Полномочия правительства РФ в сфере исполнительской власти

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Полномочия правительства РФ в сфере исполнительской власти















Реферат по административному праву

Тема «Полномочия правительства РФ в сфере исполнительской власти»












Москва 2013г.

Содержание

Введение.

. Понятие и признаки органов исполнительной власти

. Классификация органов исполнительной власти

. Правительство Российской Федерации

. Полномочия Правительства РФ по руководству органами исполнительной власти

Заключение.

Список литературы.

Введение

Правительство Российской Федерации осуществляет исполнительную власть Российской Федерации <#"justify">Общие и основные полномочия Правительства РФ определены в ст. 114 Конституции РФ и в ст. 13 Закона "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г. В соответствии с этими нормативно-правовыми актами Правительство РФ:

·осуществляет реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;

·осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;

·разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

·обеспечивает в России единую финансовую кредитную, денежную политику;

·осуществляет управление федеральной собственностью;

·обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

·осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, обороны и государственной безопасности;

·обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов;

·формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;

·реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.

Общие полномочия Правительства РФ применительно к отдельным сферам и областям жизнедеятельности государства и общества конкретизируются в восьми статьях (ст.ст. 14-21) Закона "О Правительстве РФ" 1997 г. Однако полномочия Правительства не ограничиваются их перечнем, приведенным в данных статьях. При определении компетенции Правительства РФ используется принцип общего нормирования его полномочий: Правительство осуществляет также иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ.

Правовыми формами реализации Правительством своих полномочий являются постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления носят нормативный характер, а распоряжения издаются по оперативным и текущим вопросам и не являются нормативными актами. Все правовые акты Правительства - как распоряжения, так и постановления - могут быть обжалованы в суд. Правительство вправе также принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера.

В своей деятельности Правительство руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, а также принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, профессионализма, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

1. Понятие и признаки органов исполнительной власти

Орган исполнительной власти - государственное учреждение, обладающее относительной самостоятельностью, структурной организацией, наделенное государственно-властными полномочиями

исполнительно- распорядительного характера и действующее в пределах определенной территории.

Признаки органа исполнительной власти:

·является государственным учреждением;

·вместе с органами законодательной и судебной власти входит в систему органов государственной власти (государственный аппарат);

·наделен полномочиями государственно-властного характера;

·решает задачи, определенные государством;

·обладает соответствующей компетенцией;

·деятельность носит исполнительно-распорядительный подзаконный характер;

·деятельность осуществляет организованный коллектив людей (государственных служащих);

·осуществляет управленческую деятельность на основе предметной специализации;

·осуществляет деятельность в различных формах (правотворческая, правоприменительная, договорная);

·располагает широким арсеналом средств, способов осуществления деятельности;

·обладает внутренней организацией, структурой;

·наделен административной правосубъектностью;

·действует в пределах определенной территории;

·подконтролен и подотчетен по определенным вопросам органам представительной власти, а также вышестоящим органам исполнительной власти.

Административная правосубъектность (правоспособность - дееспособность) органов исполнительной власти возникает с момента издания (обретения юридической силы) правового акта об их образовании с закреплением компетенции; прекращается в связи с их ликвидацией.

. Классификация органов исполнительной власти

По признаку федеративного устройства органы исполнительной власти делятся: на федеральные органы исполнительной власти (Правительство РФ, федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и др.); органы исполнительной власти субъектов РФ (правительства, администрации и их обособленные структурные подразделения в субъектах РФ).

По территориальному масштабу деятельности существуют: федеральные органы исполнительной власти, которые осуществляют деятельность в масштабе Российской Федерации; территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, которые создаются федеральными органами исполнительной власти для осуществления своих полномочий в масштабе федерального округа, субъекта РФ, муниципального образования; органы исполнительной власти субъектов РФ, которые осуществляют свою деятельность в масштабе субъекта РФ. В зависимости от объема и характера компетенции:

·органы общей компетенции осуществляют управление всеми или большинством отраслей и сфер управления;

·органы межотраслевой (надведомственной) компетенции реализуют конкретные управленческие полномочия для всех или большинства отраслей и сфер управления;

·органы отраслевой компетенции осуществляют управление конкретной отраслью управления;

·органы смежной компетенции, имеющие наряду с отраслевой компетенцией полномочия межотраслевого характера (например, Министерство здравоохранения и социального развития РФ руководит медицинскими учреждениями и осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор, который носит надведомственный характер);

·органы внутриотраслевой компетенции в рамках отрасли руководят определенными участками деятельности.

По организационно-правовым формам выделяют следующие органы исполнительной власти: правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, комиссии, службы, надзоры, агентства, администрации, мэрии, инспекции, главные управления, управления, департаменты, центры, отделы и т. д.

По порядку и способу образования - создаваемые органы исполнительной власти, которые образуются в исполнительно-распорядительном порядке на основе правоприменительного акта (подавляющее большинство органов исполнительной власти), и избираемые, которые образуются на основе прямого или опосредованного волеизъявления.

По порядку разрешения вопросов - единоначальные, в которых подведомственные им вопросы разрешаются единолично руководителем органа (министерство, управление, отдел), и коллегиальные, в которых большинство подведомственных вопросов, наиболее важных, обсуждаются и принимаются коллегиально (Правительство РФ).

По источнику финансирования - бюджетного финансирования - осуществляют деятельность на основе финансовых средств, выделяемых из соответствующего бюджета, и смешанного финансирования - осуществляют деятельность на основе как бюджетных средств, так и средств, полученных от ведения хозяйственной и иной коммерческой деятельности.

3. Правительство Российской Федерации

Правительство РФ - высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации, коллегиальный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.

В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства РФ, заместители Председателя Правительства РФ и федеральные министры.

Председатель Правительства РФ:

1.представляет Правительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации;

2.ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;

.подписывает акты Правительства РФ;

.представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;

.распределяет обязанности между заместителями Председателя Правительства РФ;

.систематически информирует Президента РФ о работе Правительства РФ.

Заместители Председателя Правительства РФ:

1.участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;

2.участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

.предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ.

Федеральные министры:

1.участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;

2.принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;

.принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;

.обладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Члены Правительства РФ не вправе:

1.быть членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ и депутатами выборных органов местного самоуправления;

2.занимать другие должности в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

.заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы. Члены Правительства РФ обязаны передавать в доверительное управление под гарантию государства на время своего пребывания в составе Правительства РФ находящиеся в их собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном федеральным законом;

.заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

.быть поверенными или представителями по делам третьих лип в органах государственной власти;

.использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности;

.получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ;

.получать в связи с осуществлением своих полномочий от физических и юридических лиц не предусмотренные федеральным законодательством ссуды, подарки, денежное и иное вознаграждение, в том числе услуги, оплату развлечений и отдыха;

.принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальные звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств;

.выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством РФ, международными договорами РФ или на взаимной основе по договоренности федеральных органов государственной власти с государственными органами иностранных государств, международными и иностранными организациями.

Правительство РФ в пределах своих полномочий: организует реализацию внутренней и внешней политики Российской Федерации; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы. Полномочия Правительства РФ в сфере экономики:

1.осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ регулирование экономических процессов;

2.обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;

.прогнозирует социально-экономическое развитие РФ, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;

.вырабатывает государственную структурную и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;

.осуществляет управление федеральной собственностью;

.разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного экономического, финансового, инвестиционного сотрудничества;

.осуществляет общее руководство таможенным делом;

.принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг;

.формирует мобилизационный план экономики РФ, обеспечивает функционирование оборонного производства РФ.

Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики:

1.обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2.разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

.представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

.разрабатывает и реализует налоговую политику;

.обеспечивает совершенствование бюджетной системы;

.принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;

.осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом РФ;

.осуществляет в соответствии с Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;

.руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами;

.разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

Полномочия Правительства РФ в социальной сфере:

1.обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

2.принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

.разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

.обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

.принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

.содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

.взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

.разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы.

Полномочия Правительства РФ в сфере науки, культуры, образования:

1.разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

2.обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

.обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

.обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

Полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды:

1.обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;

2.принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия;

.организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;

.координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью:

1.участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

2.осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

.разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально- технической базы правоохранительных органов;

.осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

Полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственной безопасности России:

1.осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности РФ;

2.организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ;

.обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям;

.обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности РФ;

.принимает меры по охране Государственной границы РФ;

.руководит гражданской обороной.

Полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений:

2.обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях;

.в пределах своих полномочий заключает международные договоры РФ, обеспечивает выполнение обязательств РФ по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств;

.отстаивает геополитические интересы Российской Федерации, защищает граждан Российской Федерации за пределами ее территории;

.осуществляет регулирование и государственный контроль в сфере внешнеэкономической деятельности, в сфере международного научно-технического и культурного сотрудничества.

Правительство РФ осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ.

. Полномочия Правительства РФ по руководству органами исполнительной власти

правительство исполнительный власть федеральный

Полномочия Правительства РФ были кратко описаны нами выше . Подробно остановимся на одном из основных полномочий , которое связано с руководством работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, с контролем за их деятельностью.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. Функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, определяются постановлением Правительства Российской Федерации.

Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящий в состав Правительства Российской Федерации министр Российской Федерации (федеральный министр);

Федеральная служба (служба) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа;

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

Отношения Правительства Российской Федерации и федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти строятся на основе власти-подчинения. Правительство может ставить подчиненным органам задачи, за выполнение которых последние будут нести ответственность перед Правительством. Правительство Российской Федерации утверждает планы работы и прогнозные показатели деятельности федеральных министерств, а также иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми оно осуществляет. Правительство устанавливает необходимую для исполнения порученных задач штатную численность федеральных государственных служащих в пределах общей штатной численности федеральных органов исполнительной власти.

Для осуществления своих функций Правительство имеет право создавать «на местах» свои территориальные органы, формировать их штат и назначать руководителей. Подобные территориальные органы имеют больше информации о ситуации на подведомственной территории, знают ее специфику, могут непосредственно на местах способствовать оперативной реализации принятых решений.

На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» можно сделать вывод, что основными функциями, распределяемыми Правительством между федеральными органами исполнительной власти являются:

функции по принятию нормативных актов;

функции по контролю и надзору;

функции по управлению государственным имуществом;

функции по оказанию государственных услуг.

В полномочия Правительства входит так же регламентация основ деятельности федеральных органов исполнительной власти (например: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации; Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 280 «Об утверждении Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации» и др.).

Конкретная численность работников федерального органа исполнительной власти определяется руководителем этого органа, однако Правительство РФ имеет право устанавливать предельную численность сотрудников, а так же определять размер бюджетных средств, выделяемых на содержание этого аппарата.

Правительство своими нормативными актами определяет порядок создания, численность сотрудников и ассигнование на содержание территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

Согласно ч. 5 Типового регламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 3, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются в качестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъекта Российской Федерации), межрайонных, городских или районных органов.

Финансирование деятельности территориальных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Поскольку федеральные органы исполнительной власти подчинены, подконтрольны и подотчетны Правительству, то Правительство РФ имеет право отменять или приостанавливать действие нормативных актов, принятых любым федеральным органом исполнительной власти (например, в случае несоответствия этих актов, Конституции РФ, Федеральным конституционным законам и Федеральным законам, Указам Президента и Постановлениям Правительства; принятия федеральным органом исполнительной власти, нормативного акта по вопросам, не относящимся к его компетенции и т.д.).

Правительство имеет право в случае необходимости учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве Российской Федерации.

Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательный характер.

Решения, принимаемые координационными органами в соответствии с их компетенцией, являются обязательными для всех представленных в них органов исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами или актами Правительства.

Межведомственные комиссии и советы образуются для решения задач или рассмотрения вопросов межотраслевого или межтерриториального значения.

Заключение

В заключение работы, хотелось бы сделать основные выводы:

1. Правительство РФ - высший федеральный <#"justify">2. Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность.

3.Основными функциями, распределяемыми Правительством между федеральными органами исполнительной власти являются:

функции по принятию нормативных актов;

функции по контролю и надзору;

функции по управлению государственным имуществом;

функции по оказанию государственных услуг

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.

. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 г. "О Правительстве Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №52. Ст. 5712

. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" // Российская газета. 2008. 13 мая. № 100.

. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 33. Ст. 3196.

.Указ Президента РФ "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" СЗ РФ. 2004 г. N 21 ст. 2023.

.Указ Президента Российской Федерации № 825 от 28 июня 2007 г. «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007 № 27. Ст. 3256

. Постановление Правительства Российской Федерации » 30 от 1 ик>ВД2004 г «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 4. Ст. 305

. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2004 г. №264 «Об утверждении Положения о Комиссии Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности»// Собрание законодательств Российской Федерации. 2004. № 23. Ст. 2317

. Административное право: учебник под ред. Л.Л. Попова и М.С. Студеникиной. М., 2008.

. Административно-правовое регулирование экономических отношений. М., 2001.

. Администрация Президента Российской Федерации// Сост. под рук. Т.А. Стрешнева. М. 2000

. Гуляев А. П. и др. Контролирующие органы и организации России. М: МАЭП, 2000

. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития/ Под ред. Н.КХХаманевой. М., 2004

. Косаренко H.H. Система государственного контроля в Российской Федерации. М., 2008.

. Лукьяненко В.И. Государственный аппарат России: проблемы организации, управления, контроля. М., 2004

. Лукьяненко В.И. Контроль элемент системы управления // Служба кадров. 2001. № 11

. Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М., 2007. Юридический статус человека и гражданина в России. Учеб. пособие / под ред. Л.Д. Воеводина. М., 2007

. http://www.consultant.ru/ разработка правовых систем

Похожие работы на - Полномочия правительства РФ в сфере исполнительской власти

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!