указанные права на земельный участок признаются возникшими с момента их регистрации в ЕГРП.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Кадастр - это реестр, содержащий перечень типичных объектов земли, доходов, классифицируемых по внешним признакам. Он устанавливает среднюю доходность объекта обложения. К внешним признакам относятся, например, при земельном налоге размер участка, количество скота и др. Изъятие налога до получения владельцем дохода (у источника) исчисляется и удерживается бухгалтерией того юридического лица, который выплачивает доход субъекту налога. Таким путем взимается подоходный налог с заработной платы. [1]
Кадастровая стоимость земельного участка рассчитывается на основании кадастровой оценки земли. Специфика земли как объекта оценки обусловлена следующими особенностями:
земля является природным ресурсом, который невозможно свободно воспроизвести в отличие от других объектов недвижимости;
при оценке всегда учитывается возможность многоцелевого использования земли;
к стоимости земельных участков не применяются понятия физического и функционального износа, а также амортизации, поскольку срок эксплуатации земельных участков не ограничен.
Таким образом, экономически обоснованная стоимостная оценка земель является сложной процедурой, так как должна учитывать возможность их одновременного использования как природного ресурса, основы среды проживания населения и объекта недвижимости.
Целью кадастровой оценки является одновременное определение кадастровой стоимости всех земельных участков в границах административно-территориальных образований (областей, районов, городов, поселков и т.д.) по оценочным зонам на начало следующего года.
Кадастровая стоимость земельного участка может устанавливаться в процентах от его рыночной стоимости, если первоначально определена рыночная стоимость земельного участка.
Целью рыночной оценки является определение рыночной стоимости единичного земельного участка на дату оценки независимыми оценщиками в соответствии с принятыми стандартами и методами оценки.
Кадастровая и рыночная оценка земли проводятся на основе комплексного применения трех подходов: доходного, сравнительного и затратного.
Доходный подход к оценке земельных участков основан на методах, позволяющих получить оценку стоимости земли исходя из ожидаемых потенциальным покупателем доходов.
Метод сравнения продаж основывается на систематизации и сопоставлении информации о ценах продажи аналогичных земельных участков.
Затратный метод оценки основан на предположении, что инвестор не заплатит за участок большую сумму, чем та, в которую обойдется приобретение соответствующего участка и возведение на нем здания в приемлемый для строительства период.
На основе анализа данных, полученных различными методами оценки земельных участков, в каждой оценочной микрозоне определяется кадастровая стоимость земельного участка как усредненная величина по конкретному виду использования или максимальное значение из возможных видов использования. Основными методами обработки исходной информации являются регрессионный корреляционный анализ и статистический метод группировок.
Рыночные цены в расчете на единицу площади земли типичных земельных участков устанавливаются на основании рыночных цен на аналогичные участки, скорректированных на время продажи, и учитывают целевое использование земельного участка и конъюнктуру рынка.
Таким образом, показатели кадастровой стоимости, которые формируют налоговую базу, не должны превышать уровня рыночных цен на земельные участки аналогичного целевого использования.
Согласно поправкам, вносимым в НК РФ Законом № 216-ФЗ, уточняется порядок определения налоговой базы в отношении некоторой категории земельных участков. Так, в пункт 1 статьи 391 НК РФ с 1 января 2008 г. вводится абзац, согласно которому налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований, определяется по каждому муниципальному образованию. При этом налоговая база в отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования, определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.
Налоговая база по земельному налогу определяется отдельно в отношении частей (долей) земельного участка, если налогоплательщиками признаются разные лица, либо установлены различные налоговые ставки.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений о земельных участках, полученных из Государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. Сведения о кадастровой стоимости земельных участков организации должны получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке до 1 марта года, за который должен уплачиваться земельный налог.
Непосредственно полученными сведениями не смогут воспользоваться те налогоплательщики, которые владеют землей на праве общей долевой или совместной собственности либо имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. В этом случае налоговая база определяется следующим образом. Владельцы, у которых земля находится в общей долевой собственности, кадастровую стоимость земельного участка, с которой им нужно платить налог, рассчитывают пропорционально доле каждого в общей долевой собственности. Если земля находится в общей совместной собственности, то она определяется для каждого владельца в равных долях. Если в общей долевой собственности находится здание, сооружение и т.д., то участок под ним для уплаты земельного налога делится между владельцами пропорционально их доле в праве собственности на указанные строения.
Таким образом, каждый собственник должен рассчитать налог исходя из кадастровой стоимости принадлежащей ему доли участка.
В случае, когда при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к покупателю в соответствии с законом или договором переходит право собственности на часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
В случае, когда покупателями здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (площадях) на указанную недвижимость.
Налоговым периодом является календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований дифференцированно в зависимости от целевого использования земли.
Освобождаются от налогообложения:
. организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
. организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования;
. организации - в отношении земельных участков, непосредственно занятых объектами мобилизационного назначения и другими объектами особого назначения;
. религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
. общероссийские общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
. организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов;
. научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении земельных участков, используемых в целях научной деятельности.
Сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
Налогоплательщики, являющиеся организациями, исчисляют сумму налога самостоятельно.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по итогам налогового периода, и суммами авансовых платежей по налогу.
Отчетные периоды: 1 квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
При установлении налога представительный орган муниципального образования (органы власти городов федерального значения) вправе не устанавливать отчетный период.
Налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
. Элементы налогообложения земельного налога
Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Элементами налогообложения являются:
объект налогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Определение налоговой базы
. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки. [5]
. Налогоплательщики - организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности, на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
. Если иное не предусмотрено пунктом 3, налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.
. Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
) инвалидов, имеющих III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лиц, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности;
) инвалидов с детства;
) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
. Уменьшение налоговой базы на не облагаемую налогом сумму, установленную пунктом 5, производится на основании документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка.
Порядок и сроки представления налогоплательщиками документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга). [6]
. Если размер не облагаемой налогом суммы, предусмотренной пунктом 5, превышает размер налоговой базы, определенной в отношении земельного участка, налоговая база принимается равной нулю.
Особенности определения налоговой базы в отношении земельных участков, находящихся в общей собственности:
. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
. Налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей совместной собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях.
. Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.[8]
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. При установлении налога представительный орган муниципального образования (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) вправе не устанавливать отчетный период.
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга) и не могут превышать:
) 0,3 процента в отношении земельных участков:
отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в поселениях и используемых для сельскохозяйственного производства;
занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или предоставленных для жилищного строительства;
предоставленных для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;
) 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.
Возможны дифференцированные налоговые ставки в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка, а также в зависимости от места нахождения объекта налогообложения применительно к муниципальным образованиям, включенным в состав внутригородской территории города федерального значения Москвы в результате изменения его границ, в случае, если в соответствии с законом города федерального значения Москвы земельный налог отнесен к источникам доходов бюджетов указанных муниципальных образований (в ред. от 29.06.12). В случае если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налогообложение производится по налоговым ставкам, указанным в ст. 394 НК РФ. [9]
Задача
земельный налог кадастровый рыночный
Определите сумму налога на доходы физического лица.
Известно:
. Ежемесячная заработная плата работника в налогом периоде - 9 000 руб.
. Стандартный налоговый вычет - 400 руб.
. Работник обучается по заочной форме в аспирантуре в учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию. Плата за обучение в год - 52 000 руб.
. Организация предоставила работнику беспроцентный заем на 3 месяца в размере 40 000 руб.
. Ставка рефинансирования ЦБ РФ - 8,75%.
Решение:
С 1 января 2012году, стандартный вычет в размере 400 руб. за каждый месяц отменен (Федеральный закон № 330-ФЗ от 21.11.11г.).
Все доходы, полученные работником, облагаются по ставке 13% (ст.224 НК РФ).
Ставка рефинансирования за 1 месяц: 8,75% / 12 месяцев = 0,73%
Ставка рефинансирования за 3 месяца: 0,73% * 3 месяца = 2,19%
У работника, получившего беспроцентный заем, возникает доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах по займу, который облагается НДФЛ (п. 1 ст. 210, пп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ). НДФЛ с дохода в виде материальной выгоды исчисляется по ставке 35% (п. 2 ст. 224 НК РФ).
Налоговая база при исчислении НДФЛ с суммы материальной выгоды, полученной при предоставлении беспроцентного займа, определяется исходя из двух третьих ставки рефинансирования, установленной ЦБ РФ на дату фактического получения налогоплательщиком дохода (пп. 1 п. 2 ст. 212 НК РФ). Следовательно: 2,19% * 2 / 3 = 1,46%
Т.к. работник обучается по заочной форме в аспирантуре в учебном заведении, имеющем соответствующую лицензию, он имеет право на социальный налоговый вычет (ст. 219 НК РФ).
000 руб. * 13% / 100 % = 6760 руб.
Общий доход составил за налоговый период:
руб. * 12 месяцев = 108000 руб.
Налоговая база по НДФЛ равна:
руб. * 13% / 100% = 14040 руб.
руб. * 35% / 100% = 14000 руб.
руб. * 1,46 % / 100% = 204,4 руб.
Налоговая база: 108000-52000 = 56000 руб.
НДФЛ = 56000*13% = 7280 руб.
Фактически удержано на работе 14040 руб. При подаче декларации ФНС возвращает разницу 14040-7280 = 6760 руб.
Ответ: НДФЛ = 7280 руб.
Тестовые задания
. Налоговая база по единому налогу на вмененный доход зависит от:
а) базовой доходности;
б) величины физического показателя;
в) базовой доходности, рассчитанной налогоплательщиком, и величины физического показателя;
г) корректирующих коэффициентов.
. К внереализационным расходам для целей налогообложения прибыли относятся:
а) расходы на содержание служебного транспорта;
б) проценты по долговым обязательствам;
в) расходы за оказанные юридические и информационные услуги;
г) судебные расходы и арбитражные сборы;
д) расходы на услуги банков;
е) представительские расходы.
Заключение
Таким образом, любое изменение на федеральном уровне правил обложения земельным налогом должно учитывать реальные финансовые возможности муниципальных образований, необходимость сохранения и развития их финансовой самостоятельности.
Основным законом, регулирующим отношения, возникающие по установлению, исчислению и взиманию земельного налога в России, является НК РФ, принятый в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ст. 15 НК РФ земельный налог относится к категории местных налогов. Являясь местным налогом, действующим на территории Российской Федерации, земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать на основании НК РФ и нормативных правовых актов о налогах представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов.
При введении земельного налога представительным органам муниципальных образований предоставляется право определять (в пределах норм НК РФ) основной элемент налога - ставку и обязательные элементы налога - порядок и сроки его уплаты. В НК РФ отмечено, что представительные органы муниципальных образований могут также устанавливать дополнительный элемент налога - налоговые льготы, основания и порядок их применения, в том числе и размер не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения:
·на праве собственности;
·на праве постоянного (бессрочного) пользования;
·на праве пожизненного наследуемого владения.
Налогоплательщики являются центральным звеном в структуре участников налоговых правоотношений, поскольку именно в отношении их построено все налоговое законодательство, и их права и обязанности имеют конституционное закрепление. Основной и главной обязанностью налогоплательщика и плательщика сборов является уплата налогов и сборов.
Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы по месту нахождения земельного участка, признаваемого объектом налогообложения.
Элементы налогообложения представляют собой набор параметров, необходимых и достаточных для исчисления и уплаты налога. Нечеткое определение того или иного элемента налогообложения порождает неоднозначное толкование налогово-правовых норм, судебные споры, лишает добросовестного налогоплательщика возможности надлежаще выполнить налоговую обязанность.
Список используемой литературы
1.Глущенко В.В., Чехунов В.Н. Финансы: Учеб. пособие. - Харьков: Изд-во Ун-та внутр. дел. 2000. 160 с.
.Земельный налог [Электронный ресурс], - Режим доступа: #"justify">.Земельный налог [Электронный ресурс], - Режим доступа: #"justify">.Земельный налог [Электронный ресурс], - Режим доступа: #"justify">.Земельный налог (местный налог). [Электронный ресурс], - Режим доступа: #"justify">[6] НК РФ Статьи 396
[7] НК РФ Статьи 389
[8] НК РФ Глава 10 Статьи 390-392
[9] НК РФ Статьи 393-394