Дайновец Аня

. Демин Данил

. Ермолин Тима

. Ковреженкова Саша

. Лебедева Вика

. Параснов Никита

. Степикина Ксюша

. Тесля Лиза

. Чубарев Данил

Наш эксперимент состоял из 3-х этапов:

1.Констатирующий эксперимент

2.Формирующий эксперимент

.Контрольный эксперимент

Констатирующий эксперимент

Цель констатирующего эксперимента:

Выявить уровень психического развития.

Диагностика психического развития ребенка второго года жизни/ [14 c. 18]

Как развивается ваш малыш? Давайте проанализируем нашего малыша. Прочитайте внимательно, что он может уметь и знать по своему возрасту и сделайте в каждом графе пометку: опережает показатели (↑), развитие соответствует норме (→), пока не знает, не умеет (↓).

Познавательная активность - Малыш любопытен, стремиться со всеми предметами подействовать, проявляя настойчивость, уверенность в своих действиях. Невозможность справиться самому толкает его на привлечение к действию близких. [14 c. 18]

Понимание речи взрослого - Хорошо понимает речь, правильно выполняет просьбы и инструкции, охотно и старательно пытается повторить вслед за ним слова. [14 c. 19]

Сенсорное развитие - Ориентируется в 3-х контрастных размерах, в 4-х цветах, подбирает к образцу парные предметы одного цвета, находит по слову предметы определенного качества (мягкий, холодный, пушистый) [14 c. 20]

Разнообразие средств общения - Ищет выражение эмоций взрослых, откликается своими эмоциями радости, огорчения мимикой, пантомимикой. С помощью этих средств пытается вызвать у взрослых реакцию, желание к совместной деятельности. [14 c. 21]

Инициатива совместной деятельности - Ребенок активно откликается на инициативу взрослого к действию и сам вовлекает его жестами, мимикой, словами в свою деятельность, подстраивает свои действия к действиям взрослого. [14 c. 21]

Таблица №1

Ф.И ребенкаВозрастПознавательная активностьПонимание речи взрослогоСенсорное развитиеРазнообразие средств общенияИнициатива совместной деятельности1. Бушева Милана2 г.→→↑→→2. Дайновец Аня1 г. 9 м.→↓→↓→3. Демин Данил2г.↑→→→↑4. Ермолин Тима2г.↓→↓↓↓5. Ковреженкова Саша1г. 9 м.→→→↓↓6. Лебедева Вика1г. 9 м.↓↓↓→→7. Параснов Никита1г. 9 м.→→→↑→8. Степикина Ксюша1г. 9 м.→→→→→9. Тесля Лиза2г.↑→→↑→10. Чубарев Данил1г. 9 м.→→↓↓→«↑» - 10%

«→» - 5%

«↓» - 2%

Общие результаты по показателям:

. Бушева Милана 30%

. Дайновец Аня 19%

. Демин Данил 35%

. Ермолин Тима 13%

. Ковреженкова Саша 19%

. Лебедева Вика 16%

. Параснов Никита 30%

. Степикина Ксюша 19%

. Тесля Лиза 35%

. Чубарев Данил 19%

Познавательная активность - 54%

Понимание речи взрослого - 44%

Разнообразие средств общения 46%

Инициатива совместной деятельности 49%

Таким образом, нами был определен первоначальный уровень психического развития ребенка.

2.2Формирующий эксперимент

Цель формирующего этапа эксперимента:

Разработать цикл серий игровых ситуаций для развития мышления памяти у детей раннего возраста и апробировать их.

Задача: Развивать функции анализа, синтеза, сравнения и обобщения в мышлении детей. Учить выражать словом свои впечатления, желания.

План работы на месяц

Конспекты занятий [5 c. 19]

3.11.2008 г.«Магазин игрушек»

Цель: Знакомить с изображениями известных детям предметов и игрушек на картинках. Учить запоминать их названия, повторять за взрослым. При повторном рассматривании учить узнавать знакомые картинки, называть их. Развивать функции сравнения и обобщения в мышлении детей. Учить понимать слово «картинка» и правильно реагировать на него.

Материал: Картинка знакомых предметов, предметы, которые дети сопоставляют с их изображением.

Ход занятия

Детям раздают картинки, которые рассматриваются и называются; ребенок предъявляет картинки взрослому, называет изображение, и ему выдается соответствующая игрушка, с которой он играет.

Часть 1. В магазине. Воспитатель предлагает детям пойти в магазин, где много различных картинок («магазин» оформляется в другой части комнаты в виде экспозиции знакомых картинок на подставках: «Кукла», «Платье» и т.п.)

Часть 2. Покупка. Воспитатель предлагает детям сесть на стулья и понаблюдать, что будет покупать Петрушка. Петрушка, к примеру, «выбирает» машину. Дети рассматривают, что «купил» Петрушка.

Примечание. Для детей конца 2-го года можно ввести «деньги», которыми они расплачиваются в магазине.

Часть 3. Выбор картинок по названию. Воспитатель поочередно каждого ребенка просит назвать или показать картинку, которую тот хочет купить. Если ребенок затрудняется, взрослый просит указать на картинку и называть ее.

Часть 4. Рассматривание «купленных» картинок. Дети показывают свои картинки, покупки обсуждаются.

7.11.2008 г. «Игрушки для Маши и Даши»

Цель: Среди множества картинок (10-15 шт.) выбрать идентичные (одежда, посуда, мебель, игрушек). Пополнять активный словарь детей, побуждать детей старше 1,5 лет называть изображения общеупотребительными словами, постепенно вытесняя облегченные слова. Развивать восприятие детей, умение рассматривать изображения.

Материал: Две одинаковые куклы Маша и Даша. Идентичные картинки (по 2 шт.) «Платье», «Чашка», «Яблоко», «Мяч», «Шарик воздушный», «Кровать», №Кукла», «Петрушка».

Ход занятия

Часть 1. Знакомство с сестрами Машей и Дашей. Педагог привлекает внимание детей к двум одинаковым куклам. Подчеркивает, что они сестры. Дети запоминают их имена. Предлагает подобрать для Маши и Даши одинаковые игрушки и подарить их.

Часть 2. Рассматривание картинок. На отдельном столе, в стороне от кукол, располагается экспозиция картинок на подставке. Картинки смешаны. Педагог подчеркивает: необходимо выбирать одинаковые, чтобы сестры были довольны. Дает образец решения задачи.

Часть 3. Идентификация картинок. Педагог предлагает ребенку подобрать определенное изображение, например платье для Маши, и поясняет: «Такое же нужно и для Даши». Выбранные картинки сопоставляются, затем распределяются между куклами.

10.11.2008.«Игрушки для Миши и Мишутки»

Цель: Учить подбирать картинки на основании величины изображенного предмета, называть изображение, понимать сочетание слов, указывающих на величину изображенного предмета. Побуждать детей к использованию общеупотребительных названий предметов, постепенно вытесняя ими облегченные слова.

Материал: Парные картинки, отличающиеся лишь величиной изображения: «Мишка», «Кукла», «Мяч», «Матрешки», «Петрушка», «Морковь», «Огурец», «Помидор», «Яблоко» и т.д.

Ход занятия

Часть 1. Знакомство с Мишкой и Мишуткой. Педагог привлекает внимание детей к двум картинкам: на одной изображен большой Миша, на другой - Мишутка. Разыгрывает сценку встречи, говорит за Мишу и Мишутку. Предлагает угостить их. Ставит изображения на два стола.

Часть 2. Рассматривание картинок. Изображение Миши и Мишутки располагаются вертикально на подставках, на разных столиках, хорошо видны детям. Педагог начинает парами показывать отобранные для занятий картинки, подчеркивая величину изображений. Называет изображения. Организует их рассматривание, дает пояснения, побуждая к диалогу.

Часть 3. Соотнесение картинок по величине. Педагог подчеркивает, что большому Мише нужно дать большое яблоко, большую морковку, а маленькому Мишутке маленькие. Дети выполняют задание. Затем также распределяются и другие изображения.

12.11.2008.«Кто с нами рядом живет?»

Цель: Учить узнавать на картинках животных птиц, живущих рядом с человеком, запоминать общеупотребительные слова, обозначающие животных и птиц. Постепенно вытеснять из активной речи облегченные слова, заменяя их общеупотребительными. Использовать фольклорные сюжеты, отражающие отношение человека к братьям нашим меньшим.

Материал: Картинки «Собака», «Кошка», «Петух», из серии «Домашние животные и птицы».

Ход занятия

Часть 1. Разговор о собаке, кошке и петухе. Воспитатель, не показывая детям изображения, рассказывает о собаке. Задает конкретные вопросы: «Кто «ав-ав», чужих в дом не пускает? Кто же это? Правильно, собака! (Показывает картинку). Кто же на картинке? Это наша Жучка-хвостик закорючкой! Мяу-мяу! Кто это? Котик! Мяу-мяу. А у котика усы - удивительной красы! Глазки смелые! Зубки белые! А кто же на этой картинке? Ку-ка-ре-ку! Кур стерегу! Правильно, Петушок золотой гребешок! Что так рано встаешь, деткам спать не даешь?

Часть 2. Повторный показ картинок. Воспитатель поочередно показывает картинки и просит назвать, кого дети видят на них. Отмечается некоторые детали изображений.

Часть 3. Кто к нам пришел? Воспитатель предлагает детям по звукоподражательному узнать, кто нарисован на картинке, и назвать, после этого показывает картинку.

14.11.2008.«Покупка овощей»

Цель: Закреплять знания об огородных культурах, учить узнавать их на картинках, выбирать из большого числа картинок, относящихся к игрушкам, посуде и пр. Формировать операции сравнения и обобщения, анализа и синтеза в восприятии картинки. Развивать речевые навыки, активную речь. Учить называть изображенные на картинках предметы, формировать понятие «овощи».

Материал: Картинки, на которых изображены овощи: картошка, капуста, редис, свекла, огурец, помидор, репа, горох. Картинки, на которых изображены различные предметы, относящиеся к игрушкам, посуде и т.п.

Ход занятия

Часть 1. Рассматривание картинок. Воспитатель предлагает поиграть в магазин. Дает предварительные пояснения: в магазине продается много различных предметов. «Давайте посмотрим, что продается в магазине.» Расставляет картинки на столе и предлагает поочередно рассмотреть и назвать, что изображено на них. Походу рассматривания, после называния изображения, предлагает назвать детали в рисунке. Например: «Да, это платье. А какого оно цвета?» Или: «Что у куклы на голове? Правильно, шапочка».

Часть 2. Выбор картинок по желанию ребенка. Воспитатель предлагает каждому ребенку что-то купить в магазине. Для этого нужно назвать предмет, изображенный на картинке, с помощью взрослого уточнить, что это: игрушка, посуда, мебель и т.п.

Часть 3. Выбор тематических картинок «Овощи». Воспитатель благодарит детей за помощь. Выкладывает все картинки в ряд и еще раз констатирует: «Овощи - это то, что растет на огороде».

Часть 4. Закрепление представления о том, что «овощи - продукты питания». Для чего же нам нужны овощи? Правильно, чтобы их можно было есть, употреблять в пищу».

В конце занятия воспитатель угощает детей овощами, заранее приготовленными на тарелке, при этом просит попробовать овощ, назвать его, а затем найти его изображения на картинке.

17.11.2008. «Как зовут лошадку?»

Цель: Продолжать знакомить с домашними животными, их детенышами. Продолжать учить рассматривать картинки. Отмечать особенности изображений. Учить выражать, словом свои впечатления. Ввести в активный словарь слова: «лошадь», «лошадка», «жеребенок».

Материал: Картина «Лошадь с жеребенком».

Ход занятия

Часть 1. Рассматривание картины «Лошадь с жеребенком». Воспитатель привлекает внимание к картине, просит назвать изображение. Отмечает, что лошадь не одна. «Кто же еще изображен? Правильно, ее ребенок. Как мы его называем? Правильно, жеребенок. Посмотрите, какой он красивый. У жеребенка на голове что? Правильно, грива. А есть хвост у лошади? А у жеребенка? Правильно, есть хвост! У лошади хвост длинный, а у жеребенка коротенький. Лошадь большая! А жеребенок? Правильно, маленький. А что еще есть у жеребенка? Правильно, ножки на копытцах! Как он цокает, когда бежит: «Цок - Цок - Цок!» А когда большая лошадь бежит, как цокают ее копыта? Громко, да? Давайте поцокаем вместе!»

Часть 2. Как зовут лошадь и жеребенка? «Как вас зовут? Тебя - Оля, а тебя - Игорек. А как зовут лошадку? Как зовут жеребенка? Давайте еще раз посмотрим на картинку и назовем лошадку и жеребенка именами, которые им подходят. Какого цвета лошадка? Правильно, черного! А что у нее на лбу! Белое пятнышко, да? Назовем ее Звездочкой, потому что у нее на лбу звездочка. А как жеребенка назовем? Назовем его Ветерок, потому что он быстро бегает».

«Выгнул шейку жеребенок -

Сильной лошади ребенок,

Только на копытца встал,

Вслед за мамой побежал.»

Дополнительные упражнения и развивающие игры для ребенка.

Мячики, шарики

Сначала научите ребенка играть с одним мячиком: покатайте мячик по полу, толкните его, догоните и снова толкните. «Ну-ка догоняй мячик!» Когда ребенок научится катать мячик, сделайте ворота из стульев или кубиков. Покажите малышу, как можно прокатывать мячик между воротами.

18.11.2008. Кубики

Покажите малышу, что можно перекладывать кубики из рук в руки, стучать одним кубиком о другой, складывать их на тележку, снимать ее. Комментируя свои действия и побуждайте ребенка подражать вам. Затем дайте ему самому некоторое время поиграть с кубиками. Затем покажите, как поставить кубики рядом, как поставить кубик на кубик или призму на кубик. Если ребенок испытывает затруднение в этом, возьмите его руку в свою и постройте башню вместе. Самостоятельно дети обычно начинают строить башни из двух кубиков ближе к году.

19.11.2008. Колечки

Возьмите стержень от пирамидки и набор колец. Кольца должны быть крупными, стержень пирамидки - диаметром не менее 1,5 сантиметров. Наденьте на стержень 4-5 колец: большие - с двух концов, маленькие - посередине, так, чтобы пирамидка могла кататься на больших кольцах. Закрепите последнее кольцо. Покажите игрушку малышу. Потрясите ее так, чтобы загремели колечки на стержне. Покатайте пирамидку по полу и дайте поиграть с нею ребенку. Как только игрушка начнет ему надоедать, снова возьмите пирамидку себе и покажите, как она разбирается. Покажите, как снять кольца, и попросите малыша снять 1-2 кольца. Кроме того, кольца от пирамидки можно нанизывать на ленту, закрепив один конец ленты.

20.11.2008. Тарелочки

Возьмите5-6 разноцветных пластмассовых тарелочек из кукольных наборов или одноразовые картонные.

Покажите ребенку, как тарелочки можно складывать стопкой, как раскладывать в ряд или по кругу. Как можно раскладывать разные предметы по тарелкам. Не забывайте поощрять малыша и его фантазию.

21.11.2008. Найди пару

24.11.2008. Кто разбудил Мишку?

Возьмите мишку или другого любимого зверька вашего малыша. Еще понадобится всевозможные инструменты, способные издавать различные звуки: свисток, колокольчик, погремушка, деревянные ложки, музыкальные говорящие игрушки… В общем, то, что издает звуки. Уложите Мишку спать, а музыкальные игрушки спрячьте за ширмой. Вам придется одновременно быть и куклой и оркестром. Мишка спит. Вдруг что-то зашумит (приводите в действие музыкальную игрушку) и Мишка проснулся. Что же это было?

Ребенок должен отгадать, звуки какой игрушки разбудили Мишку. Важно также называть звуки: погремушка гремит, колокольчик звенит, дудочка гудит и т.п.

25.11.2008. Где чье?

Вам понадобится игрушки разных размеров - мишки, зайки, куклы.

И такое же количество разных предметов: чашек, мисочек, книжек, одежек. По комплекту на каждую игрушку. Игровая задача: вещи перепутались. Нужно разложить их по росту игрушек. Самую большую - самому большому Мишке, чашку поменьше - зайцу, он меньше зайца, но больше куклы и т.д.

26.11.2008. Обводилки

Обводить можно все, что попадется под руку: дно чашки, перевернутое блюдце, собственную деталь, ложку и т.д. Используйте толстые фломастеры или восковые мелки для маленьких детей.

Особенно подходят для этой цели формочки для приготовления печений или кексов. Это занятие очень хорошо развивает мелкую моторику.

2.3 Контрольный эксперимент

Цель контрольного эксперимента:

Определить уровень сформированности развитие памяти, мышления у детей раннего возраста.

Таблица 2. Заключительная диагностика

Ф.И ребенкаВозрастПознавательная активностьПонимание речи взрослогоСенсорное развитиеРазнообразие средств общенияИнициатива совместной деятельности1. Бушева Милана2 г.↑→↑→↑2. Дайновец Аня1 г. 9 м.→→→↓↑3. Демин Данил2г.↑→→→↑4. Ермолин Тима2г.→→↓→↓5. Ковреженкова Саша1г. 9 м.→→↑↓↓6. Лебедева Вика1г. 9 м.↓→→→→7. Параснов Никита1г. 9 м.→→↑↑↑8. Степикина Ксюша1г. 9 м.→→↑↑↑9. Тесля Лиза2г.↑→↑↑→10. Чубарев Данил1г. 9 м.→→→↓→

Общие результаты по показателям:

. Бушева Милана - 40%

. Дайновец Аня - 27%

. Демин Данил - 35%

. Ермолин Тима - 19%

. Ковреженкова Саша - 24%

. Лебедева Вика - 22%

. Параснов Никита - 40%

. Степикина Ксюша - 40%

. Тесля Лиза - 40%

. Чубарев Данил - 22%

«↑» - 10%

«→» - 5%

«↓» - 2%

Познавательная активность - 62%

Понимание речи взрослого - 50%

Сенсорное развитие - 67%

Разнообразие средств общения - 66%

Инициатива совместной деятельности - 69%

Таким образом, нами был определен первоначальный уровень психического развития ребенка.

Таким образом, при помощи первоначальной и заключительной диагностики можно увидеть, что уровень сформированности развития памяти, мышления у детей раннего возраста значительно дал рост.

Проведенные исследования показали, и подтвердили теоретические основы, а также и саму выдвинутую гипотезу о том, что эффективность развития памяти, мышления у детей раннего дошкольного возраста будет возрастать, если учитывать комплекс педагогических условий, которые были успешно апробированы в ходе работы. Также, исходя из теории, нами были поставлены задачи исследования, которые мы непосредственно «воплощали» в различные виды деятельности детей раннего дошкольного возраста, что потом в дальнейшем дало результат.

Проводя многочисленные занятии, игры, стало очевидно, что в плане мышления происходит переход от чисто «внешней» стороны воспринимаемого изображения к поиску его «внутреннего» содержания, т.е. возникает стремление понять ситуацию, понять причинно-следственные отношения, изображенные на ней. Данные занятия носят игровой характер, поэтому должны облекать в сюжетную форму. Успешность занятий зависит во многом от того, насколько взрослый сумеет донести до сознания ребенка для чего он должен совершать подбор, группировку, выбор картинок.

Следовательно, использовавшиеся различные методы и приемы являлись наиболее эффективными в развитии памяти мышления у детей раннего дошкольного возраста.

Проведенные нами диагностики показали, что уровень развития памяти мышления повысился, значит, по общему развитию психических процессов не остался безрезультатным.

Таким образом, нами было доказано, что эффективность развития памяти, мышления у детей раннего дошкольного возраста будет возрастать, если учитывать и соблюдать комплекс педагогических условий.

Заключение

Развитие памяти, мышления - одни из важнейших разделов педагогики раннего детства, направленные на умственное развитие ребенка, которому предстоит жить в 21 веке. [1 c. 98]

Развитие мышления в раннем возрасте происходит в процессе предметной деятельности ребенка и носит наглядно-действенный характер. Поэтому взрослому очень важно создать необходимые условия для перехода ребенка к понятийному речевому мышлению.

Одновременно развивается и память ребенка, она очень активна. Малыш уже не только узнает, но и вспоминает о предметах и явлениях, отсутствующих в настоящее время. И здесь тоже развитие «пойдет полным ходом», если взрослый будет наталкивать ребенка на наглядные ситуации, акцентировать его внимание.

Эффективность развития памяти, мышления у детей раннего возраста будет возрастать, если учитывать следующий комплекс педагогических условий:

·Приобщение детей к действию с различными предметами-игрушками и пособиями, которые должны быть подобраны по цвету, форме и материалу;

·Проведение психологически и педагогически обоснованных систем занятий;

·Осуществление индивидуального подхода к каждому ребенку.

Именно в данной работе соблюдался весь комплекс педагогических условий.

Литература

1.Авдеева Н. Развитие личности в раннем детстве/ Н. Авдеева // Дошкол. Воспитание. - 2006. - №3. - с. 103-110

2.Воспитание детей раннего возраста / Под. Ред. Г.М. Ляминой. - М., Просвещение, 1974.

.Воспитание и обучение детей раннего возраста / Под. Ред. Л.Н. Павловой. - М., Просвещение, 1986.

.Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. Пособие для студентов: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования / М.В. Гамезо, Петрова Е.А.; Орлова Л.М.- : М.: Пед. О-во России, 2003. - 512 с.

.Дмитриева В. Развитие интеллекта ребенка в раннем возрасте: Задания и упражнения на развитие внимания, моторики, памяти, мышления, речи/ В. Дмитриева. - 2-е изд. - СПб: Учитель и ученик: Корона принт, 2003. - 160 с: ил. - 63 р.

.Каплунович И.Я. Структура и основные этапы развития образного мышления в дошкольном возрасте / И.Я. Каплунович // Вопр. Психологии. - 2004. - №5. - С. 47-55.

.Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб. Пособие для вузов / И.Ю Кулагина, В.Н. Колюцкий.

.Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления: Методическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2005-168 с.

.Першина Л.А. Возрастная психология: Учеб. Пособ. Для вузов / Л.А. Першина.- : М.: Академический проект, 2004. - 256 с.

.Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: пособие для воспитателя детского сада / Э.Г. Пилюгина. - М., 1983.

.Психология детства: Учебник/ Под. Ред. А.А. Реана.- : СПб.: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-368 с. - (Мэтры психологии).

.Путляева Л. О развитии мышления // Дошкольное воспитание. - 2006.- №5. - с. 35-38.

.Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для вузов / А.В. Семенович.- : М.: Академия, 2002. - 232 с.

.Смирнова Е.О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет/ е.О. Смирнова, (и др.) 2-е изд. Испр. И доп. - Спб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2005.

.Червинская А.П. От восприятия к творчеству. Об этапах развития интеллекта дошкольника и младшего школьника / а.П. Червинская.- : Надель-Червинская М. Иноязычная лексика русского языка. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - 644-653.

.Чмелева Е.И.А. Сикорский о развитии интеллекта детей раннего и дошкольного возраста / Е. Чмелева // Педагогика. - 2003. - №10.С. 66-72.

.Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология)/ И.В. Шаповаленко.- : М.: Гардарики, 2004. - 349 с.

.Я расту! Методическое пособие / Т.Е. Фокина (и др.). - Магнитогорск: МАГУ, 2008. - 252 с.

Похожие работы на - Развитие памяти, мышления у детей раннего возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!