Особенности налогообложения в нефтегазодобывающем секторе

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Геология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    426,23 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-25
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности налогообложения в нефтегазодобывающем секторе

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ В РФ

. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Россия вступила на инновационный путь развития. В настоящее время основным источником доходов бюджетов всех уровней в России стали налоги. В связи с этим вопросы правового регулирования налогообложения относятся к числу наиболее актуальных в экономической и социальной жизни российского государства.

Глава российского правительства Владимир Путин, выступая перед депутатами Государственной Думы с ежегодным отчётом о работе правительства, заявил о необходимости модернизации российской налоговой системы таким образом, чтобы «фискальная нагрузка на производство и инвестиции была необременительной, а наоборот, была повышена на неэффективное потребление, на рентные платежи».

«Нам нужна справедливая налоговая система, стимулирующая развитие» - заключил В. Путин.

Необходимо отметить, что в России доходы бюджета напрямую связаны с эффективностью работы предприятий нефтегазовой отрасли. Нефте- и газодобывающие компании являются крупнейшими налогоплательщиками. Однако российская система налогообложения, например, нефтяной отрасли, считается одной из самых жестких в мире. К своему неудовольствию компании должны отдавать значительную часть выручки, а не прибыли, как это принято в других странах. Выводы о непомерности налоговой нагрузки на сектор недавно подтвердил в своем выступлении новый министр энергетики РФ Александр Новак.

Так как нефтегазовые доходы составляют значительную долю налоговых поступлений в федеральный бюджет, необходимо более подробно присмотреться к этому вопросу.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАЛОГОВ В РФ

В истории развития налоговой науки определяющую роль сыграли труды Д. Риккардо и А. Смита. Они положили начало формированию классической теории налогообложения, которая выдвинула основные фундаментальные принципы налоговой системы. Налоговая система - совокупность различных видов налогов, в построении и методах исчислении которых, реализуются принципы налогообложения.

В начале 1990-х годов в России начались экономические преобразования. Особое внимание уделялось формированию налоговой системы. Формально она была сформирована с принятием закона РСФСР «Об основах налоговой системы Российской Федерации» от 27 декабря 1991 года № 2118-1, в котором были закреплены основы налогового законодательства, включая общие налоги, действующие практически и сегодня.

За десятилетний период своего функционирования налоговая система России претерпела значительные изменения, главным образом из-за поисков оптимальных вариантов налогообложения.

С 1 января 1999 года вступила в силу первая часть Налогового кодекса РФ, которая заменила закон 1991 года. Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджеты разного уровня, общие принципы налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов, а также методы налогового контроля и ответственность за налоговые нарушения.

С 1 января 2002 года в Налоговый кодекс (части 1 и 2) были внесены изменения и дополнения, принятые новые налоги и налоговые ставки.

Конечная цель налогового регулирования - обеспечение устойчивости инвестиционных процессов, роста бюджетных поступлений, эффективного функционирования предприятий.

Налоги - обязательные, индивидуальные безвозмездные платежи, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сборы - обязательные взносы, взимаемые с организаций и физических лиц, уплата которых является одним из условий совершения должностными лицами юридических значимых действий, включая предоставление прав или выдачу разрешений (лицензий).1

Налоговым Кодексом Российской Федерации определены виды федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а также специальные налоговые режимы. Все перечисленные ниже налоги и сборы устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и могут быть им отменены.


Федеральные налоги и сборы обязательны к уплате по единым ставкам и стандартам на всей территории Российской Федерации. Отдельные виды федеральных налогов могут быть отменены при использовании специальных налоговых режимов. В их число входят:

·        налог на добавленную стоимость (НДС),

·        налог на доходы физических лиц (НДФЛ),

·        акцизы,

·        налог на прибыль организаций (НП),

·        водный налог,

·        налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ),

·        сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных ресурсов,

·        государственная пошлина.

Региональные налоги устанавливаются (а также вводятся и прекращают свое действие) законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов. Как и федеральные, отдельные виды региональных налогов могут отменяться специальными налоговыми режимами.

Органы государственной власти субъектов РФ определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также налоговые льготы, основания и порядок их применения. Остальные элементы налогообложения и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом.

В число региональных налогов входят:

·        налог на игорный бизнес,

·        транспортный налог,

·        налог на имущество юридических лиц.

Местные налоги устанавливаются (а равно вводятся в действие и прекращают действие) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Специальные налоговые режимы могут отменять отдельные виды местных налогов.

Представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются Налоговым Кодексом РФ.

В перечень местных налогов входят:

·        налог на имущество физических лиц,

·        земельный налог.

Также на территории Российской Федерации действует четыре специальных налоговых режима:

·        упрощенная система налогообложения (УСН),

·        единый налог на временный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД),

·        единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН),

·        система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.2

Налог считается установленным, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Каждый налог имеет следующие характеристики:

субъект налогообложения - налогоплательщик;

объект налогообложения - экономическое основание, с наличием которого возникают обязанности по уплате налога (доходы, прибыль, имущество);

налоговая база - стоимостная или физическая характеристика объекта налогообложения (стоимость имущества, величина прибыли);

ставка налога - величина налога, определяемая в процентах (адвалорная) или в определенной сумме (специфическая);

налоговый период - момент времени, по окончании которого определяется налоговая база и сумма налога;

порядок и сроки уплаты налога - очередность, условия платежей, даты платежей.

Уплата налогов является одной из главных обязанностей налогоплательщика. Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрен добровольный порядок исполнения требования об уплате налога. Такой способ погашения задолженности предполагает, что налогоплательщик в установленный законом срок в полном объеме уплатит сумму, указанную в требовании налоговой инспекции. В соответствии с п. 49 ст. 69 Налогового кодекса РФ на исполнение предъявленного налоговыми органами требование налогоплательщику отводится десять календарных дней. Течение срока начинается с момента получения требования. Единственным фактором, влияющим на изменение десятидневного срока, может быть указание в извещение другого срока. Таким образом, налоговая инспекция предоставляет налогоплательщику возможность в добровольном порядке погасить существующую задолженность в течение десяти дней.

В целом можно подвести итог, что налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. В настоящее время налоги являются главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

. ОТРАСЛЕВАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОЙ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

В Российской Федерации существует проблема неравномерного распределения налоговой нагрузки в различных отраслях. Чтобы выяснить, как распределена налоговая нагрузка Российской экономики, обратимся к Налоговому рейтингу отраслей по итогам 2011года.

Таблица 1.


В данный рейтинг были включены отрасли, по которым имелся достаточный объем статистических данных. Рейтинг был построен путем ранжирования отраслей по соотношению полученных в 2011 году в консолидированный бюджет России налогов и сборов (без учета НДФЛ) к отраслевому обороту.

Согласно полученным результатам, нефтегазодобывающий сектор обременен налогами больше всех остальных отраслей- как в абсолютном, так и в относительном выражении. Более трети оборота предприятий отрасли уходит в бюджеты различных уровней. Если еще вычесть себестоимость добычи и затраты на транспортировку углеводородов, то получается, что инвестиционные возможности отрасли крайне ограничены.

В связи с этим, периодически обсуждающиеся варианты по усилению фискального давления на нефтяников, требуют очень тщательного изучения и осторожности в практическом применении. Состояние отрасли сейчас и так уже не является оптимальным. Добыча растет на единицы миллионов тонн в год, разведочное бурение также растет медленно, а новых Самотлоров в ближнесрочной перспективе не предвидится.

Усиление налогового давления на нефтегазовую отрасль с целью решить бюджетные проблемы может еще сильнее замедлить развитие основного донора.

Налоговая нагрузка других отраслей гораздо ниже, при этом разница между показателями первой и последней отрасли рейтинга (нефтегазодобывающей промышленностью и воздушным транспортом) - более чем 70 раз. Может сложиться мысль об экономической несправедливости. Отчасти это так, но следует учитывать, что разный уровень налоговой нагрузки во многом обусловлен разной структурой производственных затрат.

В отраслях обрабатывающего сектора доля затрат на приобретение сырья и материалов выше, чем в отраслях добывающего сектора и сфере услуг. Кроме того, значительную долю затрат во всех отраслях составляет фонд оплаты труда, соответственно затраты и прибыль отраслей сильно зависят от численности работников и уровня заработных плат.

Как следствие, в различии затрат и рентабельности и кроется, как правило, краеугольный камень такого диссонанса налоговой нагрузки в экономике. Поэтому нельзя говорить, что бизнесменам в отраслях с высокой налоговой нагрузкой живется однозначно хуже, чем предпринимателям в отраслях с небольшим объемом налогов относительно выручки или оборота.

Отрасли с невысоким уровнем налоговой нагрузки зачастую находятся в худшем финансовом положении, чем отрасли с высоким уровнем налоговой нагрузки, а повышение налогов для них может привести к массовому банкротству предприятий. Например, если довести налоговую нагрузку в сельском хозяйстве до нефтяного уровня, то сельхозпроизводителей в нашей стране не останется - просто в силу преимущественно изначально низкой прибыльности этого бизнеса. Рост налогового бремени может сделать сельское хозяйство просто катастрофически невыгодным.

На существенную неравномерность налогового бремени указывает и еще один интересный аспект - вклад отрасли в ВВП страны. Здесь самые большие диспропорции наблюдаются у нефтегазодобывающей отрасли - создавая менее 10% ВВП, отрасль обеспечивает поступление более 30% налогов в бюджет. На другом полюсе находится сельское хозяйство - более 3% ВВП и только около 0.1% налоговых поступлений.

Несмотря на все вышеуказанное, тем не менее, можно выделить несколько довольно благополучных отраслей, уровень налоговой нагрузки в которых относительно невысок. Например, в металлургии доля налогов в обороте составляет 2.5%, в химической промышленности - 3.1%, в нефтепереработке - 5.8%. Налоговая нагрузка этих трех отраслей примерно соответствует ситуации в текстильной промышленности, которая в России уже давно «дышит на ладан». Все эти три отрасли могут быть объединены по признаку - высокая рентабельность (все в первой десятке отраслей по этому показателю) и низкая налоговая нагрузка. Например, химическая отрасль - 3-я в экономике по рентабельности и только 19-я из 26-ти по налоговой нагрузке.

И если металлурги в течение последних лет серьезно модернизировали свои производственные мощности, то нефтепереработка, несмотря на невысокую налоговую нагрузку, выглядит не лучшим образом. Во всяком случае, глубина нефтепереработки продолжает падать, и по итогам 2011 года достигла многолетнего минимума, а попытка правительства изъять из оборота неэкологичный бензин Евро-2 закончилась, мягко говоря, неуспехом, потому что НПЗ «не успели».

Впрочем, невысокая налоговая нагрузка в металлургии, химической промышленности и нефтепереработке во многом связана с действием двух факторов. Во-первых, в структуре их себестоимости значительную долю занимают материальные затраты, которые сокращают налогооблагаемую базу по налогу НДС. Во-вторых, эти отрасли являются экспортоориентированными (более трети их продукции продается за рубеж), а при экспорте продукции предприятия имеют право вернуть НДС, что также снижает налоговую нагрузку.

В целом, как показал анализ, при необходимости у правительства имеется потенциал для налогового маневра в отношении ряда отраслей. Но в какой степени смогут выдержать дополнительную налоговую нагрузку предприятия тех или иных сегментов экономики без ухудшения эффективности, пока неизвестно.

Курс на модернизацию страны предполагает создание благоприятных налоговых условий для обрабатывающих отраслей, но снижение налогов в одном секторе создает «соблазн» увеличить его в другом, и очевидным претендентом на повышение налогообложения могут оказаться добывающие отрасли, которые и так находятся не в лучшей точке траектории своего долгосрочного развития.

Единственным выходом при осуществлении налоговых маневров является соблюдение баланса, пусть даже не всегда оптимального, как это имеет место сейчас. В любом случае, изменение сложившегося «статус кво» без тщательных расчетов может повлечь за собой крайне неблагоприятные последствия.

Подводя итог, стоит отметить, что распределение налоговой нагрузки по отраслям показывает, что нефтегазовая отрасль является основным источником российского бюджета. Данная отрасль в большей степени страдает от налогового бремени и очень важно в ближайшее время найти баланс между интересами государства и интересами компаний, получающих доход от углеводородов.3

. ОСОБЕННОСТИ РОССИЙСКОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ПУТИ ЕГО ОПТИМИЗАЦИИ

Российская нефтегазовая отрасль занимает уникальное положение в мире. России принадлежит первое место в мире по запасам газа и седьмое - по запасам нефти, но дело не только в рекордных объемах запасов. Важно и то, что в России есть еще значительные неразработанные традиционные материковые запасы нефти и газа, хотя в других странах и регионах все большая доля добычи приходится на более труднодоступные и дорогие источники. Добывать нефть и газ из материковых месторождений в России на 25-50% дешевле, чем, скажем, из глубоководных в Мексиканском заливе и на шельфе Западной Африки или из нефтеносных песков в Канаде. Относительно низкие издержки добычи в России (если не учитывать действующую налоговую нагрузку), усложнение условий добычи во всем мире, а также растущий глобальный спрос на углеводороды увеличивают ценность российских месторождений и дают преимущество российской нефтегазовой отрасли.4

Налогообложение минерально-сырьевого сектора, с одной стороны, должно обеспечить значительные и стабильные налоговые поступления в государственный бюджет, с другой - сохранять достаточные стимулы для инвестиций в данный сектор экономики. Сформировавшаяся в России система налогообложения минерально-сырьевого сектора является недостаточно эффективной с точки зрения достижения указанных целей.

Наибольшую актуальность в настоящее время приобретают исследования, связанные с разработкой конкретных налоговых механизмов, являющихся инструментами изъятия дифференциальной ренты в нефтяной отрасли. В течение последнего года вопросы, касающиеся дифференциации налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), а также введения налога на сверхприбыль в нефтяной отрасли (НДД), широко обсуждаются в органах исполнительной и законодательной власти РФ. О том, что в описываемой области российской системы налогообложения существуют неразрешенные проблемы, свидетельствует и тот факт, что позиции различных государственных структур в отношении существенно различаются. Основной причиной являются опасения значительного снижения налоговых поступлений в государственный бюджет.

Все большее участие России в мирохозяйственных связях и связанное с этим резкое увеличение экспорта сырой нефти должно способствовать расширению налоговой базы нефтяной отрасли и пополнению доходов бюджета. Для оценки влияния на налоговые поступления от предприятий нефтяной и нефтеперерабатывающих отраслей Департаментом экономического анализа и планирования ФНС России производятся предварительные расчеты налоговых поступлений от нефтяных компаний при различных уровнях трансфертных цен на добытую сырую нефть.

Актуальность таких расчетов обусловливается повышением роли налоговой политики в условиях усиления государственного регулирования нефтяной отрасли, эффективного воздействия на ее динамику и структуру, мобилизации денежных ресурсов на ее подъем и развитие.

Однако в сфере нефтяного бизнеса должна быть выработана такая налоговая стратегия, которая переносит центр тяжести с фискальных начал на функции регулятивного характера и обеспечивает более тесную увязку налоговых платежей в бюджетную систему страны с результатами и условиями производственной деятельности хозяйствующих субъектов. В связи с этим на повестку дня выдвигается настоятельное требование обеспечения контроля, учета и фискальной регистрации товарных и денежных потоков на всех этапах технологической цепи движения нефти и нефтепродуктов - от скважины до бензоколонки (включая хозяйствующие субъекты либо выполняющие функции собственника товара, либо оказывающие услуги по транспортировке, хранению и реализации).

Однако доказать несоответствие трансфертных цен рыночным достаточно сложно, т.к. свободный рынок нефти в России не достиг должного уровня развития. Данный рынок, в соответствии с фундаментальными основами экономической теории, является олигополистическим, т.к. в нем действуют около 10 ВИНК, которые консолидированно отстаивают свои чисто корпоративные интересы и используют трансфертные цены, а выход новых конкурентов на рынок крайне затруднен.

В настоящее время наряду с общеэкономическими налогами (налог на прибыль, налог на имущество и т.д.) организации нефтяного комплекса являются налогоплательщиками специфического (отраслевого) налога на добычу полезных ископаемых, а также уплачивают в федеральный бюджет вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (далее - нефтяные налоги).

По своему характеру нефтяные налоги являются фискальным инструментом изъятия природной и экономической (от роста цен сверх определенного минимума) ренты.5

Вывозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты также выполняют функцию защиты внутреннего рынка от увеличения цен на эти товары, который происходит вслед за ростом цен на мировых рынках, а также функцию обеспечения рентабельного функционирования российских НПЗ. Установленные в части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Законе Российской Федерации «О таможенном тарифе» формулы расчета ставок НДПИ и предельного размера вывозных таможенных пошлин на нефть сконфигурированы таким образом, чтобы с учетом налога на прибыль изымать около 89,6% дохода от прироста цен на нефть свыше 25 $/барр, вне зависимости от других экономических показателей, формирующих финансовый результат. Закрепленные на законодательном уровне формулы расчета предельных ставок вывозных таможенных пошлин на нефтепродукты позволяют государству изымать около 72,6% и 56,5% доходов от прироста цен на нефть свыше 25 $/барр при экспорте «светлых» и «темных» нефтепродуктов соответственно.

В целом в настоящее время в зависимости от соотношения объемов добычи и переработки нефти доля налогов и сборов, а также таможенных пошлин в выручке организаций нефтяного комплекса составляет порядка 50-55%.

Поскольку нефтяные налоги учитывают исключительно факт роста цен и игнорируют динамику других компонентов, формирующих финансовый результат функционирование действующей системы налогообложения в этих неблагоприятных условиях фактически вызвало рост налоговой нагрузки по отношению к финансовому результату нефтяных компаний, что привело к существенному ограничению инвестиционного ресурса для разработки новых проектов нефтедобычи, включая новое бурение на действующих месторождениях, и недостатку экономически оправданных новых проектов в нефтедобыче.6

Следствием воздействия текущего налогового режима на нефтяной комплекс стало возникновение серьезной проблемы недоинвестирования как в нефтедобыче, так и в нефтепереработке.7

Налоговая система мало стимулирует увеличение глубины переработки нефти, освоение новых нефтяных провинций. Деньги собираются за счет экспортной пошлины и НДПИ - и они мало связаны с экономическими результатами деятельности предприятия в конкретных условиях, и привязаны скорее к внешним факторам (динамика цен на нефть и курс доллара к рублю).

Реализующиеся в настоящее время меры по повышению налоговой нагрузки (повышение ставок НДПИ) на рентабельные в текущих условиях объекты нефтяного комплекса для компенсации выпадающих доходов бюджетной системы, возникающих в результате предоставления льгот для новых регионов нефтедобычи и падением налогооблагаемой базы в традиционных регионах, приведут уже в среднесрочной перспективе к прямо противоположному результату - падению бюджетных поступлений вследствие еще большего снижения добычи нефти и, как следствие, падения налогооблагаемой базы.8

Необходимо отметить, что для налоговой системы России до настоящего времени кроме прочего характерны следующие системные недостатки:

а) преобладание фискальной направленности налоговой системы - другими словами, приоритет фискальной функции налогов в ущерб регулирующей функции, потенциал которой в настоящее время существенно занижен (как известно, именно через регулирующую функцию налогов государство оказывает влияние на инвестиционный процесс, рост производства, рост предпринимательской активности и т.д.);

б) по-прежнему остаются значительными возможности уклонения от налогообложения, которые оказывают стимулирующее воздействие на область теневой экономики и коррупции и создают условия для развития несправедливой модели налоговой системы;

в) крайняя нестабильность, сложность и запутанность нормативно-правовой базы налогообложения. Сюда же можно отнести и недостаточную развитость процедур налогового контроля и налогового администрирования - несмотря на то, что с каждым годом в этом направлении происходят позитивные сдвиги. Тем самым нарушаются одни из основополагающих принципов организации и функционирования налоговой системы - принцип стабильности налоговой системы и принцип удобности налогообложения.

Реализация крупных проектов в разведке и разработке новых месторождений связана с большими рисками и неопределенностью и требует других навыков, чем прежде, когда преобладали проекты по увеличению добычи на существующих месторождениях. Чтобы реализовывать новые проекты, российским компаниям нужно в короткие сроки усовершенствовать собственные технологические и управленческие навыки. Свою роль в развитии отрасли должно сыграть и правительство - в том числе рассмотреть изменения в налогообложении и обеспечить предсказуемость развития внутренней инфраструктуры.

Очевидно, что суммы, взимаемые государством при добыче нефти, несравнимо больше, чем налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями применительно к поискам, разведке и освоению запасов. Тем не менее, величина налогов, уплачиваемых на этапе осуществления инвестиций, очень существенно влияет на показатели эффективности проектов и. следовательно, на принятие потенциальным инвестором решения об их осуществлении.

В течение многих лет в России применяется система налогообложения, которая позволила с помощью простых и эффективных механизмов максимизировать доходы от добычи в интересах всего общества и в целом соответствует современным мировым тенденциям. Но в последующие десятилетия ситуация в мировой нефтяной промышленности будет меняться, и трудно спрогнозировать, по какому сценарию.

В условиях неопределенности на долгосрочную перспективу в российскую систему налогообложения нефтяной отрасли в ближайшее время следовало бы внести поправки.

Для развития новых месторождений и увеличения отдачи действующих, необходимо аккуратно реформировать нашу налоговую систему с учетом российской специфики и передовых образцов международного опыта.

Для решения этих проблем отрасли необходимо внести некоторые корректировки в действующую систему налогообложения ТЭК, которые путем изменения законодательства о налогах и сборах и законодательства о таможенно-тарифном регулировании, позволяющие расширить число экономически рентабельных проектов в сфере добычи нефти в новых и традиционных регионах нефтедобычи через передачу излишней прибыльности из нефтепереработки (снижением разницы в вывозных таможенных пошлинах на нефть и нефтепродукты), и которые привели бы к оптимизации налоговой нагрузки на отрасль в целом и, кроме того, увеличили бы налогооблагаемую базу нефтяного комплекса до уровня, максимизирующего доходы бюджетной системы. Для реализации этого подхода возможно разделить участки недр на два вида - «новые», которые не достигли определенной законопроектом степени выработанности запасов нефти, и остальные «старые». Такого рода разделение обуславливается тем, что для освоения «новых» участков недр требуется гораздо более высокий уровень капитальных вложений по сравнению с продолжением эксплуатации «старых» участков недр, и, соответственно, принципиально разный уровень фискальной нагрузки.

Для «старых» и «новых» участков недр предполагается установление единых, пониженных относительно действующих, ставок вывозных таможенных пошлин на нефть.

Для «старых» участков недр предлагается сохранение НДПИ на нефть, который может учитывать наряду с изменением цен на нефть на мировых рынках изменение затрат на транспортировку нефти по России. Для «новых» участков недр может быть либо полностью отменен, либо сохранен на минимальном уровне НДПИ и введен налог на прибыль от реализации нефти. По своей экономической сути налог на прибыль от реализации нефти будет являться рентным платежом, который рассчитывается не от физических показателей (как НДПИ на нефть), а от финансового результата деятельности по добыче и реализации нефти.

Максимизацию доходов бюджетной системы при таком подходе можно будет достигнуть за счет роста налогооблагаемой базы (добычи нефти) с соответствующим увеличением валовых поступлений от налогов и сборов, а также вывозных таможенных пошлин.

Принятие данных изменений позволит обеспечить:

• рациональное пользование недрами, в том числе наиболее полное извлечение из месторождений углеводородов нефтяного сырья, то есть повышение коэффициента извлечения нефти и совместно залегающих и попутных компонентов, в первую очередь, попутного нефтяного газа;

• повышение эффективности нефтепереработки;

• развитие систем транспортировки по магистральным трубопроводам нефтяного сырья и продуктов его переработки, а также эффективной переработки нефтяного сырья в Российской Федерации;

• прозрачность и простоту администрирования налогов, в том числе внутри группы лиц.

В результате этих изменений будет возможно достижение следующих целей: будет оказана поддержка развитию отрасли за счет возможности введения новых мощностей, и в то же время за счет увеличения налоговой базы в виде новых рентабельных проектов будут максимизированы налоговые поступления государства от нефтедобывающей отрасли в целом.

В итоге, можно сказать, что российской системе налогообложения в нефтегазовой отрасли необходимо реформирование с учетом российской специфики. Имеет место тенденция к реализации дифференцированного подхода к налогообложению нефте- и газодобывающих предприятий (посредством предоставления адресных льгот).Такое изменение налогового режима для нефтегазовой промышленности имеет своей целью минимизацию изъятия средств у компаний в период разведки и на начальной стадии добычи. Вместе с тем на пике производства предполагаются максимальные платежи в государственный бюджет. Оптимизация налогообложения должна содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в нефтегазодобывающей отрасли, созданию дополнительных возможностей для их участников, достижению баланса между государственными и корпоративными интересами.

налог сбор нефтегазовый

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев данную работу, можно сделать выводы. Налоговая система - это форма проявления налоговых отношений между государством и субъектами налогообложения. Налоговая система - это один из самых эффективных инструментов экономической политики государства. В настоящее время налоги являются главным регулятором всей экономики государства, влияя на ее структуру, пропорции, темпы развития и общие условия функционирования.

Распределение налоговой нагрузки по отраслям показывает, что нефтегазовая отрасль является основным источником российского бюджета. Данная отрасль в большей степени страдает от налогового бремени и очень важно в ближайшее время найти баланс между интересами государства и интересами компаний, получающих доход от углеводородов.

Российской системе налогообложения в нефтегазовой отрасли необходимо реформирование с учетом российской специфики. Имеет место тенденция к реализации дифференцированного подхода к налогообложению нефте- и газодобывающих предприятий (посредством предоставления адресных льгот). Такое изменение налогового режима для нефтегазовой промышлености имеет своей целью минимизацию изъятия средств у компаний в период разведки и на начальной стадии добычи. Вместе с тем на пике производства предполагаются максимальные платежи в государственный бюджет. Оптимизация налогообложения должна содействовать инновационным и инвестиционным процессам, происходящим в нефтегазодобывающей отрасли, созданию дополнительных возможностей для их участников, достижению баланса между государственными и корпоративными интересами.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1 Дунаев В.Ф. Экономика предприятий нефтяной и газовой промышленности, - М.: ООО «ЦентрЛитНефтеГаз», 2004. - 372 с.

2 Налоговый кодекс РФ гл.2 ст.13,14,15,18 [Электронный ресурс]

3 «РИА - Аналитика» Налоговый рейтинг отраслей России - 2011, Налоговая нагрузка на отрасли: диспропорции, которые опасно устранять,

4 Разовский Ю.В. Сверхприбыль недр.- М: Эдиториал УРСС, 2007.- 224с

5 Ежов С.С. Нахождение аналитического выражения для ресурсной ренты в добыче нефти // Известия вузов. Геология и разведка, 2006.- №2.- С. 60-64

6 Эдуардо Болио, Дарья Борисова, Марсел Бринкман, Вестник McKinsey, 2010 г. - «Условия для роста»

7 Беликов Д. Природная рента: за и против // Российская газета, 2009. №10.- С. 12-16

8 Валиуллина Л.А., - Формирование финансового результата на предприятиях нефтегазодобывающей отрасли, - Нефтегазовое дело, 2008

Похожие работы на - Особенности налогообложения в нефтегазодобывающем секторе

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!